Африканское племя тубу. Тубу. Самые выносливые люди на земле. Тубу в Ливии: политика Каддафи и восстания

Женщина народности тубу

💥 Долгожители пустыни Сахара: люди этого народа озадачили европейских исследователей. 💥

О выносливости народа тубу ходят легенды.

Тубу живут в самом сердце Сахары, на стыке Чада, Нигера и Ливии, на безводном высокогорном плато Тибести.

Они прекрасно переносят 50-градусную жару,
могут подолгу обходиться без пищи, совершая при этом длительные переходы по пустыне.

У этого народа достаточно большая продолжительность жизни и низкий показатель детской смертности.

Осенью прошлого года изучать загадочный народ отправилась международная экспедиция.

Эта поездка, организованная тремя бельгийскими университетами, никак не походила на прогулку.

Окрестный пейзаж напоминал снимки лунной поверхности — безжизненные кратеры, камни, небытие.

Ближайший оазис с тремя десятками финиковых пальм — в трехстах километрах.

Ученые проделали вместе с кочевым народом путь длиной в 2,5 км и убедились, что условия жизни тубу действительно экстремальные.

Никто из группы не смог бы провести там и нескольких дней,
если бы в снаряжение экспедиции не входили специально оборудованные палатки, переносные холодильники с автономным питанием и вездеходы с кондиционерами.

Ученых интересовало, каким образом тубу сопротивляются обезвоживанию организма? Чем они питаются?

Что обеспечивает их фантастическую выносливость — кочевники совершают переходы в 80-90 километров по каменистой пустыне, где температура редко опускается ниже 45 градусов в тени, если эту тень можно найти.

При этом тубу отличаются завидным для Африки долголетием, до преклонного возраста сохраняют зубы.

Тубу прекрасно сложены.

У них тонкие черты лица — прямой нос, ровные губы, живые глаза. Правда, из-за назойливой мошкары, не дающей покоя ни днем, ни ночью, белки глаз, особенно у детей, постоянно красные.

Базовый лагерь экспедиция разбила в местечке Бильма;
тубу приходят туда за солью, чтобы потом на верблюдах перевозить ее в страны, лежащие южней Сахары.

Контакты с тубу установились быстро.

А когда летчик экспедиции предложил четырем старейшинам прокатиться в крылатой машине, отношения сделались совсем дружескими.

Медики брали на анализ кровь — около четырехсот проб, помещенных сразу же в холодильник.

Диетологи пытались изучить рацион питания. Уже здесь их ожидали первые сюрпризы.

Местная поговорка гласит: «Тубу довольствуется фиником в день — утром он съедает кожуру, днем — мякоть, а вечером — косточку». Поговорка оказалась недалекой от истины.

Меню тубу, не меняющееся в течение года, состоит из густого травяного отвара, который они пьют на завтрак,
нескольких фиников на обед и горсти вареного проса,
к которому добавляется иногда пальмовое масло или соус из тертых кореньев, — на ужин. Всё.

Экспедиция передвигалась по пустыне на «джипах».

«От усталости мы не могли высидеть за рулем, — вспоминает один из врачей, — а тубу размеренным шагом двигались вперед.

К концу 40-километрового перехода сердечный ритм и давление у них были такими же, как вначале. Мы были в шоке».

На остановке семейству тубу предложили отведать приготовленного по-европейски мясного бульона.

Попробовав его, кочевники с отвращением стали плеваться.

Вкус мяса им незнаком.

Как могут они обходиться без животного белка? Ученые надолго задумались.

Все данные, полученные в результате поездки в Сахару, будут тщательно изучены.

Но помогут ли микроскоп и химические анализы выявить тайну поразительной выносливости обитателей пустыни?

________________________________________

О НАРОДЕ ТУБУ


Мужчина народности тубу

ТУБУ («житель Тибести» на языке канури), тебу, тиббу, теда, горан, народ в Чаде , Нигере и Ливии . Живут в Центральной Сахаре, на нагорье Тибести и соседних территориях (от оазиса Мурзук на севере до района Бахр-эль-Газаль на юге и от плато Аир на западе до оазиса Куфра на востоке). Численность в Чаде 430 тыс. человек, в Нигере 20 тыс. человек, в Ливии 5 тыс. человек. Родственны загава и канури. Говорят на языке тубу (тебу, горан или даза) сахарской группы нило-сахарской семьи. Диалекты: дазага, тедага. Тубу — мусульмане-сунниты. Сохраняется деление на субэтнические группы: теда (тубу-ту) в нагорье Тибести и даза (аннаказа) к югу от теда.

Теда разводят верблюдов и коз, на небольших орошаемых участках занимаются ручным земледелием (пшеница, ячмень, просо), также охотой и собирательством плодов дикорастущих финиковых пальм. Даза, живущие на границе с земледельческой зоной саванн, сочетают скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот) с орошаемым земледелием (финиковая пальма, зерновые, овощи). Из ремёсел у тубу развиты ткачество, обработка кожи (сёдла, сумки, обувь, сосуды) и металла. Образ жизни полуоседлый или полукочевой.

Скотоводы-кочевники живут в переносных жилищах из лёгкого деревянного каркаса, покрытого циновками. Постоянные поселения земледельцев состоят из круглых глинобитных жилищ с конической соломенной крышей.

Основу традиционной социальной организации составляют большесемейные общины и патронимии. Счёт родства патрилинейный. Брачное поселение вирилокальное. Практикуются полигиния и кросскузенные браки; кросскузенные браки запрещены. Общество стратифицировано на знатных (м"банг), свободных (н"гар) и зависимых (бере). Большую роль играют советы при вождях (нгарта).

Из основных жанров фольклора наиболее распространены сказки, пословицы и песни.

Мужская одежда — очень широкая и длинная белая или жёлтая рубаха (арраги) с квадратным вырезом и узкие штаны (суруал), сандалии и небольшая шапочка или тюрбан, женская — длинное цветное платье или юбка, платок.

Возможности человека безграничны. В это заставляют поверить невероятные люди народа тубу, живущие в жестоких условиях пустыни Сахара. Они лишены достаточного количества воды, их лица обжигает горячий пустынный воздух, а пища скудна и лишена разнообразия. Но они могут целый день находиться на солнце, а их здоровью и продолжительности жизни могут позавидовать граждане самых высокоразвитых стран мира.

Всем известно, что Сахара - это не самое комфортное для проживания место на нашей планете. Но та ее часть, где поселились тубу, отличается особо суровыми условиями. Этот народ обитает на территории трех стран: Чада, Ливии и Нигера. Но большинство представителей этого народа, численность которого составляет 300–350 тысяч человек, проживает на территории северо-западного Чада. В центре региона находится пустынное каменистое нагорье Тибести с высотами от 1000 до 3000 метров над уровнем моря. Дожди в этом месте - большая редкость, а среднее количество выпадающих за год осадков составляет не более 50 мм. Для сравнения: в солнечной Астрахани этот показатель составляет около 220 миллиметров в год. За границами нагорья осадков выпадает несколько больше, и здесь в течение нескольких недель даже текут реки, которые, впрочем, быстро превращаются в сухие ложбины. В таких засушливых условиях и на бедной песчаной почве хорошо растут только финиковые пальмы, плоды которой являются важной частью пищевого рациона людей тубу.


Народ тубу подразделяется на две этнические группы: теда, которые обитают на юге Ливии, и даза, живущие в основном на севере Чада и Нигера. Эти ветви народа тубу говорят на разных, но близких языках, относящихся к одной сахарской языковой семье. Образ жизни этого народа мало чем отличается от того, который вели их предки сотни лет назад. Там, где позволяют природные условия, тубу выращивают вдоль русел временных водотоков зерновые культуры, такие как просо, ячмень и пшеницу. В оазисах, там, где есть источники воды, тубу сажают инжир и финики, которые являются чуть ли не их национальным блюдом. На эту тему существует даже народная пословица: «Тубу довольствуется фиником в день: утром он съедает кожуру, днем - мякоть, а вечером - косточку».


Но большинство представителей народа тубу занято кочевым скотоводством и караванной торговлей, что является более почетным занятием, чем земледелие. В условиях скудной растительности и отсутствия полноценных пастбищ тубу умудряются разводить верблюдов и коз, молоко которых дополняет их скудный рацион. Верблюды вообще являются важнейшей частью жизни тубу. На них перевозят соль и другие товары, как это делали тысячи лет назад, ведь в этой части Сахары нет полноценных автомобильных дорог. Кроме того, верблюды дают тубу кожу для изготовления различных бытовых вещей, шерсть и мясо, поэтому без них народу Сахары просто не выжить в таких тяжелых условиях.


Несмотря на то, что тубу исповедуют ислам, часть из них следует традиционным верованиям, а многие их обычаи не так строги, как в некоторых исламских странах. Особенно это касается женщин, которые играют в семье не менее важную роль, чем мужчины. Женщины тубу не обязаны покрывать голову платком, а при решении важных семейных вопросов их голос часто имеет решающее значение.


Интересно, что мужчины тубу способны за день преодолевать по 80-90 километров, следуя вместе с караванами верблюдов под нещадно палящим солнцем. Питаясь финиками и запивая все это «изобилие пищи» крепким травяным чаем, тубу способны совершать многодневные переходы через пустыню и чувствовать себя при этом прекрасно. Бельгийские ученые, сопровождавшие кочевников в одном из их походов, вели наблюдения за состоянием здоровья этих выносливых людей. Вся научная экспедиция чуть было не сорвалась по причине того, что европейцы, ехавшие в удобных джипах, оснащенных всем необходимым для комфортного путешествия, уже к вечеру первого дня чувствовали себя очень плохо. Но тубу, проделавшие пешком 80-километровый путь, выглядели так же, как в начале дня, а их давление, пульс и другие показатели работы сердечно-сосудистой системы были в абсолютном порядке. Кроме того, согласно проведенным исследованиям, тубу сохраняют отменное здоровье до глубокой старости, а показатели младенческой смертности среди этого народа самые низкие в Африке.

Пейзаж плато Тибести и Тенере, расположенных в центре Сахары, больше похож на лунную поверхность, чем на место, пригодное для житья человека. Раскаленный ветер пустыни не оставил здесь даже песка. Поверхность покрыта камнями и кратерами. Но именно это место избрал для своей жизни один из самых загадочных народов Африки. Это народ тубу.

Тубу – негроидное племя, исповедующее ислам. Хозяйственная жизнь тубу сосредоточена на выращивании проса, фиников и кочевом разведении скота. Кочевники занимают в иерархии племени более высокое положение. Кроме того, тубу торгуют с соседними племенами солью, которую они развозят на своих верблюдах.

Несмотря на исповедуемый ислам, женщины племени тубу играют в общественной жизни весьма заметное положение. Кроме того, они чрезвычайно воинственны. Большинство женщин всегда носит с собой специальный нож, похожий на меч, заточенный рог антилопы или палку. Дело в том, что по древней традиции любой мужчина может попытаться украсть одинокую женщину, если он незнаком с ее семьей. Вот и приходится женщинам тубу отбиваться от незнакомцев. Впрочем, в ходе ссор со своими соплеменницами они тоже могут пустить в ход оружие.

Если парню тубу приглянулась девушка и он хочет на ней жениться, то для того, чтобы выказать серьезность своих намерений, он должен украсть одно из ее украшений. После этого посылаются подарки ей и ее семье. Дальше идет сватовство и назначается выкуп. Причем выкуп можно отработать. За всеми этими хлопотами между обручением и свадьбой проходит не менее двух лет. Если учесть, что девушек сватают в возрасте примерно пятнадцати лет, то это не так уж и плохо.

В семейной жизни женщина равноправна с мужем. Муж принимает большинство решений, но при этом обязательно советуется с женой. Жена же при малейшей обиде убегает к родителям, и получить ее назад можно только изрядно потратившись на примирительные подарки. Вообще первый год молодожены живут с родителями жены, а те самым тщательным образом следят за тем, чтобы к их дочери относились хорошо. Интересно общение в семье. Муж с женой частенько разговаривают стоя спиной друг к другу и расходятся, даже не взглянув через плечо.

Разделение обязанностей тоже своеобразно. Женщина является владелицей дома, она же и его хранительница. Именно женщина расставляет палатку на кочевье. Она собирает просо и финики, доит коз. Мужчина же ухаживает за скотом, доит верблюдов, кочует на высокогорьях и предпринимает торговые поездки.

От других народов тубу отличаются необычайной выносливостью, здоровьем и долголетием. Кроме того, им неведомы стоматологи. Не потому, что их нет, а потому, что не нужны. Даже у стариков племени все зубы на месте. Особенно странным это кажется, когда узнаешь рацион жителей этих мест. Африканская поговорка гласит: «Тубу питаются финиками. На завтрак они едят кожуру, на обед мякоть, а на ужин косточку». Поговорка, конечно, несколько сгущает краски, но не очень отличается от действительности.

С точки зрения европейца, рацион тубу является абсолютно недостаточным. На завтрак эти кочевники пьют густой напиток из местных трав, напоминающий наши травяные чаи. На обед съедают несколько фиников. На ужин - горсть проса. Иногда просо сдабривается подливкой из трав и кореньев или поливается растительным маслом. И это все. Мяса тубу не едят. И, находясь на такой «диете» изо дня в день, они умудряются совершать дневные переходы в 80-90 километров под палящим солнцем пустыни, при температуре, доходящей до пятидесяти градусов по Цельсию.

О выносливости тубу ходят настоящие легенды. Однажды этот странный народ приехала изучать научная экспедиция из трех бельгийских университетов. Ученые, естественно, запаслись всем необходимым. У них были палатки с кондиционерами, переносные холодильники, разнообразные напитки и консервы. И, тем не менее, они изнемогали от жара Сахары. Тубу же, ничего подобного не имевшие, чувствовали себя великолепно.

Ученым удалось напроситься в дальнюю торговую поездку с караваном, развозящим соль. Переход был обычным для тубу: в 80 километров, бельгийцам же эта дорога по каменистому бездорожью пустыни показалась настоящим адом. На середине пути был сделан привал. Ученые, изможденные тряской и жарой, с огромным трудом выбрались из кондиционированных джипов и поплелись проводить исследования. Когда же они убедились в том, что у тубу, шедших пешком, ни пульс, ни давление ничуть не отличались от показателей, снятых перед началом пути, состояние ученых было близко к шоковому. Внешних признаков усталости тоже не наблюдалось. Съев по нескольку фиников, кочевники спокойно двинулись дальше.

Во время событий в Ливии племя тубу выступило на стороне Каддафи и активно участвовало в боевых действиях. Однако после смерти полковника, отношения с Переходным Национальным Советом не сложились. Вожди племени высказались за выход из состава Ливии. Так что, возможно, скоро мы увидим в самом сердце Сахары новое государство, населенное хотя и загадочным, но очень здоровым и выносливым народом.

Этот народ выживает почти без пищи и воды и славится долголетием

Народ тубу живет в жестоких условиях пустыни Сахара. У них почти нет воды, их лица обжигает горячий пустынный воздух, а пища скудна и лишена разнообразия. При этом люди племени могут целый день находиться на солнце без вреда для себя, а их здоровью и продолжительности жизни могут позавидовать граждане самых высокоразвитых стран мира.

Всем известно, что Сахара - это не самое комфортное для проживания место на планете. Но та ее часть, где поселились тубу, отличается особо суровыми условиями. Этот народ обитает на территории трех стран: Чада, Ливии и Нигера. Большинство представителей этого народа, численность которого составляет 300–350 тыс. человек, проживает на территории северо-западного Чада. В центре региона находится пустынное каменистое нагорье Тибести с высотами от 1000 до 3000 м над уровнем моря. Дожди в этом месте - большая редкость, а среднее количество выпадающих за год осадков составляет не более 50 мм. За границами нагорья осадков выпадает несколько больше, и здесь в течение нескольких недель даже текут реки, которые, впрочем, быстро превращаются в сухие ложбины. В таких засушливых условиях и на бедной песчаной почве хорошо растут только финиковые пальмы, плоды которой являются важной частью пищевого рациона людей тубу.
Народ тубу подразделяется на две этнические группы: теда, которые обитают на юге Ливии, и даза, живущие в основном на севере Чада и Нигера. Эти ветви говорят на разных, но близких языках. Образ жизни этого народа мало чем отличается от того, который вели их предки сотни лет назад. Там, где позволяют природные условия, тубу выращивают вдоль русел временных водотоков зерновые культуры, такие как просо, ячмень и пшеницу. В оазисах, там, где есть источники воды, тубу сажают инжир и финики.
Но большинство представителей народа тубу занято кочевым скотоводством и караванной торговлей, что является более почетным занятием, чем земледелие. В условиях скудной растительности и отсутствия полноценных пастбищ тубу умудряются разводить верблюдов и коз, молоко которых дополняет их скудный рацион. Верблюды вообще являются важнейшей частью жизни тубу. На этих животных перевозят соль и другие товары, как это делали тысячи лет назад, ведь в этой части Сахары нет автомобильных дорог. Кроме того, верблюды дают тубу кожу для изготовления различных бытовых вещей, шерсть и мясо, поэтому без них народу Сахары просто не выжить в таких тяжелых условиях.
Несмотря на то, что тубу исповедуют ислам, часть из них следует традиционным верованиям, а многие их обычаи не так строги, как в некоторых исламских странах. Особенно это касается женщин, которые играют в семье не менее важную роль, чем мужчины. Женщины тубу не обязаны покрывать голову платком, а при решении важных семейных вопросов их голос часто имеет решающее значение.
Интересно, что мужчины тубу способны за день преодолевать по 80-90 км, следуя вместе с караванами верблюдов под нещадно палящим солнцем. Питаясь финиками и запивая все это «изобилие пищи» крепким травяным чаем, тубу способны совершать многодневные переходы через пустыню и чувствовать себя при этом прекрасно. Бельгийские ученые, сопровождавшие кочевников в одном из их походов, вели наблюдения за состоянием здоровья этих выносливых людей. Научная экспедиция чуть было не сорвалась по причине того, что европейцы, ехавшие в удобных джипах, оснащенных всем необходимым для комфортного путешествия, уже к вечеру первого дня чувствовали себя очень плохо. Но тубу, проделавшие пешком 80-километровый путь, выглядели так же, как в начале дня, а их давление, пульс и другие показатели работы сердечно-сосудистой системы были в абсолютном порядке. Кроме того, согласно проведенным исследованиям, тубу сохраняют отменное здоровье до глубокой старости, а показатели младенческой смертности среди этого народа самые низкие в Африке.

Ольга Фролова,
Travelask.ru

Племена тубу и зувайя между Чадом и Ливией

Пустыня Сахара - это не только туареги. Это еще и юго-восточная окраина Ливии. Когда-то, во второй половине XX века, М. Каддафи, увлеченный борьбой с Западом, открыл свой «африканский фронт борьбы против империализма», бросив часть войск на юг и юго-восток страны, чтобы вытеснить оттуда «западных колонизаторов», в основном французских и американских.

С точки зрения Триполи, наибольшую опасность для Африки представляло то обстоятельство, что южносахарские страны были объявлены сферой «жизненных интересов» США, где сооружались военные базы и наблюдалось вмешательство США и Франции во внутренние дела «приливийской» Африки. М. Каддафи уповал при этом не столько на политические меры, сколько на военную силу, что не находило понимания африканцев. Ливия, например, начала претендовать на часть территории Чада, объявив «своей» 114 тыс. кв. км района Аозу, который был захвачен ливийской армией в 1973 г. На территории Ливии вплоть до 1987 г. находились базы тех чадских боевиков, которым ливийцы оказывали военную и политическую поддержку. В 1979 г., когда в Нджамене к власти пришло правительство национального единства во главе с Гукуни Уэддеем, вождем племени тубу, принявшим ислам. Ливия согласилась с его предложением о демаркации границы. Но внутри Чада не все были согласны с этим решением.

В течение 80–90-х гг. внутри Чада началась борьба между ведущими лидерами Г. Уэддеем и Х. Хабре, на интересах которых играли Франция и США, что привело к их вмешательству в конфликт, на что негативно среагировал М. Каддафи, так как тубу-ливийца невозможно отличить от тубу-чадца, тем более что племя тубу, насчитывающее около 400 тыс. чел, контролировало часть территории Ливии, Чада, Нигера и даже Судана, что давало повод и Ливии претендовать на соседние земли. Но по вопросу о границе между Ливией и Чадом за период с конца еще XIX века было заключено несколько соглашений бывших колонизаторов, до сих пор вызывавшие споры.

С тех пор ливийские и чадские племена не раз воевали между собой. Племя тубу и племя зувайя враждовали давно. Тубу особенно жестоко подвергалось притеснениям, пока в конце мая 1994 г. Ливия и Чад не подписали Договор о дружбе и сотрудничестве и постепенно восстановили добрососедские отношения.

И вот после смерти М. Каддафи вся сложная проблема ливийско-африканских отношений вдруг снова возникла. Опасность войны тоже. И не только с туарегами. В конце февраля 2012 г. старейшины племен из разных концов Ливии начали переговоры о прекращении вооруженных столкновений на этнической почве на юго-востоке страны, собравшись в городе Куфра. С 12 февраля 2012 г., когда начались вооруженные стычки в районе 40-тысячного города Куфра, где живут две самые крупные колонии племен тубу (афро-черные) и зувайя (арабы), с обеих сторон погибли свыше 100 человек, сотни получили ранения. Кровопролитие не удалось остановить даже армейским подразделениям, направленным туда Переходным Национальным советом, т. е. новой властью Ливии, для урегулирования ситуации.

В марте 2012 г. туда прибыли и эксперты ООН и вроде бы было достигнуто соглашение о прекращении огня. Представитель племени тубу Абу Бакр Садык заявил представителям СМИ, среди которых был и корр. ИТАР-ТАСС П. Мыльцев, что в течение марта будет подписано новое соглашение, которое «решит проблему раз и навсегда». Однако ситуация в Куфре, даже на время, когда писались эти строки, так и оставалась напряженной, как констатировали эксперты ООН, с которыми поддерживалась связь.

Западные наблюдатели единодушны в выводах, что боестолкновения на этнической почве на юго-востоке Ливии, где число племен превышает полсотни, представляют собой серьезный вызов для переходного правительства страны. Оно на протяжении всего времени посткаддафиевского пребывания у власти сталкивается с проблемой отсутствия безопасности из-за большой численности вооруженных группировок, действующих на бесконечных просторах пустыни Сахара и враждующих между собой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Loading...Loading...