Из какой страны т янссон. Произведения, цитаты, фото, биография туве янссон. Муми-тролли и прочие работы

туве янсон троль сказка

Детские годы

Туве Марика Янссон родилась в Хельсинки 9 августа 1914 года Ахола С. Туве Янссон. Писательница, иллюстратор, художник. // Сто знаменитых финнов. Хельсинки, 2004. C.777.

По материнской линии она принадлежала к древнему шведскому роду Хаммарстенов, из которого вышло много видных государственных деятелей и просто знаменитых людей. Мать Туве, Сигне Хаммарстен (1882-1970) была внучкой пастора и дочерью придворного проповедника. Брауде Л. Малая проза великой писательницы. // Янссон Т. Дочь скульптора. СПб., 2001. С.8 Как рассказывала Туве Янссон, родители не разрешали Сигне стать художником. Несмотря на это, сначала она устроилась преподавателем рисования в стокгольмскую школу для девочек, а затем, уже будучи взрослой, отправилась на учебу в Париж. Там в 1910 году Сигне Хаммарстен встретилась с Виктором Янссоном, финским скульптором, который был моложе ее на четыре года.?Ахола С. Туве Янссон. Писательница, иллюстратор, художник. // Сто знаменитых финнов. Хельсинки, 2004. C.779

Виктор Янссон (1886-1958) был сыном галантерейного торговца из Хельсинки. Брауде Л. Малая проза великой писательницы. // Янссон Т. Дочь скульптора. СПб., 2001. С.7 Его отец рано умер. Мать продолжала держать магазин, но дела в нем шли плохо, и до женитьбы Виктору приходилось помогать матери в управлении магазином. Но именно благодаря вынужденному пребыванию в Финляндии ему удалось занять место в рядах первого поколения финских скульпторов, получивших образование на родине.

Он принимал участие в Гражданской войне в частях белой армии, и от рядового дослужился до сержанта. После войны он стал известным архитектором и скульптором памятников, связанных с войной. В частности, он спроектировал монументы свободы в Лахти и Тампере, а также памятник на военном кладбище в Сюсмя.

Летом 1913 года Виктор и Сигне поженились.? Ахола С. Туве Янссон. Писательница, иллюстратор, художник. // Сто знаменитых финнов. Хельсинки, 2004. C.779 Первый год совместной жизни новобрачные провели в Париже. Затем, в 1914 году, переехали в Хельсинки и поселились в квартире-мастерской на улице Луотсинкату на Катаянокка, известной по автобиографической книге Туве Янссон "Дочь скульптора". Там же. Несколько месяцев спустя в семье родился первенец, Туве Марика. Позже у Туве появилось два брата - Пер Улов (1920) и Ларс (1926).

Сигне Хаммарстен-Янссон пришлось взять на себя всю заботу о семье. Если она, выходя замуж за скульптора, помышляла о карьере художника, ее надежды не оправдались в полной мере. Конечно, можно заниматься искусством, если только у матери троих детей останется на это время, и если для этого найдется место на столе в углу мастерской мужа. Собственная комната для работы появилась у Сигне лишь в 1933 году, когда Янссоны переехали в новую квартиру в Доме художников Лаллукка. Там же, С.780

Кое-какие книжные иллюстрации она делала еще до замужества. В Финляндии ее первыми работами были обложки для книг, и на них впервые появилась подпись "Хам". Постепенно она стала одним из наиболее известных книжных иллюстраторов Финляндии.

Другим важным полем её деятельности были шаржи и карикатуры, она занималась этим еще в Стокгольме. В Финляндии она начала рисовать для рождественского журнала "Люцифер", выпускаемого Союзом шведоязычных журналистов, а позднее стала постоянным художником либерального юмористического журнала "Гарм".

В 1920-е гг. Сигне Хаммарстен-Янссон была принята на неполный рабочий день на должность художника в типографию Финляндского Банка, печатавшую банкноты. За 28 лет работы она успела нарисовать 170 находившихся в употреблении почтовых марок. Там же.

Авторы, писавшие о Туве Янссон, отмечали огромную роль дома и семьи как в ее жизни, так и в творчестве. Мотив домашнего очага, привязанности к близким мы можем найти практически во всех её книгах, в детских же он чуть ли не главный. Если судить по ее воспоминаниям, семья муми-троллей сильно напоминает собственную семью Туве Янссон. Муми-папа такой же, как Виктор Янссон - время от времени впадает в депрессию от зеленого спокойствия Долины муми-троллей, усаживает свою семью в лодку, и переезжает на скалистый островок с маяком далеко в море. Очень близки между собой Муми-мама и Сигне Хаммарстен-Янссон, мечущиеся между творчеством и работой по дому. Муми-тролли живут в своём уютнейшем Муми-доме, к которому тянутся все неприкаянные, в том числе даже такой самодостаточный, но одинокий персонаж, как Снусмумрик. Сама Туве покинула родительский дом, когда ей было уже 28 лет. Там же, С.778

Свои детские воспоминания Туве Янссон озаглавила " Дочь скульптора". Это скорее жест любви, чем указание на основополагающее влияние отца, так как в жизни и творчестве Туве была скорее дочерью художницы, чем скульптора. Туве очень любила свою мать, и в детстве постоянно наблюдала за её работой. В 1928 году она пишет в своём дневнике: "У мамы важная работа. (…) Я жду того времени, когда смогу помогать маме в работе над иллюстрациями. Она делает так много работы одна". Там же, С.781 Отношение к матери не изменилось с течением времени. Даже в возрасте 78 лет Туве Янссон все еще говорила, "что всегда пыталась походить на маму, стремилась всегда рисовать как она". Там же.

Но не совсем верным было бы сказать, что нежное отношение к матери и постоянное наблюдение за тем, как она работает, оказали решающее влияние на выбор профессии Туве Янссон. Важной для становления её творческой личности была та атмосфера, в которой она выросла.

Дом Туве Янссон был не просто жилищем дружной семьи, в первую очередь это был дом художников. Их квартира состояла практически из одной комнаты - мастерской, где стояло множество скульптур, выполненных Виктором Янссоном. Там же был расположен стол, за которым работала мать, а дети спали в этой же комнате на антресолях. Маленькая Туве всегда видела мать, склоненную над рисунком, а отца с резцом в руке.

Театральный режиссёр Вивика Бандлер в своих воспоминаниях пишет: «Туве была воспитана относиться ко всем, кто не был художниками, с состраданием». Там же, С.778 Она не прилагала никаких усилий, чтобы стать художником - она была им с самого рождения, и никогда не представляла себя в другой роли.

Туве Янссон краткая биография изложена в этой статье.

Туве Янссон краткая биография

Туве Марика Янссон - известная финская писательница, художница, иллюстратор. Известна благодаря своим книгам о муми-троллях.

Туве Янссон родилась 9 августа 1914 года в творческой семье в Хельсики (Финляндия), где и прожила всю жизнь. Окончила среднюю школу в Хельсинках.

В 15 лет Туве Янссон уезжает учиться в Швецию, получив диплом факультета изящных искусств Колледжа искусств, она проходит стажировку в художественных школах Франции, Германии, Италии. К этому времени у себя на родине она уже добилась определённого признания, поскольку чуть ли не с 10 лет выполняла иллюстрации для популярного детского журнала

Первая выставка работ Туве Янссон состоялась в 1943 в Хельсинки.Ее живописные работы были представлены на многих выставках Финляндии и Швеции, она много работала для театра, который был всегдашней ее страстью, и иллюстрировала книги. Янссон любила английскую литературу и поэтому с особым воодушевлением трудилась над рисунками к книгам Л.Кэрролла и Дж. Р. Толкина.

Первая книга из серии работ о муми-троллях вышла из печати в 1945 («Маленькие тролли и большое наводнение», однако популярность завоевала её вторая повесть «Муми-тролль и комета» (1946), в которой было дано подробное описание Долины муми-троллей (Муми-дален), ставшей местом действия большинства последующих историй. Следующая книга - «Шляпа волшебника» (1949) - дала толчок «муми-буму» во многих странах мира.

С 1953 по 1959 Туве Янссон рисовала комикс о муми-троллях для The London Evening News, который затем (до 1970) рисовал её брат, Ларс Янссон.

Поразительно, но сама Янссон всегда подчеркивала, что в первую очередь она - художник, и очень серьёзно к своей литературной деятельности не относилась. Однако её картины всегда привлекали гораздо меньше внимания, чем книжки о муми-троллях.

Есть люди, что приходят в наш мир, чтобы оставить не только светлые воспоминания, но и вещи, которые будут жить в веках и дарить светлые чувства. Мы расскажем вам о таком человеке, это Туве Янссон. Краткая биография, наиболее известные произведения и цитаты ждут вас в статье о загадочной сказочнице из далекой холодной Финляндии.

Кто такая Туве Янссон?

Финская писательница Туве Янссон известна во всем мире. Ее произведения, в большинстве написанные для детей, не оставляют равнодушными и взрослых. Мировую известность Янссон принесла серия про забавную и милую семью муми-троллей.

Секрет популярности произведений писательницы - в ее добрых персонажах, интересных историях, ненавязчивом, легком авторском языке. Дети всего мира знают ее героев. Многие книги экранизированы.

Изюминка ее произведений в том, что герои Янссон созданы ею от начала до конца. Писательница не только написала о них цикл книг, но и сама иллюстрировала их. Поэтому муми-тролли такие необычные и вместе с тем будто живые.

Биография Туве Янссон

Эта удивительная писательница родилась в талантливой необычной семье. Произошло это в 1914 году в Финляндии.

Мама Туве - Сигне - была известной художницей родом из Швеции. Она не только писала удивительные пейзажи и портреты, но и была иллюстратором (то есть создавала картинки для книг и оформляла их).

Отец - Виктор Янссон - был талантливым скульптором, чьи работы украшали многие музеи и дома искусств в Финляндии.

Туве Янссон родилась первой в творческой семье. Позже появились на свет еще двое братьев, что тоже пошли по пути искусства: один стал фотографом, а второй -художником.

Есть сведения, что ее мать была из известного в Швеции рода Хаммарштен, который славился своими представителями, среди которых были и люди творчества, и политики.

Все свое детство летние месяцы писательница проводила у бабушки в Швеции. Здесь почти рядом было море, которым девочка наслаждалась и которое шептало ей сказочные сюжеты будущих книг.

В пятнадцать девушка уедет в Швецию уже не на летний отдых, а на обучение в колледже изящных искусств. Писательница успешно окончит его и будет стажироваться в Италии и Франции, Великобритании и Германии. По завершении практики Туве возвращается домой, где не сидит сложа руки. Здесь она с 10 лет - штатный иллюстратор журнала, чем и продолжает заниматься после приезда, плюс делает карикатуры и иллюстрации на заказ.

Слава придет к Туве после ее волшебных повестей о чудной Муми-дол - долине, где обитает семейство муми-троллей.

Биография Туве Янссон показывает жизнь писательницы достаточно ровной и стабильной. Так и было в действительности, а причина тому - мягкий, покладистый характер Туве, ее рассудительность и добродушие. Добрые герои во многом напоминают ее саму - милые, жизнерадостные, мечтающие об интересных приключениях и загадках.

Книги о забавных муми-троллях и вещи с авторской символикой приносили Туве огромный доход. Но она вела довольно скромную и неприметную жизнь, ее самым дорогим приобретением была покупка острова Кловхарун в Финском заливе. Здесь был построен летний домик писательницы, где она проводила каждое лето и плодотворно работала.

Остаток своей жизни писательница Туве Янссон провела в своем доме в Хельсинки и в летней резиденции на острове Кловхарун с близкой подругой - художницей по имени Тууликки Пиетиля. После смерти писательницы именно она унаследовала недвижимость Туве. А еще художница стала прототипом милой Туу Тикки из повести «Волшебная зима», чем Тууликки очень гордилась.

Финляндия очень любила свою сказочницу Туве. Так, ее восьмидесятилетие отмечала вся страна. Отовсюду на удивленных туристов смотрели муми-тролли, а завершился праздник грандиозным фейерверком. Так же и в последний путь провожали любимую сказочницу всей страной. А день ее смерти - 27 июня 2001 года - стал днем национального траура.

Туве - художница и скульптор

Биография Туве Янссон скрывает интересный факт. Она не только была писательницей, но и мастерски создавала необычных персонажей в своих книгах, рисовала их и лепила из глины. Любимыми персонажами были все те же муми-тролли.

Сама Янссон не единожды подчеркивала, что она не писательница, а художник. В подтверждение можно привести ее удивительную настенную роспись в здании мэрии города Хамина и роспись алтаря в церкви города Теува. Но как бы ни гордилась своим талантом к живописи Туве, всему миру она известна как писательница и автор повестей о муми-троллях.

Произведения

Благодаря волшебным повестям однажды знаменитой проснулась Туве Янссон. Произведения ее полны доброты и покоя, милых улыбчивых существ и интересных приключений. Туве Янссон много писала и иллюстрировала. Но известной на весь мир ее сделала повесть «Шляпа волшебника». Она переведена почти на сорок языков мира и во многих странах входит в школьную программу.

Всего жизни семейства мумии-троллей посвящено восемь повестей, наиболее известные из которых: «Муми-тролль и комета», «Волшебная зима», «Шляпа волшебника», «Муми-папа и море». В последней повести находит отклик биография Туве Янссон. Для детей ее книги - интересная сказка, для взрослых - настоящий кладезь философских взглядов на жизнь и предмет для изучения.

Откуда взялся муми-тролль?

Есть герои, которые узнаваемы и необычны в толпе книжных и киношных персонажей. Такими являются муми-тролли Туве Янссон. Биография писательницы рассказывает о том, что, когда Туве не уезжала к бабушке, они с семьей проводили летние каникулы в дачном домике на небольшом острове. Здесь, как рассказывает любимая племянница писательницы София, туалет на улице был оклеен плотным картоном. На его стенах все члены семьи любили писать что-то друг другу, а иногда вступать в самые настоящие эпистолярные баталии. Как-то брат Туве написал какую-то цитату из Канта, и девочка, не найдя, что ему ответить, нарисовала загадочное милое существо. Тогда будущий автор всемирно известных повестей назвала это существо «самым некрасивым, которое она когда-либо видела». Это и был черновой вариант первого в мире муми-тролля. А прообразом волшебной Муми-дол послужил этот милый остров.

Туве Янссон. Цитаты и интересные фразы

Писательница не только создала любимый детьми и взрослыми всего мира образ муми-тролля, она еще и наполнила свои произведения удивительными фразами с скрытым смыслом. Многие из ни стали афоризмами, как, например, фраза из повести «Все о муми-троллях»: «Тот, кто ест блины с вареньем, не может быть так уж жутко опасен». Здесь же она напишет: «Когда у тебя возникает желание что-то сделать, нужно… не ждать, пока это настроение пройдет».

В своем сборнике «Летняя книга» писательница опишет запах как «тонкое покрывало, сплетенное из воспоминаний». Стоит читать книги этой удивительной писательницы, вчитываясь в каждую фразу, ведь она так много может рассказать и показать нам, научить и развеселить, увлечь в мир философии и фантазии.

Почему нужно читать произведения Туве Янссон?

Настоящим достоянием мира литературы стали книги такой писательницы, как Туве Марика Янссон. Биография не расскажет нам так о ней, как это делают ее книги. Многие литературоведы, исследуя повести Янссон, говорили, что ее герои и семья, живущая в сказочной Муми-дол, - это воплощение детства автора, взгляд на мир ребенка, который смогла сохранить в себе взрослая женщина. Прошло почти шестьдесят лет с написания первой книги о забавных троллях, а ее популярность и актуальность до сих пор на пике. Ее милые персонажи полны такой светлой веры в добро и справедливость, что поневоле сам заряжаешься этой верой, и мир кажется лучше и светлее.

К тому же повести не так уж просты, как может показаться на первый взгляд. Многие исследователи выявляли в ее сюжетах элементы буддизма, философии Канта, христианства. Произведения Туве Янссон очаровывают читателей своей простотой, легкостью и очень глубоким, неожиданным философским содержанием.

Сказочные существа муми-тролли живут в сказочной стране, путешествуют, но всегда возвращаются домой. Муми-тролль и его друзья принесли всемирную славу своей создательнице Туве Янссон. Биография писательницы представлена в этой статье.

Детство

Туве Янссон родилась в Хельсинки 9 августа 1914 года. В семье художницы Сигне Хаммарштен и известного скульптора Виктора Янссон Туве была старшим ребенком. Два ее младших брата появились на свет с перерывом в 6 лет - в 1920 и 1926 годах. Лето дети проводили у бабушки в Швеции, недалеко от Стокгольма. Писательница вспоминала, что море находилось рядом с домом, и если во время игр дети внезапно затихали, то до них доносился шум прибоя.

Учиться девочка не любила, и школьные годы стали нелегким временем для будущей писательницы. Больше всего она не любила математику, мать даже выхлопотала для нее освобождение от этого предмета. Уроки рисования, которые заключались в перерисовывании в альбом предметов и животных, тоже не приносили особого удовольствия. Школу она оставила в пятнадцатилетнем возрасте и поехала получать художественное образование в другую страну.

Туве Янссон и ее семья

Семейство Янссон жило скромно. В семье постоянно ощущалась нехватка денег. Доход скульптора зависел от многих причин. Виктор Янссон, конечно, мечтал о славе, но известным скульптором он не стал. После войны 1914 года его доходы, как и многих других, обеспечивались созданием памятников, монументов и скульптур в честь героев. Время от времени семейству приходилось обращаться за помощью к состоятельным родственникам матери. Сигне говорила детям, что душа их отца, прошедшего через гражданскую войну, сломлена и неизлечима. Виктор все больше становился суровым и замкнутым и отдалялся от семьи. Но Туве восхищалась отцом, и прислушивалась к его советам во всем, что касалось творчества.

Финская писательница Туве Янссон очень много пишет в своих воспоминаниях о матери, а вот об отце она говорит скупо. Действительно, временами их отношения были прекрасными, а иногда довольно натянутыми. Вероятно, это связано с тем, что их политические взгляды расходились. Отец считал коммунизм угрозой, одобрял действия Германии и Гитлера, откровенно ненавидел евреев. Его антисемитизм глубоко ранил дочь, и она часто жаловалась на политические воззрения отца, от которых, со слов писательницы, «волосы вставали дыбом». Отцу же тяжело было мириться с ее привязанностями и окружением, которое придерживалось левых взглядов. Открытая связь Туве с А. Виртаненом вызвала немало пересудов в обществе, а с отцом в это время отношения накалились до предела.

Самый близкий человек

Мать была для девочки центром вселенной. Отец частенько собирал в доме шумные компании друзей-художников и жил ночной жизнью. Мать же постоянно была с дочерью. Семья жила фактически на доходы Сигне, которая работала художником в типографии и сотрудничала с несколькими издательствами. Ей приходилось много времени проводить в мастерской. Девочка начала рисовать, сидя на коленях матери. Уже в детстве она поняла, как рождается рисунок, и уже в подростковом возрасте Туве стала профессиональным иллюстратором. В четырнадцать лет был напечатан ее первый рисунок, а спустя год она была уже достаточно известна как иллюстратор и сотрудничала с несколькими изданиями.

Братья Туве

С братьями у Янссон были прекрасные отношения. Шесть лет она была в семье единственным ребенком, и их появление изменило ее жизнь. На правах старшей сестры она всегда о них заботилась. Братья, а потом и их жены, были неотъемлемой частью ее жизни. Все трое были талантливы: оба брата, как и сестра, прекрасно писали. Брат Ларс, как и сестра, прекрасно рисовал. Именно он переводил комиксы Туве на английский и помогал с иллюстрациями, а потом иллюстрировал самостоятельно.

Второй брат, Пер Улоф, был блестящим фотографом. Он снимал работы сестры и был автором ее лучших фотографий. Поскольку Туве не любила позировать, ее сложно было уговорить сфотографироваться. Поэтому по ее просьбе снимки для различных проектов делал Пер Улоф.

Годы учебы

С разрешения родителей Туве в пятнадцатилетнем возрасте оставила школу и поехала в Швецию. В Стокгольме она поступила в Политехническую школу на специальность «Иллюстрация книг и рисунков». На первом году обучения они знакомились с видами изобразительного искусства. На втором - осваивали профессиональные секреты. Туве, хотя и считала учебный процесс скучным, упорно выполняла все задания. По многим предметам она получила высокие оценки, к тому же преподаватель посоветовал ей поступать в Академию искусств. Но после окончания курса Янссон не пожелала оставаться в Швеции и вернулась в Финляндию, где и продолжила образование в художественной школе при Обществе искусств.

У себя на родине как иллюстратор Туве Янссон была известна еще со школы. И вернувшись из-за границы, она продолжила работу иллюстратором и карикатуристом в различных изданиях. С 1933 по 1935 год Туве одновременно училась в классе живописи. В эти годы она написала такие картины, как «Мистический пейзаж», «Сказка», «Чужой город».

Живопись

Впервые за пределы Скандинавии писательница выехала в 1934 году, поехав к сестре матери в Германию. Тогда она приняла решение отправиться в путешествие по Европе. В 1938 году она отправилась в Париж, где брала уроки живописи в нескольких школах, в том числе в Эколь де Бозар и Ателье Доли. После Парижа она поехала в Бретань, где написала свою известную картину «Голубой гиацинт». В апреле 1939 года Туве выехала в Италию. Над Европой уже нависла угроза войны, но Туве успела побывать в Риме, Венеции, Флоренции, на Сицилии и Капри. Перед войной Янссон принимала участие в бесчисленных выставках. У молодой художницы Общество искусств приобрело одну из ее картин и обеспечило ей стипендию. Туве получила признание как художница.

Первая персональная выставка состоялась в самый разгар войны, в 1943 году, в Салоне искусств. В экспозицию вошло около пятидесяти картин. Выставка молодой художницы широко освещалась в прессе. Вторая выставка прошла лишь через восемь лет - в 1955 году. Свои коррективы внесла и война, и изменения в личной жизни. Туве Янссон все эти годы создавала муми-страну. Янссон надеялась, что комиксы, над которыми она работала последние годы, помогут вернуть желание к живописи. Но, как писала писательница в своем дневнике, этого не произошло. Среди работ Туве как художницы более всего известны фрески в здании хельсинской мэрии, настенные росписи в мэрии Хамина и в школе города Карья, роспись церковного алтаря в Теува.

Муми-мир

Всемирная известность пришла к писательнице благодаря книжной серии о муми-троллях. Иллюстрации к книгам выполняла сама Туве. В 50-е годы они били все рекорды по популярности и расходись многомиллионными тиражами. Успех «Шляпы волшебника» привлек внимание издательства Associated Press, и Янссон предложили контракт. В сентябре 1954 года в лондонской газете Evening News появился первый комикс. Впоследствии он публиковался уже в 58 изданиях. В 1957 году агентство заказало писательнице комикс для взрослых. Так появились «Муми-тролли на Диком Западе». Первоначально Туве рисовала комиксы сама, но вскоре ей это наскучило, и она передала эту работу брату Ларсу. Удивительно, но сама Янссон не относилась серьезно к писательской деятельности и говорила, что прежде всего она - художник. Однако ее картины привлекали меньше внимания, чем занимательные истории Туве Янссон о муми-троллях.

Особенности письма

Несмотря на то что тролли были позаимствованы из шведских сказок, их образ был существенно изменен. Они хоть и ворчливы, но добродушны. В более поздних произведениях они взрослеют и понимают, что мир жестокий и равнодушный. Тем не менее писательница не стремится показать, что мир - это сплошные мучения. Последняя книга Туве Янссон заканчивается тем, что Муми-тролль возвращается домой. Образ дома, в котором тебя ждут близкие, еда и теплая постель, лежит в основе художественного мира финской писательницы. Дом - это остров безопасности и любви, мысль о котором позволит преодолеть любые препятствия. В книге «Комета прилетает» Муми-мама дожидается Муми-тролля с вкусным обедом.

Вторым важным мотивом в творчестве писательницы является свобода. Поскольку в своих выражениях свободна и сама природа, то каждый имеет право на самовыражение. Ограничить свободу может только сам герой, в соответствии со своим представлением о долге, но не имеет правда навязывать это другим. В сказке Туве Янссон «Опасное лето» Снусмумрик отказывается добровольно от своих планов, когда необходимо позаботиться о детенышах-сиротах. И, конечно, писательница не могла не коснуться темы одиночества. В «Волшебной сказке» одиноки Муми-тролль и Снусмумрик. Воплощением этого одиночества стала непонятная и ледяная Морра. Муми-тролль переживает вначале внутренние конфликты, но затем, в книге «Папа и море», персонаж взрослеет и учится быть один.

Муми-серия

Первая книга этой серии, «Маленькие тролли и большое наводнение», была опубликована в 1938 году. В 1946 и 1949 годах вышли «Погоня за кометой» и «Шляпа волшебника». Через год увидели свет «Мемуары Папы Муми-тролля». В 1954 году вышла в печать книга «Опасное лето». Через три года была опубликована «Волшебная зима». В 1965 и 1970 годах появились «Папа и море» и «В конце ноября». В эту серию вошли также книжки-картинки: «Кто утешит малютку?», «Что дальше?», «Жуткое путешествие», «Мошенник в доме муми-троллей», сборники комиксов «Муми-тролли», изданные в 1977 и 1981 годах, и сборник новелл «Дитя-невидимка».

Другие книги Туве Янссон

  • 1967 - автобиографическая повесть «Дочь скульптора».
  • 1974 - роман «Город солнца».
  • Повести: «Летняя книга», «Честный обман», «Каменное поле», «Записки с острова».
  • Сборники рассказов: «Путешествие налегке», «Умеющая слушать», «Честная игра», «Игрушечный дом», «Послания», «Письма Клары», «Серый шелк».

Личная жизнь

Нельзя не упомянуть здесь о встрече Самуила Беспрозванного и Туве Янссон. В биографии писательницы этот человек сыграл не последнюю роль. С ним Туве встретилась в 1935 году на выставке в Хельсинки. Беспрозванный очень сильно повлиял на Янссон в художественном отношении и стал ее кумиром. Его опыт и авторитет художника были безусловны. Отец Янссон, знакомый с Самуилом, предложил ему заниматься с его дочерью живописью. Беспрозванный стал для Туве не только учителем, но и самой большой любовью. Но любовь двух творческих людей редко бывает беззаботной. Не стали исключением и они. Туве и Самуил расстались, но до конца жизни оставались хорошими друзьями.

Туве не была готова к созданию семьи, но встреча с Атосом Виртаненом заставила пересмотреть ее свои жизненные принципы. В биографии Туве Янссон имя этого человека упоминается вскользь. На самом же деле он долгие годы был рядом с ней. В феврале 1943 года писательница рассказывала в письме к подруге, что побывала на вечеринке у Атоса. Тогда она еще и не подозревала, какую роль этот человек сыграет в ее судьбе.

Атос был видным журналистом своего времени. Годы, проведенные с ним, заставили Янссон перенаправить свой интерес на литературу. Именно Атос вдохновил ее на создание сказочных существ - муми-троллей. Туве Янссон и Атос не скрывали своих отношений. Их незарегистрированный брак вызывал в обществе пересуды, но Атос не хотел связывать себя узами. Туве же, напротив, хотела и семью, и детей. Но перед Рождеством 1946 года все изменилось.

Волшебная зима

Туве написала в письме своей лучшей подруге Еве, что она безумно влюблена в женщину. Объектом ее любви стала Вивика Бандлер. Она была замужем, но в тот момент, когда между ней и Янссон завязались романтические отношения, муж был за границей. Туве тщательно скрывала от Атоса эти отношения, как и Вивика от своего мужа. Неизвестно, по какой причине это случилось, но между Янссон и Вивикой в 1948 году произошел разлад.

Туве тяжело переносила этот разрыв. В отчаянье она сама предложила Атосу узаконить ее с ним отношения. Свадьба была назначена на весну 1948 года, но так и не состоялась. Тем не менее Атос еще несколько лет был рядом с Туве Янссон. В биографии писательницы некоторые источники указывают, что после несостоявшейся свадьбы Туве поддерживала близкие отношения только с женщинами. На самом деле ее сердце, как она писала, разрывалось между любовью к Атосу и нежными чувствами к Вивике.

В 1951 году Янссон отправилась в путешествие вместе с Вивикой, и Атос, испугавшись, что окончательно потеряет Туве, отправил ей письмо, в котором просил поскорее вернуться. До 1956 года он не оставлял попыток связать свою жизнь с ней, но Янссон отказалась от этих отношений в пользу однополой любви. В том же, 1951 году, в одном из ночных клубов Парижа, куда отправились Вивика и Туве, была и художница Тууликки Пиетиля, с которой они были шапочно знакомы со времен обучения в Атенеуме.

Зимой 1955 года они снова встретились на одной из вечеринок, где и началась история любви, длившаяся почти пятьдесят лет, до последних дней Янссон. Книга «Волшебная зима» была издана спустя год их совместной жизни. Туве говорила, что эта книга - полностью заслуга Тууликки, потому что именно она научила ее понимать зиму.

Умерла писательница в июне 2001 года, в возрасте 86 лет.

ТУВЕ ЯНССОН УМЕРЛА...

Туве Янссон
(1914-2001)
писательница,
иллюстратор,
художник

Туве Янссон приобрела всемирную известность благодаря своим книгам о муми-троллях, которые переведены более чем на 30 языков. Муми-тролль со своей семьей и друзьями разошлись по всем уголкам мира в виде рассказов в картинках и в телевизионных мультсериалах. Подобно Дональду Даку и Микки Маус, знакомые образы из ее произведений используются как украшения для детской одежды и товаров. Разносторонняя Янссон участвовала в многочисленных художественных выставках, а также написала много книг для взрослых.
Туве Янссон традиционно почитают как автора сказок и, в особенности, как создателя своеобразного мира муми-троллей. Она является самой переводимой финской писательницей: книги про муми-троллей читают более чем на 30 языках мира, и они завоевали себе место в мировой сказочной литературе наряду с "Маленьким принцем", "Винни Пухом" и произведениями Астрид Линдгрен. Меньше внимания уделяется тому, что Янссон в своих литературных произведениях изображала мир своего времени и писала также и для взрослых читателей. Более того, Янссон разрушает традиционный образ художника необычайно сбалансированным сочетанием таланта иллюстратора и писателя. Финская шведка, Янссон принадлежала к языковому меньшинству. Она родилась в творческой семье. Проблемы, присущие этим сообществам, заметны в ее творчестве, равно как и темы женственности и гомосексуальности.
Последняя книга Янссон про муми-троллей вышла в 1970 г. К этому времени их набралось в прозе и в виде книг с иллюстрациями больше десяти, а в виде рассказов в картинках, опубликованных в газетах - 1500. По всей вероятности, это было как раз то количество, которое могло удовлетворить интерес детской публики к муми-троллям. Кроме этого, не лишенные воображения юные читатели склонны надеяться, что у любимых книг есть соответствующие по духу варианты и среди литературных произведений для взрослых. Янссон является, возможно, одной из немногих писательниц в мире, которые оказались способны исполнить эту мечту.

Всегда в творческом окружении
Стала бы Туве Янссон иллюстратором и писательницей, если бы у нее было обычное детство финской шведки начала 20 в.? Рабочий или буржуазный дом - вряд ли это имело бы решающее значение. В обоих мир ценностей, воспитание и идеалы взрослой жизни в любом случае были бы совершенно другими, чем в доме-мастерской Виктора Янссона и Сигне Хаммарштен-Янссон. Туве даже никогда и не помышляла о чем-нибудь другом, кроме карьеры художника. Театральный режиссер Вивика Бандлер пишет в своих воспоминаниях, что "Туве была воспитана относиться ко всем, кто не был художниками, с состраданием". Таким образом, она не тратила времени на обдумывание вариантов и на серьезную борьбу с миром ценностей родителей. В каком-то смысле Туве Янссон никогда не училась или не бралась за то, чтобы стать художником. Она была им с самого детства. И, наоборот: из-за тесной связи с родителями Янссон долго оставалась ребенком: родительский дом она покинула лишь в 28 лет. Смешение роли ребенка и взрослого - одна из самых важных причин успеха книг про муми-троллей. Детская литература высокого класса, интересующая читателя, не появляется тогда, когда взрослый пишет для детей. Писатель должен в первую очередь обращаться к себе, то есть отождествлять себя с ребенком. Янссон говорила о процессе написания: "Если писатель берется за работу с единственной целью написать детскую книгу, результат наверняка окажется скверным. Что бы ты ни делал, это нужно делать потому, что ты так хочешь, потому что ты вынужден выражать себя именно таким образом". С другой стороны, она размышляла: "Возможно, я пишу больше для себя, возможно для того, чтобы вернуть назад что-нибудь из того свободного, полного приключений и безопасного лета детства. Но, может быть, иногда я пишу и для такого ребенка, который чувствует себя обойденным вниманием и боязливым".
Тесная связь с домом и родителями, возможно, воспрепятствовала бы развитию таланта, если бы это была не Янссон. Однако в данном случае эта связь стала фундаментом дела всей жизни. Возможно, Янссон писала бы и рисовала совершенно по-другому, если бы она прожила более бунтарскую жизнь. Намеки на это видны в ее творчестве, в котором вновь и вновь встречаются размышления о том, как возникает привязанность и как от нее освобождаются.
Отец Янссон был скульптором, мать - иллюстратором и художником. Оба ее младших брата также стали художниками. И Пер Улов (род. в 1920 г.) и Ларс (род. 1926 г.) дебютировали как писатели уже в 1940-е гг., позднее Ларс стал создавать рассказы в картинках, а Пер Улов стал фотографом.
Авторы, писавшие о Янссон, отмечали роль ее дома и родителей. "Дом" играет чрезвычайно важную роль и в творчестве Янссон. Жизнь в доме детства неизбежно была чередованием творческих затей и компромиссов будничной жизни - и это можно рассматривать как один из элементов философии Янссон, в которой, с одной стороны, подчеркивается фундаментальная защищенность, а с другой - творческая неуверенность и всеобщая относительность.
Сигне Хаммарштен происходила из почтенного шведского клерикального рода, ее мать была дочерью пастора, а отец - придворным проповедником. Туве Янссон рассказывала, что родители Сигне не разрешали дочери стать художником. Пер Улов Янссон утверждает, что мать мечтала в детстве о профессии хирурга. В любом случае, ей удалось начать работать учителем рисования в стокгольмской школе для девочек. Уже будучи взрослой, работающей женщиной, она отправилась на учебу в Париж. Там в 1910 г. она встретилась с финским скульптором, который был моложе ее на четыре года. Виктор Янссон был сыном галантерейного торговца из Хельсинки. Его отец рано умер. Мать продолжала держать магазин, но дела в нем шли плохо, и до женитьбы Виктор Янссон вынужден был помогать своей матери в управлении магазином. Одновременно с этим - благодаря вынужденному пребыванию в Финляндии - ему удалось занять место в первых рядах поколения финских скульпторов, получивших образование на родине.
Замужество летом 1913 г. означало для Сигне отъезд с родины. Без сомнений, оно поначалу означало также освобождение от привычных ролей дочери и учительницы: первый год новобрачные провели в Париже. Переехав в Финляндию в 1914 г., Янссоны поселились в квартире-мастерской на улице Луотсикату на Катаянокка, известной по книге воспоминаний Туве Янссон "Дочь скульптора". Спустя несколько месяцев после переезда в семье родился первенец, Туве Марика.
В домашней обстановке Виктор Янссон в одинаковой мере был галантерейным торговцем и скульптором. И хотя он был способен на проявление чувств, и у него присутствовало воображение, он был склонен к автократичному патриархату, что было в целом свойственно для мужчин в семьях конца 19 в. После гражданской войны в характере Виктора Янссона было также много от солдата из рядов белой армии. Он принимал участие в войне в рядах белой армии и от рядового дослужился до сержанта. После войны он стал известным проектировщиком и скульптором памятников, связанных с войной: Янссон, в частности, спроектировал монументы свободы в Лахти и Тампере, а также памятник на военном кладбище в Сюсмя. "Отец ненавидел всех женщин, кроме матери и меня", - рассказывала Туве Янссон. В книге "Дочь скульптора" говорится, что Виктор Янссон в женщинах видел "дам" - созданий, не умевших позировать, говоривших слишком много и носивших большие шляпы в кинотеатрах. Таким образом, женщины не приветствовались в доме Янссонов. К примеру, на вечеринках художников в их мастерской никогда не было приглашенных женщин. Сигне Хаммарштен, конечно же, не была "дамой", а другие женщины могли лишь рассчитывать быть случайно увековеченными в скульптурах Виктора Янссона, пышущих эротической женственностью.
В доме все беспрекословно подчинялись отцу. Когда отец и его товарищи-художники праздновали в мастерской, иногда по несколько суток, мать дежурила в спальне Пера Улова, болевшего астмой, и припасала в шкафу для еды на утро селедку. Поскольку отец в свое время учился в весьма строгой школе совместного обучения Бруберга, то и дети должны были учиться там же. А когда посреди ночи интерес отца привлекал вид горящего здания, вся семья должна была тащиться по снегу, чтобы восхищаться этим зрелищем.
Сигне Хаммарштен-Янссон пришлось, естественно, взять на себя заботы о семье - от консервирования грибов и воспитания детей до добывания денег. Если она, в связи со своим захватывающим браком, помышляла о карьере художника, ее надежды не оправдались в полной мере. Творчество теперь приходилось ограничивать установленными рамками. Конечно, можно было заниматься искусством, если только у матери троих детей останется на это время, и если для этого найдется место на столе в углу мастерской скульптора. Собственная комната для работы появилась у Сигне Хаммарштен-Янссон лишь в 1933 г., когда Янссоны переехали в новую квартиру в Доме художников Лаллукка. Часто семья Янссонов сталкивалась с совершенно реальными финансовыми затруднениями, хотя Туве Янссон, судя по ее рассказам, не чувствовала в детстве нужду. Стоило ей захотеть костюм балерины, мать тут же сшила его. Когда она пожелала гавайскую гитару, ее купили. Пер Улов Янссон, однако, вспоминает, как он удивился, куда это вдруг делось пианино, когда он только-только разучил "Старика Ноя". Позже выяснилось, что оно было продано из-за отсутствия денег. Сигне Хаммарштен-Янссон делала кое-какие иллюстрации еще до замужества. В Финляндии ее первыми работами были обложки для книг, и на них впервые появилась подпись "Хам". Постепенно она стала одним из наиболее талантливых книжных иллюстраторов Финляндии. Другим важным полем деятельности были шаржи и карикатуры, чем она занималась еще в Стокгольме. В Финляндии она начала рисовать для рождественского журнала "Люцифер", выпускаемого союзом шведоязычных журналистов, а позднее стала постоянным художником либерального юмористического журнала "Гарм". Сигне Хаммарштен-Янссон в 1920-е гг. была принята на неполный рабочий день на должность художника в типографию Финляндского Банка, печатавшую банкноты. За 28 лет работы она успела нарисовать 170 находившихся в употреблении почтовых марок.

Дочь скульптора или художницы?
Туве Янссон озаглавила свои детские воспоминания " Дочь скульптора". Это скорее жест любви, чем указание на основополагающее влияние отца, так как в жизни и творчестве Янссон была скорее дочерью художницы, чем скульптора. Симбиоз матери и дочери, если судить по ее воспоминаниям и дневниковым записям, был тесным, и он оставался таковым вплоть до смерти матери в 1970 г. Когда Туве повзрослела, они вместе путешествовали, а в последние годы Сигне часть времени жила у Туве. Летнее время они проводили, следуя семейным традициям, на даче в Пеллинки, на островах Финского залива.
В 1931 г., во время учебы в Стокгольмском промышленно-художественном училище 17-летняя Туве писала своей матери: "Я думаю, что ты понимаешь меня лучше, чем кто-либо другой". Дневниковая запись 1928 г., в свою очередь, говорит, что 14-летняя Туве уже беспокоилась о матери и о том, что бремя заботы о средствах к существованию семьи во многом лежит на ее плечах: "У мамы важная работа. (…) Я жду того времени, когда смогу помогать маме в работе над иллюстрациями. Мама делает так много работы одна". Отношение к матери не изменилось с течением времени. Уже в возрасте 78 лет Туве Янссон все еще говорила, "что всегда пыталась походить на маму, стремилась всегда рисовать как она".
Траур после смерти матери наложил видимый отпечаток на книги Туве Янссон. Об этом свидетельствует проблематика ее произведений "В конце ноября" и "Книга лета". Действительно, вторая книга повествует о последнем лете ее матери. Сама смерть описана в рассказе "Дождь", вошедшем в сборник "Слушательница". Несомненно, смерть матери повлияла на решение Янссон прекратить писать о муми-троллях. Последняя из книг, "В конце ноября", является своего рода учебником освобождения, превращения в самостоятельного, зрелого сироту, живущего в духовном одиночестве.
Талант Сигне Хаммарштен-Янссон справляться с трудностями и ее очевидная удовлетворенность основными сторонами жизни, несомненно, послужили для Туве Янссон отправными точками ее долгого, разностороннего и плодотворного творческого пути. Если бы мать не выдержала нагрузки, то, само собой, семья бы не сохранила свою целостность. Все же она выдержала, причем настолько хорошо, что в старости смогла написать себе эпитафию в духе антологии Эдгара Ли Мастерса "Spoon River": "Я любила художника, переехала в его страну, пережила четыре войны, усердно трудилась над нашими ежедневными котлетами, родила троих замечательных, удивительных детей, так что, по сути дела, все это было совсем недурно".

Рисунки, над которыми смеялись в школе
Туве Янссон однажды сказала искусствоведу Эрику Крускопфу, что в их семье каждый мог рассчитывать на критику и уважение. Благодаря поддержке родного дома Янссон избежала больших огорчений оттого, что никак не могла приспособиться к школьной жизни. "Школа была неприятным занятием, и я забыла почти все о ней, даже то, почему так сильно ее боялась", - однажды заметила Янссон. Но что-то о школе Бруберга все-таки осталось в памяти Янссон. Ей нравились долгие поездки в школу через Южный порт, и она боялась опоздать. Она хорошо писала сочинения, но над ее рисунками смеялись. Она не была любимой ученицей. В 12 лет она нарисовала на доске карикатуру на учителя, за что ей была снижена оценка по поведению.
В творчестве Янссон школа всегда выступает как что-то неприятное и разрушительное. В парке из "Опасного лета" обнаруживается, например, ужасная школа, которую охраняют хемули. Туве Янссон оставила школу в 15-летнем возрасте в 1930 г. и переехала в Швецию, где жила в семье своего дяди по линии матери. Она начала учебу в Стокгольмском художественно-промышленном училище, где, помимо живописи, брала уроки рисования, каллиграфии и геральдики, декоративной росписи, керамики и художественного оформления книг. Именно в Стокгольме Туве впервые познакомилась с муми-троллями: дядя Эйнар предупреждал ее, что придет муми-тролль, подышит ей холодом на шею, если она слишком часто будет по ночам лазить в шкаф с продуктами. Внешний облик муми-троллей также берет начало в 1930-х гг. Большеносое существо понемногу из дневников и акварелей Янссон перебирается в рисунки финско-шведского юмористического журнала 1940-х гг. "Гарм". Правда, тогда его звали Снорк, или, чуть позже в галерее муми-троллей - Нииску. Имя и образ окончательно соединились в первой книге о муми-троллях "Маленькие тролли и большое наводнение" (1945).
Уже в 1920-е гг. рисунки Янссон публиковались в журналах: сначала в детских, а затем и в журнале "Гарм". В 14 лет она написала и проиллюстрировала свою первую книжку. "Сара и Пелле и осьминоги Водяного" была опубликована, однако, лишь в 1933 г. Тогда Янссон уже училась в Хельсинкской художественной школе Общества любителей искусства при музее Атенеум, а на следующий год она была принята в класс живописи. В 1930-е гг. она побывала в Германии, Италии и Франции, где также немного училась. Репутация Янссон как молодой талантливой художницы постоянно укреплялась. Ее товарищами по учебе и сверстниками были Сам Ванни, Эва Седерстрём и Сакари Тохка.
В период с 1934 по 1940 гг. Янссон написала также ряд рассказов, которые были опубликованы в журналах и рождественских изданиях. Кроме того, в ежедневных газетах печатались ее непринужденные, импрессионистские очерки о поездках и о мире искусства. Она сама делала иллюстрации к своим рассказам и дневникам. Таким образом, соединение рисунка и слова для Янссон всегда было чем-то естественным.
Янссон начала работать как художница и иллюстратор еще во время учебы в Атенеуме. Она создала много книжных обложек, афиш, рекламных вывесок и почтовых открыток. Подобно матери, она рисовала для юмористического журнала "Гарм", рождественских изданий "Юлен" и "Люцифер", для газет и журналов. Наиболее значимым из изданий был "Гарм" - форум для финско-шведских писателей, журналистов, ученых и иллюстраторов. Во время войны журнал пытался выступать в роли рупора антифашистского общественного мнения и тем самым служить противовесом финским политическим движениям шовинистского направления. Благодаря сотрудничеству с журналом "Гарм" Янссон познакомилась с политическими, психологическими и философскими течениями того времени. В 1940-е гг. она также на какое-то время была обручена с журналистом и политиком левой ориентации Атосом Виртаненом, входившим в так называемую "мирную оппозицию".

Смерть цвета рождает писателя
Первое произведение Туве Янссон было результатом войны: молодая художница, замечая, как "умирают цвета", хотела посреди этой мрачности воссоздать то, что напоминало о ее счастливом и безопасном детстве. Первую версию книги "Маленькие тролли и большое наводнение" Янссон написала еще во время Зимней войны 1939- 1940 гг. Его герой, большеносый Муми-тролль скорее комический образ, так как, по мнению Янссон, посреди войны нельзя рассказать красивую или романтическую сказку.
Действие всех книг про муми-троллей происходит в долине, посреди которой в синем доме, напоминающем кафельную печку, живет необычная семья муми-троллей. Центральным героем является Муми-тролль со своими родителями; их окружает большое количество приемных детей, родственников, прадедов, соседей, друзей и страшных чужеземцев, все они разнообразные сказочные существа. В этих книгах муми-тролли обычно сталкиваются с каким-либо приключением или катастрофой (наводнение, комета, угрожающая миру, ураган, колдовство, морское чудовище), с которым связано путешествие и возвращение домой. В финале жизнь муми-троллей всегда возвращается в свое безопасное русло, и все без исключения книги заканчиваются всеобщим празднеством.
Несмотря на свой богемный образ жизни, муми-тролли - это довольно материалистичные и обывательские персонажи. У них нет постоянной работы, они живут за счет невидимых материальных средств. Персонажи, у которых есть "настоящая" работа, зачастую изображаются иронически или критически. С другой стороны, богемность муми-троллей подразумевает также их терпимость и юмор. Кроме того, Янссон обладала моральной смелостью, чтобы решиться естественным образом затрагивать тему алкоголя и смерти, долго считавшимися табу в детской литературе.
Она не особенно верила в авторитеты - так же как и ее родители. Если судить по ее воспоминаниям, ядро семьи муми-троллей сильно напоминает собственную семью Янссон. Образ Виктора Янссона такой же, как Муми-Папы, который время от времени впадает в депрессию от зеленого спокойствия долины муми-троллей, усаживает свою семью в лодку и переезжает на скалистый островок с маяком далеко в море. Очень близки между собой Муми-Мама и Сигне Хаммарштен-Янссон, мечущиеся между творчеством и работой по дому.
В интервью Туве Янссон открыто говорила о том, что и за другими героями могут стоять конкретные прообразы. Проворная и рациональная Туутики (например, в "Волшебной зиме") сильно напоминает близкую подругу Янссон, художника-графика Тууликки Пиетиля. Муми-тролля можно рассматривать в значительной степени как автопортрет: этот персонаж с его современной, чувствительной, непрочной и нелогичной терпимостью, является прототипом сегодняшнего, зачастую разрушительного человека. Другим образом, напоминающим автора, является, несомненно, маленькая Мю, рациональный до жестокости, беззастенчивый и бессовестный ребенок. Долина, в которой муми-тролли возделывают сад вокруг своего дома, напоминает своей пышностью, с одной стороны, внутренние острова восточной части Финского залива, с другой стороны, острова возле Стокгольма. В прибрежном лесу и вокруг дома растут сирень и жасмин. Пейзаж с пышной растительностью был частью детских летних воспоминаний Янссон. Совсем маленькой она проводила летнее время на даче у бабушки и дедушки в Блидё на островах возле Стокгольма. Дача напоминала домик муми-троллей с его террасами и узкими башнями.
В 1920-е гг. Виктор Янссон стал снимать дачу в Пеллинки неподалеку от Порвоо, в 50 километрах от Хельсинки. Во время всей своей учебы в школе Янссон с семьей в конце мая переезжала на остров на пароходе "Ловиса" и возвращалась в город в начале сентября. С собой брали домработницу, которая заботилась о семье, когда Сигне, работавшая в Финляндском Банке, должна была оставаться в городе летом. В "Дочери скульптора" говорится, что у этого острова было много общего с Долиной муми-троллей. Одним из типичных пейзажей был густой лес на острове, который Янссон сравнивала с лесами шведского художника Йона Бауэра. По мнению Туве Холлендер, изучавшей иллюстрации Янссон, в ее пышных и диких пейзажах можно найти общее с иллюстрациями Леона Бенетти к книгам Жюля Верна, а также с иллюстрациями к Библии Густава Доре. Оттуда взяты экзотические растения, пропасти и обрывы.
Другим типом пейзажа в книгах про муми-троллей является суровый и скалистый остров в Финском заливе. Он напоминает остров Клувхару, на котором Янссон и Тууликки Пиетиля на протяжении многих лет бывали летом. Вместе эти два пейзажа составляют единое целое, вселенную. Это является одной из основных черт фантастической литературы: классические сказочные миры - от "Нарнии" К.С. Льюиса и Транссильвании в "Дракуле" до города Тулавалл, созданного Ирмелин Сандман-Лилиус - все они представляют собой миры, тесно объединяющие в себе два мира.

О мировой литературе в двух словах
Популярность книг про муми-троллей объясняется, несомненно, их психологической точностью и тем дарованием, с которым писательница балансирует между миром детей и миром взрослых. Книги про муми-троллей являются одновременно литературой как для детей, так и для взрослых.
Янссон довольно четко следует традициям мировой литературы. Темы книг про муми-троллей - путешествие и возвращение, катастрофа и выход из нее, борьба добра и зла - вечны. Помимо ассоциаций с Библией, эти произведения имеют точки соприкосновения с англо- американской фантастической и приключенческой литературой. "Алиса в стране чудес" Льюиса Кэрролла, "Тарзан" Эдгара Райса Берроуза и "Робинзон Крузо" Даниэля Дефо стали для Янссон несомненным источником вдохновения. Сама она также упоминала о своих юношеских впечатлениях от "Книги джунглей" Редьярда Киплинга, а также произведений Сельмы Лагерлёф, Карела Чапека, Джеймса Карвуда, Джека Лондона, Джозефа Конрада и Эдгара Алана По. По мнению шведского литературоведа Боэла Вестина, Янссон использовала в своем творчестве множество различных литературных жанров. Она легко переходит от сказки к приключенческому рассказу и фантастике, присутствует даже опыт пародии на жанр воспоминаний в "Мемуарах папы Муми-тролля", а также эксперимент с шекспировским типом повествования - игривым, выдержанным в форме сценических диалогов ("Опасное лето").
По мнению Вестина, так называемая "обычная проза", то есть повести и рассказы для взрослых, является для Янссон лишь одним литературным жанром в числе многих, одним способом сочинительства. И в них она маневрирует между детскими воспоминаниями, путевыми заметками, короткими психологическими зарисовками, с одной стороны, и приключенческими и ужасными историями, с другой. Таким образом, Вестин, в отличие от многих исследователей, не считает произведения Янссон для взрослой аудитории шагом вперед по сравнению с книгами про муми-троллей. Скорее, по мнению Вестина, именно мир муми-троллей являет собой своеобразную аллегорическую целостность, которую следует сравнивать с мирами Франца Кафки, Габриэля Гарсиа Маркеса или Марселя Пруста. Поскольку связь рисунка и слова в произведениях Янссон нерушима, развитие тем можно также проследить в изменяющихся иллюстрациях. Название исследования Туве Холлендер, посвященное иллюстрациям Янссон, абсолютно точно: "От идиллии к фантому". Как указывает Холленндер, первый, появившийся во время войны Муми-тролль был тощим, с пронзительными глазами. Наступивший мир сделал его более круглым и мягким. Его округление продолжалось в 1950-е гг.: самым толстым был тролль 1958 г. в "Опасном лете", самой счастливой и исполненной активными действиями книге. В первой более серьезной книге, "Волшебной зиме", тролль опять становится стройнее, и теперь больше внимания уделяется выражению его лица. То же происходит и с родителями тролля в повести "Папа и море", когда Янссон углубляется в их внутренние переживания. "Дитя-невидимка" почти целиком состоит из анализа психологического состояния личности; рисунки к этой книге имеют нечеткие линии и выполнены в более импрессионистской манере.
В своем чередовании внешних и внутренних событий книги про муми-троллей также сильно привязаны к циклическому круговороту в природе и к возрастам человека. Кажется, что по мере того, как серия книг про муми-троллей становится более серьезной, она движется к осени и зиме, к опустошению и прозрачной ясности. Настроение также влияет на стиль произведений. Первые, легкие и летние повести "Шляпа волшебника" и "Опасное лето" полны комедийных и романтических моментов. Время года в повестях "Папа и море" и "В конце ноября" - осень. Они являются наиболее серьезными из книг и рассматривают трагические, неизбежные аспекты человеческой жизни: одиночество, старость, отчуждение, неполноценность. В свою очередь, "Волшебная зима" изображает Муми-тролля, по обыкновению спящего зимой посреди заснеженного пейзажа. Янссон не вполне серьезно относится к процессу приспособления к новому окружению. Доля иронии и беззлобной насмешки нацелена на социальные и сексуальные условности, сковывающие человека.
Эта же тенденция заметна и в более поздних произведениях Янссон. В рассказах и повестях повторяются отмеченные еще в "Волшебной зиме" элементы андрогенности и некоторой потусторонности героев. Действительно, Янссон заявляла, что она прекратила писать про муми-троллей в 1970 г. потому, что Муми-тролль стал приближаться к возрасту половой зрелости: изображение переменчивой природы сексуальной идентичности, вероятно, было бы слишком проблематичным. После этого наступила очередь другой прозы: большая часть книг, предназначенных для взрослых, представляет собой сокровенные и жесткие повести и рассказы о человеческих взаимоотношениях. В последних сборниках рассказов "Честная игра" и "Письма Клары и другие рассказы", Янссон вновь и вновь возвращается к глубоким и драматическим вариациям темы человеческих отношений, заостряя типы характеров и шлифуя выразительные средства. Большая часть героев - мужчины, или женщины, чей пол является второстепенным обстоятельством. Изображение женщины Янссон часто строит на двух полярных крайностях: бабушка и маленькая внучка в "Книге лета", чувствительная пожилая художница и проворная экономка в "Благородной обманщице", Мари, мечущаяся между порядочностью и виной, и ее лаконичная и логичная подруга Йонна в "Честной игре". Таким образом, для создания целостной натуры требовалось две женщины, качеств одной для Янссон было недостаточно.

Выставки, рассказы в картинках и публичное искусство
Хотя свою мировую славу Туве Янссон, бесспорно, приобрела благодаря своим литературным произведениям, сама она считала писательское творчество хобби наряду с изобразительным искусством. Начиная с 1940-х гг. ее творчество как "собственно" художника начинает уступать место книжной иллюстрации и рассказам в картинках. Иногда она занималась также оформлением театральных постановок. По мнению Эрика Крускопфа, ее путь как художницы хорошо иллюстрирует развитие всего послевоенного искусства Финляндии: она следила за новыми международными течениями, но сама не желала следовать им и, как художник, демонстрировала приверженность традиции и основополагающим ценностям. Первая персональная выставка Янссон состоялась в 1943 г. Несмотря на весьма положительные отзывы, ее работы маслом критиковались за отсутствие законченности: в композиции, как утверждалось, было слишком много деталей и смысла. Поездка во Францию и Италию в 1948 г. сделала более ясными художественные задачи Янссон, она перестала перегружать свои холсты и сделала более четкой композицию. Изменения в стиле и языке формы в сторону большей простоты, близкой к абстракции, заметны уже в ее персональной выставке 1955 г.
К созданию абстрактных работ она перешла только в 1960-е гг., во второй активный период ее карьеры художника, когда она за десять лет провела пять персональных выставок. Но и тогда она использовала ту же технику, что и раньше: отправным пунктом служила конкретная тема. По мнению искусствоведа Эрика Крускопфа, реальность всегда оставалась основой даже самых абстрактных работ Туве Янссон. Крускопф видит два препятствия на пути подлинного развития и изменения в искусстве Янссон. Одним было чувство неуверенности, преследовавшее Янссон всю ее жизнь, даже когда она уже заслужила признание как художница и писательница. Его можно связать с личными качествами и с чувством своей отчужденности, однако, влияние семьи также не исключено. Другим фактором было ее чрезвычайно серьезное отношение к изобразительному искусству. Как художник и писатель она часто использовала прием пародии, о чем также говорила публично. О живописи она старалась не давать интервью.
Значительной частью произведений изобразительного искусства Янссон являются работы на заказ и оформление общественных помещений. Первый такой заказ она выполнила в 1945 г. для столовой завода Стрёмберга в Питяйянмяки в Хельсинки. Такого же рода, но более примечательные работы она сделала для детской больницы "Аврора", ресторана муниципалитета Хельсинки и для гостиницы "Сеурахуоне" в Хамина. Ее настенную роспись на сказочные темы можно встретить в школах и детских садах. В церкви в Теува она выполнила алтарную роспись на тему притчи об "умных и глупых девах" (1954). Последняя работа маслом в общественных местах была сделана в 1984 г. для детского сада в Пори.
В 1950-е гг. Янссон сотрудничала с театральным режиссером Вивикой Бандлер. Речь шла о детских спектаклях про муми-троллей, в оформлении декораций и костюмов которых она принимала участие. Финская национальная опера заказала ей в 1952 г. декорации и костюмы к детскому балету Ахти Соннинена "Песси и Иллюзия". В 1974 г. была поставлена "Опера про муми-троллей", костюмы к которой создавала Янссон.
Карьера Туве Янссон как создателя рассказов в картинках началась в 1947 г. в газете "Ню Тид" ("NY Tid"). В 1953 г. она получила от британского концерна "Aссошиэйтед Ньюзпейперз" предложение создавать комиксы про муми-троллей для вечерней газеты "Ивнинг Ньюз" ("London Evening News"). За три с половиной года она нарисовала 14 историй, состоявших из более чем тысячи картинок. В конце концов, Янссон почувствовала, что фантазия иссякла, и работу продолжил ее брат Ларс.
В 1980-е гг. начался новый ренессанс Муми, основывавшийся отчасти на рассказах в картинках, отчасти на иллюстрациях к книгам про муми-троллей, который был вызван европейско-японским анимационным телевизионным сериалом. Сейчас муми-троллей по всему миру можно купить в виде игрушек, одежды и сладостей. В Наантали существует парк муми-троллей, и подобный собираются построить на Гавайях. Этот ренессанс достиг своего пика в августе 1994 г., когда Янссон праздновала свой 80-летний юбилей. О творчестве, изобразительном искусстве и детстве писательницы тем летом было напечатано множество статей в различных изданиях. Повторялись радиопостановки и телевизионные передачи прошлых лет, была проведена ретроспективная художественная выставка и научный семинар, издан юбилейный альбом и диск.
Но и после этого Янссон не стала почивать на лаврах. В 1996 г. вышли "Картинки с острова", написанные в соавторстве с Тууликки Пиетиля и посвященные летним месяцам, на протяжении десятилетий проведенным художницами на острове Клувхару. Самые последние повести вошли в сборник "Известие" (1999).
Туве Янссон умерла в Хельсинки в возрасте 86 лет в июне 2001 г. Последние годы она провела уединенно, как и большую часть своей жизни. Хотя она, по мнению многих, заслужила при жизни Нобелевскую премию в области литературы, популярность у публики никогда не была важна для Янссон. Куда большее значение для нее имели понимание и одобрение близких и равных ей людей. Благодаря им она создавала и оттачивала свое уникальное искусство. Сохранение индивидуальности, тем не менее, не означало пренебрежение к поклонникам. Наоборот, так долго, как могла, Туве Янссон отвечала на все письма своих читателей лично и от руки.

- С УВИ А ХОЛА
Скачать биографию в формате pdf (360kb) -
Материал взят с сайта http://www.kansallisbiografia.fi - Национальная биография Финляндии


Þ

Ещё есть парк в Японии, и называется он – Akebono Kodomonomori Park.

Ý Ý



Loading...Loading...