Ориентировка во времени средней группе. Методика формирования ориентировки в пространстве в разных возрастных группах. Ярко светит Наблюдение ведут

ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О ВРЕМЕНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Слово «время» в переводе с древнерусского славянского языка обозначает вращение – «время».

Особенности времени:

· текучесть (нельзя остановить);

· необратимость (нельзя повернуть вспять);

· непрерывность (нельзя разбить на отдельные элементы);

· отсутствие наглядности (вызывает основные трудности у детей).

Окружающий нас мир существует во времени. Временными характеристиками природных явлений являются:

· продолжительность;

· последовательность;

· частота;

Промежутки времени измеряют. Единицей времени выбирается регулярно повторяющийся процесс. Такие единицы времени, как год, сутки , были взяты изприроды . А час, минута, секунда придуманы человеком . Все меры времени (сек., мин., час, сутки, неделя, месяц, год) представляют систему временных эталонов , где каждая мера складывается из единиц предыдущей.

В младшей группе дети способны воспринять такие промежутки времени, как части суток : утро, день, вечер, ночь, связывая их со своей деятельностью.

В средней группе необходимо углубить и расширить эти знания и дать понятия «вчера», «сегодня», «завтра ».

В старшей и подготовительной группах можно знакомить детей с днями недели, временами и месяцами года, с календарем.

Параллельно надо развивать «чувство времени» - способность оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени без вспомогательных средств. Детей можно познакомить с интервалами в 1, 2, 3, 5, 10 минут, полчаса, час; научить пользоваться часами (песочными и механическими), секундомером.

2.Значение развития временных представлений у дошкольников

Детям уже в раннем возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени:

· планировать деятельность во времени (сначала – потом);

· менять темп (быстро – медленно) и ритм (часто – редко);

· правильно обозначать в речи временные понятия;

· определять время по часам;

· измерять временные промежутки и др.

Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу развития таких качеств личности, как:

Организованность;

Собранность;

Целенаправленность;

Точность,

что необходимо ребенку в повседневной жизни и при обучении в школе.

На правильную оценку длительности времени оказывают три фактора (по С.Л. Рубинштейну):

· интерес к деятельности;

Т.Д. Рихтерман придавала большое значение выработке «установки на время» (не опоздать, уложиться), чтобы дисциплинировать детей.

3.Физиологические и психологические механизмы восприятия времени

У человека специального анализатора времени не существует. Различные свойства времени воспринимаются комплексом анализаторов. И.М. Сеченов особое значение придавал слуховым и мышечным ощущениям времени (тягучесть звука, тягучесть мышечного чувства).

«Чувство времени» в раннем возрасте формируется на основе чувственного опыта. И.П. Палов говорил: «Точность оценки временных интервалов определяется динамикой процессов торможения и возбуждения (результатом условных рефлексов на время)». (Пора кушать – ребенок кричит).

«Чувство времени» развивается и совершенствуется в процессе специальных упражнений, опираясь на чувственную основу и общепринятые эталоны оценки времени. (Ребенок привыкает к режиму).

Слово играет особую роль в восприятии и оценке времени. Трудности восприятия времени детьми обусловлены его особенностями: текучестью, непрерывностью, необратимостью, отсутствием наглядности. Время не имеет наглядных форм и воспринимается опосредованно через движение или чередование каких-либо явлений. Сложно для детей понимание смысла слов, отражающих временные понятия в силу их относительного характера (вчера – сегодня – завтра), т.к. момент реальности непрерывно передвигается.

У ребенка примерно с полутора лет начинается речевое отражение категорий времени: сначала, сейчас, теперь, потом. К пониманию временных промежутков ребенок подходит не ощущением, а размышлением: «Ночь – это когда темно, и все спят».

Дети 6-7 лет уже активно пользуются временными наречиями. Лучше усваиваются наречия, обозначающие скорость (быстро, медленно), хуже длительность и последовательность .

Процесс речевого выражения временных понятий детей дошкольного возраста находится в стадии непрерывного развития и протекает интенсивнее, если им управлять, и зависит от умственного и речевого развития детей.

Особенности развития временных представлений у детей Методические рекомендации по формированию временных представлений в ДОУ
Временные понятия связываются с конкретной деятельностью Обучение временным понятиям идет не только на занятиях, но и во время режимных процессов. Например, утром: просыпаются, умываются, делают зарядку, идут в сад. «Доброе утро!»
Понятия неточного времени могут формироваться только на собственном опыте ребенка По мере увеличения опыта ребенка, временные представления расширяются, углубляются, уточняются. Даются в такой последовательности: части суток – сутки – вчера, сегодня, завтра – дни недели – времена года – месяцы
Трудности усвоения временных понятий заключаются в отсутствии наглядности Необходимо создавать модели для наглядности временных понятий и связывать промежутки времени с определенной деятельностью детей и взрослых, природными явлениями. Например, «вчера, сегодня, завтра» - с сеткой занятий; «дни недели» - с порядковым счетом, цветами радуги; «времена года» - с природными явлениями; «месяцы» - с праздниками.

Задание для самостоятельной работы студентов:

Составить конспект занятия по математике для подготовительной группы ДОУ.

Лекция № 51

АНАЛИЗ ПРОГРАММНЫХ ЗАДАЧ

1. Учить различать и называть части суток, знать их последовательность.

2. Познакомить с понятиями «сутки, вчера, сегодня, завтра».

3. Учить называть дни недели, их последовательность и количество, определять, какой был день вчера, есть сегодня, будет завтра.

4. Учить называть месяцы и времена года, их последовательность и количество (познакомить с календарем).

5. Развивать «чувство времени». Познакомить с общепринятыми единицами времени: секундой, минутой, часом. Научить пользоваться часами (песочными и механическими), секундомером.

Лекция № 52

Методика обучения

Во II младшей группе названия частей суток связываются с конкретной деятельностью людей и даются в контрасте:

утро- вечер;

день – ночь.

ФРАГМЕНТ 1.

Наглядный материал: картинка с изображением мальчика в разное время суток.

Что нарисовано на картинке? (Мальчик делает зарядку.)

Когда мы делаем зарядку? (Утром)

А что вы еще делаете утром? (Просыпаемся, умываемся, чистим зубы, идем в детский сад)

А когда вы возвращаетесь из садика домой? (Вечером)

Что вы еще делаете вечером? (ужинаем, смотрим телевизор «Спокойно ночи, малыши!)

Что мальчик на картинке делает вечером? (смотрит телевизор)

После рассматривания и обсуждения дети могут послушать и выучить стихи о частях суток.

Солнце яркое встает

Петушок в саду поет

Наши дети просыпаются

В детский садик собираются.

(Утро)

Солнце в небе Дети вышли на прогулку,

Ярко светит Наблюдение ведут.

На прогулку мы идем Солнце в небе ярко светит,

Песни весело поем! Птички весело поют.

(День) (День)

Солнышко лучистое За окном уже темнеет,

Село за дома, Бабушка на кресле дремлет.

Мы пришли с прогулки Посмотри скорей в окно:

Ужинать пора! Огоньков полным-полно.

(Вечер) (Вечер)

В небе звездочки горят Спят медведи и слоны,

В речке струйки говорят Заяц спит и ежик.

К нам в окно луна глядит Все вокруг спать должны,

Дидактические игры

«Когда это бывает?» Используются картинки, вопросы, загадки, стихи.

«Закончи предложение»: «Мы завтракаем….» (утром) и т.д.

В средней группе обсуждают с детьми последовательность частей суток.

ФРАГМЕНТ 4.

Наглядный материал: игрушечный медведь и картинки с изображением природы и действий людей в разное время суток.

К нам в гости пришел мишка, он очень грустный. Он нес картинки, хотел нам их показать по порядку: утро, день, вечер, ночь. Но рассыпал и все перепутал. Мишка теперь не знает, какой должен быть порядок у картинное.

Давайте ему поможем!

Описывая природу и действия людей, дети узнают части суток и раскладывают картинки в нужном порядке. Воспитатель делает вывод: После утра наступает день, за ним вечер, потом ночь, а затем снова утрою

Усложнения:

Назови все части суток по порядку, начиная с вечера.

Усложнение наглядного материала:

Изображение природы Изображение только

Изображение и деятельности природных

действия ребенка людей явлений

Дидактические игры

«Назови части суток»,

«Найди ошибку» : вечер, ночь, утро, день (ошибки нет);

«Наоборотинка» и др.

«Назови соседей»: - Назови соседей утра…

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Дидактические игры

В работе с детьми младших групп мы применяли и наиболее простые словесные игры, в которых активизировали их словарь за счет слов-названий частей суток. Например, в игре «Назови пропущенное слово» воспитатель говорил предложение, пропуская название частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем -...?», и дети дополняли пропущенное слово. Одновременно воспитатель связывал названия частей суток с наиболее заметными объективными и природными показателями (светло, темно, солнце, луна).

В средней группе мы закрепляли у детей название частей суток, углубляли и расширяли представления об этих отрезках времени, постоянно обращая внимание на разнообразные явления, характерные для каждой части суток. Если в младшей группе при определении, когда это бывает, мы старались опираться на содержание деятельности, максимально приближенной к опыту самих детей, то в средней группе показывали, что бывает и что делают утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые. С этой целью использовали картинки с более широким содержанием: школьники утром идут в школу, салют на фоне вечернего города, люди выходят вечером из театра и др. Рассматривали с детьми серии картинок, на которых нарисовано все, что бывает, например, вечером (дети уходят из детского сада, играют дома, наблюдают вечернюю улицу с балкона.) Предлагали также самим детям из набора выбрать все картинки, на которых нарисовано то, что бывает днем.

Показ разнообразной деятельности, характерной для каждой из частей суток, осуществлялся и посредством игр, рекомендованных Ф. Н. Блехер. Это игры-путешествия в утро, день, вечер, ночь. Начинали игру такими словами: «Мы с вами как будто пойдем на прогулку по улице утром и во время нашего путешествия будем смотреть, кто что делает утром. Мы вышли из дома и видим чистые, политые водой мостовые. Кто это рано утром убрал улицы?» В ходе таких игр дети закрепляют навык в определении частей суток, свободного включения в речь их названий.

После того как дети научились определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание сосредоточили на объективных показателях, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба и др.). В этих целях организовали наблюдения за этими явлениями на прогулках. Поскольку восход и заход солнца в условиях города увидеть сложно, а серый цвет неба часто сохраняется длительно, мы использовали карточки с изображением цвета неба и положением солнца в различные части суток (см. рисунки 5, 6, 7, 8).

На первой карточке изображено утро: голубое небо, внизу видна верхняя часть солнечного круга с расходящимися лучами светло-желтого цвета. На второй - день: светлое голубовато-желтое небо, в верхней части светло-желтый круг солнца. Третья - вечер: серое небо, в нижней части ярко-оранжевый круг солнца без лучей. Четвертая - ночь: черное небо с месяцем и звездами. Все четыре карточки показывали детям одновременно и рассматривали, чем они отличаются. Ставили знакомый вопрос: «Когда это бывает?» Затем в парах с ними показывали картинки с изображением характерной деятельности и просили детей указать, что общего на них: какой цвет неба, где находится солнце и др. На основе всех этих признаков делали заключение об изображенном времени.

На следующем занятии к каждой картинке мы прикрепляли соответствующий по цвету квадратик: для утра - голубой, для дня - желтый, для вечера - серый, для ночи - черный. По нашему мнению, цветной символ должен даваться как условный знак, тогда дети легче воспримут его в качестве носителя определенной информации. Показывая целый ряд картинок со знаками, мы предлагали детям быстро отобрать те, на которых нарисовано утро, или день, или вечер, или ночь. Быстро разобрав картинки по цветным знакам, дети проверяли правильность отбора, анализируя их содержание.

В дальнейшем детям предлагались только цветные знаки и по ним закреплялись названия времени суток. Цветные знаки использовались и как раздаточный материал: воспитатель показывал картинки или читал стихи, а дети, определив, в какую часть суток это бывает, поднимали соответствующий знак. При этом мы использовали строки из знакомых детям стихотворений, завершая их чтение вопросами: «Когда это бывает?», «Что наступило?»

Когда дети отчетливо усвоили представления о всех частях суток, научились определять по характерной деятельности и объективным показателям и правильно называть каждую из них, запомнили цветные знаки, определяющие части суток, мы приступили к уточнению знаний о последовательности частей суток. Выше уже отмечались трудности, которые испытывают дети в установлении порядка следования частей суток. Прежде всего они следуют традиционной цепочке слов - утро, день, вечер и ночь - при определении последовательности частей суток, и точкой отсчета для них является утро. Поэтому мы учили детей устанавливать последовательность частей суток с разных точек отсчета. Например, после выяснения, что бывает днем, спрашивали: «Что наступит после дня? Что делают люди вечером? Кончился вечер. Что наступит после вечера?»

В последующих упражнениях по закреплению знаний о последовательности частей суток использовали цветные знаки в качестве раздаточного материала и предлагали детям показывать карточки-знаки, идущие до или после названной воспитателем. Или предлагали разложить карточки-знаки, начиная с любой из них и затем пояснить словами последовательность частей суток.

В конце года, когда у детей уже сформированы знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова «сутки».

Мы еще не раскрываем количественную характеристику суток - 24 часа, но продолжительность этой меры времени можно объяснить, используя части суток. Слово «сутки» должно выступить как обобщение, т. е. сутки состоят из четырех частей - день, вечер, ночь, утро. Необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь и утро - это части целого - суток, что отсчет последовательности частей суток можно проводить начиная с любой из них.

При усвоении детьми средней группы понятия «сутки» мы использовали ряд приемов. На доске в один ряд ставили четыре картинки одного и того же пейзажа в разные части суток. По каждой картинке выясняли, когда это бывает. На основании одновременно представленных четырех частей суток знакомили с понятием «сутки», опрашивали детей: «Сколько частей суток нарисовано на всех этих картинках? Как можно назвать одним словом все то время, когда пройдут утро, день, вечер и ночь, все четыре части суток?» Дети обычно отвечали: «Весь день», «Целый день». Мы уточняли: «Все эти четыре части носят название «сутки». Утро, день, вечер и ночь составляют одни сутки». Затем повторяли, сколько в сутках частей, как они называются, каков порядок их следования. Предлагали также сложить знаки-символы частей суток и назвать все это время одним словом.

Проводились также игры, например «Назови соседей»:

Назови соседей утра.

У части суток - утра соседи - ночь и день, потому что до утра - ночь, а после утра наступает день.

Назови соседей ночи.

«Назови все части суток»:

Дети, я назову одну часть суток, а вы назовете все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. День, что дальше? (Вечер и т. д.)

Для закрепления понятия о сутках и о последовательности частей суток проводили беседу по таким вопросам: «Вспомните, что знаете о сутках. Какое сейчас время суток? Какие части суток бывают еше? Что наступает после вечера? Как вы узнаете, что наступила ночь? Назовите все части суток, начиная с дня». И т. п.

Все эти приемы позволяют показать детям последовательность частей суток и дать представление о сутках в целом. При этом у них складывается элементарное понятие о текучести и непрерывности времени.

Лекция № 53

Подготовительная работа

Повторение частей суток и их последовательности.

Методика обучения

У детей средней группы продолжают формировать понятие «сутки». Знакомят с понятиями «вчера, сегодня, завтра», связывая с конкретной деятельностью детей (например, занятиями), показывают их относительность.

ФРАГМЕНТ 1:

Что наступает, когда кончается утро?

После чего начинается утро?

Назовите части суток по порядку.

Сколько частей суток вы знаете?

Вывод:

- Утро, день, вечер, ночь – это сутки . В сутках всегда 4 части.

Дидактические игры

«Дополните сутки»;

«Назови соседей» (Назови соседей утра: ночь и день) и др.

ФРАГМЕНТ 2:

Все сутки сменяют друг друга. Кончились одни сутки, наступают другие.

Сутки, которые прошли, называют «вчера» . Вчера у нас было музыкальное занятие.

Сутки, которые идут сейчас, называют «сегодня». Сегодня у нас занятие по математике.

Сутки, которые еще не наступили, называют «завтра» . Завтра у нас будет рисование.

ЗАМЕЧАНИЕ: необходимо ежедневно обсуждать:

Что было вчера?

Какое у нас сегодня занятие?

Что будет завтра?

Лекция № 54

Дидактические игры

«Неделя, стройся!» У каждого из семи детей символ одного из дней недели – цвет или порядковый номер. По сигналу дети строятся. Можно организовать подвижную игру в виде соревнования команд. И другие игры.

УСЛОЖНЕНИЯ

Знание дней недели применяют в повседневной работе на других занятиях и вне их. Используют стихи, загадки, задачи про дни недели.

Например: «Миша поехал к бабушке в понедельник, а вернулся через 2 дня. Когда вернулся Миша?»

Лекция № 55

И ВРЕМЕНАМИ ГОДА

(ЗАДАЧА 4)

Предварительная работа

На занятиях по ознакомлению с окружающим дети уже знакомились с временами года и месяцами. Их названия они слышали от взрослых и применяли, например, говоря о дне своего рождения.

Методика обучения

На занятиях по математике в подготовительной группе дети обобщают и систематизируют свои знания, обращая внимание на математический аспект :

· количество и порядок времен года;

· количество месяцев в году;

· порядок месяцев;

· классификация месяцев по сезонам.

Каждый месяц связывается с явлениями природы, деятельностью людей, каким-либо праздником.

Изучение календаря поможет детям наглядно представить длительные промежутки времени (день, неделя, месяц, год).

Отрывной календарь дает наглядное представление о том, что дни «уходят», события «приближаются», месяц «кончается». Чтобы сорвать следующий листок календаря, надо ждать целые сутки.

Т.Д. Рихтерман в своей книге «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста (М, 1991 г.) предлагает модели для наглядности временных понятий, изучения их периодичности, цикличности.

Лекция № 56

Предварительная работа

В словаре дошкольников уже присутствуют термины «быстро – медленно», «быстрее – медленнее». Дети понимают просьбы: «Не торопись!», «Поспеши!».

В средней группе отрабатываются эти понятия:

Кто быстрее оденет куклу!

Какой зверь бегает быстрее?

Методика обучения

В подготовительной группе проводится работа по формированию умения укладываться в отведенное время, менять темп деятельности. Это побуждает детей быть организованным, собранным, точным.

«Чувство времени» формируется на основе:

· знания временных эталонов (час, минута, секунда);

· чувствования длительности временных интервалов;

· умения оценивать временные интервалы без часов.

Последовательность обучения

1. Учат определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам. («Закрась узор за 1 минуту!»)

2. Учат оценивать длительность интервала времени в процессе деятельности. («Сколько потратили времени?»)

3. Учат планировать объем работы на указанный отрезок времени. («Сколько успеешь наклеить кругов за 3 минуты? Проверь с помощью песочных часов»)

4. Учат оценивать временные отрезки в жизни (в быту, игре).

Задания для самостоятельной работы студентов:

Предложить методику обучения старших дошкольников умению пользоваться часами.

ОСВОЕНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конспект ООД по математике в средней группе " Ориентировка во времени"
Задачи:
Уточнение полученных знаний, представлений, умений, которые они получили на занятиях по математике:
- Закреплять представления о временах года: осень, зима, весна, лето;
- Закреплять умение различать и правильно называть части суток: утро, вечер, день, ночь, их признаками, последовательностью; правильно пользоваться словами;
Учить отгадывать загадки о временах года;
Развивать слуховое восприятие, внимание и память.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением времен года и частей суток, два домика, игрушки: кот, зайчик, собака, мышка.
Ход занятия:
Дети вместе с воспитателем подходят к окну и рассказывают, что они видят на улице, какая погода (ясное и голубое небо; солнце на небе светит; на улице светло).
- Ребята, давайте поиграем? Отгадайте, когда это бывает:
Над рекой заря встаёт
На дворе петух поёт.
Умываются котята,
Просыпаются ребята.
(утро)
Воспитатель показывает картинку «утро»
- Когда заканчивается ночь, наступает утро. Всходит солнце. И всё вокруг просыпается: и деревья, и цветы, и насекомые, и животные.
- Что вы делаете утром? (Ответ ребенка: - просыпаюсь, встаю, умываюсь, иду в детский сад, делаю зарядку, завтракаю).
Солнце в небе высоко
До заката далеко
Зёрна в норку тащит мышь.
Учит азбуку малыш.
(день)
- Следом за утром наступает день. Солнце уже высоко. Дети в детском саду играют, гуляют, обедают.
Воспитатель показывает картинку «день»
- А что вы делаете днём? (Ответы детей).
Солнце красное зашло.
Белка прячется в дупло.
Дрёма в гости к нам идёт,
Сказку он с собой ведёт.
(вечер)
- Вечер наступает, когда заканчивается день и на улице начинает темнеть. Солнышко прячется. А ребята возвращаются из детского сада.
- Что вы делаете вечером? (Ответ ребенка: - возвращаюсь домой из детского сада, гуляю, смотрю телевизор, готовлюсь ко сну).
Воспитатель показывает картинку «вечер»
В небе звёздочки горят.
Птицы спят и рыбки спят.
Спят цветы в саду на грядках,
Ну, а мы в своих кроватках.
(ночь)
- Когда это бывает? (дети отвечают ночью)
- Правильно, ночью. За вечером приходит ночь. Ночью темно. На смену солнцу приходит луна. А ночью что вы делаете? (Ответ детей: - спим).
- Давайте посчитаем, сколько у нас частей в сутках? (утро-1, день-2,вечер- 3, ночь-4).
- Сколько частей в сутках? (четыре).
- Ребята мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение».
Дидактическая игра
- Завтракаем мы утром, обедаем мы (днем, а ужинаем (вечером).- Солнце светит днем, а луна (ночью).
Ребята, давайте еще отгадаем загадки:
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
(Весной)
В небе - радуга-дуга.
На грядке - ягода-нуга,
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться.
(Летом)
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зимой)
Воспитатель закрепляет картинки с временами года на доске.
- Ребята, помогите мне расположить картинки по порядку. Что было раньше, а что – потом.
Дети переставляют картинки в правильном порядке.
- Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали, и, наверное, устали? Тогда у нас физкультминутка:
1 поднять руки вверх
2 вытянуть руки вперед и сделать хлопок
3 правой рукой дотянуться до левого колена, а левой рукой до правого
- Ребята, хотите поиграть? Давайте поиграем в игру «Не ошибись»: назови предметы, которые находятся справа от тебя, слева от тебя, перед тобой, за тобой, над тобой и под тобой. (Дети по очереди участвуют в игре.)
-Посмотрите, к нам в гости пришли зверята и они тоже хотят играть с нами. Они спрятались в домиках, а вы отгадайте, в каком домике кто находится. (Воспитатель размещает два домика, в которых живут игрушечные зверюшки, детям нужно ответить, в каком домике живут зверюшки (справа или слева)Ответы детей.
-Молодцы, ребята, и зверята тоже рады, они благодарят вас за веселую игру и прощаются с нами. И мы им скажем: до свидания, приходите к нам еще!


Приложенные файлы

Занятие по ФЭМП в средней группе «Части суток».

Программное содержание:

    Уточнить представление о частях суток, связывая их с тем, что делают дети утром, днем, вечером, ночью;

    Развивать зрительное восприятие и зрительную память, мышление, речь;

    Учить имитировать действия;

    Обогащать словарь за счет слов, характеризующих временные понятия;

    Продолжать учить различать цвета;

    Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве, различать лево, право, низ, верх;

    Продолжать учить отгадывать загадки;

    Закреплять умение наклеивать;

    Воспитывать аккуратность;

    Продолжать следить за осанкой детей.

Словарная работа: фиолетовый, серый, будильник, завтрак, обедать, ужинать.

Предварительная работа: чтение потешек о петушке, о солнце, отгадывание загадок о частях суток, рассматривание альбома и плаката на тему: «Части суток». Чтение стихотворений: Л. Квитко «Утро», «Все спят» С. Капутикан, «С добрым утром» Е. Благинина, «Спать пора» П. Воронько, И. Токмакова «Где спит рыбка».

Проведение дидактических игр: «Когда это бывает?», «Что за чем?», «Что где?».

Работа воспитателя: составление и написание конспекта, подобрала стихи, загадки, потешки, изготовила волшебный будильник, сделала шаблоны и круги для детей, подбор музыки.

Оборудование и материалы к занятию: настоящий будильник, игрушка – петушок, плоскостные шаблоны будильника для детей, большие круги черного, серого, синего и фиолетового цветов для воспитателя, для детей кружки меньшего размера этих же цветов на тарелочках, клеенки, салфетки тряпочные, кисточки, подставки, чашечки с клеем, музыкальный центр.

Ход занятия:

Дети рассаживаются на стульях полукругом.

Доброе утро, ребята! Я очень рада всех вас видеть! Давайте улыбнемся друг другу. Скажите, любите ли вы ходить в детский сад?

(Ответы детей)

Почему вам здесь нравится?

(Ответы детей)

А кто вас будит по утрам?

(Ответы детей)

А ваши родители сами просыпаются или им тоже кто-то помогает?

(Ответы детей)

Воспитатель показывает детям будильник и демонстрирует его работу.

Как вы думаете, почему часам дали такое название?

(Ответы детей)

Кто еще будит людей по утрам?

(Ответы детей)

Да еще будит петушок, а давайте вспомним потешку про петушка:

Петушок, петушок

Золотой гребешок

Масляна головушка

Шелкова бородушка!

Деткам спать не даешь?

А есть ли у кого дома петушок? (нет!)

Где живут петухи? (В деревне)

Воспитатель показывает детям игрушечного петуха и предлагает изобразить, как петух кричит, как важно ходит и хлопает крыльями.

Молодцы! А сейчас ребята нам прочтут загадки о частях суток.

Дети читают загадки:

    Солнце яркое встает

Петушок в саду поет

Наши дети просыпаются

В детский садик собираются.

    Солнце в небе

Ярко светит

На прогулку мы идем

Песни весело поем!

    Солнышко лучистое

Село за дома,

Мы пришли с прогулки

Ужинать пора!

    В небе звездочки горят

В речке струйки говорят

К нам в окно луна глядит

Нашим деткам спать велит.

Хорошо, все части суток мы отгадали. И так продолжим. Вы проснулись утром. Что вы делаете потом? Только не говорите, а покажите.

Дети показывают действия: «чистят зубы», «умываются», «одеваются», а воспитатель угадывает.

После этого вы выходите на улицу и идете в детский сад.

Вспомните, светло или темно в это время? (ответы детей)

Какое время года сейчас? (Весна)

Правильно, весна! И по утрам у нас на улице уже светло.

Что вы делаете, придя в детский сад? (ответы детей)

Как называется еда по утрам? (Завтрак)

Поиграв, вы идете на утреннюю прогулку. На улице уже совсем светло. Солнышко проснулось и ярко светит. Наступает день. И вот вы возвращаетесь с прогулки в детский сад. Что вы делаете? (ответы детей). Да и снова садитесь за столы.

А как называется еда днем? (Обед)

После обеда – тихий час или по-другому дневной сон. Вы проснулись, пополдничали, поиграли и за вами пришли родители.

Вы выходите на улицу и идете домой или гуляете. А солнышко садится за дома. Наступает… (вечер). Можно сказать вечереет. Дома вы всей семьей садитесь кушать. Как назвать еду вечером? (Ужин).

Вот и все солнышко ушло спать, а на небе зажигаются звезды, и светит луна. День окончен. Мама читает вам перед сном сказку, и вы ложитесь спать.

Наступает…(ночь). Что будет после ночи (утро, день)? (ответы детей)

Воспитатель приглашает детей за столы, напоминает про осанку. У каждого ребенка – набор кругов и заготовка будильника. У воспитателя 4 круга большого размера различных цветов: черного, серого, синего, фиолетового.

Как вы думаете, каким кружком мы можем, обозначит ночь? (Черный)

Раннее утро? (Серым)

Середину дня? (Синим)

Вечер? (Фиолетовым)

Для закрепления воспитатель предлагает изготовить волшебный будильник.

Ребята! А давайте сделаем волшебный будильник, который нам поможет отмечать части суток.

Слева приклеим кружок серого цвета – это время суток – утро.

Вверху – кружок синего цвета – это часть суток – день.

Справа приклеим фиолетовый кружок – это часть суток – вечер.

Внизу мы приклеим кружок черного цвета – это время суток – ночь.

Дети приступают к работе, включается спокойная музыка. Во время наклеивания кружков воспитатель напоминает об аккуратном обращении с клеем. Лишний клей удаляем салфеткой.

Вот и все готово! А теперь, чтобы наш волшебный будильник заработал, давайте его заведем. Выходите из-за стола и повторяйте за мной.

Тик-так, тик-так,

А потом вот так,

А потом вот так,

Тик-так, тик-так.

Поставьте стрелку будильника на кружок серого цвета, сейчас часть суток – утро. На этом наша работа закончена. Вы все отлично потрудились: прочитали потешку про петушка, отгадывали загадки, называли части суток, обозначали их разными цветами, сделали волшебный будильник.

А еще мы часто вспоминали про солнышко, и оно дарит вам свою частицу.

Выходите на ковер, становитесь в круг.

(Воспитатель раздает детям шаблон солнышка).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Государственное образовательное учреждение

Ярославской области

Рыбинский педагогический колледж

Контрольная работа по дисциплине:

«Методика математического развития, теоретические основы методики обучения математике»

Тема № 6: «Ориентировка во времени детей дошкольного возраста»

Преподаватель: Чуева С.А.

Работа выполнена студенткой

Заочного отделения 5-го курса

Группы Д--52

Марковой Татьяной Петровной

План

1. Особенности восприятия представлений о времени дошкольниками

2. Особенности представлений о времени у детей младшей группы

3. Особенности представлений о времени у детей средней группы

4. Особенности представлений о времени у детей старшей группы

5. Особенности представлений о времени у детей подготовительной группы

6. Дидактические игры по знакомству с временными представлениями

Библиография

1. Особенности восприятия представлений о времени дошкольниками

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создаёт основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребёнку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняет его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его».

Как же ребёнку показать время?

Время воспринимается ребёнком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определённую систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей рано складываются более или менее определённые представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Следовательно, педагог имеет возможность уточнить и конкретизировать знания детей о частях суток, формировать навыки распознавания и умение называть эти части суток уже в младшей группе. В средней группе необходимо углубить и расширить эти знания и дать представление о последовательности частей суток. В старших группах дать представление о сутках и познакомить при помощи календаря с неделей, месяцами, годом. Параллельно надо у детей развивать и само чувство времени, начать знакомить с длительностью таких мер времени, как 1 минута, 3, 5, 10 минут, полчаса и час. Все эти знания о времени необходимо формировать в ходе обучения на занятиях.

В процессе разнообразных видов деятельности на детей воздействует весьма сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения являются лишь слабым и попутным компонентом. По учению И.П.Павлова, слабый раздражитель хотя и участвует в образовании временных связей в скрытом виде, но, взятый в отдельности, не вызывает последующей реакции. Поэтому время, чередование его определённых отрезков необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чего организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени при помощи приборов, демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь. Такая деятельность создаёт наиболее благоприятные условия для формирования чётких представлений о времени.

2. Особенности представлений о времени у детей младшей группы

В математическом развитии младших дошкольников большое значение имеют понимание и правильное использование ими слов, указывающих на время действия: было, есть, будет; различение и называние частей суток: утро, день, вечер, ночь; понимание слов, которые указывают на продолжение времени: долго, недолго, сейчас, позже, раньше; обозначение последовательности логически связанных событий в несложных сюжетах.

Формированию этих представлений способствуют прежде всего чёткий распорядок дня, в определённое время подъём детей, утренняя гимнастика, завтрак, занятия, игры и др.

Младшие дошкольники характеризуют время прежде всего по событиям, которые происходили непосредственно с каждым из них в течении дня и вызвали сильные эмоции. Постепенно они отходят от такого понимания времени и начинают связывать его с действиями в окружающей жизни. Характерным для детей этого возраста является восприятие времени как предмета, существующего отдельно: «Куда деваются дни? Куда ушло вчера? Откуда пришло завтра?»- спрашивают дети.

На индивидуальных и коллективных занятиях по математике, развитию речи, а также при ознакомлении с окружающим в свободное от занятий время воспитатель предлагает картинки с изображением действий детей, природных явлений той или иной части суток, организует упражнения с применением иллюстративного материала и без него, беседы с детьми, чтение рассказов, сказок.

Углубление, уточнение и закрепление правильного понимания и использования временных терминов происходит чаще всего на занятиях с использованием раздаточного дидактического материала. Например, воспитатель демонстрирует перед детьми две карточки и объясняет, что показанного длится долго, а что недолго, что будет скоро, что не скоро, что уже было и т.д.

Ознакомление детей с частями суток следует начинать с контрастных отрезков: день-ночь , утро- вечер. Работе предшествует рассматривание картинок, на которых изображены определённые, характерные для отдельных частей суток, явления. При этом воспитатель опирается на детский опыт, активизирует их воспоминания о той или иной деятельности. Детей спрашивают: «Что нарисовано на картине? Когда солнце светит ярко? Что вы делаете в детском саду днём?»

На этом самом занятии можно предложить рассмотреть картинку с изображением ночи. Воспитатель подводит детей к тому, что ночью темно, на небе бывают звёзды и месяц, как правило, ночью все спят.

Аналогично воспитатель знакомит и с другими частями суток: утро-вечер. Можно также использовать картинки с ярко выраженными признаками той или другой части суток в природе и деятельности людей. Малыши анализируют картинки и соотносят определённые природные явления и определённую деятельность людей с частями суток. Закрепить эти знания можно в дидактической игре «Когда это бывает?»Суть игры заключается в том, что воспитатель перечисляет деятельность взрослых и детей, а дети узнают, когда это бывает.

Чтобы сформировать у дошкольников начальные представления об одной из особенностей времени- о его сменяемости, надо, начиная с младшей группы, упражнять их в правильном понимании и назывании времени действий и других событий. Например, во время завтрака, вовремя занятий, во время прогулки воспитатель может спросить: «Что делаем сейчас? Что будем делать потом?»

Во время таких упражнений педагог следит, насколько дети понимают ту или иные задания, применяют слова, понятия, ассоциируют их с нужными действиями и конкретными событиями.

Ориентировка детей во времени тесно связана с их активной оперативной деятельностью. Упражнения на ориентировку во времени требует многократного повторения, пока каждый из них не научится свободно пользоваться специальной временной терминологией и указаниями воспитателя.

3. Особенности представлений о времени у детей средней группы

В этой возрастной группе уточняются представления детей о некоторых промежутках времени - частей суток (утро, день, вечер, ночь); учат оценивать последовательность действий: была, есть, будет; сейчас, позже, после, раньше; вчера, сегодня, завтра. Под влиянием обучения формируется умения понимать и правильно обозначать протяжённость времени(долго- недолго, давно- недавно), обозначать последовательность логически связанных событий, действий на понятных сюжетах.

Ознакомление детей пятого жизни с некоторыми отрезками времени осуществляется в основном на чувственной основе. Воспитатель выясняет, что они делали утром, вечером, днём, ночью В качестве методических приёмов обучения широко используются наблюдения, рассматривания картин, иллюстраций, чтение, беседы, дидактические игры. Вместе с сюжетной наглядностью используют условную: модели, схемы. Отдельные части суток можно изображать кружочками, квадратами разного цвета. Одного чтобы сформировать представления о цикличности, периодичности времени, не следует постоянно обозначать части суток отдельными кружочками или квадратиками. Это не способствует формированию представлений о непрерывности времени. Лучше всего использовать для этого круг или квадрат, разделённый на части, и тогда ребёнок будет легко представлять непрерывность времени: заканчиваются одни сутки, начинаются другие; сутки можно начинать с любой части (утро, день, вечер, ночь), главное - чтобы прошли все части суток.

Как словесный материал можно использовать рассказы, стихи, загадки:

Солнце глянуло в окно,

Зачирикали птички:

Хватит спать!

Хватит спать!

Просыпайтесь, малыши. (Утро)

Словесные характеристики дополняются красочной наглядностью: картинками, диапозитивами. Воспитатель уточняет с детьми последовательность частей суток от любого из них. Закрепляется понятие сутки.

Под влиянием обучения осознаётся, что всегда одни сутки сменяют другие. Сутки, которые идут сейчас, сегодня, те, которые прошли,- вчера, а сутки, которые ещё не настали,- завтра. В каждых сутках четыре части: утро, день, вечер, ночь.

Для уточнения этих представлений воспитатель проводит беседы о том, что делали вчера, сегодня (утром, днём, вечером, ночью), что будут делать завтра.

На основе формирования пространственных и временных представлений у детей пятого года жизни можно начинать формировать первичные единые пространственно- временные представления и понятия о скорости, учить определять в общих чертах скорость: быстро, медленно.

Знания о времени закрепляются и уточняются на всём протяжении пребывания детей в детском саду, но первостепенное значение имеют занятия по математике.

4. Особенности представлений о времени у детей старшей группы

У детей старшей группы закрепляются представления о единицах и некоторых особенностях времени. Название частей суток связываются не только с конкретным содержание деятельности детей и взрослых, которые их окружают, но и с более объективными показателями времени- явлениями природы. Дети знакомятся с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня день, какой будет завтра.

В работе необходимо широко использовать наблюдения, беседы, чтения, пересказывание сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения, акцентировать внимание на знакомой периодичности смены дня и ночи. У старших дошкольников необходимо сформировать осознанные понятия о сутках. В процессе обучения обращается внимание на цикличную смену дня и ночи. Сама природа подсказала людям способ деления времени по принципу: день и ночь- сутки.

Старшие дошкольники различают и называют части суток, ориентируясь на восход и закат солнца. Для правильного понимания суток дети должны осознать, что сутки можно условно поделить на четыре части: утро, день, вечер, ночь.

Старшие дошкольники различают и называют части суток, ориентируясь на восход и заход солнца. В процессе наблюдений за природными явлениями они усваивают понятия: на рассвете, в сумерки, в полдень, в полночь. Для формирования этих представлений воспитатель использует прежде всего наблюдения, рассматривание сюжетных картин, а также чтение художественной литературы, разучивание стихотворений.

Ознакомление с днями недели уже в старшей группе следует объединить с формированием знаний о неделе как мере рабочего времени. Сосредоточение внимания на том, что люди пять дней работают, два дня отдыхают, помогает осознать количественный состав числа 7 (дней недели).

Для того чтобы дети лучше усвоили название дней недели, их последовательность, можно ознакомить их с происхождением названий дней. Например, понедельник - первый день, вторник- второй и т.д. Для закрепления и уточнения знаний проводятся дидактические игры: «Назови соседа», «Назови следующий день недели»и т.д.

Кроме того, в старшей группе проводится работа по формированию у детей представлений о временах года. При этом широко используются картинки и словесный материал: рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы.

С временами года(сезонами) лучше всего знакомить попарно: зима и лето, весна и осень. На одном из занятий воспитатель спрашивает: «Какое время года сейчас? Какие времена года вы ещё знаете?».

В дальнейшем эти знания можно закрепить в дидактической игре «Какое время года?»Для этого детям раздают картинки. Дети внимательно рассматривают и определяют, какое время года изображено на каждой из них.

Так, на одном из занятий воспитатель ставит цель закрепить знания о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник), о последовательности времён года; закрепить названия дней недели и их последовательность; развивать логическое мышление; воспитывать внимание, доброжелательное отношение друг другу.

В старшей группе воспитатель формирует «чувство времени», понимание значения его в жизни людей, необратимости времени. В этой группе есть возможность ознакомить детей с объёмной моделью времени, по которой смогут понять непрерывность, необратимость, симметричность времени.

5. Особенности представлений о времени у детей подготовительной группы

В группе детей седьмого года жизни предусмотрено ознакомление с такими единицами времени как год, месяц, секунда, минута, час. Ориентирование во времени приобретает всё более совершенные формы: дети должны при выполнение практических заданий укладываться в отведенное для этого временя, планировать и рассчитывать свои действия по времени, ориентируясь по обычным и песочными часами.

Работа начинается с повторения, уточнения и закрепления знаний, полученных в предыдущих группах. Дети учатся точнее обозначать части суток, выделять такие ориентиры, как полночь и полдень, рассвет и сумерки. С помощью наблюдений и сравнений воспитатель поясняет детям понятие небосвод, горизонт, обращает внимание на цвет небосвода утром, вечером, положение относительно линии горизонта, его положение относительно отдельных предметов на участке детского сада: над деревьями, за домами и т.д. Такие наблюдения дают возможность убедиться, что утром и вечером солнце можно увидеть в разных частях горизонта, в эти периоды суток оно стоит невысоко относительно горизонта. Днём солнце поднимается высоко на небе, дети в это время играют на участке.

Знания о годе как мере исчисления времени начинают формировать на основе повторения детьми знаний о порах (временах) года, характерных признаках каждого сезона. Следует остановиться на том, что каждая пора года продолжается определенный отрезок времени, и времена года повторяются. Именно это ритмичное повторение и привело людей к мысли взять общую продолжительность зимы, весны, лета и осени вместе за меру для обозначения больших промежутков времени. Назвали эту меру год.

Детям поясняют, что для удобства люди разделили год на двенадцать меньших отрезков, которые назвали месяцами. Воспитатель называет детям названия месяцев. Объясняет, почему люди назвали так месяца. Наблюдения за явлениями в природе и деятельности людей создают ассоциации в представлениях детей о каждом месяце.

Для закрепления, что год делится на четыре сезона, а в каждом из них 3 месяца, воспитатель может использовать сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Благодаря целенаправленной работе формируется представления и понятия о некоторых особенностях времени: объективность, необратимость. На разных примерах жизненных ситуаций нужно показать важность экономии времени, точного использования его. Опираясь на опыт детей, следует подчеркнуть, что время измеряют особыми оборудованием- часами. Дети знакомятся с циферблатом часов, у них формируется понятие о часе, получасе, четверти часа, минуте, секунде.

Знания актуализируются, если они закрепляются в жизненных ситуациях. Начиная занятие, воспитатель обращает внимание на будильник: «Сейчас девять часов и пять минут. Занятие закончится через полчаса. Который это будет час?»В конце занятия дети снова смотрят на часы, уточняют, как долго шло занятие.

После того как усвоены понятия «час», «полчаса», можно ознакомить с понятием «четверть часа»и «без четверти час».

При ознакомлении детей с меньшими единицами времени(минута, секунда) воспитатель может использовать песочные часы. Систематические наблюдения за временим формирует у них чувство времени, отношения к нему.

6. Дидактические игры по знакомству с временными представлениями

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребёнка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе.

Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.

Подбор дидактических игр для обучения детей математике проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи.

При подборе игр необходимо учитывать особенности участия в дидактической игре детей, интерес к различным играм, возможности участия их в игре.

1. «Когда это бывает?»

Игра требует предварительной подготовки. Вначале воспитателем проводится беседа о частях суток, даётся характеристика занятий людей в каждую из этих частей суток.

Материал игры: картинки, изображающие разные виды деятельности человека на протяжении суток: зарядка, умывание, завтрак, уход в садик и т.д.

Воспитатель показывает картинку, например «Зарядка», и спрашивает: «Когда это бывает?»Дети отвечает, что это бывает утром. Воспитатель показывает следующую картинку. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут использованы.

2. « Назови время года»

Материал игры: карточки с названием времени года.

Библиография

1.Метлина Л.С. «Математика в детском саду». М.П.-1984.

2.Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике». М. П.-1996.

3. Щербакова Е.И. «Методика обучения математике в детском саду». М.1998.

4.Березина Р.Л., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., Рихтерман Т.Д., Столяр А.А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»,М.П., 1988.

Подобные документы

    Психолого-педагогические основы восприятия времени дошкольниками. Анализ программных задач раздела "Ориентировка во времени". Методика формирования временных представлений в разных группах. Формирование представлений о времени с помощью объемной модели.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2012

    Особенности и психологическое обоснование восприятия времени детьми дошкольного возраста. Диагностика развития временных представлений у старших дошкольников, разработка методики их развития, порядок использования в данном процессе занятий по математике.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2009

    Возрастные особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста. Понятие детской литературы и её жанров. Понятие времени и его свойств. Возможности использования детской литературы при формировании временных представлений детей дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 05.10.2012

    Игры, упражнения и приемы, направленные на развитие восприятия времени у детей. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Теоретические основы умственного развития детей. Методики диагностики свойств внимания и памяти.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2016

    Развитие представлений дошкольников о геометрических фигурах. Развивающие игры. Определение времени по часам. Методы работы по формированию у детей знаний о частях суток, их последовательности и сменяемости. Знакомство детей с временным вопросом "когда?".

    контрольная работа , добавлен 26.02.2009

    Психолого-педагогическая характеристика детей старшего школьного возраста. Эмпирическое исследование особенностей формирования представлений о времени у старших школьников 9-х и 11-х классов и их влияние на процесс профессионального самоопределения.

    дипломная работа , добавлен 17.07.2012

    Необходимости ознакомления детей с частями суток. Особенности методик развития временного представления дошкольников в разных возрастных группах. Методики развития чувства времени старших дошкольников в рамках части суток, дней недели, временами года.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2008

    Развитие у детей чувства времени как эстетического феномена в психолого-педагогической и методической литературе. Система педагогической работы, диагностики, экспериментального исследования динамики развития у детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2009

    На основе изученной психолого-педагогической литературы характеристика процесса формирования пространственных представлений у детей и определение содержания понятия ориентирования в пространстве. Особенности восприятия пространства дошкольниками.

    контрольная работа , добавлен 05.01.2011

    Основы развития словаря детей дошкольного возраста. Периодизация развития речи у детей. Комплексные занятия в работе педагога дошкольного образовательного учреждения. Определение уровня речевого развития дошкольников младшей и подготовительной групп.

ДЕНЬ И НОЧЬ КРУЖАТСЯ

Цель. Развитие представления о суточном цикле; побуждение к рассматриванию красоты природы в разное время года.

Материал: Круг с изображением перехода ночи в день и дня в ночь. Репродукции картин Н. Рериха: «Гонец» (ночь), «Святой остров» (утро), «Три радости» (день), «Бедапроведник» (вечер). Можно взять репродукции других художников, на которых изображено разное время суток. Четыре картинки с изображением деятельности детей в разное время суток.

ЛЕТИ, ЖЕЛТЫЙ ЛЕПЕСТОК

Цель. Развитие представления о недельном цикле; пополнение знаний о цветах.

Материал: 7 разноцветных кругов. Красочный календарь на текущий год.

Содержание: дети рассматривают изображения радуги, называют семь ее цветов, затем слушают отрывки из произведения В. Караваева «Цветик-семицветик» воспитатель организует разговор о том, какой день недели сегодня, какой был вчера, и в какой день взрослые не идут на работу, а дети в детский сад. Рассматривают календарь и определяют, каким цветом выделено воскресение. С помощью педагога последовательно называют дни недели, начиная с понедельника.

После этого воспитатель предлагает подумать, какой день недели наступает после воскресенья. Выслушав ответы детей, предлагает сделать из кругов, не меняя их последовательности, цветик семицветик. Педагог предлагает назвать знакомые луговые цветы.

ЧЕТВЕРТЫЙ – ЛИШНИЙ

Цель: закрепление знаний о временах года, их приметах, развитие логики.

Материал: 4 круглые карточки, символизирующие времена года, 16 квадратных карточек, изображающих приметы времен года.

Детям предлагается найти лишнюю картинку в каждом ряду и объяснить свой выбор.

ПОДБЕРИ КАРТИНКУ

Цель: формироваие временных представлений (утро, день, вечер, ночь), ознакомление с моделью суток.

Материал: разноцветный круг, картинки, характеризующие действия в определенную часть суток.

Содержание: педагог предлагает детям ознакомиться с моделью и привлекает внимание к разделенному на части и окрашенному в разные цвета кругу, затем он побуждает детей правильно расположить картинки, соответственно каждой части суток, объясняя свое решение.

НАУЧИ ПЧЁЛКУ

Цель: закрепление знаний о последовательности дней недели. Пополнение знаний о жизни пчёлинной семьи.

Материал: игрушка пчелы.

ЧАСЫ И ВРЕМЯ

Цель: закрепление умения ориентироваться во времени, определять время по часам,

Определение время с точностью до пяти минут и закрепить понятия "ровно час", "половина часа", "четверть часа" и "час без четверти", "раньше", "позже". Развитие речи, памяти, внимания, умения слушать.

Материал: крупный макет часов, картинки часов с разным показателем времени.

Дополнение: игрокам раздаются маленькие карточки поровну. Задание: разложить карточки по порядку.

ЖИВЫЕ ЧАСЫ

Цель: закрепление знаний о часах, умение создавать циферблат, вставая в круг.

Материал: 12 карточек с изображением цифр 1 – 12.

ПАЗЛЫ

Цель: закрепление знаний о части суток, времени года; развитие логического мышления, внимания. Пополнение знаний о мышах, их образе жизни.

Материал: разрезные картинки с сюжетами, определяющими части суток и времена года.

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

Цель: упражнение детей в определении старшенства людей относительно друг друга; развитие чувства уважения к пожилым людям. Развитие логического мышления.

Материал: картинки людей разного пола и возраста.

СОБИРАЙ – КА

Цель: закрепление названий и очередности дней недели, закрепление порядкового числа и цифры, обозначающих дни недели; развитие зрительного восприятия целого.

Материал: карточки (7 штук), разделенные на три части (число – цифра – название дня недели) по типу пазлов.




Loading...Loading...