«Артистам плюнули в душу». Как разворачивается скандал вокруг отмены балета «Нуреев» в Большом театре. "Нуреев" в Большом: рецензия на спектакль Кирилла Серебренникова, который никто не увидит Почему отменили нуриева в большом

Большой театр отменил премьеру балета “Нуреев”

Неполиткорретный сюжет и откровенные декорации заставили администрацию Большого отказаться от премьеры балета.

Руководство Большого театра приняло решение отменить мировую премьеру балета «Нуреев» на исторической сцене Большого театра, назначенную на 11 июля 2017.

Постановочная команда театра и участники спектакля узнали новость утром 8 июля. До официального пресс-брифинга, намеченного на 10 июля, дирекция и пресс-служба театра отказываются от комментариев.

Решение о постановке балета «Нуреев» было принято руководством Большого два года назад, на волне успеха мировой премьеры балета «Герой нашего времени». Авторам постановки - хореографу Юрию Посохову, режиссеру Кириллу Серебренникову и композитору Илье Демуцкому - было заказано создание спектакля на исторической сцене театра.

Поставить драматический, многоактный балет для исторической сцены Большого - творческая задача высочайшего уровня. Принято считать, что с момента последней премьеры Юрия Григоровича, балета «Золотой век» в 1982 году на исторической сцене не удавалось создать удачной оригинальной балетной постановки.

Работа над созданием спектакля шла два года. Год назад режиссер, он же автор либретто и сценографии балета, Кирилл Серебренников утвердил у администрации Большого макет декораций балета.

В либретто «Нуреева», охватывающего тридцатилетний период жизни танцовщика и хореографа, с 1960-х до 1990-х годов, личной жизни героя уделяется не меньше внимания, чем его профессиональной карьере. Кировский театр, бегство в Америку, партнерство и роман с прима-балериной Королевской оперы Лондона Марго Фонтейн, многочисленные связи с мужчинами, вечеринки доспидового Парижа 1980-х.

В спектакле использованы архивные материалы, письма к Нурееву Марго Фонтейн, Натальи Макаровой, Аллы Осипенко. Партии писем, лирические отступления в балете исполняют Светлана Захарова и Вячеслав Лопатин.

Балет-эпопея, охватывающий историю стран и континентов, эволюцию нравов и поиски самоидентичности героя, потребовал максимального напряжения от всей балетной труппы театра. В спектакле четыре состава танцовщиков. Партии Нуреева исполняют Артем Овчаренко, Владислав Лантратов, Игорь Цвирко.

Балетную партитуру создал композитор Илья Демуцкий. Это лишь третий пример создания оригинальной музыки для балета Большого в новейшее время: Леонид Десятников писал для «Утраченных иллюзий», Илья Демуцкий - для «Героя нашего времени» и «Нуреева».

Вероятно, скандал вокруг фигуры режиссера-постановщика балета Кирилла Серебренникова заставил дирекцию по-другому оценить сюжет и сценографию спектакля в канун премьеры. Как стало известно, премьера балета отодвинута в постановочных планах на два сезона вперед.

Спектакль будет перенесен с исторической сцены на новую. Это значит, что изменениям подвергнется не только сценография, но и хореография, то есть огромный пласт работы придется начинать заново.

Помимо бюджетных средств Большого в постановке впервые в истории театра участвовал личными средствами президент-председатель правления банка ВТБ Андрей Костин. Спонсором спектакля выступил ювелирный бренд Van Cleef & Arpels, сумма взноса которого оценивается в размере €100 000.

Почему премьеру отложили

Причину переноса балета на собрании сотрудников театра директор Большого театра Владимир Урин. По его словам, спектакль еще не готов, в этом виновато руководство театра, которое «не рассчитало масштабы этого спектакля и время, которое на него уходило».

«Мы посмотрели, в каком состоянии готовности находится спектакль. Мы понимаем, что на сегодняшний день в том виде, в каком находится спектакль, показывать его на сцене Большого театра нельзя»

Запись встречи Урина с коллективом театра появилась в YouТube, но позже была удалена.

На брифинге 10 июля Урин , что решение о переносе было принято всей труппой, в том числе и самим Серебренниковым. Он также добавил, что в спектакле присутствует не только балет, но работа с массовкой началась по-настоящему только 2 июля. По его словам, претензии были по хореографии. «В спектакле Серебренникова важны танцевальные акценты. Мы видели, что этого не хватает, что это не доведено до профессионального. Сам Серебренников к хореографии отношения не имеет. Он театральный — художник, а хореографией занимается Юрий Посохов», — сказал гендиректор Большого.

Видео: РБК

Как писала газета «Ведомости», директор Большого принял решение о переносе, посетив генеральный прогон 7 июля.

10 июля ТАСС со ссылкой на источник, сообщил, что спектакль был перенесен по распоряжению министра культуры Владимира Мединского. Эту же информацию РБК источник, близкий к ведомству.

«По замыслу Серебренникова, большинство актеров должны были исполнять свои роли обнаженными», — пояснил собеседник ТАСС . Кроме того, министра не устроило, что в оформлении спектакля используется фотография Рудольфа Нуреева, на которой он изображен полностью обнаженным. В ведомстве сочли, что постановка пропагандирует «нетрадиционные сексуальные ценности». Большой театр это сообщение провокацией.

Между тем, в министерстве подтвердили факт разговора между Мединским и Уриным. «Состоялся долгий обстоятельный телефонный разговор, в котором они, в том числе, обсуждали балет «Нуреев» в постановке Кирилла Серебренникова», — РБК в пресс-службе ведомства. При этом в ведомстве подчеркнули, что чиновники не занимаются цензурой и не запрещают спектакли.

Режиссер Кирилл Серебренников отказался комментировать решение о переносе спектакля.

«Я не хочу комментировать. Это решение театра. Вот так они решили»

9 июля, выступая перед артистами «Гоголь-центра» по случаю закрытия театрального сезона, Серебренников произнес речь , в которой в том числе коснулся переноса спектакля. «Все напасти проходят, сменяются режимы, сменяются деятели разные, сменяются ситуации разные, остается искусство. Этому есть миллион подтверждений. Спектакль, которого нет или не было, ( . — РБК ) — он оказывается живее всех живых и играется много раз при аншлагах. Спектакль, которого не будет, все равно будет. Вчера было удивительно: я приехал со спектакля, которого не будет, на спектакль, которого не было. И под вот этими хештегами проходит наша жизнь», — сказал режиссер.

Перенос комментировали артисты Большого. Так, исполнитель главной роли Владислав Лантратов написал на своей странице в Instagram: «Нет слов... понимание что ты только полюбил роль, начал вживаться в спектакль, всё начало складываться... и в секунду, вот эту вот твою маленькую жизнь у тебя с корнем вырывают... худшее для артиста...».

https://www.instagram.com/p/BWSHF1Alvbf/?utm_source=ig_embed

Сожаления о переносе спектакля выразила и артистка балета Большого театра Вера Борисенкова. «Невероятный! Самые лучшие! Это спектакль, который скорее всего вы никогда не увидите! Это подарок для всех нас, всех тех, кто сегодня был на сцене! Это космос!!! @bolshoi_theatre наша несостоявшаяся премьера- состоялась для нас! Спасибо Вам мои коллеги, педагоги, Юра, Кирилл, Илья! Я рыдала в начале, танцевала в самом конце, и кричала Браво до осипшего горла! Мы лучшие! Таких больше нет! Этого забыть невозможно!!!», — написала она на своей странице в Instagram.

Когда покажут спектакль

Вместо «Нуреева» 11, 12, 13 и 14 июля Большой покажет классический балет «Дон-Кихот». Деньги за билеты будут возвращены.

Балет «Нуреев» покажут зрителям в мае 2018 года, на брифинге 10 июля Урин. Он уточнил, что в разговоре с Серебренниковым было решено не переносить спектакль на сезон 2018/2019. Сам режиссер 4-5 мая 2018 года должен быть в Мюнхене, однако заявил, что постарается согласовать свой приезд.

Сколько денег потеряет Большой из-за отмены премьеры

На брифинге 10 июля Урин рассказал, что, так как спектакль не отменяют, а переносят, финансовых потерь у театра нет.

Говоря о репутационных потерях, директор театра отметил, что «важнее качество спектакля, важно сделать все качественно, чтобы это было достойно сцены Большого театра».

Деньги на балет

Впервые в истории театра в постановку спектакля были вложены личные средства. Это деньги президента-председателя правления банка ВТБ Андрея Костина. Спонсором спектакля стал ювелирный бренд Van Cleef & Arpels, сумма взноса которого оценивается в размере €100 000.

Вокруг театра в этот вечер стояли уличные решетки, которые обычно ограничивают напор толпы на демонстрациях. Масса полиции. Билеты на «Нуреева» продавали только в кассах (никакого интернета) и только по паспортам, чтобы оставить без работы перекупщиков. (Их действительно не было на площади, но в сети можно было найти предложения от 60 тысяч за билет при официальном максимуме в 10.) Партер в кассах не продавался вообще - его отдали по брони депутатам и спонсорам; балетоманы свисали с ярусов. В день премьеры в Большом можно было встретить и , и , который назвал спектакль «мировым событием». Событие? Событие. Несомненно, главная премьера года.

Хореограф , сделавший в свое время для Большого сказочную «Золушку» и не менее волшебную «Магриттоманию», и режиссер , дебют которого в Большом состоялся шесть лет назад - он ставил оперу «Золотой петушок», вместе работают второй раз. В 2015 году они сотворили вместе балет «Герой нашего времени» - спектакль получил три «Золотые маски» и успешно прокатывается театром. Но ажиотажа по его поводу нет: например, сейчас спокойно можно купить билеты на февраль, и самый дорогой из них стоит четыре тысячи. Но Печорин в этом балете не показывается с голой попой, он одет и ведет себя так, что это устроит даже школьную учительницу. А Нуреев? Судя по снимкам, что появились в соцсетях накануне июльской премьеры и, по слухам, стали одной из причин скандала, - таки да. В реальности премьеры - нет.

Фото: Михаил Логвинов / Большой театр

Хореограф и режиссер подробно рассказывают биографию знаменитого балетного беглеца. Начинается спектакль с аукциона. Нуреева уже нет на этом свете, его имущество распродается с молотка - от рубашек до картин старых мастеров и от личного острова до школьного дневника, и после называния лота возникает картина, связанная с этой вещью. Вот тот самый школьный дневник: аукционист - - рассказывает о происхождении каждой вещи, и мы узнаем, что дневник, вероятно, был подарен Нурееву, когда он, уже очень больной, приезжал в Петербург.

Вот серия снимков знаменитого фотографа - и Нуреев (роль досталась премьеру Большого ) позирует перед камерами. Получающиеся в этот момент фотографии появляются на заднике в виде проекции.

В июле в соцсетях бурно обсуждали то, что среди снимков есть такой, где Нуреев совершенно обнажен; сейчас проекция сделана такой блеклой и так наведена на декорацию, что разглядеть что-то шокирующее невозможно. (Конечно, если взять морской бинокль... Это как в анекдоте о том, что в окне возмутительно хорошо видна женская баня - если залезть на шкаф.) Фотосессия превращается в азартный танец героя - он все более раскрепощается и в конце концов пляшет на столе; черным осиным роем вокруг летают фотографы.

Танец на столе - под черным халатом на герое как бы ничего нет, на самом деле на танцовщике телесное трико - становится символом того эпатажного Руди, которого узнала Европа после его эмиграции. Нуреев с журнальных обложек - усмехающийся, наглый, самодостаточный, презирающий само понятие «хорошего вкуса» и уверенный, что ему принадлежит весь мир. Но и Серебренников, и Посохов хорошо понимают, что журнальные обложки и реальная жизнь, внутреннее ощущение счастья или несчастья, успеха или неуспеха не имеют ничего общего. И в спектакле возникает дуэт Нуреева с - датским танцовщиком экстра-класса, сделавшим многое для того, чтобы яростный и неукрощенный даже Вагановским училищем гениальный татарский парень стал ценить не только напор, но и чистоту танца. Роман Нуреева и Бруна (точная и виртуозная работа ) представлен в спектакле поразительным дуэтом, где артисты почти не касаются друг друга. Одновременные упражнения с внимательными взглядами друг на друга, с одинаковым чувством музыки - и отчаянное финальное объятие, когда аукционист выставляет на продажу записку, написанную Нуреевым Бруну в больницу, где тот умирал от рака легких.

Еще один дуэт спектакля тоже основан на реальных событиях: в английском Королевском балете Нуреев танцует с гранд-дамой . Роль досталась приме Большого - и в том ли дело, что они с Лантратовым пара и в жизни, а не только на сцене, или в том, что возможность сыграть Фонтейн, несомненно, вдохновляет Александрову, но в этом дуэте была та химия, что завораживала зрителей почти полвека назад, когда Нуреев танцевал в Лондоне. Посохов стилизовал дуэт под сцену из «Маргариты и Армана» - с этими обморочными падениями героя к ногам возлюбленной, что смотрелись бы в наше время смешно, если бы не исполнялись с таким пылом, с такой нуреевской харизмой.

В течение всего спектакля ждешь чего-то, что объяснило бы летний скандал (версия о недорепетированности не работает, потому что сейчас на репетиции было еще меньше времени из-за выпуска предыдущей премьеры) - и ничего экстремального не происходит. Европейские СМИ, летом обсуждавшие эту историю, выдвигали версию, что было шокировано тем, что главным героем спектакля в Большом стал «изменник родины» даже больше, чем тем, что этот герой был геем. (Министерство культуры категорически отрицает любое участие в скандале.)

Тема измены родины действительно присутствует в спектакле: аукционист, превратившийся в некоего персонажа по имени Серый, зачитывает докладную записку о слишком вольном поведении Нуреева во время парижских гастролей Мариинского - тогда Кировского - театра, и пока он читает, артисты сидят за железными загородками (такими, как выставленные у Большого перед премьерой), как зверьки в клетках: они не должны покидать свои комнаты в отеле без сопровождения уполномоченных лиц. Через эти решетки и прыгает герой, отказываясь вернуться в СССР. В докладной записке (из-за которой советское начальство решило вернуть Нуреева с гастролей досрочно, а он решил бежать, - вообще-то он не собирался оставаться на Западе и закупал в Париже ткани для будущих костюмов) с железобетонной интонацией говорится о прозападном рвении Нуреева и его «общении с сомнительными людьми, некоторые из которых - педерасты». В этот момент зал Большого дружно хмыкает, оценив откровенность советских служебных документов - и иронию ситуации, когда именно стукач, озабоченный постельными приключениями танцовщика, становится причиной его бегства в аэропорту и так называемой «измены родине».

У спектакля - болезненный, яркий, трогательный финал. Он связан с «Баядеркой», последним проектом Нуреева, где танцовщик, смертельно больной, пробовал себя в роли дирижера. Герой неверной, пошатывающейся походкой спускается со сцены в оркестровую яму, дирижер уступает ему место - и звучит мелодия из последнего акта «Баядерки», из картины «Тени». (Илья Демуцкий, создавший партитуру балета, использовал много цитат из знаменитых произведений - и балетов, и «Адажиетто» Малера). В старинном балете Петипа с гималайских гор сходят девушки-привидения в белоснежных пачках, обещая героям холодную высшую справедливость. В балете Посохова и Серебренникова среди танцовщиц оказываются и танцовщики, но картина «Теней» говорит все о том же: призраки не исчезают, они имеют право на голос и право на память.

Как и вполне живые, но отделенные от театра домашним арестом люди. На поклонах постановочная группа во главе с Юрием Посоховым вышла на сцену в футболках с портретом Кирилла Серебренникова и призывом «Свободу режиссеру». Зал приветствовал этот выход овацией.

Первое, что приходит в голову после получения такой ошарашивающей новости, это, конечно, продолжение «дела Серебренникова и его Седьмой студии». В недрах Большого сразу предположили, что это "рука" Минкульта и будто это решение Мединского (по аналогии с "Тангейзером"). Но министр оказался не при чем: он сам об этом узнал в субботу, находясь в Петербурге, где проводил заседание коллегии своего ведомства.

Спектакль действительно посвящен неоднозначной и скандальной фигуре легендарного танцовщика XX века Рудольфа Нуреева, сексуальная ориентация которого и смерть от СПИДа общеизвестны. Не собирался обходить этот момент в своем новом спектакле и режиссер Серебренников. Скажем, известно, что в балете был намечен такой персонаж как Эрик, намекающий на горячую любовь всей жизни Нуреева к известному датскому танцовщику Эрику Бруну. Но спектакли, книги и фильмы на эту тему выходят в России уже давно (например, «Нездешний сад» посвященный Нурееву в театре Романа Виктюка, многочисленные документальные фильмы на российском телевидении), и никаких запретов на них не было…так что это тоже не повод.

Однако в новом спектакле режиссер Серебренников, говорят, был намерен зайти гораздо дальше простого факта сексуальной ориентации всемирно известного танцовщика. Так, в появившейся было на сайте Большого, но вскоре затем удаленной программе спектакля, значился эпизод «Булонский лес», который уже успел изрядно нашуметь на просторах интернета. Кто-то из артистов снял момент репетиции и слил это в социальные сети: на заснятом видео запечатлена красноречивая сцена парада трансвеститов в Булонском лесу, мальчики из кордебалета Большого театра в репетиционных костюмах и женских туфлях на шпильках оттачивают свою походку. Поэтому версия запрета такой скандальной премьеры в главном театре страны, да еще в сочинении опального режиссера Серебренникова, не так уж невероятна.

Однако, сами артисты с которыми удалось связаться обозревателю "МК", эту версию ставят под сомнение:

Во-первых не отмена спектакля, а перенос на следующий сезон – разубеждает меня танцовщица труппы, пожелавшая остаться неизвестной (после скандала с Цискаридзе по договору артистам Большого, как и на Западе, без позволения дирекции запрещено давать интервью). А во-вторых, с премьерой просто не успевают. Показывать просто нечего! Состоялись прогоны, так там даже первое действие толком собрать не могут. Так и шли репетиции через пень колоду: то хореографа Юрия Посохова дождаться не могут, то режиссера Кирилла Серебренникова. Да и труппа только недавно вернулась после длительных гастролей в Японии. Так что репетиций было мало, спектакль просто не готов… Как его показывать? Я понимаю, велик соблазн связать это с запретом, но судя по всему это не так…

Так что что какую из версий нам объявит руководство Большого театра на пресс-брифинге в понедельник приходится только гадать. Но факт остается фактом – спектакль перенесен на неопределенное время, а значит отменен. Пока. Тем не менее работа над ним не останавливается и по последней информации в субботу вечером в театре состоялась очередная генеральная репетиция…

"Нуреев" в Большом: рецензия на спектакль Кирилла Серебренникова, который никто не увидит

Вслед за Владимиром Кошевым - актером постановки "Нуреев", премьера которой должна была состояться сегодня в Большом, но которая по решению театра перенесена на следующий сезон, - об этом балете нам рассказал кандидат искусствоведения, историк музыкального театра Дмитрий Изотов, оказавшийся в числе зрителей прогона "Нуреева". Какой он - новый резонансный спектакль Кирилла Серебренникова? Представляем профессиональный взгляд очевидца.

Скандал вокруг постановки "Нуреева" продолжает набирать обороты. Журналисты собирают в интернете информацию по крупицам, чтобы описать спектакль, который никто никогда не увидит. На единственный прогон, состоявшийся в субботу 8 июля, дирекция Большого театра отказалась пускать зрителей. И хотя в зале находились некоторые медийные лица - Роман Абрамович, Михаил Швыдкой, Вадим Верник, Сергей Филин, Константин Богомолов - все же основными зрителями прогона были сотрудники театра и сами артисты, участвующие в постановке.

Хор и миманс, отыграв свои сцены, бежали на пятый этаж, чтобы занять места на ярусах и посмотреть спектакль, который еще не вышел, но уже стал легендой. В Большом театре случайно оказался и я - за несколько минут до начала первого акта мою фамилию внесли в секретный список приглашенных гостей. В зале была какая-то особенная творческая атмосфера - все понимали, что присутствуют на важном историческом событии. В постановке принимали участие около 600 человек, включая производственные цеха, и при этом все знали, что играют "Нуреева" первый и последний раз.

В основе сценарно-режиссерского хода биографического спектакля - знаменитый аукцион "Кристи", на котором продавались личные вещи Рудольфа Нуриева. Их было два - французский и американский. Так и начинался спектакль, со слов ведущего-аукциониста, который на двух языках бойко рассказывал о представленных лотах. В этой драматической партии выступили два приглашенных артиста - в первом акте Игорь Верник, во втором - Владимир Кошевой.

Им предназначается главная сопровождающая линия, связывающая разрозненные эпизоды из жизни легендарного танцовщика в целое театральное полотно. Многочисленные гости аукциона - артисты миманса (набранные из "Мосфильма" и Большого театра) пожилые леди и господа в роскошных вечерних нарядах, повторяли знаменитые па Нуриева, при перечислении продаваемых лотов. Главная особенность спектакля - совмещение оперы, балета и драматических отрывков.

Серебренников придумал современное высказывание "большого стиля" - с хоровыми сценами, массовкой, кордебалетом, сольными партиями и отчасти провокационными приемами. При совмещении разных элементов театрального представления складывался увлекательный триллер - байопик из жизни Нуреева, сочетающий документальную хронику и сцены из реальной жизни танцовщика.

Сцена из постановки "Нуреев"

Все начинается с танцевального класса балетного училища им. А.Я. Вагановой. На стене ее портрет соседствует с портретом Николая II. Меняются лидеры-правители, сначала Ленин, потом Сталин, Хрущев, завхоз и уборщица втыкают в них цветы, и только неизменно на молодых студентов смотрит Агриппина Ваганова. Характер Нуриева задается уже в первой сцене. Хореограф Юрий Посохов подчеркивает его творческий эгоизм и заносчивость характерным жестом: в дуэте с молодой балериной он грубо отталкивает ее, чтобы быть первым, подчеркнуть свою значимость.

Роль Нуриева на прогоне исполнял Владислав Лантратов - харизматичный, дерзкий, амбициозный солист. Знаменитый "прыжок в свободу" - бегство Нуриева на запад, решена как патриотическая сцена с участием большого хора - советских грузных женщин в концертных платьях с блестками и с узнаваемыми прическами-начёсами. Вот перед хором появляется солистка - парафраз Людмилы Зыкиной, великолепная партия в исполнении Светланы Шиловой. Она исполняет гимн гордости за свою страну и отечество:

Дни стояли сизые, косые
Непогода улицы мела,
Родилась я осенью в России,
И меня Россия приняла.
Хор подпевает:
Родину себе не выбирают,
Начинают верить и дышать
Родину на свете получают
Неизменно как отца и мать. Фраза "Родину себе не выбирают" станет рефреном всего спектакля и повторится еще не раз, но уже в финале. Доносчик (Игорь Верник) зачитывает факты из реального дела о побеге Рудольфа Нуриева, и исполнитель главной партии перепрыгивает за ограждения, оставляя позади и патриотический хор, и бодро танцующих молодых спортсменов-комсомольцев, загнанных в клетки-решетки. Начинается новая жизнь Нуриева.

Развратный Булонский лес заполняется трансвеститами - артистами мужского кордебалета на каблуках. Они, как макбетовские ведьмы, закручивают героя в водоворот соблазнов квартала красных фонарей. Далее - сцена знаменитой фотосессии Ричарда Аведона, который уговорил Нуриева сфотографироваться полностью обнаженным. В этом момент на несколько секунд на заднике сцены появляется настоящая фотография голого Нуриева, которую Большой театр приобрел у правообладателя известного снимка. Обнажается и сам Владислав Лантратов , оставляя на себе только телесного цвета бандаж, прикрывающий самое интимное место. В вихре танца героя преследуют и многочисленные папарацци, и падкое до скандалов светское общество.

Тема гомосексуализма продолжается в дуэте Нуриева и его наставника, а позднее и любовника - Эрика Бруна (Денис Савин). В черных, подчеркивающих мускулатуру танцовщика штанах и водолазке, с неизменной сигаретой во рту он обнимает Нуриева, одетого во все белое - так начинается мужской эротический дуэт. Секс, страсть, любовь и отчаяние сплетаются в провокационной, но в то же время деликатной хореографии Юрия Посохова. Звучит текст Аукциониста о записке Рудольфа Нуриева, написанной на обороте бланка госпиталя в городе Торонто, которая никогда не была передана умершему от рака легких его любовнику Эрику Бруну. Эта сцена пробирала до мурашек и сопровождалась зрительскими овациями. Так заканчивается первое действие спектакля.

Второй акт также начинается с аукциона. На этот раз Владимир Кошевой через представленные лоты ведет рассказ о творческой судьбе танцовщика: на сцене великолепная Марго Фонтейн, которая помогла Нуриеву в начале зарубежной карьеры. Дуэт Марии Александровой и Владислава Лантратова - один из лучших лирических эпизодов спектакля. Она олицетворяет женское начало, он - мужскую страсть.

Далее череда смены партнерш, но везде солирует Нуриев. Владимир Кошевой изумительно читает трогательные лирические письма, написанные Аллой Осипенко и Натальей Макаровой специально для этого спектакля. Соло танцует Екатерина Шипулина. В ее танце и воспоминания, и изломанность судьбы, и безответная любовь. Нуриев безусловный король, пред которым преклоняется общество его многочисленных поклонников.

Следующая аллегорическая оперная сцена представляет одну из его ролей - Короля-Солнца Людовика XIV. На сцене появляется массовка в роскошных барочных костюмах и карнавальных масках. Контртенор поет арию на стихи Бодлера в сопровождении экзальтированных танцев стилизованного кордебалета. Аукционист продолжает объявлять лоты, а Нуриев продолжает танцевать на износ.

В финале под известие о болезни Нуриева на сцену выходит весь балет. Аукционист называет последний лот - дирижерскую палочку, с которой Нуриев впервые выступил как дирижер Венского симфонического оркестра. Под аплодисменты зрителей главный герой спускается в оркестровую яму и играет знаменитые "Тени" из балета Минкуса "Баядерка". Балет выполняет заученные па. Среди теней - и мужчины, и женщины. Они заполняют все пространство сцены. Музыка замолкает. Но тени продолжают делать свои монотонные движения, а Рудольф Нуриев дирижирует тишиной. Занавес.

Музыка Ильи Демуцкого настоящее открытие: кованный ритм нуриевских нервных всплесков, стилизация советских песен, задушевные лирические темы, а также многочисленные цитаты мировых балетных шедевров складываются в целостную палитру музыкальных откровений. Конечно, главная тема спектакля - это не скандальная жизнь знаменитого танцовщика. Это мощный современный спектакль о свободе и о том, что "родину себе не выбирают". Аплодисменты и овации, которые устроили все причастные к спектаклю на сцене Большого театра, говорят сами за себя. Плакали все - от режиссера до костюмеров. Эта несостоявшаяся премьера - уже история. История современной России, которую мы не выбираем.



Loading...Loading...