Портал образования. Дидактическое пособие для логопеда. Лэпбук «Звук Образцы лэпбук в работе логопеда

Светлана Костина

Цель данного пособия :

Автоматизация звука (Л) в словах, фразах, предложениях;

Совершенствование фонематического восприятия.

1. На первом развороте - буквы и "дорожки" из разных на ощупь материалов для чтения прямых и обратных слогов .





3. Следующие игры "Лабиринты". Ребенок "двигается" в направлении, указанном стрелками, называя картинки. Для этой игры я специально подбирала картинки с глаголами, т. к. именно в глаголах прошедшего времени звук (л) лучше автоматизировать.


4. "Разрезная картинка". Я разрезала сюжетную картинку "Голубой платок" (пособие Т . А. Ткаченко "Фонетические рассказы с картинками"). Ребенок составляет картинку, а затем слушает, отвечает на вопросы и пересказывает текст.


5. "Придумай предложение". В кармашке собраны картинки, преимущественно с глаголами. Ребенок составляет предложения, в некоторых случаях, получится рассказ.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для дошкольников 3-6 лет на тему: «Транспорт» Цель игры: закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт». Образовательные.

Хочу представить вашему вниманию дидактическое пособие "Улица звуков". Цель его использования на занятиях - закрепление правильного звукопроизношения.

Дaнное дидaктическое пособие является развивающим средством обучения, содержит мaтериал для оргaнизации, как коллективной творческой.

Работая над проектом: "Краснодарский край" я решила рассказать детям о чае, ведь на Кубани растёт самый северный чай. А чтобы было детям.

Дидактическое пособие «Лэпбук «Прогулка в парк» предназначено для детей 4-5 лет. Если содержание лэпбука пополнять и усложнять, можно использовать.

Предлагаю вашему вниманию лэпбук на звук Р. Размер лэпбука А3, основа иллюстрирована из «Конструктора картинок-2» сайт Мерсибо и заламинирована.

…. «Чтобы научиться говорить, надо говорить.» -М. Р. Львов. Дети старшего возраста, сами по себе уже почти большие, им всё кажется интересным,.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский Сад № 203» г. Перми

Лэпбук «Звуковичок»

Разработали:

учитель-логопед: Шишмакова М.А.

воспитатели: Якимец Ю.В.

Волегова Е.А.

г. Пермь 2016 г.

ПРОЕКТ

« Лэпбук «Звуковичок».

Полное название

программы

Проектирование и создание лэпбуков в работе с детьми с ОВЗ(ТНР)

Краткое название

Лэпбук «Звуковичок»

Руководитель проекта: учитель-логопед: Шишмакова Марина Анатольевна

Воспитатели: Волегова Е.А., Якимец Ю.В.

Возраст детей

Актуальность

Лэпбук - это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется и совершенствуется. Лэпбук – отличный помощник в работе учителя-логопеда и воспитателей. Его можно использовать как для индивидуальной, так и подгруппой работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Это пособие помогает детям усвоить знания.

(Звуковой, лексический, грамматический материал, запомнить, закрепить и повторить материал в игровой форме).

Лэпбук – это превосходный способ для повторения пройденного. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно.

Создать пособие по автоматизации шипящих звуков «ш» и «ж» в слогах, словах и предложениях для самостоятельной работы детей с ОВЗ.

1. Развивать артикуляционную, пальчиковую моторику, речевое дыхание.

2. Развивать фонематический слух.

3. Автоматизировать звуки в игре «Звуковая дорожка», в скороговорках, чистоговорках.

4. Развивать связную речь («Составление рассказа по серии картинок»).

5. Развивать зрительное восприятие («Бродилки»).

Материалы и

оборудование

В пособии лэпбук «Звуковичок» отражены следующие разделы :

«Такие разные буквы»

Артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения представлены в виде раскрывающихся окошече окошечки и двусторонний веер);

«Бродилки»

«Шипелочки и жужжалочки»

«Мнемодорожки», «Повтори чистоговорки», «Загадки», «Повторяй-ка»

«Многозначные слова»

«Рифмушки» (развитие умения подбирать к слову парное ему рифмованное слово);

«Где прячется звук» (развитие фонематического слуха: умение определять место звука в слове);

«Сдуй снежинку»

«Что сначала,что потом» (восстановление последовательности событий и составление связного рассказа);

Игра «Собери бусы» (развитие мелкой моторики);

(автоматизация и дифференциация звуков, развитие фонематического слуха и просодической стороны речи).

Части проекта.

1.Подготовительный этап(1 неделя)

Определение темы проекта.

Формулировка цели и задач проекта.

Формирование проектировочной группы.

Распределение прав и обязанностей.

2.Основной этап.(2 недели)

Подборка материала, картинок.

Организация просмотра подобранного материала по данной теме.

Методическое обеспечение.

Приобретение материала для изготовления папки;

Подбор необходимых пособий и самостоятельное изготовление пособий;

Распечатывание в цвете подготовленных материалов.

На эту работу отведено 2 недели.

3.Заключительный этап.(1 неделя)

Оформление пособия лэпбук «Звуковичок».Распределение материала в папке.

Конечные результаты

Дошкольники проявляют интерес к данному пособию. Любят играть в игры, предложенные в лэпбуке. (Данный лэпбук сделан для работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения).

Конкретные программные

критерии

В пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы.(Фонетику, словарь, грамматику, связную речь, и на развитие зрительного восприятия, мелкой моторики). Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции.

Количество детей

Дети старшей группы с ТНР.(2 ребенка)


«Такие разные буквы» направлен на развитие тактильных ощущений (буквы выполнены из различных материалов: бархатная бумага, пуговицы, ткань)

Артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения представлены в виде раскрывающихся окошечек и двустороннего веера);

Для выполнения артикуляционной гимнастики прилагается зеркало «Веселый лягушонок».


«Бродилки» (представлены несколькими игровыми полями, имеются фишки и кубик)

«Шипелочки и жужжалочки» (выработать четкое, длительное, правильное произношение шипящих звуков);

«Загадки», «Повторяй-ка» (игры направлены на автоматизацию шипящих звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

«Где прячется звук» (развитие фонематического слуха: умение определять место звука в слове).

«Мнемодорожки», «Повтори чистоговорки»- игры направлены на автоматизацию шипящих звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

«Сдуй снежинку» (развитие правильного речевого дыхания); «Что сначала,что потом» (восстановление последовательности событий и составление связного рассказа). Игра «Собери бусы» (развитие мелкой моторики).

«Загадки», «Повторяй-ка» (игры направлены на автоматизацию шипящих звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях);

«Многозначные слова» (автоматизация шипящих звуков в словах; умение объяснять смысл многозначных слов);

«Рифмушки» (развитие умения подбирать к слову парное ему рифмованное слово).

«Звуковая улитка» и «Лесная дорожка» (автоматизация и дифференциация звуков).

Получилось превосходное пособие для повторения пройденного. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно,

Дети с удовольствием занимаются и играют.

Таким образом, такая необычная, яркая, красочная и занимательная папка обязательно будет привлекать внимание детей, что будет способствовать закреплению полученных знаний, развитию внимания, памяти, мелкой моторики.

«Использование технологии «Лэпбук» в работе учителя –логопеда МДОУ»

Присоединиться

Тема проекта:

Инновационные и информационные технологии

Тематика:

Инновации
- Образование

Муниципальное образование:

Электросталь г.о.

Краткое описание проекта:

Информационная карта проекта
Тип проекта: социальный, развивающий. познавательный, творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный (2 года).
Участники проекта: дети, учитель - логопед, воспитатели, родители.
Возраст детей: 5 -6 лет.
Количество детей: 20.
Актуальность проблемы:
Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, т.к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, пособия, инновационные технологии. В связи с внедрением ФГОС ДОУ педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Одним из таких средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная папка. В этой папке собирается материал по определенной теме.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде: информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал), полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально; обладает дидактическими свойствами, является средством художественно - эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативен (существует несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Проблема: В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль.
Цель проекта: развитие речи детей с помощью лэпбука, создание условий для активного использования его в речевой деятельности.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Способствовать формированию интереса к обучению.
2. Развивать речевую активность детей, учить их рассуждать, обогащать словарный запас.
3. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, коммуникативность;
4. Развивать общую и мелкую моторику.
5. Развивать речевое дыхание.
Для педагогов:
1. Повысить компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
2. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной деятельности детей.
Для родителей:
1. Дать родителям знания о влиянии лэпбука на речь ребенка.


4. Продукт проекта: лэпбук по лексическим темам.
5. Название и форма итогового мероприятия: итоговые занятия по лепбуку.
Даты проведения итоговых мероприятий: май 2017, 2018 г.г.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
1. В процессе работы активизируется словарь, развивается связная речь, отрабатывается правильное произношение. Дети хорошо рассказывают, стихи, чистоговорки, потешки, пословицы, поговорки, русские народные сказки, пересказывают тексты.
2. Ребёнок проявляет интерес к игре с рифмой и словом; развивается словотворчество детей;
3. Ознакомление с работой по лэпбуку способствует развитию продуктивной деятельности, создание благоприятных условий для саморазвития ребенка; у детей появится интерес к играм, драматизациям.
Для педагогов:
1. Повышается компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности;
2. Пополняется развивающая предметно-пространственная среда.
Для родителей:
1. Развивается совместное творчество родителей и детей.
появляется родителей с влиянием сказок на речь и здоровье ребенка.
2. Развитие у родителей способности видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу
3. Заинтересованность родителей жизнью группы, вызывание желания участвовать в ней;
4. Привлечение родителей и детей остальных групп нашего ДОУ в увлекательный мир лэпбука.

Этапы осуществления проекта
Этапы Мероприятия
1 . Подготовительный

Изучение литературы по теме
Ознакомление с передовым опытом
Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач
Подбор наглядно-дидактических пособий, закупка бросового материала
Изготовление лэпбука совместно с родителями (пошив, изготовление содержимого кармашек – дидактического материала, оформление лэпбука лексическими темами)
2. Основной
Беседа с детьми: "Лэпбук – ребятам друг»;
Знакомство с лэпбуком;
Проведение НОД по лексическим темам;
Совместная подготовка с детьми к НОД по лексическим темам;
Индивидуальная и подгрупповая индивидуальная работа на закрепление лексико – грамматических категорий с помощью лэпбука;
составление различных видов гимнастик;
рассказывание сказок, рассказов с помощью мнемосхем;
Задание для родителей:
Ознакомление с технологией лэпбук;
Распечатка и ламинирование материала на лексические темы
3. Заключительный
Итоговое мероприятие - показ открытых НОД детям младших групп; родителям
Оформление отчетной документации, фотоотчет.
Доклад на ГМО воспитателей на тему «Использование технологии лэпбук в ДОУ» (Лэпбук по лексическим темам) (2017 г.)
Открытое комплексное НОД в группе ОНР (первый год обучения) по связной речи на тему для учителей – логопедов и воспитателей логопедических групп (май 2017 г.)

Цель педагогического воздействия с помощью работы с лэпбуком направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
По ФГОС работа с лэпбуком имеет в своей основе следующие принципы:
принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
принцип интеграции усилий специалистов;
принцип конкретности и доступности учебного материала,
соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
принцип постепенности подачи учебного материала;
принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Так для детей старшего дошкольного возраста (первый год обучения) он включает в себя задачи: РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ:
Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.
Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
Расширить объем правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.
Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.
Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.
Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков
предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.
Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов.
Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.
Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.
Закрепить понятие слово и умение оперировать им.
ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО
СТРОЯ РЕЧИ:
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.
Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,- енок, -ат,-ят, глаголов с различными приставками.
Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.
Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.
Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из двух-трех слов (без предлога).
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА Развитие просодической стороны речи
Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
Закрепить навык мягкого голосоведения.
Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.
Работа над слоговой структурой слова
Cовершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова.
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ:
Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о
предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.
Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.
Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Сенсорное развитие:
Развивать цветовосприятие и цветоразличение, умение различать цвета
по насыщенности; учить называть оттенки цветов. Сформировать представление о расположении цветов в радуге.
Продолжать знакомить с геометрическими формами и фигурами; учить
использовать в качестве эталонов при сравнении предметов плоскостные и
объемные фигуры.
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ:
Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов-заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки.
Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками (4–8 частей, все виды разрезов) и пазлами по всем изучаемым лексическим темам.
Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и
классификацию предметов по одному или нескольким признакам (цвету,
форме, размеру, материалу).
Развивать воображение и на этой основе формировать творческие способности.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Расширять представления о родной стране как многонациональном государстве, государственных праздниках, родном городе и его достопримечательностях.
Формировать представление о Российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину.
Совершенствовать умение ориентироваться в детском саду и на участке детского сада. Закрепить и расширить представления о профессиях работников детского сада.
Формировать представление о родословной своей семьи. Привлекать к
подготовке семейных праздников. Приобщать к участию в совместных с родителями занятиях, вечерах досуга, праздниках.
Расширять представления о предметах ближайшего окружения, их
назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Учить самостоятельно характеризовать свойства и качества предметов, определять цвет, величину, форму.
Расширять представления о профессиях, трудовых действиях взрослых.
Формировать представления об инструментах, орудиях труда, нужных представителям разных профессий; о бытовой технике.
Учить сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам.
Формировать первичные экологические знания. Учить детей наблюдать се-
зонные изменения в природе и устанавливать причинно-следственные связи
между природными явлениями. Углублять представления о растениях и животных. Расширять представления об обитателях уголка природы и уходе за ними. Воспитывать ответственность за них.
Систематизировать знания о временах года и частях суток.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Восприятие художественной литературы
Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать свое отношение к прочитанному.
Знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках.
Формировать интерес к художественному оформлению книг, совершенствовать навык рассматривания иллюстраций. Учить сравнивать иллюстрации разных художников к одному произведению.
Создавать условия для развития способностей и талантов, заложенных
природой. Способствовать выражению эмоциональных проявлений.
Конструктивно-модельная деятельность:
Совершенствовать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками (4-12 частей со всеми видами разрезов), пазлами, кубиками с картинками по всем изучаемым лексическим темам.
Развивать конструктивный праксис и тонкую пальцевую моторику в работе с дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.
Совершенствовать навыки сооружения построек по образцу, схеме,
описанию – из разнообразных по форме и величине деталей (кубиков, брус-
ков, цилиндров, конусов, пластин), выделять и называть части построек,
определять их назначение и пространственное расположение, заменять одни
детали другими.
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Настольно – печатные игры:
Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры
(парные картинки, лото, домино, игры-«ходилки», головоломки), учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Обогащать в игре знания и представления об окружающем мире. Развивать интеллектуальное мышление, формировать навыки абстрактных представлений. Развивать дружелюбие и дисциплинированность.
Театрализованные игры:
Развивать умение инсценировать стихи, песенки, разыгрывать сценки по знакомым сказкам.
Совершенствовать творческие способности, исполнительские навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами.
Воспитывать артистизм, эстетические чувства, развивать эмоции, воображение, фантазию, умение перевоплощаться, духовный потенциал.

Для детей подготовительной к школе группы (второй год обучения) коррекционно - обучающие и коррекционно - развивающие задачи усложняются:
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Воспитание навыков словообразования:
слов с увеличительными оттенками (волчище, медведище, ножища, сапожище, ручища и т. д.);
глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, подшивать, кроить, перекраивать, выкраивать и т. д.);
сложных слов (хлебороб, садовод, листопад), употребление слов с эмоционально-оттеночным значением (хитрая лиса, масляная головушка, шелковая бородушка, мягкие лапки). Объяснение переносного значения слов: осень золотая, золотой ковер, золотые листья;
Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений (смелый, храбрый, трусливый, боязливый, добрый, умный, жадный, капризный, хитрый, смекалистый);
Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже, грязнее, светлее, чище).
Образование существительных от глаголов: учить (учитель, ученик), воспитывать (воспитатель), убирать (уборщица), регулировать (регулировщик), строить (строитель) и т. д.
Закрепление правильного употребления грамматических категорий:
Употребление в речи глаголов в разных временных формах, отвечающих на вопросы: что делать? что делает? что сделал? что будет делать? (копать картофель, печь пироги, жарить блины);
Согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет (оттенки), форму, размер, вкус (кислое яблоко, длинное платье, голубое блюдце, треугольная крыша).
Подбор однородных прилагательных к существительному, практическое употребление притяжательных прилагательных (медвежья берлога, лисья нора, беличье дупло);
Употребление в речи глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей -ся и без нее (буду кататься - покатаюсь; буду купаться - искупаюсь; буду учиться - поучусь).
Самостоятельное использование предлогов для обозначения совместности действия, пространственного расположения предметов. Употребление сложных предлогов из-за, из-под. Практическое усвоение в речи предлогов над, между, из-за, из-под, выражающих пространственное расположение предметов.
Развитие самостоятельной связной речи:
Составление предложений по вопросам, демонстрации действий, картине.
Распространение предложений однородными членами. Составление рассказов по картине (в объеме 5 - 7 предложений).
Пересказе изменением времени действий, умение рассказать от имени другого действующего лица.
Рассказывание сказок-драматизаций.
Составление рассказов-описаний животных, птиц, описание их повадок;
Введение в самостоятельную речь названий профессий и действий, связанных с ними. Формирование самостоятельных высказываний в виде небольших рассказов о людях разных профессий.
Употребление в речи простых и сложных предложений со значением противопоставления (а, но), разделения (или). Например, зимой деревья голые, а весной появляются листочки; наша семья большая, а Танина - маленькая; физкультурники выйдут на площадь или на улицу.
Употребление в речи целевых, временных, причинных конструкций в соответствии с вопросами когда? почему? зачем?
Все коррекционно - развивающие индивидуальные, подгрупповые (индивидуальные) и подгрупповые занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Данный лэпбук состоит из 3 блоков и содержит в себе множество кармашек, окошечек для размещения дидактического материала.
1 блок (центральная часть) служит для развития словарного запаса, высших психических функций – памяти, внимания, мышления и развития мелкой моторики. Он представлен играми и дидактическим материалом:
предметными и сюжетными картинками по данной лексической теме;
рубрикой «Это интересно», в которую может входить дополнительная информация для детей, например, эволюция развития транспорта (от лошади до автомобиля…);
д / играми «Лабиринты», «4 лишний», «Продолжи ряд» и т.п.;
д / упражнениями «Собери, выложи из спичек картинку», «Обводка, штриховка».
2 блок служит для развития лексико – грамматических категорий. В него входят такие игры, как:
«1 –много»;
«Большой – маленький;
«Какой, какая, какие?»;
«Мой – моя –мои»;
«Образуй правильно» и т.д.
3 блок направлен на развитие связной речи с использованием пальчиковой гимнастики, упражнений на дыхание с проговариванием речевого материала, мнемотаблиц и схем для составления детьми рассказов, сказок. Он представлен разделами:
«Загадки, пословицы, поговорки»
«Расскажи – ка» с набором стихов, диалогов, небольших сказок и рассказов по теме;
Различные виды пальчиковой гимнастики (с предметами – с шарами су –джоку, карандашами, природным материалом и т.д., без предметов);
Физминуток с использованием общеразвивающих упражнений; речи с движением (элементы логоритмики); методики «Расскажи стихи руками»; упражнений на релаксацию с элементами психогимнастики; упражнений на дыхание;
«Почитаем» (художественная и научная литература).
По мере усвоения детьми данного материала, дидактические игры меняются и усложняются. Например, дети через 2 -3 месяца обучения усвоили уменьшительно – ласкательные формы существительных (игра «Большой - маленький»). Тогда я заменяю эту игру,например, на игру «Родственные слова».
Лэпбук способствует развитию творческого мышления, развивает познавательный интерес, способствует развитию мелкой и общей моторики детей. Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию. Лэпбук помогает объединить родителей и детей, в ходе совместно его изготовления в процессе реализации определенного проекта.
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Ребенок не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденный материал.
Результаты работы с лэпбуком:
дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знают и умеют пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, с помощью мнемотехники;
дети становятся более любознательными; склонными наблюдать, экспериментировать; обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;
дети инициативны, самостоятельны в различных видах деятельности, способны выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности;
дети активы, успешно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми;
они способны адекватно проявлять свои чувства, умеют радоваться успехам и сопереживать неудачам других, договариваться, старается;
дети обладают чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;
дети обладают развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;
у них развиты крупная и мелкая моторика.
Перспективы развития: накопление и пополнение лэпбука дидактическим материалом на второй год обучения для более успешной подготовки детей к школе.
Таким образом, помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей со взрослыми, с родителями, детей друг с другом, есть замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса - лэпбук. Он способствует творческому развитию всех участников педагогического процесса.

1. Дать родителям знания о влиянии лэпбука на речь ребенка.
2. Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
3. Привлечь родителей к активному участию в проекте.

Достигнутые результаты за последний год:


2. Обмен опытом в форме презентации в рамках ГМО логопедов на тему «Применение современных образовательных ресурсов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста» от 09. 12. 2016 г. МОУ СОШ № 19 г.о. Электросталь

Социальная значимость проекта:

Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, т.к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, пособия, инновационные технологии. В связи с внедрением ФГОС ДОУ педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Одним из таких средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная папка. В этой папке собирается материал по определенной теме.Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде: информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал), полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально; обладает дидактическими свойствами, является средством художественно - эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативен (существует несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

1. Участие во Всероссийском конкурсе лэпбуков для педагогов и воспитателей «От идеи до воплощения» (Призер, диплом II степени) (июнь 2016 г.);
2. Обмен опытом в форме презентации в рамках ГМО логопедов на тему «Применение современных образовательных ресурсов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста» от 09. 12. 2016 г. МОУ СОШ № 19 г. о. Электросталь
3. Участие в региональном конкурсе молодых педагогов и их наставников «Открытие» в рамках Фестиваля педагогических идей 2017 в ГГТУ Орехово- Зуево, март 2017 г. (Призеры (диплом 3 степени - наставник)
4. Обмен опытом в форме доклада в рамках ГМО воспитателей на тему: «Использование технологии «Лэпбук» в развивающей работе с дошкольниками» 07.04.2017 г. МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» г. о. Электросталь
5. Открытое комплексное НОД в группе ОНР (первый год обучения) по связной речи на тему «Весна» (обобщение) для учителей – логопедов и воспитателей логопедических групп МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» г. о. Электросталь

Охват проекта:

Дети логопедических групп, их родители, педагоги МДОУ, ГМО учителей - логопедов и воспитателей, участие в региональном конкурсе молодых педагогов и их наставников «Открытие» в рамках Фестиваля педагогических идей 2017 в ГГТУ Орехово- Зуево, наставник)

Лэпбук – учитель и друг

или

«Чудо- папка»

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми патологиями, мне как учителю – логопеду приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

Стандарт определяет новые требования к компетенции учителя-логопеда.

Современные требования, предъявляемые к учителю – логопеду в детском саду, подразумевают, что ему необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть новейшими образовательными технологиями.

Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности учителя – логопеда, родителей и ребенка.

Что такое лэпбук, зачем он нужен?

Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях». Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини книжки - простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, белочек, стрелочек и т.д.), в которых организован и записан изучаемый материал. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала .

Конечно, американцы не изобрели велосипед – похожие развивающие книжки или книжки-игрушки были всегда, но все-таки благодаря им, лэпбукинг выделился в отдельный жанр. И, как и другие полезные новшества с запада, этот жанр удачно подхвачен и развивается отечественными педагогами и мамочками.

У детей с речевыми патологиями речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления слов и оперирования ими в речевой деятельности. Путь исправления звукопроизношения трудный и длительный. Как правило, у дошкольников этой категории страдают и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление.

Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.

Такая интерактивная папка позволяет:

    пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов;

    ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;

    формировать грамматические категории;

    развивать связную речь;

    формировать психологическую базу речи;

    совершенствовать мелкую моторику.

В своей работе я использую лэпбук на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи. А также предлагаю детям использование в свободной деятельности карточек и игр из лэпбуков для автоматизации поставленных звуков.

Лэпбук - эффективное средство и для привлечения родителей к сотрудничеству.

На мой взгляд, лэпбук – это современная эффективная технология обучения, отличный помощник в работе учителя – логопеда.

Работа с лэпбуками, внесла много положительных моментов в общее и речевое развитие наших воспитанников.

Учитель-логопед МБДОУ № 157

Тихомирова Екатерина Витальевна.

Галина Волкова

Учитывая введение ФГОС, тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей.

Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.

Сегодня я хочу представить сравнительно новую форму организации образовательной деятельности для развития познавательно-речевой активности детей и развития самостоятельности – Лэпбук .

Что же такое лэпбук ? - это самодельная тематическая интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В папку собирается материал по какой-то определенной теме.

Тема Лэпбука была выбрана мной не случайно. Работая логопедом на логопункте детского сада, приходится сталкиваться с тем, что дети старшего дошкольного возраста часто смешивают такие понятия как "звук " и "буква ". Поэтому мы вместе с детьми и с помощью родителей создали Лэпбук "Звук и буква ".

В Лэпбуке я постаралась максимально собрать весь материал, который я использую на логопедических занятиях.

Условно Лэпбук разделён на две части : большая часть посвящена звукам [Л]-твёрдый и [Л*]- мягкий, другая - букве Л .

Лэпбук - не просто книжка с картинками и кармашками. Это учебное пособие, которое я использую на всех этапах работы : постановка, автоматизация и дифференциация звука , а также знакомство с буквой . Также упражнения и игры направлены на формирование всех сторон речи : развитие фонематического слуха и восприятия, лексико-грамматических навыков, связной речи.

На обложке расположены картинки на звукоподражание (слева) и изображение печатной и письменной буквы (справа) . Внутри располагаются различные кармашки.

1. Книжка-раскладушка "Что такое звук ? Какие бывают звуки ?".


2. Книжка и кармашек с фишками "Характеристика звука ".


3. Складной цветочек "Артикуляционная гимнастика".


4. Игра "Где спрятался звук ?"


5. Игры со слогами (слоговая ромашка) .


6. Игра "Лабиринт" (с картинками и буква-лабиринт ) .



7. Загадки с картинками отгадками.


8. Игра-пазл "Собери букву ".


9. Игротека : книжка-малышка с речевым материалом (стихи, чистоговорки, скороговорки,картинки на данный звук и др .).


10. Книжка "Что такое буква ? Какие бывают буквы " (и на обложке)


11. Ребусы


12. Игра "Сложи букву "


13. Кармашек "На что похожа буква ?" (набор картинок)


С Лэпбуком заниматься интересно и познавательно, он помогает детям усваивать знания в интересной игровой форме.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ж]. Буква Ж. Прописная буква в географических названиях» Цели занятий: познакомить детей с буквой Ж, научить уз- навать букву зрительно, читать с ней слоги и слова; дать представление о правиле.

Конспект занятия «Звук [С] и буква С» Конспект занятия «Звук и буква С» Цель: 1. Закрепление произношения звука С, знакомство с буквой С. 2. Звуко-слоговой анализ слова суп.

НОД по обучению грамоте «Звук [ы]. Буква ы». Закрепление знаний о механизмах организации звука (ы).Активизация словарного запаса на звук (ы) по лексической теме "Водоем. "Закрепление.

НОД по обучению грамоте «Звук [м]. Буква М» Закрепление знаний о механизмах организации звука [м].Активизация словарного запаса на звук [м] по лексической теме "Лес,грибы,ягоды".Знакомство.

НОД по обучению грамоте «Звук [Н], буква Нн» Цели. Закрепление знаний о механизмах организации звука[н].Уточнение и расширение словаря по лексической теме "Грибы,ягоды".Употребление.



Loading...Loading...