Налоговые проверки как не пускать налоговиков. Как на законных основаниях не пустить на свою территорию контролеров с проверкой (Кириченко А.А.). Комплексные и выборочные проверки

Визит налоговиков трудно назвать дружественным мероприятием. К счастью, выездные проверки теперь проводятся довольно редко – бравые служащие ФНС всё чаще ограничиваются камеральными. И всё же всегда нужно быть готовым к тому, что однажды сотрудники этого ведомства постучатся в двери вашей фирмы. Главное в таких случаях – не паниковать и быстро выстроить правильную стратегию взаимодействия с непрошеными гостями. Давайте разберёмся, как это сделать.

Налоговая проверка организации: особенности

Напомним: выездная налоговая проверка – это мероприятие, по результатам которого налоговые органы доначисляют налоги, сборы и пени, привлекают к ответственности (как налоговой, так и административной) налогоплательщика и занимаются другими узаконенными видами вымогательства.

Плановые выездные проверки проводятся раз в три года, а внеочередные – максимум один раз в год. Внеплановые проверки начинают обычно в случае, если на вас в налоговые и правоохранительные органы неоднократно поступали жалобы от клиентов, контрагентов, конкурентов или просто «неравнодушных» граждан.

Для предпринимателя налоговые проверки становятся хроническим источником конфликтов с ИФНС, злоупотребляющей своими полномочиями. Налоговики часто произвольно (в свою пользу) толкуют налоговое законодательство и допускают массу как мелких, так и очень значительных правонарушений. Ситуация усугубляется тем, что в 2015 году законодатель наделил служащих ФНС новыми возможностями.

Права и полномочия налоговых инспекторов

Служащие ФНС, непосредственно занимающиеся проверкой, наделены очень широким спектром полномочий. Они могут осуществлять следующие мероприятия:

  • инвентаризацию – в целях проверки достоверности данных, содержащихся в ваших документах;
  • осмотр любых помещений, связанных с вашей коммерческой деятельностью (магазинов, складов, торговых точек, цехов и так далее);
  • истребование документов (для последующей их проверки в отделении ИФНС);
  • выемку документов (для выявления и подтверждения каких-либо налоговых правонарушений);
  • проведение экспертизы (теоретически – с привлечением независимого стороннего эксперта);
  • получение экспертного заключения (со всеми выводами, которые эксперт посчитал нужным обозначить в этом акте);
  • допрос свидетелей, которые могут быть осведомлены по вопросам, важным для сотрудников налоговой службы;
  • вызов свидетелей непосредственно в ИФНС (для последующего допроса);
  • привлечение переводчика, если некоторые из ваших документов составлены на иностранном языке.

Как видим, список довольно солидный. Однако это не означает, что сотрудники налоговой имеют право на всё. Ваша задача – наблюдать за тем, чтобы они не выходили за рамки своих полномочий (и по возможности пресекать все эксцессы подобного рода).

Как снег на голову

Иногда налоговики приходят совершенно неожиданно. Вы не получали уведомлений и предупреждений (или получили соответствующий документ буквально за день до визита), а ФНС уже на пороге. Насколько это правомерно?

Дело в том, что решение о проверке сперва обязательно должны отправить руководителю фирмы по почте. Причём не просто отправить, а дождаться ответа, в котором руководитель должен подтвердить получение письма с решением и уведомлением. Понятно, что письмо не всегда приходит прямо на следующей день после отправки, а вы не каждый день проверяете почтовый ящик. Но ФНС это не интересует – служащие просто отсчитывают 6 дней с момента отправки корреспонденции и приходят с проверкой, даже если так и не получили ответа. Но ведь требование о предупреждении считается выполненным только после получения подтверждающего письма! Следовательно, налоговая проверка без предупреждения должна признаваться неправомерной. Просто не пустить инспекторов нельзя – это чревато. Зато у вас появится дополнительный «козырь в рукаве», если впоследствии придётся обжаловать решение налогового органа.

Порядок действий

Если вы узнали о предстоящем визите инспекторов хотя бы за день или два, вам нужно срочно заняться подготовкой к встрече «гостей».

  1. Немедленно приведите первичную документацию в соответствие с бумагами контрагентов. У них и у вас первые и вторые экземпляры всех документов должны быть абсолютно идентичными. Обратите внимание на подписи и печати, нумерацию, даты.
  2. Сообщите своим контрагентам, что к ним, возможно, придёт встречная проверка. Они должны будут подтвердить налоговым инспекторам факт хозяйственной деятельности, иначе перечисленные контрагентам деньги (отнесённые к затратам) наверняка будут признаны дополнительным доходом. Для вас это будет означать доначисление налогов и назначение штрафов с пени.
  3. Подготовьте офис. Оставьте там только те бумаги, наличие которых будет обоснованным и законным с юридической точки зрения. Запомните: никаких лишних сведений! Не относящиеся к делу документы, печати и штампы – временно заберите всё это домой. Ваша задача – максимально ограничить информацию, до которой смогут добраться проверяющие.

И вот он, момент истины – инспекторы на пороге. Налоговая проверка пришла, и надо что-то делать дальше.

  1. Поинтересуйтесь, на каком именно основании проводится проверка (по жалобам граждан или же в результате окончания срока действия прежнего предписания).
  2. Попросите продемонстрировать вам постановление о проведении проверки и внимательно прочтите его. Зачастую в состав проверяющей группы входят люди, никак не обозначенные в постановлении. Возможно, это простое следствие текучки кадров, но присутствие таких лиц – серьёзное правонарушение. Вы вправе не пустить «лишних проверяющих» за порог или поступить немного хитрее (ниже об этом будет сказано более подробно).
  3. Записывайте на диктофон все переговоры с инспекторами. Запись может стать дополнительным доказательством какого-либо правонарушения, если инспекторы совершат таковое.
  4. Сохраняйте самообладание и всегда думайте, прежде чем сказать что-либо. Почти все опытные налоговики – хорошие психологи. Не исключено, что они будут провоцировать вас «скользкими» вопросами или даже оказывать психологическое давление. Если вопросы явно выходят за рамки делового общения, решительно откажитесь на них отвечать (можно апеллировать при этом к 51 статье Конституции, которая позволяет гражданам не свидетельствовать против себя и своих близких).

Если вы будете следовать этим нехитрым правилам, пережить налоговый «налёт» станет гораздо проще. Кстати, бороться с произволом проверяющих можно и другими способами – более неоднозначными, но очень результативными. Некоторые из них могут показаться вам некрасивыми. Применять их или нет – вопрос личного выбора.

Хитрости и чит-коды

Опыт многих предпринимателей позволяет выделить несколько эффективных контрдействий. С их помощью можно свести к минимуму вероятность попадания под пресс штрафов и дополнительных выплат.

  1. Никогда не пытайтесь дать налоговикам взятку. Это чистой воды самоубийство. Помните совет записывать все переговоры на диктофон? Так вот, налоговые инспекторы делают то же самое, причём зачастую фиксируют происходящее ещё и на видео.
  2. Если вы заметили, что налоговики совершили пару незначительных правонарушений, не обязательно сразу же уличать и разоблачать своих визитёров. Зафиксируйте все допущенные ими ошибки (незаконные запросы документов, неправомерные требования о предоставлении сведений, провокационные вопросы), а затем, уже после вынесения заключения, оспорьте их в ведомственном порядке. Велик шанс, что действия проверяющих будут официально признаны неправомерными, а итоговый акт проверки – недействительным.
  3. Таким же образом можно поступить, если в составе комиссии присутствуют люди, которых нет в списке. Зафиксируйте факт их присутствия, уточните ФИО и должности, а после вынесения акта обратитесь в ИФНС с жалобой. Грубое нарушение процессуального порядка ведёт к отмене решения, вынесенного проверяющей комиссией.
  4. Внимательно проверьте акт по итогу выездной проверки. Сумма начисленных штрафов будет указана как в этом акте, так и в требовании об уплате налогов (либо в решении о привлечении к ответственности, если до такого дойдёт). Возможен вариант, когда в акте налоговики указывают одни суммы, а в требовании или решении – другие. Это несоответствие – ещё один неплохой повод для признания решения налоговых служащих незаконным.
  5. На непредвиденный случай вроде наложения имущественного взыскания или блокировки счёта можно завести резервный расчётный счёт.

Всегда смотрите по ситуации, стоит ли применять перечисленные способы. Помните, что неумело предпринятые меры могут иногда обернуться против вас же. Утверждение, что делать при налоговой проверке нужно всё возможное – мол, в критической ситуации все средства хороши – неверно.

Самые распространённые процессуальные нарушения при проверках

Итак, схема понятна: нарушение – жалоба в ведомственном или судебном порядке – признание заключения проверяющей комиссии незаконным (или хотя бы отмена отдельного решения). Действует такая связка не всегда, но довольно часто, и при должном упорстве можно добиться своего. А если вы не любите рисковать – просто внимательно следите за ходом проверки и сразу указывайте сотрудникам ФНС на их ошибки.

  1. Очень часто налоговики произвольно расширяют вопросы проверки. Изучение сведений, не относящихся к отражённым в первоначальном постановлении налогам и налоговым периодам, запрещено – нужны новое решение и отдельная проверка.
  2. Инспекторы не вправе проверять уже «обработанные» ими прежде периоды. Исключений три: ликвидация (либо реорганизация) фирмы, предоставление уточнённой налоговой декларации и принятие решения вышестоящим налоговым органом о проверке деятельности нижестоящего. Часто это правило игнорируется.
  3. Ещё одно грубое нарушение – проведение в течение одного года более двух выездных проверок. Третья и последующие считаются недопустимыми (в соответствии с 89 статьёй Трудового кодекса).
  4. Осуществлять проверку может только тот орган ФНС, в котором вы стоите на учёте. Проведение проверок ненадлежащим органом – явление редкое, но возможное.
  5. Предоставить возражения по результатам проверки можно в течение 15 дней. Иногда инспекторы идут на хитрость и предлагают бухгалтеру подписать акт с неправильной датой. В результате срок подачи жалобы искусственно сокращается (зачастую как раз на две недели).
  6. Угрозы и психологическое давление – методы, широко используемые налоговиками. Прямые угрозы привлечением к административной ответственности и прозрачные намёки на непорядочность равно недопустимы.
  7. Выемка документов без мотивированного и обоснованного постановления.

Хитростей и нарушений может быть много, и некоторые из них почти невозможно распознать. Обезопасить себя на 100 % не получится – увы, но это так. Можно лишь минимизировать риски, следуя приведённым выше рекомендациям.

В 2015 году налоговые проверки организаций стали носить более «хардкорный» характер из-за расширения полномочий ИФНС. Но опасаться инспекторов не следует – они не всемогущи. Не теряйте голову, демонстрируйте им абсолютную готовность защищать свои интересы – и всё закончится благополучно для вас. Налоговики предпочитают не связываться с предпринимателями, способными постоять за себя.

Приветствую посетителей «Блога Фискала»! Как я и обещал в конце статьи «Как подготовиться к выездной налоговой проверке? » опубликовываю статью о том, как вести себя во время выездной налоговой проверки .

Лицо, отвечающее за контакт с проверяющими .

Необходимо выделить сотрудника, который будет взаимодействовать с налоговиками в течение всей проверки – получать требования, передавать документы и т.д.

Лицо, которому будет поручена данная почетная обязанность должно отвечать следующим требованиям: адекватен; морально и психологически устойчив; имеет опыт прохождения выездных налоговых проверок; имеет возможность отвлекаться от текучей работы по первой необходимости; знает порядок проведения выездной налоговой проверки; а так же желательно — бывший сотрудник налоговых или правоохранительных органов (идеально бывший сотрудник отдела выездных проверок ИФНС или отдела документальных проверок и ревизий МВД), разбирается в налогообложение.

При выборе из сотрудников организации взаимодействие с налоговиками в ходе ВНП обычно возлагается на главного бухгалтера, финансового директора или начальника (сотрудника) отдела экономической безопасности организации. В тоже время главному бухгалтеру или финансовому директору, как правило, сложно уделять проверяющим необходимое количество времени, а сотрудник экономической безопасности мало разбирается в порядке проведения ВНП и налогообложение. Поэтому наилучшим вариантом будет привлечь для этого специалистов – налоговых консультантов, например, Вы можете обратиться к нам через наш интернет-сервис налоговых консультаций «Фискал Консалтинг» в разделе УСЛУГИ.

Важно, что бы все взаимодействие происходило через одно выделенное лицо. Не нужно, чтобы каждый бухгалтер бегал к проверяющим по вопросам, относящимся к его участку. Если возникнет необходимость разъяснить налоговикам какие либо моменты это должно происходить в присутствие лица, которому поручено взаимодействие с проверяющими.

Представление документов (информации) в ходе выездной налоговой проверки.

Самое главное забудьте о предоставлении документов проверяющим по их устным требованиям. Все документы, которые они хотят получить в копиях или электронном виде должны быть ими истребованы в соответствии с положениями ст. 93 НК РФ.

Представлять документы в копиях или в электронном виде следует в срок, но не ранее. То есть на 10 день (или 20 день при проверке консолидированной группы налогоплательщиков) после получения требования.

Представлять оригиналы документов для ознакомления проверяющим следует только при получении от них Уведомления о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (рекомендуемая форма Уведомления приведена в письме ФНС России от 08.10.2010 г. № АС-37-2/12931@ (в ред. Письма ФНС РФ от 25.05.2011 г. № АС-4-2/8352@)). Передача оригиналов документов для ознакомления должна производиться только по описи (реестру).

Контакт иных сотрудников организации с проверяющими.

Все сотрудники, кроме лица, которому поручено взаимодействие с проверяющими, не должны с ними контактировать по рабочим вопросам вообще! Исключения составляют следующие случаи:

Если проверяющие хотят получить какую то конкретную информацию от конкретных сотрудников в письменном виде, то это должно происходить в рамках ст. 90 НК РФ (участие свидетеля). При этом на допросе обязательно должно присутствовать лицо, которому поручено взаимодействие с проверяющими.

Если проверяющим требуются пояснения (разъяснения) в устной форме, в связи с тем, что они что либо не могут понять, то сотрудник организации, к компетенции которого относится тот или иной вопрос, должен общаться с налоговиками также только в присутствии лица, которому поручено взаимодействие с проверяющими.

Личный контакт с проверяющими.

Исходя из практики, могу Вас заверить, что большинство вопросов у налоговиков могут отпасть еще до того, как они начнут подготавливать проект акта выездной налоговой проверки. Поэтому, личные отношения у налоговиков и лица, которому поручено взаимодействие с проверяющими, должны быть дружескими. Для этого обычно данное лицо приходит пару-тройку раз в день попить вместе с ними чай и поговорить о погоде, спорте, фильмах и т.д. и т.п. Очень хорошо если есть возможность организовать совместные обеды ответственного лица и налоговиков.

Чаем и обедами мы достигаем хороших личных отношений, отнимаем серьезную часть рабочего времени у проверяющих, расслабляем их (когда человек расслаблен и сыт рвение к работе утихает). Также в ходе чаепитий можно узнать о том, что заинтересовало проверяющих в ходе проверки и, соответственно, оперативно отреагировать.

Таким образом, вся модель поведения должна говорить налоговикам о том, что у Вас хорошая организация и хорошие, добрые, открытые к общению сотрудники, но порядок проведения проверок, свои права и обязанности Вам отлично известны и отступать «от буквы закона» Вы не намерены.

Удачно Вам пройти проверку!

Как верно выстроить взаимоотношения с проверяющими, чтобы и «палку не перегнуть», и личные интересы учесть? Мы представляем рекомендации по разработке тактики построения защиты компании и правила поведения во время налоговой проверки.

Реакция на требование

С момента предъявления компании решения о проведении выездной налоговой проверки у нее появляются с налоговыми органами взаимные права и обязанности. На этом этапе организация получает требование о представлении документов по статье 93 Налогового кодекса. Как известно, оно зачастую носит самый широкий характер и касается учетной политики, счетов-фактур, первичных учетных документов. В связи с этим бухгалтерии важно понимать, какие документы она обязана предоставить, а какие нет, и какой окажется ответственность за неисполнение требования. Ответственность организации предусмотрена статьей 126 Налогового кодекса – штраф за непредставление документов. На деле же непредставление документов может обернуться для компании еще более неприятными последствиями. Контролеры могут решить, что фирма хочет исправить документы, сокрыть их либо воспрепятствовать проведению выездной налоговой проверки. Тогда они вполне могут произвести выемку «первички». Чтобы не допустить всех этих крайностей, налогоплательщик должен правильно и своевременно отреагировать на требование инспекторов. Напомним, в распоряжении бухгалтерии имеется 10 рабочих дней, чтобы представить документы. Вовсе не реагировать на запрос инспекции – опасно. Если при проведении выездной налоговой проверки возникает конфликт между налоговым органом и налогоплательщиком, то именно это первое требование в большинстве случаев используется как повод и для штрафа, и для возможной провокации выемки. Что же делать фирме?

Итак, прежде судебная практика всегда исходила из того, что если требования сформулированы нечетко либо истребуется неопределенно широкий круг документов (допустим, первичные документы запрошены по строке «Декларация»), то запрос можно считать неконкретным и вины налогоплательщика в его неисполнении нет. Как следствие – привлечь его к налоговой ответственности нельзя. Дело в том, что налоговый орган, проводя выездную налоговую проверку, имеет право производить осмотр первичных документов, регистров учета и формулировать требование более четко. Кроме того, при запросе от компании неопределенно широкого перечня документов вины налогоплательщика также нет, поскольку он просто не сможет представить эти документы в сроки, отведенные налоговым законодательством.

Однако обратите внимание, что после внесения изменений в первую часть Налогового кодекса о порядке реагирования налогоплательщика на неконкретные и широкие требования ИФНС изменилась и судебная практика. Сейчас фирме недостаточно сказать, что требование было «неограниченно широким», не было конкретизировано, и она не могла его исполнить в срок. Налоговым кодексом РФ предписывается, что не позднее следующего дня после получения такого требования налогоплательщик должен сообщить в налоговый орган о том, что требование сформулировано нечетко. Другой вариант – непосредственно передать такую информацию письменно в канцелярию инспекции. В сообщении, адресованном контролерам, следует сообщить, что исполнить запрос в отведенные сроки компания не может, поскольку в требовании нет четкости, определенности, а также компании стоит попросить его конкретизировать.

Если организация правильно прореагирует на требование налоговиков (то есть на следующий день представит такое письмо), то штраф не будет на нее возложен. А если налоговый орган попробует спровоцировать выемку (а фирма успеет обжаловать решение о ее проведении), то подобная процедура со стороны инспекторов будет признана незаконной. Вследствие этого в суде могут быть приняты обеспечительные меры и запрещено проведение выемки документов.

Предположим, что в бухгалтерии, как это нередко бывает, первый день пропустили. Пока собирали документы, выяснилось, что часть «первички» находится в структурных подразделениях. Значит, в течение 10 дней следует собрать то, что успели (то, что можете собрать). В письме, которое адресуется налоговому органу, можно указать, что представление конкретных документов (не забудьте указать их четкое название), таких, как, к примеру, лицевые карточки физических лиц или налоговые карточки, действующим законодательством не предусмотрено, поэтому «просим запросить документы, которые предусмотрены», либо конкретизировать требование. То есть организация должна дать ответ на каждый пункт требования. Этот ответ может быть, в том числе и такой: «Нам непонятно, что именно запросили, просим уточнить». Тогда суд признает, что налоговый орган не вправе привлекать компанию к ответственности.

Перевод «стрелок»

Известно, что налоговые органы иногда не прочь провести проверку у налогоплательщика его же собственными руками. Поэтому в требовании о представлении документов они просят компанию заполнить какие-то формы, например, таблицу, касающуюся НДС, представить данные об общей сумме вычетов, начислений, расшифровать, как рассчитывались отдельные строки декларации. Налогоплательщик должен знать, что судебная практика и Налоговый кодекс исходит из того, что он не обязан составлять какие-либо документы по требованию налогового органа. Если документ прямо предусмотрен действующим законодательством и является тем документом, на основании которого производится исчисление и уплата налога, то фирма обязана его иметь. Однако что-либо специально создавать по требованию налогового органа она не обязана. Ни привлечь вас к ответственности, ни применить принудительные меры в отношении компании инспекторы за такое неповиновение не вправе.

Организация должна подготовить ответ на требование инспекции следующего примерно содержания: «Обязанность компании предоставлять запрошенную информацию законодательством не предусмотрена. Истребуемые сведения содержатся в следующих регистрах налогового и бухгалтерского учета» (далее идет перечисление этих регистров). Проверяющие имеют возможность ознакомиться с ними, сверить их с первичными документами и сделать выводы о правильности исчисления уплаты налога. Собственно говоря, при таком ответе налоговые органы обычно не настаивают, поскольку знают, что действительно подобных прав у них нет.

Налогоплательщик также может не представлять документы, которые не являются основанием для исчисления и уплаты налогов. Очень популярны требования инспекторов о представлении документов, которые носят управленческий характер. То есть наряду с бухгалтерскими и налоговыми сведениями проверяющие могут запросить предоставить данные управленческого учета и т. д. Дело в том, что на основании такой информации контролеры могут сделать не совсем верные выводы, поскольку, управленческий учет часто ведется с использованием кассового метода, а налоговый учет и бухгалтерский при этом ведутся по методу начисления. В цифрах могут возникать естественные расхождения.

Нередко запрашиваются и программы управленческого характера, в которых отражаются все операции, а также регистры, составленные на основании этих программ. Налогоплательщик вправе отказать налоговому органу в предоставлении данных сведений и документов. При этом мотивировать отказ целесообразно следующим образом: «В соответствии со статьей 93 Налогового кодекса организация обязана представлять документы, которые являются основанием для исчисления и уплаты налогов. Перечисленные сведения не используются предприятием для исчисления и уплаты налога, то есть в силу действующего законодательства не являются ни «первичкой», ни документами, на основании которых заполняются декларации». После чего следует попросить инспекторов уточнить основания для истребования документов. Старайтесь не давать жестких отказов проверяющим. Всегда указывайте причину, по которой не видите возможности или необходимости исполнять запрос. В основном такие требования повторно больше не предъявляются.

Право на участие

После составления налоговым органом акта проверки и рассмотрения возражений на него он может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля для получения дополнительных доказательств, подтверждающих факт совершения нарушений законодательства о налогах и сборах (п. 6 ст. 101 НК РФ). Прямо вопрос ознакомления налогоплательщика с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля НК РФ не урегулирован. Также не предусмотрено право налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов дополнительных мероприятий налогового контроля. Определенность в данный вопрос внес Высший Арбитражный Суд РФ в постановлении от 16 июня 2009 г. № 391/09.

Важно помнить, что если налогоплательщик не был извещен налоговым органом о времени и месте рассмотрении материалов проверки, полученных в результате дополнительных мероприятий налогового контроля, это является нарушением пункта 14 статьи 101 НК РФ, влекущим безусловную отмену решения налогового органа.

Предположим, при проведении выездной налоговой проверки назначены дополнительные мероприятия налогового контроля; после проведения дополнительных мероприятий налоговым органом вынесено решение без извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения

материалов проверки, полученных по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

Позиция защиты должна опираться на следующие моменты:

– право налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля;

– неизвещение налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки, полученных по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, является нарушением существенного условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и основанием для признания недействительным решения налогового органа;

– налогоплательщик вправе участвовать в рассмотрении апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом. Процедура рассмотрения вышестоящим налоговым органом апелляционной жалобы налогоплательщика в НК РФ не урегулирована. В частности, прямо не установлена обязанность вышестоящей инспекции обеспечивать участие представителя налогоплательщика в рассмотрении его жалобы. Однако в Определении ВАС РФ от 24 июня 2009 года № ВАС-6140/09 было установлено, что налогоплательщик вправе участвовать в рассмотрении апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом;

– вышестоящий налоговый орган не вправе выйти за пределы апелляционной жалобы. Это подтвердил Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 28 июля 2009 года № 5172/09. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано налогоплательщиком в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Подмена сроков: ВАС – «за»…

Хотелось бы затронуть проблемные области при проверке конкретных налогов. Так, в последнее время наряду с набившими оскомину «недобросовестными поставщиками» инспекторы стали уделять внимание такому вопросу, как «своевременность признания расходов для целей налога на прибыль», а также теме налоговых вычетов для целей НДС. Разберем ситуацию с налогом на прибыль.

Предположим, организация осуществила расходы на оплату товаров, работ, услуг. Они были приобретены (выполнены, оказаны) в 2004 году. В связи с тем, что долго доходили документы или организация в принципе была неаккуратна, «первичка» была выявлена и принята к учету для целей налогообложения не в 2004 году, а в 2005-м и в 2006-м, то есть в пределах трех лет. Посмотрим, как складывалась судебная практика, ознакомимся с историей вопроса.

Так, В 2004 году в постановлении № 6045/04 Президиума Высшего Арбитражного Суда было указано, что если фирма не включила расходы в предыдущий налоговый период (в нашем случае – в 2004 году, например), но учла их в 2005-м или в 2006 году, то это обстоятельство не является основанием для доначисления ей налогов либо привлечения к ответственности. Логика арбитров довольно проста. Если организация приняла к учету затраты позже, значит она прокредитовала бюджет. Получается, что в прошлом периоде (в 2004 году) компания не уменьшила налоговую базу на сумму этого расхода и переплатила налог. Следовательно, у фирмы образовалась переплата, которую она никуда не зачла, не направила на покрытие каких-то недоимок.

Высший Арбитражный Суд, начиная с 2004 года проводил четкую позицию: если компания признала расходы в более поздний период и не прошло больше трех лет между датой, когда она должна была признать и фактически признала, то никаких начислений со стороны ИФНС нет и быть не должно. Более того, в практике ВАС РФ в тот период был, например, такой случай. Когда в организации проводилась выездная налоговая проверка за 2004–2005 годы, предприятие признало в составе расходов курсовые разницы в 2004 году, а имело право сделать это только в 2005-м. Заметим, проверкой охватывались оба этих периода. В итоге суд сделал вывод, что в данном случае можно доначислить пени за период с момента, когда были признаны суммы, до момента возникновения права на это. Однако недоимку зафиксировать нельзя.

Также складывалась очень положительная судебная практика для налогоплательщиков и по следующему вопросу. Предположим, проводилась проверка за 2004 год, и организация признала в составе расходов затраты, а имела право это сделать только в 2005 году. При этом последний период не охватывался проверкой. В этом случае доначисления признаны были законными. В то же время если впоследствии было выставлено требование об уплате налога, то у фирмы появлялась возможность признать незаконным этот документ, в отличие от решения налогового органа. Дело в том, что на момент составления требования компания уже получила право на признание данного расхода и взыскать его с нее уже нельзя. Единственная оговорка, которую дал суд: в подобных случаях налоговый орган имеет право проверять прошлые налоговые периоды (те, в которых, по заверению фирмы, она не учитывал оспариваемые суммы в расходах по налогу на прибыль), а также – последующие периоды, когда оспаривается требование о взыскании налога.

Аналогичная позиция была изложена в пункте 42 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 года № 5. Там говорилось о том, что если имеется переплата в предыдущем периоде, то в последующем недоимки быть не может.

…и «против»

Ситуация кардинально изменилась с 2008 года. Президиум ВАС РФ принял постановление от 9 сентября 2008 года № 4894/08, которым скорректировал подход к решению данного вопроса. Налоговые органы сегодня активно руководствуются именно этим документом.

Итак, согласно новым принципам, в текущем периоде могут быть учтены только те расходы, период возникновения которых неизвестен. Допустим, предприятие позже получило документы по определенным расходам и признало их в текущем периоде как убытки прошлых лет, выявленные только сейчас. Высший Арбитражный Суд указал, что эту норму можно применять только в тех случаях, когда:

а) неизвестен период возникновения затрат;

б) в прошлых периодах был убыток, который переносится на текущие периоды.

Именно на этом основании были отменены решения нижестоящих судов, которые признали незаконным решение налоговых органов о доначислении. И с этого момента несвоевременное признание расходов для исчисления налоговой базы по прибыли стало достаточно рискованной операцией (даже несмотря на то, что затраты были признаны позже, а не раньше, то есть на то, что фактически компания прокредитовала бюджет). .

Безусловно, новое постановление ВАС РФ, о котором мы сказали выше, серьезно повлияло на практику судов. Сегодня арбитры жестко исходят из того, что признавать затраты другого периода как убытки прошлых лет, выявленных в текущем, неправомерно. Впрочем, если у организации уже возникла такая ситуация, то стоит обратить внимание и на положительную судебную практику. Конечно, по сравнению с отрицательной она незначительная, но важно, что приняты данные решения уже после выхода постановления ВАС РФ. Рассмотрим, в каких случаях у фирмы имеются шансы выиграть спор с инспекторами.

В первом случае речь идет о реализации услуг. По законодательству они считаются оказанными в момент их осуществления. Однако может статься так, что услуга была оказана в одном году, а двусторонний акт подписан в последующие периоды. На этот счет имеется определение Высшего Арбитражного Суда от 24 февраля 2009 года. В документе указано: если имела место описанная ситуация и акты были подписаны в тот период, когда расходы признавались для цели уплаты налога на прибыль, то никаких нарушений налогоплательщик не допустил и ссылаться на «отрицательное» постановление Президиума ВАС неправомерно. Налогоплательщик имел право оформить акт в более поздний период.

Второй прецедент можно привести в качестве примера, изучив постановление ФАС Московского округа от 16 ноября 2009 года № КА-А40/1257-09. Налогоплательщикам помогли защищаться в суде следующие аргументы. Они утверждали, что датой осуществления внереализационных и прочих расходов, связанных с производством и реализацией, признается дата предъявления налогоплательщиком документов, служащих основанием для произведения расчета согласно подпункту 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ. Данная норма закона позволяет выбирать момент, в котором признавать такие затраты. Таким образом, организация выбирает моментом признания расходов «по получению расчетных документов» или «по оплате». Если указать первый метод, то компания может признавать расходы в том периоде, в котором были получены документы. Описанная позиция, конечно, с правовой точки зрения вызывает некие сомнения. Но уже после выхода вышеуказанного Определения Президиума ВАС от 9 сентября 2008 года № 4894/08 имеется несколько постановлений ФАС Московского округа, которые поддерживают налогоплательщика. При этом обратите внимание: в качестве дополнительного основания для признания решения налогового органа незаконным суды снова начали ссылаться и на прежние «положительные» документы ВАС РФ. То есть в судебной практике эти постановления начинают использоваться как дополнительный довод. По сути, можно наблюдать такую тенденцию: если есть любое основание зацепиться за то, что налогоплательщик не допустил нарушения в описываемых случаях, то вторым пунктом суды подтверждают свои решения предыдущей практикой. Если же организация напрямую включила расходы, выявленные в отчетном периоде, в состав убытков прошлых лет, то, к сожалению, позиция арбитров будет отрицательной до тех пор, пока ВАС РФ не скорректирует свое злополучное постановление.

Существует строго определенный перечень критериев, которые сотрудники налоговой службы используют при планировании выездных проверок. Этот перечень содержится в приложении №2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». При совпадении нескольких из них компанию может ожидать выездная налоговая проверка.

  1. Во-первых, некоторые показатели, находящиеся значительно ниже среднего по отрасли уровня. Налоговую службу могут насторожить слишком низкие налоговые выплаты, уровень зарплат или рентабельности компании.
  2. Во-вторых, вопросы могут возникнуть, если расходы компании увеличиваются быстрее, чем доходы, или компания является убыточной два года и более.
  3. В-третьих, одним из поводов к назначению проверки может послужить заключение неоднозначных сделок - без очевидной выгоды либо с высокими налоговыми рисками.
  4. Выездную проверку могут назначить, если компания вовремя не предоставила ответ на запрос из налоговой службы, неоднократно меняла юридический адрес (если в результате изменений нужно менять место постановки на налоговый учет) или имеет большие налоговые вычеты (доля вычетов по НДС от общей суммы начисленного налога составляет от 89% за год). Для компаний, применяющих специальные режимы налогообложения, таким критерием также является приближение к предельному значению (менее чем на 5%), два и более раз за год, для ИП - сумма расходов, составляющая более 83% от суммы доходов.

2. Налоговая проверка прямо сейчас в моем офисе: как себя вести?

Сначала надо проверить полномочия проверяющих. Для этого проверяющие должны предъявить служебные удостоверения и решение руководителя (или его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.

Если вы не пускаете налоговиков в офис, это даёт им право расчетным методом самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате. Скорее всего, эта сумма будет больше, чем размер доначисленных налогов, который был бы определен во время проверки. Поэтому не имеет смысла препятствовать доступу проверяющих в ваш офис без крайне уважительных причин.

3. Какие, вообще, документы мы обязаны предоставить проверяющим?

Во время выездной проверки налоговики могут потребовать предоставить им «необходимые для проверки документы». Это означает, что они могут запрашивать любые документы (в том числе первичные): регистры бухгалтерского и налогового учетов, договоры, акты, счета, платежные документы, счета-фактуры и так далее.

Документы, которые вас попросят предъявить проверяющие, должны относиться к тем налогам, по которым ведется проверка, и к тем периодам, за которые она проводится.

Налоговики не вправе повторно требовать документы, которые ранее уже представлялись в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок.


Если проверяющие запрашивают документы, необязательно предоставлять их сразу же. Это можно сделать в течение 10 рабочих дней после получения требования о предоставлении документов.


Если проверяющие хотят провести выемку документов, они должны показать постановление о выемке, утверждённое руководителем (или его заместителем) налогового органа.

4. А если мы что-то утаим от проверяющих? Чем это грозит?

Возможен штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. Кроме того, если в дальнейшем вы захотите использовать скрытые документы в качестве доказательства своей позиции в суде, суд может отказаться принимать такие доказательства.

5. Каковы могут быть последствия выездной проверки?

Главный риск для любого бизнеса, связанный с выездной проверкой, - это возможное доначисление налогов.


За 2016 год сотрудниками Федеральной Налоговой Службы было проведено 24 879 таких проверок, и только в 209 случаях нарушений не нашли.


По результатам выездных проверок было начислено более 349 млн рублей дополнительных платежей, включая налоги, налоговые санкции и пени.

6. Если моей фирме доначислили налоги, есть ли шанс оспорить решение?

Конечно. Всегда есть шанс выиграть налоговый спор. Например, в первом полугодии 2015 года по данным Судебного департамента при Верховном суде в половине таких случаев решение было принято в пользу налогоплательщика.

7. С чего начать подготовку к суду?

В первую очередь нужно выявить те сделки, по которым предположительно могут быть доначисления. Например, совершенные без явной экономической выгоды, с ценой, значительно отличающейся от рыночной или исключительно с целью налоговой экономии, а также заключенные с фирмами-однодневками или взаимозависимыми лицами.

Затем нужно будет проверить правильность оформления первичной документации по рискованным договорам и обязательно устранить ошибки, если они есть. После этого можно приступать к подготовке обоснований.

В своей аргументации вы можете опираться на разъяснения ФНС и Минфина России. Не стоит опасаться возможных противоречий и неопределенностей в законах, так как в ходе судебного процесса все они трактуются в пользу налогоплательщика. Также полезно изучить судебную практику. Стоит иметь в виду, что в настоящее время все чаще суды рассматривают не сделки по отдельности, а совокупные налоговые последствия деятельности фирмы в целом.

Желательно, чтобы ваши сотрудники и контрагенты также были готовы к возможным контактам с сотрудниками ФНС.

8. Как лучше подготовить сотрудников и контрагентов?

Персонал необходимо попросить уведомить вас о полученных вызовах на допрос, так как на допросе сотрудников обязательно должен присутствовать юрист, предоставленный компанией. Помимо этого, полезно предварительно обсудить с кадрами возможные вопросы и ответы на них.

Работа с контрагентами должна быть направлена в первую очередь на тех из них, которые могут быть расценены сотрудниками налоговой службы как фирмы-однодневки. Вам нужно постараться убедить их предоставить документы по запросу из налоговой, а так же устранить возможные противоречия в документации компаний.

9. Как мне построить защиту в суде?

При обосновании чистоты сделок в суде активные доводы будут гораздо более эффективны, нежели пассивные. Например, если, по вашему мнению, ФНС неверно оценила стоимость одной из сделок, будет лучше, если вы представите суду результаты альтернативной оценки, показывающей экономическую состоятельность вашего решения (активный довод).

Конечно, вы также можете использовать пассивный довод, например, указать на нарушения при оценке, но такой довод с меньшей вероятностью будет принят судом.

Перед началом проверки необходимо поинтересоваться полномочиями и составом проверяющей группы. Согласно п. 1 ст. 91 НК РФ доступ на территорию или в помещение налогоплательщика осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика. В решении должен быть указан персональный состав проверяющих.

Если лицо, не вписанное в решение, пытается проникнуть на территорию предприятия, налогоплательщик вправе отказать в допуске на свою территорию такого представителя налогового органа: иногда под видом проверяющих в компанию пытаются проникнуть криминальные элементы, например, представители рейдеров.

Согласно п. 1 ст. 36 НК РФ по запросу налоговых органов в выездных проверках могут участвовать сотрудники полиции. Они также должны быть вписаны в решение о проведении проверки. И в последнее время выездные проверки проводятся именно с участием полиции.

А кто знает, почему?

А потому, что в рамках закона № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативники могут делать очень многие вещи, которые не могут делать налоговики в рамках НК РФ. Это, например, осмотры помещений (офисов), территорий, складов, автотранспорта, выемка документов, опросы сотрудников (очень похожие на допросы), а при наличии уголовного дела — обыск.

В решении о проведении проверки должен быть указан ее предмет и круг проверяемых вопросов.

Если проводится тематическая выездная проверка по НДС, лучше ограничивать интерес проверяющих к документам, не имеющим отношения к исчислению данного налога, т. е. не допускать, чтобы налоговые органы выходили за рамки предмета проверки.

Все документы желательно передавать на проверку только после оценки этих документов на предмет законности, непротиворечивости, сопоставимости данных, соответствия утвержденным формам, а также наличия необходимых реквизитов.

В такой ситуации после получения требования о предоставлении документов лучше выделить сотрудников, которые просматривали бы передаваемые налоговому органу документы в «перекрестном» порядке. Например, сотрудники, которые занимались учетом счетов-фактур, просматривают кассовые документы, и наоборот. Свежий взгляд в такой ситуации необходим.

Если делается выемка подлинников документов, то с них должны быть изготовлены копии и переданы налогоплательщику в течение пяти рабочих дней. Налоговые органы обычно настаивают на том, что копии документов должен изготавливать сам налогоплательщик. Однако НК РФ обязывает именно налоговые органы выдать копии изъятых подлинников.

Отказ налогоплательщика предоставить свою множительную технику для снятия копий не означает, что обязанность налоговых органов по изготовлению копий прекращается.

Существует способ не передавать документы при внезапной выемке (не важно, кто ее пытается провести: налоговые органы или полиция), по крайней мере – сразу. На практике неплохо работает следующий алгоритм. От имени надежного частного лица заключается договор с профессиональной архивной службой, которая и принимает документы на хранение после окончания очередного, например, квартала или месяца. Одновременно заключается договор со сторонними консультантами или аудиторами на оказание услуг. По этому договору документы «передаются» консультантам.

И если налоговые органы или полиция приходят с выемкой, у налогоплательщика будет четкое обоснование отсутствия документов в офисе компании. Налоговым органам ничего не останется, как выставить компании требование о предоставлении документов, т. е. время будет выиграно.

А еще в этой ситуации очень хорошо работает Положение о коммерческой тайне. О том, как его составить, смотрите материал .

Передача документов на проверку должна оформляться подробными описями, в которых указываются индивидуальные признаки каждого документа.

Не допускается передавать документы папками или коробками: впоследствии в них могут оказаться бумаги, которые компания туда не закладывала, или, наоборот, может чего-то не хватать.

Не стоит допускать проверяющих к бухгалтерской программе, а также распечатывать при них данные по счетам и регистрам. Тем более, нельзя открывать им доступ к программе, чтобы они сами выискивали там информацию.

Лучше распечатывать информацию по их запросу, дополнительно контролировать, что распечатала программа, и только после этого передавать распечатку проверяющим.

О том, что делать, если инспектор просит доступ к 1С, читайте .

Хорошей практикой является ограничение числа лиц, контактирующих с проверяющими. Например, это могут быть генеральный директор, главный бухгалтер и финансовый директор. Именно этим людям известно, как организован бизнес компании, и они могут предпринять квалифицированные действия по защите ее интересов.

Сотрудники должны быть проинструктированы о том, как себя вести во время проверки. Если проверяющие решили провести опрос работников компании в качестве свидетелей, лучше привлечь адвоката, которые будет при этом присутствовать. Он не позволит проверяющим оказывать давление на работников, а также будет пресекать попытки с их стороны задавать вопросы, ответы на которые выходят за рамки компетенции работника. Сотрудники будут чувствовать себя более уверенно.

Лучше всего, если рядовые сотрудники будут говорить приблизительно следующее: «Я Иванов Иван Иванович, вот мой паспорт. В компании работаю на должности менеджера по продажам. Получаю зарплату только по ведомости в размере 15 000 руб., работой доволен».

Если проверяющие задают какие-либо вопросы, на которые работники отвечать не должны, будет хорошо, если они заучат простую стандартную фразу: «Об этом мне ничего не известно, пожалуйста, обратитесь к моему руководству» .

Подобная тактика приводит к тому, что проверяющие вынуждены будут задавать неудобные вопросы руководству, т. е. лицам, которые наиболее подготовлены к защите интересов компании.

Полезно на период проверки закрывать все курительные комнаты в офисе компании, запрещать персоналу гулять по коридорам без необходимости.

Кроме того, должно быть строжайше запрещено обсуждать какие-либо рабочие вопросы в коридоре, а уж тем более – в присутствии проверяющих.

На всевозможные незаконные требования налоговых органов («А вы знаете, что вот эта хозяйственная операция, как «официально» разъяснял Минфин, должна оформляться вот такими документами? Они у вас есть?») следует реагировать жестко, мотивируя свою позицию ссылками на законы и судебную практику.

Особенно это важно в начале проверки: опыт показывает, что чем более жестко и компетентно поставят себя специалисты компании, тем меньше будет неоснованных на законе претензий в будущем. Это вопрос по большей части психологический: кто будет в процессе общения ведущим, а кто – ведомым. Ведущим быть выгоднее.

Практика показывает, что выходить на уровень панибратских отношений с проверяющими – вещь вредная и опасная. В такой ситуации создается некий психологический барьер «непротивления», который потом сложно преодолеть.

В итоге компания легко попадает в порочный круг соглашательства: «Давайте не будем спорить и портить отношения», вместо того, чтобы защищать свои интересы всеми доступными законными способами.

Контрразведывательные мероприятия компании — идти на данные меры или нет – решать компании.

В определенных ситуациях бывает выгодным оставить проверяющих в плену собственных заблуждений (например, когда по тому или иному спорному вопросу сложилась судебная практика в пользу налогоплательщика, а ФНС и Минфин продолжают это игнорировать).

Во-первых, набрав «нарушений» на требующуюся сумму, налоговые органы не станут проверять дальше. А «накопанное» можно будет потом оспорить в суде, где и просветить проверяющих на предмет имеющихся у них заблуждений.

Во-вторых, если они предъявят претензии по неким формальным доводам и спор останется в рамках спора по вопросам права, выстроить позицию в интересах налогоплательщика в суде будет намного проще. «Просвещенные» же проверяющие могут действительно начать выискивать схемы и, чего доброго, найдут. Тогда опровергать собранные ими факты будет сложнее (http://www.klerk.ru)



Loading...Loading...