Адаптация и ее механизмы. Общие принципы и механизмы адаптации. Функциональная система включает в себя

ГОМЕОСТАЗ.

Проблема адаптации (теоретический аспект). Физиологические механизмы адаптации. Гомеостаз. Физическая тренировка. Специфическая адаптация к физическим нагрузкам. Общие понятия об адаптации и дезадаптации. Адаптивные типы человека.

Биоритмология и здоровье человека. Человек, как «элемент» биосферы. Биоритмы и индивидуальный прогноз работоспособности.

7.1. Механизмы адаптации.

7.2. Срочный и долговременный этапы адаптации.

7.3. Гомеостаз.

7.4. Роль стрессовой реакции в механизме развития адаптации.

7.5. Общие неспецифические адаптационные реакции по Гаркави с соавторами.

7.6. Резервы организма при развитии различных адаптационных реакций.

7.7. Физическая тренировка.

7.7.1. Адаптация к физическим нагрузкам.

7.8. Адаптивные типы.

7.9. Биологические ритмы и работоспособность.

Контрольные вопросы.

Механизмы адаптации.

Адаптация (от лат. Adapto – приспособляю) – процесс приспособления физиологических функций организма к изменению условий окружающей среды, направленный на поддержание гомеостаза.

Адаптация – сложный физиологический процесс приспособления организма к новым условиям внешней среды или к изменениям, происходящим в самом организме человека. То есть это новый уровень работы всех органов и систем организма, который обеспечивает возможность сохранения здоровья и оптимальной жизнедеятельности человека в новых условия существования.

Адаптацию можно рассматривать в трех аспектах:

Адаптация как процесс есть приспособление организма к факторам внешней среды;

Адаптация как характеристика относительного равновесия между организмом и средой;

Адаптация как результат приспособительного процесса.

Способность к адаптации – одно из свойств и условий развития здорового человека. Как универсальное фундаментальное свойство живых организмов адаптация является тем «китом», который вместе с саморегуляцией поддерживает постоянство внутренней среды, увеличивает мощность гомеостатических систем, осуществляет связь с внешней средой. Именно адаптивность и саморегуляция позволяют удерживать существенные параметры организма в физиологических пределах, обеспечивают стабильность систем.



Различают генотипическую и фенотипическую адаптацию.

Генотип – это наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в хромосомах. В более широком смысле под генотипом понимается совокупность всех наследственных факторов организма.

Фенотип - это система признаков и свойств организма, которая является результатом реализации генотипа в конкретных условиях внешней среды.

Генотипическая адаптация является основой эволюции, её достижения закреплены в геноме и передается по наследству. Именно в результате генотипической адаптации сформировались современные виды животных и растений на основе наследственной изменчивости, мутации и естественного отбора. Для его проявления необходимо, чтобы действующий фактор работал на протяжении длительного промежутка времени и понадобиться смена не менее 10 поколений для полного закрепления нового приспособительного признака в геноме человека.

Примером генотипической адаптации могут служить различия между расами и народами. Наиболее выраженными различиями являются различия в пигментации кожи: светлая кожа является результатом адаптации человека к нужному уровню ультрафиолетового облучения.

Светлая кожа лучше пропускает ультрафиолетовые лучи, в глубоких слоях кожи активнее происходит образования витамина Д, что позволило древнему человеку приспособиться к условиям Севера, где мало ультрафиолета и способствовало расселению человека на новых обширных территориях.

Фенотипическая адаптация формируется на протяжении индивидуальной жизни человека, и результаты не передаются по наследству. Приобретенные в течение жизни фенотипические изменения наслаиваются на наследственные признаки организма и в совокупности с ними формируют его индивидуальные особенности.

До начала действия фактора, к которому происходит адаптация, в организме нет готового, вполне сформированного механизма, обеспечивающего совершенное и законченное приспособление, а имеются только генетически предопределенная возможность для формирования такого механизма. Если фактор не подействовал, механизм остается несформированным. Это обеспечивает реализацию только тех адаптационных реакций, которые жизненно необходимы в данный момент. Тем самым достигается экономное расходование энергетических и структурных ресурсов организма. В этой связи организму выгодно, что результаты фенотипической адаптации не передаются по наследству, так как следующее поколение может столкнутся с совершенно иными условиями окружающей среды и ему не пригодятся специфические адаптативные реакции предыдущего поколения, но понадобятся собственные приспособительные усилия.

Особенности социальной адаптации

Замечание 1

Социальная адаптация является очень сложным и структурированным процессом. Именно поэтому одна из ее главных особенностей – это многоэтапность. Процесс адаптации не может быть примитивным, и поэтому представляет собой протекающее во времени действие. У разных исследователей по-разному трактуются особенности этапизации.

В процессе социальной адаптации личность проявляет творческие качества, стремится изменить социальную реальность. При этом она проявляет достаточно строгое, самокритичное и требовательное отношение к самой себе, к своей деятельности, поступкам, возможным результатам постоянной работы.

Личность во время адаптации подвержена сильнейшему влиянию извне, и это делает ее раздробленной. Отсутствует целостность, поскольку человеку приходится заново учиться чему-то новому, постигать новые истины, изучать законы, правила поведения, сравнивать уже изученные нормы с теми, что предлагает ей новая социокультурная среда. Именно по этой причине формирование личности следует рассматривает через призму ее деятельности, активности, с точки зрения тех поступков, которые она совершает, и какие последствия за этим следуют.

Учитывая, что социальная адаптация – это получение новых знаний, то безупречно этот процесс происходить не может. Это связано не только с недостатком опыта во взаимодействии с новыми условиями, но еще и то, что внутренние установки и мировоззрение может противоречить тому, что требует от человека новая общность. Отсюда зачастую возникают конфликты, недопонимание, индивид совершает ошибку за ошибкой. Но именно найдя гармонию между внутренним и внешним мирами, он достигает положительной адаптации, и процесс вхождения в новую среду можно считать успешным и оконченным.

Анализируя содержание процесса социальной адаптации, ее механизмов и многоэтапности, мы можем отметить еще несколько ее особенностей: адаптирование личности к социальной и культурной среде – это крайне противоречивый процесс, который требует усилий и со стороны принимающей среды, и со стороны индивида; процесс социализации и социальной адаптации происходит одновременно, их аспекты взаимосвязаны друг с другом; адаптация личности напрямую зависит от биологических, физиологических и психических свойств человеческого организма; система социальных институтов непосредственно влияет на адаптационные процессы, может как упрощать их, так и усложнять.

Особенности социальной адаптации в условиях расхождения системы ценностей

Поскольку социальная адаптация реализуется в различных социальных сферах и посредством разных институтов, то и качества, которыми она обладает, зачастую интерпретируются в зависимости от сферы адаптации личности.

Например, уравновешивание в процессе социальной адаптации – это период, когда индивид в наименьшей степени включен в адаптационные процессы. Он всего лишь узнает всю окружающую его среду и сложившуюся ситуацию, определяет проблемы, которые необходимо разрешить для дальнейшего функционирования.

Иногда вместо процесса адаптации протекает так называемая псевдоадаптация. Ее самая яркая черта – это видимость приспособленности к новой обстановки, но ее полное внутреннее отвержение со стороны человека. Индивиду приходится притворяться, что он воспринимает все нормы и установки, но при этом они полностью противоречат его привычному мироощущению и мировосприятию.

Порой адаптация характеризуется как приноровление, когда индивид признает основную систему ценностей и сопоставляет ее со своими внутренними интенциями. На данном этапе одна из особенностей социальной адаптации – нахождение точек соприкосновения и желание идти на компромисс с индивидом (или индивиду идти на компромисс с окружающей его средой, ее порядками, нормами и законами).

Адаптация отличается еще одной особенной чертой – она может выступать в качестве уподобления. Индивид переориентируется, трансформирует свои ценности, от прежней системы норм и правил поведения не остается ни следа. Это происходит именно по причине влияния окружающей среды на его мировоззрение.

Замечание 2

Все вышеперечисленные черты могут быть характерны не только для процессов социальной адаптации, но и для процессов социализации, поскольку два этих явления неразрывно связаны друг с другом.

Механизмы социальной адаптации

В научном знании выделяют сразу несколько основных механизмов социально-психологической адаптации личности:

  • Во-первых, это когнитивный механизм, который состоит из совокупности всех психических процессов, связанных с познанием. Благодаря ему человек ощущает, что является частью большого мира, стремится познать его, ощутить, воспринять и пропустить через себя всевозможные ситуации. Развивается память, фантазия, мышление и воображение.
  • Во-вторых, эмоциональный механизм. В него входят моральные чувства личности, ее эмоциональное состояние, чувства спокойствия или наоборот беспокойства, одобрение, осуждение, сочувствие и жалость.
  • В-третьих, практический механизм (иначе его еще называют поведенческим), которые предлагает конкретно направленную деятельность человека, реализующуюся в социальной практике.

Замечание 3

В целом, все эти социальные и психологические механизмы социальной адаптации очень тесно связаны друг с другом, и их существование по отдельности невозможно.

Таким образом, социальная адаптация личности выступает в качестве многогранного процесса, в ходе которого индивидуум активно развивает свои способности, активно или пассивно приспосабливается к новым условиям, взаимодействует с существующей социальной реальностью, пытается измениться сам (изменить свое мировоззрение, социальные и поведенческие установки), при этом постепенно меняя окружающую действительность в соответствие со своими потребностями, знаниями и возможностями.

Существует три механизма адаптаций:

1. пассивный путь адаптации - по типу толерантности, выносливости;

2. адаптивный путь действует на клеточно-тканевом уровне;

3. резистентный путь – сохраняет относительное постоянство внутренней среды

Специфические адаптивные механизмы, свойственные человеку, дают ему возможность переносить определенный размах отклонений факторов от оптимальных значений без нарушения нормальных функций организма. Зоны количественного выражения физической нагрузки, отклоняющегося от оптимума, но не нарушающего жизнедеятельности, определяются как зоны нормы. Их две: отклонение в сторону недостатка дозирования физической нагрузки и в сторону избытка. Дальнейший сдвиг может снизить эффективность адаптивных механизмов и даже нарушить жизнедеятельность организма. При крайнем недостатке нагрузки или ее избытке выделяют зоны пессимума. Адаптация к любому фактору связана с затратами энергии. В зоне оптимума активные механизмы не нужны, и энергия расходуется на фундаментальные жизненные процессы, организм находится в равновесии со средой. При увеличении нагрузки и выходе ее за пределы оптимума включается адекватные механизмы.

Механизмы обеспечивающие адаптивный характер общего уровня стабилизации отдельных функциональных систем (т.е. увеличивается потребление организмом кислорода, повышается интенсивность обменных процессов. Это происходит на органном уровне: увеличивается скорость кровотока, повышается артериальное давление, увеличивается дыхательный объем легких, учащается дыхание, дыхание становится более глубоким) и организма в целом. Общие адаптационные реакции организма являются неспецифическими, то есть организм аналогично реагирует в ответ на действия различных по качеству и силе раздражителей (физические упражнения).

Изменения на клеточном уровне, гормональные изменения

Адаптационные реакции организма и его резистентность в связи с мышечной деятельностью.

Организм сохраняет необходимое для жизни относительное динамическое постоянство внутренней среды, хотя на действие многочисленных изменяющихся внешних и внутренних факторов отвечает реакцией. Именно реакция - основной путь приспособления, адаптации живого. Каждому из действующих факторов присущи качество и количество. Качество раздражителя отличает данный раздражитель от множества других, определяет специфику его действия. Количество раздражителя, мера его биологической активности - то общее, что свойственно любому раздражителю и определяет неспецифическую сторону его действия на организм.

Мышечная нагрузка не является исключением. При мышечной нагрузке, как и при действии любого раздражителя, в организме происходит ряд специфических изменений и развивается неспецифическая реакция, связанная с количественной мерой нагрузки. Разумеется, понятия «количество», «мера», «сила», «доза» по отношению к организму весьма относительны. Степень биологической активности действующего фактора определяется не только абсолютной величиной этого фактора, но и чувствительностью к нему организма.

По отношению к мышечной нагрузке это имеет особое значение, так как с помощью тренировок можно управлять чувствительностью и устойчивостью организма к ней. Хорошо подготовленный спортсмен может перенести такую мышечную нагрузку, которая для нетренированного окажется непосильной. Несмотря на это, каждый будет по-разному реагировать на нагрузку в зависимости от изменения ее величины, т.е. сохранится количественно-качественный принцип: зависимость ответной реакции организма от величины нагрузки.

Неспецифический характер адаптационной реакции целого организма впервые показал Г. Селье; любые по качеству, но сильные раздражители вызывали в организме развитие одинакового симптомокомплекса. Специфическое, особое влияние раздражителя сохранялось, но при действии любого сильного раздражителя через 6 ч отмечалось уменьшение вилочковой железы, увеличение надпочечников, наличие язв и кровоизлияний в слизистой оболочке пищевого канала. В крови наблюдались лейкоцитоз, лимфопения, анэозинофилия. Селье назвал общую неспецифическую адаптационную реакцию на сильный раздражитель - стрессом (реакция напряжения), а ее первую стадию - реакцией тревоги. В реакции тревоги имеются элементы повреждения, угнетения с однобокой резкой стимуляцией оси АКТГ - глюкокортикоидные гормоны. В ответ на сильное воздействие необходимо быстро мобилизовать энергетические ресурсы организма. Это и происходит при стрессе, но крайне неэкономичным и разрушительным для организма путем. После реакции тревоги наступает вторая стадия стресса - стадия резистентности. В этой стадии неспецифическая резистентность организма повышается. Если же стрессор был чрезмерно сильным или его действие длительно, то развивается стадия истощения стресса. Стадия истощения может привести к смерти.

Долгие годы стресс считали единственной адаптационной реакцией и, наряду с его отрицательными чертами, исследователей все больше интересовало положительное - повышение резистентности. Повышение сопротивляемости организма, да еще неспецифической - не к одному повреждающему фактору, нагрузке, а к разным - это необходимо в спорте. Однако повышение резистентности при стрессе, по выражению Селье, достается ценой повреждений и больших энергетических трат.

Есть ли другой, более мягкий путь повышения неспецифической резистентности организма?

Н.В. Лазарев считает, что такой путь есть. С помощью целого ряда веществ, названных адаптогенами, он вызывал состояние неспецифически повышенной сопротивляемости (СНПС), при котором резистентность организма возрастала без элементов повреждения. Этот другой путь - качественный: определенные вещества (адантогены) вызывают СНПС. Установлено, что и адаптогены в зависимости от дозы могут вызывать и СНПС, и другие комплексы изменении, а большие дозы адаптогенов - даже стресс. Можно было предположить, что если в эволюции развилась общая неспецифическая адаптационная реакция на сильный раздражитель, то должны быть реакции и на более слабые, физиологические раздражители. Наши исследования показали, что кроме стресса существуют еще две общие неспецифические адаптационные реакции организма: на слабые раздражители - реакция, названная реакцией тренировки, на средние (промежуточные между сильными и слабыми) - реакция, названная реакцией активации.

Таким образом, была обнаружена количественно-качественная закономерность развития общих неспецифических адаптационных реакции: в зависимости от силы, дозы, биологической активности действующих факторов, внешней и внутренней среды в организме развиваются качественно отличные адаптационные реакции.

Изменения в организме при реакции активации имеют и характер, чем при стрессе. Уже в I стадии, - стадии первичной активации вместо снижения резистентности происходит ее повышение, вместо уменьшения вилочковой железы - ее значительное увеличение с повышением функциональной активности лимфоидных элементов в эндокринной системе - гармоничное и хорошо согласованное умеренное повышение секреции гормонов щитовидной железы, половых гормонов и коркового вещества надпочечников в основном за счет минералокортикоидов, но без снижения уровня глюкокортикоидов. Это связано с преобладанием в мозге (особенно в гипоталамусе, где формируются адаптационные реакции) физиологического возбуждения с хорошей функциональной активностью нейрональных и глиальных элементов. В стадии стойкой активации, развивающейся при систематическом повторении активационных воздействий, повышение резистентности приобретает стойкий характер. Функциональная активность ЦНС и эндокринных желез достаточно высока, но не чрезмерна. Такое состояние нейроэндокринной регуляции должно создавать благоприятные условия для мышечной деятельности. Об этом же свидетельствует состояние периферических рецепторных окончаний (нервно-мышечных окончаний), обеспечивающих мышечные сокращения. Если при стрессе в нервно-мышечных окончаниях количество выявляемых нервных волокон уменьшается, а в сохранившихся нервных волокнах и окончаниях отмечается резко выраженное набухание и неравномерная импрегнация серебром, то при развитии реакции активации нервные волокна и окончания хорошо обнаруживаются, и в них импрегнация серебром равномерно усиливается. На это указывает также высокая двигательная активность и потребность в движении, характеризующая реакцию активации и особенно зону повышенной активации.

Реакция тренировки получила свое название потому, что для длительного поддержания ее в организме слабые вначале воздействия приходится систематически, ежедневно повторять, постепенно повышая нагрузку, т.е. используется в общем виде принцип любой тренировки. Эта реакция имеет признаки сходства с реакцией активации и стрессом, однако ее характеризует свой комплекс изменений. В I стадии реакции тренировки-стадии ориентировки - тимус не угнетен, как при стрессе, но увеличен меньше, чем при реакции активации (разница статистически значима). Повышение резистентности в этой стадии происходит за счет снижения чувствительности: в мозге преобладает охранительное торможение. Функция половых органов и щитовидной железы не подавлена, но активность их не так высока, как при реакции активации. Секреция глюкокортикоидов повышена, но не так резко, как при стрессе; секреция минералокортикоидов также повышена, хотя и не так существенно, как при реакции активации.

Приспособление организма к различным условиям существования

Понятие адаптации – условия существования – техногенные условия – формы адаптации – фенотипическая адаптация – кратковременная и долговременная адаптация – социальные условия адаптации человека

Адаптация (от лат. adaptatio – приспособлять, прилаживать) – это совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и других особенностей вида, обеспечивающая возмож­ность существования в определенных условиях среды.

В понятие "адаптация" входят:

процессы, с помощью которых организм приспосабливается к окружающей среде;

– состояние равновесия между организмом и окружающей сре­дой;

– реализация нормы реакции в конкретных условиях среды с по­мощью изменения фенотипа;

– результат эволюционного процесса – адаптациогенез (отбор и закрепление генов, кодирующих информацию о развившихся из­менениях).

Явление биологической адаптации присуще всем живым орга­низмам и особенно такому высокоорганизованному, как человече­ский. Условия существования любого живого организма могут быть:

адекватными (те, которые в данный момент позволяют орга­низму все процессы жизнедеятельности осуществлять в пределах нормы реакции);

– неадекватными (те, которые не соответствуют диапазону свойств организма, определяемых нормой реакции).

В адекватных условиях организм испытывает состояние комфор­та, т.е. оптимального уровня работы всех систем. В неадекватных условиях организму приходится включать дополнительные меха­низмы для обеспечения состояния устойчивости (резистентности), активизировать все процессы. Это состояние носит название "на­пряжения". Если с помощью напряжения организм не достиг состо­яния устойчивости, то развивается состояние "предболезни", а за­тем "болезни". Состояния комфорта, напряжения и адаптации составляют состояние здоровья (но не патологии); состояние адапта­ции – это нормальная физиологическая реакция.

Современные антропогенные (техногенные) условия включают, как правило, не один неблагоприятный фактор, а целый комплекс факторов, к которым должен приспособиться организм. Поэтому и ответ организма должен быть не только многокомпонентным, но и интегрированным. Эта интеграция создается взаимосвязанной и взаимообусловленной работой регулирующих, энергетических и неспецифических компонентов адаптации и составляет стратегию адаптации.

В основе адаптации лежит ряд общих закономерностей протека­ния реакций в организме. В зависимости от того, какие системы вовлекаются в создание состояния адаптации и какова протяжен­ность этого процесса, различают две его главные формы:



– эволюционную (или генотипическую) адаптацию; этот про­цесс является основой эволюции, так как имеющийся комплекс ви­довых наследственных признаков становится исходным пунктом для изменений, вносимых условиями среды и закрепляемых на уровне генотипа; данный процесс занимает тысячи и миллионы лет;

– фенотипическую адаптацию (возникающую в ходе индивиду­ального развития организма, в результате чего организм приобрета­ет устойчивость к определенным факторам среды).

Фенотипическая адаптация тоже обусловлена генетической про­граммой, но не в виде заранее запрограммированной адаптации, а в виде нормы реакции, т.е. диапазона протекания метаболических процессов, потенциальных возможностей для обеспечения ответа организма на изменения условий среды. Вместе с тем превращение таких потенциальных возможностей в реальные, т.е. обеспечение ответа организма на требования среды, также невозможно без акти­визации генетического аппарата (усиления синтеза нуклеиновых кислот, белков и других соединений). Данное явление называют структурным следом адаптации. При этом растет и масса мемб­ранных структур, ответственных за восприятие сигналов, ионный транспорт, энергообеспечение. После прекращения действия фак­тора среды активность генетического аппарата снижается и проис­ходит исчезновение структурного следа адаптации. Это свидетель­ствует о том, что в обеспечении состояния адаптации взаимосвязь между функциями и генетическим аппаратом – ключевое звено. Необходимо подчеркнуть также, что изменения метаболизма, на­правленные на обеспечение состояния фенотипической адаптации, составляют биохимическую стратегию адаптации, являющуюся одним из главных компонентов общей стратегии адаптации.

Различают две формы фенотипической адаптации: кратковре­менную (в том числе немедленную, срочную) и долговременную (акклиматизация).

Кратковременная (срочная) адаптация:

– возникает непосредственно после действия раздражителя;

– осуществляется за счет готовых, ранее сформировавшихся структур и физиологических механизмов. Это означает, что: а) в организме всегда имеется некоторое количество резервных струк­турных элементов, например митохондрий, лизосом, рибосом; б) работа клеток и тканей может осуществляться по типу дублиро­вания; в) имеется некоторое количество готовых веществ: гормонов, нуклеиновых кислот, белков, АТФ, ферментов, витаминов и др.; это так называемый структурный резерв адаптации, который может обеспечить немедленную реакцию. В связи с тем, что этот резерв невелик, деятельность организма происходит на пределе фи­зиологических возможностей.

При срочной адаптации:

– ведущими факторами являются деятельность неспецифических компонентов и формирование стереотипного ответа, независи­мо от природы раздражителя;

– развивается острый адаптационный синдром (Ганс Селье на­звал его "стресс", что в переводе с английского означает "напряже­ние") при этом:

Активизируется система гипоталамус–гипофиз;

Усиливается выработка адренокортикотропного гормона (АКТГ);

Усиливается синтез надпочечниками глюкокортикоидов и ад­реналина;

Сморщиваются тимус и селезенка;

Мобилизуются энергетические и структурные ресуроы;

Состояние адаптации достигается быстро, но она будет устой­чивой только в том случае, если фактор перестал действовать; если фактор продолжает действовать, то адаптация оказывается несовершенной, так как резервы исчерпаны и требуется их попол­нение.

Срочная адаптация проявляется генерализованными двигатель­ными реакциями или эмоциональным поведением (например, бег­ство животного в ответ на боль; увеличение теплопродукции в ответ на холод; увеличение теплоотдачи в ответ на тепло; рост легочной вентиляции и минутного объема кровообращения в ответ на недо­статок кислорода).

Долговременная адаптация развивается на основе реализации этапа срочной адаптации, когда включились системы, реагирующие на данный раздражитель, но не обеспечили устойчивого состояния, или если раздражитель продолжает действовать.

При долговременной адаптации:

– высшие регуляторные центры активизируют гормональную систему и в действие вступают специфические компоненты адапта­ции;

– происходит мобилизация энергетических и структурных ресурсов организма; это возможно только при активации генетического аппарата, который обеспечивает усиленный биосинтез струк­тур на молекулярном (индукция синтеза гормонов, ферментов, РНК, белка и т.д.), органоидном (биосинтез и гиперплазия органелл клетки), клеточном (усиление размножения клеток), ткане­вом и органном (увеличение компонентов органов и тканей) уров­нях;

– биохимическая стратегия адаптации осуществляется за счет синтеза необходимых веществ, координации их количества и вза­имных превращений;

– ведущую роль в обеспечении долговременной адаптации игра­ют центральная нервная система, гормональная система, генетиче­ский аппарат;

– образовавшийся структурный след адаптации (вследствие био­генеза структур) при прекращении усиленной деятельности генети­ческого аппарата постепенно исчезает; состояние устойчивости до­стигается благодаря существованию обратной положительной и от­рицательной связи;

– результатом процесса адаптации является достижение орга­низмом состояния устойчивости, обеспечивающей организму воз­можность существования в новых условиях.

Если интенсивность фактора превышает адаптивные возмож­ности организма и состояние устойчивости не наступает, то орга­низм переходит в состояние истощения (истощаются его структу­ры, системы, функции); затем следует состояние предболезни и бо­лезни.

Обсуждая вопрос об особенностях адаптации у человека, необхо­димо подчеркнуть, что человек имеет и биологическую, и социаль­ную природу. Поэтому механизмы достижения состояния адапта­ции у человека более сложные, чем у других видов живых существ. С одной стороны, у человека, как существа биологического, действуют все приспособительные процессы, определяемые нормой реакции и направленные на достижение устойчивости организма. При этом организм человека, достигший в процессе эволюции наивыс­шей специализации своих органов и систем, наиболее высокого уровня развития нервной системы, в наибольшей степени способен и к приспособлению к меняющимся условиям среды. В то же время социальная природа человека создала ряд особенностей про­цессов адаптации, присущих только человеку:

– количество антропогенных факторов среды резко возросло в последние десятилетия, тогда как системы адаптации формирова­лись в течение миллионов лет при отсутствии этих факторов или значительно меньшей их интенсивности и поэтому в современных экологических условиях оказываются недостаточно эффективны­ми;

– человек меньше связан с природой, меньше зависит от нее; подчинен социальным ритмам, регулирует свое поведение сознани­ем; сознательно выбирает иногда неадекватное поведение;

– человек имеет дополнительные (социальные) механизмы адаптации (одежда, обувь, жилище, организация труда, медицина, физкультура, искусство и др.);

– в адаптации человека ведущую роль играет вторая сигнальная система.


В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.
Адаптационный синдром - это совокупность реакций организма человека в ответ на неблагоприятные воздействия (стрессоры). Эти понятия получили чрезвычайно широкое распространение. Одна из основных причин популярности теории стресса состоит в том, что она претендует на объяснение многих явлений повседневной жизни, реакций человека на неожиданные события, возникающие трудности: развитие самых различных заболеваний, как соматических, так и психических.
Нормальная жизнедеятельность человека немыслима без определенной степени физического и нервно-психического напряжения. Человеку свойствен определенный оптимальный тонус напряжения. Каждый человек должен изучить себя и найти тот уровень напряжения, при котором он чувствует себя наиболее «комфортно», какое бы занятие он ни избрал.
В системе психологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, такие как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, тантомима, хорео-терапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы.
Психологическая поддержка является частью более широкой программы социальной помощи индивидам по ликвидации кризисных ситуаций и оказанию помощи человеку или группе лиц (правовая, психологическая, сексологическая, информационная и др.). Главные усилия социальных работников должны быть направлены на содействие социальной адаптации в новых социально-экономических условиях (помощь клиенту в поиске работы в утверждении социального статуса, в восстановлении веры в духовные ценности и др.).
Профессиональная адаптация - это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин.
Следовательно, полноценное исследование адаптации человека возможно лишь при реализации комплексного подхода к изучению всех уровней организации человека: от психосоциального до биологического с учетом их взаимосвязей и взаимовлияний.
Характерным признаком человека является то, что он существо общественное. У человека с поступательным развитием цивилизации не исчезают приспособительные функции, присущие биологическим системам, а появляются новые, социальные, качественно особые способы и средства адаптации. Здесь уже не просто влияние определенно заданных биологических параметров, определенный продукт природы - человек, а высокоорганизованная развивающаяся система, отличительной чертой которого является эффективная связь телесного и психического, как основы становления личности.
Безусловно, биологическое, физиологическое, психическое и социальное развитие человека взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга, которые постоянно обогащаются и изменяются посредством активной деятельности человека. Заданные природные особенности человека составляют важнейшую предпосылку, необходимые условия для его социального развития, которые в свою очередь зависят от психических, интеллектуальных и других особенностей человека. Подчеркивая эти стороны развития человека, его связь с внутренним и внешним миром, мы этим самым показываем многозначность проблемы адаптационных процессов, важность выбора действий самого индивида и его связь с социальной практикой.
Проблема исследования процесса становления человека, его формирования и развития является одной из наиболее актуальных в настоящее время. Эффективное воздействие субъектов, всей системы социальной работы на процессы становления человека, формирования определенных социальных свойств и качеств предполагают знание закономерностей, механизмов функционирования разнообразных социальных явлений, влияющих на становление и развитие самого человека.
Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, его врастание в социальный мир, которое предполагает активное участие как в потреблении, так и в передаче социально значимых норм и ценностей существующей и прошлой социальной среды. В понятии социализации характеризуется способность человека усвоить изменяющиеся условия, его адаптационная сущность. Социализация человека как непрерывный процесс развития и саморазвития личности органически связана с социальной адаптацией. По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом, специфической формой социализации человека.
Однако, если процесс социализации человека идет как правило эволюционным путем, посредством накопления и усвоения предыдущего опыта, приобретения в конкретно-исторических условиях новых навыков в труде, быту, политических отношениях, культуре, то механизм социальной адаптации носит более быстрый характер, когда необходимо в относительно короткий промежуток времени активно устранить или усвоить создавшиеся социальные прецеденты.
Вместе с тем процесс социальной адаптации - это процесс освоения относительно стабильных условий социальной среды, решения повторяющихся, типичных проблем путём использования принятых способов социального поведения, действия. В этом процессе есть две характерные стороны, которые можно назвать объективной и субъективной.
Объективный процесс социальной адаптации заключается в том, что человек со дня своего рождения приобретает различные социальные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. С детства и до самой смерти идет непрерывный процесс усвоения и развития механизмов адаптации, в формировании которого активное участие принимает окружающая социальная среда (родители, друзья и т.д.), а также различные социальные институты.
Субъективный процесс социальной адаптации непосредственно не связан с общественным положением человека или поло-возрастными особенностями, а с его личными качествами, взглядами, убеждениями, со всеми аспектами социально-психологического развития. И здесь во многом проявляется активизирующая роль человека, его желание или нежелание изменить или усвоить существующие социальные ценности.
По этой причине эффективному развитию всех механизмов социальной адаптации способствует взаимодействие многих составляющих: это и объективные социальные условия (социальное происхождение, образовательный уровень и т.д.); условия непосредственной среды обитания (семья, школа, трудовой коллектив, неформальное окружение и т.д.) и, конечно, сама личность, которая формируется в зависимости от активной или пассивной позиции, его способностей и творческой деятельности, природных задатков.
Вычленяя в общечеловеческой деятельности ее социально-профессиональную направленность, мы подчеркиваем важность социальной работы, где ценностной ориентацией является то, что отличает ее от других профессий человека - это постоянное стремление к полезности и умению оказать помощь каждому индивиду в зависимости от его социальных потребностей и интересов.
В основе понимания развития механизмов социальной адаптации, ее сущности, лежит активная деятельность человека, ключевым моментом которой является потребность в преобразовании существенной социальной деятельности. По этой причине сам процесс формирования механизмов социальной адаптации личности неотделим от всех видов преобразований индивидов и проходит в трех основных фазах: деятельности, общении, самосознании, характеризующих его социальную сущность. В этой триаде происходит не просто изменение внешней действительности, но и преобразование внутреннего мира человека, раскрытие и реализация его скрытых потенций, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активной личности.
Социальность деятельности - ведущий и специфический механизм в организации адаптации человека. Важны такие его составляющие сторон, как общение, игра, учение, труд, осуществляющие полноценную включенность, активное приспособление индивида в социальную среду. Сам же механизм адаптации в социальной деятельности личности имеет свои закономерные этапы, которые в основном свойственны остальным видам деятельности. Эта схема примерно такова: нужда индивида - потребности - мотивы принятие решения - реализация и подведение итогов - ее оценка. Далее этот механизм может повториться в зависимости от достигнутых результатов. Проблема социального работника заключается в том, что в случае какой-то неудачи найти слабую, недостаточно эффективную сторону в этом механизме и внести необходимые коррективы.
Социальное общение - важнейший механизм социальной адаптации человека, который направляет и расширяет круг усвоения социальных ценностей при контакте с другими индивидами, социальными группами. Процесс общения - это не только потребность и самостоятельный вид деятельности отдельного человека, но и определенное взаимодействие социальных работников со своими клиентами, которое необходимо расширять в системе социальной практики.
Социальное самосознание личности - механизм социальной адаптации личности, при котором осуществляется формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли. Здесь роль социального работника понимается во многом как психолога-педагога, стремящегося через различные аспекты обращения сознания сформировать личность неравнодушной к человеческой беде, выступающей активно против социального равнодушия.
Таким образом, представляя механизмы социальной адаптации личности как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальной деятельности индивидов, мы подчеркиваем единство и определенную систему функционирования системы социальной помощи населению, значимость профессиональной подготовки социальных работников.


Loading...Loading...