Наклоны головы методические указания. Методика проведения общеразвивающих упражнений различными способами Методические рекомендации. Сгибания рук на верхних ручках кроссовера

Зарядка должна проводиться в хорошо проветренной комнате, а если позволяют условия - на свежем воздухе. Выполнять упражнения следует в легкой, не стесняющей движения одежде. После зарядки рекомендуются водные процедуры - влажное обтирание, обмывание, прием душа, летом - купание. При выполнении зарядки необходимо следить за самочувствием и правильным дыханием во время упражнения. Лицам пожилого возраста, а также лицам, с какими-либо нарушениями в состоянии здоровья перед тем как начать занятия зарядкой следует посоветоваться с врачом и проводить занятия под его контролем. Для регулирования нагрузки при занятиях зарядкой важен самоконтроль - наблюдение за физическим состоянием (подсчет пульса, периодическое взвешивание). Каждый организм характеризуется комплексом специфических, присущих только ему свойств. На земле не существует двух одинаковых организмов, более того, в одном многоклеточном организме нет двух одинаковых клеток - каждая клетка уникальна и отличается от других. Поэтому, наряду с общими принципами построения комплекса утренней гимнастики, при его разработке необходимо учитывать и индивидуальные особенности организма. При разработке комплекса утренней гимнастики необходимо учитывать следующие наиболее важные факторы: состояние здоровья организма, общую физическую подготовленность организма, индивидуальные биологические ритмы организма

Я предлагаю комплекс упражнений максимально приближенный к универсальному.

Описание упражнения

Дозировка

Методические указания

Наклон головы вверх/вниз

И.п - стойка ноги врозь, руки на пояс 1 - наклон головы вверх 2 - и.п 3 - наклон головы вниз 4 - и.п

Выполняем 5 раз

Плечи отведены назад

Поворот головы влево/вправо

И.п - стойка ноги врозь, руки на пояс 1 - поворот головы вправо 2 - и.п 3 - поворот головы влево 4 - и.п

Выполняем 5-6 раз

Поднимание/опускание плеча

И.п - стойка ноги врозь, руки на пояс 1 – поднятие правого плеча 2 - и.п 3 – поднятие левого плеча 4 - и.п

Выполняем 5 раз

Выполняем медленно, под счет,спину держим ровно, плечи отведены назад

Вращение локтевого сустава

И.п - стойка ноги врозь, руки разведены 1 – 8 – вращение локтевого сустава к себе И.п 1-8 – вращение локтевого сустава от себя

Выполняем 2 раза

Выполняем медленно, под счет,спину держим ровно

Вращение кистей

И.п - стойка ноги врозь, руки разведены 1 – 8 – вращение кистей вперёд И.п 1-8 – вращение кистей назад

Выполняем 2 раза

Выполняем медленно, под счет,спину держим ровно

Вращение всей свободной верхней конечности

И.п - стойка ноги врозь, руки разведены 1 – 8 – вращение всей свободной верхней конечности вперёд И.п 1-8 – вращение всей свободной верхней конечности назад

Выполняем 2 раза

Выполняем медленно, под счет,спину держим ровно

Наклоны туловища влево/вправо

И.п - стойка ноги врозь, руки на пояс 1 – наклон туловища вправо 2 - и.п 3 – наклон туловища влево 4 - и.п

Выполняем 5 раз

Выполняем медленно, под счет,спину держим ровно

Наклоны туловища вперёд/назад

И.п - стойка ноги врозь, руки на пояс 1 – наклон туловища вперед 2 - и.п 3 – наклон туловища назад 4 - и.п

Выполняем 5 раз

Выполняем медленно, под счет,спину держим ровно

Повороты туловища влево/вправо

И.п - стойка ноги врозь, руки на пояс 1 – поворот туловища вправо 2 - и.п 3 - поворот туловища влево 4 - и.п

Выполняем 5 раз

Выполняем медленно, под счет,спину держим ровно

Приседания

И.п - стойка ноги врозь, руки на пояс

Выполняем 20 раз

Выполняем медленно, под счет,спину держим ровно

Вращение стопой

И.п - стойка ноги врозь, руки на пояс 1-8 - вращение правой стопой и.п 1-8 - вращение левой стопой и.п

Выполняем 2 раза

Выполняем медленно, под счет,спину держим ровно

Восстанавливание дыхания

И.п - стойка ноги врозь, руки на пояс 1 – глубокий вдох, руки поднимаем вверх 2 – выдох, руки опускаем вниз 3 – глубокий вдох, руки поднимаем вверх 4 – выдох, руки опускаем вниз

Выполняем 5 раз

Выполняем медленно, под счет,спину держим ровно

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет физической культуры

Кафедра теории физической культуры

Е.Г. Григорьева

Методика проведения

общеразвивающих упражнений

различными способами

Сургут, 2000

Характеристика и методика обучения и проведения комплекса ОРУ:

1. Раздельным способом 5

    используя прием показа 6

    используя прием рассказа 6

    приемом показа с одновременным

рассказом 7

    приемом по разделениям 9

2. В движении 10

3. Поточным способом 12

Приложение № 1 17

Приложение № 2 15

Приложение № 3 18

Литература 19

В государственных программах по гимнастике значительное место отводится привитию студентам профессионально-педагогических умений и навыков проведения ОРУ на уроке гимнастики. Одним из сложных моментов при подготовке урока в школе является составление комплекса ОРУ. Прежде всего комплексы должны составляться с учетом задач урока, возраста учащихся, части урока для которой они предназначаются. Так, например, комплекс ОРУ для подготовительной части урока в первую очередь должен решать задачи общеукрепляющего воздействия, охватывающего все основные мышечные группы, задачи разминки и подготовки организма к основной части урока, задачи воспитания правильной осанки и овладения школой движения.

ОРУ, используемые в основной части могут быть направлены на решение задач развития физических качеств (силы, гибкости). При этом могут быть использованы либо отдельные упражнения, избирательно воздействующие на развитие конкретных качеств и мышечных групп (например, силу мышц брюшного пресса), либо серия упражнений, оказывающих комплексное воздействие на организм.

Совсем другие задачи могут решаться комплексом утренней гимнастики и физкульт. минуток, комплексом для показательных выступлений и физкультурных праздников. Рассмотрим более подробно методику подбора упражнений для комплекса ОРУ в подготовительной части урока по гимнастике. Комплекс ОРУ составляется по анатомическому признаку и включает 6-12 упражнений для различных мышечных групп и систем организма:

1 – мышц рук и плечевого пояса;

2 - шеи и туловища;

3 – ног;

4 – общего воздействия.

Определяя очередность упражнений в комплексе рекомендуется соблюдать следующие правила:

    Сначала должно быть упражнение на ощущение правильной осанки (особенно это важно для детей и подростков;

    Затем простые упражнения, в которых заняты большие группы мышц (ходьба на месте с высоким подниманием ног, приседания с наклоном вперед и движением рук, выпады и др.). Эти упражнения общего воздействия активизируют деятельность всех органов и систем организма;

    В комплексе должны быть упражнения с преимущественной работой различных групп мышц (рук и плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног). При этом в работу должны включаться последовательно различные части тела. Таких упражнений в комплексе может быть одна серия или несколько в зависимости от класса и задач;

    В комплекс включают 2-3 наиболее сложных упражнения для всех частей тела;

    Комплекс завершается упражнениями преимущественно направленными на улучшение деятельности ССС. Обычно это различные варианты прыжков и бега на месте с согласованными движениями рук и ног с обязательным переходом на ходьбу на месте, упражнениями на дыхание и ощущение правильной осанки.

Комплекс ОРУ проводится в разомкнутом строю, колоннах и кругу. Существует три основных способа проведения комплекса ОРУ: раздельный, поточный и проходной.

Раздельный способ

Его сущность заключается в том, что между упражнениями существует пауза, в течение которой преподаватель объясняет очередное упражнение или дает указания по качеству выполнения отдельных действий. Это наиболее доступный способ проведения ОРУ с учащимися младших классов, а также для освоения упражнений комплекса для проведения поточным способом и ритмической гимнастики, и представляющий в связи с этим наибольшие возможности для обучения и достижения высокого качества выполнения каждого упражнения. Объяснение упражнений может осуществляться различными способами информирования: только показом, только рассказом, сочетанием одновременного показа и рассказа, по разделениям.

Обучение ОРУ, используя прием показа

Упражнения показывают “зеркально”, стоя лицом к учащимся (“Посмотрите следующее упражнение: исходное положение – стойка ноги врозь, руки на пояс”). Показ осуществляется двумя четверками. Затем подается команда “Исходное положение – ПРИНЯТЬ!”. Если все приняли правильное положение, то далее следует команда “Упражнение начи-НАЙ!”. Преподаватель:

    выполняет две четверки с одновременным “зеркальным” показом и подсчетом;

    две четверки сопровождает выполняемое упражнение только с подсчетом и выявлением ошибок;

    четыре четверки дает указания по исправлению допущенных ошибок и для окончания упражнения восьмой четверки подается команда “И – раз, два, три, СТОЙ!”. Для окончания выполнения прыжков и бега на месте подается команда:

Раз, на месте, шагом, МАРШ!”

Этот способ наиболее доступен учащимся младших классов, когда не знают специальной терминологии и не умеют правильно принимать исходное положение.

Обучение ОРУ, используя прием рассказа

Преподаватель указывает исходное положение и рассказывает, что нужно сделать на каждый счет. Например:

Исходное положение – стойка ноги врозь, руки на пояс

раз” – стойка на носках, руки вверх;

два” – исходное положение;

три” – стойка на носках, руки вверх;

четыре” – исходное положение.

Затем подается команда “Исходное положение – ПРИНЯТЬ!”. Проверяет исполнение и подает следующую команду “Упражнение начи-НАЙ!”. Этот способ с большой эффективностью можно использовать в средних и старших классах, когда у учащихся уже есть знания терминологии, что позволяет им по рассказу учителя мысленно воспроизводить упражнение.

Несмотря на ряд положительных сторон, этот способ имеет и недостатки, к основным из которых можно отнести низкую плотность занятий из-за большого количества пауз между упражнениями. Поэтому, если комплекс предварительно разучен или задачей урока является разминка, то наиболее эффективно использование других способов ОРУ.

Обучение ОРУ приемом показа

с одновременным рассказом

Наиболее сложным представляется обучение проведению упражнения способом показа с одновременным рассказом и которая состоит из трех этапов. Методика обучения:

I этап – начальный. Задачи этапа:

    создать предварительное представление о проведении упражнений (проводит преподаватель);

    научить вести подсчет (на четыре счета) в различном темпе, с различной интонацией и силой голоса;

    научить подавать команды для начала упражнения (“Упражнение начи-НАЙ!”), ведение ритмичного подсчета и остановки упражнения (вместо четвертого счета дать команду “СТОЙ!”);

    то же при выполнении упражнений в левую (в правую) сторону (“Упражнение влево начи-НАЙ!”); с левой (правой) ноги (“Упражнение с левой начи-НАЙ!”; “Упражнение с левой руки начи-НАЙ!”);

    научить на фоне ритмического подсчета проговаривать слова, указывающие на качество выполнения упражнения: например,

1, 2, 3, 4

1, 2, 3, 4

1, 2, 3, 4

глубже присед 3, 4

руки прямые 3, 4

1, 2, смотреть прямо

II этап – формирование умений и навыков проведения упражнений поэтапно (раздельно) на заданном примере. Задачи этапа:

    записать упражнение по терминологии:

например: I . И.П. – О.С., руки на пояс

1 – присед, руки вперед;

2 – И.П.;

3 – наклон назад, руки вверх;

4 – И.П.

    научить словесному объяснению содержания заданного упражнения

(“исходное положение – основная стойка, руки на пояс;

раз” – присед, руки вперед;

два” – исходное положение;

три” – наклон назад, руки вверх;

четыре” – исходное положение”);

    научить выполнять практическое действие в следующей последовательности:

    объяснение упражнения с одновременным показом;

    подача команды для принятия исходного положения;

    подача команды для начала упражнения;

    выполнение упражнения вместе с группой (две четверки);

    осуществление ритмического подсчета без выполнения упражнения (последующие шесть четверок);

    команда для завершения упражнения.

    прослушать и записать указания преподавателя, направленные на качественное выполнение упражнения:

глубже присед 3, 4

1, 2, руки прямые

энергичнее наклонитесь назад 4

    самостоятельно провести упражнение по схеме 2 – 2 – 4 на самом себе, в парах, учебных отделениях. Это означает:

    две четверки – выполнить упражнение с одновременным его “зеркальным” показом и подсчетом;

    две четверки – сопроводить выполняемое упражнение только подсчетом и выявить допускаемые ошибки;

    четыре четверки – дать указание по исправлению допущенных в упражнении ошибок;

    дать команду для завершения упражнения.

    оценить выполняемые действия практиканта.

III этап – самостоятельное составление упражнения (на четыре счета) и его проведение на самом себе, в парах, на отделении и на группе. Задачи этапа:

    составить и записать с графическим изображением упражнение;

    запомнить и проговорить составленное упражнение;

    записать указания, направленные на устранение возможных ошибок;

    провести упражнение по схеме 2 – 2 – 4 на оценку преподавателя.

Обучение ОРУ приемом по разделениям

Преподаватель подает команду “Исходное положение - ПРИНЯТЬ!” (показывает или называет его), вместе выполняет движения на каждый счет. Например:

    Упор присев – ДЕЛАЙ РАЗ!”, проверяет и требует пра-10

    вильное исполнение;

    Упор лежа – ДЕЛАЙ ДВА!”;

    Согнуть руки – ДЕЛАЙ ТРИ!” и т.д.

После выполнения всего упражнения по частям с поправками и уточнениями подается команда: “В целом упражнение начи-НАЙ!”.

Применение данного способа позволяет сразу исправить ошибки и повышает плотность занятия, т.к. учащиеся не просто смотрят или слушают преподавателя, а сразу вместе с ним начинают выполнять упражнения. Этот способ наиболее эффективен в младших классах, а также при освоении новых упражнений, рассчитанных на 4-8 счета. При таком способе обучения поддерживается высокая моторная плотность.

Обучение ОРУ в движении

Этот способ отличается тем, что упражнения выполняются без остановки в движении на одной из сторон зала, по диагонали и т.д. В первом случае упражнения выполняются в колонне по одному во время движения в обход или по кругу (в основном на уроках спортивных

игр и легкой атлетики). При проведении упражнений этим способом следует набрать необходимую дистанцию.

Создавать представление об упражнениях в этом случае можно показом, рассказом или сочетанием показа с рассказом. Показывая упражнение преподаватель должен двигаться навстречу группе так, чтобы его видели все занимающиеся. Команда для принятия исходного положения должна подаваться точно и кратко, например: “Руки за голову - СТАВЬ!”. Команда для начала выполнения упражнения что и в раздельном способе (“Упражнение начи-НАЙ!”). Команда для прекращения выполнения упражнения подается под левую ногу в последней четверке (“Раз, два, закончить упражнение. Руки вниз – СТАВЬ! Обычным шагом – МАРШ!”). При проведении упражнения в движении преподаватель должен уметь оказывать помощь занимающимся подсчетом, подсказом, зеркальным показом. Применение подсчета помогает занимающимся усвоить предлагаемый темп и ритм выполнения упражнения. В зеркальном показе преподаватель демонстрирует образцовое выполнение упражнения. Подсказом - напоминает последовательность двигательных действий и указывает отдельным занимающимся на допущенные ошибки. Разновидностью проведения ОРУ в движении является проходной способ. В этом случае идет перемещение учащихся через центр зала в колонну по три, по диагонали и т.д. (см. приложение № 3). Следует знать следующие требования :

    Комплекс выполняется по заранее отработанному конкретного взятому перестроению (в колонну по два, по три и т.д. с последующим поворотом в движении);

    Упражнение выполняется в чередовании с ходьбой (на счет 1-4 – три шага вперед, 5-8 – выполнение упражнения);

    Каждая последующая двойка, тройка, четверка вступает на 5, 9 счет (если много учащихся, то на 5 счет и сначала упражнение, потом движение вперед);

    Комплекс заканчивается прыжками и обязательным перестроением.

Комплекс выполняется при поочередном передвижении шеренг в две, четыре, шесть человек и более в каждой. Например, учащиеся размещены в колонну по два за одной линией в верхней или нижней части зала с необходимым интервалом. На счет 1-3 – начиная с левой три шага вперед;

4 – приставить правую;

5 - присед, руки вперед;

6 – исходное положение;

7 – присед, руки в стороны;

8 – исходное положение.

Учитель, продвигаясь вперед спиной или боком к классу, показывает это упражнение и по его команде занимающиеся в 1-ой шеренге начинают выполнять его. Во время выполнения 1-ой шеренгой в первый раз 2-ая шеренга занимает И.П. с начала выполнения упражнения 1-ой шеренгой во второй раз заступает 2-ая шеренга и т.д.

Таким образом каждая шеренга повторяет упражнение до тех пор, пока не пройдет весь обозначенный участок зала. После этого выполняется поворот в движении налево (направо) или противоходом налево (направо), в обход в колонну по одному и учащиеся бегом возвращаются в И.П. Следующим проходом они выполняют новое упражнение.

Команда для начала комплекса первой шеренге: “Упражнение начи-НАЙ!”. После выполнения комплекса первой шеренгой подается команда: “Направляющий на месте!” и идет маршировка группы на месте до окончания выполнения комплекса последней шеренгой и следует команда: “Стой, раз, два. Напра – ВО!”, “Налево в обход в колонну по одному шагом МАРШ!” или можно дать команду для обратного перестроения разведением и слиянием (см. приложения № 3).

Такой способ позволяет включать в занятия не только типичные ОРУ, но и различные танцевальные движения и прыжки с продвижением, а также простые акробатические упражнения (равновесие, кувырки, перевороты). Он очень эмоционален, т.к. проводится под музыкальное сопровождение, требует от учителя умения хорошо владеть классом, соблюдения строгого порядка и дисциплины. Поэтому, прежде чем проводить ОРУ этим способом, учащиеся должны владеть на высоком уровне раздельным способом.

Поточный способ

Этот способ предусматривает непрерывность выполнения комплекса упражнений, т.е. без пауз и остановок, что значительно повышает плотность занятий, активизирует деятельность ЦНС и внимание учащихся, что требует соответствующей подготовки. Поэтому поточный способ рекомендуется учащимся более старшего возраста (VIII – XI классы). При данном способе проведения ОРУ к комплексу предъявляются определенные требования:

    Упражнения должны быть знакомы учащимся или предварительно разучены раздельным способом;

    Переходы от одного упражнения к другому должны быть просты и удобны;

    Комплекс составляется по анатомическому признаку

    Для рук и плечевого пояса;

    Для мышц шеи и туловища;

    Для ног;

    Для общего воздействия;

ОРУ поточным способом проводится двумя приемами: по показу и по рассказу.

Первое упражнение начинается после показа и команды “Упражнение начи-НАЙ!”. Показ осуществляется со счетом двух “четверок” или счетом до восьми. Для перехода к следующему упражнению подается команда “Последний, два, три, можно!”, если по “восьмеркам”, то “Последний, шесть, семь, МОЖНО!”. Если это повороты, то команда “Последний, шесть, влево (вправо), МОЖНО!”, если это наклоны, то команда “Последний, шесть, к левой (правой), МОЖНО!”.

Предварительная – “последний”, исполнительная – “можно”. Например,

Схема проведения ОРУ по показу.

Выполнение

Выполнение 1упр

Выполнение 1упр

Посмотрите 5

Следующее 6

Упра 7

жнение 8

Новое упражнение

Новое упражнение

Выполнение 1 упр

Последний 5

можно! 8

Очередное упражнение следует показывать в ритме выполняемого. При этом каждое информационное слово должно соответствовать счету. Например, при счете 1, 2, 3, 4

Затем идет показ.

Схема проведения ОРУ по рассказу.

Выполнение

Выполнение

Следующее 1

Упражнение 2

Движения 3

Руками 4

Вперед 5

В стороны 6

Вверх 7

Исходное 8

1, 2, 3, 4

5, 6, 7, 8

И 1, 2, 3, 4

Последний 5

можно! 8

Обучение проведению упражнений поточным способом слагается из 3 этапов:

I этап – начальный.

Задачи этапа:

    Создать предварительное представление о выполнении 2-3 упражнений (проводит преподаватель).

    Научить составлять ритмичную фразу о содержании очередного упражнения. Например,

Счет

Название упр-я

Следующее

Упражнение

Наклоны

Назад

    Научить на фоне ритмичного подсчета проговаривать содержание следующего упражнения. Например,

Счет

Название упр-я

Следующее

Упражнение

Наклоны

Назад

    То же, но с подсчетом и подачей команды для выполнения очередного упражнения. Например,

Счет

Название команды

Последний

Два

Назад

Можно

    Самостоятельно провести упражнение, предложенное преподавателем по схеме – 8-8-8-8, означает:

    8 счетов – занимающийся выполняет заданное упражнение;

    8 счетов – объясняет очередное упражнение на фоне выполняемого;

    8 счетов – занимающиеся продолжают выполнять упражнения;

    8 счетов – подается команда (на 2 четверку) для перехода к следующему упражнению.

II этап – формирование умений и навыков проведения упражнений на строго обусловленном (заданном) примере. Задачи этапа:

    Научить проводить (на самом себе) 2 предварительно записанных упражнения. Например,

1 упражнение

2 упражнение

И.П. – О.С.

И.П. – узкая стойка

1 – руки за голову

1 – присед, руки в стороны

2 – И.П.

2 – И.П.

3, 4 – то же

3, 4 – то же

    Научить “зеркально” выполнять упражнения, при этом акцентировать внимание занимающихся на своих действиях (например, “Посмотрите как я выполняю”)

    Научить оказывать помощь занимающимся подсказом. Например,

Счет

Указания

Руки

Точно

В стороны

Четыре

Не

Наклонять

Туловище

Вперед

Не

Наклонять

Голову

Четыре

    Преподавателю оценивать:

    Умение оказывать помощь занимающимся “зеркальным” показом, подсказом;

    Проведение упражнения в целом.

III этап – самостоятельное составление упражнений (не менее трех) и их проведение на самом себе, в парах, на отделении и на группе.

Задачи этапа:

    Составить и записать упражнение по терминологии

    Запомнить и проговорить составленные упражнения

    Записать к каждому упражнению указания, направленные на устранение возможных ошибок

    Выполнить упражнение по схеме 8-8-8-8 на оценку

    Комплекс заканчивать прыжками с переходом на ходьбу

Приложения.

Приложение 1.

Примерный комплекс ОРУ (раздельный способ)

И.П

Графическое изображение

Дози-ровка

Организационно-методические приемы

И.П. – О.С.

1 – руки вперед

2 – руки вверх

3 – руки в стороны

4 – исходное положение

4 раза

И.П. – принять!

Упражнение начи-НАЙ!

Руки прямые

Смотреть прямо

И 1, 2, 3, стой!

Вольно!

II .

И.П. – стойка ноги врозь, руки на пояс

1 – наклон влево

2 – И.П.

3 – наклон вправо

4 – И.П.

4 раза

И.П. – принять!

Упражнение начи-НАЙ!

Ноги прямые

Наклон глубже

И 1, 2, 3, стой!

Вольно!

III .

И.П. – узкая стойка

1 – прыжком стойка ноги врозь, руки вверх, хлопок над головой

2 – И.П.

3, 4 – то же

4 раза

И.П. – принять!

Упражнение начи-НАЙ!

Прыжок выше

И раз, на месте, шагом, марш! Левой, левой, стой, раз, два!

Приложение 2 (поточный способ по показу).

И.П.

Посмотрите

Последний

Следующее

Два

Упраж

Три

Нение

МОЖНО!

По рассказу

И.П. – О.С.

Следующее

Вперед

Последний

Упражнение

Вверх

Два

Движение

В стороны

Три

Руками

Исходное

МОЖНО!

И.П. – стойка ноги врозь, руки к плечам

Следующее

Влево

Последний

Упражнение

Вправо

Два

Наклоны

Руки

Три

В стороны

На пояс

МОЖНО!

И.П. – узкая стойка, руки на пояс

Следующее

Врозь

Последний

Упражнение

Вместе

Два

Прыжки

Врозь

Три

На месте

Исходное

МОЖНО!

Приложение 3

А) перестроение поворотами в движении из колонны по одному в колонну по два (проходной способ)

Перечисленные группы упражнений направлены на развитие физических качеств и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата. Также очень распространены упражнения, направленные на развитие и совершенствование дыхательной и кардио (сердечной) функций. Это специальные упражнения, в которых дыхание четко регулируется счетом или по секундомеру, и показатели функции сердца (ЧСС и АД – артериальное давление) находятся под особым контролем. Упражнения данного типа чаще всего используются в занятиях по лечебной физической культуре.

10. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ ПРЕДМЕТА

Упражнения без предмета – это наиболее распространенные упражнения, которые являются основой для построения других ОРУ – с предметами, на снарядах. Наиболее распространенные упражнения приводятся ниже. Для удобства их лучше всего рассматривать по анатомическому признаку: упражнения для мышц шеи, плечевого пояса, для спины, для боковой поверхности туловища, для ног и др.

1.Упражнения для мышц шеи:

– наклоны головы вправо, влево, вперед, назад;

– то же, но руки за головой, с преодолением сопротивления рук;

– круговые движения головы вправо, влево (без резких движений назад);

2. Упражнения для рук и плечевого пояса.

– сгибания и разгибания рук в локтевом и плечевом суставах;

– круговые движения и махи руками в различных направлениях;

– рывковые движения руками в сочетании с наклонами и поворотами туловища;

– переход из упора присев в упор лежа и наоборот.

3. Упражнения для мышц спины.

– наклоны и повороты туловища вперед и назад в и.п. стоя;

– поднимание и опускание туловища в и. п. лежа на животе;

– поднимания и махи ногами назад в и.п. лежа на животе; то же с одновременным симметричным или асимметричным подниманием рук;

– удержание поднятых рук и ног в и.п. лежа на животе.

4. Упражнения для мышц брюшного пресса (передняя поверхность туловища).

– поднимания туловища из и.п. лежа на спине;

– поднимания, махи, круговые движения («велосипед») в и.п. упор сидя или лежа на спине;

– одновременные движения руками и ногами в и.п. упор сидя или лежа на спине.

5. Упражнения для мышц боковой поверхности туловища.

– поднимания, махи ногами из и.п. лежа на боку;

– пружинящие наклоны туловища в сторону из и.п. стоя;

– поднимания – опускания таза из и.п. лежа на боку.

6. Упражнения для ног и мышц таза.

– упражнения для стоп и голени: поднимание на носки, полуприсед, ходьба на носках, прыжки и подскоки на одной и двух ногах, перекаты с пятки на носок;

– упражнения для бедер и голени: приседания, выпады в различных направлениях, ходьба в полуприседе и приседе, бег на месте с высоким подниманием бедра и др.;

– упражнения для развития подвижности в тазобедренном суставе: круговые движения тазом стоя, глубокие наклоны вперед с захватом голени, полушпагат, шпагат, глубокие пружинящие выпады, махи ногами с большой амплитудой;

7. Упражнения на расслабление. Эти упражнения обязательно присутствуют в комплексе ОРУ, выполняя функцию восстановления дыхания и снятия излишнего напряжения мышц. Это, например, свободные дугообразные движения руками в сочетании с подниманием на носки, полуприседом, полунаклоном; встряхивания кистями, предплечьями, плечами, опускание расслабленных рук вниз с акцентом на выдох и расслабление верхней части туловища и рук, размахивания расслабленными руками и встряхивания ног в различных и.п.

8. Комбинированные (комплексные) упражнения. Это упражнения, в которых одновременно или последовательно участвуют несколько основных мышечных групп, например, рук, ног и туловища. Пример:

И.п. – о.с.

1 – наклон вперед, руки в стороны.

2 – упор присев.

3 – упор стоя.

Таблица 2

Примерный комплекс ОРУ без предметов для УГГ
(утренней гигиенической гимнастики)

Дозировка

Методические указания

И.п. – о.с.

1 – руки в стороны

2 – руки вверх, подняться на носки

3 – руки в стороны

Темп спокойный, сохранять равновесие

1-4 – круговые движения головой вправо

5-8 – то же влево

Темп медленный, выполнять без резких движений

И.п. – стойка, ноги врозь, руки на пояс

1-3 – три пружинящих наклона вперед

Наклон выполнять с прямой спиной, смотреть вперед

И.п. – стойка, ноги врозь, руки на пояс

1 – наклон вправо, руки вверх

3-4 – то же влево

Наклон выполнять точно в сторону, руки прямые

И.п. – о.с.

1 – полуприсед, руки вперед

3 – присед, руки в стороны

Спина прямая, дыхание не задерживать

И.п. – стойка, руки вверх

1 – мах правой вперед, руки вниз

3-4 – то же левой

Ноги во время маха не сгибать, спина прямая

Продолжение табл. 2.

11. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ

Использование предметов существенно расширяет возможности воздействия упражнений на организм занимающихся, дает возможность более направленно развивать физические качества, поскольку каждый предмет имеет свои специфические преимущества использования. Так, упражнения с набивным мячом, гантелями способствуют развитию силы, со скакалкой – развивают прыгучесть, с гимнастической палкой – способствуют развитию точности движений, направлены на коррекцию дефектов осанки. Кроме того, использование предметов оптимизирует занятие, вносит элемент необычности, эмоционально окрашивает занятие. Мы рассмотрим упражнения со скакалками, обручами и с гимнастическими палками.


Тренировка мышц рук
является очень важной частью системы тренировок в бодибилдинге, но она не ключевая и не первостепенная. Тем ни менее, важно знать основные принципы техники выполнения упражнений, секреты проработки разных пучков бицепса и трицепса, место тренировки рук в тренировочном сплите и другие особенности проработки мышц рук. В первую очередь эта система тренировок подойдет атлетам, у которых отстают руки, тем же атлетам, у которых руки не отстают, не помешает информация о том, как их правильно качать, но раз они не отстают, значит, Вы тренируете их более ли менее правильно. С другой стороны, если Вы хотите руку не в 42см, а в 47 или 50 см, то, конечно, наугад их накачать не получится.

В этой статье будет рассмотрена программа тренировок для рук, то есть программа, специализирующаяся на развитии бицепса и трицепса. Принципы тренировок, технику и многие практические рекомендации можно использовать и в своих обычных тренировках, но в данном случае речь пойдет именно о том, как нужно выстроить систему тренировок и восстановления для того, чтобы нивелировать отставание рук. Почему именно отставание, ведь, возможно, Вы хотите просто иметь большие руки? Суть в том, что маленькие мышечные группы можно накачать только в том случае, если Вы уже обладаете большой мышечной массой. И это первое правило тренировки мышц рук! С остальными базовыми правилами Вы можете ознакомиться , а сейчас давайте перейдем к рассмотрению наиболее важных практических рекомендаций.

Ключевые моменты тренировки рук

Мышцы рук подвержены абсолютно тем же биологическим законам, что и другие мышцы, поэтому схема стресс и восстановление работает и в этом случае. Больше того, другой схемы быть не может! А что происходит на практике? Люди делают красивые изолирующие упражнения, не прогрессируя нагрузку, а затем ждут, что руки все-таки вырастут. Не вырастут! Рост мышечной массы – это сложнейший процесс адаптации организма к постоянно возрастающей нагрузке. Но прогресс должен осуществляться за счет большей загрузки целевой мышечной группы, а поскольку руки слабее спины, ног, груди и дельтовидных мышц, тем более, если они отстают, то возникает необходимость в их качественной изоляции. В связи с чем, приоритет во время тренировки рук отдается технике, руки отстают, скорее всего, из-за того, что технику Вы нарушаете.

Рекомендуется использовать приспособления для фиксации локтей во время тренировки бицепса, калифорнийский жим или жим обратным хватом во время тренировки трицепса, а так же в обоих случаях манипулировать не только рабочим весом, но и количеством повторений. Для фиксации локтей можно использовать скамью Скота , можно прислоняться к стене и упираться локтями в стену, можно попросить напарника, чтобы он держал Вам локти, так же есть более специальные приспособления для фанатов, которые использовал Арнольд Шварценеггер, например, нейлоновый пояс. Что касается методики манипуляции с весом, то её необходимо применять для того, чтобы во время прогрессии нагрузок не приходилось жертвовать техникой. На практике это будет выглядеть так: Вы работаете с каким-то весом и выполняете с ним 12 повторений, постепенно Вы доходите до 15-16 повторений в подходе с этим весом, после чего берете вес побольше и с ним выполняете уже 10-12 повторений, постепенно прогрессируя за счет увеличения повторений дальше.

Тренировать руки можно достаточно часто, примерно раз в 3-4 дня, поскольку маленькие мышечные группы восстанавливаются быстрее, чем большие. А вот сама длительность тренировки, вернее, её объем, должен быть ниже. Определить, не перегружаете ли Вы руки во время тренировки можно при помощи мышечной боли, если крепатура присутствует, это говорит о закислении мышечных волокон, которое препятствует синтезу белка. Если Вы не хотите специализироваться на тренировке рук, а просто хотите их тренировать правильно, то можете использовать тренировку бицепса и трицепса , которую мы Вам предложим, но применять эту тренировку раз в неделю. Дело в том, что трицепс получает нагрузку во время тренировки груди, а бицепс во время тренировки спины, поэтому одной специализированной тренировки будет достаточно. Но, если Вы хотите специализироваться на мышцах рук, поскольку руки отстают, то такую тренировку необходимо проводить 2 раза в неделю, а остальные мышечные группы тренировать факультативно, то есть в поддержку.

Вывод: необходимо соблюдать принцип прогрессии нагрузок, не нарушая техники, то есть возрастающая нагрузка должна аккумулироваться в целевой мышечной группе. Тренировки рук не должны быть длительными, но руки можно тренировать относительно часто, поскольку маленькие мышечные группы восстанавливаются быстрее. Если Вы тренируете руки чаще 1 раза в неделю, то остальные мышечные группы Вы тренируете меньше, лишь с целью поддержать их в форме.

Анатомия мышц рук

Руки состоят из бицепса, трицепса и лучевой мышцы, ещё предплечья, но это другая тема, о силе хвата мы поговорим в другой статье, поэтому подписывайтесь на обновления , чтобы ничего не упустить. Итак, с точки зрения тренинга лучше разделить руку на сгибатели и разгибатели. Разгибатель руки – это трицепс, он состоит из трех головок, различающихся по своей длине и, соответственно, силе. Самой сильной головкой трицепса является медиальная, самой слабой внутренняя, поэтому упор всегда следует делать именно на внутреннюю часть трицепса, поскольку две мышцы всегда сильнее, чем одна! Сгибатели руки – это бицепс и лучевая мышца. Бицепс состоит из двух пучков: внутреннего и латерального, внутренний больше, а латеральный меньше, но тренировать необходимо их оба, при этом, делать это лучше разными упражнениями, то есть одним акцентированно прокачивать внутреннюю головку бицепса, а вторым внешнюю. Лучевая мышца работает во время любых сгибаний рук, но больше включается тогда, когда Ваша кисть пронирована, то есть, развернута ладонями к полу, либо, когда находится в нейтральном положении.

Чтобы аккумулировать нагрузку в трицепсе, Вы должны исключить из работы плечевой сустав и сместить всю работу в локтевой. Когда Вы выполняете жимы узким хватом , то амплитуда движения от верхней части пресса вверх осуществляется только за счет разгибания локтевого сустава, когда Вы выполняете французский жим , то плечи находятся в фиксированном положении. Для того чтобы нагрузить внутренний пучок трицепса, необходимо сводить локти, поскольку, если Вы разведете их в стороны, то нагрузка уйдет в латеральный и медиальный пучки, а так же в грудные мышцы. Тренировать трицепс лучше всего в достаточно большом диапазоне повторений, чтобы каждый подход у Вас занимал от 30 до 50 секунд, поэтому оптимальным количеством будет 10-15 повторений.

Во время тренировки бицепса положение локтя зависит от того, какой пучок бицепса Вы тренируете. Если Вы тренируете внутренний пучок, то локти следует вывести вперед, прижимая руки к большой грудной мышце, чтобы локти находились напротив передней части косых мышц живота. Если необходимо нагрузить латеральный пучок, то локти, наоборот, необходимо отвести назад, чтобы между сгибом локтя и широчайшей мышцей образовался просвет. Разгибать руки следует полностью, максимально растягивая бицепс, а вот сгибать до той точки, в которой происходит пиковое сокращение, поскольку дальше нагрузка смещается с бицепса в локтевой сустав. Кроме того, в своей тренировке рук Вы должны так же учитывать и то, что бицепс ещё выполняет функцию разворота кисти, поэтому руку нужно не только сгибать, а ещё и супинировать.

Супинировать кисть необходимо не во всех упражнениях, тем более что это возможно только тогда, когда Вы тренируете руки гантелями, но такие упражнения тоже следует использовать. Здесь работает уже известный Вам принцип – два всегда больше, чем один! Раз бицепс выполняет две функции, то тренируя их обе, Вы достигните большего, чем тренируя только что-то одно. Тем более что сгибательную функцию в основном выполняет лучевая мышца, поэтому, если у Вас «не идут веса», то стоит включить в тренировку молотки и обратные сгибания рук со штангой , а не пытаться «долбить» бицепс концентрированными сгибаниями . Впрочем, и такие специальные изолирующие упражнения тоже необходимо включать в тренировочный сплит, просто всему свое место и время.

Причины отставания рук

Хорошо, допустим, основы тренировки рук атлет знает и практикует на практике, но почему же руки все равно отстают? Тут, конечно, дело в генетике! Одна и та же мышечная группа у разных атлетов может очень сильно отличаться по своей структуре. У одних людей бицепс длинный, у других короткий, тоже касается и трицепса. Соответственно, если мышца короткая, то сухожилие длинное, поэтому задействовать мышцу труднее, а раз труднее, то организм пытается выполнить работу за счет других мышц, поскольку сделать это легче. Отсюда вывод: если у Вас короткий бицепс, то его надо очень качественно изолировать. Тоже правило работает и с длинным трицепсом. Правда, взамен большим усилиям при тренировке трицепса, атлет получит более красивую мышцу, а вот короткий бицепс в любом случае будет выглядеть не очень.

Мышечная композиция – второй фактор . Мышечные волокна подразделяются по критериям АТФ-аза миофибрилл и по количеству митохондрий. Соответственно, у одного атлета может быть больше медленных мышечных волокон, у другого больше быстрых, поэтому одному больше подходит пампинг, второму более силовые виды нагрузки. Вывод: необходимо индивидуально подбирать под себя основную методику тренировок, чтобы определиться с тем, что работает лучше. Поэтому необходимо вести дневник тренировок , заглядывая в который Вы сможете проследить свой прогресс. Есть ещё вариант отрезать кусок мышцы и сдать её на лабораторный анализ, нет, не нравится, ну, тогда только с помощью дневника.

Третий фактор – это целый комплекс различных ошибок, которые не связаны с генетикой или какими-то индивидуальными особенностями атлета. К таким ошибкам относится неправильно построенный тренировочный сплит и непосредственно сама тренировка. Тренировка рук должна быть адекватной, корректной, подходить атлету. Такая тренировка должна стимулировать синтез белка и позволять прогрессировать. Если атлет перегружает мышцу, то она, естественно, не растет, если он не тренирует её, то она, естественно, не растет. Вывод: необходимо соблюдать фундаментальные основы бодибилдинга, о которых мы писали выше. Бицепс и трицепс необходимо адекватно нагружать и давать им достаточно ресурсов для восстановления, после чего, в фазе суперкомпенсации, их можно тренировать снова.

Тренировка рук со специализацией

В первую очередь, Вам следует отказаться от идеи «хочу все и сразу», поскольку для того, чтобы специализироваться на руках придется пожертвовать интенсивностью тренировок других мышечных групп. Почему? Потому что ресурсы ограничены! Мы не рекомендуем полностью прекращать тренировки других мышечных групп, но тренировать их следует факультативно и с упором в руки. При этом руки Вы будете тренировать целых два раза в неделю, но соблюдая принцип периодизации. Одна тренировка рук будет пампинговой, а другая более силовой. Другими словами, в одну тренировку Вы будете тренировать быстрые мышечные волокна, а во время другой медленные. В тоже время, сама программа должна быть постоянной, чтобы Вы могли прогрессировать. Сегодня Вы сделали подъемы на бицепс с 40кг, через неделю с 42кг и т.д.

Тренировка бицепса и трицепса

Наиболее эффективно выделять отдельный день для тренировки этих мышечных групп, так же их тренировку можно совмещать с тренировкой плечевого пояса. Именно это Вы и будете делать! На одной тренировке Вы будете прорабатывать руки отдельно, а на другой совмещать их с тренировкой плеч. Во время второй тренировки в первую очередь Вы будете тренировать руки, поскольку целевую мышечную группу всегда следует тренировать первой. Это же правило касается и того, что Вы будете качать первым – бицепс или трицепс. Если Вы хотите больше хотите спрогрессировать в бицепсе, то тренировать первым следует его. С другой стороны, иногда мышцы стоит менять местами, поскольку это послужит дополнительным и, что самое главное, необычным стрессом, под который организму придется адаптироваться.

Существует три способа тренировки рук: суперсеты, чередование упражнений и чередование мышечных групп. Суперсеты – это самый эффективный способ, когда атлет выполняет 1 подход на бицепс, без отдыха подход на трицепс и затем отдыхает минуту. Плюсы: мышцы лучше восстанавливаются, лучше омываются кровью и во время тренировки обеих мышечных групп у атлета одинаково сил. Второй способ предполагает, что Вы выполните упражнение на одну мышечную группу, а затем выполните на другую. Плюсом является то, что в таком случае атлет может выполнять дропсеты и комплексные сеты. Дропсет – это длительный подход с постепенным уменьшением веса на штанге, а комплексный сет – это два упражнения на одну мышечную группу подряд. Чередование мышечных групп – это такая организация тренировки, когда атлет сперва выполняет все упражнения на одну мышечную группу, а затем переходит к тренировке второй. Плюс в том, что можно больше уделить времени целевой мышце, поскольку в начале тренировки у атлета больше сил, чем в конце.

Секреты тренировки бицепса и трицепса, а так же то, как включить тренировку рук в тренировочный сплит и, вообще, саму программу тренировок , а так же профессиональные системы тренировки мышц рук смотрите на следующей странице.

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

РАЗНОВИДНОСТИ УПРАЖНЕНИЙ

СОСТАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСОВ ОРУ

ПОДБОР УПРАЖНЕНИЙ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОРУ

ОБУЧЕНИЕ ОРУ

ДОЗИРОВКА ОРУ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

ОРУ (общеразвивающие упражнения) – называются доступные занимающимся, несложные в техническом отношении движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, а также спортивной разминки.

Представители всех видов спорта включают ОРУ в тренировку как средство разминки и развития определённых физических качеств. Большое количество ОРУ объясняется тем что возможные действия телом и отдельными его частями разнообразятся степенью напряжения мышц, изменением скорости, амплитуды и направления движений. Смена исходных и конечных положений, применение различных отягощений и приспособлений также расширяют границы использования данных упражнений. Относительная простота и возможность постепенного усложнения делают ОРУ доступными занимающимся любого возраста и подготовленности.

ОРУ – это школа двигательной подготовки. План начальной подготовки в спорте также характеризуется применением большого объёма ОРУ. Ценность ОРУ объясняется тем, что они легко дозируются, позволяют направленно и избирательно воздействовать на определённые группы мышц. Систематическое выполнение правильно подобранных упражнений значительно способствует повышению уровня здоровья занимающимся, улучшению обмена веществ, работе органов кровообращения, дыхания, пищеварения, укреплению опорно- двигательного аппарата. Нужно особо отметить благотворное влияние ОРУ на формирование правильной осанки школьников, а также на исправление её недостатков (сутуловатость, сколиозы и т.д.). Несомненно, в деятельности преподавателя физического воспитания знания, умения и навыки, связанные с использованием такого универсального средства, как ОРУ, должны занимать существенное место. Грамотное применение ОРУ в занятиях с различными контингентами предполагает:

  • владение большим количеством конкретных упражнений(умение показать, терминологических назвать);
  • знание характера каждого упражнения, его направленности;
  • умение составлять комплексы упражнений в зависимости от задач;
  • умение обучать и проводить занятия ОРУ различными способами(по рассказу, по показу, по заданию, игровым способом и др.);
  • владение методами организации занятий ОРУ;
  • умение дозировать нагрузку в связи с состоянием занимающихся решаемыми задачами.

ОСНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ОРУ принято классифицировать по анатомическому признаку, с выделением групп упражнений с преимущественным воздействием на различные части тела. Как свидетельствуют научные данные и практический опыт, при составлении комплекса необходимо руководствоваться следующими положениями:

  1. Первыми даются упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса. Выполняются они обычно в медленном темпе.
  2. Упражнения для шеи.
  3. Далее следуют упражнения для развития мышц ног, чередуя упражнения для мышц ног и мышц спины, брюшного пресса и боковых мышц туловища, - тазового пояса, выполняемых из различных исходных положений.

Упражнения силового характера должны предшествовать упражнениям на растягивание.

4. Последними в комплексе используются упражнения где учавствуют основные группы мышц всего тела, выполняемые при большой амплитуде.

В заключение используется так называемые скоростные упражнения (прыжки или бег на месте), после чего следует постепенно снижать нагрузку с замедлением темпа. В каждой группе можно выделить ряд упражнений более локального характера. Например, в группе упражнений для рук плечевого пояса существуют упражнения для пальцев, кистей, предплечий, плечей;

В группе для ног и тазового пояса – упражнения для стопы, голени, бедра;

В группе упражнений для туловища выделяют упражнения для мышц передней или задней поверхности туловища и т.д.

Классификация упражнений по анатомическому признаку дополняется указаниями на характер их физиологического воздействия на организм занимающихся. Имеется в виду преимущественное влияние упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости, выносливости.

Форму ОРУ определяют основные движения в суставах: сгибание, разгибание, приведение, отведение, круговые движения, повороты.

Характер упражнений во многом зависит от системы напряжения и расслабления мышц, быстроты движений и внешне проявляется как плавные, равномерные движения или движения с ускорением или замедлением, рывки, взмахи.

Вводной части урока можно использовать специально подобранные игры или упражнения, не требующие большого физического напряжения и активизирующие внимание учащихся. Исходя из конкретных условий, учитель должен самостоятельно решить, какие упражнения или игры наиболее приемлемы на данном уроке.

Если урок проводится в прохладную погоду на открытом воздухе, учитель во время вводной части должен предлагать наиболее эффективные упражнения с целью разогревания организма. Для этого ОРУ выполняются в более быстром темпе, количество их увеличивается, а следовательно, увеличивается и продолжительность всей вводной части. Практика показала, что для большей эффективности и эмоциональности этой части урока следует использовать упражнения с предметами (скакалками, гимнастическими палками, мячами и т.д.)

С психологической точки зрения использование предметов различной формы, объёма, массы повышают эмоциональность занятий, активность и интерес ребят, обогащают их новым двигательным опытом.

В связи со сказанным в приведенных ниже примерах упражнения для различных частей тела группируются также по признаку преимущественного воздействия на развитие тех или иных качеств.

РАЗНОВИДНОСТИ УПРАЖНЕНИЙ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РУК И ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА

  1. Упражнения для пальцев и кисти:

а) силовые упражнения:

Сжимание теннисного мяча на каждый счёт;

Упор на кончиках пальцев о стену, стоя наклонно к стене;

Тоже в упоре лёжа:

Отталкивание кистями от стены с упором прямыми руками о стену, стоя от неё на расстоянии шага;

б) упражнения на увеличение подвижности суставов:

Руки вверх, упор ладонью в ладонь, пальцами кверху, опускание рук вдоль тела, не меняя положения кистей;

Хлопки в ладоши в положении локти в стороны, пальцы вперёд, вверх;

В упоре лёжа, передача тяжести тела с одной руки на другую, меняя положение кистей: пальцами вперед, внутрь, наружу.

  1. Упражнения для сгибателей и разгибателей предплечья:

а) силовые упражнения для сгибателей:

Сгибание рук к плечам с набивными мячами (гантелями), то же с резиновым амортизатором стоя на нем, с захватом концов руками;

Подтягивание в висе лежа или в висе на перекладине, кольцах, брусьях;

В упоре лежа на широко расставленных руках сгибание одной руки. Перемещение тела попеременно в упоре лежа на левой или правой руке;

б) силовые упражнения для разгибателей:

Разгибание рук (отжимание) в упоре лежа;

Разгибание рук в упоре лежа, сзади с опорой руками о скамейку, сиденья стульев;

Прыжки на руках в упоре лежа с хлопком;

Разгибания рук вверх из положения гантели к плечам;

в) упражнений для увеличения подвижности в плечевых суставах:

Одна рука вверху, другая внизу. Смена положений рук с рывком в конце движения;

Сведение прямых рук за спиной рывками;

Из упора лежа сзади, сгибая ноги, пружинящие движения. Руки прямые, пальцы назад;

Выкруты в плечевых суставах, переводя палку назад за спину и обратно, хватом за концы. То же с веревкой, амортизатором.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШЕИ

а) упражнения для увеличения подвижности в суставах:

  • наклоны головы вперед, назад, в стороны;

Повороты головы налево, направо;

  • круговые движения головы;

б) силовые упражнения:

  • руки на затылке, наклоны головы вперед и назад, преодолевая сопротивление рук;
  • стоя на коленях с опорой головы о ладони (на мягкой опоре), перекаты со лба на затылок;
  • из положения лежа с согнутыми руками (ладоши у головы) и ногами борцовский мост (на мягкой опоре).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОГ И ТАЗОВОГО ПОЯСА

  1. Упражнения для стопы и голени:

а) силовые упражнения:

Поднимание на носки, тоже с гантелями в руках;

Ходьба на носках;

Подскоки на двух и одной ноге на месте и с продвижениями;

б) упражнения для увеличения подвижности в суставах:

В положении выпада вперед пружинящие движения, стремясь коснуться пола пяткой, находящийся сзади ноги;

Стоя на коленях, сесть на пятки. Пружинящими движениями отрывать колени от пола;

Ходьба на внешней части стопы

  1. Упражнения для мышц бедра:

а) силовые упражнения:

Приседания на двух и одной ноге, тоже с гантелями в руках, тоже с партнером на плечах;

Ходьба и прыжки в полуприседе;

Стоя на коленях, наклоны с прямым туловищем назад;

Тоже но вперед с удержанием голеней партнера.

б) упражнения для увеличения подвижности в тазобедренных суставах:

Круговые движения тазом в стойке ноги врозь на ширине плеч;

Пружинящие движения в положении широкого выпада вперед. То же в положении вклада в сторону;

Наклоны вперед в седе с прямыми ногами (ноги вместе и врозь);

Полу шпагат, шпагат;

Стоя на одной ноге, махи с максимальной амплитудой вперед, назад в сторону прямой ногой;

Стоя на одной ноге, другая опирается на рейку гимнастической стенки.

Наклоны к прямой ноге.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТУЛОВИЩА

  1. Упражнения для передней поверхности туловища:

а) силовые упражнения:

Из положения лежа поднимание туловища в сед;

Лежа, поднимание прямых ног, поднимание прямых ног в положении лежа на лопатках согнувшись;

В положении лежа руки с гантелями в стороны. Поднимание гантелей вперед.

Наклоны назад, стоя ноги врозь, руки на поясе, к плечам, вверх;

Сидя с опорой на поясницу о набивной мяч.

Наклоны назад, руки вверх;

Мост отжиманием из положения лежа.

  1. Упражнения для задней поверхности туловища:

а) силовые упражнения:

Наклоны вперед с набивным мячом, удерживаемым руками на затылке;

Лежа на животе, прогибания, руки вверх;

Положение наклона вперед, поднимание рук в стороны с гантелями;

б) упражнения для увеличения подвижности позвоночника:

Пружинящие наклоны вперед согнувшись;

  1. Упражнения для боковой поверхности туловища:

а) силовые упражнения:

Из седа ноги врозь, опираясь на одну руку, с поворотом упор лежа боком, другую руку вверх;

В седе ноги врозь (носками зацепиться за рейку гимнастической стенки или с удержанием ног партнера, наклон назад на 45 градусов и повороты туловища направо, налево, руки за голову;

б) упражнения для увеличения подвижности позвоночника:

Пружинящие наклоны туловища в стороны в стойке ноги врозь, руки на пояс, к плечам, вверх.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВСЕГО ТЕЛА

  • из упора присев перейти в упор лежа, затем снова в упор присев, встать, то же но со сгибанием рук в упоре лежа;
  • ходьба на руках с помощью партнера за ноги;
  • в стойке ноги врозь круговые движения туловища;
  • из стойки ноги скрестно, без помощи рук сесть, затем лечь, снова сесть и встать.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

  • из положения стоя у стенки с касанием её затылком, лопатками, ягодицами, пятками отойти от стены, сохраняя это положение. Определить отличие привычной позы от позы правильной осанки у стены;
  • держа у поясницы гимнастическую палку вертикально за спиной, принять прямое положение тела с касанием палки затылком и позвоночником. Фиксировать позу, стоя у зеркала;
  • стоя спиной к стене, выполнить приседания и наклоны туловища в сторону, не отрывая спину и таз от стены;
  • в положении лежа на спине, руки за головой, напрячь мышцы спины, подняться в о.с. Сохраняя прямое положение тела с помощью партнеров.

СОСТАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСОВ ОРУ

При подборе отдельных упражнений и составлении комплексов ОРУ необходимо прежде всего руководствоваться тем для кого предназначены данные упражнения и с какой целью они будут использоваться. Иными словами, следует четко определить педагогические задачи. Наиболее типичными формами ОРУ отличающимися друг от друга целевой направленностью и задачами, являются утренняя зарядка, производственная гимнастика, основная гимнастика и др.

Формы организации, а также педагогические задачи занятий зависят от того, с кем (контингент) и с какой целью проводятся упражнения. Следует учитывать, что каждое упражнение носит универсальный характер и должно применяться с учётом тех задач, которые надо решать с помощью данного упражнения. К примеру, приседания на обеих ногах на занятиях с детьми ясельного возраста способствуют развития чувства равновесия при изменении позы. Приседания в утренней гимнастике или спортивной разминке разогревают мышцы ног, стимулируют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Приседания при производственной гимнастике с лицами, занятыми трудовыми процессами с участием преимущественно рук или в сидячем положении, будут способствовать активному отдыху мышц ног, особенно разгибателей бедра. Наконец, приседания с дозированной нагрузкой при лечебной гимнастике используются при восстановлении функций мышц и суставов ног после травм или заболеваний. Внешне одинаковые по форме упражнения (те же приседания) будут оказывать различное воздействие в зависимости от характера их исполнения (быстрые или медленные приседания с отягощением или без него и т.п.). Чтобы верно ориентироваться в выборе упражнений необходимо иметь представление о качественно различных формах проявления двигательных способностей. Наиболее характерные качества это сила, выносливость и гибкость.

  1. Многократное (8-12 раз) поднимание доступного веса или преодоление веса собственного тела (при отжиманиях в упоре лежа, вставании из приседа, подтягивании и т.д.) до утомления развивают силовую выносливость, способствуют увеличению мышечной массы. Если повторение (8-12 раз) не составляет труда, необходимо увеличивать вес отягощения или изменить исходное положение (например, отжимания с опорой ног о возвышение).
  2. Поднимание около предельного веса (1-3 раза) развивает максимальную силу мышц и увеличивает их массу. Изометрические упражнения (около предельное напряжение мышц с таким внешним сопротивлением, при котором нет видимых перемещений частей тела) также развивают максимальную силу.
  3. Выполнение движений с максимальной скоростью развивает скоростно-силовые качества мышц быстроту.

ВЫНОСЛИВОСТЬ – используя ОРУ, развивают локальную и общую выносливость (например, поднимание гантелей к плечам, подтягивание на перекладине).

Упражнения, при которых длительное время участвуют многие группы мышц и в связи с этим работают с повышенной нагрузкой сердечно-сосудистая и дыхательная системы, развивают общую выносливость (к примеру, упражнения общего воздействия, продолжительный бег на месте, прыжки, приседания в сочетании с наклонами и упором лежа, выполняемые многократно, до пота)

ГИБКОСТЬ – различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость связана с демонстрацией подвижности в суставах за счёт преодолевающей работы мышц (удержание высоко поднятой ноги, высокие взмахи ногами). В связи с этим и развитие активной гибкости предусматривает применение упражнений с увеличенной амплитудой движений, а также упражнения для укрепления мышц, фиксирующих суставы в предельных положениях (высоко поднятая нога, высокий угол и т.д.). Пассивная гибкость – проявление подвижности в суставах за счёт силы тяжести собственного веса тела или его частей, действий партнера или отягощений (опускание в шпагат, наклон вперед в положении сидя с притягиванием к ногам с помощью партнера, наклоны туловища к ноге с опорой его о рейку гимнастической стенки и т.д.).

Пассивная гибкость развивается методом повторных активных или пассивных действий уступающего характера (наклоны с дополнительными движениями, то же с помощью партнера), методом фиксации систематических положений в позах, где проявляется подвижность в суставах (мост, шпагат, наклон и т.д.).

От развития гибкости зависит величина доступной амплитуды движений. Занятия только силовыми упражнениями приводят к ограничению подвижности в суставах, к закрепощенности. Поэтому силовые упражнения необходимо сочетать с упражнениями на гибкость и расслабление.

Упражнения в расслаблении также составляют часть ОРУ связаны с отдыхом и непроизвольным естественным расслаблением мышц. Используя метод контрастных действий: чередование сильных напряжений и быстрых расслаблений данной группы мышц необходимо занимающимся активно или произвольно расслаблять мышцы. Этот метод эффективен в положении лежа или сидя. Применяются маховые движения с расслаблением, потряхивания, приёмы самомассажа.

ПОДБОР УПРАЖНЕНИЙ

При подбору упражнений по принципу их соответствия основным педагогическим задачам следует руководствоваться следующими правилами:

  1. Упражнения должны оказывать разностороннее воздействие на занимающихся. Это особенно важно учитывать при составлении комплексов утренней гимнастики, спортивной разминки, в которые необходимо включать упражнения с участием в движениях всех частей тела. Чередовать упражнения необходимо по определенной схеме, составляющей одну серию, к примеру, «руки-ноги-туловище». Навсегда установленных правил быть не может, так как очень обширен круг задач, решаемых с применением ОРУ.
  2. Наряду с разносторонним воздействием на организм занимающихся ОРУ должны подбираться с учётом их локального влияния на развитие отдельных групп мышц или определенных физических качеств. Комплексы ОРУ, составленные с учётом локального воздействия, типичные для занятий атлетической и основной гимнастикой. Эти же правилом руководствоваться при составлении комплекса упражнений производственной и лечебной гимнастики.
  3. Правило «прогрессирования», широко используемое в спорте реализуется также при составлении комплекса ОРУ в форме «нарастания» эффекта от применения упражнения за счёт увеличения амплитуды и скорости движений, степени напряжения, количеством повторений. Это проявляется и в ходе выполнения одного упражнения, и одного или нескольких комплексов ОРУ. Каждое упражнение может усиливаться за счёт дополнительных действий. Нарастание нагрузки в комплексе ОРУ достигается включением более интенсивных упражнений в последующие серии и увеличением количества повторений. Постепенное привыкание (адаптация) к нагрузке от занятия к занятию при неизменном комплексе ОРУ свидетельствует о благотворном действии упражнений на организм и требует изменение комплекса в сторону его усложнения.
  4. Гимнастический метод проведения ОРУ отличается строгой регламентацией движений, которая достигается с помощью четких указаний на исходное положение, направление и амплитуду движения и характер их выполнения. При подборе упражнений надо соблюдать правило гимнастической регламентации упражнений. К примеру, при наклонах вперед важно уточнить положение ног, так как при положении ног вместе или врозь, носками наружу или при параллельных стопах эффект будет различным. Меняется характер упражнения и от того, медленно или быстро выполняется наклон. За основу должны стать следующие упражнения и их разновидности: 1. Подтягивание с выправленными прогибанием тела. 2.Круговые движения руками. 3.Приседания. 4.Наклоны туловища вперед, назад, в сторону и круговые движения. 5.Наклоны и круговые движения головы. 6.Упор лежа и отжимание в упоре лежа. 7.Поднимание ног в положении сидя и лежа (или туловища при закрепленных ногах). 8.Махи ногами вперед, назад и в сторону. 9.Прыжки (подскоки) многократные. 10.Ходьба и бег на месте.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОРУ

Особенностью ОРУ в отличии от проведения прикладных упражнений является их стилизация. ОРУ проводятся с использованием предметов. При занятия ОРУ предметы используются с различными усилиями: как оттягивающие, как средство восстановления точности движений, как средство повышения интереса к занятиям и т.д.

Гимнастическая палка используется как ограничитель движений уточняющий их направление и амплитуду. Кроме того, её можно применять как опору для упражнений в опорах и висах при занятиях с партнерами. Типичными упражнениями со скакалкой являются прыжки с перетягиванием через неё: на двух и одной ноге; с вращением скакалки назад и вперед; на каждое вращение скакалки и с промежуточными подскоками; с двойными вращением; в приседе и т.д. Скакалку сложенную вдвое, втрое или в четверо, используют как палку. Применяется и длинная скакалка – для перепрыгивании при вращении её за концы двумя партнерами.

МЯЧИ НАДУВНЫЕ используются для бросков и ловли при индивидуальных, групповых упражнениях. Малые (теннисные) мячи применяются также для метания в цель.

МЯЧИ НАБИВНЫЕ разного веса, а также ограничители движений и опорой при выполнении ряда (к примеру, прогибания лежа с опорой, спиной о мяч).

ГАНТЕЛИ разного веса широко применяются как отягощения усиливающие эффект при динамических упражнениях скоростно-силового характера (малого веса) и при силовых динамических и статистических упражнениях (среднего и большого веса). С этой же целью используются резиновые и пружинные амортизаторы. Блочные устройства, гири и штанги применяются для специальной силовой подставки в спортивных видах гимнастики и в атлетической гимнастике и являются типичными средствами при занятиях ОРУ. Упражнения с булавами деревянными выполняются для развития силы и подвижности суставах верхних конечностей, координации движений, а также используются в играх и эстафетах. Многие ОРУ можно выполнять с использованием гимнастической скамейки и на гимнастической стенке. Скамейка может служить опорой в положении сидя, в упоре лежа или препятствием при прыжках. Многие упражнения можно выполнять пользуясь скамейкой как отягощением, поднимая её руками или ногами группой занимающихся.

Благодаря конструкции снаряда на гимнастической стенке можно выполнять специфические упражнения с опорой руками и ногами о рейки на разной высоте, упражнения в висе и смешанном висе. Кроме того дополнительная опора руками о стенку облегчает выполнение ряда упражнений (равновесия, приседания), что немаловажно при занятиях с начинающими.

ОРУ целесообразно проводить также с партнером. Это расширяет возможности использования ОРУ: взаимодействие партнеров может облегчить или усложнить двигательную задачу, а в целом повышает эмоциональный фон занятий. Составляя программу занятий, нужно предусмотреть возможность включение в комплекс упражнений с предметами и с использованием гимнастического оборудования.

ОБУЧЕНИЕ ОРУ

Как правило, ОРУ не является для занимающихся сложной двигательной задачей и процесс обучения чаще всего сводится к запоминанию последовательности упражнений в комплексе. Наиболее действ иными способами обучения ОРУ являются способы по показу, по рассказу и по раз делениям: 1. Способ обучения по показу.

Обучая ОРУ способом по показу, одновременно даются указания, какие движения выполняются на какой счёт. После 2-3 повторений вместе с группой проводящий переходит на подсчёт и подсказ. Заканчивают упражнения по команде: «Стой!» Она подаётся вместо следующего счёта.

При обучении детей младшего школьного возраста подаются не команды, а распоряжения: «Примите исходное положение!» и т.д.

2.Способ обучения по рассказу.

Этим способом пользуются при обучении более простыми упражнениями или с целью активизировать внимание занимающихся. По ходу подсказывать основные действия вместо подсчёта, но и в ритме и в темпе упражнений. Например: «Наклон-выпрямиться- присесть-встать». При комбинированном способе, соединяющем показ и рассказ, в начале показывается упражнение, а затем подсказывает походу его выполнения.

3.Способ обучения подразделениям.

Этот способ применяется при обучении более сложным по координации ОРУ, так как позволяет делать неуды между отдельными движениями для их уточнения и исправления ошибок. При таком способе достигается высокая моторная плотность занятий.

ДОЗИРОВКА ОРУ

Регулирование физической нагрузки при занятиях ОРУ осуществляется за счёт изменения:

  • числа упражнений (в зависимости от форм занятий ОРУ оно может быть разное);
  • содержания упражнений (движения отдельными частями тела оказывают меньшую нагрузку, чем упражнения с работой многих мышечных групп, силовые упражнения и упражнения на выносливость воздействуют сильнее, чем упражнения на гибкость);
  • интервалов отдыха между упражнениями (сокращение пауз для отдыха увеличивает нагрузку);
  • количество повторений (при проведении несложных ОРУ, укладывающихся в счёт «1-4» или «1-8» под музыку, как правило, каждое упражнение повторят 4, 8, 12 или 16 раз. Упражнения без музыки можно повторять в этих же пределах, не придерживаясь точного количества, диктуемого строением музыкального произведения);
  • темпа (быстрей, темп упражнений как правило более нагрузочен);
  • исходное положение (одно и то же упражнение с разными исходными положениями оказывают различную нагрузку. Например: сгибание и разгибание рук в упоре лежа со опорой руками о возвышение или в упоре на брусьях. Дозировать упражнение исходя из общих правил учёта степени подготовленности занимающихся, их возраста, пола и задач, решаемых с данным контингентом. При индивидуальных занятиях регулировать нагрузку в зависимости от степени утомления. При групповых занятиях преподаватель может дать занимающихся самостоятельно прекратить упражнение, если продолжать его со всеми вмести, остановиться трудно. В силовых упражнениях чувство утомления легко ощутимо и повторение до отказа допустимо. В упражнениях на выносливость доводить организм «до отказа» такой степени утомления нельзя, особенно при занятиях с начинающими. В упражнениях на гибкость надо руководствоваться чувством легкой боли, свидетельствующей о пределе амплитуды движений.

От занятия к занятию нагрузку также следует постепенно повышать, регулируя её за счёт тех же факторов и количества дней занятий в неделю.

Дыхание тесно связано с движениями. Глубина и частота дыхания должны соответствовать потребностям организма в данный момент. Это сложная физиологическая функция организма осуществляется автоматически, хотя возможно и произвольно в акт дыхания. Для здоровых людей не имеет значение, когда делать вдох и выдох, не вредны и моменты кратковременного натуживая. По мере возможности необходимо сочетать темп движений с дыханием. При расширении грудной клетки при движениях руками в стороны, разгибания туловища рекомендуется делать вдох, а при сгибаниях, наклонах – выдох.

Эмоциональный фон, особенно при занятиях с детьми, имеет большое значение, рекомендуется ОРУ игровым способом. Многие подвижные игры насыщенными движениями, которые можно упорядочить и использовать как ОРУ (ходьба, бег, приседание, подскоки, наклоны и т.д.)

Соревновательный метод проведения ОРУ также повышает эмоциональный тонус занимающихся. С этой же целью ОРУ проводятся в различных построениях и с перестроениями: в шеренге, колоне, кругу, в сомкнутом и разомкнутом строю, в движении в парах и тройках. Особенно полезны ОРУ на воздухе (в парке, в лесу и на пляже).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гимнастика – учебник для техникумов физической культуры. Под редакцией П.Т.Брыкина и В.М.Смолевского, М, ф и спорт 1975г.
  2. Советы тренерам. Сборник упражнений и методики, рекомендаций – Издание 2-ое переработанное М, ф. и спорт 1980г.
  3. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе: пособие для учителя/В.П.Богословский, М.Н.Доведенко, В.П.Дробышев и др./ Под редакцией М.Д.Рины, М, Просвещение 1985г. (Библиотека учителей физической культуры)


Loading...Loading...