Воронеж. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Храмы уфы Рождество богородицкая церковь в уманском

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (по материалам книги "Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Лебедянский район. Часть I / А.И. Гамаюнов, А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2009. — 416 с."):

Расположенную в бывшей Пушкарской слободе у подножия Тяпкиной горы, Рождество-Богородицкую церковь иногда называют "Подгородней" или "Подгоренской". Храм представляет значительный интерес как памятник архитектуры в стиле "московское барокко", и является самым древним храмом Лебедяни, исключая монастырские церкви Троицкой мужской обители.

Уже в конце XIX — начале XX в. в самой никто не помнил времени построения Рождество-Богородицкого храма, и жители города ссылались на предание, согласно которому церковь существовала более 300 лет.

И следует признать, что народное предание, как это бывает весьма часто, с большой долей точности сохраняло историческую информацию. Действительно, деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы впервые упоминается в писцовых книгах 1627-1628 гг.: "За острогом на посаде, на берегу реки Дону слобода Пушкарская, а в ней церковь древяна клетцки, с папертью, во имя Рождества Пречистыя Богородицы, а в церкви Божие Милосердие образы и сосуды церковные и ризы и колокола и всякое церковное строение мирское, а книги строенья попа Савелья, да псалтирь со следованьем большая печать данье государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея Русии жалованье…"

В 1663 г. деревянная Рождество-Богородицкая церковь сгорела, и вместо неё была построена новая, но вот была ли она деревянная или каменная — пока неизвестно. Историк П.Н. Черменский считал, что каменная церковь того же храмонаименования с приделом святых Космы и Дамиана построена была во второй половине XVII в. Но во всех документах второй половины XVII столетия о Рождество-Богородицком храме не говорится как о каменном, хотя факт каменного строительства в это время в был уникальным, несмотря на существовавшие каменные постройки в Троицком мужском монастыре, и следовало бы ожидать, что авторы документов того времени первую городскую каменную церковь обязательно упомянут. Тем не менее, в окладных книгах Рязанской митрополии 1676 г. находим следующие сведения о самом храме, количестве церковной земли и прихожанах: "Церковь Рожества Пресвятыя Богородицы в Пушкарскай слободе на посаде. У тое церкви двор попа Андрея. Двор Дьячков. Да двор попа Василья. Церковныя земли восмь чети в поли, а в дву патому ж. Сенного покосу и рыбных ловлей нет. Да в приходе к той церкви: тридцать девять дворов пушкарских, два двора подьячих, один двор посатцкого человека. И всего сорак четыре двора". В писцовой книге Лебедянского уезда "письма и межевания" стольника Юрия Фёдоровича Шишкина и подьячего Василия Тёмного 1685-1686 гг. значится: "…в Пушкарской слободе церковь Рожества Пресвятыя Богородицы. Около той церкви на кладбища земли в длину по речке Сухой Городенке подле проезжей улицы тритцать три сажени, по другую сторону в длину подле роезжего переулка тритцать пять сажен, поперешнику по берегу реки Дону осмнатцать сажен, другова поперешнику от пушкарских дворов по проезжей же улице дватцать сажен. У той церкви двор попа Василья, двор дьячка Стенки Кирилова, да место пономарево, да просвирнино. Да на той же церковной земле за ним, попом, во дворе бобыль Микишка Семенов сын Иноземец з детьми с Меркушкою, с Харкою, с Ефимком, з Давыдком…"

Первое упоминание в документах каменного Рождество-Богородицкого храма содержится в переписных книгах 1710 г.: "Пушкарская слобода, в той слободе церковь во имя Рождества Богородицы, да придел св. чудотворцев Космы и Домиана каменная… В деревне Крутой за Богородицким попом Ияковом Васильевым два двора бобыльских…" Как видим, здесь впервые упомянут и придельный храм святых Космы и Дамиана. Поскольку ранее, в документах 1676, 1678 и 1685-1686 гг. о придельном алтаре ничего не говорилось, можно сделать предположение, что каменный храм в Пушкарской слободе был построен между 1686 и 1710 г.

Натурное обследование ныне существующего Рождество-Богродицкого храма показывает, что собственно храм и северный придел были заложены одновременно с общей для них трапезной, поделённой на две равные части центральным столбом и двумя подпружными арками, расположенными вдоль продольной оси храма. Поэтому продольная ось трапезной не совпадает с продольной осью храмовой части и смещена к северу. Храм построен по типу восьмерик на четверике и был увенчан высоким куполом со световым барабаном, с луковкой и крестом на подкрестном яблоке. С восточной стороны к четверику храма первоначально примыкали три полукруглых апсиды, соединённых между собой переходами. Алтарная апсида была в два раза шире боковых, в которых размещались ризница и дьяконник. Из храма в апсиды вели три дверных проёма с полуциркульными перемычками. Особенностью храма является отклонение алтаря на 20 градусов к северу, а также ступенчатые паруса, три яруса голосников, один в верхней части четверика, два в восьмерике и тябловый иконостас. Под полом северной половины храма было помещение со входом с северной стороны. Колокольня, выполненная в классическом стиле, была пристроена к храму в самом конце XVIII столетия. Венчал колокольню гранёный купол и высокий золочёный шпиль с крестом на подкрестном яблоке.

По описанию 1856 г., Рождество-Богородицкая церковь "состоит из алтаря, храма и трапезы, в которой находится в пристроенном с севера застенке придел святых Космы и Дамиана. Алтари и трапеза освещаются в один свет, а храм в два света". Космодамиановский придел в это время уже отапливался и служил, по всей видимости, для прихожан зимним храмом. В главном иконостасе "…пять тябл с иконами темного письма. Царские врата резные, вызолочены, с резными вызолоченными изображениями архангела Михаила с ветвью, Божией Матери, четырёх евангелистов и шести херувимских головок. Древняя икона Казанской Богоматери писана по тёмному полю орехового цвета. В приделе заслуживают внимания две иконы святого Николая с мечом в правой руке и с видом храма в левой 1) старинного письма в басменном окладе, на котором вырезано: "174 (1666) год. Москва", а 2) резной, на липовой доске в серебряной вызолоченой ризе".

В 1875 г. алтарная апсида перестроена и расширена. После этого она приобрела прямоугольную, со скруглёнными углами форму, а в самом алтаре вместо трёх сводов сделан один. При этом была растёсана центральная арка входа в алтарь и растёсаны два новых боковых входа, ближе к центральной оси, с сохранением старых. В настоящее время в главный алтарь ведут пять дверных проёмов. Одновременно с перестройкой апсиды были растёсаны двери и окна в первом ярусе храмовой части и трапезной, тогда же срублены барочные наличники, которые представляется необходимым восстановить вместе со старыми проёмами по образцу сохранившихся до настоящего времени барочных наличников и окон второго яруса, что придаст храму перво-зданный, более интересный и древний вид. После перестройки Рождество-Богородицкая церковь вновь была освящена 15 сентября 1876 г.

Через десять лет после этого священник храма Рождества Богородицы о. Димитрий Бажанов заполнил метрику, разосланную Императорским Археологическим обществом по епархиям Русской Православной Церкви для сбора сведений обо всех храмах, построенных до 1800 г. Благодаря ей мы сегодня можем представить себе много из внешнего и внутреннего убранства Рождество-Богородицкого храма, не "пережившего" лихие времена XX столетия: "Наружные стены гладкие, посередине церкви есть пояс, выделанный из кирпича, в средине украшенный зубцами из кирпича (поребрик. — Прим. авт. ), на углах стен есть колонки из кирпича гладкие. Других фигур нет. Карнизы есть вверху, под самой крышей, в виде поясков и зубчиков… Кровля на храме несколько выгнута, восьмигранная, покрыта зелёной краской. Фонарь глухой, шестигранный, прямо над сводами, покрыт белым железом, есть на фонаре предглавие и пояс, украшенный золочёными ложечками. Глава одна сделана из белой жести, украшена узорчатым поясом и золочёными ложечками, под самым крестом главка золочёная». Крест на церкви железный, четырёхконечный, вызолоченный. Дверей три, паперть с одной стороны. Колокольня формы четырёхугольной, в три яруса, в нижнем на углах по четыре колонки полукруглые, во втором ярусе по две колонки полукруглых и две гладких, а в третьем ярусе на углах по три колонки полукруглых, кроме того, колокольня украшена карнизами, отливами и зубцами. Колоколов шесть, два больших отлиты в настоящем (XIX в. — Прим. авт. ) столетии, а четыре — древние. Стены внутри окрашены масляною розовою краской, не расписаны… Иконостас деревянный, старого устройства, тело его белое, есть местами резьба золочёная, Царские двери из двух створок, с резьбой". В главном иконостасе все иконы были старого письма и кроме образа Спасителя не были поновляемы. В иконостасе же придельного алтаря в тёплой церкви все иконы относились к концу XIX в. Престол в главном алтаре был деревянный с кипарисовой верхней доской. Солея обыкновенная, деревянная, на две ступени выше. Амвон обыкновенный, деревянный. Оба клироса полукруглые, белые, без украшений. Пол везде деревянный.

Согласно страховым оценкам 1910 г., Рождество-Богородицкая церковь снаружи была окрашена масляной краской, а внутри оштукатурена и окрашена.

Длина её с колокольней составляла 48 арш., наибольшая ширина 19 арш., высота до верха карниза 12 арш., больших окон 14 и малых 8. Иконостас в настоящей церкви длиной 12 и высотой 12 арш. (оценён в 4000 руб.), в трапезной длина иконостаса 9 и высота 5,5 арш. (оценён в 1000 руб.), трапезная отапливалась 3 голландскими печами, колокольня в три яруса, высотой до верха карниза 37 арш., ближайшая постройка — кирпичный жилой дом священника Бажанова, в 15 саженях с южной стороны.

Достопримечательностями храма в начале XX столетия являлись Казанская икона Божией Матери "весьма древнего письма, особо чтимая за чудотворную", иконы Рождества Богородицы и "Сошествие во ад", Евангелие 1703 г. и медный ковчег XVII в.

В Рождество-Богородицком храме Лебедяни изъятие ценностей проходило 25 марта 1922 г. В результате приход лишился серебряной ризы с вызолоченным венчиком весом 6 фунтов 9 золотников. Риза эта была снята с чтимой иконы Спасителя, находившейся в иконостасе с правой стороны от Царских врат, и сделано это было по настоянию председателя уисполкома вопреки протестам комиссии.

В 1925 г. храм Рождества Пресвятой Богородицы был поставлен на учёт отделением музеев Главнауки Наркомпроса. В это время в храме служил протоиерей Иоанн Семёнович Богословский.

После 1929 г. Богородицкая церковь закрыта и впоследствии поменяла нескольких хозяев. Сначала здесь была мастерская, до войны работала плодоовощная сушилка, а после войны — колбасный цех, ремстрой участок КБО, размещались склады. В алтаре хранился цемент, и попавшая влага превратила его в многотонный бетонный монолит.

Колокольня была разрушена ещё в 1930-е гг., и теперь её можно увидеть лишь на картине Б. Кустодиева и редких фотографиях начала XX в.

Затем Рождество-Богородицкий храм долгое время пустовал, обезображенный и осквернённый. Особенно сильно пострадала от вандализма и времени трапезная. И лишь только под куполом в храмовой части сохранились остатки росписей и лепные украшения начала XIX в.

К восстановлению храма приступили только с началом третьего тысячелетия. Силами прихода Ново-Казанского собора на храме установлена временная железная кровля. В последнее время начались работы внутри храма, в ходе которых наполовину заложена подпружная арка придельного алтаря, а на второй (северной) половине поставлен каменный столб, делящий её пополам. Впереди предстоит полноценная, опирающаяся на комплексные научные исследования реставрация Рождество-Богородицкого храма, являющегося одним из самых древних и интересных церковных сооружений Лебедянской земли.

Православный храм
Рождество-Богородицкий собор
54°43′38″ с. ш. 55°58′25″ в. д. H G Я O L
Страна Россия Россия
Город Уфа
Конфессия Православие
Епархия Уфимская
Благочиние 1-е, Уфимское
Дата основания 1889 год
Строительство - годы
Приделы Архангела Михаила, святителя Николая Чудотворца
Статус Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 021410060340005 (ЕГРОКН). Объект № 0310054000 (БД Викигида)
Состояние действующая
Сайт nativity-virgin.cerkov.ru
Собор Рождества Богородицы на Викискладе

Кафедральный соборный храм Рождества Богородицы - соборный (с мая 2016 г. ) храм Уфимской епархии Русской православной церкви , расположенный в Кировском районе города Уфы Республики Башкортостан . Самый вместительный православный храм Уфы, который может принять в любые дни до нескольких тысяч человек одновременно .

Храм представляет собой небесно-голубого цвета здание с золотыми куполами. Высота собора - 21 м, колокольни - 47 м. Нынешний облик храма - это, по меньшей мере, четвертая реконструкция здания. В отделке стен и пола использован камень - розовый итальянский, белый греческий и желтый пакистанский мрамор. Зеленые плитки мозаики - итальянский серпентинит, серо-голубые - южноафриканский гранит. Все стены и потолки расписаны.

История

Краснокирпичная приходская церковь Рождества Богородицы была заложена в 1889 или в 1901 г. на месте, подобранном уфимским епископом Антонием (Храповицким) . Строительство храма затягивалось, пока не помог деньгами уфимский купец Никифор Миронович Патокин.

23 августа 1909 года на колокольню построенного храма были подняты колокола. Из восьми установленных колоколов самый большой весил 50 пудов 35 фунтов, самый маленький - 10 фунтов. Церковь была кирпичной, с трехъярусной колокольней и деревянным одноглавым куполом, обитым железом и окрашенным в кирпичный цвет. На куполе колокольни и алтаря были железные кресты, бронзированные через огонь, крыша покрыта железом и окрашена в зелёный цвет. Полы асфальтовые, края цементные. Длина церкви, считая и колокольню, 206,5 саженей, наибольшая ширина 10,5 саженей.

6 сентября 1909 г. преосвященным Нафанаилом, епископом Уфимским и Минзелинским, было совершено освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы. Первым настоятелем был Василий Григорьевич Лезенков.

После революции в 1919 г. здесь разместился госпиталь, но при этом храм оставался действующим. Постановлением Президиума БашЦИК от 5 апреля 1934 года церковь была закрыта, здание было передано «Башкино» в декабре 1935 г. для установления звукового кино. Согласно Постановления Горсовета от 16 октября 1938 г. в здании храма разместились авиамастерские.

Постановлением Уфимского Горсовета № 224 от 21 июня 1955 г., здание церкви было передано под кинотеатр, который получил наименование «Йондоз». При этом была уничтожена купольная часть и наполовину снесены опорные столбы. Кинотеатр находился в помещении храма до 1991 г.

Постановлением решения Горисполкома № 14/608 от 21 августа 1991 г. здание возвращено Русской православной церкви . Первым настоятелем после открытия храма был Борис Борисович Развеев. Началась перестройка бывшей приходской церкви под собор епархии. С благословения Никона епископа Уфимского и Стерлитамакского о. Борис произвел реконструкцию храма. Храм был расширен, надстроена колокольня, покрыта железом крыша.

Реконструкция здания продолжалась около 15 лет. Руководитель творческого коллектива - А. П. Фаворский. Главный архитектор проекта - Елена Алексеевна Фаворская.

По историческим сведениям известно, что через 12 лет, после первоначального заселения Острогожска, то есть в 1664 году, сюда прибыла новая партия казаков – черкас из Польской Украины. По распоряжению начальства этих людей поселили на необжитом месте в западной части города, у реки Острогощи. Так как партия новых казаков вступила в состав Острогожского полка в качестве новой прибывшей сотни, то и само поселение этих казаков получило название «Новая сотня».

Острогожск в то время представлял мощную укрепленную крепость с высокими стенами. Поселившимся за этими стенами казакам неудобно было пользоваться городскими церквями. Так и началу 70-х годов XVII века они соорудили свою деревянную церковь, во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Эту церковь еще называли Казацкой.

Первоначальное деревянное здание Рождества – Богородицкой церкви было сооружено настоль прочно, что простояло свыше 100 лет, до 60 годов следующего столетия.

В 1768 году прихожане составили подписку на сооружение новой каменной церкви. Первыми людьми, которые, пожертвовали на строительство, были полковник Бердяга и протопоп Михаил Иванов. Из за недостатка материальных средств, новая церковь строилась долго. Только к 1782 году каменное здание было построено. В этом же году состоялось освещение придельного престола во имя Ахтырской иконы Богоматери.

Через 100 лет, в 1882 году к церкви с двух сторон были пристроены два придельных алтаря. Один алтарь был сооружен в честь иконы Божьей матери «Скорбящих радость». Эта икона была чтима и чествуема острогожцами с незапамятных времен.

После постройки этого алтаря приступили к сооружению другого такого же с правой стороны, в честь существовавшего здесь второго престола Ахтырской иконы Богоматери. В сооружении этого престола принимал активное участие Ахтырский гусарский казачий полк, который стоял здесь вместе с Острогожским полком. В церкви об этом осталась память – пелена на Ахтырской иконе в виде небольшого воинского знамени с орлом, вышитая золотом.

Из святынь храма особо отмечалась так же Казанская икона Божьей матери и икона Николая Чудотворца, работы местного золотых дел мастера Павленкова.

В Рождество – Богородицкой церкви служил замечательный человек, острогожскии летописец
Д.Склобовский, переведенный сюда из Верхней Тишанки, Бобровского уезда. Прослужил он здесь с 1879 по 1884 годы. В следующем 1885 году Склобовский был возведен в сан протоиерея,
А в 1886 г. переведен в Троицкий собор настоятелем.

Валерий Волошин

Вокзальная Никольская церковь упоминается в письменных документах в конце ХIХ века. Сохранившаяся в изданном в 1899 году очерке "Уфимская епархия" запись гласит о том, что Никольская церковь при Уфимском железнодорожном вокзале была построена в 1897 году по инициативе служащих Самаро-Златоустовской железной дороги. Строительство церкви было приурочено к помолвке Императорской Четы. Первоначально храм был деревянным, но вскоре его перестроили из кирпича.

В 1923 году Никольская церковь оказалась в числе первых в списке подлежащих закрытию храмов. То здание, которое предстает взорам жителей и гостей города в наши дни, расположено на месте кирпичной церкви, однако само оно было построено в 1951 году. Сейчас церковь занимает помещения, прежде принадлежавшие клубу, в которых располагался кинозал. К сожалению, до наших дней не сохранилось ничего из церковной утвари XIX - начала XX веков.

Симеоно-Верхотурский храм

Храм Симеона Верхотурского Чудотворца, освященный в честь одного из известнейших уральских святых, имеет не слишком длинную, но весьма богатую историю. Его появление в конце XIX века связано с развитием нового городского района, прилегающего к только что построенной железной дороге. С началом движения поездов по Самаро-Златоустовской железной дороге началось активное заселение Северной слободы, и Никольская вокзальная церковь перестала справляться с возросшим числом прихожан.

Для того, чтобы обеспечить нужды расширившегося прихода, в 1902 году было начато строительство Симеоновского храма. Крестово-купольный бревенчатый храм на каменном фундаменте был построен в короткие сроки - за год с небольшим. Главный престол нового храма был освящен во имя Святого Симеона Верхотурского, а два боковых были посвящены Святому Алексию человеку Божию и Святому благоверному князю Михаилу Тверскому.

В сентябре 1931 года была предпринята попытка закрыть храм, но прихожане выступили с решительным протестом и сумели убедить городские власти. Однако на следующий год после репрессий церковь все-таки была закрыта и передана расположенному по соседству техникуму под учебные мастерские. Тогда же началось разрушение храма - снесли колокольню, а после войны – центральный барабан.

Весной 1990 года Симеоно-Верхотурский храм был возвращен епархии. Начался сложный процесс восстановления. Изношенные стены пришлось разобрать, чтобы начать строительство нового храма. И в 1991-1994 годах на старом фундаменте была возведена новая Симеоновская церковь. Средства на строительство собирали всем миром, немалую сумму внесла Алла Пугачева.

Богородско-Уфимский храм

Основание Богородско-Уфимского храма связано с чудом, случившимся в начале XVII века неподалеку от места расположения будущей церкви. Одному из жителей деревни явилась икона Казанской Божией Матери, которая помогла спасти село от беды. Вскоре после ее обретения, на месте явления иконы забил целебный источник, а самому образу стали приписывать многочисленные чудеса. Согласно преданию, не раз чудотворный образ Богородицы спасал село и город от страшных бед и эпидемий.

Чудеса, творимые иконой, продолжались на протяжении всего XVII столетия, и однажды церковное руководство решило перенести образ в Уфу, а в селе оставить точную копию иконы. Постепенно все смешалось в сознании людей и они перестали различать, которая из икон является оригиналом, а которая - копией. Каждый год к месту обретения иконы и целебному источнику совершались многотысячные крестные ходы, а икону стали почитать настолько, что буквально обвешали ее дарами и драгоценными камнями. Но в 1930-е годы случилась беда - обе иконы исчезли бесследно, сохранившись только в память народа.

Первый Богородско-Уфимский храм был построен в 1725-1727 годах - это была деревянная церковь, простоявшая чуть более ста лет и сгоревшая в пожаре 1873 года. Однако довольно скоро был построен и освящен новый кирпичный храм. В 1933 году церковь была закрыта и перестроена - разобраны боковые главы и колокольня, а здание передано школе для умственно-отсталых детей. Церковь получила храм в свое ведение только в 1990 году.

Рождество-Богородицкий храм

Рождество-Богородицкий храм является одним из красивейших архитектурных памятников Уфы и ее главным православным храмом. Строительство собора началось в 1889 году, однако вскоре работы приостановилось по причине нехватки средств. Неизвестно сколько лет тянулся бы этот процесс, если бы на помощь епархии не пришел известный уфимский купец и Н.М. Патокин. Он выделил необходимую сумму и храм был возведен.

Церковь была построена из кирпича, как и трехъярусная колокольня. Купола были обиты железом и увенчаны железными крестами, покрытыми бронзой. В августе 1909 года на колокольню были подняты восемь колоколов, вес самого большого из которых составлял более 50 пудов, а самого маленького - 10 фунтов. Общая высота церкви, включая колокольню, составила 21 сажень, или около 45 метров. В том же году состоялось освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы.

После революции храм не был закрыт и функционировал на протяжении 20-х - начала 30-х годов. Однако в 1934 году власти города закрывают церковь, а все церковное имущество к тому времени уже было разграблено. Старожилы вспоминают, что в разное время в здании размещалась тюрьма, небольшой завод, а затем кинотеатр. Только в 1991 году храм был возвращен Русской православной церкви и после продолжительной реконструкции открыл свои двери для верующих.

Спасский храм

Спасский храм когда-то являлся одним из наиболее выразительных памятников архитектуры в Уфе. Он был построен между 1824 и 1845 годами по аналогии со знаменитым Казанским собором в Петербурге - с колоннадой и двумя колокольнями. Он появился на месте старой деревянной Благовещенской церкви. Иконы для иконостаса были написаны московскими мастерами и выполнены в древневизантийском стиле.

В годы становления советской власти Спасский храм пережил жестокое и кощунственное отношение. Как и множество российских храмов и монастырей, он не был сохранен ни как культовый объект, ни как памятник архитектуры. В 1929 году церковь была закрыта, а в здании храма устроили общежитие техникума. В последующие годы в здании базировалось Управление кинофикации Башкирии, а также столярные мастерские республиканского реставрационного управления.

В годы советской власти были полностью разрушены обе колокольни и колоннада, алтарь и центральный барабан. Здание пришло в аварийное состояние, почти полностью были уничтоже­ны уникальные фрески - и это далеко не полный список разрушений. В наши дни судьба Спасского храма остается неясной, несмотря на то, что он возвращен верующим и богослужения возобновились.


Достопримечательности Уфы

Рождество-Богородицкий храм – действующий кафедральный собор Уфы. Церковь по праву считается одним из самых крупных во всей республике, одновременно в нём на службе может пребывать около трёх тысяч прихожан.

Храм - настоящий архитектурный шедевр, небесно-голубого цвета и с золотыми куполами. В высоту храм достигает 21 метра, а если считать с колокольней, то и все 47 метров. К сожалению, до нас не дошёл первоначальный облик храма, поскольку его реконструировали 4 раза. В отделке использовался мрамор, привезенный из Греции, Италии и Пакистана. Декоративная мозаика собрана из гранита и серпентинита. Также присутствует множество фресок на библейскую тему.

История Рождество-Богородицкого храма

Первый камень в строительство церкви заложили в 1889 году. Стройка затянулась на долгие годы, но затем финансовую помощь предложил Никифор Миронович Патокин, местный купец.

Спустя 20 лет от начала стройки, в 1909 году храм был открыт для прихожан. Изначально собор был построен из кирпича, имел колокольню и купол из дерева, который был обит покрашенным в красный железом. Купола были украшены массивными крестами покрытыми бронзой. Первоначальные размеры церкви – длина – 206,5 саженей (с учетом колокольни), ширина – 10,5.

По окончанию революции в церкви разбили небольшую больницу, но это не мешало проводить службы.

В 1938 же году здесь были разбиты авиационные мастерские.

21 июня 1955 года городской совет поручил организовать кинотеатр, получивший имя «Йондоз». Во время перестройки строение лишилось большинства опорных балок и куполов. Кинотеатр был закрыт в начале 1991.

21 августа этого же года РПЦ (Русская православная церковь) вернули во владения здание церкви.

Кафедральный собор Уфы в наши дни

Храм начал свое возрождение с удивительного события. В Уфе начали мироточить несколько икон.

После возвращения здания в лоно РПЦ, настоятелем стал Борис Развеев. Он и начал постепенную реконструкцию. В процессе перестройки здания оно увеличилось в размерах, обзавелось колокольней, а крыша была отреставрирована и обита железом. Восстановление храма затянулось на 15 лет. Архитектором кафедрального собора выступала Елена Фаворская.

Внутреннее убранство также пришлось восстанавливать: стены отделали мрамором, пол выполнен из розового камня, в качестве декора выступает настенная мозаика из гранита и серпентинита, а также множество фресок. Свод расписан вручную. Храм считается одной из достопримечательностей Уфы.

Каждый день здесь проводятся службы, на которые приходят не только местные жители, но и туристы. Кафедральный собор стал настоящим центром духовной жизни христиан, исторической достопримечательностью и местом, в котором ведётся просветительная деятельность. Местный настоятель в 2003 году открыл воскресную школу для подростков и детей. Основная цель – воспитать из ребенка полноценную личность. Кроме этого при храме работает несколько кружков, где можно освоить искусство пения, декламации и т.п.

Адрес: Уфа, улица Кирова, 102



Loading...Loading...