Искривление осанки у детей. Нарушение осанки у детей дошкольного и школьного возраста. Методы коррекции осанки

"Идёт по дороге огромный букет:
в туфельках ноги, сверху - берет.
Светится глянцем на спинке букета
Новенький ранец кирпичного цвета."

Это милое четверостишие, как вы уже, наверное, догадались, о наших дорогих школьниках, шагающих в свои светлые классы 1 сентября. Как мы умиляемся им – нарядным, торжественным! Как гордимся ими! Сколько надежд связываем с началом учебного года. Но, садясь с ребенком за первое же домашнее задание, на смену гордости и умилению приходят тревога и огорчение. И причина их появления – искривлённая осанка чада. Как так получилось, что ребенок начал сутулиться и в какой момент было допущено упущение, в чем опасность искривления позвоночника? Как предотвратить такую ситуацию? И, главное, как помочь ребенку ее исправить? Давайте разбираться вместе.

Патологические изменения опорно-двигательного аппарата, к огромному сожалению, являются наиболее распространенным заболеванием школьного возраста. 90% школьников имеют искривленную осанку, а у 20% - стоит диагноз "сколиоз". И цифры эти с каждым годом растут!

Медики классифицируют искривления осанки следующим образом:

1. Круглая осанка . Характеристики: чрезмерно выраженный изгиб грудных позвонков и недоразвитая впалая грудная клетка, сглаженные шейные и поясничные отделы позвоночника, свисающие вперед плечи и выпяченные лопатки. Такой дефект осанки заметно затрудняет дыхание.

2. Сутулая осанка. Характеристики: чрезмерно выраженный изгиб грудного отдела позвоночника, впалая грудная клетка и отстающие лопатки, выступающие вперед плечи и выраженный наклон головы вперед.

3. Лордотическая осанка. Характеристики: чрезмерно выраженный изгиб поясничного отдела позвоночника, увеличенный наклон таза, выпяченный живот.

4. Кругловогнутая осанка. Характеристики: чрезмерно выраженный изгиб грудного и поясничного отделов позвоночника, увеличенный наклон таза, резко выступающие ягодицы, выпяченный живот, впалая грудная клетка, укороченная талия.

5. Плоская осанка. Характеристики: уменьшенный наклон таза, поперечный размер грудной клетки увеличен, втянутый живот, чрезмерно выступающие ягодицы. Такой дефект осанки заставляет ребенка держаться выражено прямо, напряженно, неуклюже.

Чем же так опасны описанные выше патологические изменения в отделах позвоночника? Помимо неэстетичности искривленной осанки и психологического дискомфорта, который может испытывать ребенок из-за насмешек сверстников, процесс этот наносит внушительный вред здоровью маленького человечка в целом. Так, следствием изменений в опорно-двигательном аппарате может стать такое заболевание как сколиоз (боковые искривления позвоночника). Также искривление осанки ведет к излишней нагрузке на сосуды и может вызвать смещение внутренних органов. Последнее – чревато уменьшением проходимости грудной клетки, диафрагмы и легких, колебаниями внутригрудного давления. А это, в свою очередь, негативно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, ведет к кислородному голоданию мозга, повышенной утомляемости детского организма, замедляет и искажает развитие ребенка.

Какие же упущения могут привести к подобным деструктивным изменениям в позвоночнике? Причины искривления осанки могут уходить корнями еще в младенчество. Преждевременное усаживание ребенка и раннее обучение ходьбе могут стать предпосылками к патологическим изменениям в опорно-двигательном аппарате. Чрезмерно мягкий матрас и высокая подушка - также злейшие враги хорошей осанки. Короткая кровать может вынуждать ребенка постоянно поджимать под себя ноги, что в последствии опять же ведет к искривлению позвоночника. Позже, по мере взросления, к негативным факторам, влияющим на формирование осанки, присоединяются: неправильное сидение за столом во время рисования, письма и чтения, ношение тяжелого ранца, привычка читать лежа, езда на самокате (из-за отталкивания с одной и той же ноги), езда на велосипеде, наклонившись близко к рулю. Девочки одинаково комплексуют в подростковом возрасте из-за большой и маленькой груди. И в том, и в другом случае, они словно пытаются спрятать ее от сверстников и начинают сутулиться. Еще позже неблагоприятное влияние на позвоночник начинает оказывать ношение обуви на высоком каблуке.

Принимая во внимание все эти факторы, профилактическими действиями родителей для сохранения правильной осанки своего ребенка будут:

Подбор кровати с жесткой фанерной основой и длиной на 20-25 см больше роста ребенка.

Выбор для детской кровати ватного матраса толщиной 5-6 см и подушки в виде валика под голову.

Контроль за позой ребенка во время игры или занятий за столом. При этом, у ног малыша обязательно должна быть опора, которая бы позволила тазобедренным и коленным суставам быть согнутыми под прямым углом. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя ребенка. Сидеть на стуле ребенок должен таким образом, чтобы спина его касалась спинки стула, а расстояние между грудью и столом составляло 1.5-2см. Голова при работе за столом должна быть немного наклонена вперед, а расстояние от глаз до поверхности стола – составлять порядка 30 см. Предплечья должны быть симметрично размещены на столе. При чтении книги лучше пользоваться подставкой, а тетрадку класть под углом 30 градусов.

Контроль за весом ранца (школьный портфель ученика 1-3 класса не должен быть тяжелее 3 кг, а ученика четвертого класса – не более 3.5 кг)

Но что делать, если момент упущен, и вы воочию наблюдаете искривленную осанку у своего чада. Прежде всего не паниковать! Позвоночник ребенка еще только формируется, и в ваших силах помочь ему исправить наметившиеся деструктивные процессы в нем, пока они еще обратимы и не перешли в хроническую стадию. Да, предстоит упорная работа, которая потребует вашего внимания и терпения, но вознаграждение в виде правильно сформированной осанки вашего ребенка стоит того!

Первым действием должно быть обращение за профессиональной консультацией к врачу-ортопеду и специалисту по физической культуре.

Также вменить себе в обязанности придется постоянные напоминания о том, чтобы ребёнок держал спину ровно. При этом, в качестве помощника, можно выбрать специальное электронное устройство «мастер осанки». Этот небольшой прибор крепится к спине ребенка сменной наклейкой и запоминает положение правильной осанки вашего чада. Как только ребенок попробует ссутулиться, «мастер осанки» будет подавать ему вибросигнал, напоминающий о том, что спину следует держать прямо. Стоит это изобретение недешево (больше 100 у.е.). Поэтому, соизмеряйте возможности семейного бюджета и решайте, будете выполнять работу по напоминанию сами или доверите ее электронному помощнику. Со временем, ровная осанка войдет в привычку для вашего ребенка, и вы сможете насладиться результатом своих трудов.

Если есть возможность отдать ребенка в бассейн, то обязательно воспользуйтесь ею. Ведь во время плавания укрепляются все мышцы, и формируется ровный позвоночник.

И, конечно же, вернуть правильную осанку помогут регулярные физические упражнения. Ниже приведен комплекс упражнений для детей от 4 лет, который следует выполнять каждый день. Подобной тренировкой, например, полезно заполнить перерыв во время подготовки домашнего задания. Все упражнения выполняются в спокойном темпе при равномерном дыхании. Количество повторов первоначально от 5 раз, но постепенно следует нарастить до 10-12 раз. Перед занятием важно проветрить комнату. Время для занятий гимнастикой должно быть выбрано дневное (не позже 19 часов), за час до еды или спустя 45-60 минут после трапезы.

Перед тем, как приступить к выполнению упражнений, попросите ребенка пару минут спокойно походить по комнате.

Все упражнения, направленные на правильное формирование детской осанки, в зависимости от исходного положения условно можно разделить на четыре блока:

- выполняющиеся стоя
- выполняющиеся сидя
- выполняющиеся лежа на спине
- выполняющиеся лежа на животе

Для начала, попросите ребенка ровно стать у стены, пятки должны соприкасаться с плинтусом, а ягодицы, лопатки, плечи и голова – со стеной. Пусть малыш задержится в таком положении, затем, не меняя осанки, походит по комнате.

Далее ребенок должен снова вплотную стать спиной к стене и развести в стороны руки (ладони наружу), также расположив их по стене. Из этого положения руками нужно скользить по стене, имитируя взмахи крыльями.

И еще одно эффективное упражнение у стены. Пусть ребенок разместит ладони на талии, и из этого положения, медленно, словно сползая по стенке, выполнит приседания. Спина не должна отрываться от стены.

Исходное положение: сидя на полу, колени согнуты, стопы параллельны друг другу. Попросите ребенка оторвать пятки от пола: сначала поочередно, затем обе вместе. Также, в этом положении, полезно для тренировки спины захватывать с пола мелкие предметы пальцами ног (например, карандаш). Тем более, что такое занятие здорово повеселит и увлечет ребенка.

Из этого же исходного положения попросите ребенка приподнять прямые ноги над полом, затем медленно опустить их на место.

Теперь настало время полностью поднять корпус при неподвижных ногах.

После этого сложного упражнения дайте ребенку отдохнуть. Предложите ему упражнение «велосипед» и «ножницы» ногами.

Теперь попросите ребенка перевернуться на бок, нижнюю руку положить под щеку, верхнюю – поднять вверх. Из этого положения выполняются подъемы верхней прямой ноги навстречу поднятой руке. Затем следует перевернуться на другой бок и выполнить упражнение в зеркальном отражении.

И в заключение, выполним несколько упражнений, лежа на животе. Исходное положение: лежа на животе, подбородок на размещенных на полу друг на друге ладонях. Из этого положения попросите ребенка выполнить упражнение «рыбка» - оторвать голову и плечи от пола, а прямые руки завести за спину. Данное положение нужно зафиксировать на несколько секунд и затем вернуться в исходное.

Теперь пусть ребенок сделает упор на ладони, расположив их вдоль туловища на уровне груди, и из этого положения выполнит упражнение «дуга», прогнув корпус назад.

После этого упражнения попросите ребенка, как и перед тренировкой, пару минут спокойно походить по комнате.

На этом наша гимнастика окончена. Здоровья вашим деткам!

Фотографии: Наталья Гришко

Правильная осанка Осанка – это привычное положение тела человека в покое и при движении. . Осанка считается правильной, если человек держит голову прямо и свободно, плечи находятся на одном уровне, слегка опущены назад, корпус выпрямлен, живот подтянут, грудь слегка выступает вперед. Колени выпрямлены.

Правильная осанка При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника выражены умеренно. Голову и туловище ребенок держит прямо, плечи на одном уровне и слегка развернутыми, живот подтянутым, ноги прямыми. Человек с прямой спиной вызывает у нас впечатление очень уверенного в себе и удачливого, гордого и уважаемого.

Неправильная осанка снижает запас прочности организма: сердце бьется в тесной грудной клетке, впалая грудь и повернутые вперед плечи не дают расправиться легким, а выпяченный живот нарушает нормальное положение органов брюшной полости.

Виды искривления позвоночника Кифоз – значительный задний прогиб грудного отдела позвоночника и усиление компенсаторных лордозов шеи и поясницы. Упругость позвоночника при этом повышена. Болезнь протекает медленно от нескольких месяцев до нескольких лет. Функциональная способность позвоночника ослаблена, спина легко утомляется, боли в спине практически отсутствуют. При грудных кифозах происходит сдавливание органов, расположенных в грудной клетке, при этом особенно страдают легкие. Затрудняется дыхание, возникают хронические бронхиты, плевриты, возникает аритмия сердца.

Виды искривления позвоночника Лордоз– нарушение искривлений позвоночника пояснично-крестцового отдела, при этом живот становится выпуклым, появляется его округлость. При возникновении заболевания человек жалуется на боли в пояснично-крестцовом отделе позвоночника, возникает функциональная недостаточность почек, наблюдается отечность нижних конечностей, заболевают органы малого таза.

Виды искривления позвоночника Сколиоз – боковое искривление позвоночника, со смещением тел позвонков. В подростковом возрасте чаще всего встречается левосторонний и правосторонний грудной сколиоз. Это заболевание особенно сильно прогрессирует в период роста и развития организма. Деформация позвоночника при сколиозах начинается с того, что при утомлении мускулатуры спины позвоночник слегка отклоняется в бок. Утомление происходит вследствие напряженного долгого вертикального положения туловища на уроках. Ребенок теряет способность поддерживать необходимое сокращение мышц спины, горбиться, а затем, когда мышцы позвоночника обременяются, инстинктивно ищет новое положение и находит его в ассиметричном наклоне, в боковой позе, облегченной упором локтей в стол.

Значение осанки Осанка дает много информации о человеке, о его физическом развитии, о состоянии здоровья, его самочувствии и настроении. Самоуверенные и успешные люди обращают на себя внимание окружающих именно своей правильной осанкой. Ничто не может украсить человека, если он сутулится, держит одно плечо выше другого или ходит сгорбившись.

Кто и когда формирует осанку Правильная осанка не бывает врожденной, она начинает формироваться с первых лет жизни. Наиболее ответственный период для формирования осанки у ребенка – с 4 до 10 лет, когда быстрыми темпами развиваются механизмы, регулирующие вертикальную позу.

Как формировать правильную осанку Помните о своей осанке. Не позволяйте временным неприятностям «согнуть вас в бараний рог» . Малыши очень часто просто копируют своих родителей, а потом это становится вредной привычкой. Приучайте вашего ребенка с раннего возраста правильно «держать» свое тело.

Основные причины формирования неправильной осанки: Отсутствие крепкого, достаточно развитого мышечного корсажа – мышечной системы; Неравномерное развитие мышц спины, живота и бедер, изменение тяги, определяющей вертикальное положение позвоночника; Последствия рахита – нарушение взаимоотношения костных элементов таза и позвоночника.

Как диагностировать осанку у ребенка Осмотрите ребенка в дневное время при хорошем и равномерном освещении. Разуйте и разденьте ребенка до трусиков, поставьте прямо, руки должны быть опущены вдоль туловища Сами сядьте на стул на расстоянии 2 -3 м от ребенка. Внимательно посмотрите, симметрично ли расположены уши, лопатки, талия, складки под ягодицами и сами ягодицы. Если они находятся на разной высоте, у вас есть причина для беспокойства.

Упражнения для формирования осанки: Систематически проводите с детьми следующие упражнения: упражнения с предметами на голове. Введите в семье правило или систематически проводите соревнование: «Кто дольше проходит с книгой (предметом) на голове» .

Упражнения для формирования осанки: Систематически проводите с детьми следующие игры-упражнения: «Велосипед» , «Березка» , «Кошечка» , «Качели» , «Туда-сюда» Приседания, наклоны, повороты с гимнастической палкой; Прогибания и наклоны назад; Махи руками сверху-вниз через стороны стоя у стены, поднимать поочередно прямые ноги вперед; Подтягивать к груди, согнутую в колене ногу; Махи назад –вверх прямой ногой, стоя лицом к опоре. Наклоны и повороты

Какие движения полезны для осанки Для детей очень полезны подвижные игры, танцы, плавание, лазание, ползание. Эти упражнения нацелены на развитие силы и выносливости мышц.

Как сформировать правильную осанку Систематически проводите с детьми различные игры-упражнения без предметов: ходьба с высоким подниманием бедра (лошадка скачет); «канатоходец» (представьте, что вы в цирке идете по канату); «Мисс или мистер Вселенная» (пройти красиво, грациозно, важно…). медленный бег.

Как формировать правильную осанку Систематически проводите с детьми следующие общеразвивающие упражнения: ноги на ширине плеч, руки за головой, наклоны в стороны («Часы») – 10– 12 раз; соединить руки за спиной (одна рука тянется через плечо сверху, другая снизу) – по 3– 4 раза с каждой стороны; ноги на ширине плеч, наклониться вперед, руки в стороны («мельница») – 10– 12 скручиваний; ноги шире плеч, наклоны вперед, постепенно соединять ноги – по 5 наклонов, соединяя ноги; приседания с мешочком на голове – 12– 15 раз.

Систематические упражнения для укрепления мышц Лежа на животе: - «Самолет» - поднять голову и плечи, развести руки в стороны, сжимать и разжимать кисти; - «Рыбка» – одновременно поднять голову и плечи, отвести назад прямые ноги, удерживать это положение 3 -7 счетов. Дыхание свободное. Лежа на спине: - «Велосипед» – круговые движения ногами. - «Ножницы» - приподнять прямые ноги, выполнять ими окрестные движения. Дыхание свободное.

Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека. При правильной осанке все части тела располагаются симметрично относительно позвоночника. При правильной осанке плечи у человека развернуты, голова немного приподнята, руки и ноги разогнуты в суставах, а живот подтянут. Правильность осанки может оценить врач. Обычно доктор оценивает вид сбоку, сзади и спереди. Неправильная осанка негативно влияет на работу всех внутренних органов организма. Коррекция осанки – комплекс методов, предназначенных для формирования правильной осанки или исправления существующих ее дефектов.

Методы коррекции осанки

Нарушение осанки иногда путают со сколиозом. При сколиозе происходит искривление позвоночника в результате поворота позвонков вокруг своей оси. Сколиоз нельзя исправить, можно лишь приостановить его прогрессирование. А нарушения осанки легко исправить с помощью специальных методов коррекции осанки. Применение корсета для коррекции осанки – один из самых простых способов.

Корсет для коррекции осанки помогает восстановить физиологически правильное положение плечевого пояса, а также избавить от чрезмерной нагрузки позвонки поясничного и грудного отделов позвоночника с сохранением нормального мышечного тонуса. Корсет для коррекции осанки фиксирует спину человека в правильном положении. Специальные упругие пластины корсета способствуют равномерному распределению нагрузки по обеим сторонам позвоночника и симметричному развитию мышечной системы.

Для усиления эффекта при неправильной осанке врач помимо корсета может посоветовать занятия лечебной физкультурой, направленной на укрепление мышц. В дальнейшем упражнения корректирует инструктор, исходя из физической подготовки и состояния костно-мышечной системы пациента.

Лучших результатов также можно добиться при совместном применении различных методов коррекции осанки – корсета, лечебной физкультуры и сеансов лечебного массажа. Для коррекции осанки полезно заниматься плаванием, волейболом и лыжным спортом.

Упражнения для коррекции осанки

Упражнения для коррекции осанки в какой-то степени помогают лучше владеть своим телом и исправлять недостатки фигуры.

Для коррекции осанки и укрепления мышц спины подойдут следующие упражнения:

  • встать, руки расположить за головой. С силой отвести руки в стороны, поднять руки вверх и прогнуться. Замереть на 2-6 секунд и вернуться в исходное положение;
  • встать, поместить гимнастическую палку за спиной. Ее нижний конец прижать к тазу, а верхний – к голове. Наклониться вперед и вернуться в исходное положение, наклониться влево, затем вправо. Выполнить каждое движение 10-12 раз;
  • лечь на живот. Прогнуться, опираясь на руки. Замереть в этом положении на 4-5 секунд, затем вернуться в исходное положение;
  • встать на шаг от стены. Коснуться стены руками и прогнуться назад, подняв вверх руки, вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.

К упражнениям можно добавить висы на гимнастической стене в течение пяти-шести минут.

Упражнения для коррекции осанки (лежа на животе):

  • руки вытянуть вперед, тело вытянуть в "струнку", тянуть кисти и носки в разные стороны в течение одной минуты;
  • руки в упор, опереться на ладони и поднимать по очереди вверх прямую ногу (10 раз);
  • руки над головой сложить в замок, поднять плечевой пояс и продержаться в таком положении от двух до десяти секунд (6 раз);
  • поднять руки и голову вверх, прямыми руками делать "ножницы" в течение одной минуты;
  • руки сложить в замок и вытянуть вперед, прямые ноги сложить вместе. Поднять ноги, руки и голову и держать в течение одной-двух минут;
  • взяться руками за лодыжки и подняться вверх на животе, держаться в таком положении от двух до десяти секунд (10 раз).

Следующие упражнения для коррекции осанки надо выполнять стоя на коленях:

  • встать на колени, руки опустить вдоль туловища, а затем отклониться назад. Повторить 10-15 раз;
  • садиться на пол справа и слева от ступней;
  • достать до лба коленом, откинуть ногу и голову назад вверх. Повторить 10 раз.

Все упражнения необходимо выполнять в среднем темпе, стараясь при этом максимально развернуть плечи назад.

Коррекция осанки у детей

Методы коррекции осанки у детей основаны на изучении осанки по основным элементам, устранении скованности и ненужного мышечного напряжения, на развитии запоминания правильной осанки и умении ее восстанавливать в различных условиях.

Коррекция осанки у детей происходит путем сочетания мануальной терапии с лечебной физкультурой, массажа и психотренинга. Для коррекции осанки можно также включить хождение по бревну для тренировки мозжечка, вестибулярного аппарата, а также выработки чувствительности мышц конечностей, шеи и туловища. Детям младшего школьного возраста обязательно назначают упражнения, основанные на глубоком дыхании, так как в этом возрасте грудная клетка растет медленнее всего тела.

Процесс коррекции осанки обязательно должен сопровождаться сознательно-волевым решением ребенка ко всем видам занятий. Только в этом случае овладение навыком правильной осанки будет происходить естественным путем.

Формирование правильной осанки у детей в значительной степени зависит от окружающей среды. В обязанности родителей, а также сотрудников дошкольных и школьных учреждений входит следить за правильным положением детей при стоянии, сидении и ходьбе, а также использовать упражнения, развивающие, главным образом, мышцы спины, ног и живота. Это нужно для того, чтобы у ребёнка развивался естественный мышечный корсет.

О позвоночнике и его изменениях

Позвоночник (позвоночный столб) является основной частью осевого скелета человека и состоит из 33-34 позвонков, которые соединены между собой хрящами, связками и суставами.

В утробе матери детский позвоночник выглядит как равномерная дуга. При появлении ребёнка на свет, его позвоночник выпрямляется и приобретает вид практически прямой линии. Именно с момента рождения начинает формироваться осанка. При наличии навыка удерживания головы в поднятом состоянии, в шейном отделе позвоночника малыша постепенно возникает изгиб вперёд, так называемый, шейный лордоз . Если пришло время, когда ребёнок уже умеет сидеть, в грудном отделе его позвоночника также формируется изгиб, только обращённый назад (кифоз). А если ребёнок начинает ходить, в поясничном отделе со временем образуется изгиб с выпуклостью, которая обращена вперёд. Это поясничный лордоз. Именно поэтому важно следить за дальнейшим правильным формированием детской осанки.

Об осанке и её нарушениях

Осанкой называют способность человека держать своё тело в разнообразных положениях. Она бывает правильной и неправильной.

Осанка считается правильной, если непринуждённо стоящий человек, находясь в привычной для него позе, не делает лишних активных напряжений и держит голову и корпус прямо. Кроме этого, он имеет лёгкую походку, слегка опущенные и отведённые назад плечи, направленную вперёд грудь, подтянутый живот и ноги, разогнутые в коленях.

При неправильной осанке человек не умеет правильно держать своё тело, поэтому, как правило, сутулится, стоит и передвигается на полусогнутых ногах, опустив плечи и голову, а также выставив вперёд живот. При такой осанке нару
шается нормальное функционирование внутренних органов.

Различные нарушения осанки, будь то сутулость, лордоз, кифоз или сколиоз (боковое искривление позвоночника) - довольно часто встречаются у детей дошкольного и школьного возрастов. В основном, это дети либо физически ослабленные, либо страдающие какой-либо хронической болезнью, либо уже переболевшие тяжёлыми заболеваниями в раннем детстве.

Профилактика нарушений осанки

Профилактика любых нарушений, связанных с осанкой, должна быть комплексной и основываться на представленных ниже принципах.

  1. Правильное питание.

Непрерывно развивающийся организм ребёнка на протяжении всего роста нуждается в полезных питательных веществах. Питание должно быть полноценным и разнообразным, так как от этого зависит, насколько правильным будет развитие мышц и костей.

  1. Двигательная активность.

Очень важны для здоровья детской осанки занятия
физическими упражнениями, различными видами спорта (в особенности, ходьба на лыжах и плавание), гимнастикой, а также туризм, активные игры на свежем воздухе и др. Следует учитывать, что при физическом развитии не следует заставлять ребёнка совершать резких и быстрых нагрузок.

  1. Правильный режим дня.

Во избежание проблем с осанкой необходимо не только организовать правильный режим дня (время прогулок, сна, бодрствования, питания и др.), но и строго соблюдать его, не делая никаких исключений, например, по выходным.

  1. Удобная детская комната.

4.1. Комната должна иметь качественное освещение. Дополнительной настольной лампой должен быть оборудован детский письменный стол.

4.2. Высота стола должна соответствовать росту ребёнка. Существуют также особые парты, которые предназначены для коррекции осанки школьника.

4.3. Стул должен повторять изгибы тела. Правда, вместо такого ортопедического стула можно подкладывать за спину на уровне поясничного отдела тряпичный валик в дополнение обычному ровному стулу. Высота стула в идеале должна быть равна высоте голени. Используйте подставку для ног, если они не достают до пола.

4.4. Ребёнок должен сидеть так, чтобы спина его опиралась на спинку стула, а голова слегка наклонялась вперёд, а между телом и столом легко проходила ладонь ребром. При усаживании нельзя подгибать ноги под себя, так как это может привести к искривлению позвоночника и нарушению кровообращения.

4.5. В детской кровати должен быть ровный и твёрдый матрац. Благодаря такому матрацу масса тела ребёнка распределяется равномерно, а мышцы максимально расслабляются после вертикального положения туловища за весь день. Не допускайте того, чтобы ребёнок спал на мягкой поверхности. Это провоцирует формирование неправильных изгибов позвоночника во время сна. Кроме этого, мягкий матрац стимулирует согревание межпозвоночных дисков, в связи с которым нарушается терморегуляция. Что касается детской подушки, она должна быть плоской и располагаться исключительно под головой, а не под плечами.

  1. Грамотная коррекция обуви.

Правильный, точный и своевременный подбор детской обуви позволяет родителям избежать и даже устранить многие проблемы, такие как функциональное укорочение конечности, возникшее из-за нарушений осанки или компенсация дефектов стоп (косолапость и плоскостопие ).

  1. Равномерное распределение нагрузок.

Известно, что чаще всего именно в школьном возрасте, когда у детей наблюдается стремительный рост костной и мышечной массы, они, к сожалению, приобретают искривление позвоночника. Происходит это по причине того, что в таком возрасте позвоночник ребёнка не приспособлен к большим нагрузкам. Родители должны стараться не перегружать ребёнка при ношении им ранца, рюкзака или портфеля. Помните, что по стандарту вес, который разрешено поднимать ребёнку, составляет 10% от общей массы тела.

Спинка у школьного ранца должна быть ровной и твёрдой, ширина его не должна быть больше ширины плеч. Также ранец не должен висеть ниже пояса, а ремни на нём должны быть мягкими и широкими, регулироваться по длине. Недопустимо в течение длительного времени ношение тяжёлых сумок на одном из плеч, что особенно актуально для девочек. В этом случае искривление позвоночника для них может стать неизбежной проблемой.

Что касается правильного переноса тяжестей, известно, что наклониться, взять тяжесть и поднять её - это огромная нагрузка на позвоночник и так делать нельзя. Правильным было бы сначала присесть с ровной спиной, затем взять, прижать к груди, подняться и отнести. И в качестве совета родителям: даже если вы сами не следуете этому правилу, научите ему вашего ребёнка.

Формирование правильной осанки

Стимулировать рост и развивать мышцы ребёнка можно смело начинать с момента его рождения. Так их рост и сила будут быстрее развиваться и преумножаться. Для грудных детей отличным помощником в этом является массаж (по назначению врача).

Малышу в возрасте 2-3 месяцев можно приступать делать упражнения на тренировку мышечных групп, отвечающих за удерживание тела в правильном положении. Для этого достаточным будет при помощи ладоней поднять ребёнка, переведя из положения «лёжа» в положение «вверх», после чего недолго подержать его на весу. В этой позиции мышцы и суставы малыша будут двигаться, тренируя при этом все мышечные группы.

После 1,5 лет в игровой форме с ребёнком можно начинать заниматься гимнастикой. Вместе вы можете «колоть дрова», «по-кошачьи» выгибать спину, «качать воду», ходить по нарисованной линии, словно по канату, кататься по полу, проходить полосу препятствий и т.п. Можно попросить ребёнка изобразить птичку: лечь на живот, «раскинуть крылья» (развести руки в стороны) и подержаться за щиколотки приподнятых ног.

Осанка ребёнка формируется до периода полового созревания. Всё это время необходимо следить за её формированием. Если у ребёнка уже возникло определённое нарушение, до наступления этого периода оно может быть исправлено. Ребёнок при этом должен регулярно посещать врача-ортопеда, находясь у него на диспансерном учёте и проходить все доступные виды лечения. Это может быть лечебная физкультура, плавание, массаж, физиотерапия, мануальная терапия, а также хирургическое лечение (по показаниям).

Полезные упражнения

Для формирования правильной осанки у детей, а также профилактики её нарушений в процессе занятий утренней гимнастикой, физической культурой и во время физкультминуток в домашних условиях и, главным образом, в дошкольных и школьных учреждениях можно использовать различные полезные упражнения. Ниже приведены примеры таких упражнений.


Заключение

Дорогие родители, напоминать и говорить ребёнку «Сядь прямо» или «Не сутулься» конечно, нужно, но этого всё же недостаточно. Начинайте беспокоиться о здоровье своих малышей ещё «с пелёнок» и обязательно найдите время для занятий с ними. Важным моментом в формировании правильной осанки ребёнка является личный пример. Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, держите спину ровно и будьте здоровы!

Этапы развития осанки

Постоянная активность мышц является мощным стимулом их роста и правильного формирования осанки . У новорожденного позвоночник имеет вид дуги, обращенной выпуклостью назад, такой рельеф сохраняется в первое время после рождения. Когда ребенок начинает держать голову (в среднем к концу первого месяца жизни), в области шеи появляется первый изгиб, обращенный выпуклостью вперед (шейный лордоз). Затем, при сидении, примерно с 6 месяцев, постепенно образуется изгиб в грудном отделе позвоночника , обращенный выпуклостью назад (грудной кифоз). Для детей 10-месячного возраста характерна вертикальная поза, они начинают стоять и ходить. Но вертикальная поза несовершенна: брюшные мышцы у ребенка очень слабые, поэтому в вертикальном положении живот под действием силы тяжести выпячивается и в поясничном отделе появляется небольшой изгиб выпуклостью вперед (поясничный лордоз). Постепенно в дошкольном возрасте выпячивание живота уменьшается, но не исчезает, поясничный изгиб становится более заметным. Грудная клетка уплощается, а плечи округляются, но расположены несколько назад. Колени в вертикальном положении выпрямлены, но при ходьбе остаются немного согнутыми. Формирование изгибов позвоночника заканчивается в 6-7 лет. В младшем школьном возрасте осанка ребенка в основном сохраняет черты дошкольного возраста. Выраженный поясничный лордоз и умеренная выпуклость живота у ребенка - явление нормальное. Изгибы позвоночника необходимы человеку для сохранения равновесия в вертикальном положении. Они увеличивают эластичность позвоночного столба, смягчают толчки и сотрясения при движениях.

Нарушения осанки у детей: причины

Проблемы развития Обычно нарушение осанки возникает в периоды бурного роста: в 5-8, и особенно в 11-12 лет. Это время, когда кости и мышцы увеличиваются в длину, а механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям. Отклонения наблюдается у большинства детей 7-8 лет (56-82% младших школьников). Существует множество факторов, которые провоцируют искривление позвоночника .

Например, неправильное питание и болезни зачастую нарушают правильный рост и развитие мышечной, костной и хрящевой тканей, что отрицательно сказывается на формировании осанки . Немаловажным фактором являются врожденные патологии опорно-двигательного аппарата. Например, при двустороннем врожденном вывихе тазобедренных суставов может отмечаться увеличение поясничного изгиба. Большую роль в образовании отклонений играет неравномерное развитие определенных групп мышц, особенно на фоне общей слабости мускулатуры. Например, сведенные вперед плечи являются результатом преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц, сближающих лопатки, а «свисающие плечи» - результат недостаточной работы трапециевидной мышцы спины . Важную роль играет перегрузка определенных мышц односторонней работой, например, неправильное положение туловища во время игр или занятий. Все эти причины ведут к усилению или уменьшению существующих физиологических изгибов позвоночника . В результате меняется положение плеч и лопаток, возникает асимметричное положение тела. Неправильная осанка постепенно становится привычной и может закрепиться.

Неверная поза

Положение сидя. Обязательно следует обратить внимание на то, как ребенок сидит за столом во время занятий: не подкладывает ли одну ногу под себя. Возможно, он сутулится или «перекашивается» на одну сторону, опираясь на локоть согнутой руки. К неправильному положению тела при сидении, следует отнести посадку, при котором туловище повернуто, наклонено в сторону или сильно согнуто вперед. Причина такого положения может быть в том, что стул далеко отставлен от стола или сам стол чересчур низок. А может быть, книга, которую рассматривает малыш, лежит слишком далеко от него. Асимметричное положение плечевого пояса может сформироваться в результате привычки сидеть, высоко подняв правое плечо. Приглядитесь: возможно, стол, за которым ребенок занимается, высоковат для него, и левая рука свисает вниз, вместо того, чтобы лежать на столешнице (то же самое может происходить, если стол круглый).

Положение стоя. Привычка стоять с отставленной в сторону и полусогнутой ногой, как и кривая посадка, вырабатывает асимметричное положение тела. Это может усугубить боковое искривление позвоночника , вызванного другими причинами (например, недоразвитием пояснично-крестцового отдела позвоночника ).

Гиподинамия… малышей

Еще одним немаловажным фактором возникновения нарушений осанки у детей следует считать пресловутый образ жизни. Как это ни печально, но современные дети стали меньше двигаться. Начиная с 3-х лет многие малыши вливаются в ряды групп раннего развития (прежде всего умственного), далее процесс приобретения знаний идет по нарастающей, а во время занятий ребенок вынужден подолгу сидеть. Кроме того, дети рано приобщаются к просмотру телевизора, видеопродукции, могут часами просиживают за компьютерными играми, а на улице, встретившись с друзьями, вместо подвижных игр, увлеченно обсуждают особенности прохождения и коды той или иной электронной «стрелялки». Что поделать, хочешь быть современным, следуй современным течениям жизни. Однако человек должен развиваться гармонично, физическое развитие не должно отставать. Слабость мышечного корсета у наших детей в первую очередь обусловлена отсутствием адекватных физических нагрузок, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины просто необходима.

Нарушение осанки у ребенка: как распознать вовремя?

Главные признаки. Чтобы вовремя заметить отклонение, родителям нужно чаще обращать внимание на положение плеч и спины малыша. Его плечи и лопатки должны быть на одном уровне. Важно также правильное положение позвоночника - не искривлен ли он вправо или влево, на одном ли уровне расположены подъягодичные складки. Эти признаки бокового искривления можно разглядеть, осматривая ребенка со спины , когда он стоит. При осмотре спереди надо отметить, на одном ли уровне находятся ключицы и соски. По виду сбоку можно определить такие нарушения, как сутулость или вялую осанку. Это можно сделать на глаз или воспользоваться специальным тестом. Ребенок становится спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодицы, голени, а затем делает шаг вперед, пытаясь сохранить правильное положение тела. (Этот же тест можно использовать в качестве упражнения для выработки хорошей осанки .)

При обнаружении искривления, необходимо осмотреть спину малыша, уложив его на ровную твердую поверхность лицом вниз, руки вдоль туловища. Если искривление позвоночного столба в положении лежа не сохраняется то речь пока идет лишь о нарушении осанки , которую можно исправить. Тест для мышц . Существует несколько несложных тестов для определения состояния мышечной системы ребенка. Для этого оценивают способность малыша к длительному напряжению мышц спины . Ребенка укладывают на кушетку вниз лицом так, чтобы часть тела выше бедер находилась вне кушетки на весу, руки на поясе (ноги ребенка удерживаются взрослым). В норме дети 5-6 лет могут удержать горизонтальное положение туловища 30-60 сек, дети 7-10 лет - 1-1,5 минуты, 12-16 лет - от 1, 5 до 2, 5 минуты. Развитие мышц брюшного пресса , определяется числом непрерывного повторения перехода из положения лежа в положение сидя и обратно (при фиксации ног) в медленном темпе, не более 16 раз в минуту. Норма для дошкольников - 10-15 раз, для детей 7-11 лет - от 15 до 20 раз, в 16-18 лет - от 20-30 раз. Если выявлены нарушения осанки и (или) слабость мышечной системы, ребенка следует проконсультировать у врача-ортопеда, травматолога или врача лечебной физкультуры. Доктор проводит осмотр ребенка, в случае необходимости выполняются дополнительные методы исследования: рентгенография, электромиография и пр. В последнее время появился новый метод исследования - топографическая фотометрия , - позволяющий не только диагностировать нарушения состояния опорно-двигательной системы, но и оценивать эффективность проводимого лечения. Метод основан на фотографировании осанки пациента после нанесения врачом маркером основных точек-ориентиров на спину ребенка.

Профилактика нарушений осанки у детей

Поскольку одно из основных условий правильной осанки - правильное развитие организма, нужно постараться создать максимально благоприятные условия для роста. В частности, очень важно соблюдать общий гигиенический режим: регулярность в приеме пищи, достаточное пребывание на воздухе, правильное сочетание занятий и отдыха, использование средств закаливания. Заниматься укреплением мышечного корсета следует с младенчества, но при этом не следует торопить физическое развитие ребенка и насильно его сажать, когда он еще самостоятельно не сидит, или заставлять кроху ходить в 9 месяцев, а то и раньше. Ранняя осевая (вертикальная) нагрузка может вызвать развитие ортопедических заболеваний у малыша. Пусть малыш больше двигается в положении лежа или ползает, пока он сам не сядет или не поднимется на ноги. Не меньшее профилактическое значение имеет группа мероприятий, оказывающих влияние на общее физическое развитие и функциональное состояние мышечной системы, так как активное удержание тела, верхних и нижних конечностей в правильном положении возможно лишь при активном участии мышц. Для этого используются специальные упражнения. Недостаток физической активности препятствует развитию мышечного корсета, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины необходима. Правильно подобранная физическая нагрузка предупреждают нарушения осанки , а также помогают их преодолеть. Упражнения подбираются в зависимости от типа искривления позвоночника : детям с наклонностью к сутулости рекомендованы разгибания спины с усилием до максимально выпрямленного положения, ребятам со сведенными вперед плечевыми суставами полезны круговые движения одновременно двумя руками назад, отведение их назад, сгибание рук к плечам, на затылок. При «свисающих» плечевых суставах полезно отведение рук через стороны вверх, поднимание плеч, вытягивание рук вверх с противодействием (взрослый кладет руки на плечи ребенка). Выработке правильной осанки способствуют также упражнения на равновесие. Например, ходьба по скамейке или бревну с руками, отведенными в стороны. Кроме того, приходится учитывать возраст ребенка. Для малышей рекомендуется подбирать упражнения игрового характера. Так, например, дети с удовольствием выполнят упражнение на выпрямление-вытяжение позвоночника , если попросить их изобразить столбик ртути в термометре под лучами солнца. Делая упражнение «Дровосек», дети «рубят дрова», выполняя повороты верхней части тела. Упражнение «прыжок лягушки» помогает исправить поясничный лордоз. Дошколята (с 4-5 лет) способны понять более сложные гимнастические задания и справиться с ними. Врезка

Примерный комплекс специальных упражнений для укрепления мышц спины и пресса (можно выполнять с 4-5 лет и до подросткового возраста): 1. Исходное пложение - стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки - вдох; вернуться в и.п. - выдох. 2. И.п. - стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной - выдох; вернуться в и.п. - вдох. 3. И.п. - стоя с гимнастической палкой в руках. Поднять палку вперед вверх - выдох; вернуться в и.п. - вдох.. 4. И.п. - стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и.п. Спина прямая. 5. И.п. - стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и.п. 6. И.п. - лежа на спине, на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Согнуть ноги, подтянуть к животу - выдох; выпрямить - вдох. 7. И.п. - лежа на спине, руки вдоль тела. Велосипедные движения ногами. 8. И.п . - лежа на спине, руки в стороны. Вытянуть руки вперед поднять левую ногу и коснуться руки, затем правую ногу. Принять и.п. 9. И.п. - лежа на животе, руки в стороны. Поднять корпус, прогнув грудной отдел позвоночника (тянуться к потолку); вернуться в и.п. 10. И.п. - лежа на животе, руки на поясе. Поднять вверх корпус и поднимать правую ногу - вдох; вернуться в и.п. - выдох. Повторить упражнение, поднимая прямую левую ногу. 11. И.п. - лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, на лопатках удерживается гимнастическая палка. Приподнять корпус, прогнув его через гимнастическую палку; вернуться в и.п. Дыхание произвольное. Комплекс упражнений выполняется ежедневно утром или вечером в зависимости от пика активности ребенка, но не раньше, чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 минут. Для того, чтобы упражнения воздействовали достаточно точно, они должны выполняться интенсивно, то есть выше обычного уровня возможности детей. Сначала даются более легкие упражнения с постепенным переходом к более трудным. На протяжении занятия неоднократно делаются паузы для отдыха. Рекомендуется отдыхать в положении лежа:
  • лежа на спине, ноги слегка подтянуты к животу, руки за головой;
  • лежа на животе, подбородок опирается на кисти рук.

Если ребенок значительно ослаблен, желательно сочетать ежедневное выполнение упражнений с занятиями лечебной физкультуры для укрепления мышц спины и брюшного пресса в поликлинике с врачом лечебной физкультуры. В начале и в конце каждого занятия дети должны упражняться в правильной осанке. Для этого годится упражнение-тест, которое выполняется у стены. Следует заинтересовать их проблемой осанки , заставить думать о ней в течение дня, проверять ее не только при гимнастике, но и во время занятий за столом, на прогулке. Ребенку, посещающему детский сад, можно предложить следить не только за собой, но и за осанкой товарищей. Обычно это превращается в своеобразное соревнование между детьми: кто кого чаще застанет в положении неправильной осанки . Такое соревнование заставляет детей быть начеку и всегда сохранять нормальное положение спины - в конце концов, это станет привычкой. Приведенный нами комплекс упражнений, можно считать скорее профилактическим. Он в первую очередь полезен практически здоровым детям, а не только тем, у кого обнаружено нарушение осанки (таким маленьким пациентам в зависимости от дефекта врач подберет индивидуальный комплекс специальных упражнений). Лечение патологии опорно-двигательного аппарата всегда длительное, сложное, требующее значительных усилий не только от специалистов, но и от самого больного. Порой проблемы с осанкой и лечебные мероприятия делают недоступными для ребенка некоторые стороны «общественной» детской жизни. Поэтому, важно предупредить возникновение нарушений осанки , т.е. систематически заниматься адекватной физической нагрузкой и регулярно (ежегодно) посещать с ребенком врача-ортопеда для профилактических осмотров. Кроме того, общее развитие малыша возможно улучшить при помощи спортивных секций, посещать которые можно с 4-5 лет. Лучшему развитию осанки способствует плавание (предпочтительно брассом, на спине). Помимо этого полезны занятия волейболом, баскетболом, лыжным спортом (по пересеченной местности). Постарайтесь поддержать интерес ребенка к спортивным занятиям, и это позволит ему избежать многих проблем, связанных с осанкой.



Loading...Loading...