Православие ветхий и новый завет. Чем отличается Ветхий Завет от Нового Завета? Особенный сон Иакова

В чем различие между Ветхим и Новым Заветами?

"Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях. Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому " (Евр. 8:6,7). В этих стихах упоминаются первый и второй заветы. Мы называем их ветхим заветом и новым заветом. Открывая Библию и начиная изучать её, мы замечаем, что есть четкие различия между учением этих двух заветов. Мы хотели бы выделить некоторые из этих очевидных различий Мы предлагаем вам изучить следующие пункты, по которым сравним Ветхий Завет (В.З.) и Новый Завет (Н.З.). (Другими словами: вначале читайте В.З. "1", затем Н.З. "1", потом В.З. "2", Н.З. "2" и так далее).

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

НОВЫЙ ЗАВЕТ

1. События, записанные в В.З. , происходили до рождения Иисуса. Можно сказать, что его тема: "Иисус грядёт". Ветхозаветные пророки предсказывали, что Мессия будет Пророком как Моисей (Втор. 18:15), Он должен быть рожден от девственницы (Ис. 7:14), Он должен пострадать за грехи наши (Ис. 53:5,6), и должен прийти на землю, чтоб воздвигнуть царство, которое вовеки не разрушится (Дан. 2:44).

1. События, записанные в Н.З., начинаются рождением Иисуса (Мат. 1). Первые четыре книги Н.З. показывают, что Христос пришел на Землю, а весь Н.З. показывает, что Христос однажды снова придет. В первый раз Он пришёл как Спаситель (1 Тим. 1:15). Во второй раз Он придёт, чтобы судить всех людей (2 Тим. 4:1; Мат. 25:31,32).

2. Четыре основные раздела 39 книг В.З.:

1) Закон (Бытие - Второзаконие) (5 книг);

2) История Израиля (от Иисуса Навина до Есфирь) (12 книг);

3) Литература (поэзия) (Иов - Песни Песней Соломона) (5 книг);

4) Книги пророков (Исаии - Малахии) (17 книг).

2. Четыре основные раздела 27 книг Н.З.:

1) Жизнь Иисуса (Матфей - Иоанн) (4 книги);

2) История церкви (Деяния) (1 книга);

3) Послания (Римлянам - Иуда) (21 книга);

4) Пророчество (Откровение) (1 книга).

3. Особое внимание уделено народу Израиля (иудеям). Израильтяне были физическими потомками Авраама, Исаака и Иакова (также называемого Израиль). Бог обетовал каждому из них, что в их семени благословятся все народы (Быт. 22:18; 26:3-5). Иисус Христос был иудеем на земле (Рим. 9:5), и В.З. особо выделяет народ, от которого Он произошёл.

3. Особое внимание уделено Иисусу Христу и Его Царству. Его последователи - духовные потомки Авраама (Гал. 3:28,29). Н.З. показывает, что Иисус из Назарета - это семя, через Которое благословятся все народы (Гал. 3:16). В Н.З. слава воздается Богу в Церкви, Спаситель которой - Иисус (Ефес. 3:21; 5:23), и к которой Бог прилагает всех спасенных людей (Деян. 2:47).

4. Религия: семейная и национальная. Бог избрал Израиль, чтобы он был святым народом (Исх. 19:5,6). До того, как закон Моисея был дан, мы читаем о семьях, поклоняющихся Богу, а не о народах (Иов 1:5; Быт. 12:7; 4:3,4).

4. Религия: христиане - "народ святый" и “народ Божий" (1 Пет. 2:9,10). Все дети Божьи крестились во Христа (Гал. 3:26,27). Божья семья или дом - это Его Церковь (1 Тим. 3:15).

5. Закон: закон Моисея, который, как посчитали иудеи, включал более 600 заповедей. Моисей был посредником между народом Израиля и Иеговой (Гал. 3:19; Втор. 5:5). Закон Моисея был дан только израильтянам у горы Синай (Втор. 5:1-5; Исх. 20-23). Этот закон был временным, так как должен был быть в силе только до пришествия семени и веры Христовой (Гал. 3:19, 23-25).

5. Закон: Он называется "Закон Христов" (Гал. 6:2), "совершенный закон свободы" (Иак. 1:25), учение Христово (2 Иоан. 9). Иисус - Ходатай Нового Завета (Евр. 9:15). Его закон универсален, так как Он повелевает всем людям повсюду повиноваться Ему (Мар. 16:15,16; Деян. 17:30). Его закон вечный, так как он будет в силе до конца мира (Мат. 28:18-20).

6. Особые или святые места: Для народа Израиля "святой землей" был Ханаан. Содержание В.З. связано с деятельностью Израиля в Ханаане. Иерусалим был "святым местом", которое Бог избрал для того, чтобы мужчины иудеи приходили на праздники в храм.

6. Особые или святые места: Для христиан ни место рождения Иисуса (Вифлеем), ни место, где началась церковь (Иерусалим, Деян.2), не являются "святыми местами". Наш "духовный Ханаан" - на небесах. Само место, где мы поклоняемся Богу в духе и истине, не важно (Иоан. 4:21-24).

7. Жертвы: От сотворения до времени Моисея поклоняющиеся Богу приносили в жертву животных (Быт. 4:4; 8:20; 12:7). По закону Моисея евреи продолжали приносить в жертву животных. Но "невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи" (Евр. 10:4,11).

7. Жертвы: Христиане не приносят животных в жертву Богу, потому что Иисус - Агнец Божий, Который пришел в мир взять его грехи (Иоан. 1:29). Иисус принес Самого Себя в жертву за грехи один раз и навсегда (Евр. 7:27; 10:12). Последователи Иисуса должны представить тела свои в живую жертву Богу (Рим. 12:1,2).

8. Священство : Все священники в народе Израилевом должны были происходить из колена Левия (Втор. 18:1; Евр. 7:5). Основными функциями священников были: помощь другим в поклонении Иегове (Евр. 5:1-3) и обучение народа Божьего Его закону (Лев. 10:11). В Израиле всегда был один первосвященник, который служил до самой смерти (Евр. 7:23).

8. Священство: Все христиане - священники, т.к. Библия описывает их как "священство святое" (1 Пет. 2:5,9). Библия говорит, что священство переменилось (Евр. 7:12). Иисус - наш великий Первосвященник, прошедший небеса (Евр. 4:14). Иисус руководит домом Божьим, Церковью, как её первый и последний Первосвященник (Евр. 10:21).

9. Особые дни или праздники: Нет доказательств того, что до времени Моисея Бог заповедал человечеству соблюдать праздники или святые дни. Народ Израиля соблюдал седьмой день недели, т. е. субботу, как святой день отдыха (Втор. 5:12-15). Они также соблюдали праздник Пасхи, праздник Пятидесятницы, праздник труб, день очищения, праздник кущей, и другие (Лев. 23:4-44).

9. Особые дни или праздники : Праздники В.З. не являются частью учения Иисуса. Для христиан первый день недели, т.е. воскресенье, - особый день поклонения. Иисус воскрес из мертвых в первый день недели (Мар. 16:9). Его ученики воздавали и принимали вечерю Господню также в первый день недели (1 Кор. 16:1,2; Деян. 20:7). Все нынешние "религиозные праздники" происходят от людей, а не от Бога!

10. Рождение и обрезание: Физическое обрезание было впервые заповедано Аврааму (Быт. 17:1-14). Оно было также заповедано израильтянам в законе Моисея (Лев. 12:2,3). Во времена В.З. человек становился членом избранного народа Израиля просто по рождению. Закон В.З. был свят, праведен и добр (Рим. 7:12), но мы умерли для этого закона (Рим. 7:4).

10. Рождение и обрезание: По закону Иисуса войти в Царство, т.е. семью Божью, можно возродившись духовно от воды и Духа (Иоан. 3:3,5; 1 Пет. 1:22,23). Христос не заповедует физического обрезания, но духовное обрезание сердца (Рим. 2:28,29; Кол. 2:11,12). Путь Иисуса - "новый и живой", и Его завет лучше, чем старый завет (Евр. 10:19; 8:6).

Всякий мало-мальски образованный христианин скажет, из чего слагается Библия, священное Писание: из Ветхого и Нового Завета. Какое между ними сходство и каково отличие? Это предстоит нам выяснить в нашей статье. Само слово «ветхий» в русском языке подразумевает не только «старый», но и «ненужный». И как тут не вспомнить пассаж из Евангелий о том, что не пришивают новую заплату к старой рубахе? Обветшалую одежду принято выбрасывать. А новое молодое вино способно разорвать старые мехи. Так почему же Ветхий Завет до сих пор является составной частью Библии? Не пора ли его сдать в утиль, сделать памятником письменного творчества древнего еврейского народа? Читая Ветхий Завет, невольно поражаешься аморальности Иеговы: по рекам проливаемой крови эту книгу можно сравнить с каким-нибудь современным триллером. Заповеди Христа на этом фоне выглядят абсолютной противоположностью. В чем загадка комплекса Библии? Давайте разбираться.

Время написания

Само название - Ветхий Завет и Новый Завет - указывает на то, что составные части Святого Писания были созданы в разные эпохи. Причем священная книга иудеев формировалась в срок поистине эпический. Библеисты указывают, что наиболее древние фрагменты относятся к тринадцатому веку до нашей эры, а самые новые - к 3 ст. до н. э. События, описанные в Новом Завете, связаны с рождением, учением и смертью Иисуса Христа. Эта часть Библии была создана в течение полувека. Написана она на койне. Этот вариант греческого наречия в эллинистическую эпоху служил в Средиземноморье языком межнационального общения, как латынь в Средневековье или английский в современную эпоху. Ветхий Завет у иудеев называется Танах.

Описание Ветхого Завета

Эта первая часть Библии состоит из четырех больших разделов. Предваряет Ветхий Завет Пятикнижие, которое в иудаизме называется Торой. В этом разделе изложен Закон Моисеев. Как видно из названия, Тора состоит из пяти книг (от Бытия до Второзакония). В них излагаются события, произошедшие от сотворения мира до прихода иудеев в Моав. Двенадцать последующих книг (от Иисуса Навина до Есфири) повествуют об истории еврейского народа. Далее следует раздел, который условно можно назвать поэтическим. В него входят пять книг: Иова, Псалтырь, Притчи, Екклесиаст и Песня Песней. И завершает Танах писания пророков. В этом разделе 17 книг (от Исайи до Малахии). Напомним, что Ветхий Завет и Новый Завет, то есть полная Библия христиан включает также одиннадцать неканонических книг (Товит, Сирах и другие).

Описание Нового Завета

Танах одинаково почитаем всеми «верующими Книги». А вот вторая часть Библии является источником веры только для христиан. Если сравнивать священные книги Ветхого и Нового Завета, то по объему последний значительно уступает первому. Он также состоит из четырех разделов. Вначале идут четыре канонических Евангелия, описывающие Рождество, учение, Страсти и Воскресение Иисуса Христа. Второй раздел посвящен истории Церкви. Он состоит лишь из одной книги - Деяний. Потом идут послания апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и Павла. Всего таких писем включено в Библию двадцать одно. И завершает Новый Завет Откровение. К слову, существует не только четыре Евангелия. Имеются и другие, написанные апостолами (Иудой, Фомой). Но эти Евангелия Церкви не включают в канон и называют апокрифами.

Ветхий Завет и Новый Завет: различия

Как мы уже упоминали, изучение Библии ставит читателя в тупик: неужели обе части Библии говорят об одном и том же Боге? В книге «Исход» Бог внушает иудеям обокрасть египтян, он требует жертвоприношений (в том числе и человеческих - см. Быт.22:2). Как не вяжется все это с Нагорной проповедью Христа: не убий, не укради, не прелюбодействуй. И если Ветхий Завет говорит «око за око» (Левит, 24:20), то Новый - «любите ваших врагов, проклинающих вас благословляйте» (Матф.5, Лук. 6). Различия между двумя частями Библии сразу же бросаются в глаза. Давайте конкретизируем их, сопоставив книги Ветхого и Нового Заветов.

Главный посыл двух частей Библии

Особое внимание в Торе уделяется обетованию, которое Иегова дал Моисею. Бог обещал ему и народу израилевому землю, где они поселятся. Пророки предсказывали приход Мессии. Он должен будет воздвигнуть новое царство, которое вовек не разрушится. Новый Завет особое внимание придает приходу Христа как Спасителя. Христиане верят, что Сын Божий вновь придет, чтобы судить живых и мертвых. В Ветхом Завете нет понятия «Отца Небесного». Бог, которого описывает первая часть Святого Писания, зол, ревнив и жесток. Он требует жертвоприношений животных. Но, как мудро заметил апостол Павел, «кровь козлов и тельцов не смывает грехи» (Евр. 10:4). Вторая часть Библии говорит не о физическом родстве, а о духовном. Иисус говорит: «Кто исполняет Мои заповеди, тот Мне и мать, и брат». Поэтому христианство - мировая религия, поскольку обращает свою проповедь на всех людей. Иудеи уделяют большое значение святым местам. Если сравнивать Ветхий Завет и Новый Завет, Бог Израиля избрал себе Иерусалим, чтобы там ему приносили жертвы. Истинные христиане не имеют нужды боготворить какие-то места, поскольку Отец Небесный существует в Царствии.

Сходство Ветхого и Нового Заветов

Почему же существует общий сборник святых текстов, называемый Библией? Ветхий и Новый Завет, вместе с многочисленными отличиями, имеют и немало общих посылов к читателю. Во-первых, это писания пророков. Еще до прихода Иисуса на землю, ясновидцы, вдохновляемые Богом, пытались предуготовить своих одноплеменников к прибытию Мессии. Не забываем, что апостолы распространяли учение Христа в иудейской среде. Поэтому им важно было показать родословную Сына Божия (он должен был «восстать из колена Давидова»), признать, что они новой верой не ломают Закон, но дополняют его. В Новом Завете есть немало ссылок на Ветхий. Земная биография Сына Божия часто подтверждает сказанные ранее пророчества. Однако христианство предлагало людям большее. Апостол Павел прямо говорит об этом в Послании к евреям: «Если первый завет был бы без недостатка, тогда не нужно было искать другого». Когда к Христу пришел человек и спросил, что делать, чтобы достичь жизни вечной, Тот сказал: «Ты знаешь Закон (Моисеев), что там написано?» И когда человек перечислил иудейские заповеди, Сын Божий сказал: «Правильно говоришь. Только нужно еще, чтобы ты роздал имущество свое, взял на плечи крест добрых дел и следовал за Мною».

Все ли христианские течения принимали книги Священного Писания (Ветхого и Нового Завета)

Разница между двумя частями Библии настолько разительна, что некоторые конфессии отбрасывали определенные тексты как не соответствующие христианской морали. Это было и в античные времена, и в эпоху Средневековья. Например, диссидентские христианские течения во Франции, Бельгии и Италии, которых верующие называли Добрыми Людьми, а католические оппоненты - еретиками-катарами, поначалу (с Х по XII век) не принимали кодекса Ветхого Завета (кроме Псалмов). Они говорили, что в их противниках, представителях великих церквей, живет «дух Илии», тогда как они сами движимы Духом Святым.

Христианство на сегодняшний момент - самая распространенная религия в мире. По международным статистическим данным, число ее приверженцев превышает два миллиарда человек, то есть около трети всего населения земного шара. Неудивительно, что именно эта религия дала миру самую растиражированную и знаменитую книгу - Библию. христиан по числу копий и продаж возглавляет ТОП бестселлеров вот уже полторы тысячи лет.

Состав Библии

Не все знают, что слово «библия» - это просто множественная форма греческого слова «вивлос», что значит «книга». Таким образом, речь идет не о едином произведении, а о сборнике текстов, принадлежащих разным авторам и написанных в разные эпохи. Крайние временные пороги при этом оцениваются так: с XIV в. до н. э. по II в. н. э.

Библия состоит из двух главных частей, которые в христианской терминологии называются Ветхий Завет и Новый Завет. Среди приверженцев церкви превалирует по своему значению последний.

Ветхий Завет

Первая и наибольшая часть христианского Писания сформировалась задолго до Книги Ветхого Завета также называются еврейской Библией, так как они имеют священный характер в иудаизме. Разумеется, для них прилагательное «ветхий» в отношении своего писания категорически неприемлемо. Танах (как он называется в их среде) вечен, неизменен и универсален.

Состоит этот сборник из четырех (согласно христианской классификации) частей, которые носят следующие названия:

  1. Законоположительные книги.
  2. Исторические книги.
  3. Учительные книги.
  4. Пророческие книги.

Каждый из этих разделов содержит в себе определенное число текстов, причем в разных ветвях христианства их может быть разное количество. Некоторые книги Ветхого Завета также могут объединяться или расчленяться между собой и внутри себя. Основным вариантом считается редакция, состоящая из 39-ти наименований различных текстов. Наиважнейшая часть Танаха - так называемая Тора, которая состоит из первых пяти книг. Религиозное предание утверждает, что ее автор - пророк Моисей. Ветхий Завет был окончательно сформирован примерно в середине первого тысячелетия до н. э., а в нашу эпоху принят в качестве сакрального документа во всех ветвях христианства, кроме большинства гностических школ и церкви Маркиона.

Новый Завет

Что касается Нового Завета, то он представляет собой сборник произведений, родившихся в недрах зарождающегося христианства. Состоит он из 27 книг, важнейшие из которых - первые четыре текста, называемые Евангелиями. Последние являются жизнеописаниями Иисуса Христа. Остальные книги - письма апостолов, книга Деяний, рассказывающая о первых годах жизни церкви, и пророческая книга Откровения.

Сформировался христианский канон в таком виде к четвертому веку. До этого среди различных групп христиан были распространены, и даже почитались в качестве священных, и многие другие тексты. Но ряд церковных соборов и епископских определений легитимизировал только данные книги, все остальные признав ложными и оскорбительными для Бога. После этого «неправильные» тексты стали массово уничтожаться.

Процесс унификации канона был инициирован группой богословов, которые противостали учению пресвитера Маркиона. Последний впервые в истории церкви провозгласил канон священных текстов, отбросив почти все книги Ветхого и Нового Завета (в современной его редакции) за небольшим исключением. Чтобы нейтрализовать проповедь своего оппонента, авторитетные лица церкви формально узаконили и сакраментировали более традиционный набор писаний.

Тем не менее в разных Ветхий Завет и Новый Завет имеют различные варианты кодификации текста. Есть также некоторые книги, которые принимаются в одной традиции, но отвергаются в другой.

Учение о богодухновенности Библии

Сама суть сакральных текстов в христианстве раскрывается в доктрине о богодухновенности. Библия - Ветхий и Новый Завет - важна для верующих, потому что те уверены, что рукой писателей священных произведений водил сам Бог, и слова писаний в буквальном смысле - божественное откровение, которое он передает миру, церкви и каждому человеку лично. Эта уверенность в том, что Библия - письмо Господа, обращенное напрямую к каждой личности, побуждает христиан постоянно изучать ее и искать скрытые смыслы.

Апокрифы

В течение развития и формирования канона Библии многие книги, которые первоначально в него входили, позже оказывались "за бортом" церковной ортодоксии. Эта судьба постигла такие произведения, как например, «Пастырь Ерма» и «Дидахи». Множество различных евангелий и апостольских посланий были объявлены ложными и еретическими только за то, что не вписывались в новые богословские тенденции ортодоксальной церкви. Все эти тексты объединены общим термином «апокрифы», что значит, с одной стороны, «ложные», а с другой - «тайные» писания. Но окончательно вытравить следы неугодных текстов не удалось - в канонических произведениях есть аллюзии и скрытие цитаты из них. Например, вполне вероятно, что утраченное, а в XX веке вновь открытое евангелие от Фомы служило одним из первоисточников для изречений Христа в канонических евангелиях. А общепринятое Иуды (не Искариота) прямо содержит цитаты со ссылками на апокрифическую книгу пророка Еноха, утверждая при этом ее пророческое достоинство и подлинность.

Ветхий Завет и Новый Завет - единство и различия двух канонов

Итак, мы выяснили, что Библию составляют два сборника книг разных авторов и времен. И хотя христианское богословие рассматривает Ветхий Завет и Новый Завет как одно целое, интерпретируя их через друг друга и устанавливая скрытые аллюзии, предсказания, прообразы и типологические связи, не все в христианской общине склонны к такой одинаковой оценке двух канонов. Маркион не на пустом месте отверг Ветхий Завет. Среди его утраченных трудов имели хождение так называемые «Антитезы», где он противопоставлял учению Танаха учение Христа. Плодом такого разграничения стало учение о двух богах - иудейском злобном и капризном демиурге и всеблагом Боге-Отце, которого проповедовал Христос.

Действительно, образы Бога в этих двух заветах значительно разнятся. В Ветхом Завете он представлен как мстительный, строгий, жесткий властелин не без расовых предрассудков, как выразились бы сегодня. В Новом Завете, напротив, Бог отличается большей терпимостью, милосердием и в целом предпочитает прощать, нежели чем наказывать. Впрочем, это несколько упрощенная схема, и при желании можно найти обратные доводы в отношении обоих текстов. Исторически, однако, сложилось так, что церкви, не признающие авторитет Ветхого Завета, прекратили свое существование, и сегодня христианский мир представлен в этом отношении только одной традицией, если не считать различные реконструированные группы неогностиков и неомаркионитов.

Ветхий и новый завет – в чем их суть, и в чем различие? Что означает жить по ветхозаветному, и что значит войти с Богом в новый завет? Сегодня много верующих христиан строит свою жизнь на том, что Господь заключил со Своим народом новый завет, но что они вкладывают в эти слова? Что это для них значит, и какие принципы нового завета они исповедуют в своей жизни?

Прежде чем начать рассуждать на эту тему, давайте определимся с самими понятиями, что есть ветхий и новый завет? Открыв Библию синодального перевода перед Евангелием от Матфея, мы обнаружим листок-вкладыш, страница которого не имеет номера, где большими буквами написано «Новый завет Господа нашего Иисуса Христа». Вот так, без каких-либо объяснений и библейских оснований, авторами синодального перевода дается определение, что такое новый завет. По их мнению, новым и ветхим заветом называются книги священного Писания. И это несмотря на то, что о различных заветах, в частности, и о самом новом завете говорится в книгах Ветхого завета, а в книгах Нового завета все, сказанное Моисеем и пророками, называется Священным Писанием. Таким образом, сами люди разделили Библию на две части, назвав Писания, записанные до рождения Иисуса Христа – Ветхим заветом, а написанные после Его рождения – Новым. И такая установка дается человеку с самого начала, как он начинает читать Библию, что формирует его взгляды и представления в угоду общепринятому мнению. Так что, когда верующие открывают Писания, даже зная об условности такого деления, они уже подсознательно относят названное Новым заветом к злободневному настоящему, а обозначенное, как Ветхий завет – к неактуальному прошлому. Несмотря на то, что такой подход в корне неправильный, не существует такого христианского течения, которое не называло бы Евангелия, Откровение и послания апостолов Новым заветом. Но нам, прежде чем продолжить исследование вопроса о ветхом и новом заветах, необходимо избавиться от подобных стереотипов и посмотреть на эти понятия не так, как смотрят люди, включающие в тексты Библии собственные человеческие определения, а так, как об этом говорится в тексте Священного Писания.

Так что же, исходя из библейских понятий, является ветхим и новым заветом? Словарное определение слова «завет» с еврейского «бэрит» означает – договор, союз, условие, а с греческого «диафики» – распоряжение, завещание, соглашение, договор. Таким образом, все эти термины имеют между собой одно общее – понятие союза или договора сторон. Уже, исходя из этого, можно прийти к заключению, что завет – это не книги апостолов и не писания пророков, а соглашение, которое возникает между двумя сторонами в момент заключения договора. При этом существует мнение, что слова Иисуса Христа из Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…» (Матф.5:38,39) – как раз и являются предметом нового договора, о котором говорится в Евангелии. На самом же деле, Христос заключает завет с учениками гораздо позже, перед Своим распятием, когда дает апостолам символы Своей плоти и крови. До этого же момента слова Иисуса являлись Его объяснением заповедей закона Моисея для уже существующего и действующего завета. И противопоставление новых заповедей древним здесь тоже не случайно – оно объясняется не сменой завета, а тем, что люди того общества пытались регулировать свою нравственную жизнь, не духовными принципами и нормами – заповедями Бога, а требованиями гражданского, в частности, уголовного закона Моисея. Благодаря чему можно было организовать и поднять правовой статус людей, а возможно даже – и их нравственный уровень, но нельзя было научить любить Бога. Такая же проблема возникает в христианских церквах и сегодня, когда люди пытаются заменить учение о самоотречении организационными правилами, уставами, церковными порядками, и новый завет здесь совершенно ни при чем. Таким образом, нельзя отнести все сказанное в Евангелии к новому завету, равно как, и все, написанное у пророков – к ветхому. Но к этому мы еще вернемся позже, а прежде же дадим определение слову «новый», используемому в отношении заключаемого с людьми завета.

Итак, завет – это договор, а что означает новый договор? Люди рассуждают так: раз новый, значит – другой. Соответственно, в нем должны быть другие законы и другие условия для нашего спасения. Поэтому и рождаются такие понятия, как: суть нового завета – это «верь и спасешься», а ветхого – «делай, и будешь жить». Но вопреки данному представлению, сам Христос, отвечая на вопрос законника – «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?», после того, как тот называет заповеди, говорит – «так поступай, и будешь жить» (Лук.10:28). В результате из Его уст звучит все та же идея – «делай, и будешь жить». В таком случае, что же все-таки проповедовал Христос, ветхий или новый завет? С другой стороны, мы читаем, что евреи времен Моисея не могли войти в обетованную землю «за неверие» (Евр.3:19). Значит, уже тогда был завет веры… А как же он мог быть, если Бог его не заключал? Разве что-то изменилось в условиях спасения людей с наступлением христианской эры? Неужели Христос передумал и изменил условия договора с послушания на веру, а потом опять – с веры на дела, когда сказал грешнице: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Иоан.8:11), и исцеленному при купальне: «вот, ты выздоровел; не греши больше» (Иоан.5:14)? То же самое можно сказать и о выражении «новый завет в Моей крови» (1Кор.11:25)… А разве был такой завет, дающий спасение грешнику, который существовал бы без крови? В Библии других нет. Люди, находящиеся в Божьем завете, всегда приносили установленные Богом жертвы. В этом случае, кровь жертвы за грех была символом крови, пролитой Христом за наши грехи. Сегодня мы тоже можем пить чашу, но уже нового завета, как все тот же символ пролитой крови Иисуса. Ничего, по сути, не изменилось.

Давайте вспомним, когда впервые появилась вера? После грехопадения. А если бы человек был верен Богу и не прикасался к плодам запретного дерева, он бы оставался в новом или ветхом завете? Дело в том, что послушание не предполагает жертвы, а также и саму веру в эту жертву. Поэтому прежде, чем появиться вере, человек должен был согрешить. Но целью Бога, давшего людям заповедь, была не вера, а послушание. С грехопадением же приходит вера и надежда на спасение, но эта вера должна была «содействовать делам» (Иак.2:22) – послушанию и любви, которые и являлись конечной целью этого завета. Таким образом, изначально отношения Бога с человеком строятся на послушании. Когда же они прекращаются по причине греха, приносится жертва. Но в этом еще нет никакого нового завета – так было всегда, начиная с завета и жертвы животных за грех, и заканчивая заветом и жертвой за грех Иисуса Христа, который и стал истинным искупителем мира. Условия спасения не изменялись никогда. В таком случае, можно ли говорить о заключении с человеком другого завета?

Но главное, что сама Библия не говорит нам о другом завете, а о новом, дословно – о свежем завете. Так в чем же разница? Представьте, что вы всегда покупаете в магазине один и тот же пшеничный хлеб. А если в следующий раз вы попросите у продавца другого хлеба, то вам могут подать уже не пшеничный, а ржаной хлеб, не белый, а черный. Тогда будет разница? Но если вы попросите свежего хлеба, то получите все тот же самый пшеничный хлеб, но только уже свежий. Аналогично и с новым заветом – это не другой, а все тот же самый договор, но только свежий, другими словами – обновленный завет.

Это все меняет. Это означает, что ни сам завет, ни его условия, как и сам Бог, никогда не изменяются, изменяются только требования к отношениям в этом завете, как то: «вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его… И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: „познайте Господа“, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь…» (Иер.31:33,34). Но об этом чуть позже. Прежде давайте скажем, когда и с кем Господь впервые заключает новый завет?

Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.
(Иер.31:31,32)

Самое первое упоминание о новом завете мы встречаем у пророка Иеремии, причем, в отношении еврейского народа:
Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скота.
И как Я наблюдал за ними, искореняя и сокрушая, и разрушая и погубляя, и повреждая, так буду наблюдать за ними, созидая и насаждая, говорит Господь.
(Иер.31:27,28)
Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф – имя Ему.
Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда.
(Иер.31:35,36)

А теперь давайте ответим на вопрос: к какому времени относится это обещание Бога о новом завете?
Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: впредь, когда Я возвращу плен их, будут говорить на земле Иуды и в городах его сие слово: «да благословит тебя Господь, жилище правды, гора святая!»
И поселится на ней Иуда и все города его вместе, земледельцы и ходящие со стадами.
Ибо Я напою душу утомленную и насыщу всякую душу скорбящую.
(Иер.31:23-25)

Эти слова пророка были записаны перед вавилонским пленением еврейского народа. А до того, как Господь наводит на Иудеев все слова проклятия, написанные в книге закона Моисея, и отдает Иерусалим на разрушение в руки врага, Бог открывает пророку, что Он готов будет сделать для Своего народа по возвращении его из плена. При этом меняет ли Бог что-то в условиях прежнего завета? Нет. Выведя Свой народ из Вавилона, Господь оставляет ему все те же заповеди и богослужебные уставы, в соответствии с которыми они должны были служить Богу и раньше. Со стороны Бога в этом новом завете ничего не изменилось. Все законы, постановления и предписания оставались в силе, и должны были по-прежнему соблюдаться. Не изменились даже богослужебные церемонии и обряды. Но при этом, завет все равно называется новым.

Если ни в законах, ни в условиях нового завета не было ничего нового, то почему тогда сказано, что последний завет – это «не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской» (Иер.31:32)? В чем тогда состоит новизна этого нового договора? Об этом мы читаем здесь же, в 31 главе пророка Иеремии:
Долго ли тебе скитаться, отпадшая дочь? Ибо Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа.
(Иер.31:22)

Или, как гласит более точный перевод – «жена будет окружать мужа». Причем муж в данном контексте – это глава, а жена – «отпадшая дочь», т.е. жена Бога – народ, с которым Господь заключил Свой союз. И что же такого нового будет в этом новом завете, что изменится в отношениях мужа с женою, Бога с Его народом? Мы читаем – «жена будет окружать мужа». Другой перевод слова «савав» , которое переведено, как «окружать» – это переворачивать, вращать, менять направление. Иными словами, с новым заветом не муж, а жена изменит свое направление; не Бог, а Божий народ поменяет свое отношение к Богу. Почему это произойдет? Потому что «после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (Иер.31:33). В результате чего, не один Бог, как прежде, будет проявлять любовь и заботу о Своем народе, но и сама жена станет окружать своего Главу вниманием и любовью. Это есть то новое, чего мы не встречаем раньше в первом завете. Таким образом, новый завет – это не замена заповедей, не замена и также не отказ от обрядов, а новое соблюдение ранее установленных заповедей и обрядов в результате нашей к Богу любви. Ведь, что Богу не нравится в прежнем завете? Это не заповеди и не обряды, которые Он сам же и установил. Богу не нравится другое – отношение народа к этим заповедям, предательство и измена людей, в то время как Господь остается в союзе с ними. И в таком отношении народа к Богу мы и находим старое – «ветхое», «а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр.8:13).

Если новый завет – это не другой, а свежий или обновленный союз с Богом, то, соответственно, и ветхий завет – это не устаревший, а правильнее сказать – пропавший завет, который вышел из своего срока годности по причине неверности Божьего народа и его непослушания Божьим заповедям – «они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь» (Евр.8:9).

Почему вообще перед Богом встал вопрос о новом завете? Потому что «тот завет Мой они нарушили», или как говорит ап. Павел: «они не пребыли в том завете Моем», а значит, нарушали его постоянно, «хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь». И в самом деле, сколько бы Господь ни спасал, сколько бы ни благословлял Свой народ, люди все равно уклонялись от соблюдения заповедей Божьих и уставов и служили идолам. Но всему есть свой предел. Вспомните, что Бог говорит в отношении завета, заключенного прежде с допотопным миром: «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт.6:3). То же самое было и с этим народом – в результате его многочисленных отступлений, Господь руками Навуходоносора, царя Вавилонского, разрушает Иерусалим, храм, который был образом присутствия с людьми невидимого Бога, и разрывает с ними завет. Но прежде чем это случится, Бог говорит, что по возвращении народа из плена (см. Иер.30), Он заключит с домом Израиля и с домом Иуды новый завет.

Но к чему были все эти жертвы? Зачем нужно было разрушать город и святилище, а затем восстанавливать его развалины, чтобы возобновить прежнее служение Богу? Что мешало Богу заключить новый завет с евреями еще тогда, когда Иерусалим был заселен, и в его храме проходили богослужения? Ведь, как мы уже сказали, новый завет не нес в себе ничего нового, ни новые правила, ни новые условия для жизни и спасения, а говорил только о новом отношении людей к Богу, когда «все сами будут знать Меня, от малого до большого» (Иер.31:34). Господь мог стать им Богом, а они – Его народом, только в том случае, если бы в жизни этих людей исполнилось условие нового завета: «вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (Иер.31:33). Но что мешало Богу сделать это раньше? О каких днях говорит пророк, после которых это станет вдруг возможно, и почему?

Прежде чем возобновить с людьми отношения, Господь наказывает Свой народ пленом и истреблением. Грешники подлежали уничтожению, а остатку народа суждено было попасть в плен. С этими, оставшимися в живых, людьми Господь впоследствии и заключит новый завет, но перед этим они должны будут пройти горнило страдания:
Как серебро расплавляется в горниле, так расплавитесь и вы среди него, и узнаете, что Я, Господь, излил ярость Мою на вас.
(Иез.22:22)

Через страдания, которым Бог подвергает еврейский народ, Он очищает людей от любви к греху, которую они взрастили в себе, живя под покровом Бога в Иерусалиме. Тем самым, Господь готовит людей к новому завету, потому что невозможно, чтобы Бог наполнил сердце человека Своими заповедями, когда оно полно любви (заполнено любовью) к своим идолам.

Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением.
Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев?
Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!
(Иез.18:30-32)

Но когда время страданий еврейского народа приходит к концу, и Господь дает ему свободу, какое отношение к Богу появляется у людей тогда? О, нет! они уже никогда не вернутся к прежним грехам. В жизни этих людей уже никогда не будет открытого противления Богу, в их поведении не останется видимого греха, но и любви к Богу не будет тоже. Для них Божий закон по-прежнему останется написанным на камне, а не на их сердце. Заповеди станут соблюдаться людьми ради себя, а обряды останутся такими же пустыми ритуалами, как и прежде, и утратят свой смысл. Даже придя к времени нового завета, еврейский народ будет продолжать жить по-ветхозаветному, т.е. злоупотреблять любовью и милостью Господа, вместо того, чтобы окружать Бога такой же любовью в ответ. А поскольку у людей не будет любви к Богу, они по-старому будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», потому что никто сам не будет знать Бога. Соответственно, не суждено будет сбыться и другому обещанию нового завета: «Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер.31:34).

С распятьем Христа снова происходит опустошение храма и окончательное расторжение завета с еврейским народом:
И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя".
(Дан.9:27)

И как бы теперь не хотели евреи, они уже не могли восстановить прежнее служение Господу, а значит, не могли снова быть и называться Божьим народом. На протяжении многих лет люди могли оставаться неверными Божьему завету, изменять Господу, но это не считалось прекращением отношений до тех пор, пока Господь оставался с ними в союзе. Завет мог считаться разорванным тогда, когда Сам Бог отпускал Свою неверную жену, непокорный Ему блудный народ. Соответственно, только Бог и мог возобновить Свои отношения с народом, который был Им раньше оставлен.

В то время, когда было дано пророчество Иеремии о новом завете, Господь не отвергает евреев, как Свой народ, навсегда, почему и написано: «если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда» (Иер.31:36). После вавилонского плена еврейскому народу будет дана еще одна возможность изменить свое отношение к Богу, прежде чем Христос заключит со Своими учениками еще один новый завет. Причиной заключения последнего завета станет, опять же, расторжение прежнего договора, но теперь уже без возможности для еврейского народа возобновить свои отношения с Господом. Поэтому последний новый завет Христос заключает уже с новым народом – духовным Израилем. Это все те же самые евреи, ученики Иисуса, составившие остаток от дома Иуды и дома Израиля (Самарии), а также и все верующие во Христа по слову их (Иоан.17:20).

При этом, меняется ли Сам Бог, заключая с новым Израилем новый завет? Изменяет ли Господь Своим принципам – изменяется ли Его отношение к людям и становятся ли другими условия спасения для вечного Царства? Нет. Новые заповеди, которые дает людям Христос – это не другие заповеди, а новое понимание и исполнение воли Бога, которая была известна людям от начала. Прочитаем, как говорит об этом любимый ученик Христа, Иоанн:
Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала.
Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.
Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.
Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.
(1Иоан.2:7-10)

Новый завет раскрывает нам внутренние мотивы послушания Богу и тем самым обновляет наше понимание буквы Божьих заповедей. Так, если с позиции формального соблюдения закона нарушением заповеди «не убивай» является лишение жизни другого человека, то с точки зрения отношения к Богу и к ближнему, как к самому себе, «всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1Иоан.3:15). Таким образом, новое появляется не в самом законе, а в его исполнении, «ибо любящий другого исполнил закон» (Рим.13:8). Аналогично, новое возникает и не в условиях спасения для вечной жизни, а в выполнении людьми этих условий:
Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,
ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
(Лук.12:33,34)

Итак, новый завет – это по-прежнему нечто новое в отношениях, но не со стороны Бога, а со стороны людей. Но что изменилось в отношении к Богу у людей, которые уже давно живут «в эпоху нового завета»? Окружают ли сейчас верующие, называющие себя учениками Христа, своим вниманием Бога, или, как и древний Израиль, продолжают злоупотреблять Его любовью? Какие законы они имеют в своем сердце, Божьи или человеческие? Соответственно, знают ли они лично Бога, или продолжают учить друг друга, брат брата, говоря «познайте Господа»?

Почему нам важно найти ответ на все эти вопросы сегодня? Потому что от того, какое у нас отношение к Богу сейчас, будет зависеть наше будущее. И будем ли мы оставаться в числе Божьего народа, или будем отвергнуты, как евреи, распявшие своего Спасителя, зависит не от Бога, который уже заключил с нами завет, а только от нас. Новый завет, который заключил Господь с евреями, и тот завет, который заключил Иисус с учениками – не являются двумя разными заветами. Это один и тот же завет, который заключает с людьми Бог, но который не находит своего исполнения в жизни еврейского народа по причине отсутствия у них нового отношения – любви к Богу. Завет, который заключает Господь, зависит не от времени или эпохи, а от того, освободят ли люди свое сердце для Бога, чтобы Он мог вложить туда Свой закон. Таким образом, находимся ли мы в новом или ветхом завете с Богом, зависит не от того, какие книги Библии мы читаем, и не от того, какие обряды соблюдаем и какое имеем сейчас название, а только от своего отношения к Богу. Сегодня верующие могут глубоко ошибаться, думая, что они живут с Богом в новом завете, в то время, как сами ведут себя по-ветхозаветному – имеют потребительское отношение к Божьей любви, используя ее для достижения собственных желаний и целей.

Суть ветхого завета заключается в том, что человек не любит Бога, при том, что Господь продолжает любить человека и все еще остается с ним в союзе. Но такие отношения не могут продолжаться вечно. Ветхий завет – это временный завет, который имеет ограниченный срок годности. И если человек, пользуясь милостью Бога, продолжает жить только в свое удовольствие, Господь разрывает с ним Свои отношения, но прежде дает ему возможность вступить с Ним в новый завет. Причем, внешнее соблюдение всех заповедей и церковных правил, как и в случае с покинувшим рабство еврейским народом, еще не говорит о том, что наши отношения с Богом вышли на новый духовный уровень. Жизнь в новом завете у человека начнется тогда, когда он не просто будет ограничивать себя в своих желаниях, а когда перестанет любить все то, что его раньше привлекало:
Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
(1Иоан.2:15-17)

То же самое можно сказать и в отношении закона: можно любить Божьи заповеди, а можно их только соблюдать. Точно так же можно по-разному исполнять и волю Бога: гореть любовью к Богу или делать Ему одолжение, отдавать свой долг. Именно такая внешняя набожность создавала для верующих Иудеев иллюзию того, что они имеют правильные отношения с Богом. В таком же самообмане пребывает и ангел Лаодикийской церкви, когда говорит: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды» (Откр.3:17). Как тогда, так и сейчас, пока Господь проявляет милость к людям, они думают, что поступают правильно. Кроме того, как и для евреев времен Христа, для Лаодикийской церкви условием получения белой одежды, оправдания от Бога, является принесение верующими духовного плода. Это означает, что люди не смогут получить прощение до тех пор, пока они не встанут на путь любви.

Если же имеется столько общего в духовном состоянии людей живших перед отвержением Иерусалима и церковью последнего периода, то можно ли тогда сказать, что и Божьему народу последнего времени грозит расторжение завета с Богом, тем более, если учесть, что люди и сейчас могут жить отношениями на уровне ветхого завета?

Обращаясь к церкви последнего времени, Христос говорит:
знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
(Откр.3:15,16)

Почему Лаодикийской церкви Иисус выносит приговор «извергну тебя из уст Моих»? И только, «если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Что является основанием для разрыва отношений Иисуса со Своей церковью и заключения союза с остатком, который услышит Христа?

Чтобы понять причины этого, давайте посмотрим, какое отношение у этой церкви к своему Богу: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!» (Откр.3:15). Итак, можно ли сказать, что Лаодикия любит Бога? Пылает ли она своей любовью к Господу, истаивает ли от желания с Ним воссоединиться, или остается к Нему равнодушной, о чем свидетельствует ее не горячее, не холодное, а именно теплое состояние? Не любит? Да, не любит. Ну а любит ли ее Господь? Конечно, потому что она находится в Нем. И поскольку она еще пребывает под покровом своего Бога, у нее складывается впечатление своей безупречности в Его глазах, того, что она приятна Господу, в то время, когда на самом деле, Христа от нее тошнит. Любовь и милость Бога к своей церкви нисколько ее не устыжает, а только подогревает в ней иллюзию духовного благополучия, которую она себе нарисовала. О, как это напоминает Иудеев перед опустошением Иерусалима! А главное – это то, что люди и сейчас продолжают жить с Богом ветхим заветом, «а ветшающее и стареющее», как мы уже сказали, «близко к уничтожению» (Евр.8:13). Поэтому Господь опять отвергнет Свой народ, чтобы остаток, будучи наказан, услышал голос Христа и отворил двери своего сердца для обновленного завета с Господом.

Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют.
(Дан.12:10)

Ветхий и Новый Заветы – разные части Божественного Откровения (рассказа Бога людям о Себе, Своей любви к ним, о правилах мироздания), и это взаимодополняющие части.

Ветхий Завет – фундамент сразу трёх религий (вернее, Пятикнижие Моисея), называемых авраамическими – иудаизм, христианство, ислам.

Ветхий Завет полностью – фундамент истории Спасения людей Богом после их добровольного отказа от жизни в мире и дружбе со своим Создателем (по предустановленному Им закону им за это грозит наказание, и люди об этом знают, но винят в своих проступках всё равно Бога).

Кроме того, Ветхий Завет – это история еврейского народа, различные правила и предписания его жизни. А ещё это богодухновенная книга, полная аллегорий и иносказаний, поэтому некорректно расценивать её как соответствующую или не соответствующую современной науке – она писалась несколько тысяч лет назад древними людьми для древних людей.

Новый Завет – жизнеописание Иисуса Христа в четырёх Евангелиях, рассказ о деятельности Его учеников (деяния апостолов) и их письма разным христианским общинам + мистическая книга Откровения.

Как формировался канон Священного Писания (Ветхий и Новый Заветы), какие литературные жанры используются авторами частей Библии и так далее – здесь во введении академика Даниель-Ропса: claret.ru (и там же ещё есть введение и примечания к каждой из книг Писания, тоже весьма познавательно).

Как христиане воспринимают Ветхий и Новый Заветы и почему – читайте здесь: tomsk.ru

Главное отличие Нового Завета от Ветхого в смене парадигмы религиозных отношений. Смена эта была зафиксирована словами Христа, который на восхищение учеников новым Храмом ответил, что все это будет разрушено. Это пророчество не о завоевании римлянами Иерусалима (к моменту написания НЗ все это уже произошло, а поэтому к пророчеству не может быть отнесено), а о смене самой нормы религиозности. В НЗ это персоналистическое, личное отношение к Богу (если хочешь помолиться Богу, войди в горницу, закрой двери и помолись втайне...), а в ВЗ - национальное, когда субъектом богопочитания является весь народ (для этого и нужен Храм, чтобы собрать народ перед Богом). Главная цель ВЗ - восстановление Иудейского царства под водительством царя-мессии. Цель же Нового Завета - возвращение к Богу каждого человека ("возвращение блудного сына"), что и делает его Сыном Бога. Как это сделать, научает история жизни Иисуса Христа.

Поскольку все в природе растет, видоизменяется, переходит в иные формы и на другие уровни, то и здесь скорее всего также - отличия Заветов в уровне Откровения, познания, уровне отношений Бога с человечеством, отсюда и кажется иногда что они противоречат друг другу.
Тема сложная потому что не всегда можно увидеть четкие границы. Это как например закон в государстве - есть правила, действующие в мирное время и правила в военное - типа закон военного времени, по которому некоторые вещи караются сразу и строго, некоторые вообще сейчас не актуальны, но много того, что коррелирует друг с другом в любое время.
С приходом Христа мир получил больше возможности и инструментов для борьбы со злом и поэтому если в Старом Завете Израиль своих врагов уничтожал, то в Новом появилась заповедь бороться со злом на другом уровне - врагов любить, а бороться с их злом мечом Уст, то есть Словом, Светом и благодатью пытаться изгонять из них тьму (бесов, демонов). Появился другой уровень, другой спрос, больший спрос, но при этом и большее обеспечение. Опять же если в Ветхом Завете верующим была обещана земля обетованная и жизнь на этой земле "в шоколаде" при условии соблюдения заповедей, то Христос в Новом Завете конечно же обещает некоторые блага для странствия, однако больший упор и нацеленность все таки на пакибытие - для ветхозаветного сознания это было бы слишком непосильная "тема". Ну и все в таком духе.

Коротко говоря: Ветхий Завет - религия Закона, Новый Завет - религия Благодати.

Отсюда разное понимание отношений человека с Богом и разное понимание греха. В Ветхом Завете грех это поступок, в Новом - состояние души.

Очевидная разница Ветхого и Нового завета состоит в том, что оба эти сборника религиозных текстов создавались разными людьми, в разное историческое время (в переод в несколько тысяч лет), исходя из очень различных религиозных и социокультурных предпочтений своей эпохи.

То, что сегодня западный и восточный европейский мир понимает под именем "Ветхий Завет" - книга, создаваемая на протяжении многих сот лет евреями и для евреев. Сами евреи называют ее Танах. Она содержит важные сведения об истории, культуре и религиозных представлениях этого древнего народа. Одна из важных тем Ветхого Завета - ожидание прихода в этот мир особенного духовного лидера, идеального царя или по другому "мессии", который дарует свободу, духовную и политическую, народу Израиля.

Примерно две тысячи лет назад изначально небольшая группа людей, правоверных иудеев, решила, что это событие произошло при их жизни (с чем не согласилось большинство их соотечественников и современников). Описание этого события (рождение, жизнь и смерть мессии по имени Иисус Христос) послужило основой для создания нового цикла текстов, которые теперь известны под названием "Новый завет", и появления новой религии под названием "Христианство". За несколько сот лет, последовавших за предполагаемыми событиями, появилось немало их пересказов, так что церковным лидерам того времени пришлось силой воли и методом тыка объявить лишь четыре из них каноническими (то есть настоящими, достойными доверия).

И тут как посмотреть, если человек христианин - то для него эти два завета самоочевидно и логически связаны друг с другом. История одного вытекает из другого. Говоря современным языком - Новый Завет является сиквелом Ветхого. Объединенные вместе они составляют всем известную книгу под названием "Библия".

С другой стороны - если человек, скажем, иудей, то есть еврей, традиционно исповедующий религию Ветхого Завета - то для него история Нового Завета, по меньшей мере, всего лишь фанфик, а то и просто ересь (отклонение от верного учения) и общего между ними нет ничего.

Главное, не нужно путать Собрание Еврейских писаний (то есть 39 книг Написанных на древнееврейском и арамейском языках в период с 16 по 5 век д.н.э разными пророками) и Греческих писаний (27 книг написанных в 1-м веке н.э. на греческом язы учениками Иисуса Христа)

Все это Священные Писания вдохновленные Богом, по другому называются Библия.

« Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен .» (1Тимофею 3:16)

Что означает слово Завет – это Соглашение.

Когда говорят о Ветхом завете, то подразумевают Соглашении Закона, который был записан Моисеем в Пятикнижии и который является лишь частью дохристианских Писаний.

Оно было заключено между Богом и народом Израиль (потомками Авраама по плоти) при посредничестве Моисея. Израильтяне согласились с условиями соглашения, торжественно пообещав исполнять Закон (Исход 24:3-8).

Условия Соглашения Закона были такими: если израильтяне будут придерживаться соглашения, они станут народом во имя Бога, царством священников и святым народом, который Он будет благословлять (Исход 19:5, 6; Второзаконие 28:1-14); если они нарушат соглашение, они будут прокляты (Вт 28:15-68).

Цели соглашения Закона состояли в следующем: сделать очевидными преступления или греховность людей (Гл 3:19); привести иудеев ко Христу.

«Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя .» (Гл 3:24,25);

Через пророка Иеремию Бог объявил, что появится новое соглашение. (Иер 31:31-34; Евр 8:13).

В 33 г. н. э. соглашение Закона было упразднено на основании смерти Христа на столбе мучений (Кл 2:14) В ночь перед своей смертью, 14 нисана 33 г. н. э., Иисус Христос сказал о Новом Соглашении, которое будет введено в действие его жертвой (Лк 22:20).

В этом соглашении с одной стороны участвует Бог, а с другой - рожденные духом ХРИСТИАНЕ - «Израиль Божий», люди из всех народов, не по плоти а по вере в Христа (вере в искупление наших грехов его кровью), находящиеся в единстве с Христом и составляющие его тело, или собрание (церьковь) (Галатам 6:15)

А если проще, ВЗ является символом закона (Моисей) и обрядового Богослужения (Авраам), а так же детоводителем ко Христу. Исполнив свою функцию закон отмирает как ступень ракеты и дальше только мешает... как наполовину спущенные штаны при беге. Именно по этой причине Моисей и Аарон не смогли войти в землю обетования (символ НЗ), им там просто не положено быть, но только довести до неё (Христа).

Именно по этой причине ни Католицизм, ни Православие с их законом и обрядовым Богослужением не являются представителями НЗ потому, как пишут заповеди на бумаге перед глазами, а не на сердце верующего. Протестантизм так же идёт за ними в этом семимильными шагами (синдром Галатов, расписанный Павлом в послании к ним).

ВЗ был заключён с Авраамом и его потомками по плоти, т.е. евреями и язычников это никак не касалось. Евреи многократно нарушали этот договор, а Бог их терпел ради Авраама и по этой причине предупреждал, что заключит новый завет с народом Израиля и попутно привлечёт другие народы. Правда произошло это только по причине отвержения Христа Израилем, т.е. дети бросили хлеб жизни под стол псам-язычникам (пример сирофиникиянки), иначе спасались бы только евреи.

Ну а если коротко, то ВЗ - это Богослужение через посредников-людей, а в НЗ посредник и первосвященник только один - Христос так, что все батюшки, попы, папы, пастора и прочая левая прослойка - банальный ВЗ нонсенс, только лишь мешающий приходит верующим детям Божьим напрямую к Отцу через Христа.



Loading...Loading...