Бог орион. Красивая легенда созвездия орион Орион в греческой мифологии

41. Орион

Охотник из беотийской Гирии и самый красивый из когда-либо живших мужчин, Орион был сыном Посейдона и Эвриалы. Придя однажды в хиосскую Гирию, он влюбился в Меропу, дочь сына Диониса Энопиона. Энопион пообещал отдать Меропу в жены Ориону, если тот освободит остров от появившихся там ужасных диких зверей. Орион стал выполнять это условие, принося ежедневно Меропе по шкуре зверя. Когда, наконец, условие было выполнено и Орион потребовал Меропу в жены, Энопион стал твердить, что львы, медведи и волки все еще рыщут по холмам, и отказал ему в руке дочери, хотя причина была в том, что он сам был в нее влюблен.

b . Однажды ночью раздосадованный Орион выпил целый бурдюк энопионова вина, и оно так разгорячило его кровь, что он ворвался в спальню Меропы и силой заставил ее разделить с ним ложе. На рассвете Энопион обратился к своему отцу Дионису и тот прислал к Ориону сатиров, напоивших его так, что он крепко заснул. Тогда Энопион выколол ему глаза и швырнул их на берег моря. Оракул заявил, что слепой Орион вернет себе зрение, если отправится на восток и обратит свои глазницы к Гелиосу, когда тот начнет подниматься из-за Океана. Орион тут же отправился на утлой лодчонке в море и, плывя на звук молота Киклопа, достиг Лемноса. Там он вошел в кузницу Гефеста, схватил одного из его учеников по имени Кедалион, посадил на плечи и сделал своим поводырем. Кедалион повел Ориона через земли и моря, и, наконец, они достигли самого дальнего берега Океана, где в него влюбилась Эос и ее брат Гелиос вернул Ориону зрение.

c . Посетив в сопровождении Эос остров Делос, Орион решил вернуться, чтобы отомстить Энопиону, которого он, однако, на Хиосе найти не смог, потому что тот скрывался в подземном чертоге, построенном для него Гефестом. Отправившись через море на остров Крит, куда, по мнению Ориона, мог сбежать Энопион в надежде найти защиту у своего деда Миноса, он встретился с Артемидой, которая, так же как и он сам, страстно любила охоту. Ей быстро удалось уговорить Ориона отказаться от планов мести и вместо этого отправиться с ней на охоту 1 .

d . К этому времени Аполлон уже узнал, что Орион не отказал Эос и разделил с ней ложе на священном острове Делос; от этого бесстыдства Рассвет залился румянцем, да так и остался пунцовым. Более того, Орион хвалился, что освободит всю землю от диких зверей и чудовищ. Боясь, что его сестра Артемида не устоит, как и Эос, перед красотой Ориона, Аполлон отправился к матери-земле и, не без умысла повторив похвальбу Ориона, сделал так, что та натравила на него чудовищного скорпиона. Орион встретил скорпиона стрелами, но, видя, что они не причиняют ему вреда, бросился на него с мечом. Однако вскоре он понял, что никаким оружием смертный не сможет одолеть скорпиона, нырнул в море и поплыл в сторону Делоса, где, как он надеялся, Эос сможет его спасти. Аполлон тем временем позвал Артемиду и спросил: «Видишь, далеко в море, ближе к Ортигии, плывет что-то черное? Это голова злодея, который только что совратил Опис, одну из твоих гиперборейских жриц. Его зовут Кандаон. Прошу тебя, пронзи его стрелой!» Надо сказать, что Кандаоном звали в Беотии Ориона, но Артемида этого не знала. Она тщательно прицелилась, выстрелила и поплыла, чтобы поглядеть на свою жертву. Каково же было ее горе, когда она увидела, что поразила в голову Ориона. Тогда она упросила сына Аполлона Асклепия, чтобы тот оживил Ориона. Но не успел Асклепий выполнить ее просьбу, как перун Зевса поразил его самого. Тогда Артемида поместила образ Ориона среди звезд, где его вечно преследовал Скорпион. Дух Ориона к тому времени уже отлетел к Асфоделевым лугам.

e. Некоторые говорят, что Орион погиб от укуса скорпиона и что Артемида обиделась на него за то, что тот стал преследовать ее девственных спутниц - семерых плеяд, дочерей Атланта и Плейоны. Те вынуждены были бежать от него по лугам Беотии до тех пор, пока боги не превратили их в голубиц и не поместили их образы среди звезд. Однако это неправда, потому что плеяды не были девственницами: две из них разделили ложе с Зевсом, две - с Посейдоном, одна - с Аресом, а седьмая стала женой Сисифа Коринфского и не оказалась в созвездии потому, что Сисиф был простым смертным 2 .

Другие рассказывают вот какую странную историю о рождении Ориона, чтобы объяснить его имя (иногда оно писалось Урион), а также возникновение предания, в котором его называли сыном матери-земли. Бедный пасечник и земледелец Гириэй был в тоске от того, что у него не было детей, а годы шли и он становился все дряхлей. Когда однажды Зевс и Гермес, изменив обличье, посетили его и встретили радушный прием, они спросили Гириэя о его самом заветном желании. Тяжело вздохнув, Гириэй ответил, что то, что он больше всего хочет, а именно: иметь сына, - уже для него невыполнимо. Боги, однако, сказали, чтобы он не отчаивался, а принес в жертву быка, помочился на его шкуру и закопал ее в могилу своей жены, что Гириэй и проделал. Прошло девять месяцев и у него родился ребенок, которого он назвал Урион, т.е. «тот, кто мочится». И действительно: когда на небе восходит и заходит созвездие Орион, идут дожди 3 .

1 Гомер. Одиссея XІ.310; Аполлодор I.4.3-4; Парфений. Любовные истории 20; Лукиан. О доме 28; Теон. Схолии к Арату 638; Гигин. Поэтическая астрономия II.34.

2 Аполлодор. Там же.

3 Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия I.539; Овидий. Фасты V.537 и сл.; Гигин. Поэтическая астрономия II.34.

* * *

1. История Ориона состоит из трех-четырех не связанных между собой мифов. Первый повествует об Энопионе. Это рассказ о нежелании царя-жреца уступить трон по окончании срока царствования даже после того, как новый кандидат на царствование одержал победу во всех ритуальных поединках и устроил пир по случаю женитьбы на царице. Однако новый царь всего лишь интеррекс, который проводит на троне только один день, после чего его умерщвляют и пожирают менады (см. 30.1); прежний царь, который все это время притворяется мертвым и лежит в могиле, повторно женится на царице и продолжает царствовать (см. 123.4).

2. Такая второстепенная деталь, как молот киклопов, объясняет слепоту Ориона: миф о том, как Одиссей выжег глаз пьяному Киклопу (см. 170. d), дополнился эллинской аллегорией, в которой титан-солнце каждый вечер ослепляется врагами, но к рассвету следующего дня вновь обретает зрение. Похвальба Ориона, что он истребит всех диких зверей, не только относится к его ритуальным поединкам (см. 123.1), но и является притчей о восходящем солнце, при появлении которого все звери прячутся в свои логовища (ср. Пс. 103,22).

3. Рассказ Плутарха о том, как бог Сет послал Скорпиона убить дитя-Гора, сына Исиды и Осириса, в самый жаркий период лета, объясняет смерть Ориона от укуса Скорпиона и обращение Артемиды к Асклепию (Плутарх, Об Исиде и Осирисе. 19). Гор умирает, но бог-солнце Ра оживляет его, и затем мстит за смерть своего отца Осириса. В первоначальном мифе Ориона тоже оживляют. Орион чем-то напоминает вавилонского Геракла - Гильгамеша, о котором в десятой табличке календарного эпоса говорится, что на него нападает человек-скорпион - миф, рассказывающий о том, как царю-жрецу наносится смертельная рана в тот день, когда солнце начинает подниматься в созвездии Скорпиона. Время года, в которое царю-жрецу наносилась смертельная рана, зависит от древности мифа. Когда возник Зодиак, Скорпион, вероятно, был знаком августа, однако в классическую эпоху в результате прецессии он оказался сдвинутым к октябрю.

4. Еще один рассказ о смерти Ориона записан на хеттских табличках, найденных в Рас-Шамра. Богиня войны Анат, или Аната, влюбилась в прекрасного охотника по имени Акхат, и когда он, пользуясь всякими уловками, отказался дать ей свой лук, богиня упросила кровожадного Ятпана украсть лук у Акхата. К ее большому сожалению, неловкий Ятпан не только убил Акхата, но и уронил лук в море. Астрономическое значение этого мифа сводится к тому, что Орион и Лук - это часть созвездия, которое греки называют «Гончая» и которое каждую весну опускается за южный горизонт на целых два месяца. В Греции, вероятно, этот миф превратился в легенду о том, как оргиастические жрицы Артемиды (поскольку Опис - это эпитет самой Артемиды) убивали любвеобильных посетителей их крохотного островка Ортигия. Поскольку в Египте с появлением созвездия Орион устанавливалась летняя жара, его путали с врагом Гора Сетом, а две ярких звезды над ним считались ушами его осла.

Созвездие Ориона в традиционной культуре народов южной Сибири

Созвездие Орион своим движением отметило Закат, конец целой эпохи в истории Земли. Орион - это медиатор-посредник между прошлым и будущим, царством теней и миром живых. Точно такая же роль была присуща и сибирскому шаману - посредника, жреца, устанавливающего “мосты” между сферами бытия.

Орион - одно из самых ярких созвездий ночного Неба всегда привлекал к себе внимание людей. Еще в глубокой древности, наряду с другими созвездиями и небесными светилами (планетами), он стал объектом поклонения и мифотворчества.


Из древнегреческой мифологии нам хорошо известна история о безжалостном охотнике (истребителе животных), который превратился в созвездие, названное его именем, то есть Орионом.



Особое значение придавалось этому созвездию и в Древнем Египте. С ним отождествлялся бог Осирис - владыка царства мертвых. Да и сами великие пирамиды долины Гизе (в Египте), как это следует из работ Р.Бьювэла и Г.Хэнкока, являются ни чем иным как проекцией трех звезд “пояса Ориона” в нижней точке прецессиального движения, то есть в 10500 г.до н.э.



Есть упоминание о созвездии Орион и библейской книге Иова. Три звезды “пояса Ориона” часто встречаются под такими названиями как Три Мага, Три Волхва, Посох Иакова, Меч Калева (у эстонцев), Ножи Колдуна (у вогулов).


В Центральной Азии, на территории Монголии, Тувы, Алтая также хорошо известна символика Ориона. В частности, это три параллельные линии в верхней части большинства оленных камней. Такие исследователи, как Г.Н. Потанин, связывали указанный символ с расположением звезд Ориона. Известны подобные знаки и по петроглифам великих сибирских рек Улуг-Хема и Лены.


Если же учесть, что оленные камни являются антропоморфными изображениями мужчин-воинов, то символы Ориона на них можно легко сопоставить с известным у всех палеосибирских народов мифом о Небесном охотнике и олене. Олень, как и бык, у большинства народов Древнего мира был зримым символом, архетипом Солнца. Это наглядно видно по петроглифам Горного Алтая и Монголии.



Почитанием быка, коровы отмечены цивилизации древнего Крита, Египта, Индии. (С крито-минойской цивилизацией связана известная легенда о человеко-быке минотавре. В древнем Египте священный бык Апис был олицетворением Вселенной, мироздания. В Индии же бык стал главным символом Вишну. У скифов и древних тюрков олень (а затем конь) являлся медиатором - посредником между сферами земли и неба).


Согласно вышеупомянутому мифу, охотник (на Алтае это Эрке-Когульдей) гонится за “солнечным оленем”, догоняет его, стреляет в него из лука и затем превращается в созвездие, “уходит на небо”. Здесь на лицо явная конвергенция с древнеегипетским мифом об Осирисе - тот тоже в конце своего пути становится созвездием Ориона.


В героическом эпосе Алтая “Маадай-Кара” Когульдей гонится за тремя маралухами и затем, улетев на небо, превращается вместе с ними в созвездие Юч-Мыйгак (Орион).


Уже в 1924 г. академик Н.К. Рерих в своих работах отмечал небывалую распространенность культа Ориона в Центральной Азии. Он пишет: “Созвездию Ориона - посвящены древние таинственные храмы Средней Азии. Шаманская мудрость поклоняется [этим звездам]“.


Упоминание о “шаманской мудрости” здесь не случайно. Некоторые наскальные изображения в древних святилищах, местах шаманских камланий имеют ярко выраженный солярно-астральный характер, иногда явно указывающий на конкретные созвездия (в том числе и Орион). Это, например, знаменитое святилище в урочище Мугур-Саргол на Енисее.



На территории Горного Алтая изображения созвездия Орион можно встретить в Кара-Оюке, известном также как Чаганка. Место расположено в Кош-Агачском районе Республики Горный Алтай в 10 км от села Бельтыр.


Однако по аналогии с оленными камнями, и согласуясь с сюжетом палеосибирского мифа, основным изображением Ориона на сибирских петроглифах, видимо, надо считать фигуру стрелка с натянутым луком. С этой фигурой можно, определенно, связать и древнейший образ шамана. Бубен у шамана, по этнографическим источникам, иногда выступает в роли лука. Но чаще, как ездовое животное. Видимо, когда-то в глубокой древности два эти понятия слились в одно целое. Круглая дискообразная форма бубна, возможно, является одним из архетипов дневного светила, а колотушка, ее удары имплицитно символизируют власть охотника над диким животным, которую он также получает, поражая его из лука.



Обозначенная выше конвергенция палеосибирского мифа с древнеегипетским мифом об Осирисе может быть продолжена еще в ряде характерных деталей: согласно древнеегипетскому мифу, бог зла Сет вначале заколачивает Осириса в ящик, затем бросает его в Нил. Доплыв до города Библос, ящик прорастает деревом, из которого его в дальнейшем извлекает богиня Исида. Сибирский шаман так же связан в своей земной жизни с каким либо деревом - аналогом космического мирового дерева. А после смерти его часто хоронили в дупле, или подвешивали на дерево в специальных колодах.


Далее, в древнеегипетском мифе Сет разрубает тело Осириса на 13-14 частей; из них богиня Исида вновь соберет тело своего мужа. Собранный по частям Осирис воскреснет и “вознесется” на Небо, сливаясь с созвездием Ориона.



Сибирский шаман в свою очередь также рассекается духами на отдельные части. Духи “ищут” суть человека, средоточие жизни. Они “отделяют все суставы, кости очищают, выскребая мясо, и удаляя соки тела. Оба глаза вынимают из впадин и кладут отдельно. По окончании всей этой операции кости снова соединяют и сшивают железными нитками:, а глазное яблоко кладут обратно на место”. Только после этого “шаман” становится настоящим Шаманом, так как получает своих личных духов - помощников.


Аналогичный по сути ритуал смерти и воскрешения на уровне психоэмоциональной перцепции проходят и “маги” - дайялы Кафиристана. Правда, там место шаманских духов занимают прекрасные пери (или “дакини” - у тибетцев).



Исследуя оленные камни Центральной Азии, В.Д.Кубарев нашел аналогии, уже описанным выше, трем параллельным линиям в верхней части этих камней (знак Ориона) в китайском даосизме. Это известные триграммы в даосской системе Багуа. Три параллельные линии там обозначают понятие “Небо”. Кроме того, все позы и упражнения в этой системе являются “отражением” определенных созвездий ночного неба. Даже точки акупунктуры (иглоукалывания) на теле человека располагаются как проекция звездного атласа. В то же время числовые значения “пути шамана” на небо и практика Багуа совпадают и равны девяти. И тот и другой должен преодолеть девять препятствий. В этой связи можно предположить, что ранний шаманизм предусматривал не просто перерождение и ритуальное воскрешение шамана, но и отождествление его со “звездными рунами” - созвездиями, среди которых ведущую роль, видимо, играл Орион.


Само слово “Орион” переводится как “страж предела”, “границы” и т.д.



На сибирских петроглифах Ориона-охотника, или Когульдея обычно сопровождают одна или две собаки. Собака же, как и волк, еще на заре человечества была олицетворением мира теней, “царства мертвых” и ставилась в один семантический ряд с такими хтоническими существами как змея и дракон.



В традиционном Китае, если случалось затмение солнца, считалось, что его пожирает “небесная собака”. В находках из курганов Пазырыка так же есть изображение волка, пожирающего “солнечного оленя”. В древнеиндийской ведической традиции владыку подземного мира Ямараджу всегда сопровождают две четырехглазых собаки.



В скандинавской мифологии, в “Прорицании Вёльвы” одним из главных губителей мира и богов-асов выступает волк Фенрир. Один сумел связать его, но когда в “конце времен” Фенрир освободится, начнется Рагнарёк - предсказанная битва богов-асов с демонами тьмы, в которой боги должны погибнуть вместе с сиянием этого мира.



Если же вспомнить древнегреческую мифологию, то там врата Аида (царства мертвых) охраняет трехглавый пес Кербер.


У древних египтян на суд Осириса в царство мертвых душу ведет шакалоголовый бог Анубис. По другой версии два Анубиса (второго зовут Упуат) охраняют вход в “царство мертвых”.


В Хакасии у деревни Малая Сыя, что стоит на реке Белый Июс в восточных отрогах Кузнецкого Алатау были обнаружены предметы художеств, творчества и изображения, созданные человеком уже 35 тыс. лет назад. На одном из них прорисовано мировое дерево, рассекающее на двое фигуру волка. Суммируя данные факты, можно утверждать, что собака, как страж “царства мертвых” выступает в качестве маркера некого порога или предела бытия. А ее нахождение рядом со стрелком Когульдеем только подчеркивает тот смысл, что вкладывался в слово “Орион” древними греками.


“Пороговую” роль Ориона подтверждает и открытие Р.Бьювэла в изучении астральных культов Древнего Египта. Исследуя “вентиляционные шахты” великой пирамиды Гизе, Бьювэл пришел к выводу об их точной нацеленности на определенные звезды ночного неба, в том числе и Ориона. Но он пошел дальше, обратив внимание на определенную топографию размещения на поверхности Земли трех Великих пирамид, и выдвинул свою теорию корреляции их с тремя звездами пояса Ориона.


Это был крупный прорыв в познании древнеегипетской цивилизации. Многочисленные проверки подтвердили гипотезу Р.Бьювэла: первые две звезды (Аль-Нитак и Аль-Нилам) расположены также, как первая и вторая пирамиды, а третья звезда (Минтака) несколько смещена к востоку от оси, на которой лежат остальные две. Аналогично смещена и последняя из трех, маленькая пирамида Менкаура.


Используя астрономические компьютерные программы “Скай глоуб” (”Небесная сфера”) и “Ред шифт” (”Красное смещение”) удалось имитировать цикл прецессии, чтобы точно установить, когда звезды Ориона соответствовали их пирамидальным аналогам на Земле. Сделать это вполне возможно, так как интервал прецессионного “сдвига” земной оси относительно небесной сферы никогда не менялся за много тысяч лет. Каждые 72 года происходит сдвиг на 1 градус. Таким образом, 2160 лет Солнце находится строго в одном созвездии, постепенно “проходя” их все (полный круг из 12-ти) за 25920 лет.



Р.Бьювэл установил, что в ходе прецессионного цикла три звезды Пояса Ориона скользят вверх и вниз по меридиану: 13000 лет “вверх” (то есть набирают высоту над горизонтом в момент прохождения меридиана) и 13000 лет “вниз” (то есть теряют высоту над горизонтом при прохождении меридиана). Самая низкая точка этого цикла приходится на 10500 г.до н.э., А самая высокая будет наблюдаться где-то после 2000 г.н.э.


Компьютерная программа показала, что именно в 10500 г.до н.э. три звезды пояса Ориона точно соответствовали трем пирамидам долины Гизе. Подтверждает эту дату и знаменитый Сфинкс долины Гизе. Он смотрит прямо на восток, где восходит солнце. В день весеннего равноденствия 10500 г.до н.э. оно поднималось в созвездии Льва.


Крайняя точка прецессиального движения созвездия Орион однозначно совпадает с периодом глобального изменения климата на Земле. В это время происходит массовая гибель мамонтов, других животных. Повышается уровень мирового океана, что сказалось на затоплении некоторых участков суши и, как следствие, вызвало к жизни многочисленные легенды и сказания о Потопе. Эзотерическая традиция связывает с этим периодом исчезновение острова Атлантиды. Кстати, в свое время академик Обручев В.А. причиной глобального потепления считал именно исчезновение Атлантиды, которая своим отсутствием позволила теплым водам Гольфстрима проникнуть в область Северного Ледовитого океана.


Таким образом, созвездие Орион своим движением отметило Закат, конец целой эпохи в истории Земли. Орион стал “стражем порога”, отделяющего один период времени от другого. По сути, Орион - это медиатор-посредник между, условно говоря, прошлым и будущим, царством теней и миром живых. Точно такая же роль была присуща и сибирскому шаману - посредника, жреца, устанавливающего “мосты” между сферами бытия. Небесный охотник убивает оленя - Солнце, и оно медленно “умирает на западе”, погружаясь в царство теней. Орион-Когульдей движется к своему зениту - наступает “утро магов”, время шаманов и прорицателей будущего. “Оживает” великий Эрлик, он же Осирис и Ямарадж - хозяин царства теней и ночного неба в заснеженной Сибири.



Ерошкин Д.В. - научный сотрудник Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки

Бессмертные боги Олимпа уже несколько тысячелетий волнуют умы людей. Мы любуемся прекрасными статуями и картинами, читаем и перечитываем мифы Древней Греции, смотрим фильмы об их жизни и приключениях. Они нам близки тем, что при всем божественном бессмертии ничто человеческое им не чуждо. Одним из ярких персонажей Олимпа является Артемида Эфесская.

Кто такая Артемида?

«Медвежья богиня», владычица гор и лесов, покровительница природы, богиня охоты - все эти эпитеты относятся к Артемиде. Среди сонма обитателей Олимпа Артемида занимает особое место. Ее изображения в виде хрупкой девушки восхищает грацией и красотой. Трудно предположить, что Артемида богиня охоты, которую отличают безжалостность и мстительность.

Но не только жестокостью славилась богиня, не просто убивала живность в лесах, но и берегла животный мир, охраняла леса и луга. К Артемиде обращались с мольбами женщины, которые хотели легко родить или умереть без мук. О том, что у греков она считалась почитаемой, свидетельствуют артефакты с упоминанием Артемиды Эфесской. Знаменитый храм в Эфесе был сожжен Геростратом, там находилась знаменитая статуя Артемиды многогрудой. На его месте был построен не менее знаменитый храм Артемиды, вошедший в семь чудес света.

Символ Артемиды

Прекрасная богиня-охотница имела свиту из нимф, она сама отбирала самых красивых. Они были обязаны оставаться девственницами, как и сама Артемида. Но главными символами, по которым сразу узнавали Артемиду, являются лук и стрелы. Ее оружие из серебра, было сделано Посейдоном, а собака богини Артемиды принадлежала божеству Пану, у которого богиня ее выпросила. На самом известном скульптурном изображении Артемида одета в короткий хитон, у нее колчан со стрелами за плечами, а рядом с ней лань.


Артемида - мифы Древней Греции

Богиня Артемида в греческой мифологии персонаж часто встречающийся, но не очень добрый. Больше всего сюжетов связано с местью Артемиды. Такими примерами могут быть:

  1. Миф о гневе Артемиды на то, что калидонский царь Ойней не принес положенных даров с первой жатвы. Местью ее стал вепрь, уничтоживший все посевы царства.
  2. Миф об Агамемноне, застрелившем священную лань богини, за что должен был отдать ей в жертву дочь Ифигению. К чести Артемиды, она не стала убивать девушку, а подменила на лань. Ифигения же стала жрицей Артемиды в Тавриде, где было принято приносить человеческие жертвы.
  3. Даже Гераклу приходилось искать оправдания перед Афродитой за убитую золоторогую лань
  4. Артемида жестоко наказала нимфу Калипсо из своей свиты за то, что та нарушила обет сохранять девственность, поддалась страсти Зевса, богиня превратила ее в медведицу.
  5. Прекрасный юноша Адонис – еще одна жертва ревности Артемиды. Он был возлюбленным Афродиты и погиб от вепря, которого наслала Артемида.

Артемида и Актеон - миф

Одним из ярких мифов, показывающих жесткий и бескомпромиссный характер Артемиды, является миф Артемида и Актеон. Миф повествует о прекрасном охотнике Актеоне, который во время охоты оказался рядом с местом, где Артемида любила купаться в чистой речной воде. Юноша имел несчастье увидеть обнаженную богиню. Гнев ее был столь велик, что она безжалостно превратила его в оленя, которого затем разорвали собственные собаки. А его друзья, глядя на жестокую расправу, радовались такой добыче друга.

Аполлон и Артемида

Родилась Артемида от повелителя Олимпа Зевса, мать Артемиды божество природы Лето. Зевс, опасаясь, ревнивой жены Геры спрятал Лето на острове Делос, где она и родила близнецов Артемиду и Аполлона. Артемида родилась первой и сразу стала помогать матери, которая долго и тяжело рожала Аполлона. Впоследствии к Артемиде обращались роженицы с мольбой о легких и безболезненных родах.

Брат близнец Аполлон – , покровитель искусств и Атремида всегда были близки друг другу и вместе старались защитить свою мать. Они жестоко отомстили Ниобе, оскорбившей их мать, лишив ее всех детей и превратив в вечно плачущий камень. И в другой раз, когда мать Аполлона и Артемиды пожаловалась на домогательства великана Тития, она сразила его стрелой. Богиня защищала от насилия не только свою мать, но и других женщин, обращавшихся к ней за помощью.


Зевс и Артемида

Артемида дочь Зевса, причем не просто дочь, а любимая, которую он с раннего детства ставил в пример. По преданию, когда богине было три года, Зевс спросил дочь о подарке, какой она от него хотела бы получить. Артемида пожелала быть вечной девственницей, иметь свиту, лук и стрелы, распоряжаться всеми горами и лесами, иметь много имен и город, в котором ее будут почитать.

Зевс выполнил все просьбы дочери. Она стала безраздельной повелительницей и защитницей гор и лесов. В ее свите были самые красивые нимфы. Ее почитали не в одном городе, а в тридцати, но главным был Эфес со знаменитым храмом Артемиды. Эти города приносили жертвы Артемиде, устраивали празднества в ее честь.

Орион и Артемида

Орион, сын Посейдона стал невольной жертвой Артемиды. Греческая богиня Артемида была впечатлена красотой, силой и умением охотиться Ориона. Она предложила ему стать ее спутником на охоте. Со временем она начала испытывать к Ориону и более глубокие чувства. Брату Артемиды Аполлону не нравилась влюбленность сестры. Он считал, что она стала плохо выполнять свои обязанности и не следить за Луной. Он решил избавиться от Ориона и сделал это руками самой Артемиды. Отправил Ориона рыбачить, затем предложил сестре попасть в едва различимую точку в море, насмешками раздразнив ее.

Артемида пустила стрелу и точно попала в голову возлюбленного. Когда она увидела, кого она сразила, она впала в отчаяние и бросилась к Зевсу, умоляя оживить Ориона. Но Зевс отказался, тогда Артемида попросила иметь возможность хотя бы любоваться Орионом. Зевс посочувствовал ей и отправил Ориона на небо в виде созвездия, вместе с ним на небо отправилась его собака Сириус.

May 16th, 2017 , 07:34 pm

Созвездие Скорпиона и Млечный Путь над испанскими Пиками. Фото Мартина П. апрель, 2017

Созвездие Скорпиона - одно из немногих, в котором конфигурация звезд в действительности оправдывает название созвездия. Самые яркие звезды в созвездии Скорпиона образуют на фоне Млечного Пути фигуру огромного скорпиона с длинными и страшными клешнями.



Самая яркая звезда созвездия Скорпиона - Антарес - имеет первую звездную величину. Она привлекает внимание красноватым блеском. По яркости и цвету эта звезда соперничает с планетой Марс и именно поэтому и получила свое название (от Арес - Марс).

Антарес является красным сверхгигантом. Если бы в центре звезды можно было поместить Солнце, то, кроме него, там разместились бы еще орбиты планет, включая Марс.


Сан-Франциско де Паула, Бразилия, 2017г Фото Egonf Ilter

На звездном небе Скорпион появляется весной и летом. Как только созвездие Скорпиона поднимается на Востоке, прекрасное созвездие Ориона скрывается из виду на Западе. Скорпион преследует его, и в майском ночном небе Ориону места нет – среди звезд царит грозный Скорпион.
В Древнем Египте знак Скорпиона обладал сверхъестественными силами как в легендах, так и в и религиозной иконографии. Скорпион встречается среди тайных иероглифов, его можно увидеть на скипетре фараона в образе Изиды. Он также принимает образ богини – целительницы и покровительницы усопших Селкет. Жаля или околдовывая, Скорпион в одно и то же время олицетворяет силы жизни и смерти.


Созвездие Ориона

По греческим легендам Орион был молодым гигантом, сыном бога морей Посейдона. Он славился как охотник - могучий, ловкий, мужественный и необычайно красивый.
Орион хвалился, что во время охоты он может истребить всех на свете зверей.

Златокудрый Аполлон, ревнуя Ориона к богине утренней зари Эос, отправился к матери-земле Гее и, не без умысла повторив похвальбу Ориона, сделал так, что та наслала на него чудовищного скорпиона. Гигантский скорпион умертвил Ориона своим ядом, укусив его за пятку.
В «Одиссее» Гомер повествует об этом эпизоде:

«Как вы жестоки, о боги, как завистью всех превзошли вы!
Вы допускать не хотите, чтоб ложем законным богини
Соединялись с мужами, чтоб женами им они были.
Так розоперстая Эос себе избрала Ориона.
Гнали его вы, живущие легкою жизнию боги!»

После гибели Ориона Юпитер поместил его среди звезд. С тех пор Орион с его золотистыми доспехами и мечом в руке - одно из самых ярких и эффектных созвездий зимнего неба.
Скорпиона Юпитер поместил на небо в виде созвездия за то, что он смог одержать победу над Орионом и не дал уничтожить жизнь на Земле.

Так древняя легенда повествует о том, что пытающийся убить жизнь на Земле сам умрет, но свой замысел не выполнит. И о вечном торжестве жизни, о том, что на смену зиме всегда приходит весна и лето.

На небе этот спектакль продолжается вновь и вновь: оба созвездия находятся друг от друга на таком расстоянии, что иногда меняются местами. Как только Скорпион встает на Востоке, Орион исчезает в небе и тонет на Западе в царстве мертвых.

Видимым и в северных широтах и самым почитаемым людьми, с самых древних времен. Собственные движения ярких звезд Ориона весьма невелики, и наши далекие предки видели расположение его звезд таким же, как мы.
Кульминирует Орион в декабре. Его ярчайшая звезда - оранжево-красная Бетельгейзе (от арабского Ибт аль Джазу ах - «подмышка») была первой звездой, угловой диаметр которой был измерен в начале нашего века. Вблизи пояса Ориона, в его мече, находится хорошо видимая в бинокль Большая Туманность Ориона . В греческой мифологии Орион был сыном Посейдона и стал знаменитым охотником. Он похвалялся тем, что нет животного, которого он не мог бы победить, за что Гера наслала на него Скорпиона . Орион очистил от диких зверей остров Хиос и стал просить у царя этого острова руки его дочери Меропы , но тот отказал ему. Орион попытался похитить Меропу, и царь решил ему отомстить: напоив допьяна, он ослепил Ориона. Гелиос возвратил Ориону зрение, но от укуса посланного Герой Скорпиона Орион все же погиб. Зевс поместил его на небе таким образом, что он может всегда уйти от своего преследователя, и действительно, эти два созвездия одновременно на небе не видны. Ориона сопровождают две собаки - Большой Пес и Малый Пес .
Орион у древних египтян - В «Текстах же пирамид» фараон после смерти уподоблялся Осирисом , профессор Фолкнер, известный египтолог заметил в своих работах что именно созвездие Ориона было местом упокоения душ фараонов, которые становились звездами на небе."Тексты пирамид" были направлены «а воспроизведение ритуала перерождения умершего фараона в бога Осириса-Ориона" . Таким образом, Тексты" являлись своего рода "полисом по страхованию жизни", магическими словами, призванными помочь душе умершего фараона переродиться и подняться к созвездию Осириса-Ориона. Это позволило бы усопшему правителю соединиться с первоначальным Осирисом и превратитъся в звездное божество. Первоначальный Осирис, таким образом, становился господином Дуата , обители мертвых, обретших облик звезд. Над Саху-Орионом изображены звезды пояса Ориона. Перед Орионом - Гнады , следом - Сириус -Сотис. Отто Нойгебауэр и Ричард Паркер, работавшие на протяжении многих лет в Университете Брауна в Род-Айленде, признанные авторитеты в области астрономии Древнего Египта, первыми решительно идентифицировали небесный образ Саху, который представлялся в виде гигантской человеческой фигуры, с нашим созвездием Ориона. На потолке одной из погребальных камер - пирамиды Сенмут изображен шагающий человек; выше него - три звезды пояса Ориона. Паркер и Нойгебауэр правильно заключили, что "в "Текстах пирамид" Саху отождествляется с Осирисом, изображенным на гробницах и потолках в виде человеческой фигуры". Много раз образ Осириса-Ориона встречается в дренеегипетских рисунках; среди них одним из древнейших является изображение на камне-пирамидке, венчающей пирамиду Аменемхета III, которая в наши дни находится в Каирском музее. Здесь Саху-Орион тоже высечен в виде шагающего человека, держащего звезды в своих ладонях.
У большинства индейских племен так же имеются мифы о наиболее ярких звездах и созвездиях. Особенно популярны у южноамериканских индейцев легенды о таких созвездиях, как Плеяды и Орион. Приведем два самых распространенных варианта этих сказаний. Первый из них рассказывает о том, как появилось созвездие Орион и звезда Сириус .
В давние времена жили три брата, двое холостых, а третий женатый. Холостые жили отдельно от женатого. Один из них был уродлив, а другой хорош собой. И вот красивому почему-то пришло в голову, что брат из зависти наводит на него порчу, и замыслил он убийство.
Как-то раз красавец заточил свое копье и предложил брату пойти нарвать шафранных плодов, чтобы разрисовать тело. Тот, не раздумывая, согласился, и братья отправились в близлежащий лес.
Пришли они туда, а красивый брат и говорит: «Заберись-ка, братец, наверх и набери побольше плодов».
Уродливый брат забрался, как ему было велено, на дерево, уселся на толстую ветку и стал рвать плоды. И вот тут-то красивый брат, который стоял внизу, бросил копье и заколол его. Труп урода свалился на землю, убийца отрезал от него ноги и убрался восвояси.
Некоторое время спустя золовка решила навестить братьев мужа. Пришла она к ним и тут же начала расспрашивать, как у них идут дела. Красавец сказал, что у него все хорошо и у его брата тоже. Золовка попрощалась со своим родственником и пошла прогуляться по лесу. Пройдя совсем немного, женщина обнаружила тело своего шурина с отрезанными ногами. Она все поняла и побежала рассказать мужу о случившемся.
А убийца между тем пришел к телу своего брата, захватив с собой отрубленные ноги, которые он затем бросил в реку. Ноги сразу же превратились в рыбок суруби. Труп же остался на земле, но душа урода поднялась на небо и обратилась там в звезды. Так появилось созвездие Орион. Брат-убийца превратился в звезду Кайюаннон (Венеру), а женатый брат стал звездой Итенья (Сириус). Убийца теперь навсегда обречен смотреть на своих братьев. Созвездия Плеяды и Ориона у индейцев австралии, образовались следующим образом.
Жили когда-то семь сестер Эму из рода Макар. Жили они мирно, летали с места на место, собирали пишу. В те далекие времена эму имели большие сильные крылья, легко поднимавшие в воздух их тяжелые тела.
Однако спокойная жизнь красавиц-сестер продолжалась лишь до тех пор, пока их не увидели мужчины - Ванджины из тотема Динго. Они решили добиться, чтобы сестры стали их женами. Но ни одна из них не захотела этого. Чтобы окончательно избавиться от нежеланных поклонников, женщины улетели в отдаленную местность, где соорудили себе жилище под валуном у подножия возвышающейся скалы.
Сестры Эму полагали, что теперь им не будет угрожать опасность и они навсегда избавились от Ванджинов. Но мужчины из тотема Динго обладали острым чутьем и скоро нашли убежище, в котором скрывались сестры.
Ванджины понимали, что сестры не выйдут из своего жилища добровольно и что выманить их оттуда им не удастся. И тогда они решили поджечь лес, чтобы дым от пожара выгнал Эму из жилища на открытое место. И вот когда они будут выбегать, огонь обожжет им крылья, и они не смогут взлететь. Так и сделали.
Вскоре вокруг убежища сестер Эму запылал лесной пожар, который быстро подбирался к скале, где притаились девушки. Как только женщины выбрались из убежища, они сейчас же оказались в огне. Но когда попытались подняться в воздух, лишились крыльев.
Однако надежды Ванджинов не оправдались. Когда сестры поняли, что взлететь они не смогут, они попытались перешагнуть через горящую траву, перепрыгнуть через пылающий лес. С большой настойчивостью Эму прилагали усилия, чтобы преодолеть огонь. Вдруг они почувствовали, что их ноги стали удлиняться, становиться более крепкими и сильными. Большим прыжком они преодолели горящую полосу и, преследуемые Ванджинами, помчались к краю земли, думая избавиться от ненавистных
им поклонников. Но мужчины не отставали от них и не давали им отдохнуть. Тогда Эму, доведенные до отчаяния, оставили Землю и поднялись в небо. Там они превратились в группу звезд - созвездие Семи Сестер.
Вслед за сестрами Эму в небо поднялись и мужчины Ванджины. Там они превратились в созвездие Ориона.
Путешествуя по небу, Ванджины до сих пор не оставляют надежды догнать семь сестер Эму, но те всегда первыми достигают западного горизонта и скрываются от своих преследователей. Какое-то время они находятся в безопасности, но затем Ванджины обнаруживают их и снова начинают безуспешную погоню. Так продолжается каждую ночь.
А на Земле птицы эму, потомки сестер, не могут летать, зато бегают быстрее всех на своих длинных ногах.



Loading...Loading...