Индекс пинье лежит в основе типа конституции. Основы антропологии. II. Определение типа конституции

Какой объем головного мозга был у китайского синантропа?

В 1927 г. в Китае, недалеко от Пекина, были найдены останки ископаемого существа, названного синантропом (китайским человеком). Объем его мозга был равен 1200 мл, рост - 150 см, возраст - 400 тыс. лет. Синантропы производили орудия труда и пользовались огнем. Предполагается, что они были каннибалами. Древнейшие люди умели изготавливать орудия из камня и гальки. У всех древнейших людей над глазницами проходил сплошной, сильно выдающийся вперед костный валик (надглазничный). Пищу, они добывали путем коллективной охоты на крупных животных, включая мамонтов. В этот период возникает разделение труда между теми, кто охотился, и теми, кто оставался в пещере для наблюдения за детьми, стариками и для выполнения других работ.

Кто впервые выделил четыре типа темперамента?

Гален - впервые описал четыре типа темперамента.

Темперамент - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности. Основные компоненты:

Общая активность индивида.

Моторика индивида (двигательные особенности);

Эмоциональность.

Темперамент проявляется уже в раннем детстве, он относительно устойчив и слабо поддается воспитанию. Основными разновидностями темперамента считаются четыре классических типа, предложенные римским врачом Галеном (ок. 130 - ок. 200 гг. н.э.). Чаще всего встречается темперамент смешанного типа.

Тип темперамента, по Галену

Краткая характеристика

Свойства нервной системы, по И.П.Павлову

Выдающиеся личности

флегматик

пассивный, очень трудоспособный, медленно приспосабливающийся. Эмоции внешне проявляются слабо

спокойный, сильный, уравновешенный, мало

подвижный

И.А.Крылов М.И.Кутузов И.Ньютон

сангвиник

активный, энергичный, легко приспосабливающийся

живой, сильный, уравновешенный, подвижный

М.ЮЛермонтов Наполеон I В.А.Моцарт

активный, очень энергичный, настойчивый. Эмоции не управляемые

легко возбудимый, сильный, неуравновешенный, подвижный

Петр1 А.С.Пушкин А.В.Суворов М.Робеспьер

меланхолик

пассивный, легко утомляющийся, тяжело приспосабливающийся, очень чувствительный

слабый, неуравновешенный, сдержанный, малоподвижный

Н. В. Гоголь П.И.Чайковский

По какой формуле исчисляется индекс Пинье?

Классификация конституции человека по М.В.Черноруцкому. Индекс Пинье

М.В.Черноруцкий выделил 3 типа конституции человека:

1) астенический;

2) нормостенический;

3) гиперстенический.

Для того чтобы определить, какой тип конституции у данного человека, нужно определить индекс Пинье по формуле L - (Р + Т), где L -длина тела, Р - вес тела в кг, Т - окружность грудной клетки в см.

Если индекс Пинье больше 30 - астенический тип сложения, меньше 10 - гиперстенический. От 10 до 30 - нормостенический.

Конституцию можно определить как основную биологическую характеристику целостного организма человека, проявляющуюся в особенностях его реактивности и резистентное™ (устойчивости), в основе которых лежит специфическая норма реакций индивидуального генотипа.

Индекс Пинье представляет собой расчет веса в соответствии с конституцией тела. Для того чтобы узнать, к какому типу телосложения вы относитесь, из величины роста в сантиметрах вычитаем вес в килограммах плюс окружность грудной клетки в сантиметрах. Результат больше 30 – это астеник (худощавый), от 10 до 30 – нормостеник (средний), а меньше 10 – гиперстеник (коренастый). Введите данные и получите свой точный идеальный вес в зависимости от типа телосложения.

Как часто мы называем людей, характеризуя по типу телосложения: «Вон тот доходяга!» «Этот качок!» «Эта тумбочка!». Как бы оскорбительно это не звучало, но на самом деле в подобных характеристиках есть зерно истины: от типичного телосложения, данного человеку с детства, никуда не денешься. Так какие они бывают?

Кроме трех известных конституциональных типов (астеник, нормостеник и гиперстеник), есть следующая классификация по типам телосложения: эндоморф, мезоморф и эктоморф.

Соматотипы (так они называются) характеризуются соотношениями элементов (частей тела), принятым по балльной системе от 1 до 7, где 1 - минимальное развитие данного элемента, а 7 - его максимальная выраженность в пропорции фигуры.

Эндоморф - это толстяк с шарообразной головой, пухлыми плечами, большим животом, вялыми руками и ногами и узкими лодыжками. Соотношение его пропорций 7-1-1. Обычно это люди с избыточным весом, но даже если они худеют до истощения, все равно их пропорции остаются прежними.

Мезоморф - это человек гармонично и классически сложенный, с хорошими мышцами, широкой грудной клеткой, развитыми мускулистыми ногами и руками. Его пропорция 1-7-1.

Эктоморф - это долговязый худосочный задохлик, с узкой головой и срезанным подбородком, с плохо развитой грудной клеткой, длинными ногами и руками, узким тазом. Жира у него, конечно, и быть не может, а мышцы малы и слаборазвиты. Его пропорция 1-1-7.

Возникает законная мысль: неужели большинство из нас, не обладая пропорциями мезоморфа-Аполлона, относятся к этим двум типам, прямо скажем, малосимпатичным и даже уродливым? Это не так! В природе практически не существует чистых типов телосложений, поэтому мы с полным правом можем считать себя симпатичными и привлекательными. Но для себя, определяя предпочтения в еде и одежде, неплохо знать, к какому типу телосложения вы ближе, хотя и полностью не соответствуете ему.

Ссылка на "Тип телосложения и калькулятор идеального веса" для форума Рассчитать тип телосложения и идеальный вес Ссылка на "Тип телосложения и калькулятор идеального веса" для сайта или блога Рассчитать тип телосложения и идеальный вес

Рост стоя - (Вес в кг. + Окружность грудной клетки в фазе выдоха)

Значение индекса : крепкое телосложение -10-15, хорошее-15-20, среднее- 20-25 , слабое-25-30,

очень слабое - выше 30.

Дети: среднее телосложение 2-3 л - 23, 6-7 л - 30-35, 8-15 - 26-35.

4. Индекс Эрисмана (показатель развития грудной клетки): Окружность грудной клетки в паузе - 0.5 Роста стоя

Значение индекса : норма- 5-7 , хорошее физическое развитие- >7, слабое-<1,5 Дети: N - 2-3 лет - 6-9, 6-7 лет - 0, 8-15 лет- -1-(-3)

5. Индекс пропорциональности роста и окружности грудной клетки: Окружность грудной клетки в паузе * 100: Рост стоя (см)

Значение индекса : норма-50-55, узкая грудная клетка - <50, широкая - >55.

6. Жизненный показатель: ЖЕЛ: Вес (кг)

Значение индекса : для мужчин средний - 65-70, для женщин средний - 55-60 мл/кг, спортсмены: муж - 75-80, жен - 65-70.

7. Силовой показатель рук:

сила кисти сильнейшей руки 100: Вес (кг)

Значение индекса : для мужчин: норма - 70-60, для женщин: норма 45-50.

8. Туловищный показатель пропорциональности: 2Роста сидя - Рост стоя

Значение индекса : норма для мужчин - 9,5, для женщин- 12,5

9. Индекс Пирке (Бедузе) коэффициент пропорциональности: (Рост стоя - рост сидя) 100: рост сидя

Значение индекса : малая длина ног - 87 %, пропорциональное телосложение - 87-92 %, большая

длина ног - выше 92 %.

Дети: пропорциональное телосложение 2-3 г - 68-70%, 6-7 л - 78-80%, 8-15 л - 80-92%.

10. Индекс массы тела (ИМТ): Масса тела (кг)

Рост стоя 2 (м)

Значение индекса : дефицит массы тела < 18,5, нормальная масса тела - 18,5 - 24,9, избыточная масса тела 25,0-29,9, ожирение I ст- 30,0 - 34,9, ожирение II ст - 35,0 - 39,9, ожирение III ст - > 40,0.

11.Уравнение Людвига - определение должной жел.

Мужчины ДЖЕЛ = (40 рост см) + (30 вес кг) - 4400

Женщины ДЖЕЛ = (40 рост см) +(10- вес кг) - 3800

    Формула проф. Петровского для определения идеального веса.

А = 50 + (Б-150) * 0,75 + (В - 20): 4 (А - идеальный вес, Б - рост, В - возраст). Стадии ожирения.

Начальная - превышение нормы веса до 15%;

Первая - излишний вес до 30%;

Вторая - излишний вес 30-50%;

Третья - излишний вес свыше 50%.

Рациональное пиание спортсменов.

Принципы рационального питания

    Соответствие энергетической ценности рациона среднесуточным энерготратам;

    Сбалансированность рациона по основным пищевым веществам;

    Распределение рациона в течение дня, согласованного с физическими нагрузками.

Белки:

    животного происхождения (60%): говядина, телятина, печень, почки, творог, сыр, яйцо, молоко, заливные блюда.

    растительного происхождения (40%): соя, фасоль, рис, горох, кукуруза, арахис, грецкие орехи,гречневая каша с молоком, хлеб.

    На выносливость 1,2-1,4 г/кг массы тела;

    Силовые виды 1,7-2,0 (м\б до 2,4) г/кг массы тела (до 200-25Ог/сут);

Жиры:

    Животные жиры (70-75%): молоко, творог, сыр, сметана, сливки, масло, говядина, телятина,курица, индейка, рыба, яйцо

    Растительные жиры (25-30%): миндаль, грецкие орехи, масло подсолнечное, масло кукурузное,халва

    Сбалансированность по жирам: полиненасыщенные ЖК - 10%, насыщенные ЖК - 30%,мононенасыщенные ЖК - 60%.

Углеюды:

    В виде полисахаридов 65-70 % (крахмал, крупы, макароны, картофель, хлеб и др.)

    В виде Сахаров 25-30%: (виноград, черешня, крыжовник, дыня, арбуз, шоколад, варенье, мед).

    Пищевые волокна 5% (ржаные и пшеничные отруби, овощи),

Дшежй тйшер - созданше запасов углеводов в организме (за неделю соревнований):

    Первые 3 дня спортсмен находится на белково-жировой диете с большим количеством клетчатки, исключаются из питания углеводы (хлеб, макароны, каши, сахар). На фоне диеты идут интенсивные тренировки.

    Затем оставшееся время спортсмена переводят на углеводистую диету, физические нагрузки сжимают до минимума

Режим питания

    4-5 раз в день с интервалом 2,5-3 часа

    Тренировка не ранее, чем через 1 час после приема пищи.

    Прием пищи после тренировки не ранее, чем через 40-60 мин.

    Энергоценность: 1-й завтрак- 10-15%, 2й завтрак-20-25%, обед-35%, полдник-5-10%, ужин-25%.

    Последний прием пищи за 1,5-2 часа до сна.

Питание в период соревнований

    За 2 - 3 часа до соревнований легкая пища калорийностью 700-1200 ккал, состоящую из легко усваиваемых углеводов и белков (каши, отварная курица, куриный бульон, соки, чай, шоколад, мед).

    После выступления: соки, минеральная вода, молочные продукты, фрукты

    Первые 2-3 дня после окончания соревнований (курица, овсяная или гречневая каща, нежирный творог, яйцо всмятку, сливочное масло, салаты).

Водно-солевой баланс

    При потери воды на 1 % от массы тела появляется чувство жажды

    2% воды от массы тела (1,5л) снижается работоспособность и выносливость

    3% воды (2л) работоспособность снижается на 20-30%

    5% воды снижается слюноотделение, диурез, учащается пульс, появляется слабость и тошнота

    Потеря 9-12% воды несовместима с жизнью (потеря воды в марафонском забеге может быть до 4л).Питьевой режим во время соревнований:

    Перед стартом за 40-60 мин выпивать 400-600 мл холодного (12-14°С) 4-6% р-р углеводно-минеральногонапитка

    Во время соревнований 30-60 мл (один или два глотка) воды или углеводно-минерального напитка

    При марафоне не более 1 л в час

Питьевой режим марафонцев:

    Перед стартом или во время разминки до 300 мл воды 110 °С

    Первые 60-75 мин работы 100-150 мл глюкозы (5гр\100 мл)через равные промежутки времени (20-15 мин)

    Через 75-90 мин работы концентрацию глюкозы увеличивают до 10-12 г\100 мл и добавляют NaCI 20мЭк\л

Врачсбно-псдагогическое наблюдение.

Хронометраж урока (тренировки): Врач устанавливает наблюдение за 1-3 занимающимися на протяжении всего урока. При помощи секундомера отмечает время, потраченное на выполнение упражнений, на отдых, объяснения преподавателя и длительность всего комплекса.

Плотность занятая:

Время, потраченное на упражнения

100 = % плотности

Длительность всего занятия

Плотность занятия хорошая (для закрытых сооружений) = 60-70 % ,

Для открытых сооружений - 70-80%, для школьников - 50-55 %. Определение физиологической кривой урока.

У обследуемого считают пульс за 10 сек до начала занятия, по окончании вводной части, после выполнения каждого упражнения в основной части урока, в заключительной части хронометраж проводят, так же как и в подготовительной и после окончания занятия. Физиологическая кривая должна представлять собой восходящую линию, поднимающуюся в основной части урока, на 80-100% от исходной,с несколькими зубцами и заметно снижающуюся в заключительной части до достижения исходного значения пульса по окончании занятия. Незначительный подъем и плоская форма кривой свидетельствуют о недостаточной нагрузке. Если пульс в основной части урока не достигает 130-140 в минуту, то нельзя рассчитывать на тренировочный эффект урока.

Санитарные нормы содержания мест проведения занятий. Закрытые спортивные сооружения.

    Максимальное количество занимающихся в зале должно соответствовать площади (не менее 4 кв.м. на каждого человека).

    Пол зала должен быть деревянным, ровным (допускается линолеум).

    Стены высотой не менее 1.75 м от уровня пола и должны иметь панели допускающие уборку влажным способом.

    Зал должен быть освещен естественным светом, световой коэффициент должен быть равен 1,6. Искусственное освещение должно быть рассеянным и равномерным не менее 50 лк..

    Температура воздуха в спортивном зале должна быть 16-18 гр.

    В спортивных залах должно быть только то оборудование, которое необходимо для занятий.

    Магнезия для рук должна храниться в ящиках с крышками.

    Спортивное оборудование необходимо очищать от пыли (влажная уборка) 1-2 раза в день. Уборка зала производится до занятий, в перерыве между занятиями и после них. Генеральная

уборка производится не реже 1 раза в неделю.

Наименование объекта

Освещение искусств в люксах

Освещение естеств в св.коэф.

Гимнастический зал

Искусственный каток

Искусственный бассейн

Сбалансированность питания:

На 14% белков приходится 30% жиров и 56% углеводов от общей калорийности рациона

Питание бегунов на короткие дистанции: высокое содержание белков (170-180гр) и углеводов (670-700 гр), небольшое жиров (110-120 гр), калорийность 4400-4600 кал\сут.

Питание бегунов на длинные дистанции: высокое содержание углеводов (700-800гр) и жиров (130-140гр), более низким белков (130-140ГР), калорийность 4500-5000 кал\сут.

Питание гимнастов: высокое белков (150-170гр) и углеводов (650-700гр), калорийность 4500-4800.

Питание тяжелоатлетов: высокое содержание углеводов (до 800гр) и калорийность 5000-6000.

Питание пловцов: много жиров (до 150гр) и углеводов (700гр).

Питание спортсменов - игроков: много углеводов (650-700гр) и белков (160-170 гр), калорийность 4400-4700 кал\сут.

Реабилитация инвалидов-спортсменов.

Цели:

    нормализация психоэмоционального состояния;

    восстановление бытовых навыков;

    восстановление двигательных функций,

    социальная адаптация;

    профессиональная адаптация, приобретение повой специальности, трудоустройство.

Особенности тренировочного процесса инвалидов:

    интенсивность и продолжительность занятий снижается, более длительные паузы отдыха между нагрузками;

    дифференцированные методы восстановления физической работоспособности с учетом физических нагрузок, характера и длительности заболевания;

    более продолжительные интервалы между тренировками, выполнением упражнений и т.д.

Спортсмены-инвалиды:

    врожденные и ампутационные дефекты конечностей;

    повреждения позвоночника и спинного мозга;

    спортсмены-инвалиды с ДЦП и полиомиелитом;

    слепые и слабовидящие;

    глухие и с тугоухостью;

    «прочие».

Тестирование спортсменов-инвалидов. Пробы для спортсменов с ампутациями и дефектами конечностей:

    Езда на кресле-коляске: минимальная нагрузка для определения длительности и темпа передвижений (ампутация обеих конечностей);

    Ходьба па костылях по ровной местности (50 м) после односторонней ампутации;

    Ходьба на протезах по ровной поверхности (50 м);

    Степ-тест и ходьба по лестнице

Тесты для волейболистов-ампутантов

    и.п. лежа на спине. Переход из положения лежа в положение сидя в течение 1 мин. Пульс до и после пробы, оценка восстановительного периода.

    и.п. сидя на полу. На кистях рук сделать уголок, оценка - время удержания.

    и.п. спиной к гимнастической стенке. Уголок на гимнастической стенке, оценка -время удержания.

    бег на тредмиле (в протезе) 3 мин. Оценка ССС.

    велоэргометрия или ручная эргометрия - 5 мин.

    проплыть 3 отрезка по 50 м с интервалом в 3 мин.

    имитация плавания на тренажере в течение 1 мин. (фиксируют количество гребков и ЧСС).

Тесты для футболистов

    упражнения с мячом на координацию;

    ведение мяча 5-10 м;

    бег на тредмиле 3 мин;

    велоэргометрия или ручная эргометрия 5 мин;

    пробы Штанге и Генчи

Врачебное наблюде ние за женщинами занимающимися спортом. Особенности организма женщин:

    Сила мышц ниже, чем у мужчин;

    Мышечные волокна тоньше;

    Более слабые мышцы верхних конечностей;

    Анаэробная емкость ниже (концентрация АТФ и КФ как у мужчин, но объем мышечной

массы ниже);

    Ниже емкость лактатной системы;

    Меньше объем сердца и его полостей, ниже ударный объем, минутный объем кровообращения;

    ЧСС в покое выше;

    При физнагрузки сердечный выброс ниже, общий объем крови меньше;

    МОД, ЖЕЛ, максимальная вентиляция, глубина дыхания меньше;

    Ниже аэробная производительность.

Динамика функционального состояния женщины в зависимости от менструального цикла:

1 половина цикла : преобладают эстрогены, после менструации восстанавливается кислороднаяемкость крови, усиливается эритропоэз, повышается количество эритроцитов и гемоглобина.

2 половина цикла: постепенно начинает преобладать прогестерон, постепенно понижаетсяколичество эритроцитов и гемоглобина, тромбоцитов и лейкоцитов.

Фаза менструации: снижается основной обмен и температура тела, ускоряется потоотделение при нагрузки (низкое эстрогенов), ухудшается ортостатнческая реакция, сила и работоспособность снижается, ухудшается общее состояние. Физическая работоспособность и фазы менструального цикла.

    я фаза (1-5 день) - целесообразно развитие гибкости;

    я фаза (6-12 день) постменструальная - развитие выносливости;

    я фаза (13-15 день) овуляция - тренировки не рекомендуются;

    я фаза (16-24 день) постовуляторная - развитие скоростно-силовых качеств;

    я фаза (25-28 день) предменструальная - развитие гибкости. Противопоказания к занятиям спортом в менструальную фазу:

    Нарушения менструального цикла

    Воспалительные заболевания половых органов о Состояние после аборта

    Период полового созревания

В период менструации запрещается:

    Максимальные нагрузки

    Натуживания и силовые упражнения

  • Упражнения, связанные с сильным сотрясением тела

    Переохлаждения

    Длительное пребывание на солнце

    Сауна, баня, плавание и занятия в бассейне.

Самоконтроль: в дневнике фиксируют длительность цикла, фазы менструации, обильность, самочувствие влияние нагрузок на длительность, характер менструации и самочувствие. Оценивают работоспособность в различные фазы и проводят функциональные пробы (ортостатическую, Руффье). Гииерандрогения:

    нарушение менструальной функции, затяжной период становления менструации,

    задержка наступления первой менструации

    слабо выраженные грудные железы на фоне оволосения,

    гирсутизм (оволосение на груди, животе, бедрах, свойственный мужчинам),

    нарушения протекания беременности, угроза выкидыша,

    интенсивный рост, атлетический или мужской морфотип.

    слабость родовой деятельность и преждевременные роды

ГОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. БУРДЕНКО

КАФЕДРА ФИЗИОТЕРАПИИ, КУРОРТОЛОГИИ

И ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ ИПМО

с курсом восстановительной медицины (лечебной физкультуры)

УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой

Профессор Борисов В.А.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: « МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЕ. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНА».

Тема занятия : «Методы исследования, применяемые в спортивной медицине. Оценка

функционального состояния организма спортсмена».

Цель занятия : Изучить основные методы исследования функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, типы реакций организма на физическую нагрузку, тесты с физической нагрузкой, средства повышающие работоспособность.

Мотивация темы занятия: На любое воздействие организм отвечает цепью биологических реакций, которые могут быть как физиологическими, так и патологическими. Знание врачом изменений происходящих в организме под воздействием физических нагрузок, необходимо для правильной оценки функционального состояния лиц, занимающихся физкультурой и спортом.

Основные вопросы по теме занятия : 1 .Классификация функциональных проб.

2.Функциональные пробы для исследования состояния сердечно-сосудистой системы (проба Мартине-Кушелевского, проба Руффье).

    Функциональные пробы, применяемые для оценки состояния сердечно-сосудистой системы спортсмена (проба Летунова).

    Пробы для оценки функционального состояния дыхательной системы.

    Правила проведения и оценка пробы Серкина и Розенталя.

    Функциональные пробы для оценки состояния вегетативной нервной системы.

    Медицинские группы, их характеристика и правила определения.

Практические навыки :

    провести и оценить пробу Мартине-Кушелевского;

    провести пробу Руффье;

    провести и оценить пробы Штанге и Генчи;

    Провести и оценить пробы Серкина и Розенталя;

    провести глазо-сердечную пробу и оценить результаты.

    провести ортостатическую пробу и оценить результаты,

    провести клино-ортостатическую пробу. Задание на следующее занятие:

    Тесты с физической нагрузкой.

    Спортивная фармакология. Литература (основная ):

1.Епифанов В.А. Спортивная медицина. М., - ГЭОТАР-Медиа, 2006. Литература (дополнительная ):

    Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности.- М.: Советский спорт, 2006.

    Макарова Г.А. Спортивная медицина. М., Советский спорт, 2006.

Чем меньше величина этого индекса, тем лучше показатель крепости телосложения.

Если данный индекс = 10, то телосложение крепкое, от 10 до 20 – хорошее, от 21 до 25 – среднее, от 26 до 35 – слабое и более 36 – очень слабое.

М.В. Черноруцкий (1929) величины этого индекса использовал для определения типа конституции. Согласно его классификации у нормостеников индекс Пинье равен 10 – 30, астеников - больше 30, гиперстеников - меньше 10.

2. Оценка физического развития по методу сигмальных отклонений . Метод сигмальных отклонений является наиболее простым. В этом случае показатели физического развития индивидуума сравнивают со средними арифметическими соответствующих возрастно-половых групп, взятыми из таблицы стандартов. Данные обследуемого, как правило, в той или иной мере отличаются от средних показателей либо в сторону увеличения, либо в сторону уменьшения признака. Для суждения о степени их отличия эту разницу с соответствующим знаком (+ или –) делят на среднее квадратическое отклонение (σ), получая так называемое сигмальное отклонение. Так устанавливают, на какую долю сигмы или на сколько сигм индивидуальный показатель отличается от средней арифметической этого признака данной возрастно-половой группы. Последовательно определяют сигмальные отклонения для роста, веса, окружности груди. По величине сигмальных отклонений судят о степени физического развития.

Такая оценка проводится по формуле:

V – М / σ,

где V – варианта того или иного признака;

М – средняя арифметическая признака для данной возрастно-половой группы;

σ – среднее квадратическое отклонение.

Результаты оцениваются следующим образом: при среднем физическом развитии индивидуальные значения отличаются от возрастных стандартов (М) не более чем на одну сигму в ту или другую сторону.

В зависимости от размеров сигмальных отклонений выделяют 5 групп физического развития (табл. 6).

Таблица 6

Пример 1. Средний рост мальчиков 10-летнего возраста равен 137 см, среднее квадратическое отклонение – 5,2 см, тогда школьник этого возраста, имеющий рост 142 см, получит оценку роста в долях сигмы, равную

142 – 137 / 5,2 = 0,96,

т. е. рост школьника находится в пределах М + 1σ и оценивается как средний, нормальный рост.

Итоговые данные, получаемые по каждому признаку физического развития, в сигмальном выражении могут быть наглядно представлены в виде так называемого антропометрического профиля, который выполняется графически и показывает отличия телосложения данного человека от других лиц. Этот способ широко применяется при динамическом медицинском наблюдении за физическим развитием детей, спортсменов, военнослужащих и других групп населения.

Для построения профиля физического развития проводят на равном расстоянии друг от друга горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков. Чаще всего используют 3 основных показателя: рост, вес, окружность груди. Посередине этих линий проводят среднюю вертикальную, соответствующую М данных показателей. По правую сторону от этой средней линии на равном расстоянии наносят границы отклонений в пределах +1σ, +2σ, +3σ, а по левую – соответственно – 1σ, – 2σ, – Зσ. По этим границам также проводят вертикальные линии.

Величину сигмальных отклонений каждого признака откладывают точкой на соответствующей горизонтальной линии. Затем последовательно соединяют эти точки. При оценке физического развития исходят из расположения профиля.

Кроме уровня физического развития, с помощью антропометрического профиля определяют пропорциональность развития. При пропорциональном развитии точки, обозначающие сигмальные отклонения отдельных признаков, лежат на одной вертикали или удалены друг от друга не более чем на 1 см.

Пример 2. Девочка 9 лет имеет рост 131 см, вес – 28,5 кг, окружность груди – 65,5 см.

Для определения уровня физического развития девочки по таблице стандартов находят среднюю арифметическую и среднее квадратическое отклонение роста, веса и окружности груди для девочек 9 лет. По этим данным строят таблицу расчета сигмальных отклонений (табл. 7).

Таблица 7

Таблица расчета сигмальных отклонений

По величине сигмальных отклонений основных признаков строят график – антропометрический профиль физического развития (см. выше).

Заключение: физическое развитие девочки оценивается как среднее и пропорциональное.

Недостатком метода оценки физического развития путем определения сигмальных отклонений и построения антропометрического профиля является то, что каждый признак физического развития оценивается изолированно, вне корреляционной связи с другими.

3. Оценка физического развития по шкале регрессии . Этот метод получил наибольшее распространение, так как дает возможность выделить лиц с гармоническим и дисгармоническим развитием.

Его преимущество заключается в том, что он позволяет дать комплексную оценку физического развития по совокупности признаков в их взаимосвязи, поскольку ни один из признаков, взятых каждый в отдельности, не может дать объективную и полную оценку физического развития.

Сущность метода оценки по шкале регрессии заключается в следующем: при наличии связи между двумя признаками наблюдается последовательное увеличение значений одного из признаков (например, веса) при соответствующем увеличении другого признака (например, роста) при прямой связи и аналогично последовательное уменьшение – при обратной.

Оценочные таблицы для комплексной оценки показателей физического развития в виде шкал регрессии составляют с помощью ряда параметров. К ним относятся:

1) коэффициент корреляции (р), выражающий величину связи между признаками;

2) коэффициент регрессии (R), показывающий величину изменения одного признака при изменении другого на единицу;

3) сигма регрессии, или частная сигма (σ R), которая служит для определения величины индивидуального отклонения признака, сопряженного с другим.

Метод шкал регрессии предусматривает распределение признаков физического развития на две категории: независимые (рост) и зависимые (вес и окружность грудной клетки). Таким образом, рост считается ведущим признаком физического развития и необходимым основанием для правильной оценки. При нормальном развитии ребенка увеличение роста сопровождается прибавкой массы тела и окружности грудной клетки.

Таблицы, составленные по шкале регрессии для каждой возрастно-половой группы, содержат характеристики пяти ростовых групп (средний, ниже среднего, выше среднего, низкий и высокий рост). Величины роста приводятся для каждой группы в целых числах с интервалом в 1 см.

В нормативную таблицу включаются теоретические значения зависимых признаков, вычисленные с учетом взаимосвязи между ростом и весом, ростом и окружностью грудной клетки по величине коэффициента регрессии. Так как определенному росту соответствует несколько значений веса или окружности грудной клетки, в таблице приводятся границы колеблемости зависимых признаков, установленные при помощи сигм регрессии (σ R).

В зависимости от соотношения между массой тела, окружностью грудной клетки и ростом физическое развитие считается гармоничным (нормальным), дисгармоничным и резко дисгармоничным.

Гармоничным считается физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки соответствуют длине тела или отличаются от должных в пределах одной сигмы регрессии (σ R).

Дисгармоничным считается физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки отстают от должных на 1,1 – 2σ R , а также более должных на ту же величину.

При оценке физического развития по шкале регрессии определяют, к какой группе роста относится обследуемый, после чего находят должный вес и окружность грудной клетки. В таблице шкал регрессии значения зависимых признаков представлены с границами колебаний в пределах ±1σ , что соответствует нормальному, гармоничному развитию. Поэтому в ряде случаев для проведения оценки физического развития достаточно простого сравнения. Оценка физического развития по шкалам регрессии проводится следующим образом: вычисляют разницу между данными обследования и должными величинами, выражая ее в сигмах регрессий (σ R), т. е. разницу делят на сигму регрессии.

Пример 3. Мальчик 8 лет (городской житель) имеет рост 129 см, вес – 30,1 кг, окружность груди – 65 см.

По оценочной таблице рост 129 см относится к группе средних величин роста, ему соответствует вес 28,2 кг. Вес мальчика выше стандартного на 1,9 кг (30,1 кг – 28,2 кг = 1,9 кг). Эту разницу нужно разделить на частную сигму σ R = 2,88 х (1,9 / 2,88) = 0,65 (σ).

Таким образом, вес мальчика выше стандартного на 0,65σ и находится в пределах средних величин.

Окружность грудной клетки – 65 см, выше стандартной на 2,2 см (65 см – 62,8 см = +2,2), в долях сигмы регрессии это равно 2,2 / 3,37 – 0,65σ , т. е. окружность груди также находится в средних пределах.

Следовательно, физическое развитие мальчика среднее, гармоничное.

1. /практика/Основные показатели здоровья населения и индивида.doc
2. /практика/Основные сведения по плану занятия1.doc
3. /практика/Основные сведения по плану занятия2.doc
4. /практика/Основные сведения по плану занятия3.doc

Основные показатели здоровья населения и индивида. Ст. 49 Конституции Украины гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование»
М. В. Черноруцкий предлагал определять тип конституции по индексу физического развития (индекс Пинье), который определяется по формуле
Энергетическая ценность пищевых

Основные сведения по плану занятия №2

Типы конституции человека. Способы определения конституции.

Психотипы. Определение типа темперамента и степени эмоциональной тревожности.

Биоритмы. Определение ритмов тела.

Повышение трудоспособности, составление распорядка дня.

Определение суточных энерготрат и составление пищевого рациона.

Конституция человека – совокупность индивидуальных, относительно устойчивых морфологических и функциональных особенностей человека. Для определения конституции в настоящее время используются более 60 схем. Во многих из них одним из главных критериев для обособления одного конституционального типа от другого является отношение веса к длине тела.

М.В. Черноруцкий предлагал определять тип конституции по индексу физического развития (индекс Пинье), который определяется по формуле:

ИП = L – (P+T),

Где L – длина тела (см),
P – масса тела (кг),
T – окружность грудной клетки (см).

У гипостеников (астенический тип) этот индекс больше 30, у гиперстеников (пикнический тип) – меньше 10, у нормостеников (атлетический тип) – от 10 до 30.

Для гипостенического (астенического) типа характерно низкое положение диафрагмы, вытянутая и уплощенная грудная клетка, длинная шея, тонкие и длинные конечности, узкие плечи, часто высокий рост, слабое развитие мускулатуры. Имеются особенности и во внутреннем строении: небольшое сердце удлиненно-капельной формы, удлиненные легкие, относительно малая длина кишок с пониженный всасывательной способностью. Артериальное давление имеет тенденцию к понижению, в крови снижено содержание холестерина. Обмен веществ несколько повышен.

Гиперстенический тип имеет другие особенности: диафрагма расположена высоко, объемистый желудок и длинные кишки с большой всасывательной способностью. Сердце относительно большое, расположено более горизонтально. В крови отмечается увеличенное содержание холестерина и мочевой кислоты, количество эритроцитов и гемоглобина повышено. Люди этого типа как правило имеют относительно низкий рост, их грудная клетка округлая, укорочена, шея короткая, имеется склонность к избыточному накоплению подкожного жирового слоя.

Нормостеник – умеренно упитанный тип. Нормостеники отличаются хорошим развитие костной и мышечной тканей, пропорциональным сложением, широкими плечами, выпуклой грудной клеткой.

Конституция человека и здоровье

Интерес к изучению конституциональных особенностей человека во многом обусловлен их связью с различной реакцией на одни и те же болезнетворные факторы. Замечено, например, что люди гиперстенического типа более предрасположены к болезням обмена веществ (сахарный диабет), заболеваниям желчных путей, атеросклерозу, но реже болеют инфекционными болезнями, туберкулезом. Артериальное давление имеет склонность к повышению.

Люди атлетического телосложения (нормостеники) чаще болеют гипертонической болезнью, ревматизмом, гастритом с повышенной кислотностью, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки.

Для гипостеников характерен риск заболевания язвой желудка и двенадцатиперстной кишки, вегето-сосудистая дистония. Они чаще страдают артериальной гипотонией, гастритом с пониженной кислотностью, более подвержены заболеваниям органов дыхания.

Конституция человека в большой степени определяется унаследованными свойствами. Но в ее формировании заметную роль играют и внешние факторы, при длительном воздействии которых вполне возможна корректировка типа конституции, особенно в детском возрасте. Каким сформируется конституциональный тип ребенка до половой зрелости и после во многом зависит от условий питания, воспитания, перенесенных заболеваний и других причин. Однако при этом сохраняют свое значение и наследственные предпосылки к формированию того или иного типа.

Определение типа темперамента с помощью теста Айзенка

Одним из простых в пользовании и в то же время, достаточно информативным и надежным среди опросников, направленным на определение личностных характерологических. темепераментных и поведенческих особенностей человека является личностный опросник Г. Айзенка, адаптированный в ленинградском НИПНИ им. В И. Бехтерева

Взрослый вариант опросника содержит 57 вопросов, каждый их которых относится к одной из трех шкал:


  1. Шкала «эксграверсии-интроверсии» включает 24 вопроса;

  2. Шкала «Нейротизм-стабильность» включает 24 вопроса;

  3. Шкала «ложь-откровенность на грани цинизма» /или шкала асоциальной
    желательности»/ включает 9 вопросов.
Экстравертированность обозначает направленность личности вовне, на окружающих людей, предметы, события; интровертированность - направленность личности на себя, на собственные переживания и мысли.

Параметры «экстраверсия-интроверсия» и «нейротизм-стабильность» А. Айзенк считает базисными для определения индивидуальности. Экстраверт и интроверт рассматривается как личности противоположные, образующие полюса, между которыми располагаются все остальные люди, в той или иной мере приближающиеся к ним.

По Г. Айзенку типичный экстраверт - человек общительный, любит компании, имеет много друзей нуждается в людях, чтобы поговорить с ними, не любит сам читать, учиться и работать. Он жаждет возбуждения, рискует, Действует под влиянием момента, импульсивен. Экстраверт любит каверзные шутки, не лезет за словом в карман, обычно любит перемены, он беззаботен, добродушен, весел, предпочитает движение, имеет тенденцию к агрессивности, вспыльчив. Его эмоции и чувства строго не контролируются, на него нельзя положиться

В противоположность экстраверту интроверт спокоен, застенчив. Он предпочитает общению с людьми книгу Сдержан и отдален от всех, кроме близких

Людей. Планирует свои действия заранее не доверяет внезапным побуждениям. Серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, редко поступает агрессивно, не выходит из себя несколько пессимистичен, высоко ценит этические нормы. Любые, несуществующие дела, выполняет добросовестно, с большой серьезностью и основательностью. На интроверта можно положиться

Шкала «нейротизм-стабильность» выражает эмоциональную устойчивость. Или неустойчивость, стабильность-нестабильность.

Лица, обладающие высоким уровнем нейротизма (нестабильностью). имеют высокую чувствительность, эмоционально лабильны, впечатлительны, склонны к раздражительности, тревожны, волнуются по всякому пустяку у них ярко выражены вегетативные реакции: легко краснеют, бледнеют в неприятых ситуациях возникает потливость, пересыхает во рту. Лица с низким уровнем. нейротизма (с высокой стабильностью) редко волнуются и сопереживают, их трудно вывести из себя. Часто их считают бессердечными по отношению к другим людям.

Шкала лжи служит для выявления обследуемых с установкой на «социальную желательность». Это не ложь в собственном смысле, а желание казаться лучше, стремление подделать результаты под социально одобряем нормы. Высокие показатели по данной шкале свидетельствуют о необъективности ответов, возможной установочности или несостоятельности самооценки, тенденциозности в своей правоте.

Шкалы экстра-интроверсии и нейротизма строятся в виде взаимопересекающихся под прямым углом осей, на которых размечены по 24 одинаковых интервала, соответствующих количеству баллов этих шкал. На горизонтальной оси (шкала экстраверсии) минимальным значениям баллов соответствует интровертируемая характеристика, максимальным (24 балла) экстравертированная На вертикальной оси (шкала нейротизма) минимальным значениям соответствует стабильность, максимальным - нейротизм (нестабильность).

Соотношение параметров «экстраверсии-интроверсии» и «нейротизма - эмоциональной стабильности» позволяет определить темпераментные особенности человека.

Сангвинический темперамент характеризуется экстравертированностью, стабильностью по шкале нейротизма. Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, обшителен. У него легко возникают и сменяются чувства, мимика богатая, подвижная, выразительная. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника вырабатывается поверхностность и непостоянство.

Холерический темперамент характеризуется экстравертированностью, нестабильностью (высоким нейротизмом), эмоциональной неустойчивостью. Действия холерика порывисты. Он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Проявлений холерического темперамента значительной мере зависят от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности. Энегичности, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется отрицательно в раздражительной аффективности.

Меланхолический темперамент также характеризуется высоким нейротизма, но в отличие от холерического - интровертированностью. Реакции меланхолика часто не соответствуют силе раздражителя, особенно сильно у него внешнее торможение Ему трудно долго на чем-то сосредоточится. Сильные воздействия часто вызывают у него продолжительную тормозную реакцию. В нормальных условиях жизни меланхолик - человек глубокий, содержательный. При неблагоприятных условиях меланхолик может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека

Флегматический темперамент характеризуется интровертированностью (стабильностью) Новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно флегматик ровен и спокоен, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам В зависимости от условий, в одних случаях у флегматика могут возникнуть положительные черты: выдержка, глубина мыслей и т д.. в других - вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Темпераментным особенностям соответствуют определенные характерологические особенности. «Круг Айзенка» позволяет определить 32 такие характеристики. Каждой из них соответствует определенный сектор.

Тестирование по методике Айзенка можно проводить как индивидуально, так и в группе.

Обработка результатов опроса производиться следующим образом Ответы испытуемого сравниваются с «ключом». Совпадению варианта «ключа» с ответом испытуемого присваивается 1 балл. Подсчитываются баллы по каждой шкале отдельно. Начинать подсчет следует со шкалы «лжи». Показатель 4-5 баллов по данной шкале уже считается критическим. При 5 и более баллах дальнейшую обработку можно не проводить. Поскольку баллы по шкале «лжи» необходимы лишь для определения откровенности и объективности самооценки испытуемого, то в дальнейшей интерпретации они не участвуют и не переносятся на круг. На горизонтальной оси находится и проставляется точка, соответствующая значению экстраверсии, а на вертикальной - нейротизма. Например, у испытуемого 5 баллов по экстраверсии, точка ставится на пятом делении горизонтальной оси, 19 балов по нейротизму. точка ставится на 19 делении вертикальной оси. Перпендикуляры, опущенные на 5 делении горизонтальной шкалы и на 19 вертикальной, при пересечении определяют пессимистичность как характерологическую особенность меланхолического темперамента.

Считается, что если испытуемый по шкале «экстраверсия-интроверсия» набрал меньше 12 баллов, то у него преобладает интроверсия. а если больше 12 балов - то экстраверсия. То же по шкале «нейротизм-стабильность»

Ключ:

Экстраверсия Э:

Да 1. 3. 8. 10. 13. 17. 22. 25. 27. 39. 44. 46. 49. 53. 56

Нет 5.15.20.29.32.34.37.41.51

Нейротизм (Н)

Да 2. 4. 7. 9, 11. 14. 16, 19. 21. 23. 26. 28. 31. 33. 35. 38. 40.43. 45. 47. 50,

Нет 12. 18.30,42. 48.54;

Тест для определения типа темперамента по Айзенку

Таблица типов


№ типа

Данные по тесту Айзенка

№ типа

Данные по тесту Айзенка

Э в баллах

Н в баллах

Э в баллах

Н в баллах

1

0 - 4

0 – 4

17

16 - 20

4 – 8

2

20 - 24

0 – 4

18

4 – 8

16 - 20

3

20 - 24

20 – 24

19

4 – 8

4 – 8

4

0 – 4

20 - 24

20

16 – 20

16 – 20

5

0 – 4

4 – 8

21

12 - 16

8 – 12

6

0 – 4

16 - 20

22

8 – 12

8 – 12

7

0 - 4

8 - 16

23

16 – 20

8 – 12

8

4 – 8

0 – 4

24

12 – 16

4 – 8

9

8 - 16

0 – 4

25

8 – 12

4 – 8

10

16 - 20

0 – 4

26

4 – 8

8 – 12

11

20 – 24

4 – 8

27

4 – 8

12 – 16

12

20 – 24

8 - 16

28

8 – 12

16 – 20

13

20 - 24

16 - 20

29

12 – 16

16 - 20

14

16 - 20

20 – 24

30

16 - 20

12 – 16

15

8 - 16

20 – 24

31

8 – 12

12 – 16

16

4 – 8

20 - 24

32

12 - 16

12 – 16

Характерологические проявления типов.

Безмятежный, мирный, невозмутимый. В группе скромен. Дружбу навязывает, но и не отвергает, если ему предложат Склонен к упрямству, если не ощущает свою правоту. Не смешлив. Речь спокойная. Терпелив. Хладнокровен.

Радостный, общительный, разговорчивый. Любит быть на виду. Оптимист, верит в успех. Поверхностен. Легко прощает обиды, превращает конфликты шутку. Впечатлителен, любит новизну. Пользуется всеобщей любовью. Однако поверхностен; беспечен. Прихотлив. Артистичен. Не умеет добиваться результатов (увлекается, но быстро остывает).

Активный, имеет хорошо развитые бойцовские качества. Насмешлив. Стремится общаться со всеми на равных. Очень честолюбив. В случае несогласия с позицией более старшего принимает активно противоборствующую позицию. Не выносит безразличия в свой адрес.

Тип неспокойный, настороженный, неуверенный в себе. Ищет опеки. Необщителен, поэтому имеет смещенные оценки и самооценки Высокоранимый. Адаптация идет длительно, поэтому действия замедленны. Не любит активный образ жизни. Созерцатель. Часто склонен к философии. Легко драматизирует ситуацию.

Созерцателен, спокоен. Имеет низкий уровень заинтересованности в реальной жизни, а значит, и низкие достижения. Направлен на внутренние выдуманные или вычитанные коллизии. Послушно-безразличен.

Сдержанный, робкий, чувствительный, стесняется в незнакомой ситуации. Неуверенный, мечтательный. Любит философствовать, не любит многолюдья. Имеет склонность к сомнениям. Мало верит в свои силы. В целом уравновешен. Не склонен паниковать и драматизировать ситуацию. Тревожный. Часто пребывает в нерешительности, склонен к фантазиям.

Человек скромный, активный, направленный на дело. Справедливый, преданный друг. Очень хороший, умелый помощник, но плохой организатор. Застенчив. Предпочитает оставаться в тени. В компаниях, как правило, не состоит. Дружит вдвоем. Взаимоотношениям придает большое значение. Иногда скучновато морализирующий.

Человек спокойный, склонный к общению в компаниях. Эстетически одаренный. Скорее созерцатель, чем деятель. Уравновешенный. Безразличный к успехам. Любит жить «как все». Во взаимоотношениях ровен, но глубоко переживать не умеет. Легко избегает конфликтов

Активный, жизнерадостный. Общительный. В общении неразборчив. Легко попадает в асоциальные группировки вследствие плохой сопротивляемости дезорганизующим условиям. Склонный к новизне, любознательный. Социальный интеллект развит слабо. Нет умения строить адекватные оценки и самооценки. Часто нет твердых принципиальных установок. Энергичен. Доверчив.

Артистичен. Любит развлекать. Недостаточно настойчив. Общителен. Неглубок. Уравновешен.

Активный, общительный, благородный, честолюбивый. Легко соглашается на рискованные развлечения. Не всегда разборчив в друзьях, в средствах достижения цели. Благороден. Часто эгоистичен. Обаятелен. Имеет организаторские склонности.

Легко подчиняется дисциплине. Обладает чувством собственного достоинства. Организатор. Склонен к искусству, спорту. Активен. Влюбчив. Легко увлекается людьми и событиями. Впечатлителен.

Сложный тип. Тщеславен. Энергичен. Жизнерадостен. Не имеет, как правило, высокой духовной направленности. Погружен в житейские радости. Во главу угла жизни ставит бытовые потребности. Преклоняется перед престижностью. Всеми силами стремится достичь удачи, успеха, выгоды. Презирает неудачников. Общительный, демонстративный. Жестко выдвигает свои требования.

Властный, мнительный, подозрительный, педантичный. Всегда стремится к первенству. Мелочный. Наслаждается любым превосходством. Язвительно-желчен, склонен к насмешке над более слабыми. Мстителен, пренебрежителен, деспотичен. Утомляем.

Вечно недовольный, ворчливый, склонен к придиркам. Мелочно-требовательный. К язвительности не склонен. Легко обижается по пустякам. Часто хмурый, раздражителен. Завистлив. В делах неуверенный. Перед трудностями пасует. В группе, классе держится в стороне. Злопамятный. Друзей не имеет. Сверстниками командует. Голос тихий, резкий.

Высокочувствительный тип, недоверчивый, затаенно-страстный, молчаливый, замкнуто-обидчивый. Самолюбивый, независимый, имеет критический ум, пессимист. Склонен к обобщенному мышлению. Часто неуверенность в себе.

Очень эмоционален. Восторженный, жизнерадостный, общительный, Влюбчивый. В контактах неразборчив, дружески настроен ко всем. Непостоянен. Наивен, ребячлив, нежен. Пользуется симпатией окружающих. Фантазер. Не стремится к лидерству, предпочитая интимно-дружеские связи.

Эмпатичный. Очень жалостливый, склонный поддерживать предпочитает интимно-дружеские контакты. Настроение чаще спокойно - пониженное. Скромный. Застенчивый. Неуверен в себе. Созерцатель, Легко становится настороженным и подозрительным в неблагоприятных условиях.

Спокойный тип. Молчаливый, рассудительный. Замедленно-деятельный очень последовательный, самостоятельный, независимый, кропотливый, беспристрастный, скромный, низко-эмоциональный. Иногда отвлечен от реальности.

Очень демонстративен, не умеет сопереживать. Эмоционально беден. Любит противопоставлять себя коллективу Очень напорист в достижении значимых для себя ценностей. Престижен. Часто фальшив. Практичен.

Очень энергичен, жизнерадостен. "Любимец публики". Считается, подростки такого типа счастливцы. Действительно, они часто очень одаренные, легко учатся, артистичны, малоутомляемы. Однако, наличие этих качеств часто имеет негативные результаты. Подростки (и молодые люди) с детства привыкают, что им все доступно. В результате чего не учатся серьезно работать над достижением цели. Легко все бросают, часто прерывают дружбу. Поверхностны. Имеют довольно низкий социальный интеллект.

Очень пассивно-безразличный. Уверен в себе. В отношении к окружающим жестко-требователен. Злопамятен. Часто проявляет пассивное упрямство. Очень педантичен, мелочен. Рассудителен, хладнокровен. К чужому мнению относится безразлично. Ригиден, предпочитает привычные дела и монотонность быта. Интонации речи маловыразительны. Малоэстетичен.

Общительный, активный, инициативный, увлекающийся. При этом умеет управлять собой. Умеет добиваться намеченной цели. Честолюбив Любит лидировать и умеет быть организатором. Пользуется доверием и искренним уважением окружающих. Характер легкий, эстетичен, ровно оживлен.

Активный уравновешенный тип. Энергичен. Среднеобщителен. Привязчив к немногочисленным друзьям. Упорядочен. Умеет ставить перед собой задачи и добиваться решений. Не склонен к соперничеству. Иногда обидчив.

Тип № 25

Активен, иногда взрывчатый, иногда беспечно-веселый. Часто спокойно -безразличен. Инициативы почти не проявляет, действует по указке. Пассивен в социальных контактах. К глубоким эмоциональным переживаниям не расположен. Склонен к монотонной, кропотливой работе.

Спокоен, уравновешен, терпелив, педантичен Честолюбив. Целеустремлен. Имеет твердые принципы. Временами обидчив.

Уравновешенно-меланхоличный. Тонко чувствительный. Привязчивый, ценит доверительно-интимные отношения, спокойный. Ценит юмор. В целом - оптимист. Иногда паникует, иногда впадает в депрессии. Однако чаще - спокойно-задумчив.

Меланхоличный, честолюбивый, упорный, серьезный. Иногда склонен к уныло - тревожному настроению. Дружит с немногочисленным кругом людей. Необидчив, но иногда мнителен. Самостоятелен в решениях относительно принципиальных вопросов, но зависим от близких в эмоциональной жизни.

Жестко-требователен к окружающим, упрям, горд, очень честолюбив, Энергичен, общителен, настроение чаще боевитое. Неудачи скрывает. Любит быть виду. Хладнокровен.

Гордый, стремится к первенству, злопамятен. Стремится к лидерству во всем, Энергичен, упорен. Спокойный, расчетливый. Любит риск, непреклонный в достижениях. Не лишен артистизма, хотя и суховат.

Застенчив, независтлив, стремится к самостоятельности, привязчив, доброжелателен. С близкими людьми проявляет наблюдательность, чувство юмора. Склонен к глубоким доверительным отношениям. Избегает ситуации риска, опасности. Не выносит навязанный темп. Иногда склонен к быстрым решениям, раскаивается в своих поступках. В неудачах обвиняет только себя.

Честолюбив, неудачи не снижают уверенности в себе. Заносчив. Злопамятен. Энергичен. Упорен. Целеустремлен. Склонен к конфликтности. Не уступает, даже если не прав. Мук совести не испытывает. В общении не склонен к сопереживанию. Ценит только информативность. Эмоционально ограниченный.

Оценка уровня ситуативной (реактивной) тревожности

Методика Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания

Под ЛИЧНОСТНОЙ тревожностью поднимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность объекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающих, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанных со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению

Ситуативная, или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением. беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях и особенно, когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценивать только либо личностную тревожность, либо состояние тревожности, либо еще более специфические реакции Единственной методикой позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Ч. Д Спилбергером. На русском языке его шкала адаптирована Ю. Л Ханиным.

Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя инструкции и 40 вопросов-суждений. 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ) и 20 - для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ).

Порядок работы. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Экспериментатор предлагает испытуемым ответить на вопросы шкал согласно инструкции, напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно. На каждый вопрос возможны четыре варианта по степени интенсивности.

Итоговый показатель по каждой из шкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной и личностной) При интерпретации показателей можно ориентироваться на следующие оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, 31 – 41 – умеренная, 45 и более – высокая.

Цель работы: определить уровень ситуативной тревожности; провести тестирование, анализ результатов, произвести сопоставление с литературными нормативами.

Оборудование: бланк опросника.

Если РТ не превышает 30, то, следовательно, испытуемый не испытывает особой тревоги, т.е. у него в данный момент низкая тревожность. Если сумма находится в интервале 31-45, то это означает умеренную гревожность. При 46 и более - тревожность высокая.

Очень высокая тревожность (> 46) прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротичес­кими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Низкая тревожность (
Заполняется итоговая таблица, формулируется вывод об уровне реактивной тревожности обследуемого.

ШКАЛА СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (СТ)

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже определений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.


Суждения

Ответы

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно, так

Совершен но верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2.

Мне ничего не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4.

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7.

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8.

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10.

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения удоввввввввввввввввнутреннегоуудовлет удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12.

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15.

Я не чувствую скованности, напряженности

1

2

3

4

16.

Я доволен

1

2

3

4

17.

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20.

Мне приятно

1

2

3

4

ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (ЛТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувству обычно, определенную цифру. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.


СУЖДЕНИЯ

Ответы

Никогда

Почти никогда

никогд а


Часто

Почти всегда

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

Я легко могу расстроится

1

2

3

4

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и, другие

1

2

3

4

Я сильно переживаю из-за неприятностей и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

Я чувствую прилив сил, желание работать

1

2

3

4

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

У меня бывает хандра

1

2

3

4

Я бываю доволен

1

2

3

4

Всякие пустяки отвлекают меня и тревожат

1

2

3

4

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах

1

2

3

4

Тест «Жаворонок или сова?»

Работоспособность каждого человека подвержена определенным колебаниям, происходящим в рамках естественного ритма. Говорят обычно о “человеке утра”, или “жаворонке”, и о “человеке вечера”, или “сове”. Существует также «смешанный» тип людей («аритмики»). Ни один из этих основных типов не работает лучше или хуже другого, просто они работают по-разному. Пик работоспособности у них приходится на разные периоды дня.

Если Вы еще не знаете, к какому типу Вы относитесь, воспользуйтесь следующим несложным тестом.


1.

В котором часу Вы встаете без будильника?

До 6 утра

В 6-8 час

После 8 час.

2.

В котором часу Вы бы встали сами, если бы у Вас была такая возможность?

В 5-7 час.


7-8 час.

8-9 час.

После 9 час.

3.

Хотелось бы Вам поспать днем?

Да

Нет

4.

Страдаете ли Вы, когда Вас будят?

Да

Нет

5.

Злитесь ли Вы, если Вам приходится вставать одному?

Да

Нет

6.

Вы с аппетитом завтракаете?

Да

Нет

7.

Когда Вы начинаете чувствовать послеобеденную усталость?

В 14-15 час.

В 15-16 час.

В 16-17 час.

8.

Нравится Вам проводить вечер вне дома?

Да

Нет

за телевизором?

Да

Нет

или лучше пораньше лечь спать?

Да

Нет

9.

В котором часу вечером Вы чувствуете усталость?

До 21 час.


В 21-23 час.

После 23 час.

10.

Вы поздно идете спать?

Нет

Итак, Вы – “жаворонок”, если пик Вашей активности приходится на ранние утренние часы, Вы рано встаете и рано ложитесь спать (или чувствуете раннюю усталость вечером). “Жаворонки” могут особенно хорошо работать по утрам, но быстро устают во второй половине дня и нуждаются соответственно в более раннем окончании работы.

Вы – “сова”, если любите поспать утром, зато вечером бодры и веселы. “Совы” по-настоящему входят в форму только ближе к полудню, им лучше всего работается по вечерам (до глубокой ночи).

Если у Вас примерно поровну качеств “жаворонка” и “совы”, Вы принадлежите к смешанному типу. У Вас нет четких установок только рано вставать либо, наоборот, всегда просыпаться ближе к обеду. Вы легко можешь приспособиться к обстоятельствам, и это Ваш огромный плюс!

Определить суточный хронотип с использованием теста Г. Хольдебранта.

Цель исследования: научиться определять хронотип по соотношению показателей сердечных сокращений и дыхания.

Оборудование: секундомер, калькулятор.

Ход работы

1. В 8.00 при температурном и психическом комфорте, в положении сидя определить за 1 минуту ЧСС /частота сердечных сокращений/ и ЧД /частота дыхания/.

2.Показатель ЧСС разделить на показатель ЧД с точностью до десятых долей единицы.

Оценка результата: если полученные параметр соответствует 4,0-5,0 испытуемого относят к АРИТМИКАМ, если превышает 5,0 - к "жаворонкам", если меньше 4.0. - к "совам".

"Жаворонки" просыпаются рано, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня. Вечером у них появляется сонливость и они рано ложатся спать. "Совы" засыпают поздно ночью, встают поздно утром и работоспособны бывают во второй половине дня. Половина людей – аритмики -"голуби" приспосабливаются и к утреннему и вечернему режиму труда. Это преимущественно люди, занятые физическим трудом.

Немецкий ученый Хамп установил, что 1/6 людей относятся к людям утреннего типа, а 1/3 - вечернего типа. "Совам" и "жаворонкам" было предложено дома после подъема измерить температуру, и пульс, а также описать свое состояние. Оказалось, что у утренних и вечерних типов разный порог возбудимости. Возбудимость нарастает вместе с температурой тела. У "жаворонков" давление поднимается чаще, чем у сов. Это происходит, видимо, потому, что у них утром организм быстрее и активнее перестраивается с отдыха на работу, в кровь выбрасывается адреналин, который и поднимает артериальное давление. У сов" механизмы, ответственные за повышение давления, работают медленнее, поэтому большая умственная нагрузка, избыток информации, эмоциональное напряжение, которым приписывают решающую роль в возникновении артериальной гипертонии, несколько сглаживаются. Утренние типы были энергичнее. У них неудачи легко вызывали сомнения в собственных силах, появлялись тревоги и волнения, стремительно ухудшалось настроение. Свои затруднения и конфликты они были склонны относить за счет плохого самочувствия, они старались избегать ссор, неприятных разговоров. Учащиеся вечернего типа также обладали высокой активностью, но легко забывали свои неудачи и неприятности. Их не пугали возможные.трудности, конфликты и эмоциональные проблемы. Они меньше волновались и очень чутко улавливали характер и особенности окружающих людей.

Аритмики занимали промежуточное положение между ними, но все же ближе к утреннему типу.

Форма №2

Ф.И.О __________________________________________________________________________________

Факультет _____________________ Группа _____________ Курс ________ Дата __________________

Описание типа характера:

Тест Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина

Тест «жаворонок – сова»



Loading...Loading...