Марютина введение в психофизиологию. Марютина, Татьяна Михайловна - Введение в психофизиологию: Учеб. пособие по курсу "Общ. и возрастная психофизиология". Проблемы соотношения мозга и психики

  • 2.1.1. Электроэнцефалография
  • 2.1.2. Вызванные потенциалы головного мозга
  • 2.1.3. Топографическое картирование электрической активности мозга
  • 2.1.4. Компьютерная томография
  • 2.1.5. Нейронная активность
  • 2.1.6. Методы воздействия на мозг
  • 2.2. Электрическая активность кожи
  • 2.3. Показатели работы сердечно-сосудистой системы
  • 2.4. Показатели активности мышечной системы
  • 2.5. Показатели активности дыхательной системы (пневмография)
  • 2.6. Реакции глаз
  • 2.7. Детектор лжи
  • 2.8. Выбор методик и показателей
  • Заключение
  • Рекомендуемая литература
  • РазделIi. Психофизиология функциональных состояний и эмоций Глава. 3. Психофизиология функциональных состояний
  • 3.1. Проблемы определения функциональных состояний
  • 3.1.1. Разные подходы к определению фс
  • 3.1.2. Нейрофизиологические механизмы регуляции бодрствования
  • Основные различия в эффектах активации ствола мозга и таламуса
  • 3.1.3. Методы диагностики функциональных состояний
  • Эффекты действия симпатической и парасимпатической систем
  • 3.2. Психофизиология сна
  • 3.2.1. Физиологические особенности сна
  • 3.2.2. Теории сна
  • 3.3. Психофизиология стресса
  • 3.3.1. Условия возникновения стресса
  • 3.3.2. Общий адаптационный синдром
  • 3.4. Боль и ее физиологические механизмы
  • 3.5. Обратная связь в регуляции функциональных состояний
  • 3.5.1. Виды искусственной обратной связи в психофизиологии
  • 3.5.2. Значение обратной связи в организации поведения
  • Глава 4. Психофизиология эмоционально-потребностной сферы
  • 4.1. Психофизиология потребностей
  • 4.1.1. Определение и классификация потребностей
  • 4.1.2. Психофизиологические механизмы возникновения потребностей
  • 4.2. Мотивация как фактор организации поведения
  • 4.3. Психофизиология эмоций
  • 4.3.1. Морфофункциональный субстрат эмоций
  • 4.3.2. Теории эмоций
  • 4.3.3. Методы изучения и диагностики эмоций
  • Рекомендуемая литература
  • РазделIii. Психофизиология познавательной сферы Глава 5. Психофизиология восприятия
  • 5.1. Кодирование информации в нервной системе
  • 5.2. Нейронные модели восприятия
  • 5.3. Электроэнцефалографические исследования восприятия
  • 5.4. Топографические аспекты восприятия
  • Различия между полушариями при зрительном восприятии (л.ИЛеушина и др., 1982)
  • Глава 6. Психофизиология внимания
  • 6.1. Ориентировочная реакция
  • 6.2. Нейрофизиологические механизмы внимания
  • 6.3. Методы изучения и диагностики внимания
  • Глава 7. Психофизиология памяти
  • 7.1. Классификация видов памяти
  • 7.1.1. Элементарные виды памяти и научения
  • 7.1.2. Специфические виды памяти
  • 7.1.3. Временная организация памяти
  • 7.1.4. Механизмы запечатления
  • 7.2. Физиологические теории памяти
  • 7.3. Биохимические исследования памяти
  • Глава 8. Психофизиология речевых процессов
  • 8.1. Неречевые формы коммуникации
  • 8.2. Речь как система сигналов
  • 8.3. Периферические системы обеспечения речи
  • 8.4. Мозговые центры речи
  • 8.5. Речь и межполушарная асимметрия
  • 8.6. Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе
  • 8.7. Электрофизиологические корреляты речевых процессов
  • Глава 9. Психофизиология мыслительной деятельности
  • 9.1. Электрофизиологические корреляты мышления
  • 9.1.1. Нейронные корреляты мышления
  • 9.1.2. Электроэнцефалографические корреляты мышления
  • 9.2. Психофизиологические аспекты принятия решения
  • 9.3. Психофизиологический подход к интеллекту
  • Глава 10. Сознание как психофизиологический феномен
  • 10.1. Психофизиологический подход к определению сознания
  • 10.2. Физиологические условия осознания раздражителей
  • 10.3. Мозговые центры и сознание
  • 10.4. Измененные состояния сознания
  • 10.5. Информационный подход к проблеме сознания
  • Глава 11. Психофизиология двигательной активности
  • 11.1. Строение двигательной системы
  • 11.2. Классификация движений
  • 11.3. Функциональная организация произвольного движения
  • 11.4. Электрофизиологические корреляты организации движения
  • 11.5. Комплекс потенциалов мозга, связанных с движениями
  • 11.6. Нейронная активность
  • Рекомендуемая литература
  • РазделIy. Возрастная психофизиология Глава 12. Основные понятия, представления и проблемы
  • 12.1. Общее понятие о созревании
  • 12.1.1. Критерии созревания
  • 12.1.2. Возрастная норма
  • 12.1.3. Проблема периодизации развития
  • 12.1.4. Преемственность процессов созревания
  • 12.2. Пластичность и сензитивность цнс в онтогенезе
  • 12.2.1. Эффекты обогащения и обеднения среды
  • 12.2.2. Критические и сензитивные периоды развития
  • Глава13. Основные методы и направления исследований
  • 13.1. Оценка эффектов возраста
  • 13.2. Электрофизиологические методы исследования динамики психического развития
  • 13.2.1. Изменения электроэнцефалограммы в онтогенезе
  • 13.2.2. Возрастные изменения вызванных потенциалов
  • 13.3. Реакции глаз как метод изучения познавательной активности в раннем онтогенезе
  • 13.4. Основные типы эмпирических исследований в возрастной психофизиологии
  • Глава 14. Созревание головного мозга и психическое развитие
  • 14.1. Созревание нервной системы в эмбриогензе
  • 14.2. Созревание основных блоков головного мозга в постнаталыюм онтогенезе
  • 14.2.1.Эволюционный подход к анализу созревания головного мозга
  • 14.2.2. Кортиколизация функций в онтогенезе
  • 14.2.3. Латерализация функций в онтогенезе
  • 14.3. Созревание мозга как условие психического развития
  • Глава 15. Старение организма и психическая инволюция
  • 15.1. Биологический возраст и старение
  • 15.2. Изменение организма при старении
  • 15.3. Теории старения
  • 15.4. Витаукт
  • Рекомендуемая литература
  • Цитированная литература
  • Содержание
  • Материалы, размещенные в телекоммуникационной библиотеке и представленные в виде цитат,

    допускается использовать исключительно в образовательных целях.

    Запрещается тиражирование информационных ресурсов с целью извлечения коммерческой выгоды, а также иное их использование в нарушение соответствующих положений действующего законодательства по защите авторских прав.

    РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

    МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

    Т. М. Марютина о.Ю. Ермолаев

    ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОФИЗИОЛОГИЮ

    Второе издание – исправленное и дополненное

    Учебное пособие по курсу:

    «Общая и возрастная психофизиология»

    Российской Академии образования к использованию

    в качестве учебно-методического пособия

    Московский психолого-социальный институт

    Издательство "Флинта"

    Библиотека школьного психолога

    Главный редактор Д.И. Фелъдштейн

    Заместитель главного редактора

    С. К, Бондырева

    Члены редакционной коллегии:

    А. А. Бодалев, Г. А. Бардовский, В. П. Борисенков, С.В. Дармодехин, А. А. Деркач, Ю.И. Дик, А. И. Донцов, И. В. Дубровина, Л. П. Кезина,

    М.И. Кондаков, В.Г. Костомаров, О.Е. Кутафин, B . C . Леднев,

    В.И. Лубовский. Н.Н. Малафеев, Н.Д. Никандров, А.И. Подольский,

    В. А. Поляков, В.В. Рубцов, Э.В. Сайко, В.А. Сластенин,

    И. И. Халеева, В.М. Тиктинский-Шкловский

    Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю.

    Введение в психофизиологию. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. – 400 с.

    ISBN 5-89502-121-2 (МПСИ)

    ISBN 5-89349-326-5 (Флинта)

    Учебное пособие посвящено физиологическим основам психической деятельности и поведения человека. В исторической ретроспективе определяется предмет и задачи психофизиологии, излагаются новые представления о механизмах психической деятельности с позиций системного подхода. В полном объеме рассматриваются основные методы психофизиологии и сферы их применения. Пособие знакомит с общими закономерностями и механизмами работы центральной нервной системы человека, лежащими в основе психических функций, процессов и состояний. Сообщаются конкретные данные о психофизиологических механизмах основных психических процессов и функций (восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций, движения и т.д.). Возрастной психофизиологии посвящен специальный раздел, в нем рассматриваются проблемы биологического созревания, психического развития и старения.

    ISBN 5-89502-121-2 © МПСИ, 2001

    (Московский психолого-социальный институт)

    ISBN 5-89349-326-5 (Флинта)

    Вероятно, придет день, когда биолог,

    и не только он, но и физиолог протянут

    руку психологу и встретятся с ним в

    туннеле, который они взялись копать

    с разных сторон горы неизвестного.

    К.Г.Юнг

    Сейчас большее чем когда-либо

    люди начинают осознавать, что

    они существа психофизиологические.

    Г. Шварц

    Раздел I. Предмет, задачи и методы психофизиологии Глава 1. Предмет и задачи психофизиологии

    1.1. Определение психофизиологии

    Психофизиология (психологическая физиология) – научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

    Термин «психофизиология» был предложен в начале XIX века французским философом Н.Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.)

    Психофизиология – естественнонаучная ветвь психологического знания, поэтому необходимо определить ее положение по отношению к другим дисциплинам той же ориентации: физиологической психологии, физиологии высшей нервной деятельности и нейропсихологии.

    Наиболее близка к психофизиологии – физиологическая психология, наука, возникшая в конце XIX века как раздел экспериментальной психологии. Термин физиологическая психология был введен В. Вундтом для обозначения психологических исследований, заимствующих методы и результаты исследований у физиологии человека. В настоящее время физиологическая психология понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации (см. Психологический словарь, 1996). Таким образом, задачи психофизиологии и физиологической психологии практически совпадают. Тем не менее существуют определенные различия в исследовательских парадигмах того и другого направления. Как отмечает Дж. Хэссет (1981), предмет психофизиологии – сложное поведение, в контексте которого изучаются физиологические процессы. Физиологическая психология имеет более конкретную направленность на изучение частных физиологических механизмов.

    В отечественной науке терминологические и содержательные различия физиологической психологии и психофизиологии были использованы А.Р. Лурией (1973) для того, чтобы обозначить продуктивность складывающегося в физиологии функционально-системного подхода к изучению психики и поведения человека.

    Согласно представлениям А.Р. Лурии, физиологическая психология изучает основы сложных психических процессов – мотивов и потребностей, ощущений и восприятия, внимания и памяти, сложнейших форм речевых и интеллектуальных актов, т.е. отдельных психических процессов и функций. Она образовалась в результате накопления большого объема эмпирического материала о функционировании различных физиологических систем организма в разнообразных психических состояниях.

    В отличие от физиологической психологии, где предметом является изучение отдельных физиологических функций, предметом психофизиологии, как подчеркивал А. Р. Лурия, служит поведение человека или животного. С этой точки зрения психофизиология – это физиология целостных форм психической деятельности, возникшая для объяснения психических явлений с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности.

    Истоки этих представлений можно найти в трудах Л.С. Выготского, который первым сформулировал необходимость исследовать проблему соотношения психологических и физиологических систем, предвосхитив, таким образом, основную перспективу развития психофизиологии (Выготский, 1982).

    Теоретике-экспериментальную основу этого направления составляет теория функциональных систем П.К. Анохина (1968), базирующаяся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, в которых отдельные механизмы объединены общей задачей в целые, совместно действующие комплексы, направленные на достижение полезного приспособительного результата. С идеей функциональных систем непосредственно связан и принцип саморегуляции физиологических процессов, сформулированный в отечественной физиологии Н.А. Бернштейном (1963) задолго до появления кибернетики и открывший совершенно новый подход к изучению физиологических механизмов отдельных психических процессов. В итоге развитие этого направления в психофизиологии привело к возникновению новой области исследований, именуемой системной психофизиологией (Швырков, 1988; Александров, 1997).

    Эволюция представлений о предмете психофизиологии в отечественной науке связана также с именем Е.Н. Соколова. Его позиция, основанная на большом экспериментальном и теоретическом опыте, состоит в том, что предметом психофизиологии должно являться «изучение нейронных механизмов психических процессов и состояний» (Данилова, 1998. С. 6). В последнее время Е.Н. Соколов и его последователи разрабатывают новое научное направление – векторную психофизиологию (Соколов, 1995).

    При всем различии этих подходов психофизиология существует как самостоятельная область исследований, поэтому необходимо обсудить ее положение среди других нейронаук.

    В этой связи особый интерес представляет соотношение психофизиологии и нейропсихологии.

    По определению, нейропсихология – это отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке нескольких дисциплин: психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии – и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций в связи с локальными поражениями головного мозга. Теоретической основой нейропсихологии является разработанная А.Р. Лурией теория системной динамической локализации психических процессов.

    В последние десятилетия появились новые психофизиологические методы (например, позитронно-эмиссионная томография, ядерно-магнитный резонанс и др.), которые позволяют исследовать мозговую локализацию динамики высших психических функций у здоровых людей. Таким образом, современная нейропсихология, взятая в полном объеме своей проблематики, ориентирована на изучение мозговой организации психической деятельности не только в патологии, но и в норме. Соответственно этому круг исследований нейропсихологии расширился; появились такие направления, как нейропсихология индивидуальных различий, возрастная нейропсихология (см. Хрестоматия по нейропсихологии, 1999). Последнее фактически приводит к стиранию границ между нейропсихологией и психофизиологией.

    Наконец, следует указать на соотношение физиологии ВНД и психофизиологии. Высшая нервная деятельность (ВНД) – понятие, введенное И.П.Павловым, в течение многих лет отождествлялось с понятием психическая деятельность. Таким образом, физиология высшей нервной деятельности представляла собой физиологию психической деятельности или психофизиологию.

    Хорошо обоснованная методология и богатство экспериментальных приемов физиологии ВНД оказали решающее влияние на исследования в области физиологических основ поведения человека, затормозив, однако, развитие тех исследований, которые не укладывались в «прокрустово» ложе физиологии ВНД. В 1950 году состоялась так называемая «Павловская сессия», посвященная проблемам психологии и физиологии. На этой сессии речь шла о необходимости возрождения павловского учения. За уклонение в сторону от этого учения резкой критике подвергся создатель теории функциональных систем П.К. Анохин и некоторые другие видные ученые.

    Последствия Павловской сессии оказались весьма драматичны и для психологии. В начале 50-х годов XX века имело место насильственное внедрение павловского учения в психологию. По утверждению А. В. Петровского (1967), фактически наблюдалась тенденция к ликвидации психологии и замене ее павловской физиологией ВНД.

    Официально положение дел изменилось в 1962 году, когда состоялось Всесоюзное совещание по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии.

    Оно было вынуждено констатировать существенные изменения, которые произошли в науке в послевоенные годы. Кратко характеризуя эти изменения, необходимо подчеркнуть следующее.

    В связи с интенсивным развитием новой техники физиологического эксперимента и, прежде всего с появлением электроэнцефалографии стал расширяться фронт экспериментальных исследований мозговых механизмов психики и поведения человека и животных. Метод ЭЭГ дал возможность заглянуть в тонкие физиологические механизмы, лежащие в основе психических процессов и поведения. Развитие микроэлектродной техники, эксперименты с электрической стимуляцией различных образований головного мозга с помощью вживленных электродов открыли новое направление исследований в изучении мозга. Возрастающее значение вычислительной техники, теории информации, кибернетики и т.д. требовали переосмысления традиционных положений физиологии ВНД и разработки новых теоретических и экспериментальных парадигм. Благодаря послевоенным новациям, существенно преобразилась и зарубежная психофизиология, которая до этого на протяжении многих лет занималась исследованием физиологических процессов и функций человека при различных психических состояниях (Хэссет, 1981). В 1982 году в Канаде состоялся Первый международный психофизиологический конгресс, на котором была создана Международная психофизиологическая ассоциация и учрежден журнал «Международный журнал психофизиологии» (International Journal of Psychophisiology).

    Интенсивному развитию психофизиологии способствовал и тот факт, что Международная организация по исследованию мозга провозгласила последнее десятилетие XX века «Десятилетием мозга». В рамках этой международной программы проводились комплексные исследования, направленные на интеграцию всех аспектов знания о мозге и принципах его работы. Например, в 1993г. при Институте ВНД и НФ РАН был создан Международный исследовательский центр нейробиологии сознания «Светлое пятно».

    Переживая на этой основе период интенсивного роста, науки о мозге, и в том числе психофизиология, вплотную подошли к решению таких проблем, которые ранее были недоступны для исследований. К их числу относятся, например, физиологические механизмы и закономерности кодирования информации в мозге человека и животных, хронометрия процессов познавательной деятельности и изучение кодов мыслительной деятельности человека и др.

    Пытаясь представить облик современной психофизиологии, Б.И. Кочубей (1990) выделяет три новых характеристики: активизм, селективизм и информативизм. Активизм предполагает отказ от представлений о человеке как существе, пассивно реагирующем на внешние воздействия, и переход к новой «модели» человека – активной личности, направляемой внутренне заданными целями, способной к произвольной саморегуляции. Селективизм характеризует возрастающую дифференцированность в анализе физиологических процессов и явлений, которая позволяет ставить их в один ряд с тонкими психологическими процессами. Информативизм отражает переориентацию физиологии с изучения энергетического обмена со средой на обмен информацией. Понятие информации, войдя в психофизиологию в 60-е годы, стало одним из главных при описании физиологических механизмов познавательной деятельности человека.

    Таким образом, современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, предоставляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, «нормальную» нейропсихологию и системную психофизиологию. Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную. Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы.

    Предмет общей психофизиологии – физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний. Предмет возрастной психофизиологии – онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека. Дифференциальная психофизиология – раздел, изучающий естественнонаучные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека.

    Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

    Можно искать по нескольким полям одновременно:

    Логически операторы

    По умолчанию используется оператор AND .
    Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

    исследование разработка

    Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

    исследование OR разработка

    Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

    исследование NOT разработка

    Тип поиска

    При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
    По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
    Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

    $ исследование $ развития

    Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

    исследование*

    Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

    " исследование и разработка"

    Поиск по синонимам

    Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
    В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
    В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
    Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

    # исследование

    Группировка

    Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
    Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

    Приблизительный поиск слова

    Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

    бром~

    При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
    Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

    бром~1

    По умолчанию допускается 2 правки.

    Критерий близости

    Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

    " исследование разработка"~2

    Релевантность выражений

    Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
    Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
    Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

    исследование^4 разработка

    По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

    Поиск в интервале

    Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
    Будет произведена лексикографическая сортировка.

    Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
    Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

    Серия: "высшее образование: бакалавриат"

    Учебник посвящен физиологическим основам психической деятельности и поведения человека. В исторической ретроспективе определяются предмет и задачи психофизиологии, излагаются представления о механизмах психической деятельности с позиций системного подхода, рассматриваются основные методы психофизиологии и сферы их применения. Приводятся теоретические модели и конкретные данные о психофизиологических механизмах психических процессов и функций (восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций, движения и т. д.). В разделе возрастной психофизиологии излагаются проблемы и эмпирические данные с точки зрения биологического созревания, психического развития и старения. Отдельно анализируются психофизиологические представления об индивидуальных различиях (дифференциальная психофизиология). В разделе прикладной психофизиологии даны современные представления по социальной и клинической психофизиологии. Учебник предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Психология» (бакалавриат). Материалы доступны в электронно-библиотечной системе znanium (www. znanium. com).

    Издательство: "Инфра-М" (2015)

    Формат: 215.00mm x 145.00mm x 23.00mm, 436 стр.

    ISBN: 978-5-16-010818-6

    Биография

    Другие книги схожей тематики:

      Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
      Т. М. Марютина Учебник посвящен физиологическим основам психической деятельности и поведения человека. В исторической ретроспективе определяются предмет и задачи психофизиологии, излагаются представления о… - Инфра-М, (формат: 60x90/16, 436 стр.) Высшее образование 2016
      971 бумажная книга
      Т. М. Марютина Психофизиология. Общая, возрастная, дифференциальная, клиническая. Учебник Учебник посвящен физиологическим основам психической деятельности и поведения человека. В исторической ретроспективе определяются предмет и задачи психофизиологии, излагаются представления о… - ИНФРА-М, (формат: 60x90/16, 436 стр.) Бакалавриат 2016
      3255 бумажная книга
      Марютина Татьяна Михайловна Психофизиология. Общая, возрастная, дифференциальная, клиническая. Учебник Учебник посвящен физиологическим основам психической деятельности и поведения человека. В исторической ретроспективе определяются предмет и задачи психофизиологии, излагаются представления о… - ИНФРА-М, (формат: 60x90/16, 436 стр.) Высшее образование. Бакалавриат
      Весна, 2007

      Основы психофизиологии и нейропсихологии (I курс)
      Лекции: Полещук Юлия Анатольевна (кандидат психологических наук, доцент)

      E-mail: poleschukja @ mail . ru
      Семинары: Подберёзкин Максим Александрович

      E-mail: padbiarozkin @mail.ru

      Литература: Необходимые учебники:

      1. Александров Ю.И. (ред.) Психофизиология: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001.

      2. Данилова Н.Н. Психофизиология Аспект Пресс 2004

      3. Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу: «Общая и возрастная психофизиология». - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1997. - 240 с.

      3. Николаева Е.П Психофизиология. М.: Флинта 2005г.
      Рекомендуемая литература (дополнительная):

      1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. – М.: Высшая школа, 19991. – 256 с.

      2. Вулридж Д. Механизмы мозга. – М., 1965

      3. Глазер В.Д. Зрение и мышление. – Л., 1983

      4. Дельгадо Х. Мозг и сознание. – М., 1971

      5. Иваницкий А.М., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. – М., 1984

      7. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М., 1979

      8. Милнер П. Физическая психология. – М., 1973

      9. Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн. 1. – М., 1994

      10. Хэссет Д. Введение в психофизиологию. – М., 1981
      Здравствуйте! – Мы рады видеть вас на наших занятиях. Несколько слов о курсе в целом и некоторые советы для вас

      Учебная программа дисциплины рассчитана на 72часа аудиторных занятий. Распределение аудиторных часов по видам занятий: лекции – 32 часа; семинарские занятия – 16 часов, самостоятельная управляемая работа студентов – 24 часа.
      Цели курса:

      Основной целью данного курса является знакомство и освоение студентами основных положений психофизиологии – науки о нейронных механизмах психических процессов и состояний. Темы для изучения включают: предмет, методы, историю психофизиологии, психофизиологию психических процессов и функциональных состояний, сравнительную и прикладную психофизиологии.
      Задачи курса:


      1. Формирование научных представлений о предмете психофизиологии, ее задачах и методах, структуре и месте в системе других наук.

      2. Ознакомление студентов с принципами переработки информации в центральной нервной системе.

      3. Обеспечение усвоения содержания психофизиологических основ сенсорных, перцептивных, мнемических, интеллектуальных процессов, психомоторики.

      4. Овладение навыками теоретического анализа психофизиологических источников с точки зрения системного подхода.

      5. Формирование научных представлений о специфике прикладных исследований в области психофизиологии.

      К концу курса вы должны:
      * знать роль и значение данного курса для психологической науки;

      * овладеть методологическими и теоретическими основами психофизиологии;

      * понимать основные концепции, принципы и теории психофизиологии, а также логику психофизиологических методов исследования;

      * уметь использовать основы психофизиологии для понимания конкретной формы поведения человека.

      * знать основы психофизиологии движений, познавательных процессов и индивидуальных различий;

      * уметьанализироватьпсихофизиологические феномены с позиций системного подхода;

      * иметь представлениео методах психофизиологического исследования, областях применения прикладной психофизиологии.
      Требования курса : Вы ответственны за подготовку материала к занятиям, конспектирование лекций, первоисточников, активное участие в групповых дискуссиях и, наконец, за посещение как лекционных, так и семинарских занятий. Вы должны приходить на практические занятия ознакомившись с заданным материалом. Присутствие на лекциях, а также активное участие в семинарских занятиях оказывает большое влияние на итоговую оценку по предмету в семестре.

      Ранжирование : В течение курса будут проведены четыре теста: первый будет охватывать темы 1-4, второй по темам 5-8, третий по темам 9-13, заключительный тест будет проверкой по всем пройденным темам. Результат каждого из первых трёх тестов составит 10% от вашей окончательной оценки на экзамене. Последний, общий тест составит 20% от вашей окончательной оценки. Таким образом, по результатам тестов на 50% будет сформирована ваша экзаменационная оценка. Ещё 30% вашей оценки будет зависеть от работы на лекционных и семинарских занятиях. Наконец, последние 20% вы сможете заработать своим ответом на экзамене (см. приложение 1). Экзамен состоится в летнюю сессию, и будет проходить в устной форме.

      ^ ПРОПУСКИ ТЕСТОВ ИЛИ ЭКЗАМЕНА НЕ ДОПУСКАЮТСЯ . Тем не менее, если вы заболели или произошли чрезвычайные события в вашей семье накануне или в день экзамена или теста, в результате которых вы не сможете присутствовать, вы или ваш товарищ должны проинформировать нас до начала тестирования или экзамена. Только документ, подтверждающий уважительность вашего отсутствия является основанием для переноса теста или экзамена на другой день. В случае переноса теста его повторная сдача возможна в любой удобной для преподавателя форме. Пожалуйста, запомните, что тесты или экзамен не могут быть перенесены по причине дежурства в общежитии, билетов на поезд, работы или учёбы в другом учреждении и т.п.

      Несолько советов : На самом деле, психофизиология – очень интересный предмет. Но вы поймёте это только, если будите внимательно готовиться к занятиям и активно участвовать в дискуссиях на семинарах. Мы советуем вам не ограничиваться конспектами лекций, а широко знакомиться с обязательной и дополнительной литературой по нашему предмету. В процессе изучения курса психофизиологии старайтесь не только заучивать, но и понимать материал, и, если что-то кажется вам не совсем понятным, не стесняйтесь обращаться к нам за помощью, ведь освоение данного курса наша с вами общая задача. Большую пользу при подготовке к семинарскому занятию, тесту или экзамену приносит объединение нескольких человек в группу – совместная деятельность часто более продуктивна, чем индивидуальная.

      Мы всегда рады сделать все, что в наших силах, чтобы помочь вам в изучении психофизиологии. В случае необходимости, не стесняйтесь задавать нам свои вопросы в учебное время или через электронную почту.

      Предмет: Основы психофизиологии и нейропсихологии

      Лекции: доцент Полещук Ю.А.

      Семинары: Подберёзкин М.А.
      Условные обозначения: Лекция

      Семинар

      Консультация

      Дата Тема Материал к занятию

      в психофизиологии 3 (с.3-51); 4 (с.33-60).

      СУРС (4 часа) История становления психофизиологии 1 (доп. литература) (с.6-30)

      СУРС История становления психофизиологии 1 (доп. литература) (с.6-30)

      СУРС Биологические основы психики 1 (с.14-25); 4 (с.7-32).

      процессов 1 (с.56-93).

      СУРС Психофизиология сенсорно-перцептивных

      процессов 1 (с.56-93).

      СУРС Психофизиология сенсорно-перцептивных

      процессов 1 (с.56-93).

      3 (с.52-88), 4 (с.199-232).

      3 (с.126-136); 4 (с.233-248).

      3 (с.136-150); 4 (с.329-343).

      в психофизиологии 3 (с.3-51); 4 (с.33-60).

      в психофизиологии 3 (с.3-51); 4 (с.33-60).

      в психофизиологии 3 (с.3-51); 4 (с.33-60).

      процессов 1 (с.56-93).

      4 (с.311-328; 355-376).

      процессов 1 (с.56-93).

      процессов 1 (с.56-93).

      процессов 1 (с.56-93).
      26 марта Первый тест
      26 марта 133 Психофизиология функциональных состояний 1 (с.166-180, 241-262);

      3 (с.52-88), 4 (с.199-232).

      30 марта 132 Психофизиология функциональных состояний 1 (с.166-180, 241-262);

      3 (с.52-88), 4 (с.199-232).

      31 марта 131 Психофизиология функциональных состояний 1 (с.166-180, 241-262);

      3 (с.52-88), 4 (с.199-232).

      31 марта 134 Психофизиология функциональных состояний 1 (с.166-180, 241-262);

      3 (с.52-88), 4 (с.199-232).

      потребностной сферы 3 (с.89-110); 4 (с.285-310).

      3 (с.136-150); 4 (с.329-343).

      3 (с.136-150); 4 (с.329-343).

      3 (с.136-150); 4 (с.329-343).

      4 (с.311-328; 355-376).

      4 (с.311-328; 355-376).

      14 апреля 131 Психофизиология мышления и речи 2 (с. 256-294); 3 (с.151-182);

      4 (с.311-328; 355-376).

      14 апреля 134 Психофизиология мышления и речи 2 (с. 256-294); 3 (с.151-182);

      4 (с.311-328; 355-376).

      14 апреля 134 Консультация по СУРС (Полещук Ю.А.) 13.00-16.00
      16 апреля Второй тест
      16 апреля 133 Психофизиология сознания и бессознательного1 (с.200-240); 4 (с.249-284).

      20 апреля Психофизиология управления движениями 1 (с.94-111); 2 (с.232-259); 3 (с.183-197); 4 (с.177-198).

      20 апреля 132 Психофизиология сознания и бессознательного1 (с.200-240); 4 (с.249-284).

      21 апреля 131 Психофизиология сознания и бессознательного1 (с.200-240); 4 (с.249-284).

      21 апреля 134 Психофизиология сознания и бессознательного1 (с.200-240); 4 (с.249-284).

      потребностной сферы 3 (с.89-110); 4 (с.285-310).

      потребностной сферы 3 (с.89-110); 4 (с.285-310).

      потребностной сферы 3 (с.89-110); 4 (с.285-310).

      адаптивного поведения 4 (с.61-88).

      7 мая 133 Психофизиология управления движениями 1 (с.94-111); 2 (с.232-259);

      аддиктивного поведения 4 (с.421-454).

      11 мая 132 Психофизиология управления движениями 1 (с.94-111); 2 (с.232-259); 3 (с.183-197); 4 (с.177-198).

      СУРС Паранатальная психофизиология 4 (с.455-493).

      СУРС Сравнительная психофизиология 1 (с.394-406).

      12 мая 131 Психофизиология управления движениями 1 (с.94-111); 2 (с.232-259);

      3 (с.183-197); 4 (с.177-198).

      12 мая 134 Психофизиология управления движениями 1 (с.94-111); 2 (с.232-259);

      3 (с.183-197); 4 (с.177-198).

      профессиональной деятельности 1 (с.379-393).

      СУРС Новые направления прикладной

      психофизиологии 2 (с.324-357).
      26 мая Третий тест
      31 мая Четвёртый (итоговый) тест

      3-26 июня ^ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕН
      В расписании возможны изменения.
      Приложение 1

      Правила подсчёта кредитов по предмету «Психофизиология» (2006/07 учебный год):


      п/п

      Вид работы

      Количество кредитных баллов

      1

      Тест 1

      100

      2

      Тест 2

      100

      3

      Тест 3

      100

      4

      Тест 4

      200

      5

      Работа на лекциях и семинарах

      300*

      6

      Ответ на экзамене

      200**

      * – общая сумма кредитов не ограничена

      ** – ответ на 10 считается неординарным и оценивается в 240 кредитов

      ^ Расчет суммы кредитов по дисциплине «Психофизиология» 2006/2007 за работу на лекциях и семинарах




      ^ Обязательные виды деятельности

      часы

      Кредитные баллы

      сумма

      1.

      Посещение лекций

      32

      2

      64

      2.

      СУРС лекции

      16

      4

      64

      3.

      Участие в семинарских занятиях

      16

      2

      32

      4.

      СУРС семинары

      8

      4

      32

      Итого

      min  кредитов: 192

      ^ Дополнительные формы учебной деятельности

      Кредитные баллы

      1.

      Один ответ на семинаре *

      До 5

      2.

      Реферат **

      20

      3.

      Ассистирование преподавателю

      10

      4.

      Тематическое сообщение

      5

      5.

      Анализ журнальных статей

      10

      6.

      Изготовление дидактических материалов

      3

      7

      Написание контрольных работ

      От -2 до +5

      * – Количество ответов на семинаре неограниченно

      ** – Количество кредитов за каждый последующий реферат снижается: за первый – 20, за второй – 10, за третий – 5, за четвёртый – 3, за каждый последующий по 1 кредиту.

      Таким образом, необходимые 300 кредитов за лекционные и практические занятия можно набрать, например, следующим образом: 192 кредита (обязательные виды деятельности)+60 (в среднем 6 баллов на 10 аудиторных семинарах)+20 (реферат)+10 (ассистирование преподавателю)+10 (анализ статьи)+5 (тематическое сообщение)+3 (Изготовление дидактических материалов)=300 кредитов.

      ^ Перевод экзаменационной оценки в баллы:


      Оценка

      % от 200

      Сумма кредитов

      10

      120

      240

      9

      100

      200

      8

      80

      160

      7

      70

      140

      6

      60

      120

      5

      50

      100

      4

      40

      80

      3

      30

      60

      2

      20

      40

      1

      10

      20

      Ваша итоговая оценка будет получена путём деления общей набранной суммы баллов на 100. Например, если Вы пришли на экзамен, имея сумму баллов равную 642, то ваша итоговая оценка уже не может быть ниже 6. На экзамене вы заработали 8 баллов, что даёт вам +160 кредитов (80% от 200), таким образом, ваша общая сумма кредитов стала равна 802. 802/100=8,2 – значит, ваша итоговая оценка за курс равна 8.

      Loading...Loading...