Учет земли и изменение ее стоимости. Скорректирован порядок учета земельных участков Учет изменения кадастровой стоимости земельного участка

Как оформить и учесть приобретение основных средств за плату

Нужно ли изменять стоимость земельного участка в бухучете, если изменилась его кадастровая стоимость

Да, нужно.

Земельные участки принимайте к учету на счет 103.00 на основании документа, который подтверждает право учреждения на землю. В бухучете отражайте по их кадастровой стоимости, указанной в правоустанавливающем документе. Это установлено абзацем 2 пункта 71 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Если в правоустанавливающем документе кадастровая стоимость не указана, участок все равно примите к учету (письмо Минфина России от 14 сентября 2017 № 02-07-05/59444). Кадастровую стоимость узнавайте в Росреестре. Как это сделать, см. в рекомендации.

Кадастровую стоимость земельных участков определяют по итогам государственной кадастровой оценки земель (п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ). Такую оценку проводят не реже одного раза в пять лет (ст. 24.12 Закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ).

Так как кадастровую стоимость земель раз в несколько лет меняют, то стоимость участка корректируйте и в бухучете учреждения. Делайте это в том году, когда произошли изменения. Новую стоимость участка отразите в бухгалтерской отчетности (п. 71, 28 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Чтобы это сделать, получите в кадастровой палате документы об изменении стоимости земли. Например, к таким документам относят уведомление (п. 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Это разъяснено в пункте 1 письма Минфина России от 19 января 2016 № 02-07-10/1601, подпункте «д» пункта 1.1.2, пункте 4.2 приложения к письму от 30 декабря 2015 г. Минфина России № 02-07-07/77754 и Казначейства России № 07-04-05/02-919.
Как в бухучете отражать корректировку стоимости земельных участков, зависит от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Корректировку кадастровой стоимости участка отразите проводками:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Увеличение кадастровой стоимости земельного участка
КРБ.1.103.11.330 КДБ.1.401.10.180
2 Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка
(основание - документ об изменении государственной кадастровой оценки)
Методом «красное сторно»
КРБ.1.103.11.330 КДБ.1.401.10.180

Такие проводки приведены в пункте 16 Инструкции № 162н.

Все учреждения обязаны включить в неутвержденную отчетность события после отчетной даты. Смотрите в подборке примеры событий, правила, как их принять к учету и отразить в отчетности. Скачайте приложение к учетной политике о событиях после отчетной даты.

Материалы в подборке доступны подписчикам Системы. Если у вас нет подписки, оформите ее прямо сейчас или попробуйте бесплатный доступ на три дня.

Изменения в учете СПОД

События, которые влияют на финансово-хозяйственную деятельность учреждений и произошли после 31 декабря, отразите в учете и отчетности. Такие события называют событиями после отчетной даты.

Учетную политику дополните новым порядком признания в бухучете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты. Скачайте образец.

Чтобы отразить такое событие в учете, нужно признать, что оно существенное. Например, первичка за оказанные услуги в декабре 2016 года поступила поздно - в январе. Чтобы закрыть декабрем расчеты, признайте это событием после отчетной даты и отразите в учете 31 декабря. Так можно сделать, если отчетность еще не сдана.
Если вы не успеваете внести событие в отчетность по срокам, информацию о нем и его денежной оценке раскройте в пояснительной записке. Подробнее

Примеры СПОД

В Инструкции № 157н есть определение события после отчетной даты. Перечень событий после отчетной даты, которые будете признавать, отразите в новом порядке. Используйте для этого проект стандарта бухучета «События после отчетной даты».

Рассмотрим наиболее вероятные для учреждения события после отчетной даты.

Изменилась кадастровая оценка земли

Скорректируйте стоимость участка в бухучете, если в период сдачи отчетности получили документы о том, что кадастровая цена изменилась.
Как узнать кадастровую стоимость земли

Как отразить СПОД в отчетности

Есть три варианта, как отразить события после отчетной даты.

1. Сформируйте проводки последним днем отчетного периода до заключительных операций по закрытию счетов. Отчетность составьте с учетом данных о СПОД. В текстовой части пояснительной записки раскройте информацию о событии после отчетной даты и его денежной оценке.

2. Если из-за сроков отчетности вы не успеваете внести корректировку в отчет, проводки не формируйте, информацию о СПОД в отчетные формы не включайте. Но в текстовую часть пояснительной записки эту информацию включите, в том числе приведите денежную оценку события.

3. Если надо исправить отчетность, которую сдали, действуйте так. Сначала согласуйте правку с вышестоящей организацией, которой сдаете отчеты. Изменения вносите только по уважительной причине. Например, если после проверки контролирующих органов уточнили расчеты с кредитором. Все события после отчетной даты, которые признали существенными, отразите в отчетности того периода, за который они произошли.
Подробнее смотрите в рекомендациях для казенных, бюджетных и автономных учреждений.

Непроизводственные активы в бюджетном учете - это ошибочное наименование непроизведенных активов, являющихся частью нефинансовых активов бюджетного учреждения. Какие именно нефинансовые активы можно отнести к числу непроизведенных (непроизводственных)? Разбираемся.

Что относится к непроизводственным активам бюджетной организации

Чаще всего ошибочно термином «непроизводственные активы» относительно вопросов учета в бюджетных организациях называют непроизведенные активы. Непроизведенные активы — это то, что не произведено человеком, то есть ресурсы, которые дарованы нам природой. Такие активы используются нами, улучшаются, осваиваются, добываются, иногда уничтожаются, но произвести их мы (чаще всего) не можем.

Понятие непроизведенных активов дано в п. 70 инструкции, утвержденной приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н (счет 10300). В бюджетном учете, нормируемом приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н, для учета непроизведенных активов используется счет 0010310000, там же обозначены субсчета по каждому виду активов. Субсчет 001031000 формирует данные о текущей стоимости всех непроизведенных активов учреждения, являющихся недвижимым имуществом.

К такому типу активов относятся:

  • земля,
  • ресурсы недр,
  • прочие непроизведенные активы.

Главным непроизведенным активом, которым располагает большинство бюджетных организаций, относящихся к органам государственного управления разных уровней, является земля. На субсчете 0010311000 отражается стоимость земли как нефинансового актива учреждения. Субсчета 0010311330 и 0010311430 позволяют корректировать первоначальную стоимость данного актива в сторону увеличения или уменьшения соответственно.

Первоначальная стоимость ресурсов недр (вода и полезные ископаемые) отражается на субсчете 0010312000. Увеличение и снижение стоимости ресурсов проводится, соответственно, по субсчетам 00103312330 и 0010312430.

Прочие непроизведенные активы имеют субсчет 0010313000, а для отражения прироста или снижения их стоимости используются субсчета 0010313330 и 0010313430.

Бухгалтерские проводки операций с непроизведенными активами в бюджетных организациях

Непроизведенные активы могут быть приняты на баланс бюджетной организации в результате:

  • приобретения (покупки, передачи в пользование, дарения);
  • передачи в оперативное управление;
  • выявления неучтенных объектов непроизведенных активов в ходе инвентаризации.

Поступление непроизведенных активов в учете отражается следующими проводками (пп. 20-21 приказа № 174н):

Первичные документы

Приобретение непроизведенных активов, капвложения в неотъемлемые от таких активов улучшения

Акт приема-передачи объекта или группы объектов (ф. 0306001, 0306031), сметы и акты приемки работ по капитальным улучшениям

Получение земли на правах бессрочного пользования (включая землю под объектом недвижимости): отражается или кадастровая стоимость, или стоимость, указанная в акте на право пользования земельным участком за пределами РФ

Акт, справка о кадастровой стоимости земли, о стоимости участков, расположенных за пределами РФ, акты передачи в бессрочное владение

010311330, 010312330, 010313330

Принятие на баланс в результате выявления в ходе инвентаризации

Акт о результатах инвентаризации объектов непроизведенных активов (ф. 0504835)

Изменение стоимости участков земли, которые были приняты к учету раньше, в результате изменения кадастровой цены

Справка об изменении кадастровой стоимости, расчет увеличения (уменьшения) стоимости земельного участка

010311330, 010312330, 010313330

010311330, 010312330, 010313330

Внутреннее перемещение объектов непроизведенных активов в результате смены материально ответственных лиц

Накладная на внутреннее перемещение объектов финансовых активов (ф. 0504102)

Списание (выбытие) непроизведенных активов отражается в учете следующими проводками (пп. 22, 23 приказа № 174н):

Первичные документы

010311330, 010312330, 010313330

Безвозмездная передача непроизведенного актива органам госвласти, госучреждениям или муниципальным учреждениям, включая случаи прекращения прав на оперативное управление

Акт о передаче объектов нефинансовых активов (ф. 504101), инвентарные карточки, которые прикладываются к такому акту

010311330, 010312330, 010313330

Внутриведомственная передача непроизведенных активов

Внутренние документы на такое перемещение: распоряжение, решение соответствующего головного органа, акт передачи, накладная на внутреннее перемещение (ф. 05044102)

010311330, 010312330, 010313330

Передача объектов непроизведенных активов другим приобретателям права на владение (управление) ими (кроме госорганов), в том числе безвозмездно

Решение о передаче прав владения безвозмездно, договоры купли-продажи, акты передачи прав владения

010311330, 010312330, 010313330

Выбытие активов при их продаже (реализации) в соответствии с законами РФ

договоры купли-продажи, акты передачи прав владения

010311430, 010312430, 010313430

Расходы в связи с чрезвычайными ситуациями, приведшими к разрушению, выбытию активов

Акт (справка) о чрезвычайном событии, справка Торговой палаты о событиях форс-мажора, повлекших разрушения, акты оценки разрушений и списания

Уценка (дооценка) стоимости непроизведенных активов при проведении переоценки

Формы первичных документов, которыми оформляются операции по движению непроизведенных активов, утверждены приказом Минфина от 30.03.52 № 52н.

Порядок учета непроизведенных активов автономного учреждения

Приказ Минфина от 23.12.10 № 183н устанавливает План счетов и инструкцию по его применению для учреждений, относящихся к числу автономных. Структура Плана счетов для автономников мало чем отличается от Единого плана счетов для учета в бюджетных учреждениях, установленного приказом 157н.

Структура нефинансовых активов в плане счетов автономного учреждения аналогична структуре нефинансовых активов, приведенной в приказе № 174н для бюджетных учреждений.

Итоги

Выражение «учет непроизводственных активов в бюджетных учреждениях» имеет неверную формулировку, так как бухгалтерский учет у бюджетников подразумевает деление активов не на производственные и непроизводственные, а на финансовые и нефинансовые. Непроизводственными активами чаще всего называют активы непроизведенные, учет которых мы рассмотрели в статье.

Как отразить в бухгалтерском учете снижение кадастровой стоимости земельных участков, имеющихся на балансе ОАО, если это снижение произведено согласно приказа регионального департамента имущественных отношений и отражено в кадастровом паспорте?

В рассматриваемой ситуации снижение кадастровой стоимости земельного участка имеет значение только для целей налогообложения земельным налогом и не влечет за собой требования внесения изменений в бухгалтерский учет данного участка как объекта основных средств.

Обоснование вывода

В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения, а также в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ и федеральными законами.

При этом кадастровая стоимость земельных участков определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района (п. 1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222).

Налогоплательщик вправе провести переоценку стоимости земельного участка в бухгалтерском учете в целях отражения его реальной стоимости, однако для целей исчисления налога на прибыль организаций результаты переоценки имущества, согласно ст. 257 НК РФ, не учитываются (смотрите письма Минфина России от 08.09.2011 N 03-03-06/1/544, от 08.07.2011 N 03-03-06/1/412).

Порядок проведения переоценки земельный участков средств регулируется ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01), Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (далее - Методические указания), утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

Земельные участки учитываются в составе основных средств (ОС) (п. 5 ПБУ 6/01). В соответствии с п.п. 7 и 8 ПБУ 6/01 ОС принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение ОС, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов, в том числе государственная пошлина, уплачиваемая в связи с приобретением объекта ОС.

Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных настоящим и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету.

Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Стоимость ОС, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных ПБУ 6/01 и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету. Изменение первоначальной стоимости ОС, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и ПЕРЕОЦЕНКИ объектов ОС (п. 14 ПБУ 6/01, п. 41 Методических указаний).

Согласно п. 41 Методический указаний переоценка объектов ОС производится с целью определения РЕАЛЬНОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ОС путем приведения первоначальной стоимости объектов ОС в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки.

Ранее положения п. 43 Методических указаний прямо содержали запрет на переоценку земельных участков и объектов природопользования. Однако приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н из п. 43 Методических указаний исключено положение о том, что земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) переоценке не подлежат. Следовательно, с 2011 года переоценке подлежат в том числе и земельные участки.

Согласно п. 15 ПБУ 6/01 и п. 43 Методических указаний коммерческая организация может НЕ ЧАЩЕ ОДНОГО РАЗА В ГОД (НА КОНЕЦ ОТЧЕТНОГО ГОДА) переоценивать группы однородных объектов ОС по текущей (восстановительной) стоимости.

При этом при принятии решения о переоценке по таким ОС следует учитывать, что в последующем они ПЕРЕОЦЕНИВАЮТСЯ РЕГУЛЯРНО, чтобы стоимость ОС, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости (абзац второй п. 15 ПБУ 6/01, п. 44 Методических указаний).

Таким образом, если организация примет решение о переоценке группы однородных объектов ОС, к которой отнесен указанный земельный участок, в последующем ей необходимо будет переоценивать данные объекты ОС регулярно.

В рассматриваемой ситуации на основании приказа регионального Департамента имущественных отношений произведена государственная кадастровая оценка земли.

Достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, частичная ликвидация или переоценка организацией не производились.

Соответственно, для целей бухгалтерского учета изменять стоимость ОС (земельного участка) на основании произведенной кадастровой оценки земли организации не следует. Это подтверждает текст самого приказа, согласно которому он подлежит применению для целей налогообложения в соответствии с НК РФ.

Таким образом, снижение кадастровой стоимости земельного участка имеет значение только для целей налогообложения земельным налогом и не влечет за собой требования внесения изменений в бухгалтерский учет данного участка как объекта ОС.

Что нужно знать бухгалтеру организации государственного сектора, чтобы правильно рассчитать и уплатить земельный налог? Как рассчитать налог на землю, если изменилась кадастровая стоимость земельного участка – рассмотрим в этой статье.

Как учитываются земельные участки в бюджетных учреждениях

В настоящее время учреждения госсектора используют земельные участки, в том числе расположенные под объектами недвижимости, на праве постоянного (бессрочного) пользования. Учитывают такие земельные участки на счете 10300 «Непроизведенные активы». Основанием для учета на балансе земельного участка служит документ — свидетельство, подтверждающее право пользования земельным участком. Учитывают землю по кадастровой стоимости. Об этом говорится в п.71 Инструкции 157н.

Повышение квалификации в Контур.Школе: . Главному бухгалтеру бюджетного, казённого, автономного учреждения. Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа., 30 онлайн-уроков: теория и практика Кроме того, учреждение может иметь земельные участки на праве безвозмездного пользования или арендовать земельный участок по договору аренды (субаренды). Такие участки земли в соответствии с действующими инструкциями учитываются на забалансовых счетах.

Право оперативного управления землей Земельный кодекс РФ не предусматривает.

Государственные (муниципальные) учреждения являются плательщиками земельного налога, если земельные участки закреплены за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Земельный налог — это местный налог, устанавливается гл.31 Налогового Кодекса РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Земельный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

На основании статьи 388 НК РФ организации, имеющие земельные участки на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданные им по договору аренды, не платят земельный налог.

Налоговой базой для начисления налога на землю, согласно ст. 390 Налогового кодекса, служит кадастровая стоимость земельного участка. Это та сумма, которая облагается налогом. Именно поэтому всем организациям госсектора стоит знать кадастровую стоимость собственного участка земли, следить за ее изменением, поскольку она напрямую связана с размером налога на землю, подлежащему уплате.

Пунктом 14 статьи 396 НК РФ установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости по письменному заявлению налогоплательщика.

Заказать выписку из ЕГРН можно на официальном сайте Росреестра , в МФЦ, в территориальном органе кадастровой палаты.

В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Если земельный участок образован в течение налогового периода,то налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на день внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций являются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (ст. 393 НК РФ). Для земельного налога муниципальные образования, а так же города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе не устанавливать отчетный период.

Учреждение госсектора, имея право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, может быть освобождено от уплаты земельного налога. Перечень льгот по земельному налогу приведен в статье 395 НК РФ. Например, согласно п. 1 ст. 395 НК РФ освобождаются от обложения земельным налогом организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций. Кроме того, в каждом конкретном регионе РФ могут быть предусмотрены льготы для учреждений по уплате земельного налога. Сам земельный налог относится к местным налогам, и в связи с этим налоговые ставки и налоговые льготы для налогоплательщиков устанавливаются муниципальным законодательством.

Как рассчитать земельный налог

Расчет суммы налога учреждение производит самостоятельно.

Например, у казенного учреждения на праве постоянного (бессрочного) пользования имеется земельный участок, кадастровая стоимость которого — 2 500 000 руб. Учреждение не имеет налоговых льгот в соответствии с НК РФ и местным законодательством. Налоговая ставка по земельному налогу установлена в размере 0,3%. Муниципальным законодательством предусмотрены авансовые платежи по налогу.

Сумма земельного налога составит:
2 500 000 руб. х 0,3%=7500руб.

Сумма авансового платежа за 1-й, 2-й и 3-й кварталы составит:
2 500 000 руб. х 0,3% х ¼=1875руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по приведенной выше формуле, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (п. 5 ст. 396 НК РФ):

7500 руб. - (3 x 1875 руб.) = 1875 руб.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н расходы на уплату земельного налога относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ по коду вида расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога».

Но кадастровая стоимость земельного участка может изменяться. Как определить налоговую базу для расчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости в течение налогового периода?

Действия бухгалтера при расчете земельного налога

Действия бухгалтера по расчету земельного налога будут зависеть от причины изменения кадастровой стоимости земли.

Рассмотрим несколько случаев:

1. Пере оценка кадастровой стоимости земли . Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» не реже, чем один раз в пять лет и не чаще, чем раз в три года (для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — два года) происходит оценка кадастровой стоимости земли.

Если в связи с этим изменилась кадастровая стоимость земельного участка и произошло это в течение налогового периода, то, согласно действующей редакции НК РФ такое изменение не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, то есть действует на будущее время. Новая кадастровая стоимость земли будет служить налоговой базой с 1 января следующего налогового периода.

2. Изменение вида разрешенного использования земельного участка, его перевод из одной категории земель в другую или изменение площади земельного участка , приводящее к изменению кадастровой стоимости земельного участка .

В этом случае действует следующее положение статьи 391 НК РФ: «изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости».

Действует это положение с 1 января 2018г. (в пункт 1 статьи 391 внес изменение Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ)

Данное изменение кадастровой стоимости земельного участка теперь нужно учитывать при расчете налоговых обязательств не со следующего налогового периода, а со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

3. Успешное оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости .

Если кадастровая стоимость завышена и ее сумма больше рыночной стоимости земельного участка, то такую кадастровую стоимость можно оспорить. Лицензированный эксперт установит реальную рыночную стоимость земли. На основании заключения специалиста комиссия или суд примет соответствующее решение и изменит кадастровую стоимость. На практике это означает, что можно существенно сократить расходы по налогу на землю.

Оспаривание кадастровой стоимости юридическими лицами происходит в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Оспорить кадастровую стоимость земли могут также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Оспаривание кадастровой стоимости происходит двумя способами:

  • путем обращения в суд;
  • при помощи обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Порядок оспаривания результатов кадастровой стоимости земельного участка определен статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». По официальной статистике Росреестра, почти половина всех обращений в комиссию по пересмотру кадастровой стоимости заканчиваются успехом заявителя.

В случае положительного решения Росреестр самостоятельно внесет все необходимые изменения в ЕГРН на основании решения комиссии, которое она обязана направить в Росреестр в течение 5 рабочих дней со дня принятия (п. 19 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).

При изменении кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, измененная кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу, начиная с налогового периода, в котором подано заявление о ее пересмотре, но не ранее даты внесения в ЕГРН, которая являлась предметом оспаривания (ст. 391 НК РФ, письма Минфина России от 29.03.2017 № 03-05-05-02/18237, от 01.03.2017 № 03-05-05-02/11335, от 22.02.2017 № 03-05-05-02/10148).

Применение установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости за периоды, предшествующие году подачи заявления об оспаривании, Налоговым кодексом не предусмотрено (письмо Минфина России от 24.08.2017 № 03-05-06-02/54275).

Например, если организация в феврале 2018 года подает в комиссию заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной цены и комиссия удовлетворит требование, то новую кадастровую стоимость организация должна применить при налогообложении с 1 января в 2018 года.

4. Исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости участка. Такую ошибку исправляет регистрирующий орган, Росреестр. Об этом должны уведомить владельца участка в течение 3 рабочих дней, направив уведомление по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173.

При расчете земельного налога такое изменение кадастровой стоимости, в соответствии со статьей 391 НК РФ нужно учитывать, начиная с того налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

Например, в мае 2017 года учреждение получило уведомления от регистрирующего органа об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости. Налогоплательщику нужно подать в инспекцию уточненный расчет за I квартал 2017 года и пересчитать сумму авансового платежа по земельному налогу за этот период.

Изменение стоимости земельных участков, учитываемых в составе нефинансовых активов, в связи с изменением их кадастровой стоимости необходимо отразить в бухгалтерском учете. В соответствии с п. 28 Инструкции № 157н. сделать это нужно в том финансовом году, в котором произошли изменения кадастровой стоимости, с отражением указанных изменений в бухгалтерской отчетности. Дата отражения в учете и отчетности изменения стоимости земельного участка должна быть согласована с учредителем учреждения. Этот факт следует отразить в пояснительной записке (ф.0503160, ф.0503760).

Обобщим основные моменты. Если учреждение госсектора на праве постоянного (бессрочного) пользования имеет земельный участок, то оно является плательщиком земельного налога. Земельный налог относится к местным налогам, и в связи с этим налоговые ставки и налоговые льготы для налогоплательщиков устанавливаются муниципальным законодательством. Расчет суммы налога учреждение производит самостоятельно. Чтобы рассчитать земельный налог без ошибок и избежать штрафов, бухгалтеру нужно внимательно отслеживать изменения кадастровой стоимости земельного участка.

5 034 просмотра

Как отразить в учете переоценке земельного участка?

Если стоимость переданного участка отличается от его , разницу учтите в составе прочих доходов или расходов. Подробнее про переоценку земли - в статье.

Вопрос: Мы хотим переоценить в учете земельный участок в учете до кадастровой стоимости. Как это отразится в учете? в последующем хотят передать этот земельный участок в уставный капитал и это будет как фин вложение в уставный капитал другой организации

Ответ: Вы вправе провести переоценку стоимости земельного участка в бухгалтерском учете в целях отражения его реальной стоимости, однако для целей исчисления налога на прибыль организаций результаты переоценки имущества, согласно ст. 257 НК РФ, не учитываются (Письмо Минфина России от 08.09.11 № 03-03-06/1/544).

Первоначальная стоимость, по которой основное средство было принято к учету, не подлежит изменению. За исключением случаев, перечисленных в пункте 14 ПБУ 6/01. К таким случаям, в частности, относится переоценка. По результатам переоценки основное средство может быть уценено или дооценено. Организация может произвести переоценку любых основных средств, исключений из этого правила законодательством не предусмотрено (п. 15 ПБУ 6/01, п. 43 ).

Проводить переоценку основных средств организация может один раз в год на конец отчетного года, то есть на 31 декабря.

По результатам переоценки основное средство может быть уценено или дооценено. Суммы, на которые основное средство было уценено, учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». А суммы, на которые основное средствобыло дооценено – на счете 83 «Добавочный капитал».

Дебет 01 (03) Кредит 83 субсчет «Переоценка основных средств» (увеличена первоначальная стоимость участка);

Дебет 91-2 Кредит 01 (уменьшена первоначальная стоимость участка);

При передаче участка в уставный капитал другой организации отразите:

Дебет 58 Кредит 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» (отражена задолженность по вкладу в уставный капитал).

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 (отражена первоначальная стоимость участка, переданного в уставный капитал);

Дебет 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» (внесен участок в качестве вклада в уставный капитал).

Если стоимость переданного участка отличается от его оценки, согласованной учредителями, разницу учтите в составе прочих доходов или расходов.

При передаче участка в качестве вклада в уставный капитал у организации не возникает ни доходов, ни расходов (подп. 2 п. 1 ст. 277, п. 3 ст. 270 НК РФ).

Следует учитывать, что при выбытии участка спишите суммы его дооценки (если он был дооценен):

Дебет 83 субсчет «Переоценка основных средств» Кредит 84 субсчет «Суммы дооценки списанных основных средств» (списана сумма дооценки при выбытии участка).

Обоснование

Как провести переоценку основных средств

Первоначальная стоимость, по которой основное средство было принято к учету, не подлежит изменению. За исключением случаев, перечисленных в пункте 14 ПБУ 6/01. К таким случаям, в частности, относится переоценка. По результатам переоценки основное средство может быть уценено или дооценено . Организация может произвести переоценку любых основных средств, исключений из этого правила законодательством не предусмотрено (п. 15 ПБУ 6/01 , п. 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).*

Периодичность переоценки

Проводить переоценку основных средств организация может один раз в год на конец отчетного года, то есть на 31 декабря.* При этом ее можно провести только по группам однородных объектов. Таким образом, необязательно проводить переоценку всех основных средств. Однако, переоценив один объект из группы однородных основных средств, нужно переоценить и все остальные объекты, входящие в эту группу. Такой порядок следует из пункта 15 ПБУ 6/01 и пункта 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н .

Письмо Минфина России от 08.09.11 № 03-03-06/1/544

О переоценке стоимости земельного участка в целях налогообложения прибыли

Вопрос: ЗАО владеет на праве собственности земельным участком, который числится на балансе организации как объект основных средств с 2008 г. и используется для оказания услуг по предоставлению в аренду складских площадей, расположенных на этом участке. Стоимость земельного участка более 40 000 руб. На основании абз. 2 п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, земельные участки относятся к основным средствам. Возможность изменения первоначальной стоимости основных средств в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, переоценки соответствующих объектов и право организаций не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств закреплены в п. п. 14–15 ПБУ 6/01. Названные нормы ПБУ 6/01 дополняют положения п. 43 Методических указаний по учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, согласно которым коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. ЗАО предполагает реализовать право на переоценку земельного участка как объекта основных средств организации. Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ при проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах после вступления в силу гл. 25 НК РФ переоценки (уценки) стоимости объектов основных средств на рыночную стоимость положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения, и не принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций.Признается ли доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения налогом на прибыль, положительная (отрицательная) сумма переоценки (уценки) стоимости указанного земельного участка на рыночную стоимость, произведенная ЗАО?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о переоценке стоимости земельного участка в целях налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

В целях применения гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) стоимость объектов основных средств подлежит изменению только в случаях, прямо предусмотренных п. 2 ст. 257 НК РФ. Переоценка основных средств указанной статьей не предусмотрена.

Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ при проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах после вступления в силу вышеуказанной главы НК РФ переоценки (уценки) стоимости объектов основных средств на рыночную стоимость положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения, и не принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций.

Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе провести переоценку стоимости земельного участка в бухгалтерском учете в целях отражения его реальной стоимости, однако для целей исчисления налога на прибыль организаций результаты переоценки имущества, согласно ст. 257 НК РФ, не учитываются.*

Как отразить в бухучете переоценку основных средств

По результатам переоценки основное средство может быть уценено или дооценено . Суммы, на которые основное средство было уценено, учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». А суммы, на которые основное средствобыло дооценено – на счете 83 «Добавочный капитал». К этим счетам целесообразно открыть субсчет «Переоценка основных средств».*

Бухучет: дооценка

В бухучете сумма дооценки по каждому объекту основных средств отражается проводками:*

Дебет 01 (03) Кредит 83 субсчет «Переоценка основных средств»
– увеличена первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства;

Бухучет: уценка

В бухучете сумма уценки по каждому объекту основных средств отражается следующими проводками:

Дебет 91-2 Кредит 01
– уменьшена первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства;*

Списание суммы дооценки при выбытии

При выбытии основного средства спишите суммы его дооценки:

Дебет 83 субсчет «Переоценка основных средств» Кредит 84 субсчет «Суммы дооценки списанных основных средств»
– списана сумма дооценки при выбытии основного средства.

Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении передачу основных средств в качестве вклада в уставный капитал

Документальное оформление*

При передаче объекта основных средств в уставный капитал другой организации (т. е. в момент перехода к получателю права собственности на объект) оформите первичным документом, например, заполните акт по форме № ОС-1 (указания , утвержденные , ч. 3 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Основанием для составления акта является техническая документация на основное средство, а также данные бухучета. Например, обороты по счету 02 «Амортизация основных средств» позволят заполнить сведения о сумме начисленной амортизации. Акт оформите в двух экземплярах, один из которых передайте получателю. При составлении акта раздел «Сведения об объектах основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету» не заполняйте. Его должен заполнить получатель в своем экземпляре акта. Оба экземпляра акта должны быть подписаны и утверждены как организацией-акционером (участником), так и получателем.

Если в качестве вклада в уставный капитал организация вносит здание, составьте акт по форме № ОС-1а . Если организация передает несколько однородных основных средств, оформите акт по форме № ОС-1б . При заполнении этих актов применяйте тот же порядок, что и при составлении акта по форме № ОС-1 . Такой порядок предусмотрен указаниями , утвержденными постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 .

Одновременно с составлением акта по форме № ОС-1 (ОС-1а , ОС-1б) внесите сведения о выбытии основного средства в инвентарную карточку по форме № ОС-6 (ОС-6а) или в инвентарную книгу по форме № ОС-6б (предназначена для малых предприятий). Сведения вносите на основании акта приема-передачи, составленного в момент передачи основного средства. Такой порядок предусмотрен , утвержденными постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 .

Если организация получает основное средство, содержащее драгоценные металлы, в конце года ей придется составить отчет по форме № 4-ДМ , утвержденной постановлением Росстата от 14 ноября 2007 г. № 88 . В отчете укажите количество драгоценных металлов, содержащихся в основном средстве.

Бухучет

У организации-учредителя вклады в уставные капиталы других организаций учитываются на счете 58 «Финансовые вложения». Задолженность по вкладам отразите проводкой по дебету счета 58 в корреспонденции со счетом учета расчетов. Например, со счетом 76 , к которому откройте отдельный субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»:*


– отражена задолженность по вкладам в уставный капитал дочерней организации.

Такую запись делайте:*

  • при создании акционерных обществ или ООО – на основании договора о создании общества или на основании решения единственного учредителя (акционера, участника) (п. 5 ст. 9 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ , );
  • при увеличении уставного капитала:
  • в акционерных обществах – на основании протокола общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала (решения совета директоров (наблюдательного совета), если в соответствии с уставом такое решение в его компетенции) или решения единственного учредителя (акционера) об этом ( , п. 3 ст. 47 , Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ);
  • в ООО – на основании протокола общего собрания участников об увеличении уставного капитала или решения единственного учредителя (участника) об этом ( , п. 6 ст. 37 , Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Со следующего месяца после передачи основного средства прекращайте начислять по нему амортизацию (п. 22 ПБУ 6/01).

В бухучете выбытие основного средства, внесенного в качестве вклада в уставный капитал, отражайте по остаточной стоимости (п. 85 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

Для учета выбытия такого имущества на счете 01 откройте отдельный субсчет «Выбытие основных средств». В момент передачи объекта по дебету счета отразите его первоначальную (восстановительную) стоимость. По кредиту – сумму амортизации, начисленную за период эксплуатации выбывающего объекта. При этом делайте проводки:


– отражена первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства, переданного в уставный капитал дочерней организации;


– отражена амортизация, начисленная за период эксплуатации объекта, переданного в уставный капитал дочерней организации.*

В результате сальдо на счете 01 «Выбытие основных средств» будет отражать остаточную стоимость передаваемого основного средства. Остаточную стоимость определяйте по формуле:

Передачу основного средства в уставный капитал другой организации отразите проводкой:


– внесено основное средство в качестве вклада в уставный капитал дочерней организации.

Если остаточная стоимость переданного основного средства отличается от его оценки, согласованной учредителями , разницу учтите в составе прочих доходов или расходов. При этом сделайте проводки:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» Кредит 91-1*
– отражена положительная разница между оценкой основного средства, согласованной учредителями, и его остаточной стоимостью;

Дебет 91-2 Кредит 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»
– отражена отрицательная разница между оценкой основного средства, согласованной учредителями, и его остаточной стоимостью.*

Такой порядок предусмотрен пунктом 85 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н , и Инструкцией к плану счетов (счета , , ).

Налог на прибыль

При передаче основного средства в качестве вклада в уставный капитал у организации не возникает ни доходов, ни расходов (подп. 2 п. 1 ст. 277 , п. 3 ст. 270 НК РФ).* Подробнее об этом см. Как отразить выбытие амортизируемого имущества в налоговом учете . Если остаточная стоимость передаваемого основного средства отличается от его оценки, согласованной учредителями , в бухучете образуется постоянная разница, которая приводит к появлению постоянного налогового обязательства или постоянного налогового актива (п. и ПБУ 18/02). Их следует отражать проводками:

Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– отражено постоянное налоговое обязательство с отрицательной разницы между остаточной стоимостью основного средства и его оценкой, согласованной учредителями;


– отражен постоянный налоговый актив с положительной разницы между остаточной стоимостью основного средства и его оценкой, согласованной учредителями.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении передачи основного средства в качестве вклада в уставный капитал*

В июле ЗАО «Альфа» внесло в уставный капитал ООО «Торговая фирма "Гермес"» компьютер. В бухгалтерском и налоговом учете передающей стороны:

  • первоначальная стоимость компьютера – 41 000 руб.;
  • сумма амортизации, начисленная до передачи компьютера, – 16 000 руб.;
  • остаточная стоимость компьютера на момент передачи – 25 000 руб. (41 000 руб. – 16 000 руб.);
  • сумма входного НДС, принятая к вычету при приобретении компьютера, – 7380 руб.

Денежная оценка вклада по решению учредителей «Гермеса» считается равной 30 000 руб. Дополнительных расходов, связанных с внесением имущества в уставный капитал дочерней организации, у «Альфы» не было.

Для отражения операций в учете бухгалтер «Альфы» открыл субсчета:

  • к счету 76 – субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»;
  • к счету 01 – субсчет «Выбытие основных средств».

При передаче компьютера в уставный капитал «Гермеса» бухгалтер «Альфы» сделал проводки.

Дебет 58 Кредит 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»
– 30 000 руб. – отражена задолженность «Альфы» по вкладам в уставный капитал «Гермеса»;

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01
– 41 000 руб. – отражена первоначальная стоимость компьютера, переданного в уставный капитал «Гермеса»;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– 16 000 руб. – отражена амортизация, начисленная за период эксплуатации компьютера, переданного в уставный капитал «Гермеса»;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– 25 000 руб. – внесено основное средство в качестве вклада в уставный капитал другой организации;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» Кредит 91-1
– 5000 руб. (30 000 руб. – 25 000 руб.) – отражена положительная разница между оценкой основного средства, согласованной учредителями, и его остаточной стоимостью.

При передаче компьютера бухгалтер восстановил часть входного НДС, ранее принятого к вычету, и включил налог в первоначальную стоимость финансового вложения. Сумма восстановленного НДС равна 4500 руб. (7380 руб. ? (25 000 руб. : 41 000 руб.)). При этом бухгалтер сделал такую проводку:

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 4500 руб. – восстановлен НДС, ранее принятый к вычету;

Дебет 58 Кредит 19
– 4500 руб. – восстановленная сумма НДС передана на баланс «Гермеса».

На расчет налога на прибыль передача компьютера не влияет. В связи с тем что в налоговом учете не была учтена разница между оценкой основного средства, согласованной учредителями, и его остаточной стоимостью, бухгалтер сделал такую проводку:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 99 субсчет «Постоянные налоговые активы»
– 1000 руб. (5000 руб. ? 20%) – отражен постоянный налоговый актив с разницы между оценкой основного средства, согласованной учредителями, и его остаточной стоимостью.

Передача основного средства в качестве вклада в уставный капитал дочерней организации реализацией не признается (подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ). Поэтому с этой операции не нужно начислять НДС (подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Ранее принятый к вычету входной налог по основному средству,



Loading...Loading...