Монофизиты и монофелиты. Ложные учения монофизитов (единоестественников) и монофелитов (единовольцев). Монофизиты в долине Нила

IV ВС – 451 – Халкедон – Маркиан – Монофизитство. Монофизитство – учение последователей Кирилла Александрийского, доведших его учение до крайности. Учение о единой природе во Христе, т.к. при слиянии божественной и человеческой природы от последней ничего не остается (1 природа, 1 ипостась). Основатель монофизитства – Евтихий , константинопольский архимандрит.

В 449 году - разбойничий собор в Эфесе, на котором под давлением сторонников монофизитов это учение было признано правильным. Собор не прошел проверку временем, поэтому был созван еще один. На IV ВС монофизитство подвергли критике.

  • принята формула папы римского Льва I о том, что нельзя разделять две природы Христа, также как нельзя их и сливать. В Христе важны две природы, и он должен был возвысить в себе человеческое до божественного. 2 природы – 1 ипостась.
  • осуждение монофизитства и несторианства: Иисус истинный Бог и истинный человек, единосущ по Божеству и по человечеству, познаваемый в двух природах НЕСЛИЯННО, НЕИЗМЕННО, НЕРАЗДЕЛЬНО, НЕРАЗЛУЧНО - приняты 4 эпитета о природе Христа: неслиянно, нераздельно, неизменно и неразлучно
  • - раскол церкви

Современные монофизитские церкви сохранились у армян, коптов и эфиопов.

V ВС – 553 – Константинополь – Юстиниан I – попытка компромисса с монофизитами , которые преобладали среди священнослужителей важных для Византии восточных провинций (Египет - копты, Сирия и Палестина, союзные государства Кавказа). Феодора поддерживала монофизитов, Юстиниан её послушался и назначил патриархом епископа Анфима, сочувствовавшего монофизитам - недовольство Рима, смещение Анфима, т.к. начались готские войны, и нужна была поддержка запада.

Вопрос о трех главах

– О трех церковных писателей V в.: Феодоре Мопсуестийском, Феодорите Кирском и Иве Эдесском, которые, несмотря на свой несторианский образ мыслей, не были осуждены на Халкидонском соборе. Юстиниан издал указ, подвергающий анафеме сочинения этих трех писателей?)

Критика платонизма, оригенизма, несторианских учений

Решение:

  • Феодор осуждён, остальные были помилованы, т.к. отказались от своих учений - осуждение платонизма, оригенизма (апокатастасис), несторианства
  • Осуждение сочинений «трех глав»
  • Признание безусловности православия Кирилла Александрийского

Итог: монофизиты не совсем удовлетворены собором, привлечь их Юстиниану не удалось.

VI ВС – 680-681 – Константинополь – Константин IV – Монофелитство. Христос имел две разных сущности: божественную и человеческую. Но имел единую божественную волю и как Бог, и как человек. Монофелитство – попытка выработать компромисс между монофизитством, православием (2 природы и 2 ипостаси) и византийским правительством. Итого: в Иисусе два естества: Бога и человека, но одна божественная воля. Монофелитство – искусственно созданное учение о едином волении во Христе. Возникло при императоре Ираклии и создано Константинопольским патриархом Сергием с целью примирить христиан, который признавал две природы во Христе, но предлагал обратить внимание на волю (божественную или человеческую). Утверждал, что воля во Христе одна – компромисс с монофизитами. Когда компромисс был найден, территории, заселенные монофизитами, завоевали арабы (блялол). Потребность в компромиссе отпала, в то время как церковь была против новой ереси.

  • осуждение монофелитства
  • признал в Христе два естества – божеское и человеческое и две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна воле божественной
  • воли объединены неразлучно, неизменно, неслиянно, нераздельно

Ересь Монофелитов

Монофелитство было смягченной формой монофизитства. Признавая две природы во Христе, монофелиты учили, что во Христе одна воля, а именно, воля Божественная. Сторонниками этого учения были некоторые, впоследствии подвергшиеся отлучению константинопольские патриархи (Пирр, Павел, Феодор). Поддерживал его Гонорий, папа Римский. Учение это отвергнуто, как ложное, на шестом Вселенском соборе.

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Из книги Вера Церкви. Введение в православное богословие автора Яннарас Христос

Догмат и ересь Итак, путь Богопознания представляет собой образ жизни, а не образ мыслей. С другой стороны, известно, что сама Церковь выработала определенные теоретические положения, или догматы веры, как их принято называть сегодня. Не возникает ли здесь

Из книги Православное Догматическое Богословие автора Помазанский Протопресвитер Михаил

Ересь и кафоличность В истории Церкви термин «православие» появляется для того, чтобы отличать истину от ереси, однако и то, и другое - как ересь, так и православие - соотносятся не с теоретическими принципами, но с событиями жизни. Ересь есть отделение от церковной

Из книги Полная история Христианской Церкви автора Бахметева Александра Николаевна

Ересь антитринитариев Эта ересь, носившая также название монархиан, возникла на почве философского рационализма; еретики не признавали учения о трех Лицах в Боге. Она имела две ветви: динамитов и медалистов.1) Динамиты ложно учили, что Сын Божий и Дух Божий есть Силы

Из книги Господь - Пастырь мой автора (Мамонтов) Архимандрит Виктор

Ересь Македония Македонии, епископ Константинопольский (около 342 г.), ложно учивший о Святом Духе в смысле Ариевом, а именно, что Святой Дух есть служебное творение. Его ересь осуждена на втором Вселенском соборе, который по поводу этой ереси и был созван.(На втором

Из книги Полная история христианской церкви автора Бахметьева Александра Николаевна

Ересь Монофизитов, или ересь Евтихия Ересь монофизитов возникла в среде александрийских монахов и была реакцией на несторианство, умалявшее Божественную природу Спасителя. Монофизиты считали, что человеческая природа Спасителя была поглощена Его Божественной

Из книги ТРАДИЦИЯ. ДОГМАТ. ОБРЯД автора Кураев Андрей Вячеславович

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

Ересь жизни Господь каждому из нас всегда предлагает выбор: жизнь или смерть.Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие (Втор 30:19). Человек в ужасе замирает пред этим выбором, ибо в этот момент в нем

Из книги Избранные творения автора Синаит Анастасий

Глава VIII Ересь Нестория и Третий Вселенский Собор. Ересь Евтихия и Четвертый Собор. Пятый Вселенский Собор Едва утихли на Западе споры о пелагианстве, как на Востоке началось сильное волнение по поводу лжеучения Нестория. Антиохийский пресвитер Несторий был избран в 428

Из книги Лествица, или Скрижали Духовные автора Лествичник Иоанн

Ересь Но что же есть тогда ересь? В собственно церковном смысле ересь есть искажение известной христианской истины. От ереси отличаются внецерковные учения, с которыми борется апологетика, а не догматическое богословие. В самом же церковном богословии, кроме догматов,

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Из книги Возникновение и устройство инквизиции автора Ли Генри Чарльз

Третье слово, или слово против монофелитов 1. Рассудительные врачи, мудрые и сведущие знатоки [своего дела], желающие обрести [знания], касающиеся исцеления болезней, до изготовления противоядий сначала стремятся узнать те вещества, которые исторгают причины заболеваний.

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Ересь Кто есть еретик? .С каким различием принимает Церковь покаявшихся еретиков и блудников? .Неверных и еретиков - спорливых, по увещании, должно отрицаться, а желающих научиться истине не должно отвергать. .Как бесы стараются ввергнуть людей в ереси и

Из книги автора

Из книги автора

Глава II Ересь Церковь, стоявшая, как мы видели, так далеко от своего идеала и так небрежно относившаяся к своим обязанностям, очутилась почти неожиданно для себя перед новыми опасностями, грозившими подорвать в корне ее могущество. Как раз в тот момент, когда она только

Из книги автора

Ересь(Heresy). Греч, hairesisможет означать: (1) "выбор", как, напр., в Лев 22:18, 21 (Септ.), где "мирная жертва по выбору" (в синод, пер.: "по усердию") подразумевает "добровольное жертвоприношение"; (2) "особое мнение"; единственный пример обнаруживается в НЗ, во 2 Пет 2:1, где говорится о

В пятом веке, в восточной части христианской церкви, возникло ложное учение, называемое монофизитством. Монофизиты (единоестественники) учили, что хотя Христос имел две природы - божественнную и человеческую, - но божественная Его природа, якобы, совершенно поглотила Его человеческую природу. Одним словом, по их мнению, во Христе было одно божественное естество, а Его человеческое естество было лишь кажущимся. Такое учение не соответствует Слову Божиему. Вполне справедливо оно было осуждено на Четвертом вселенском соборе в 451 году в городе Халкидоне. Пятый вселенский собор в Константинополе в 553 году подтвердил решение Четвертого собора по монофизитскому вопросу. Однако нашлось немало сторонников этого учения. Больше всего монофизитов оказалось в Египте, в Александрийском патриархате, среди египетских христиан. Египетские христиане были двух национальностей - грехи, переселившиеся в Египет, и коренные египтяне. Во время монофизитского спора почти все египетские греки-христиане поддерживали решения Халкидонского собора против монофизитства, а почти все христиане из коренных египтян перешли на сторону монофизитов. Египетские христиане-монофизиты образовали свою отдельную церковь. Арабы, вторгшиеся в Египет в седьмом веке, назвали эту церковь "коптской" церковью. Коптами они называли коренное население Египта - египтян. С течением веков арабы перемешались с местным населением Египта, принявшим ислам; копты-христиане, а также греки-христиане не смешались с арабами, ибо браков между христианами и мусульманами не существовало. Таким образом, в лице христиан-коптов сохранилось до сего дня прежнее коренное население Египта. По цвету кожи копты несколько смуглее египтян-мусульман, то есть египтян, которые произошли от смешения с арабами. Коптская церковь существует и в наши дни; в ней распространены монофизитские взгляды. Из Египта монофизитство проникло в Эфиопию, где христиане стали появляться, начиная с четвертого века. С пятого века все эфиопские христиане были увлечены монофизитством. До сих пор монофизитские взгляды распространены в эфиопской церкви. Распространилось монофизитство и в Армении. Христианство в Армении появилось во втором веке. Большую роль в распространении христианства в Армении в четвертом веке сыграл епископ Григорий, называемый христианским просветителем Армении. Тринадцать лет он провел в заключении за распространение христианства, оставаясь верным Христу. Умер он в середине четвертого века. В пятом веке, во время монофизитского спора, все армянские христиане примкнули к монофизитам. В это время Армения находилась под персидским игом. Став монофизитами, армянские христиане отделились в особую церковь, которую назвали в честь епископа Григория армяно-григорианской церковью. Епископа, который жил в монастыре Эчмиадзине, близ Еревана, они провозгласили католикосом Армении (то есть всеобщим епископом). И в наши дни глава армяногригорианской церкви именуется католикосом и он имеет свою резиденцию в Эчмиадзине. Таким образом, существующие и в настоящее время коптская, эфиопская и армяно-григорианская церкви являются монофизитскими церквами. Приняв монофизитские взгляды, они в пятом веке отделились от восточной православной церкви. У многих христиан этих церквей с течением веков монофизитские взгляды стали умеренными. Сделав краткий обзор монофизитства, следует отметить, что в седьмом веке в восточной (православной) церкви возник новый спор, так называемый "монофелитский". Монофелитство является разновидностью монофизитства. Если слово "монофизиты" означает "единоестественники", то слово "монофелиты" означает "единовольцы". Монофизиты отрицали различие между божественным и человеческим естеством Христа; монофелиты отрицали различие между божественной и человеческой волей Христа. Монофелитский спор в восточной церкви возник в то самое время, когда войска Омара вторглись на территорию Византийской империи и отрывали от нее одну провинцию за другой. Главным виновником этого спора был византийский император Ираклий. Ему очень хотелось примирить монофизитов со всей восточной церковью. Говоря, что монофизиты впали в крайность, уча только об одном естестве Христа, Ираклий высказал мысль, что надо говорить не о едином естестве Христа, а о единой воле Христа. По мнению Ираклия, Христос имеет два естества - божественное и человеческое, но одну божественную волю, в которую слились воедино две Его воли - божественная и человеческая. Встав на такую точку зрения, Ираклий думал найти примирение с монофизитами, но он не примирил их со всей восточной церковью, а вызвал новый спор среди духовенства восточной церкви. Во время осады арабами Иерусалима в 637 году иерусалимский патриарх Софроний собрал подчиненных ему епископов на Голгофу и там взял с них слово, что они будут вести непримиримую борьбу с монофелитскими взглядами, то есть со взглядами, высказанными Ираклием. Император Ираклий, не ожидавший возникновения нового спора, решил административными мерами погасить его. Издав указ, он предложил прекратить все споры по этому вопросу. Но споры не прекратились, они продолжались и после смерти Ираклия.

(единоестественники - от μόνη и φύσις - христологическая ересь, основанная константинопольским архимандритом Евтихием или Евтихом (Ευτιχιής), поддержанная адександрийским патриархом Диоскором и осужденная церковью на Халкидонском (четвертом вселенском) соборе (451 г.). Сущность М. состоит в утверждении, что Христос хотя рожден из двух природ, или естеств, но не в двух пребывает, так как в акте воплощения неизреченным образом из двух стало одно и человеческая природа, воспринятая Богом-Словом, стала только принадлежностью Его божества, утратила всякую собственную действительность и лишь мысленно может различаться от божественной. М. определилось исторически как противоположная крайность другому, незадолго перед тем осужденному воззрению - несторианству (см.), которое стремилось к полнейшему обособлению или разграничению двух самостоятельных природ в Христе, допуская между ними только внешнее или относительное соединение (ένωσις σχετική) или обитание (ενοίκησις) одного естества в другом, - чем нарушалось личное или ипостасное единство Богочеловека. Отстаивая истину этого единства против Нестория, главный защитник православия в этом споре, св. Кирилл Александрийский, допустил в своей полемике неосторожное выражение: "единая природа Бога-Слова, воплощенная" (μία φύσις του Θεοΰ Λόγου σεσαρκωμέη), что было разъяснено в православном смысле самим Кириллом, но после его смерти (444 г.) фанатическими его сторонниками перетолковывалось в смысле исключительного единства Божественной природы, несовместимого (по воплощении) с сохранением действительной человечности. Когда такой взгляд, укоренившийся в Египте, стал проповедоваться и в Константинополе малоученым, но популярным среди монахов и при дворе архимандритом Евтихием, местный патриарший собор осудил это учение как ересь и низложил его упорного поборника (448), о чем патриарх, св. Флавиан, сообщил Римскому Папе, св. Льву Вел., а Евтихий после безуспешной жалобы в Рим нашел себе опору в императоре Феодосии II (через влиятельного евнуха Хрисафия) и в преемнике Кирилла на александрийском патриаршестве - Диоскоре. Созванный императором в Ефесе собор епископов (так называемый разбойнический, 449) осудил Флавиана и оправдал Евтихия (см. Диоскор). Папский легат, диакон Иларий, заявил формальный протест и бежал в Рим, где Папа немедленно объявил Диоскора отлученным от церкви, а все сделанное в Ефесе - недействительным. Диоскор, вернувшись в Александрию, анафематствовал, в свою очередь, Папу Льва. Смерть имп. Феодосия II (450) дала делу новый оборот. Императрица Пульхерия и соправитель ее Маркиан выступили решительно против М. и александрийских притязаний. Сторонник Диоскора Анатолий, поставленный им в патриархи на место Флавиана, поспешил изменить своему покровителю и вслед за императором обратился к Папе Льву с просьбой о восстановлении церковного порядка. Созванный в Халкидоне вселенский собор осудил М., низложил Диоскора, принял догматическое послание Папы как выражение православной истины и в согласии с ним составил определение (ορος), по которому Христос исповедуется как совершенный Бог и совершенный человек, единосущный Отцу по божеству и единосущный нам по человечеству, пребывающий и по воплощении в двух природах (εν δύο φύσεσιν) неслиянно и нераздельно, так что различие двух природ не устраняется через их соединение, а сохраняется особенность каждой природы при их совпадении в едином Лице и единой ипостаси. Решения Халкидонского собора (451) не были приняты в Египте и Армении, а также отчасти в Сирии и Палестине, и М. доселе отстаивает свою догматическую и церковную самостоятельность в этих странах. В настоящее время общее число монофизитов определяют около 5 мил. чел., в том числе иаковитов (сирийск. монофизитов) 600000, армяно-григориан 2800000, коптов около 300000 и эфиопов (абиссинцев) более 2 милл.

Вернувшийся из Халкидона монофизитский монах Феодосий поднял в Палестине народное восстание в пользу осужденной ереси, Иерусалим был взят и разграблен мятежниками; по восстановлении порядка императорскими войсками Феодосий бежал на Синай, откуда продолжал действовать в пользу М. В Александрии также произошел мятеж, при чем отряд воинов был заперт и сожжен восставшей чернью в бывшем храме Сераписа. Поставленный на место Диоскора православный патриарх Протерий был изгнан народом. Восстановленный военной силой, он был через несколько лет, среди нового мятежа, убит в церкви (457 г.), и на его место поставлен народом глава противохалкидонской партии Тимофей Элур (Кот). Под впечатлением этих событий имп. Лев I сделал запрос всем епископам и главным архимандритам империи: следует ли стоять на решениях Халкидонского собора и не возможно ли соглашение с монофизитами (460 г.). Огромное большинство голосов (около 1600) высказалось за православный догмат; Тимофей Элур был низложен и замещен умеренным и миролюбивым Тимофеем Салофакиалом. Между тем монофизиты стали усиливаться в Сирии, где их глава Петр Суконщик (γναφεύς) завладел патриаршим престолом, выставил как девиз истинной веры выражение "Бог был распят" (θεός εσταυρώθη) и прибавил к трисвятому гимну (Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный) слова: "распятый за нас" (ό σταυρωθείς δι ημας). Сторонником М. оказался имп. Василиск (474-76), заставивший 500 епископов подписать окружное послание (εγκύκλιον), в котором отвергался Халкидонский собор. Василиск был низложен Зеноном, который хотел восстановить церковный мир посредством компромисса между православием и М. С этой целью был им издан в 482 г. объединительный указ - генотикон (см.). Следствием этой затеи был 35-летний разрыв церковного общения с Западом и усилившиеся смуты на Востоке. В Египте после смерти обоих Тимофеев, несколько раз вытеснявших друг друга с патриаршего престола, такие же отношения установились между умеренным монофизитом Петром Монгом и православным Иоанном Талайя, и, сверх того, явилась партия крайних монофизитов, отказавшихся принять генотикон Зенона и отделившихся от своего иерархического главы, Петра Монга, вследствие чего они прозывались акефалами (безглавыми). В Сирии после смерти Петра Суконщика (488 г.) вождем М. выступили иерапольский епископ Филоксен, или Ксенайя, который терроризировал население преданными ему шайками фанатических монахов (между прочим, православный антиохийский патриарх был замучен до смерти в своем кафедральном храме), а затем Север, патриарх Антиохийский (с 513 г.), самый значительный ум среди М. вообще. Между тем в самом Константинополе происходили постоянные смуты вследствие того, что императорский генотикон не удовлетворял ни православных, ни монофизитов; при имп. Анастасии дело дошло до открытого восстания народа в защиту патриарха Македония, которого император принуждал к соглашению с ересью. Ввиду всего этого византийское правительство решило переменить политику и возвратиться к признанию халкидонского догмата и к примирению с его главным поборником. Переговоры с Папою Ормиздой, начатые при имп. Анастасии, успешно закончились при его преемнике Юстине I в 519 г. Давнишнее требование Рима исключить из поминальника константинопольской церкви имя патриарха Акакия, впервые утвердившего генотикон, было наконец исполнено, непреложный авторитет Халкидонского собора торжественно восстановлен, и монофизитские иерархи на Востоке с Севером во главе объявлены низложенными. Они нашли убежище в Египте, где М. скоро распалось на две главные секты. Севериане (иначе феодосиане), более умеренные, настаивая на единой природе Христа, допускали в ней различие свойств божеских и человеческих и признавали, что плоть Христова до воскресения была, подобно нашей, тленной; противники называли их поэтому тленнопоклонниками (φθαρτολάτραι). Юлианисты (иначе гайяниты), последователи галикарнасского епископа Юлиана (также бежавшего в Египет в 519 г.), утверждали, что тело Христова нетленно с самого воплощения и что несогласные с этим явления Его земной жизни были только видимостью; поэтому противники называли их нетленнопризрачниками (αφθαρτοδοκηται), или фантазиастами. Эта секта распадалась, далее, на ктиститов , утверждавших, что тело Христово хотя и нетленно, однако создано, и актиститов , с большей последовательностью заключавших, что оно, будучи нетленно, должно быть признано и несозданным. Из дальнейших монофизитских партий ниобиты (от Стефана Ниобея) учили, что природа Христа, как безусловно единая, не имеет в себе никаких свойств или качеств, в которых выражалось бы различие божества от человечества, а тетрафеиты (четверобожники), последователи патриарха александрийского Дамиана (конец VI в.), утверждали в связи с христологическим вопросом, что общая лицам Пресв. Троицы единая божественная сущность имеет самостоятельную действительность. Об отношении имп. Юстиниана к М. см. Три главы, Юстиниан. В VII в. монофизитская идея дает новую отрасль в монофелитстве (см.). О дальнейшей внешней истории М. см. Иаковиты, Армянская церковь, Копты, Эфиопская церковь. Главный источник для первоначальной истории М. - акты соборов (изд. Mansi, тт. VII-IX). Кроме общих руководств по истории догматов (отдел о М. в классическом соч. Harnack"a испорчен крайне враждебным отношением к халкидонскому догмату), ср. Gieseler, "Commentatio qua Monophys. opin. illustrantur" (II partt., Геттинген, 1835); А. Лебедев, "Из истории вселенских соборов"; прот. А. М. Иванцов-Платонов, "Религиозные движения на Востоке в IV и V вв."; Amédée Thierry, "Nestorius et Eutychès." (русский перев. Л. И. Поливанова).

  • - христиан, учение, возникшее в Византии в V в. Основатель - константинопольский архимандрит Евтихий, который утверждал, что Христос имеет одну природу - божественную, а не две - божественную и человеческую...

    Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • - еретики, последователи Евтихия, признающие в Иисусе Христе одно Божеское естество и отвергающие в Нем человеческую природу...

    Краткий церковнославянский словарь

  • - течение в раннем христианстве, основанное на вере в то, что Христос обладал только одной природой...

    Энциклопедия Кольера

  • - сторонники религ.-политич. учения, созданного в Византии в 5 в. константинопольским архимандритом Евтихием...

    Советская историческая энциклопедия

  • - так называются сирские монофизиты, во главе которых в VI в. стоял Иаков Цанцала, прозванный Эль-Барадей...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - поддержанная адександрийским патриархом Диоскором и осужденная церковью на Халкидонском соборе...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - монофизи́тство ср....

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - монофиз"...
  • - монофиз"иты, -ов, ед. ч. -з"...

    Русский орфографический словарь

  • - монофизи́тство одно из течений в христианстве, возникшее в 5 в., признававшее наличие у христа только одной божественной природы и отвергавшее представление о христе-человеке ср. монофелитство)...
  • - Еретики V ст., признававшие в Иисусе Христе одно только Божеское естество...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Монофизитство, монофизиты" в книгах

Глава VII Император Феодосии II. Августы Пульхерия и Афинаида-Евдош. Августин о граде Божием. Ефесский собор. Монофизиты

Из книги История Византийской империи. Том 1 автора Успенский Федор Иванович

Несториане и монофизиты. V век

Из книги Мистические ордена автора Андреев Александр Радьевич

Несториане и монофизиты. V век В 428 году византийский император Феодосий II избрал константинопольским патриархом Нестория. Выходец из Германии, Несторий несколько лет провел в монастыре недалеко от Антиохии. Там он принял священнический сан и выдвинулся как теоретик

Глава VII Император Феодосий II. Августы Пульхерия и Афинаида-Евдокия. Августин о граде божием. Ефесский собор. Монофизиты

Из книги История Византийской империи. Становление автора Успенский Федор Иванович

Глава VII Император Феодосий II. Августы Пульхерия и Афинаида-Евдокия. Августин о граде божием. Ефесский собор. Монофизиты После падения Западной империи носителем императорского титула оставался малолетний Феодосий II, стоявший во главе Византийской империи почти всю

Монофизитство

автора

Монофизитство востока после Халкидона

Из книги Вселенские Соборы автора Карташев Антон Владимирович

Монофизитство востока после Халкидона Суждения Халкидонского собора были обставлены гарантиями свободы мнения; даны были сроки для споров и размышлений. Хотя руководство светской власти было твердое, но когда возникло сомнение насчет некоторых выражений послания папы

Монофизитство

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Монофизитство Когда разгорелась новая дискуссия, Диоскор использовал объединенную мощь Рима, Константинополя и Антиохии для поддержки константинопольского монаха Евтихия, который разрабатывал антинесторианские взгляды Кирилла и учил, что Христос после воплощения

Монофизитство

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

ХАЛКИДОНИТЫ И МОНОФИЗИТЫ ПОСЛЕ ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА

Из книги Пасхальная тайна: статьи по богословию автора Мейендорф Иоанн Феофилович

ХАЛКИДОНИТЫ И МОНОФИЗИТЫ ПОСЛЕ ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА Обстоятельства великого раскола в Восточной церкви, связанного с Халкидонским собором, как правило, известны лучше, чем всевозможные усилия, которые впоследствии предпринимали византийские императоры и Византийская

3. Монофизиты в долине Нила

автора Беляев Леонид Андреевич

Глава 1. Последствия Эфесского и Халкидонского соборов (Дифизиты и монофизиты. Севир Антиохийский)

Из книги Введение в святоотеческое богословие автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Глава 1. Последствия Эфесского и Халкидонского соборов (Дифизиты и монофизиты. Севир Антиохийский) Знаменитое вероопределение, выработанное Халкидонским собором, оказалось несмотря на его сбалансированность неполным и на поверку никого не удовлетворило вполне, создав

3. Монофизиты в долине Нила

Из книги Христианские древности: Введение в сравнительное изучение автора Беляев Леонид Андреевич

3. Монофизиты в долине Нила «Ступени с поверхности вели в крипту. Я заглянул сквозь щель у порога закрытой двери. Вдоль стены, отделявшей часть крипты от прохода под апсидой, виднелись останки, покрытые толстенным слоем песка. Следовательно, они непотревожены! Позвали

1. Монофизиты

Из книги Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы автора Мейендорф Иоанн Феофилович

1. Монофизиты Хотя в большинстве своем монофизиты были готовы анафематствовать Евтихия за преданность идее о том, что человечность Христа была «смешана» с Его Божественностью, они стойко держались богословия и терминологии Кирилла Александрийского. Точно так, как

Монофизиты

Из книги 50 знаменитых сект автора Карнацевич Владислав Леонидович

Монофизиты Сторонники христианского учения, возникшего в Византии в V веке как реакция на несторианство, они утверждали, что у Христа одна природа, в которой божественное начало поглощает человеческое. Осуждены на Халкидонском соборе в 451 г.Споры между церковными

Монофизитство.

Из книги Жизнь и учение Льва Великого автора

Монофизитство. Для борьбы с «несторианами» - антиохийцам надо было создать свое, «православное» учение. Это учение, выдававшее себя за подлинное учение св. Кирилла, настаивало на том, что две природы - Божеская и человеческая - существовали лишь д о их соединения во

Монофизитство, или Евтихианство

Из книги Справочник по ересям, сектам и расколам автора Булгаков Сергей Васильевич

Монофизитство, или Евтихианство Монофизитство обязано своим происхождением Евтихию, архимандриту Константинопольскому, который, в противоположность несторианскому разделению в Лице Иисуса Христа Божества и человечества, учил, что человеческое естество в Иисусе

Ересь монофелитов составляет продолжение или даже видоизменение ереси

монофизитов. Она вышла из стремления византийского правительства во что бы то ни

стало присоединить монофизитов к Православной Церкви. Император Ираклий (611-641

гг.), один из лучших государей Византийской империи хорошо понимал, какое зло

для государства приносит с собой разделениe религиозное, и потому, подобно своим

предшественникам, принял на себя задачу уничтожить религиозное разделение.

В 20-х годах VII столетия Ираклий, во время похода на персов, виделся о

монофизитскими епископами, - между прочим, Афанасием, патриархом сирских

монофизитов, и Kиром, епископом Фазиса (в Колхиде), - и входил с ними в

рассуждения по поводу спорного вопроса о двух естествах в Иисусе Христе.

Монофизитские епископы подали императору мысль, что монофизиты, может быть,

согласятся присоединиться к православной Церкви, если последняя признает, что в

Иисусе Христе одно действование, или, что тоже, одно обнаружение воли, одна

Вопрос об одной или двух волях в Иисусе Христе не был еще раскрыт Церковью. Но,

признавая в Иисусе Христе два естества, очевидно, Церковь признавала вместе с

тем и две воли, так как два самостоятельные естества - Божеское и человеческое -

должны иметь каждое и самостоятельные дейст-вования, т.е. в Нем при двух

естествах должны быть две воли. Противо-положная же мысль - признание при двух

естествах одной воли - есть сама в себе протии-воречие: отдельное и

самостоятельное естество немыслимо без отдельной и самостоятельной воли. Должно

быть что-нибудь одно: или в Иисусе Христе одно естество и одна воля, или два

естества и две воли.

Монофизиты, предлагавшие учение о единой воле, развивали только дальше свое

еретическое учение; православные же, если бы приняли это учение, впали бы в

противоречие сами с собой, признав правильным учение монофизитское.

У императора Ираклия была одна цель - присоединить монофизитов; поэтому, не

обращая внимания на сущность предлагаемого учения, он горячо взялся за дело

присоединения монофизитов на основании его. По его совету, Кир, епископ Фазиса,

обратился с вопросом относительно учения о единой воле к Сергию, патриарху

Константинопольскому. Сергий отвечал уклон-чиво, высказывая, что на Соборах не

было решения этого вопроса, но что некоторые из отцов допускали единое

животворящее действие во Христе, Боге истинном; впрочем, прибавлял Сергий, если

будет найдено у других отцов другое учение, утверждающее две воли и два

действования, то следует согласиться на последнее.

Очевидно, все-таки было, что ответ Сергия благоприятствовал учению о единоволии.

монофизита Афанасия, соглашавшегося на унию, и в том же году, когда патриаршая

кафедра в Александрии была праздной, сделал патриархом Александрийским Кира,

епископа Фазиса. Киру поручено было войти в сношение с александрийскими

монофизитами относительно соединения с православною Церковью на основании учения

о единоволии. После некоторых переговоров о монофизитами, ocобенно умеренными,

Кир издал (633 г.) девять согласительных членов, из которых в одном (7-м)

высказывалось учение о едином богомужном действовании во Христе или о единой

Умеренные монофизиты признали эти члены и вступили в общение с Киром; строгие же

отказались. В это время в Александрии находился один монах из Дамаска, Софроний,

любимый ученик известного Александрийского патриарха Иоанна Милостивого. Когда

монофелитская ересь выступила открыто, Софроний первый выступил на защиту

православия. Он ясно и отчетливо доказывал Киру, что учение о единоволии, в

сущности есть монофизитство. Представления его не имели успеха, равно как не

имели успеха такие же его представления в Константинополе патриарху Сергию,

принявшему девять членов Кира.

В 634 г. Софроний был поставлен патриархом Иерусалимским и еще с большей

ревностью защищал православие. Он созвал в Иерусалиме собор, на котором осудил

монофелитство, а в послании к другим патриархам изложил основания православного

учения о двух волях во Христе. Хотя в 637 г. Иерусалим был завоеван

аравитянами-мусульманами и иерусалимский патриах был оторван от общецерковной

жизни, но его послание производило большое впечатление на православных империи.

Между тем, Сергий Константинопольский писал к папе Гонорию по поводу учения о

единоволии, и Гонорий со своей стороны, также признал это учение православным,

хотя и советовал избегать рассуждений о нем, как бесполезных словопрений. Споры

всё-таки возникли. Ираклий, желая положить конец им, в 638 г. издал так

называемое изложение веры (?????), в котором, излагая православное учение о

двух естествах в Иисусе Христе, запрещал говорить о Его волях, хотя и прибавлял,

что православная вера требует признания одной воли.

Преемник Сергия Константинопольского Пирр принял и подписал экфесис. Но

преемники папы Гонория встретили его неблагосклонно. В то же время жарким

защитником православия выступил константинопольский монах Максим Исповедник,

один из глубокомысленнейших богословов. Из Александрии, где он был еще в то

время, как Кир издал свои девять членов и вместе с Софронием восставал против

них, Максим переселился в северо-африканскую церковь и отсюда писал горячие

послания на восток в защиту православия. Здесь же он имел диспут (645 г.) с

низложенным патриархом Константинопольским Пирром, переселившимся также в

Африку, и убедил его отказаться от единоволия. По влиянию Максима, в Африке

состоялся собор (646 г.), на котором монофелитство было осуждено. Из Африки

Максим вместе с Пирром перешли в Рим и здесь с успехом действовали в пользу

православия. Папа Феодор отлучил от церковного общения нового патриарха

Константинопольского Павла, принявшего экфесис.

После Ираклия на императорский престол вступил Констанс Второй (642-668 гг.).

Церковное разделение с Африкой и Римом было слишком опасно для государства,

особенно ввиду того, что мусульмане, завоевавшие уже Египет (640 г.), сильнее

теснили империю. Констанс решился уничтожить ненавистный экфесис. В 648 г. он

издал Образец веры (????), в котором, заставляя всех веровать согласно с

бывшими пятью Вселенскими Соборами, запрещал говорить как об одной, так и о двух

волях. Православные справедливо видели в этом типосе покровительство

монофелитству, так как, с одной стороны, эта ересь не осуждалась, а с другой,

запрещалось учить о двух волях в Иисусе Христе. Поэтому они продолжали борьбу.

Папа Мартин I (с 649 г.) собрал в Риме большой собор (649 г.), на котором осудил

монофелитство, всех защитников его, а также экфесис и типос, и акты собора

отправил в Константинополь к императору с требованием восстановить православие.

Констанс счел такой поступок за возмущение и поступил с Мартином слишком

жестоко. Он поручил экзарху равеннскому привезти его в Константинополь. В 653 г.

Мартина схватили в церкви и после продолжительного путешествия, во время

которого он вытерпел много стеснений, привезли в Константинополь. Вместе с

Мартином захватили в Риме и привезли в Константинополь и Максима Исповедника.

Здесь папу ложно обвинили в политических преступлениях и сослали в Херсонес (654

г.), где он умер от голода (655 г.).

Участь Максима была печальнее. Разного рода пытками заставляли его отказаться от

своих сочинений и признать типос. Максим оставался непоколебим. Наконец,

император приказдал вырезать ему язык и отрубить руку. Изуродованного таким

г.). После таких жестокостей православные замолкли на некоторое время. Восточные

епископы были принуждены принять типос, западные не возражали.

Наконец, император Константин Пагонат (668-685 гг.), при кото-ром снова началась

борьба православных с монофелитами, решил поддер-жать православие. В 678 г. он

низложил патриарха Константинопольского Феодора, явного монофелита, а на его

место поставил пресвитера Георгия, сторонника православного учения о волях.

Затем император в 680 г. собрал в Константинополе Шестой Вселенский Собор,

называемый Трулльским .1

Папа Агафон прислал на Собор своих легатов и послание, в котором, на основании

послания Льва Великого, раскрывалось православное учение о двух волях в Иисусе

Христе. Всех епископов на Соборе было около 170 человек. Были тут патриархи

Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский; император также присутствовал на

Соборе. Всех заседаний Собора было 18. На защиту монофелитства в первых же

заседаниях выступил патриарх Антиохийский Макарий, самый ревностный из

монофелитов; ему возражали папские легаты, доказывая, что на основании древних

отцов, необходимо признать в Иисусе Христе две воли. С легатами согласились

патриарх Константинопольский Георгий и другие восточные епископы. Но Макарий,

несмотря на все убеждения, не хотел отказаться от ереси, потому был осужден

Собором и низложен, а императором выслан из Константинополя. Некоторые монахи,

из которых многие присутствовали на Соборе, также не соглашались принять две

воли. В 15-м заседании один из них, до фанатизма преданный ереси, Полихроний

предложил даже доказать истинность монофелитского учения чудом; он вызвался

воскресить умершего. Опыт был дозволен и, разумеется, Полихроний не воскресил

умершего. Собор осудил Полихрония как еретика и возмутителя народа.

В заключение всего Собор таким образом определил православное учение о двух

волях в Иисусе Христе: "исповедуем две естественные воли или хотения в Нем (т.е.

Иисусе Христе) и два естественные действия, неразлучно, неизменно, нераздельно,

неслиянно; два же естественные хотения - не противные, - да не будет, как

нечестивые еретики проповедовали, - но Его человеческое хотение, не

противостоящее или противоборствующее, а последующее, подчиняющееся Его

Божественному и Всемогущему хотению".

Вместе с тем, запретив проповедовать иначе учение веры и составлять новый

Символ, Собор наложил анафему на всех монофелитов, между прочим, на Сергия,

Кира, Пирра, Павла, Феодора и папу Гонория. Заседания Собора окончились уже в

На Пято-шестом Трулльском соборе 692 г., дополнившем определения V и VI

Вселенских Соборов составлением 102 правил по разным вопросам церковной

дисциплины и являющемся как бы продолжением VI Собора, догматическое определение

последнего о двух волях в Иисусе Христе было подтверждено снова.

После соборных определений монофелитство на Востоке пало. В начале VIII века

император Филлипик Вардан (711-713 гг.) восстановил было эту ересь в империи, в

видах утверждения себя на престоле при помощи партии монофелитов, но с

низвержением Филлипика низвержена была и ересь. Только в Сирии осталась

небольшая партия монофелитов. Здесь в конце VII в. монофелиты сосредоточились в

Ливане, в монастыре и около монастыря аввы Марона (VI в.) выбрали себе

патриарха, который назывался также Мароном, и образовали самостоятельное

еретическое общество, под именем маронитов. Марониты существуют и до настоящего



Loading...Loading...