Четыре вопроса относительно намаза путника! Пропущенные намазы. Что делать и как восполнять? О сроке сокращения молитвы в пути

Начинают распространяться на него с того момента, как он оставит позади последние строения окрестностей своего населённого пункта (деревни, города). По прибытии в конечный пункт он продолжает оставаться путником (мусафиром), при условии, что он планирует задержаться в этом месте на срок менее 15 суток. Если путник решит остаться в каком-либо населённом пункте 15 дней и более, то будет считаться постоянным жителем (мукымом) и становится обязанным совершать намазы полностью.

Как только путник пройдёт последние окрестности своего населённого пункта с намерением отправиться в путь на расстояние более 86 километров, на него начинают распространяться особенные решения, связанные с намазом .

Путник (мусафир) обязан сокращать 4-х ракаатные фард намазы до 2-х ракаатов. Это решение не касается 4-х ракаатных сунна намазов и соответственно 3-х ракаатного фард намаза , а также намаза витр -ваджиб. Путнику также дозволяется не совершать сунна намазы , по причине трудностей и неудобств пути, за исключение утренней сунны (по некоторым преданиям, её считают ваджибом).

Если путник будет вынужден оставаться в населённом пункте, ожидая решения какого-либо вопроса, и это ожидание будет длиться годы, он может всё это время совершать намазы в сокращённом виде. Это связано с неопределённостью времени его пребывания в одном месте.

По возвращению путника в местность, где он родился и вырос, обзавёлся семьей или собрался жить постоянно, он перестаёт быть обязанным сокращать намазы и должен совершать их в полноценной форме.

В отличие от других правовых школ в ханафитском мазхабе , если человек вышел в греховный путь, это не освобождает его от решений по сокращению намазов .

3) автотранспорт должен стоять.

Если не получается соблюсти все эти условия из-за каких-либо обстоятельств (коих стоит избегать и планировать полноценное совершение намаза) или уважительной причины, необходимо совершить намаз максимально приближённо к полноценному и при первой же возможности возместить молитву.

Сунна намазы путнику дозволено совершать и в движущемся автотранспорте, при этом молиться можно и сидя.

Обязательный (фард) намаз в самолётах и поездах необходимо совершать полноценно с соблюдением всех условий, за исключением, когда у путника кружится голова и он не в состоянии совершат намаз стоя. В последнем случае он может молиться сидя, совершая полноценно земные поклоны. Согласно некоторым источникам, дозволяется совершать обязательный (фард) намаз сидя, даже без уважительной причины.

Материал составлен по книге «Маракыль-Фалях»

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

НАМАЗ ПУТНИКА (МУСАФИРА) и БОЛЬНОГО

Как известно с Корана и Сунны, Всевышний Аллах сделал облегчение в намазе своим рабам, которые по работе или по другим причинам путешествуют по миру, а также больным людям: «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами » (4:101). Среди ученых нет до сегодняшнего дня единого мнения когда именно и с какого расстояния верующий человек становится путешественником. На оснований разного рода хадисов видим, что наш любимый Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершал намаз путешественника по разному, даже тогда, когда он возвращался с похода при визуальном виде Медины. Из историй развития Ислама видно, что сподвижники совершали намаз путешественника с момента покидания Медины до своего возвращения назад, независимо от количества отсутствовавших дней. Поэтому нельзя усложнять религию и придумывать из-за своего невежества лживые утверждения, указывая всем, что верующий становится путешественником только в течение 15 дней или после преодоления определенного количества километров. Если человек поехал куда-нибудь в командировку с намерением возвратиться назад, то все это время, пока он не приедет назад в свой дом, он становится путешественником, на что указывает хадис Анаса, который сказал: «(Однажды) мы вместе с Посланником Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершили полуденную молитву в четыре рака"ата в Медине, достигнув же Зу-ль-Хуляйфы, мы совершили послеполуденную молитву в два рака"ата » (Бухари). Ибн Хаджар пишет: «Этот хадис используется в качестве доказательств дозволенности сокращения молитв во время поездок на короткие расстояния, так как Зу-ль-Хуляйфа находится в шести милях от Медины ». Если 6 мили перевести на километры, то получается всего лишь 9,6 км пути. Не надо толковать подобные ясные хадисы на свое усмотрение, как это делают многие ученые, чтобы оправдать свое ошибочное мнение. В любом случае, раз вы вышли со своего дома с намерением путешествовать, вы уже являетесь путником до возвращения назад, несмотря на сроки пребывания в пути и расстояния. Но, в то же время нельзя забывать, что если путешественник начнет совершать коллективный намаз за местным имамом в другом населенном пункте, то он обязан следовать за ним и совершать намаз полностью. Человек перестаёт считаться путником с момента возвращения в родные края, даже если он не намеревался оставаться там.

Таким образом, путнику следует сокращать обязательные намазы, пока он не вернётся туда, откуда двинулся в путь. Сообщается, что Йахйа бин Исхак сказал: «Услышав слова Анаса, который сказал: "Вместе с Пророком (салляллаху ‘алейхи уа саллям) мы двинулись из Медины в Мекку, и (в течение всего времени пребывания в пути) вплоть до возвращения обратно в Медину его молитвы состояли из двух рака"атов», я спросил: "А пришлось ли вам провести какое-то время в самой Мекке?"/ Он ответил: "Мы прожили там десять дней" » (Бухари).

Сообщается, "Имран сказал: «В год завоевания Мекки я принял участие в походе вместе с Посланником Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), который провел там восемнадцать дней, совершая молитвы только в два рака’ата » (Абу Дауд).

Сообщается, что Ибн "Умар сказал: «Мне приходилось находиться в пути с Посланником Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), и он никогда не совершал (предписанные молитвы) более чем в два рака"ата до самой своей смерти » (Муслим).

Сообщается, что Йа"ля бин Умаййа сказал: «(Однажды) я спросил "Умара бин аль-Хаттаба: "Не случится ли с вами беды из-за того, что вы сокращаете молитву (в пути), если вы боитесь, что неверные отвратят вас от веры после того, как люди оказались в безопасности?". (В ответ мне) он сказал: "Я удивляюсь тому, что вызвал твой вопрос, ибо я спрашивал об этом Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), и он сказал: (Это - милостыня) садака, которую подал вам Аллах, так примите же Его садаку! (Муслим).

В том случае, когда путник, у которого не было намерения жить в каком-либо городе, останется там и будет ожидать подходящего времени, чтобы тронуться в путь, он будет считаться путником, даже если проведёт в этом городе годы. Ат-Тирмизи сказал: «Все улемы считают, что путнику следует сокращать молитвы всё то время, пока он не примет решения остаться где-либо постоянно. Так, например, сподвижники провели в Рамхурмузе девять месяцев, и всё это время они сокращали молитвы ».

Нельзя не отметить также и немаловажное противоречия при совершений намаза магриб во время путешествий. В некоторых хадисах говорится, что магриб надо совершать без сокращения в три рака‘ата (Тирмизи, Бухари). Но это противоречит с большинством других хадисов, где говорится о сокращений всех намазов путника до двух рака‘атов. В то же время нельзя из-за этого фитну создавать. Раз путнику разрешено за местным имамом совершать все намазы полностью без сокращения, ничего греховного, если путник время от времени будет совершать магриб без сокращения, если ему так сильно хочется:

‘Айша рассказывает: «Намазы были фарзом только по два рака‘ата, затем Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сделал хиджру (переселился в Медину). И после хиджры стало фарзом четыре рака‘ата, а намаз путника остался по-прежнему (по два рака‘ата) » (Бухари, Муслим).

‘Абдуллах ибн ‘Аббас рассказывает: «Аллах Та‘аля устами вашего Посланника (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сделал фарзом четыре рака‘ата, когда дома, и два рака‘ата, когда в путешествии » (Муслим).

Сообщается, что Ибн "Аббас сказал: «Через вашего Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) Аллах предписал совершать молитву в четыре рака’ата (тем, кто живёт) на одном месте, и в два рака"ата (тем, кто находится) в пути » (Муслим).

‘Абдуллах ибн ‘Аббас и ‘Абдуллах ибн ‘Умар оба рассказывают: «Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) установил намаз путешествия в два рака‘ата, и эти два рака‘ата являются полным намазом, а не сокращённым, витр намаз в путешествии является постоянным суннатом » (Ибн Маджа).

Из Сунны достоверно знаем, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) по-разному совершал намаз со своими сподвижниками во время своих поездок. Это указывает на то, что в подобных случаях мусульманам предоставляется большая свобода действий в рамках шариата, и что проводить такие намазы следует так, чтобы не усложнять религию со всевозможными придуманными запретами и условностями. Всегда надо стараться совершать все свои намазы в отведенное для этого время, т.е. вовремя, независимо где в это время находишься – в воздухе, на море или на дороге: Аллах Всевышний сказал: «Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно. Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом. Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он научил вас тому, чего вы не знали » (2:238-239). Как видите из этого аята, намаз можно совершать в любой обстановке, независимо, где бы вы ни находились. Если по каким-то независящим от вас обстоятельствам вам пришлось отложить свой намаз, то вы можете сочетать два намаза вместе. Например, пропустили зухр. В таком случае зухр можете совершать перед наступлением времени аср и т.д. Но ни в коем случае нельзя совершать намаз до наступления своего времени, как это делают многие невежественные люди во время путешествий, совершая два намаза вместе, один из которых еще до наступления своего времени, как например, после зухр сразу совершают аср, хотя время начала намаза аср еще не наступило .

Абдулла Ибн Шакык сказал: «Однажды, Ибн Аббас проповедовал нам с предвечерней молитвы до тех пор, пока не закатилось солнце и появились звезды. Люди забеспокоились: «Молитва! Молитва!» Тогда к нему подошел мужчина из племени Бану Тамим и, не прячась и не сгибаясь, произнес: «Молитва! Молитва!» Тогда Ибн Аббас сказал: «Ты учишь Сунне меня?! У тебя матери нет!» И сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха, совместил послеполуденную молитву и предвечернюю, вечернюю и ночную». Абдулла Ибн Шакык сказал: «Мне было неспокойно от этого в груди и я сходил к Абу Хурайре и спросил его (об этом), однако, он подтвердил достоверность его слов » (Муслим). А если своевременное совершение нескольких намазов становится невозможным от независящих от вас обстоятельств, то эти намазы можно отложить до появление первой возможности, как поступал Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) во время осады Медины, известной как «битва у рва». В любом случае перед намазом постарайтесь определить Киблу. Если все таки не смогли определить Киблу, то на вас не будет греха, совершайте свой намаз уверенно. В случае, если во время поездки вы не одни, а несколько человек и для вас будет затруднительно вместе совершение коллективного намаза (например, в самолёте), то люди могут провести её каждый по отдельности стоя, сидя или опустившись на колени. Аллах всегда примет искренние намерения Своих рабов!

Сообщается, что Анас сказал: «Я участвовал в бою за овладение укреплениями Тустара, который происходил на заре. Этот бой был ожесточённым, и люди не могли приступить к молитве, которую совершили только после того, как солнце поднялось уже высоко над горизонтом. Мы совершили эту молитву вместе с Абу Мусой (аль-Аш"ари), а потом нам была дарована победа ». Анас сказал: «И я не променял бы эту молитву на весь мир со всем, что в нём есть » (Бухари; Ибн Абу Шайба).

Спорной и нерешенной проблемой среди путешественников является совершение намаза во время движение транспорта (самолет, поезд, машина и т.д.). Некоторые ученые запрещают совершать намаз сидя, предварительно не определив сторону Киблы и рекомендуют совершать намаз на полу между сидениями обязательно в сторону Киблы. Такое утверждение ошибочное. Передают, что Ибн Умар рассказывал, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) по дороге из Мекки в Медину совершал намаз верхом на своей верблюдице, и его лицо было обращено в направлении движения животного. По этому поводу был ниспослан аят: «Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха! » (2:115) (Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ахмад).

Ахмад передал со слов Джабира: «Я видел, как Посланник (мир ему и благословение Аллаха) совершал добровольные намазы на своей верблюдице в любом направлении. При совершении земного поклона он склонялся ниже, чем при совершении поясного, наклоняя голову». В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: «(Находясь в пути), Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обычно совершал добровольные молитвы и витр верхом на своей верблюдице, в какую бы сторону она ни направлялась, но предписанных обязательных молитв верхом он не совершал » (Муслим).

Ат-Тирмизи и Ахмад передали малоизвестный хадис со слов Йа"лы ибн Муры: «Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) вместе со своими сподвижниками добрался до перевала, он сидел верхом на верблюдице. Шел дождь, и земля была сырой. Когда наступило время намаза, он велел муэдзину призвать на намаз и объявить о его начале. Затем он выехал вперед на своей верблюдице и совершил намаз, наклоняя голову. При совершении земного поклона он склонялся ниже, чем при совершении поясного ».

Во время болезни мы часто забываем облегчение Аллах Та‘аля: «То вспоминайте Аллаха - стоя, сидя и на своих боках » (4:103). ‘Имран ибн Хусейн однажды во время своей болезни спросил у Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) о чтении намаза, Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) ответил: «Читай намаз стоя, а если нет на это силы, то читай сидя, а если на это тоже нет силы, тогда читай на своём боку » (Бухари).

В Насаи приведены также следующие хадисы: «Если не можешь читать намаз на боку, то читай лёжа на спине, не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для неё » (Дар Кутни).

Нафи‘ передаёт, что ибн ‘Умар сказал: «Если больной не может совершить сажда, то пусть совершает намаз знаком, (но для совершения сажда) нельзя поднимать что-нибудь к своему лбу » («Муатта имам Малик»).

Отличительными чертами шариата являются милосердие и лёгкость, и поэтому больному разрешается совершать намаз сообразно его возможностям. Указанием на это является хадис, в котором сообщается, что "Имран бин Хусайн сказал: «У меня был геморрой, и я спросил Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) о (том, как мне совершать) молитву . Он сказал: «Стоя, но если не сможешь, молись сидя, а если не сможешь (делать и этого, то молись лёжа) на боку" » (Бухари). Этот хадис относится также и к путешественникам, когда они сидят в поезде или автобусе.

Если совершение намаза стоя причинит больному вред, ему разрешается совершать намаз сидя. Другими словами, он может сесть так, чтобы намаз не доставляла ему затруднений и не причинила вреда, например, совершать поясные и земные поклоны, скрестив ноги. Уважительной причиной для совершения намаза сидя могут служить опасения перед тем, что болезнь может усилиться, или для выздоровления потребуется больше времени, о чём уже известно по прошлому опыту, или указание сведущего врача - мусульманина, а также сильная боль, головокружение или недержание мочи у больного в тех случаях, когда он совершает намаз стоя.

Если больной не в состоянии обозначать земные поклоны движениями головы, ему следует отложить намаз и не делать никаких знаков ни глазами, ни бровями, так как имеется прямое указание на необходимость обозначения поясных и земных поклонов кивками, но не знаками, которые делаются глазами или бровями. Передают со слов Ибн "Умара, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Если больной не в состоянии совершить земной поклон, ему следует обозначать его кивком, ничего не поднимая ко лбу » (Малик).

Передают со слов Ибн "Аббаса, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Больному следует молиться стоя, однако если это для него затруднительно, он может молиться сидя. Если ему трудно (молиться сидя), он может (молиться лёжа), обозначая (поясные и земные поклоны) кивками, если же и это окажется для него затруднительным, пусть прославляет Аллаха » (Ат-Табарани).

Многие ученые ошибочно разрешают больным, пропустившим больше намазов, чем предписано совершать в течение дня и ночи, не возмещать их. Но это заблуждения, т.к. пропущенные обязательные намазы не снимаются, пока их не возместят. Если во время намаза здоровому человеку станет плохо, он должен, по возможности, довести намаз до конца сидя или лёжа.

Сообщается, что Аиша сказала: «Когда Посланник Аллаха, да благославит его Аллах и приветствует, пропускал ночную молитву из-за болезни или по какой-нибудь иной причине, он всегда совершал днём дополнительную молитву в двенадцать ракаатов » (Муслим).

Сообщается, что однажды "Аммар бин Йасир лишился сознания и не приходил в себя, пока не прошло время полуденной, послеполуденной, вечерней и ночной молитв, очнувшись же в середине ночи, он совершил все четыре пропущенные им молитвы (Ад-Даракутни).

Особо хочется остановиться в вопросе путешествия женщины. По шариату женщине запрещено путешествовать одной, без сопровождения махрама, т.к. это связано с возникающими по дороге соблазнами соблазнить мужчинами одинокую женщину по наущению шайтана или ограбить ее. Передают со слов Ибн "Умара, что Посланник Аллаха(салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Не следует женщине отправляться в путь, который займет три дня иначе как в сопровождении близкого родственника » (Бухари).

В конце хочу предупредить всех, чтобы они из-за уважения к личности путника не давали ему разрешения возглавлять коллективные намазы, кроме пятничного намаза, т.к. путник обязан сократить свои намазы, а местные жители лишены такой возможности. Поэтому местный имам всегда обязан сам совершать коллективный намаз как полагается:

Передают со слов "Имрана бин Хусайна, что, совершая в Мекке молитвы в два рака"ата, Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил: «О жители Мекки, завершайте свою молитву, ибо мы находимся в пути » (Ат-Тирмизи).

Есть также большая разногласия среди ученых по поводу совершения дополнительных намазов путником. В этом вопросе мы обязаны следовать Сунне. Если у человека есть свободное время и сильно не занят делами, то он имеет полное право совершать дополнительные намазы по своему желанию и за свои старания он получит только вознаграждения, иншааЛлах. В противном случае греха не будет, если он совершит только обязательные намазы в сокращенном виде.

Передают со слов Ибн "Умара, что, находясь в пути, Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) обычно совершал добровольные молитвы сидя верхом на своей верблюдице. Он (продолжал молиться), куда бы она ни поворачивалась вместе с ним, обозначая поклоны кивками, и Ибн "Умар поступал так же (Аль-Бухари).

Сообщается, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники, находившиеся в пути, проспали утреннюю молитву. Абу Катада сказал: «Первым, когда солнце уже показалось, проснулся Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а потом в страхе поднялись и мы. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел садиться верхом, после чего мы сели верхом и тронулись в путь. Когда же солнце поднялось над горизонтом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спешился и велел мне подать мой сосуд для омовения, в котором было немного воды. Потом он совершил более краткое по сравнению с обычным омовение, а потом Билял возгласил азан, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил добровольную молитву в два рака ата и предписанную утреннюю молитву, поступив так же, как он поступал ежедневно » (Муслим).

Как видите из содержания вышеприведенных хадисов, путешественник может по желанию совершать не только витр, но и другие дополнительные намазы в пути, по своему желанию.

Находящимся в поездке (сафар) мусульманам разрешается сокращать 4-ракаатные (обеденный, предвечерний и ночной) намазы и совершать вместо них по 2 ракаата. Сокращение намаза допускается при наличии следующих условий (шарт):
1) дорога должна быть длиною не менее суточного (24 часа) или двухдневного пешего хода (примерно 83 км, даже если вы преодолеваете это расстояние за короткое время с помощью транспортного средства);
2) путешествие должно быть целевым. К примеру, если вы просто вышли из дома, не зная куда идете, то сокращение намазов не допускается;
3) при вступлении в намаз необходимо иметь намерение (ният) сократить или перенести его;
4) тот, кто намерен сократить намаз, не должен следовать за имамом, который совершает намаз без сокращения; в таком случае следует совершить намаз полностью;
5) в течение всего намаза следует сохранять намерение сократить намаз. Если, например, в течение намаза вознамеритесь совершить его полностью, то после этого уже нельзя его совершать сокращенно;
6) нахождение в пути во время совершения сокращенного намаза. Если совершаете сокращенный намаз на корабле и до окончания намаза доплыли до места постоянного проживания, то намаз следует совершить полностью (4 ракаата);
Если прибыли в какое-то место, где намерены пробыть 4 и более дня (без учета дней прибытия и отбытия), то в этом месте молитвы сокращать нельзя.
Если заранее не знаете, сколько времени (меньше 4-х дней или больше) пробудете в данном месте с надеждой на то, что вот-вот решится вопрос или проблема, из-за которой вы находитесь на данной территории, то до истечения 18 дней можно совершать сокращенный намаз (в случае задержки из-за того, что не удалось вовремя решить возникшие вопросы).
7) необходимо знать, когда и как можно совершать сокращенный намаз.
Во время поездки, при наличии всех условий, необходимых для сокращения намаза, разрешается также перенос намаза (кроме утреннего). Обеденный намаз можно перенести и совершить вместе с предзакатным и, наоборот, предзакатный можно перенести на время обеденного и совершить вместе с ним. Вечерний намаз можно перенести и совершить вместе с ночным и, наоборот, ночной можно перенести на время совершения вечернего.
Если предзакатный намаз переносится к обеденному или ночной к вечернему, то необходимо соблюдать следующие условия (шарт):
1) обеденный намаз необходимо совершать раньше предзакатного, а вечерний – раньше ночного.
2) необходимо в первом намазе сделать ният о том, что вы намереваетесь перенести и совместить оба намаза (лучше в начале намаза).
3) совершение намазов подряд, без перерыва. По завершении первого намаза читают камат и сразу совершают второй. Недопустимо, чтобы между намазами прошло время, достаточное для двухракаатного намаза. В этом случае второй намаз совершают в свое время. Если обеденный намаз переносится к предзакатному или вечерний к ночному, то до истечения времени обеденного или вечернего намаза необходимо иметь соответствующее намерение (ният) перенести намаз, в противном случае намаз считается пропущенным.

Намаз можно сократить, вместо четырех ракаатов совершая два. Сокращаются обеденный, послеобеденный и ночной намазы, а вечерний и утренний - не сокращаются. При вступлении в намаз в намерении совершить намаз добавляют еще и слово «сокращая». Для того, чтобы разрешалось сокращать намаз, путь должен быть не менее 92 км. Если путник совершает намаз за непутником или за тем путником, который не намерен сокращать намаз, то ему сокращать свой намаз нельзя. Если путь превышает 138 км., то сокращать намаз предпочтительнее, чем совершать его полностью.

Перенос намаза.

Можно перенести обеденный намаз на послеобеденный (назад), а также послеобеденный на обеденный (вперед). Также можно перенести вечерний на ночной и наоборот. Нельзя совмещать друг с другом вечерний и послеобеденный намазы. Также не совмещаются ночной и утренний и наоборот, утренний на обеденный и наоборот.

Если обеденный намаз переносится на послеобеденный (то есть назад), то при наступлении обеденного намаза нужно сделать сердцем намерение о переносе этого намаза на послеобеденный намаз. Если без такого намерения настанет срок послеобеденного намаза, то он (обеденный) считается пропущенным.

При совершении обоих намазов в послеобеденное время нужно делать намерение таким образом: Я намереваюсь совершить обеденный фарз-намаз, перенеся на послеобеденный намаз. После салама встают, читают икамат и произносят намерение: Я намереваюсь совершить обязательный послеобеденный фарз-намаз. Вместе с переносом можно намазы и сокращать. Но при вступлении в каждый намаз в намерение добавляют еще и слово «сокращая». Например: Я намереваюсь совершить обеденный намаз с переносом на послеобеденный, сокращая. Затем совершают два ракаата обеденного намаза, после салама соверщают икамат и намерение: Я намереваюсь совершить послеобеденный фарз-намаз, объединив с обеденным намазом, сокращая. Затем совершают два ракаата и выходят из намаза саламом. Такой же порядок сохраняется при переносе вечернего намаза на ночной или с ночного на вечерний.

Если намаз переносится вперед, т.е. послеобеденный на обеденный и ночной на вечерний, то, помимо того, что путь должен быть дозволенным и длинным, необходимы три условия:

1) При намерении первого намаза нужно иметь намерение совершить, совмещая, и второй намаз.

2) Между обоими намазами читается только икамат, и, не отвлекаясь, быстро вступают во второй намаз.

3) Передний намаз совершают первым, а вторым совершают следующий намаз, то есть сначала обеденный, затем послеобеденный (либо вечерний, затем ночной).

Если из этих трех условий отсутствует хоть одно, то перенос намаза вперед не допускается. При переносе намазов назад, т.е. обеденного на послеобеденный или вечернего на ночной, необходимо одно условие. До истечения первого намаза нужно сердцем сделать намерение о переносе намаза. Других условий нет.

При объединении обоих намазов желательно вначале призвать к намазу (азан), затем совершить ратибаты (совершаемые до намаза), а затем для обоих отдельно прочитать икамат. Между обоими намазами не должно быть иных разговоров, кроме икамата.

Многие говорят, что при выходе из дома не сделали намерение для пути и поэтому нельзя сокращать и переносить намазы. Такого нет в Шариате. При выходе из дома не надо делать особого намерения о выходе в путь. Достаточно, если у путника определено место, куда он едет, и расстояние путешествия насчитывает не менее 92 км.

Для того, чтобы можно было переносить и сокращать намазы, нужно покинуть границы своего села (города). После прибытия в село (город) тоже нельзя сокращать намазы. Путь должен быть длиной больше 92 км, причем в одну сторону. К примеру, если уехать в город, расположенный на расстоянии 50 км, и вернуться назад, то это путешествием не засчитывается и нельзя сокращать и переносить намазы.

Если по прибытии в какой-нибудь населенный пункт путнику станет известно, что, не считая дня прибытия и отъезда, он должен остаться здесь четыре дня, то здесь путешествие заканчивается, и с того момента ему нельзя сокращать и переносить намазы. Но если остается три дня, то эти три дня тоже можно сокращать. Затем, если он хочет дальше ехать, нужно выяснить расстояние от этого города до места, куда отправляется (т.е. хватает 92 км).

Если хватает, то с окраины этого города он может сокращать и переносить намазы, а если нет, то нельзя. Также если в этом городе или селе путник в ожидании решения вопроса проведет время, то до истечения 18 суток ему можно переносить и сокращать намазы по мазхабу имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах).

Совершение намазов-суннат путником

Некоторые люди говорят, что в пути намазы-суннат нельзя совершать. В свое оправдание они приводят то, что для обязательных намазов имеется разрешение сокращать, но какой, мол, смысл, совершать суннаты, создавая себе затруднения.

Каждый намаз-суннат имеет определенное вознаграждение, и при возможности, и если это не затрудняет нас, то зачем упускать вознаграждение, ссылаясь на то, что мы находимся в пути? Более того, по Шариату, чтобы мы совершали намазы-суннат, сделаны большие облегчения.

Намазы-суннат путник может совершать, находясь в транспорте, в движении. При возможности, вступая и заканчивая намаз, следует повернуться к Каабе, а если невозможно, то совершаешь, как можешь. Машина едет, а ты молишься. Нужно опираться на хадис, а не выносить решения по своему усмотрению.

В хадисе, переданном Бухари (да будет доволен им Аллах) сказано:«Пророк r совершал намазы-суннат, сидя на верблюде, куда оборачивался, туда и молился, а когда нужно было совершать фарз-намаз, то сходил (слезал) с верблюда» («Итхаф-уль ссадатиль муттакин», т. 7, с 522).

Имамы всех мазхабов разрешают в пути совершать суннат-намазы, будь то ратибат или другие суннаты («Рахматуль уммат, Хамим Мизану Ша’рани», т. 1 с. 65).

Имам аль-Газали (да будет доволен им Аллах) пишет: «Из-за того, что находишься в пути, нельзя упускать намазы-суннат. Потому что вознаграждение, которое он упустит из-за не совершения суннатов больше, чем то, которое он получил от путешествия» («Ихьяу-улюмиддин», т. 2, 376).

Но нельзя усердствовать в намазах-суннат, если все его ждут. Другое дело, если вся группа совершает все суннаты. Те, кто совершают, должны постараться по возможности совершать намаз-суннат, пока спутники отвлечены чем-то другим или готовятся к намазу. А если и так не удается, то нужно совершать их на машине во время движения.

Порядок совершения перенесенных намазов и их ратибатов.

1) Если обеденный намаз переносится на послеобеденный и обратно, то сначала оглашают азан, затем совершают четыре ракаата суннат-ратибат обеденного намаза (по два ракаата), после читают икамат и совершают обеденный фарз, а затем читают икамат, совершают послеобеденный намаз, затем совершают ратибаты обеденного намаза, четыре ракаата - по два, затем послеобеденного намаза - четыре ракаата - по два.

2) Если вечерний намаз переносится на ночной или обратно, первым оглашается азан, затем читают икамат и совершают вечерний намаз-фарз, затем читают икамат и совершают ночной фарз-намаз, затем совершают ратибат вечернего намаза (два ракаата), затем шесть ракаатов намаза-аввабинов (по два), затем два ракаата ночного намаза, затем три, пять, семь, девять или одиннадцать ракаатов витру (по два ракаата и в конце один нечетный ракаат). Здесь нет разницы переноса намаза вперед или назад («Итхаф» т. 7, с 518-519).

Если послеобеденный намаз переносится на обеденный, дозволено совершить суннаты послеобеденного намаза во время обеденного намаза, а также можно отложить совершение ратибатов послеобеденного намаза до наступления его времени. Также можно поступить и при переносе ночного намаза на вечерний.

Путнику также желательно совершать не только намазы ратибаты, но и другие суннаты, такие, как зуха, таххаджуд, аввабин, витру и другие. Эти намазы также дозволено совершать и сидя на машине.

Этикет.

Этикетами и молитвами (дуа) подготовки к пути, самого пути, сокращениями и переносами намазов можно пользоваться не только по пути на хадж и обратно. Эти правила общие для всех дозволенных путешествий, при определенных условиях. Путникам желательно иметь с собой зеркало, ножницы, расческу и сивак. В наше время нужно иметь с собой еще компас и карту для определения стороны Киблы. Нужно знать и расположение Киблы в проезжаемых странах. Потому что если придется совершать намаз там, где нет мечети и совершили намаз не в сторону Каабы, то этим людям будет большой грех за то, что не изучили методы определения Каабы.

Совершать молитву пять раз в сутки – обязанность и дело совести каждого мусульманина. Но, в жизни бывают ситуации, когда верующий пропускает намаз непреднамеренно или вынуждено. Принявшие ислам люди часто задают вопросы, что делать, если я пропускаю намазы, возможно ли восполнить намаз, как это правильно сделать? Большинство авторитетных исламских ученых-богословов подтверждают необходимость возмещения намаза, пропущенного по уважительной шариатской причине. В некоторых случаях верующие могут пропустить намаз и не восполнять его, и на них не будет греха.

Для начала предлагаем вам посмотреть видео на тему «Пропущенные намазы (каза)»:

Можно ли перенести или пропустить намаз?

Переносить намаз на другое время суток преднамеренно (сознательно) без уважительной причины – недопустимо и считается грехом. Если наступило время намаза, но верующий не имеет возможности совершить его немедленно, он молится сразу же, как только сможет. Такие ситуации иногда случаются в пути, на приеме у врача, на работе, на улице, если рядом нет мечети или человеку требуется омовение, а сделать его негде.

Верующий должен совершать очередной намаз в соответствующий период времени (до наступления следующего). Всевышний Аллах ﷻ определил время для поклонения, «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Насаи 4: 103). Для этого необходимо соблюдать такие условия:

  • он физически не ограничен;
  • находится в подходящем месте;
  • его жизни ничего не угрожает;
  • зависящие от его действий люди (больные, старики, дети) находятся в безопасности;
  • его тело и одежда не осквернены, или есть возможность выполнить ритуальное омовение, переодеться.

В каких случаях можно пропустить намаз?

  • во время боевых действий;
  • во время стихийных бедствий, снегопадов, дождей;
  • при необходимости оказать помощь роженице или спасать другого человека;
  • в пути;
  • если человек непреднамеренно забыл или проспал;
  • когда мусульманин окружен неверными;
  • по причине болезни.

Свидетельство Джабера:

«Омар ибн аль Хаттаб в день сражения у Рва после захода солнца сказал: «О посланник Аллаха, едва я помолился аср, как солнце стало заходить». На что Пророк Мухаммед ﷺ ответил: «Клянусь Аллахом, я еще не молился аср». После этого они вместе с пророком Мухаммадом совершили аср после заката, а затем магриб. (аль-Бухари 598, Муслим 209).

Пророк Мухаммад ﷺ, отвечая на вопрос верующих, есть ли на них грех, когда они просыпают ночную молитву, сказал следующее:

«Воистину, не совершаются преднамеренные плохие поступки во сне. Сознательно грешит человек только бодрствуя. Кто забыл или проспал, искуплением ему будет совершение молитвы, как только он вспомнит о ней» (Муслим 1/477).

Во время любого путешествия или в случае возникновения опасности, разрешается укорачивать намаз. Об этом Аллах говорит в суре Женщины. Также нет греха на том, кто по принуждению пропустил намаз:

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами.» (Ан-Ниса, 101-й аят из 176).

Подневольный человек имеет оправдание перед Всевышним, если пропускает намаз по принуждению. В этом вопросе среди ученых нет разногласий. (Аль-Маджму 3/67).

Когда следует совмещать два намаза?

  • в дороге;
  • во время хаджа в день Арафа.

Исламские ученые пришли к соглашению, что в дальних поездках или походах на расстояние больше 80 км, совмещают зухур и аср, и магриб и иша. Вместо четырех ракаат каждого выполняют только по два. Их решение основано на хадисах Джабера: пророк Мухаммад ﷺ во время хаджа на горе Арафат «Он молился зухур и затем аср», и в долине Муздалифа «Он молился магриб и иша, с двумя ракаатами, и ничего между ними» (Муслим).

Совершать намазы допустимо как до наступления времени следующего (такдим, что в переводе означает досрочный), так и после (таахир, что значит после срока).

Как возместить пропущенный намаз?

Если мусульманин вынужденно или случайно пропустил намаз, он должен восполнить его, совершив после очередной молитвы каза-намаз в любое разрешенное время. Исламские ученые сошлись во мнениях, что восполнять пропущенные намазы следует, сохраняя их последовательность. (аль-Мугни 1/607, Найлюль-аутар 2/36). Молиться запрещено во время восхода, когда солнце в зените, и на закате. Возмещение намаза в неправильной очередности по незнанию не следует исправлять, потому что незнание является оправданием. Этого мнения придерживался шейх аль-Ислам Ибн Таймия. (аль-Инсаф 1/445) и другие ученые.

Правила восполнения

  • если человек пропустил утренний намаз непреднамеренно, он выполняет его сразу после пробуждения, но только после восхода солнца;
  • если верующий приходит в мечеть во время призыва к очередной молитве, он присоединяется к молящимся и совершает сначала намаз, время которого наступило, а после него каза;
  • если человек молится один, вначале он совершает каза намаз, а затем следующий за ним;
  • когда остается мало времени, чтобы прочитать молитвы в правильной последовательности, сначала необходимо сделать намаз, время которого подходит к концу, чтобы не пропустить его;
  • если вынужденно пропущены все намазы, кроме последнего, верующий выполняет все пять поочередно до окончания времени последней ночной молитвы (иша);
  • если пропущены пять молитв за день, восполнить их можно на следующий день, читая намаз и каза поочередно;
  • пропущенный иша восполняют сразу после пробуждения, перед утренней молитвой.

Обязан ли человек, пропустивший намаз без причины, восполнить его?

Большинство ученых считали, что мусульмане обязаны восполнять намазы, пропущенные без разрешенной шариатом причины. Однако это мнение не подтверждено аргументами из Корана и сунной. Многие из числа первых исламских ученых, и более поздние последователи, считала, что пропущенный без законной причины намаз не восполняют. Вместо этого мусульманин должен раскаяться в содеянном грехе и вернуться своевременному ежедневному обряду.

Про это говорили сподвижники Омар ибн аль-Хаттаб, Саад ибн Абу Уаккас, Ибн Мас’уд, Сальман аль Фариси. Имам Ибн Хазим сказал:

«Нам неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников спорил с ними». (аль-Мухалля 2/235).

Шейх аль-Ислам Ибн Таимия говорил:

«Нет указания восполнять молитву для пропустившего ее без законной причины, и эта молитва недействительна». Верующий должен читать больше дополнительных молитв».

В каких ситуациях не нужно восполнять пропущенный намаз?

Не нужно восполнять намазы, причины пропуска которых следующие:

  • нахождение в бессознательном состоянии из-за болезни или одержимости джинами;
  • дни менструаций, родов и послеродовый период у женщин;
  • намазы, пропущенные за время жизни до принятия ислама.

Считается достоверным хадис:

«Принятие Ислама очищает от грехов, совершенных ранее» (Ахмад 4/198).

Как молиться людям с плохим здоровьем?

Больным людям, которые физически не могут совершать традиционный намаз, разрешается молиться мысленно, сидя лицом к Кибле. Если состояние человека тяжело настолько, что он не может даже сидеть – молитва читается лежа, ритуал выполняется мысленно. Информацию о последовательностях действий во время намаза Вы можите прочитать в статье «Как делать намаз» .



Loading...Loading...