Старинные источники электричества. Факты и домыслы об электричестве в древности. Развитие представлений о электричестве в ХVII-XVIII ст

Просмотров: 9158

Совсем недавно во время разговора мой друг, который является человеком довольно-таки всесторонне развитым, и стремящимся все более расширить уровень своего мировоззрения, задал вопрос, который застал меня немного врасплох, поскольку касался предмета познания древней истории и археологии. Мой друг спросил, о том, когда явления электричества стало известно человеку, и как удалось выяснить, что оно вообще существует? Мое довольно расплывчатое познание подобного спектра вопросов стало причиной красноты лица, и, собственно - недельного изучения литературы, посвященной открытию электричества в древнем мире.

Не думаю, что незнание определенных исторических вех является такой уж греховной ошибкой человека, но фактором, который способен побудить его к изучению все новых и новых областей мировознания, стать действительно должен, ведь, по сути, существование человека можно назвать полноценной жизнью лишь тогда, когда он мыслит, интересуется и познает окружающий мир!

Казалось бы, открытие электричества какую-то сотню лет тому назад считается само собой разумеющимся, как и практически полная зависимость современного общества от данного явления. Однако, подобное утверждение несколько противоречит действительности - молния, явление магнетизма и статического электричества было известно ещё во времена Древнего Рима и Греции.

Существуют научные доказательства того, что в І веке н.э. одна из древних культур не только использовала электрическую энергию, но и нашла пути её генерирования. Независимое открытие электричества было сделано римлянами, греками и китайцами – представителями одних из наиболее развитых цивилизаций древнего мира.

Багдадский аккумуляторный сосуд

Багдадский аккумулятор является вещественным доказательством того, что древнее человечество использовало электрическую энергию. Аккумуляторная батарея из далекого пришлого уверяет нас в том, что гальванические системы являются не таким уж и новым открытием, а скорее предметом, нашедшем пути применения ещё во времена древних цивилизаций, причем мало отличающимся по конструктивному исполнению от гальванических систем используемых на сегодняшний день. Древнюю гальваническую батарею обнаружил в 1937 году во время раскопок под Багдадом немецкий археолог Вильгельм Кениг.

Остатки древних гальванических (электролитических) элементов были найдены после Второй мировой войны при проведении раскопок в Ираке. Без особых трудов удалось реконструировать гальванический элемент, залив его электролитом – медным купоросом. Существует предположение, что в качестве электролита шумеры использовали лимонную или же уксусную кислоту. Древняя аккумуляторная батарея по утверждения ученых давала напряжение от 0,25 до 0,5 вольта. Если в древнем мире существовали аккумуляторные батареи, не исключено, что существовали и электрические приборы, которые они бы питали электроэнергией.

Электрический скат, используемый римлянами и греками для облегчения боли страждущих

Египтяне использовали производимое скатами электричество для лечения головной боли и нервных расстройств. Такая методика лечения довольно надолго укрепилась в человеческом мировоззрении и использовалась впредь до конца 1600-х гг. Сформировался даже медицинский термин, определяющий отрасль медицины, использующей электрических рыб для лечения боли – lchthyoelectroanalgesia. Кайзер предполагал, что древние аккумуляторные батареи могли также применятся с аналогичной целью – избавления больных от боли при помощи слабого тока и ускорения заживления ран. Одним из возможных противоречивых вопросов является напряжение. Электрический скат может производить порядка 200V, что в разы больше напряжения Багдадской батарейки. Изучая медицинскую литературу, Кайзеру удалось найти подтверждение целебной силы электрического тока от 0,8 до 1,4V – это приблизительно тот же диапазон, который могла вырабатывать батарея, найденная в Багдаде. Более того, вблизи упомянутой батареи были найдены ритуальные предметы и амулеты, которые как известно, широко применялись в древнем мире в качестве обычных медицинских инструментов. Подобное совпадение не может быть чистой случайностью, и скорее всего является свидетельством того, что Багдадская батарея использовалась именно в медицинских целях.

Читая работы Платона, понимаешь, что это был человек, который смотрел далеко вперед своего времени. Платон был не в состоянии понять многие физические процессы, которые его окружали, но в определенных аспектах мировоззрения значительно опережал своих современников. В своем видении Атлантиды он описывал её как город, имеющий кольцеобразную систему построения. Городские стены Атлантиды обрабатывались слоем разнородных металлов: бронзы, меди и золота, которые создавали электрический фон, и выступали элементами своеобразного гигантского «городского» аккумулятора. До сих пор мы не знаем, существовала ли когда-либо Атлантида или нет, но труды Платона в определенной степени заставляют поверить в подлинность всех имеющихся на данное время её описаний. Идея существования города, который функционировал бы в качестве источника питания благодаря реагированию его стен с окружающей природой, кажется довольно дикой, но вполне правдоподобной с точки зрения современной науки.

Схема строения Атлантиды

Исследуя наследие древнего Египта, удостовериваешся в том, что египтяне владели загадочными устройствами, обеспечивающими свечение в храмах, дворцах, библиотеках. Из древних письменных источников становится известным, что этот народ обладал знаниями производства вечных светильников, которые невозможно было загасить ни водой, ни ветром. Так называемые лампы Дендеры – ещё одно подтверждение использования электричества в древнем мире. В храме богини Хатхор в городе Дендере (древнем городе, существовавшем более 4500 лет назад) в Египте один из настенных барельефов изображает человеческие фигуры, держащие в руках довольно странный прозрачный предмет в форме огромной трубки. Практически каждый посетитель храма ассоциирует данный рисунок с первой в мире лампочкой и, должен сказать, такие предположения не являются ошибкой. Конечно, в течении времени конструкция и форма этого устройства была в значительной степени усовершенствована, обеспечив подачу большего количества света, но в целом - функция лампочки осталась все той же. Рисунок в городе Дендере - само по себе прекрасное произведение искусства, что наглядно демонстрирует использование электрических технологий в древнем мире.

Храм Хатхор в Дендере

Ещё Огюст Мириетт, открывший в 60-х гг. странный барельеф, отметил, что изображенные на них предметы в точности дублируют современные электрические лампы. Правда, древний рисунок является в большей мере символическим. Вместо спиралей в лампах находятся змеи, чьи хвосты введены в цветки лотоса, а исходящие от ламп шнуры ведут к постаменту, на котором восседает бог воздуха Шу. За постаментом прячется злой демон в обезьяньей шкуре, предостерегая о том, что электричество - божественная сущность, опасная для непосвященных. Нет никаких сомнений, что странные предметы, изображенные на стене храма богини Хатхор, не что иное, как обычные газоразрядные трубки. Не нужно обладать ярким воображением, чтобы увидеть в символическом лотосе обычный цоколь (электрический патрон) лампы, а в ящике, к которому ведет кабель, аналог обычного распределительного щитка или генератора электрического тока. Вероятно, что древним египтянам было знакомо явление электричества, и использовали они его во время проведения священных церемоний посредством устройств, визуально повторяющих формы предметов на настенном рисунке.

Барельеф с лампами в храме богини Хатхор в городе Дендере

Инженер Вальтер Харн выдвинул предположение, что египетские жрецы использовали генераторы похожие на устройства Ван-де-Граафа, в которые электрические разряды поступали по определенной изолированной ленте, накапливаясь в области, которая заряжалась и постоянно находилась под напряжением. Устройства такого плана могли получать напряжение в несколько сот тысяч вольт.

Многие египтологи сходятся на мнении, что в Древнем Египте был изобретен первый в мире генератор, независящий от открытого огня. Подтверждением данной теории является уже то, что настенные рисунки были нанесены без помощи таких, известных на то время светильников, как масленые лампы и факелы. Рисовать без какого-либо источника света в полной темноте подземелья было бы невозможным, но и применение упомянутых осветительных элементов также не является правдоподобным, так как никакой копоти на стенах египетских пирамид от горения факелом так и не было обнаружено. Существует предположение о том, что древние египтяне не сами открыли явление электричества – их этому научили представители иных цивилизаций. Древние египтяне использовали электрическую энергию, но так и не смогли, по причине низкого развития тогдашней науки, освоить истинные принципы её действия.

Ученые предполагают, что наряду с лампами накаливания и лампами дневного света, работающих от определенного генератора энергии, в древности использовались лампы постоянного свечения на основе люминофоров. Срок свечение некоторых храмовых светильников исчислялся сотнями лет. В 280 г. до н.э. было построено современно седьмое чудо света – Александрийский маяк. Строительный комплекс маяка имел квадратную форму длиной и шириной по 180 метров, на его основе располагался большой дворец с четырьмя башнями по углам. Завершалось же все строение конусообразным куполом, на котором размещалась семиметровая позолоченная статуя бога морей Посейдона с ликом Александра Македонского. Исторические документы свидетельствуют о том, что в ночное время впредь до новой эры на маяке горело несколько малогабаритных, но довольно ярких светильников, питаемых от автономного источника энергии. Регулирование яркости их свечения обеспечивалось при помощи специального устройства. Поговаривали, что свет маяка бы виден с расстояния 50-60 километров! Специальное устройство, установленное на маяке, обеспечивало формирование импульсных ярких вспышек в дни непогоды и тумана. После поджога Александрийской библиотеки негасимые лампы на маяке заменили костром с зеркалами. Немного позже были утеряны и следы Александрийской библиотеки.

Александрийский маяк

Древние письмена говорят о использовании подобных светильников в храмах ряда стран Европы, Азии, Африки и Америки. Они не гасли ни под порывами ветра, ни под дождем. Обладателям вечного светильника являлся и второй император Рима – Нума Помпилий (715-673 гг. до н.э). Светильник этот имел вид шара, излучавшего свет под куполом императорского храма. Святой Августин (354-450 гг. нашей эры) в одном из своих трудов также описывает удивительных осветительный элемент в храме Изиды (в Эдессе, Египет), который не угасал на протяжении 500 лет. Подобные изречения находим и в работах Плутарха (45-127 гг. до н.э.): в храме бога Аммона-Ра горела лампа, которая не гасла несколько столетий не требуя никакого ухода. Вечный светильник, найденный в подземельях Мемфиса, описал в книге «Эдипус Егептикус» (1652 г.) и римский иезуит Афанасий Кирхер. Греческий писатель Лукиан (120-190 гг. до н.э.) описывал сияющий камень во лбу статут богини Геры в Геапалосе, который обеспечивал освещение всего храма в ночное время.

В XVI-XVII веке археологи обнаружили в египетских храмах светильники, которые обеспечивали непрерывное освещение этих помещений свыше 1600 лет! Археологи уверены, что уже в древнее время нашли применение переносные светильники со светящимися шнурами многометровой длины, а также лампы, работающие от определенного коллективного источника энергопитания, представляющего собой четырехсекционную емкость с жидкими растворами (так называемое «озеро пламени»). О подобных осветительных элементах сообщали ученые и странственники, посетившие Гималаи и Тибет.

Удивительно, но подготовка и обработка строительного камня в Египте велась при помощи импульсных разрядов. Специальными электрическими инструментами проводилась его шлифовка.

При строительстве пирамиды Хеопса подъем тяжелых каменных блоков на высоту до 90 метров осуществлялся при помощи наклонного лифта с электросоленоидами. Аналогичное по принципу своей работы устройство применялось при рытье каналов, насыпки валов и курганов.

Земля скрывает много чего интересного... Часто удается найти удивительные артефакты, происхождение и предназначение которых вызывает целый ряд вопросов, и иногда оказывается, что вещи, созданные человеком, казалось бы, так недавно, уже были знакомы человечеству много веков тому назад. Время стирает границы, однако не делает невозможным использование того, что вливается в жизнь и создается другими. Некоторым людям намного проще верить и придерживаться традиционного, сложившегося в общества мнения о происхождении той или иной вещи. Но как быть с теми предметами и археологическими открытиями, природа которых не поддается столь примитивному анализу? История происхождения электричества - яркий пример сложившихся противоречий. Здравый смысл буквально кричит нам, что использование электричества в древнем мире невозможно. Однако, кто мы такие, чтобы решать, что в этом мире возможно, а что нет? С моей собственной точки зрения, мы живем в эпохе властвования науки, которая подконтрольна силам не заинтересованным в объективности исследований и постановки правильных выводов. Ярким примером тому служит официальная и запрещенная ар хеология. Находимые артефакты свидетельствуют о довольно таки высокоразвитых древних цивилизациях, но почему-то результаты получаемых исследований в значительной степени искажаются и замалчиваются. Правда, учитывая все большее количество находок, их становится все труднее скрывать, и тайная информация все же становится доступной для широких масс.

Мы привыкли к завоеваниям цивилизации. Кажется, ничего нет удивительного, когда щелкаешь выключателем, и зажигается свет; нажимаешь на кнопку - и подставляешь лицо под прохладный ветерок, порожденный лопастями вентилятора; втыкаешь вилку в розетку, и утюг в считанные секунды нагревается до нужной температуры. Трудно представить, что в древности люди не знали электричества. А может быть, они его все-таки знали?..

Солнечный камень

Миллионы лет назад над Европой нависала гигантская шапка ледника, и климат был совсем иной. Растительность чем-то напоминала современную тайгу с разнообразными хвойными деревьями. Под палящим солнцем сломанные бурями густо истекали смолой реликтовые ели и сосны. Со временем смолистые выделения приобретали каменную твердость. Так рождался удивительный янтарь. Из него тысячелетия назад уже делали украшения и амулеты. История не сохранила имени безвестного пастуха, случайно потершего окаменевшую смолу об овечью шкуру. Раздалось легкое потрескивание, и шерстинки встали дыбом...

Прошли тысячелетия, и уже древнегреческий философ Фалес Милетский целенаправленно ставил разнообразные опыты с «электроном», что по-гречески и означает «янтарь». Мы знаем об этих незатейливых опытах не слишком много. Более-менее известно, что философ вытачивал из янтаря разнообразные фигурки - палочки, пластины, шарики и кубики, которые затем натирал всяческими тканями, шкурками и шерстью.

Так он исследовал «родство» предметов и материалов и «божественной силы электрона». Долгое время считалось, что это было единственное (не считая молний) знакомство человека с электричеством, однако история любит преподносить сюрпризы.

«Багдадская батарейка»

Как-то раз в 1936 году во время строительства юго-восточного участка багдадской железнодорожной магистрали рабочие наткнулись на древнюю парфянскую гробницу. В ней были найдены глиняные желто-коричневые сосуды двухтысячелет-ней давности. Внутри находились свернутые в цилиндр листки меди, изъеденные коррозией железные стержни и кусочки битума - природного асфальта. Похоже, что битум покрывал верхнюю и нижнюю части медного цилиндра, внутри которого помещался железный стержень.

Битумный герметик и следы коррозии наводят на мысль, что в сосудах находилась какая-то едкая жидкость, например винный уксус. Так, может быть, перед нами настоящая батарейка? Именно так считал директор Национального музея Ирака Вильгельм Кёниг. Этот видный археолог пришел к сенсационному выводу о том, что содержимое сосудов очень напоминает гальванические элементы.

Впрочем, большинство археологов уверены, что тут они просто столкнулись с обычными футлярами для хранения папирусных свитков, ведь похожие артефакты были найдены возле города Селевкия на Тигре и столицы Парфянского царства Ктесифона. Там в «селевкийских вазах» нашли свиток папируса и скрученные листы бронзы, больше напоминавшие пенал для свернутых листов папируса.

В «селевкийских вазах» могли храниться священные свитки из пергамента или папируса, на которых записывались некие ритуальные тексты. При их разложении могли выделяться органические кислоты, разъедающие медь и железо, что и объясняет следы коррозии на внутренних металлических деталях. При этом битумный герметик» позволял хранить содержимое кувшина длительное время.

Древнеегипетские «лампы»

Сенсационность возможного использования «селевкийских ваз», несмотря на возражения академических ученых, вызвала волну интереса к «электрическим» артефактам. Энтузиасты исследования тайн древнеегипетской «храмовой науки» Петер Красса и Рейнхард Хабек даже написали книгу «Свет фараонов», где рассмотрели вопрос использования электричества в древние времена.

Они предположили, что «храмовые ученые» входившие в жреческую касту, умели изготовлять некие «джед-столбы», одни из составляющих системы энергопитания. Авторы также утверждают, что при раскопках пирамид были обнаружены модели всяческих «прожекторов» с медными проводами.

Выводы исследователей «египетского света» основаны на необычных храмовых древнеегипетских фресках. Прежде всего, здесь выделяются таинственные барельефы подземного храма Дендеры. В одной из каменных камер непонятного назначения изображены человеческие фигуры рядом с некими предметами, имеющими форму колбы.

Эти колбы, или пузыри, очень напоминают гигантские электролампы с причудливыми извивающимися змеями внутри. Головы змей увенчаны цветками лотоса, чем-то напоминающими ламповые патроны. Нечто подобное кабелю подсоединено с ящиком, вблизи которого находится символ могущества - «джед-столб», также скрепленный со змеями.

Правда, необходима значительная доза фантазии, чтобы представить слуг фараона, держащих в руках какие-то таинственные аппараты, напоминающие лампы или даже прожекторы, соединенные проводами с рядом сосудов-аккумуляторов.

Есть и критические доводы, ведь изображение сопровождают лишь иероглифы какого-то религиозного гимна, посвященного богу солнца - Ра. Это позволило египтологам отбросить все неформальные гипотезы и уверенно объяснить пиктограммы изображением храмовой мистерии с небесной ладьей бога солнца Ра. По верованиям египтян, солнце каждый день умирает вечером и воскресает на рассвете. Здесь его символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу.

Между прочим, немецкий физик Франк Деренбург рассчитал параметры батареи по «багдадской версии», и получилось, что подобная конструкция для освещения египетских подземелий должна весить десятки, а то и сотни тонн. Что явно противоречит здравому смыслу.

На пути к разгадке -«живые аккумуляторы»

Загадка «багдадских батареек» и «египетского электричества» может быть решена неожиданным путем. Историкам медицины Древнего мира известны парадоксальные способы лечения с помощью... «животного электричества». В принципе здесь нет ничего необычного, ведь отдельные представители нильских электрических сомов действительно способны поражать 400-вольтовыми импульсами при амперном токе, что весьма существенно и для современной электромедицины.

Существуют описания европейских этнографов XVIII века о том, что те же абиссинцы необычным образом и весьма успешно использовали «электрошоковую терапию». Во время тяжелых приступов болотной лихорадки они крепко привязывали больного к деревянному помосту, обливали его солевым раствором рапы (воды соляных озер.) и касались его пупка живым электрическим сомом, завернутым в сухой папирус. Электрические удары следовали до тех пор, пока лихорадочный приступ не прекращался.

К концу XVIII века среди британских врачей и биологов стала популярна тема «живого электричества». Анатом Джон Уолш доказал электрическую природу удара ската, показав, что электрические импульсы передаются не «воздушными флюидами», а непосредственным контактом и «проводящим сродством веществ». Затем шотландский хирург Джон Хантер рассмотрел строение электрического органа этой необычной рыбы. Исследования Уолша и Хантера были опубликованы в 1773 году и через несколько лет попали к итальянскому врачу и физиологу Луиджи Гальвани.

Гальвани начал экспериментировать с воздействием статического электричества. Как-то раз его ассистент случайно коснулся лягушачьей лапы скальпелем, накопившим электрический разряд. Лапка судорожно дернулась, и перед Гальвани открылась новая область исследований.

Занимаясь «животным электричеством», Гальвани сделал выводы, что мышцы являются своеобразными аккумуляторами, которыми посредством электрических сигналов управляет центральная нервная система. Используя знаменитый врачебный принцип «подобное - подобным», он предположил, что многие мышечные заболевания, спазмы и «корчи» можно было бы лечить электрическими разрядами.

Так, может быть, и слаботочные египетские и шумерские «электроприборы» имели медицинское предназначение? Такое кажется возможным при процедурах электроакупунктуры, когда к биологически активным точкам (БАТ) подводят небольшие импульсы тока. Между прочим, электровоздействие на БАТ может приводить и к обезболивающему эффекту.

Итак, существовали или нет «электрические» артефакты, историческая наука пока еще не знает, ведь после гибели Александрийской библиотеки исчезли тысячи папирусных свитков, хранящих тайны «храмовой науки».

Может быть, нас еще ждут очень необычные археологические находки «криптоэлектрических» артефактов, которые откроют новые страницы истории науки и техники.

Олег ФАЙГ

Модель самолёта, построенная полторы тысячи лет назад, компьютер, браузерные игры онлайн созданные в Древней Греции… Археологи вновь и вновь находят предметы, которых, вроде бы, не должно существовать. Судя по этим находкам, жители Парфии применяли гальванические батареи, а египтяне - лампы накаливания. Как они повились? Для чего использовались? И не имеем ли мы дело с намеренной мистификацией или неправильным толкованием смысла артефактов?

В 1936 году при раскопках в местечке Куджут-Рабуа близ Багдада австрийский археолог Вильгельм Кёниг обнаружил глиняный кувшин, изготовленный две тысячи лет назад парфянскими гончарами. Внутри невзрачного кувшина высотой примерно 15 см находился цилиндр из листовой меди, в который был вставлен ржавый железный стержень. Все детали были залиты асфальтом, скреплявшим их. Для чего предназначался странный составной сосуд?
1940 году Кёниг обнародовал неожиданную гипотезу: кувшин мог использоваться в качестве гальванической батареи. Если налить в него жидкость, то между стержнем и медной оболочкой окажется слой изолятора. Но в таком случае, электрический ток открыл не Луиджи Гальвани (1737-1798) в серии знаменитых опытов с ножками лягушек, а некий восточный мудрец на два тысячелетия раньше.
Сколь ни странным было такое предположение, но сразу несколько групп исследователей подтвердили, что этот глиняный кувшин и впрямь мог вырабатывать электричество. Чтобы доказать это, учёные изготовили точно такой же кувшин, стержень, цилиндр. Когда в кувшин налили винный уксус и подключили к модели вольтметр, оказалось, что между медью и железом создаётся напряжение в полвольта. Немного, но всё-таки! Значит, парфяне - извечные соперники римлян на Востоке — могли производить электрический ток самыми примитивными средствами. Но для чего им понадобилось электричество? Ведь в Парфии как и в Древнем Риме, — уж это-то мы то знаем! — не пользовались электрическим освещением, не оборудовали колесницы электромоторами, не возводили линии электропередач.
А что если во всём виноваты «тёмные века», лишившие европейцев исторической памяти? И «век электричества» наступил не во времена Фарадея и Яблочкова, а ещё в дохристианскую эпоху? «Электрическое освещение имелось ещё в Древнем Египте», -утверждают Петер Красса и Райнхард Хабек, посвятившие доказательству этой идеи целую книгу. Их основной аргумент: рельеф из Дендеры, датируемый 50 г. до н.э. На этом настенном рельефе виден египетский жрец, держащий в руках огромный предмет, напоминающий колбу электрической лампы. Внутри продолговатой колбы извивается змея; её голова обращена к небу.
Для Крассы и Хабека всё ясно. Этот рельеф — технический чертёж продолговатый сосуд и есть элекрическая лампа, а змея аллегорически изображает нить накала. С помощью электрических ламп египетские строители освещали тёмные коридоры и комнаты, когда покрывали их стены изображениями. Вот почему на стенах гробниц нет копоти, которая оставалась бы, пользуйся они … факелами или лампами, заправляемыми маслом. Интересная гипотеза, хоть и очень неправдоподобная. Пусть «багдадские батареи» использовались парфянами для выработки электрического тока, но ведь мощность этих источников питания ничтожна. «Для освещения всех египетских строений потребовалось бы 116 миллионов батареек общим весом 233600 тонн», — подсчитал физик Франк Дёрненбург. В таком случае гальванические батареи античности попадались бы учёным на каждом шагу. Но это не так!
Удивились и электрики. Даже сегодня нет такой гигантской лампы накаливания, как та, что изображена на эрельефе в Дендере. Профессиональные же египтологи истолковывают этот рельеф совсем иначе, чем любители сенсаций. Древнеегипетские изображения всегда символичны и их элементы являются скорее, словами и фразами, которые надо понять. По мнению специалистов, на рельефе в Дендере изображена небесная барка бога Солнца Ра. На её носу находится цветок лотоса (неутомимые толкователи инженерных секретов египтян окрестили эту деталь «ламповым патроном»). По верованиям египтян, солнце каждый раз умирает вечером и воскреет на рассвете. Поэтому его здесь символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу. Под «лампой накаливания» (на «распределительном ящике», тут же вмешиваются инженеры) застыл, преклонив колени, человек. Это бог. Воздев руки, он направляет Солнце, указывая ему путь в странствиях по небосводу. Самый спорный элемент изображения — пресловутая «колба». Даже египтологи не знают, как истолковать её смысл.
Да и создавая этот рельеф, рабочие наверняка трудились при свете обычных ламп, заправленных, например, оливковым маслом. В Долине царей археологи встречали изображения, на которых мы видим рабочих, обвешанных подобными лампами, видим, как им выдают фитили и как вечером рабочие возвращают их. А почему же тогда нет следов копоти на стенах и потолке? На самом деле они есть, и археологи не раз находили их. Некоорые слишком закопчённые гробницы приходилось даже реставрировать.
Но если «багдадские батарейки» не использовались для освещения жилищ и гробниц, для чего они были нужны? Единственное приемлемое объяснение: чтобы покрывать статуи позолотой. Для нанесения гальванических покрытий как раз и нужен ток небольшой силы и низкого напряжения. Высказал подобную идею немецкий египтолог Арне Эггебрехт. В его коллекции имелась небольшая серебряная статуэтка египетского бога Осириса. Её возраст — примерно 2400 лет. Вся она равномерно покрыта тончайшим слоем золота. Эггебрехт давно пытался понять, как древний мастер сделал это. Он взял серебряную копию фигурки, погрузил её в ванну с солевым раствором золота, соединил десять глиняных кувшинов, аналогичных «багдадской батарейке» и подключил этот источник питания к ванне. Через несколько часов статуэтку покрыл тонкий слой золота. На такой технический трюк, очевидно, были способны и древние мастера.
И всё же загадки остаются. Каким образом парфяне открыли электрический ток? Ведь без прибора напряжение в полвольта нельзя обнаружить. Даже батарейка в электрическом фонарике имеет втрое больший вольтаж. Гальвани сделал своё открытие случайно. Он заметил, что если к лапке лягушки одновременно приложить пластины из разных металлов, её мышцы непроизвольно сократятся от «электрического удара».
Быть может, древние тоже случайно открыли электричество? А как они догадались, что с помощью электрического тока можно осаждать золото, содержащееся в растворе? Интересно, а в других странах знали об этом открытии? Как-никак «батарейками», наверное, пользовались не одно столетие. Увы, нам ничего неизвестно об этом.
И действительно ли батарейка применялась для гальванических работ? Из того, что «это было возможно», вовсе не следует, что «это так и было». Почему археологи обнаруживают аналогичные «батареи», в которых внутри медного цилиндра находится медный стержень? Такие батареи не вырабатывают ток, — нужен стержень из другого металла. Может быть, глиняные кувшины с металлическими вставками предназначались совсем для другой цели?
Но, с другой стороны, нельзя и недооценивать предков. Многие достижения той или иной культуры утрачиваются уже по прошествии нескольких столетий. Войны, пожары, гибель уникальных письменных памятников лишь умножают забвение. Руины разрушенных метрополий древности меньше всего напоминают солидный архив или патентное бюро, в которых заботливо сохранены перечни всех гениальных изобретений. Вспомните великий Карфаген! Город, владевший всем Западным Средиземноморьем, мегаполис, в котором, по свидетельству древних авторов, проживало до 700 тысяч человек был разрушен римлянами дотла. Никаких письменных памятников не осталось от карфагенян кроме… рассказа о плавании Ганнона к берегам Камеруна. Европейцы повторили это великое географическое открытие лишь спустя две тысячи лет…

Мы привыкли к завоеваниям цивилизации. Кажется, ничего нет удивительного, когда щелкаешь выключателем, и зажигается свет; нажимаешь на кнопку - и подставляешь лицо под прохладный ветерок, порожденный лопастями вентилятора; втыкаешь вилку в розетку, и утюг в считанные секунды нагревается до нужной температуры. Трудно представить, что в древности люди не знали электричества. А может быть, они его все-таки знали?.. СОЛНЕЧНЫЙ КАМЕНЬ Миллионы лет назад над Европой нависала гигантская шапка ледника, и климат был совсем иной. Растительность чем-то напоминала современную тайгу с разнообразными хвойными деревьями. Под палящим солнцем сломанные бурями густо истекали смолой реликтовые ели и сосны. Со временем смолистые выделения приобретали каменную твердость. Так рождался удивительный янтарь. Из него тысячелетия назад уже делали украшения и амулеты. История не сохранила имени безвестного пастуха, случайно потершего окаменевшую смолу об овечью шкуру. Раздалось легкое потрескивание, и шерстинки встали дыбом... Прошли тысячелетия, и уже древнегреческий философ Фалес Милетский целенаправленно ставил разнообразные опыты с «электроном», что по-гречески и означает «янтарь». Мы знаем об этих незатейливых опытах не слишком много. Более-менее известно, что философ вытачивал из янтаря разнообразные фигурки - палочки, пластины, шарики и кубики, которые затем натирал всяческими тканями, шкурками и шерстью. Так он исследовал «родство» предметов и материалов и «божественной силы электрона». Долгое время считалось, что это было единственное (не считая молний) знакомство человека с электричеством, однако история любит преподносить сюрпризы. «БАГДАДСКАЯ БАТАРЕЙКА» Как-то раз в 1936 году во время строительства юго-восточного участка багдадской железнодорожной магистрали рабочие наткнулись на древнюю парфянскую гробницу. В ней были найдены глиняные желто-коричневые сосуды двухтысячелетней давности. Внутри находились свернутые в цилиндр листки меди, изъеденные коррозией железные стержни и кусочки битума - природного асфальта. Похоже, что битум покрывал верхнюю и нижнюю части медного цилиндра, внутри которого помещался железный стержень.

Битумный герметик и следы коррозии наводят на мысль, что в сосудах находилась какая-то едкая жидкость, например винный уксус. Так, может быть, перед нами настоящая батарейка? Именно так считал директор Национального музея Ирака Вильгельм Кёниг. Этот видный археолог пришел к сенсационному выводу о том, что содержимое сосудов очень напоминает гальванические элементы. Впрочем, большинство археологов уверены, что тут они просто столкнулись с обычными футлярами для хранения папирусных свитков, ведь похожие артефакты были найдены возле города Селевкия на Тигре и столицы Парфянского царства Ктесифона. Там в «селевкийских вазах» нашли свиток папируса и скрученные листы бронзы, больше напоминавшие пенал для свернутых листов папируса. В «селевкийских вазах» могли храниться священные свитки из пергамента или папируса, на которых записывались некие ритуальные тексты. При их разложении могли выделяться органические кислоты, разъедающие медь и железо, что и объясняет следы коррозии на внутренних металлических деталях. При этом битумный герметик» позволял хранить содержимое кувшина длительное время. ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ «ЛАМПЫ» Сенсационность возможного использования «селевкийских ваз», несмотря на возражения академических ученых, вызвала волну интереса к «электрическим» артефактам. Энтузиасты исследования тайн древнеегипетской «храмовой науки» Петер Красса и Рейнхард Хабек даже написали книгу «Свет фараонов», где рассмотрели вопрос использования электричества в древние времена.

Они предположили, что «храмовые ученые» входившие в жреческую касту, умели изготовлять некие «джед-столбы», одни из составляющих системы энергопитания. Авторы также утверждают, что при раскопках пирамид были обнаружены модели всяческих «прожекторов» с медными проводами.

Выводы исследователей «египетского света» основаны на необычных храмовых древнеегипетских фресках. Прежде всего, здесь выделяются таинственные барельефы подземного храма Дендеры. В одной из каменных камер непонятного назначения изображены человеческие фигуры рядом с некими предметами, имеющими форму колбы. Эти колбы, или пузыри, очень напоминают гигантские электролампы с причудливыми извивающимися змеями внутри. Головы змей увенчаны цветками лотоса, чем-то напоминающими ламповые патроны. Нечто подобное кабелю подсоединено с ящиком, вблизи которого находится символ могущества - «джед-столб», также скрепленный со змеями.

Правда, необходима значительная доза фантазии, чтобы представить слуг фараона, держащих в руках какие-то таинственные аппараты, напоминающие лампы или даже прожекторы, соединенные проводами с рядом сосудов-аккумуляторов. Есть и критические доводы, ведь изображение сопровождают лишь иероглифы какого-то религиозного гимна, посвященного богу солнца - Ра. Это позволило египтологам отбросить все неформальные гипотезы и уверенно объяснить пиктограммы изображением храмовой мистерии с небесной ладьей бога солнца Ра. По верованиям египтян, солнце каждый день умирает вечером и воскресает на рассвете. Здесь его символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу.

Между прочим, немецкий физик Франк Деренбург рассчитал параметры батареи по «багдадской версии», и получилось, что подобная конструкция для освещения египетских подземелий должна весить десятки, а то и сотни тонн. Что явно противоречит здравому смыслу. НА ПУТИ К РАЗГАДКЕ - «ЖИВЫЕ АККУМУЛЯТОРЫ» Загадка «багдадских батареек» и «египетского электричества» может быть решена неожиданным путем. Историкам медицины Древнего мира известны парадоксальные способы лечения с помощью... «животного электричества». В принципе здесь нет ничего необычного, ведь отдельные представители нильских электрических сомов действительно способны поражать 400-вольтовыми импульсами при амперном токе, что весьма существенно и для современной электромедицины. Существуют описания европейских этнографов XVIII века о том, что те же абиссинцы необычным образом и весьма успешно использовали «электрошоковую терапию». Во время тяжелых приступов болотной лихорадки они крепко привязывали больного к деревянному помосту, обливали его солевым раствором рапы (воды соляных озер.) и касались его пупка живым электрическим сомом, завернутым в сухой папирус. Электрические удары следовали до тех пор, пока лихорадочный приступ не прекращался.

К концу XVIII века среди британских врачей и биологов стала популярна тема «живого электричества». Анатом Джон Уолш доказал электрическую природу удара ската, показав, что электрические импульсы передаются не «воздушными флюидами», а непосредственным контактом и «проводящим сродством веществ». Затем шотландский хирург Джон Хантер рассмотрел строение электрического органа этой необычной рыбы. Исследования Уолша и Хантера были опубликованы в 1773 году и через несколько лет попали к итальянскому врачу и физиологу Луиджи Гальвани. Гальвани начал экспериментировать с воздействием статического электричества. Как-то раз его ассистент случайно коснулся лягушачьей лапы скальпелем, накопившим электрический разряд. Лапка судорожно дернулась, и перед Гальвани открылась новая область исследований.

Занимаясь «животным электричеством», Гальвани сделал выводы, что мышцы являются своеобразными аккумуляторами, которыми посредством электрических сигналов управляет центральная нервная система. Используя знаменитый врачебный принцип «подобное - подобным», он предположил, что многие мышечные заболевания, спазмы и «корчи» можно было бы лечить электрическими разрядами. Так, может быть, и слаботочные египетские и шумерские «электроприборы» имели медицинское предназначение? Такое кажется возможным при процедурах электроакупунктуры, когда к биологически активным точкам (БАТ) подводят небольшие импульсы тока. Между прочим, электровоздействие на БАТ может приводить и к обезболивающему эффекту. Итак, существовали или нет «электрические» артефакты, историческая наука пока еще не знает, ведь после гибели Александрийской библиотеки исчезли тысячи папирусных свитков, хранящих тайны «храмовой науки». Может быть, нас еще ждут очень необычные археологические находки «криптоэлектрических» артефактов, которые откроют новые страницы истории науки и техники. Олег ФАЙГ

Багдадская батарейка - загадочный месопотамский артефакт парфянского и сасанидского периодов, который вслед за Вильгельмом Кёнигом - директором Национального музея Ирака - иногда расценивают в качестве античных гальванических элементов, созданных за 2000 лет до рождения Алессандро Вольта.

Согласно современной истории электрическая батарея была изобретена в 1800 году Александром Вольта. Ученый заметил, что когда два разнородных металлических зонда помещаются в ткани лягушки, появляется слабый электрический ток. Более того, ток протекал и при помещении электродов не в живую среду, а в некоторые химические растворы. Собственно, с этого и начались работы над электричеством. Однако находка багдадской батареи говорит о том, что электрическую батарею изобрел не Вольта.

Первая «батарейка», обнаруженная Кёнигом близ Багдада в июне 1936 года (в некоторых источниках говорится, что в 1938 году, представляла собой 13-сантиметровый сосуд, горлышко которого было залито битумом, а через него проведен железный прут со следами коррозии. Внутри сосуда находился медный цилиндр, внутри которого находился железный стержень.

В наше время багдадская батарейка находится в Национальном музее Ирака и представляет собой глиняный сосуд, размером с мужской кулак. Вильгельм Кёниг в своей книге «В потерянном раю» дает такое описание багдадской батарейке: "Верхний конец стержня примерно на сантиметр выступал над цилиндром и был покрыт тонким, светло-желтым, но полностью окисленным слоем металла, по виду похожего на свинец. Нижний конец железного стержня не доставал до днища цилиндра, на котором находился слой асфальта толщиной примерно три миллиметра".

Вильгельм Кёниг предположил, что багдадская батарейка, заполненная кислотой или щёлочью, могла создать электрический ток напряжением в один вольт. Кёниг пересмотрел экспонаты Багдадского музея древностей. Его удивили медные посеребрённые вазы, относящиеся к 2500 году до н. э. Как предположил Кёниг, серебро на вазах было нанесено электролитическим методом.

Версию Кёнига о том, что находка является батарейкой, подтвердил профессор Дж. Б. Перчински из Университета Северной Каролины. Он создал точную копию «батарейки» и наполнил её пятипроцентным винным уксусом. Было зафиксировано напряжение в 0,5 вольта.

Немецкий египтолог Арне Эггебрехт при помощи опыта доказывает, что ещё более 2000 лет назад была известна гальванизация. Для подтверждения он использовал статуэтку Осириса. Использовав 10 сосудов, подобных багдадской батарейке и солевой раствор золота, за несколько часов учёный подтвердил догадку - статуэтка была покрыта ровным слоем золота.

В 1947 году американский физик Уиллард Ф. Грей изготовил точную копию багдадской батарейки, использовав сульфат меди в качестве электролита. Батарейка дала электрический ток с напряжением около 2 вольт. После было проделано множество подобных экспериментов, но напряжение получалось примерно таким же: от 0,8 вольт до 2 вольт. В передаче «Разрушители легенд» был получен тот же результат - гальванизация происходила, хотя и была малоэффективна. Для достижения достаточного для гальванизации напряжения потребовалось соединить последовательно 10 сосудов. Также там выдвинулась теория, что возможно батарейка использовалась в медицинских целях.

"Электрическое освещение имелось еще в древнем Египте" - утверждают Петер Красса и Райнхард Хабек, посвятившие доказательству этой идеи свою книгу. Их основной аргумент - рельеф из храма богини Хатор в Дендере, созданный в 50 году до новой эры, во времена царицы Клеопатры. На этом рельефе виден египетский жрец, который держит в руках продолговатый предмет, напоминающий колбу электрической лампы. Внутри колбы извивается змея. Ее голова обращена к небу.

Странный предмет и есть лампа, а змея аллегорически изображает нить накала. С помощью таких ламп египтяне освещали темные коридоры и комнаты. Вот, например, почему на стенах помещений, где работали художники, нет копоти, которая осталась бы, пользуйся они масляными лампами.

По мнению египтологов, на рельефе в дендере изображена небесная барка бога солнца Ра. По верованиям египтян, солнце каждый день умирает вечером и воскресает на рассвете. Здесь его символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу. Самый спорный элемент изображения - пресловутая "колба". Даже египтологи не знают, как ее истолковать. Возможно, она обозначает "горизонт".

Эрих фон Деникен продолжает: «Концепция, которую я здесь излагаю, пока еще зиждется на шаткой основе. Хотя мы располагаем действующими батареями и отдельными проводами, однако для манипуляций с электричеством нужны еще и изоляторы. Эти изоляторы представлены в различных вариациях. Египтологи называют их «джед-столбы». Только посвященные могли обращаться с ними. Они были обнаружены уже под самой древней пирамидой - Джосера.

Современный исследователь Эндрю Томас, в течение многих лет изучавший Восток и не много раз бывавший в Индии, пишет: «Во время своего пребывания в Индии я ознакомился с древним документом, хранящемся в библиотеке г. Уджайна, - «Адастия Самхита». Невероятно, но там я нашел инструкцию, как изготовить электрическую батарею!

Она выглядит так: «...положите хорошо очищенную медную пластинку в глиняный горшок. Накройте ее сначала сульфатом меди, а потом влажными опилками. Далее сверху следует положить цинковую пластину, амальгированную ртутью. Контакт этих пластинок даст энергию, которая известна под названием Митра-Варуна.

Эта энергия расщепляет воду на Пранаваю и Уданаваю - кислород и водород. Батарея, сделанная из сотни таких горшков, обеспечивает очень активную и эффективную силу». Митру-Варуну мы называем сегодня анодом и катодом. Известно, что в древней Индии знали и об электропроводности.

О таинственных ярких негасимых источниках света знали еще в древнейшее время. Плутарх писал о лампе, которая горела при входе в храм Юпитера-Аммона на протяжении нескольких веков. О таком же ярком источнике света, который горел в голове статуи Геры в городе Гераполисе (Сирия) писал греческий сатир Лукиан (120-180 гг. н.э.). Павсаний (II в.н.э.) рассказывал об удивительной золотой лампе в храме Минервы, неугасимо горевшей на протяжении века.

С другой стороны, скептически настроенные археологи отмечают, что сама демонстрация возможности использования находки в качестве источника электрического тока не доказывает, что она на самом деле так применялись. К тому же, слой асфальта покрывает медный цилиндр полностью, что исключает подключения проводов снаружи.

Не было найдено никакого сопутствующего электрического оборудования, которое могло бы использовать «батарейки», не было найдено даже проводников тока. Также неизвестны образцы того времени покрытые золотом с помощью электричества, все они были позолочены хорошо известным процессом амальгамирования. Вдобавок, багдадская батарейка почти идентична найденным сосудам из близлежащей Селевкии с известной функцией, они использовались для хранения свитков.

С другой стороны, нельзя и недооценивать предков. Все забывается. И некоторые вершинные достижения той или иной культуры, удивительные секреты утрачиваются уже по прошествии нескольких веков. Войны, пожары, гибель письменных памятников лишь умножают забвение. И теперь, когда археологи находят непривычный артефакт, они не знают, как объяснить его появление. Он становится неразрешимой загадкой, фразой из книги, которая давно сожжена.



Loading...Loading...