Константинов крест «Сим победиши» значение перевод. История развития формы креста Константинов крест значение символики

Крест Константина

Магическая печать с символом «Хи-Ро» (Агриппа, 1533 год)

Крест Константина – монограмма, известная как «Хи-Ро» («хи» и «ро» – первые две буквы имени Христа по-гречески). Легенда гласит, что этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим, вместе с крестом он увидел надпись «Сим победиши». Согласно другой легенде, он увидел крест во сне в ночь перед битвой и услышал голос: «С этим знаком победишь»). Говорят, что именно это предсказание обратило Константина в христианство. И монограмма стала первым общепринятым символом христианства – как знак победы и спасения.

Розенкрейцерский крест

Крест с розой (розенкрейцерский)

Другое название – крест розы (пятилепестковой). Эмблема ордена розенкрейцеров. Символ гармонии, центра, сердца. Роза и крест символизируют также Воскресение и Искупление Христа. Этот знак понимается как божественный свет Вселенной (роза) и земной мир страданий (крест), как женское начало и мужское, материальное и духовное, духовная и чувственная любовь. Крест с розой есть символ посвященного, который благодаря работе над собой сумел развить в себе любовь, животворящую и преображающую материю.

Масонский крест

Масонский крест (крест в круге)

Масонский крест – это крест, вписанный в круг. Он означает святое место и космический центр. Четыре измерения пространства в небесном круге символизируют тотальность, включающую в себя Великий дух. Этот крест олицетворяет Космическое Древо, распространяющееся горизонтально над Землей и касающееся Небес через вертикальную центральную ось. Такой крест или выполнялся в камне, или изображался на стенах римских готических храмов, символизируя их освященность.

Пацифистский крест

Пацифистский крест (крест мира)

Этот символ разработал Джеральд Холтом в 1958 году для создававшегося тогда движения за ядерное разоружение. Для разработки символа он использовал семафорную азбуку: составил крест из ее символов – для «N» (nuclear, ядерное) и «D» (disarmament, разоружение) – и поместил их в круг, что символизировало глобальное соглашение. Скоро этот крест стал одним из самых распространенных знаков 60-х годов ХХ века, символизируя как мир, так и анархию.

Образы времени

Мудрые обращают годы в месяцы, месяцы – в недели, недели – в дни.

Парацельс

Все бренно в этом мире.

Образ неумолимого времени – дорога. Символ времени – песок, струящийся сквозь пальцы. Атрибуты отмеренного времени – часы, горящая свеча; это символ неуловимости настоящего мгновения.

В составе пантеона богов практически всех древних культур обязательно есть и бог Времени.

Абраксас

Абраксас – символ времени (гностическая гемма)

Абраксас – олицетворение божественных циклов солнечного года. Это мистический образ Верховного Существа, высшего из семи. Оно состоит из пяти эманаций (излучений): Нус (Ум), Логос (Слово), Фронезис (Разум), София (Мудрость), Динамис (Сила). Человеческое тело на изображении олицетворяет Бога. Две выходящие из него опоры-змеи – Нус и Логос (интуиция и быстрое понимание). Голова петуха означает предвидение и бдительность (разум). Две руки держат символы Софии и Динамиса: броню мудрости и плеть власти.

Калачакра

Намчу-вандэн – эмблема Калачакры

Калачакра – буквально «колесо времени», «ход времени». Сокровенная доктрина в буддизме ваджраяны. Астрологическая и астрономическая система, проникшая в Тибет из Индии. Калачакра вводит представление о цикличности времени с периодами 12 и 60 лет (тибетский календарь). Согласно легенде, учение Калачакры было дано Буддой Шакьямуни. По другим данным, это учение принес в Тибет Питоп, или Великий Калачакрапада, который, попав чудесным образом в Шамбалу, был там посвящен царем Кальки в учение Калачакры.

Кронос

Кронос (рим. Сатурн), XV век

Древнегреческий символ времени – титан Кронос – в русском языке стал родоначальником многих слов (частица «хроно» – часть сложных слов, указывающих на их отношение к времени): хронический, хронология, хронoметр и др.

Кронос (рим. Сатурн) – бог Времени, в образе увядающей осени или уходящего Солнца иногда вместе со своим серпом имеет еще и капюшон, который символизирует невидимость, смерть и отступление. Поскольку капюшон покрывает голову, он означает также мысль и дух.

  1. Крест Т-образный "антониевский"
  2. Крест "Египетский иероглиф Анх"
  3. Крест "буквенный"
  4. Крест "якореобразный"
  5. Крест монограммный "доконстантиновский"
  6. Крест-монограмма "посох пастыря"
  7. Крест "Бургундский" или "Андреевский"
  8. Крест "монограмма Константина"
  9. Крест монограммный "послеконстантиновский"
  10. Крест монограммный "Солнцеобразный"
  11. Крест монограммный "трезубец"
  12. Крест монограммный "константиновский"
  13. Крест круглый "нахлебный"
  14. Крест катакомбный или "знамение победы"
  15. Крест на Руси "патриарший" или на Западе "лоренский"
  16. Крест четырехконечный или латинский "immissa"
  17. Крест папский
  18. Крест шестиконечный "Русский православный"
  19. Крест осмиконечный православный
  20. Крест седмиконечный
  21. Крест "терновый венец"
  22. Крест "виселицеобразный"
  23. Крест "виноградная лоза"
  24. Крест "лепестковый"
  25. Крест "Греческий" или древнерусский "корсунский"
  26. Крест "накупольный" с полумесяцем
  27. Крест "трилистниковый"
  28. Крест "мальтийский" или "георгиевский"
  29. Крест "Просфорный - Константиновский"
  30. Крест старопечатный "плетеный"
  31. Крест "криновидный"
  32. Крест четвероконечный "каплевидный"
  33. Крест "Распятие"
  34. Крест схимнический или "Голгофа"
  35. Крест "гамматический" на Западе "crux gammata"
  36. Крест "трилистник, копие, губка и гвоздь"
  37. Крест "кельтский"

§1. Введение

История Креста

Крест мы от Крещения нашего мы носим на груди. Кресты видим на груди и в руках православных священников, на куполах и в росписях (наружных и внутренних) наших храмов, на могилах наших предков.

Крест есть оружие нашего спасения. Крест освящён пребывавшим на нём Телом Христа и Кровью Христовой, пролитой на нём. Для христиан крестстал защитой от дьявола.

Почитание креста происходит и потому, что на нем был распят Иисус Христос. Основной формой креста является четырехконечная, с одной перекладиной и основанием. Но существуют кресты с двумя и тремя перекладинами, которые располагаются выше/ниже основной.


Верхняя небольшая перекладина символизирует дощечку, где имелась надпись: «Иисусе Назарянин, Царь Иудейский». Нижняя же перекладина на самом деле являлась подставкой для ног, чтобы тело распятого не съезжало вниз, а в символике она изображается перекошенной и означает указатель направления на небеса в Царство Господа и путь в ад.

История креста, древнего мистического знака, простого и таинственного одновременно, посвящена уникальная книга И.Смирновой.

Здесь собрано практически всё, что известно на сегодняшний день о самом важном символе человечества.

Посмотреть PDF версию книги можно .

Крест изображался еще задолго до появления христианства в различных скульптурах религиозного и тайного значения по всему миру (Финикия, Ассирия, Египет, на территории древних государств Америки, изолированном о.Пасха, языческой Скандинавии, Тибете, Японии и Китае, Индии).

Крест — самый известный знак в истории человечества. Уже две тысячи лет он является всемирным символом христианства.

Уже в глубокой древности крест стал сакральным знаком. С ним были связаны различные обряды, мифы, легенды, суеверия, ритуалы. Он входил составной частью в орнаменты, становился основой при строительстве жилищ и храмов, чеканился на монетах.

Почитание Креста на Руси было так велико, что путешественники из Европы в 17 веке утвердждали, что русские ничего почти не делают не перекрестившись. Кресты венчали Красные ворота городов, на дорогах устанавливались поклонные кресты.

Крест — хранитель всей Вселенной, крест — красота Церкви, крест — царей держава, крест — верным утверждение, крест — Ангелам слава, крест — бесам язва, — говорится в «Стихирах Кресту», читаемых во время праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Ходить без нательного шейного креста считалось на Руси большим грехом. Слову и клятве человека без креста не доверяли, а о бессовестных и злых людях говорили, что «креста на них нет».

Крест всякой формы есть истиный крест, — в этих словах преподобного Федора Студита всеобъемлющее благоговейное отношение верующих к этой величайшей святыне. Каноны церкви не регламенитируют строго форму нательного креста, что и обуславливает их многообразие.

Однако это не значит, что форма и материал креста могут быть абсолютно произвольными, за две тысячи лет сложился особый символьный язык нательных крестов. В то же время необходимо очень внимательно относиться к симовалам, сходных с изображением креста, но не имеющим к христианству никакого отношения.

Так часто путают гамматический крест с ведическим символом свастики.

Отличить их достаточно легко: в гамматическом кресте гамматы повернуты против часовой стрелки, в то время как у свастики они повернуты в обратную сторону. Следует также упомянуть, что перевёрнутый крест является символом сатанистов, наряду с пентограммой (перевёрнутой пятиконечной звездой).


В ветхозаветной церкви, состоящей в основном из евреев, распятие, как известно, не применялось, и казнили, по обычаю, тремя способами: побивали камнями, сожигали живьем и вешали на дереве. Поэтому "и пишется у них о висельниках: "проклят всякий висящий на древе" (Втор. 21:23)", поясняет Святитель Димитрий Ростовский (Розыск, ч. 2, гл. 24). Четвертая же казнь - усечение головы мечом - прибавилась у них в эпоху Царств.

А крестная казнь была тогда языческой Греко-Римской традицией, и еврейский народ познал ее лишь за несколько десятилетий до Рождества Христова, когда римляне распяли их последнего законного царя Антигона.

Сам же крест, как страшное орудие позорной казни, избранное сатаной знаменем смертоносности, вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу-Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства.

Уже с первых веков христианства, по причине преследования последователей распятого Искупителя, христиане принуждены были скрываться, исполняя свои обряды втайне. А отсутствие христианской государственности - внешней ограды Церкви и продолжительность такого угнетенного положения отразились на развитии богослужения и символики.

И по сей день сохранились в Церкви меры предосторожности для охранения самого учения да и святынь от зловредного любопытства врагов Христовых.

Форма Креста

Прямолинейная
(с прямыми углами средокрестия и балок). Эта форма максимально близка к исторически достоверной форме Креста, на котором был рапят Господь Иисус Христос.

С расширяющимися балками .
Расширяющиеся балки символизируют лучи Света Жизни, о котором Христос сказал: «Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тме, но будет иметь Свет Жизни». Часто средокрестие помещают в круг или крест вписывают в круг. Круг в древнем мире символизирует солнце: в кресте же это служит символом того, что Церковь называют Христа Солнцем Правды.

С квадратом или ромбом в среднокрестии .
Квадрат символизирует четыре земные стихии, усвоенных Христом при воплощении. Кроме того четыре угла квадрата или ромба символизирует четыре Евангелия и четырех евангелистов. Иногда ромбовидные элементы (часто с крестами внутри) распологаются и на концах балок креста.

С криновидными концами балок
По словам св. Николая Сербского, лилия есть символ беспопечительности: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут» Кроме того сам Иисус Христос уподобляется в писании лилия долин.

С треугольными концами балок
Треугольные концы балок символизируют троичную природу Господа, и имеют тоже значение, что и треугольник в нимбах изображений Господа Саваофа на древних иконах.

С кругами, шариками или каплями на концах балок
О символизме круга упоминалось выше, шарики же и капли (слезки) символизируют капли Крови Христовой, пролитой во искуплении грехов человека. Расположенные по три, эти элементы так же символизируют триипостасность Бога.

Процветший крест
Обрамление креста растительным орнаментом символизировало Древо Жизни — расцветшего Креста Господня. Кроме этого в процветшем кресте могли присутствовать изображения крина и виноградной лозы.

Язык материалов

Дерево
Символизирует Древо Жизни в раю. По словам Иоанна Дамаскина: «...как через древо вошла в мир смерть, так и через древо должны быть дарованы нам жизни и воскресение».

Серебро
Из-за своей белизны символизирует чистоту и целомудрие. Кроме того оно служит символом Божественного Откровения: «Слова Господни — слова чистые, серебро, отчищенная от земли в горниле...».

Золото
«Золото есть символ истины, — пишет св. Николай Сербский. — Золото не изменяется и не обманывает. Какого она в короне царской, такого и в земле, и в воде, и в огне - повсюду одинакого».

Камень
Камень прежде всего означает самого Христа. Об этом говорили еще ветхозаветные пророки. Символизирующий Христа камень в то же время символизирует и твердую веру в Христа. Поэтому апостол Павел утверждал, что золото стоит на камне, т.е. истины покоится на вере.

§2. Типы крестов

1. Крест Т-образный "антониевский"

В южных и восточных частях Римской империи для казни преступников применялось орудие, называемое со времен Моисея "египетским" крестом и напоминающее букву "Т" в европейских языках. "Греческая буква Т, - писал граф А. С. Уваров, - одна из форм креста, употребляемая для распятий"


"Число 300, выражаемое по-гречески чрез букву Т, служило также со времен Апостольских для обозначения креста, - сообщает известный литургист архимандрит Гавриил. - Эта Греческая буква Т встречается в надписи гробницы III века, открытой в катакомбах святого Каллиста. Такой образ буквы Т встречается на одном сердолике, гравированном во II веке".


О том же рассуждает и святитель Димитрий Ростовский: "Изображение Греческое, "Тав" называемое, которым Ангел Господень сделал "знак на челах" (Иез. 9:4) Божиих людей в Иерусалиме, для ограничения от надвигающегося смертоубийства, видел в откровении святой Иезекиль пророк.


Согласно церковному преданию, св. Антоний Великий носил на своих одеждах крест - Тау. Или, к примеру, св. Зенон, еписком города Вероны, поставил на крыше нововозведенной им в 362 г. базилики крест в форме букты Т.

2. Крест "Египетский иероглиф Анх"

Иисус Христос - Победитель смерти - устами царепророка Соломона возвестил: "кто нашел Меня, тот нашел жизнь" (Прит. 8:35), и по воплощении Своем вторил: "Я семь воскресе и жизнь" (Ин. 11:25). Уже с первых веков христианства для символического изображения креста живоносного употреблялся, напоминающий его по форме, египетский иероглиф "anch", обозначавший понятие "жизнь".

Египетский крест анх понимался как ключ, которым открываются врата к Божественному знанию. Т-образная связывалась с мудростью, а круг сверху-с вечным началом. в этом кресте обьединяются два символа-крест, как символ жизни,и круг, как символ вечности.

3. Крест "буквенный"

И другие буквы (из разных языков), приводимые ниже, также использовались первыми христианами в качестве символов креста. Такое изображение креста не отпугивало язычников, будучи для них знакомым. "И действительно, как видно из надписей Синайских, - сообщает граф А. С. Уваров, - буква принималась за символ и за настоящее изображение креста" (Христианская символика, ч. 1, стр. 81). В первые века христианства важна была, конечно, не художественная сторона символического изображения, но удобство его применения к прикровенному понятию.

4. Крест "якореобразный"

Первоначально этот символ попался археологам на Солунской надписи III века, в Риме - в 230-м , а в Галлии - в 474 году. А из "Христианской символики" узнаем, что "в пещерах Претекстата находимы были плиты без всяких надписей, с одним изображением "якоря" ".

В своем Послании Апостол Павел поучает, что христиане имеют возможность "взяться за предлежащую надежду (т.е. Крест), которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий" . Этот, по слову Апостола, "якорь" , символически прикрывающий крест от поругания неверных, а верным открывающий подлинный его смысл, как избавление от последствий греха, и есть наша крепкая надежда.

Церковный корабль, образно говоря, по волнам бурной временной жизни доставляет всех желающих в тихую пристань жизни вечной. Поэтому "якорь", будучи крестообразным, сделался у христиан символом надежды на крепчайший плод Креста Христова - Царство Небесное, хотя греки и римляне, тоже пользуясь этим знаком, усваивали ему значение "прочности" только дел земных.

5. Крест монограммный "доконстантиновский"

Известный специалист по литургическому богословию - архимандрит Гавриил пишет, что "в монограмме, начертанной на надгробном камне (III века) и имеющей форму Андреевского креста, вертикально пересеченного чертою, есть прикровенное изображение креста".

Эта монограмма была составлена из Греческих начальных букв имени Иисуса Христа, путем перекрестного их совмещения: а именно буквы "1" (йот) и буквы "X" (хи).

Эта монограмма нередко встречается и в послеконстантиновский период; например, можем видеть ее изображение в мозаическом исполнении на сводах Архиепископской капеллы конца V века в Равенне.

Посетить интересный каталог старинных крестов можно посмотреть

Хризма (также называемая хрисмон) представляет собой одну из основных сакральных эмблем раннего христианства, которая, по мнению некоторых исследователей, в своем символизме восходит к языческой эпохе. Графически крест хризма представляет собой монограмму имени Христа, если конкретнее – его греческого варианта – ΧΡΙΣΤΌΣ. То есть речь идет об объединении букв Х («хи») и Р («ро»), которые «накладываются» друг на друга. Христианские теологи называют это не «наложением», а «перекрещиванием», отсюда оборот «крест хризма».

Наиболее древние изображения хризмы относятся к периоду до нашей эры, в частности обнаружено несколько монет с хризмой эпохи Птолемея III (правил Египтом в середине III века до нашей эры). Однако первые официальные упоминания креста хризмы соответствуют первым векам нашей. Наиболее известное изображение хризмы – лабарум, это знамя Римской империи, на котором над штандартом располагается традиционная хризма. Надпись на полотнище под хризмой гласит «Этим побеждай» («hoc vinces» на латыни).

Лабарум с навершием в виде креста хризмы был введен Константином Великим. Точных сведений, почему Константин выбрал именно этот символ, не сохранилось, однако популярная христианская легенда утверждает, что хризму император увидел в небе перед легендарной битвой у Мальвийского моста (312 год). Эта битва принесла Константину единоличную и неоспоримую власть над Римом. Исторически первое упоминание о лабаруме Константина (и, соответственно, о кресте хризме) встречается у африканского ритора Лактанция под 320 годом.

Символ хризмы получил широкое распространение в христианской культуре. Он встречается на денежных знаках (монеты императора Магнеция), на барельефах погребальных саркофагов (Рим, III-V века), на могильных камнях (изображение креста хризмы можно встретить на Смоленском кладбище в Питере), а также на индивидуальных религиозных эмблемах (на флаге Японской православной церкви). При этом изначально крест хризма выглядел именно так – совмещенные буквы Х и Р, без каких-либо дополнительных элементов. Однако более новые изображения также содержат греческие буквы «α» и «ω», что является очевидной отсылкой к Апокалипсису (Откровение от Иоанна 22:13 «Я есть Альфа и Омега, начало и конец»).

Некоторые теологи связывают возникновение хризмы с другим фрагментом Апокалипсиса, где упоминается некая «печать бога живаго» (Откровение от Иоанна 7:2, вероятно – указание на Иисуса Христа). Тем не менее, невозможно точно определить, когда именно на хризме появились буквы «альфа» и «омега», однако известно, что оригинальный символ не имел добавочных графических элементов. Кроме того, не вызывает сомнений тот факт, что крест хризма – сугубо христианская эзотерическая эмблема, так как изображения хризмы активно использовались ранними христианами на юге Европы и до этого периода данный символ вообще не встречается.

Существует множество версий о происхождении хризмы. Выдвигаются гипотезы, согласно которым крест Константина возник из символизма Орфических и Гилиосских мистерий, либо в результате синтеза ранних христианских культов с обрядовым символизмом верований халдеев. Но есть и более прозаичные предположения, согласно которых монограмма букв «хи» и «ро» восходит к греческому слову «хрестос», что значит «благоприятный». Общепринятой версии не существует и вряд ли когда-нибудь удастся пролить свет на реальное происхождение этого знака.

Любой религиозной традиции присущ свой набор духовных символов. Они могут как играть роль брендовых логотипов, так и нести глубокий сакрально-мистериальный смысл. Не является исключением из этого правила и христианство. При всем своем недоверии (в ортодоксальном течении) к различного рода символике и эзотерике, оно выработало свои, порой витиеватые и многогранные символы. Один из таких знаков, а именно так называемый крест царя Константина, и будет рассмотрен в данной статье.

Строго говоря, данный знак — не крест. Правильно его будет назвать монограммой — символом, образованным из нескольких букв, отображающим образ конкретного персонажа религиозной доктрины — Иисуса Христа. По христианскому преданию, Константинов крест сыграл чрезвычайно важную роль в истории церкви. По силе и значимости он уступает только обычному кресту.

Почему он так важен для христиан? Ответ на этот вопрос дает следующая легенда: на заре христианской эры, в начале четвертого века, в Римской империи возник конфликт между двумя представителями власти — Максентием и Константином. Результатом раздора было сражение, известное как битва у Мульвийского моста (312 год). Накануне сражения императору Константину явился в небе специфический символ, сопровождаемый надписью «Под этим знаком победишь». Вдохновленный чудесным явлением, Константин велел воспроизвести этот знак на воинских щитах, а также поместить его на лабарум — военное императорское знамя.

Действительно, одержав блестящую победу в битве, Константин сделал этот знак основой для личной печати и символом своего государства. Сам он при этом внутренне стал адептом христианской веры. И хотя еще долгое время оставался некрещеным, утвердив свою власть, он навсегда прекратил гонения и преследования христиан в Римской империи. Этот Константинов крест и есть нынешней христограммой, употребляемой в церквях. Другое ее название — хризма.

Отражает эта легенда историческую действительность или нет, но она дает понять, отчего христиане так дорожат и так ценят этот знак. Он перевернул ход истории, обратив императора — верховного языческого жреца — на сторону христиан, в результате чего небольшая секта последователей Иисуса стала самим многочисленным религиозным течением на планете.

Первые упоминания христограммы

Первый известный на сегодняшний день источник сведений, в котором упоминается крест Константина Великого — это труды церковного историка Лактанция (320 год). Он воспроизводит вышеприведенную версию событий с тем дополнением, что явлению сопутствовал голос, который по-гречески повторил латинскую надпись.

Другой церковный историк, а к тому же и личный биограф Константина — Евсевий, епископ Неокесарийский, в разное время сообщал о двух вариантах происхождения христограммы. Согласно раннему, она явилась будущему императору задолго до 312 года, когда он был в Галлии. Однако позже он отказывается от этой версии, подчиняя свое описание общепринятому мнению. Вместе с тем он, ссылаясь на личное устное сообщение самого императора, уточняет, что явившийся символ затмил собой солнце и вместе с Константином это зрелище наблюдало все войско, состоящее из сорока тысяч человек.

Третий источник как раз и представляет свидетельство одного из тех солдат, который принимал участие в сражении у Мульвийского моста и собственными глазами созерцал на небе Константинов крест. Имя его — Артемий, и его рассказ направлен на обличение императора Юлиана Отступника, который, как известно, отрекся от христианства, решив реанимировать языческие институты в Римской империи. Им Артемий и был казнен.

Происхождение христограммы

Исторические исследования говорят о том, что хризма имеет дохристианское происхождение и, скорее всего, была заимствована и адаптирована церковными деятелями по двум причинам:

    Поскольку христиане долгое время были вне закона, они вынуждены были конспирироваться и использовать распространенные языческие символы, наполняя их своим собственным содержанием. Таким же образом в среде христиан были популярны изображения Орфея, Гелиоса и других богов. А непосредственно Константинов крест — это, вероятнее всего, адаптированный солярный символ древних халдеев.

    Греческое слово «хрестос», означающее «благоприятный», также могло графически изображаться двумя первыми буквами. В силу этого символ легко христианизировался в кругах последователей Иисуса, которые придали ему значение «Христос».

Так или иначе, в еще доконстантиновские времена известно несколько видов христианских монограмм и их языческих прообразов.

Распространение хризмы

До того как христограмма стала известна как крест святого Константина, она использовалась преимущественно в местах собрания христиан. Самые древние образцы ее обнаружены в катакомбах — подземных кладбищах, которые члены церкви использовали в качестве мест собраний и проведения служений. Аналогичные символы донесли до нас погребальные памятники и саркофаги христиан.

После легализации этот символ стал употребляться в качестве религиозного знака в новопостроенных храмах. С другой стороны, он служил элементом художественного оформления и декора — им украшались чаши, лампы, шкатулки и прочая церковная утварь. В светских кругах, как уже было сказано, христограмма была государственной печатью самого Константина и ряда его преемников, а также официальным военным символом лабарума, сменив на этом месте традиционного римского орла.

Монограмма ιχ

Помимо всего прочего, христограмма, визуально похожая на русскую букву «Ж», использовалась в христианских церквях уже в III веке, то есть задолго до восшествия Константина на престол. В ней не было буквы ρ (ро) — вместо нее стояла ι (иота), означающая «Иисус». Возможно даже, что эта буква позднее приобрела символический вид пастушеского (т.е. епископского у христиан) жезла — посоха с закрученным концом. Он-то и стал ассоциироваться позднее с буквой ρ.

Монограмма χρ

Данный вариант этого символа основной и, если можно так выразиться, канонический в христианской церкви. Именно он носит название «крест Константина». Фото его представлено ниже.

О смысле хризмы

Различные мистические группы, как в среде ортодоксальной церкви, так и среди других течений, придавали важное значение внутреннему смыслу греческих букв. Даже Новый Завет содержит недвусмысленные отсылки к гематрии — методу поиска тайного смысла через вычисление числовых соответствий букв слов и имен. Таким же образом можно проанализировать крест Константина.

Значение в нем придается двум первым буквам из слова «Христос». Сумма их числовых значений составляет ровно 700, что обыгрывалось особым образом в сложной гностической теологии. Поэтому в древней, но малоизвестной сегодня традиции число 700 выступает в качестве синонима Христа. А если, например, рассматривать буквы христограммы по отдельности, то получим следующее: χ (хи) — означает макрокосмос, целокупное мироздание. Числовое значение — 100. А ι (иота), напротив, обозначает микрокосмос. Ее значение — 10. Таким образом, получается наглядный символ единства микрокосма и макрокосма — взаимосвязи части и целого, великого в малом. В случае с более поздней версией хризмы, где ι заменена на ρ, символ означает божественное созидание (благодаря семантике буквы ρ). Она несет в себе значение творческой силы, миропорядка, женской порождающей энергии.

Сопутствующие символы

Очень часто вместе с хризмой употребляются еще две буквы греческого алфавита — α (альфа) и ω (омега), которые являются первой и последней буквами греческого алфавита и обозначают начало и конец мира, а также всю его онтологическую сущность, заключенную в промежуточных буквах. Начало этой символике в христианстве дала Библия, а точнее книга Откровения Иоанна Богослова, где слова «Я есть Альфа и Омега» вкладываются в уста Иисуса Христа.

Равноапостольные царь КОНСТАНТИН (†337) и матерь его царица ЕЛЕНА (†327)

Святой равноапостольный царь Константин Великий был сыном Констанция Хлора, управлявшего западной частью Римской империи (Галлилей и Британией), и святой равноапостольной Елены. К принятию христианства он был расположен своей матерью-христианкой. Отец его, хотя был язычником, но покровительствовал христианам, видя, что они - верные слуги и честные граждане. Во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклетиана, его соправителя Максимиана Галерия - на Востоке, и императора Максимиана Геркула - на Западе.

По желанию императора Диоклетиана в юных годах (18 лет) Константин был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии. Придворная жизнь в столице олицетворяла собою тогда в малом виде все то нравственное и религиозное растление, до какого только может дойти человечество, порабощаемое нечистыми, страстными похотями - суетная пышность и роскошь, пьянство и объядение, необузданный разврат мысли и жизни, интриги и крамолы, озлобление против истинного богопочитания и лицемерное, лживое почтение к мнимым богам. С другой стороны Константин видел совсем другую жизнь христианской общины, где старцы и старицы, юноши и девы, простецы и ученые мудрецы, даже дети доказывали истину своей веры, чистоту и высоту ее содержания не только словами, а и своими делами, страданием за нее даже до смерти. Впоследствии Константин сам признавался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в христианство: "Я отчуждался от бывших доселе правителей, говорил он, потому что видел дикость их нравов".

После смерти Констанция Хлора сын его Константии в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн и с помощью Божией, разбил всех своих противников.

Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться. В 312-м году во время войны с кесарем Максентием, незадолго до решительной битвы, Константин собственными глазами увидел на небе светящийся крест с надписью: «Сим побеждай» (по-гречески: NIKA). Это зрелище привело в ужас как самого царя, так и войско, бывшее с ним, ибо крест, как позорное орудие казни, считался у язычников дурным предзнаменованием. Константин пребывал в недоумении. Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. Встав от сна, Константин позвал опытных мастеров и приказал устроить, по подобию образа креста, хоругвь из золота и драгоценных камней; воинам же своим он приказал изобразить Крест на щитах и шлемах.

Комбинация (совмещенных) букв, известная под именем монограммы Константина, составлена из двух первых букв слова ХРистос — «Хи» и «Ро».

Пораженный дивным видением Константин решился не почитать никаких других богов, кроме явившегося ему Христа. С того времени он начал усердно заниматься чтением священного Писания и постоянно имел при себе иереев, хотя и не принимал еще святого крещения.

Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

Константин прекратил языческие игры; освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов; отменил казнь через распятие; дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей (очень затруднительных в гражданских судах); запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому; повелел по всей империи праздновать воскресный день; в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян законы против безбрачия; предоставил Церкви право получать имущество по завещаниям; допустил христиан к занятию высших государственных должностей; приказал строить христианские храмы и запретил вносить в них, по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения.

Более всего Константин встречал себе противодействия в Риме, где было сильно язычество. Он решил основать новую христианскую столицу на берегах Босфора и пригласил христианских епископов торжественно освятить ее, назвав Константинополем . Обширные дворцы, водопроводы, бани, театры украсили столицу; она наполнилась сокровищами искусства, свезенными из Греции, Италии и Азии. Но уже не строились в ней храмы, посвященные языческим богам, и вместо Колизея, где происходили бои гладиаторов, был устроен цирк для конских состязаний. Главным украшением нового города стали храмы, посвященные истинному Богу.


Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве.

Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Там святая Елена не облачалась в свойственные ее сану одеяния, ходила в самой скромной одежде среди народной толпы и, стараясь быть неузнанной, раздавала щедрую милостыню.

В Палестине все места, освященные евангельскими событиями, уже давно подверглись опустошению. Пещера гроба Господня - была засыпана мусором, а на холме, насыпанном поверх святой пещеры, построено было капище “сладострастному демону любви” - Венере. По указаниям Елены идольские капища, поставленные на священных для христиан местах, были разрушены и вместо них сооружены святые храмы. На средства царицы были построены церкви в Вифлееме, над пещерой Рождества Христова; на горе Елеонской - месте Вознесения Господня; в Гефсимании - месте успения Пресвятой Богородицы; у дуба Мамврийского - в месте явления св.Троицы Аврааму.

После долгих и усиленных поисков Креста Господня было, наконец, указано его местонахождение неким Иудою, евреем, старцем преклонных лет, сыном иудейского учителя - под языческим капищем, построенным на холме, покрывавшем пещеру Гроба Господня.


Пещера Гроба Господня


Окно, где стояла царица Елена

Пещера Гроба Господня была найдена и очищена; около нее, на восточной стороне, обретены были три креста, а рядом с ними доска с надписью и честные гвозди. Но как было узнать, который из трех крестов был Крестом Спасителя? Случилось, что мимо этого места в то время проносили для погребения мертвеца; святитель Макарий велел похоронной процессии остановиться; стали полагать, по совету епископа, найденные кресты по одному на умершего, и, когда возложен был Крест Христов, мертвый воскрес.

Все, видя это чудо, возрадовались и прославили силу животворящего Креста Господня. И чтобы можно было бы хотя бы издали видеть святыню, святитель Макарий благоговейно подняв ее и став на возвышенном месте, сотворил воздвижение Креста Господня пред взором множества верных, которые в то время велегласно восклицали: «Господи, помилуй!» Это было первое ; совершилось оно в 326 году . Православная Церковь празднует это событие ежегодно 14 сентября.

Святой Крест, положенный потом в серебряный ковчег для сохранения, многих из язычников и иудеев тогда обратил ко Христу; в том числе и Иуду, который указал место его хранения. Частицу живоносного Древа святая Елена, покидая Иерусалим, взяла с собою в дар сыну Константину.

Скончалась Елена на 80-м году жизни — по разным предположениям, около 327-330 гг. Место её смерти точно неизвестно, называется Трир, где у неё был дворец. За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной .

Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова, который был бы "великолепнее всех храмов, где-либо существующих".

Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее . 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых - святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Бесповоротно осудив арианство, отцы Собора решили дать верующим точное исповедание православного учения - Символ веры. Константин предложил внести в Символ термин, слышанный им в прениях Собора, «Единосущный Отцу». Слово, сказанное царем, единодушно было принято Собором и послужило определительною основою учения о Лице Господа Иисуса, центрального христианского догмата.

Константин жил после того еще более 10 лет, с неизменною верностью держась Никейского исповедания веры, и ревностно старался утверждать дух христианского благочестия в своем царстве, являя достойный пример в себе самом. Еще задолго до смерти Константин начал готовиться к ней. В новой своей столице он построил храм во имя святых Апостолов, в котором устроил гробницу себя.

В 337 году Константин в последний раз торжественно отпраздновал в Константинополе Пасху и вскоре занемог. Но он еще не был крещен. Свое крещение благочестивый царь отлагал по смиренному сознанию своей греховности, желая подвигом целой жизни приготовить себя для этого. Притом же в душе его хранилось искреннее желание креститься в водах реки Иордана. Чувствуя крайний упадок телесных сил, Константин созвал епископов, просил их удостоить его святого крещения, сказав при этом: «Я думал сделать это в водах реки Иордана, где, в образ нам, принял крещение Сам Спаситель; но Бог, ведающий Полезное, удостаивает меня этого здесь». Облеченный при крещении в белую одежду, он не снимал ее уже до смерти. Багряницы же - этого царского отличия - "раб Божий" уже не восхотел и касаться.

Великий и равноапостольной Константин скончался, завещав царство трем своим сыновьям, в день Пятидесятницы в 337 году, на тридцать втором году своего царствования.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 8
Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех Апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи: егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3
Константин днесь, с материю Еленою, крест являют всечестное древо, всех убо Иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Молитва равноапостольным царю Константину и царице Елене
О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие. Начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детем послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. А минь.



Loading...Loading...