Долг и совесть. Внутренний конфликт или моральное помешательство Смотреть что такое "моральный" в других словарях

Пороки

Мы поговорим о 7-ми основных пороках или о 7-ми смертных грехах, если говорить языком религии, которые ведут к «гибели души» или к разрушению человеческой личности.

Так это или нет, решите сами, после того как ознакомитесь с описанием пороков и с тем, какая или какие из добродетельных составляющих противостоят им в человеке.

Необходимо сразу сказать, что понятия пороков, их значения, даны не совсем в ключе официальной религиозной доктрины по той простой причине, что язык и форма изложения подобных личностных проявлений не всегда понятна современному человеку. Посему рассматривайте описание не как догмат, некую непреложную и окончательную формулировку, а как информацию к размышлению.

Гордыня (высокомерие) – это первый порок в череде разрушительных составляющих личного человеческого зла, который толкает человека на путь разрушения личности. Его суть заключается в том, что человек переоценивает себя и свои возможности, и к тому же позиционирует себя в обществе как обладатель этих сверхвозможностей.

Такого человека можно сравнить с ребенком, который нафантазировал о себе не весть что и ведет себя в соответствии с этим образом, демонстрируя окружающим свой вымышленный уровень.

Угроза такого поведения для человеческой личности заключается в том, что человек, давая себе сверхоценку и проецируя ее на окружающих, говорит и считает, что он может больше. Но когда ситуация доходит до реального применения его возможностей, то оказывается, что это не соответствует действительности.

Это плохо для человека, который не может взять возложенные на него обязательства, плохо людям, которые не наго надеяться, но не могут получить желаемое. И, безусловно, пагубно для его развития, которое невозможно без реальных дел, которые попросту не могут быть совершены по причине того, что человек их не может сделать.

Гордость, самоуважение противостоят пороку Гордыня, подразумевая под собой то, что человек не только реально оценивает свои возможности, но и удовлетворен ими и тем, как он ими умеет распоряжаться. Он знает себя и знает, чего он стоит в этом мире. И в результате в ситуациях, в которых он принимает решения, он в состоянии это сделать объективно и ответственно, но уподобляясь авантрюрзму гордеца и высокомерию его самооценки.

Зависть как порок идет следом за гордыней, говоря о том, что человек, ведомый таким пороком, активно желает того, что он видит у других людей. И его совершенно не волнует, как именно они это получили, как заслужили. Он просто хочет обладать этим, а если понимает, что это невозможно, то всячески старается унизить обладателя того желаемого, к чему стремиться завистник.

Я думаю вам приходилось встречаться с такими людьми, которые, не зная о человеке практически ничего, называли того вором, бездельником, мошенником, лентяем и прочими нелестными эпитетами в одной лишь целью – очернить то, чем он владеет. Ведь если «вор» чем-то владеет, а завистник «честен», то все получается, поскольку в ином случае либо надо что-то сделать, чтобы обладать, либо переживать, что нет возможности это сделать.

Это «защитный» психический механизм, который толкает человека назад, во тьму веков. Ведь для того чтобы иметь желаемое, не обязательно что-то делать. Не обязательно задумываться, как это можно получить и к этому стремиться. Достаточно выстроить барьер «условного зла» и многие проблемы кажутся решенными.

Конечно, завистник не только может порицать других, но и наносить им вред, и попросту стараться что-то у них украсть, поскольку не видит или не желает видеть естественного пути обладания делаемым.

По сути, осуждение порока «зависть» базируется на осуждении воровства, как в зачаточном состоянии, так и в его развитии.

Объективность и справедливость противостоят зависти, побуждая человека размышлять как над своим желанием, так и над возможностью его реализовать. А также, и безусловно, над признанием права других людей обладать чем-то по той причине, что они это заслужили.

Конечно, такая реакция как объективность не всегда способна противостоять зависти, но наличие взвешенного и разумного взгляда на мир делает человека менее злобным и завистливым.

Чревоугодие (обжорство) – простой, но в то же время весьма разрушительный человеческий порок, который говорит нам о том, что человек, обладающий таким пороком, ставит свое желание угодить своему телу выше всего остального.

Да, если смотреть на значение порока «плоско», то смысл этого слова заключен только в том, что человек ставит удовлетворение своей пищевой потребности на первое место. Но на самом деле пища, как форма продолжения жизни, не является единственным стремлением нашего организма. И стремление к уюту, физическому довольству, максимальному комфорту, достатку, как страховки, гарантирующей этот комфорт, все это объединяется в одну цепь обеспечения собственного организма.

А что в этом плохого? На самом деле ничего, кроме того, что в физическом мире, в отличие от духовного, есть такое понятие, как мера. Так, к примеру, выпивая три литра воды в день, человек себя чувствует вполне комфортно. Но если он выпивает шесть, получая от этого наслаждение или просто яро делая это делать, то он попросту портит свой организм.

И это только часть вопроса, поскольку человек, поставив стремления личного физического довольства превыше всего, становиться социально и общественно неинтересен, а в некоторых случаях даже опасен. Почему?

Да потому что все и всегда он будет делать для себя и для своего тела. И ни родные, ни близкие, ни друзья не будут стоять также высоко, как теплый диван или кусок мяса в его оценках этого мира.

Скромность, умеренность как проявления добродетели призваны противостоять чревоугодию, ограничивая человека в его простых физиологических стремлениях, предлагая ему потреблять не более, чем это необходимо.

Конечно, понятие умеренность гораздо шире и помогает человеку не только в противостоянии чревоугодию, но в первую очередь оно позволяет сохранять человеку баланс между физическими и духовными потребностями. Не ставить что-то выше, а что-то ниже, а находить верную гармонию.

Ведь не сложно понять, что избыток пищи, как и ее недостаток, пагубно сказывается на человеке. А недостаток эмоции или наслаждения всеми аспектами человеческой жизни рано или поздно может привести к сильнейшей депрессии и простому вопросу: Зачем жить, если жизнь так печальна?

Блуд (похоть) – идет следом за чревоугодием, демонстрируя нам слабости человеческой физиологии. Ведь то, что человек стремиться удовлетворить свои сексуальные потребности, в первую очередь обусловлено природой самого человека. Как мужчина по своей природе может оплодотворить множество женщин, так и женщина, по своей природе, стремиться воспроизвести максимально жизнеспособное потомство.

Но ведь мы говорим не о животных, а о людях, которые имеют не только потребности, но и обязательства перед другими людьми, которые связывают их в реализации этого физиологического инстинкта.

Думать о продолжении рода не так уж и плохо. Получать наслаждение от секса как физиологического и духового процесса также необходимо, поскольку это заложено самой природой. Но в тоже самое время действовать бесконтрольно и разгульно в этом вопросе, это значит попросту забыть о других возможностях человека как личности.

Ведь инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода, это два мощнейших инстинкта, которые движут человеком во многих ситуациях. Но умеренность, о которой мы говорили, способна сделать это движение более осмысленным.

Именно поэтому целомудрие противопоставляется блуду, но не как форма полного отказа от сексуальных контактов, сексуального наслаждения или брака как такового, а как умеренная и взвешенная политика личной сексуальной жизни.

Ведь не просто так вторая часть добродетели звучит как «…мудрие», тем самым предполагая наличие разума и осмысленности в поведении человека. И, конечно, умеренности.

Гнев (злоба) существует и как порок, и как форма, позволяющая человеку отстаивать свои интересы или подчинять своим интересам других людей. Когда человек гневается? Да когда что-то происходит не по его воле и не по его желанию.

Но вот вопрос, а разве все, что происходит в этом мире, должно подчиняться воле какого-то конкретного человека? Разве другие люди не должны обладать возможностью выбирать, высказывать свое мнение, поступать так, как считают нужным?

Именно то, что человек, имея в своем распоряжении природную агрессию, совершенно не готов учитывать мнения и волю других людей, начинает проявлять гнев или попросту злиться.

Но к чему это приведет? Либо к тому, что гневливый человек «задавит» другого, подчинит его своей воле и силе. Либо к тому, что он создаст неразрешимый конфликт, если столкнется с тем, кто равен или сильнее его.

Борьба, неразумная и разрушительная, которая ни на грамм не сделает человека счастливым, но даст возможность его эгоизму и примитивному инстинкту существовать и править там, где это возможно.

Посему Справедливость и Доброта стоят на противоположной от Гнева стороне, давая человеку необходимый баланс. Ведь справедливость дает возможность оценить и ситуацию, и себя самого, тем самым оградив от ошибки или неверной оценки ситуации. А доброта позволяет быть просто терпимее к людям и к тому, что они делают и думают.

Не снисхождение, а доброта способна воспринимать мир более терпимо и более взвешенно, позволяя справедливости сделать верные выводы. А если надо будет противостоять «злу»? Так ведь справедливость это не всепрощение, а лишь верная и адекватная реакция на то, что происходит вокруг. А этой реакцией может быть и всепрощение, и праведный гнев и кара того, что несправедливо и недопустимо.

Алчность или жадность идет следующим человеческим пороком, демонстрируя крайнее нежелание человека расставаться с тем, чем он обладает. Прежде всего, конечно, разговор идет о процессах материального плана, об имуществе и деньгах, которые человек ставит превыше всего как в оценке ситуации, так и в поведении.

Но все же не стоит забывать о том, что деньги являются естественным и вполне взвешенным инструментом человеческого общества, и умение ими грамотно распоряжаться дает возможность человеку вести корректную общественную политику.

Тот же, кто алчен, и желает обладать деньгами превыше всего на свете, акцентирует решение всех вопросов только на уровень материальных отношений. Чувства, эмоции, душа, мораль и прочие личностные моменты просто блекнут на фоне всепоглощающей алчности, которая всегда ставиться во главу угла.

Ради нее человек готов забыть по все и про всех, «продать» всех и все, если выражаться проще. Именно этим порокам противостоит все та же умеренность, идущая рука об руку с рачительностью.

Рачительность, это умение рационально и взвешенно распоряжаться своими материальными возможностями, не впадая ни в скупость, ни становясь алчным или жадным, не теряя при этом голову и чувство собственного достоинства.

Рачительность, это то, что создает барьер между колоссальным стремлением человека обладать всеми сокровищами мира от умения грамотно и взвешенно распоряжаться теми сокровищами, которым он обладает.

Уныние и лень замыкают список главных человеческих пороков, говоря о том, что безволие и безделье ни к чему хорошему не приводят. Согласитесь, ваша печень, сердце или почки просто не могут позволить себе лень, поскольку они должны работать, чтобы весь организм, все тело, продолжало выполнять свои обязанности.

А ведь человек, любой человек, это часть еще большего организма, рожденный не просто так и существующий не без причины. Все его поступки, в малом или большом, сказываются как на нем самом, так и на окружающем мире. И лень, уныние, которое толкает его к безделью, как бы вычленяют его из общего круговорота.

Нужен ли он? Безусловно. Важен ли он? Конечно.

Но исключая себя из круга общественных дел, он исключает себя из жизни, не принося пользу никому, даже самому себе.

Да, можно говорить о самодостаточности или отсутствии нужды в общении с другими людьми, но это лишь защитная маска, которая позволяет человеку находиться в том состоянии, когда нет стремления приносить пользу людям.

А может что-то в жизни произошло, что не позволяет человеку радоваться, а вгоняет его в отчаянье и уныние?

Да, такое возможно. И это называется препятствием или испытанием, которое нацелено на то, чтобы человек преодолел его и стал сильнее, пройдя науку жизни. Но если он сдался, если он поставил на себя яром лентяя, то даже небольшое препятствие для него станет непреодолимым испытанием.

Именно поэтому активность и оптимистичность, противопоставленные унынию, позволяют человеку сохранять не столько веру в высшие силы или высшую справедливость, сколько веру в самого себя. Не сидя сложа руки и борясь с превратностями судьбы, которые часто являются итогом ошибок самого человека, он развивается и растет, обретая опыт и большие жизненные силы.

Добродетели

Поговорив о пороках и о том, что им противостоит в человеке, нельзя не поговорить о добродетелях как таковых, без противопоставления их порокам или слабостям личности. И сделать это надо так потому, что добродетель, как форма действия, создающая добро, более ясно видна не в сравнении с чем-то, а сама по себе, не требуя для своего существования зла как антагонистичного элемента в развитии человека.

Любовь к ближнему является основной добродетелью христианства, базируясь на обращении Иисуса Христа «возлюби ближнего, как самого себя», подразумевая, что отношение к ближним, к тем, кто в тот или иной момент времени находится рядом с человеком, должно строиться на основании любви и понимания, доброты и терпимости.

По сути этот девиз впоследствии был использован многими философами, чтобы дать понять человеку, что его требования к внешнему миру должны проходить через проекцию личностного отношения. То есть человек должен прежде сам понять, насколько он готов сделать то, что требует от другого. И если не готов или не может воспринять подобное стремление, то отказаться от такого поступка-требования, поскольку понимает не только сильные, но и слабые стороны, прощая ему эту слабость.

Понятно, что о любви к ближнему в том виде, в котором говорил Иисус, мы не пришли и за 2000 лет, прошедшие с того момента, когда были произнесены эти слова. Но это совершенно не значит, что общество и отдельные индивидуумы перестали стремиться к этому. Стремиться и стараться исполнить этот завет, потому что они прекрасно понимают что только в гармонии отношений возможна гармония существования.

Мудрость является следующей добродетелью, сохраняя в своей сути стремление человека к познанию окружающего мира. Ведь мудрость это наличие разума, как меры оценки происходящего, знаний, как способа оценки и опыта, как мерила накопления знаний, основанных на практике.

Но не только на практике или практическом опыте основывается человеческая мудрость, поскольку все и всегда происходит на основании Законов вселенной, законов, которые были основаны при сотворении мира (или в момента большого взрыва) и действуют неизменно по сей день.

И не стоит путать реальные Законы вселенной с теми формами, которые использует человечество, называя их законами. На самом деле то, что используют люди, является лишь человеческим пониманием законов вселенной, сформулированное на тот время, когда они были поняты. Но, как показывает реальность и подсказывает нам мудрость веков, выводы, как и законы человечества, не являются однозначными и конечными, продолжая видоизменяться и стремиться к истине.

Мужество есть следующая христианская и человеческая добродетель, которая нам демонстрирует личностную стойкость и волю в преодолении жизненных трудностей и жизненных невзгод.

Ведь проходя через испытания, преодолевая трудности человек растет и развивается, познаем мир и узнает собственную природу. И только так он сможет все более и более расширять свои познания изменять свой внутренний мир.

Понятно, что трудности или проблемы не являются позитивными составляющими человеческой жизни. Верно, кому нравиться, что в его жизни пошло что-то не так. Но вы должны понимать, что «пошло что-то не так» потому, что человек сделал сам что-то не так. Или тот, кто находится рядом с ним, совершил ошибку. И тогда задача человека, если он не готов смириться с существующим положением вещей, исправить эту ошибку.

Иногда бывает трудно, сложно, можно сказать, практически непосильно и только мужество, основанное на силе воли человека, позволяет ему терпеть и идти к намеченной цели.

Справедливость как следствие мужества говорит нам, что если что-то происходит не так, то для этого вполне есть причины.

Да, хочется чтобы было лучше, хочется, чтобы было без проблем и сложностей. Но все это возникает только в том случае, если баланс сил нарушен, и происходит это вследствие справедливости, которая существует во вселенной.

Понятно, что человек далеко не всегда готов принять то, что в миру существует вселенская справедливость. Он не готов ждать некой даты «страшного суда», когда всем будет воздано по заслугам. Но с другой стороны само понятие справедливости гораздо глубже удовлетворения человеческого «хочу» и его эмоционального порыва.

Вдумайтесь, когда вы говорите о том, что что-то несправедливо? Когда что-то происходит не так, как вы считаете или так, как должно быть.

И два слова «вы считаете» и «должно быть» говорят лишь о том, что человечество, в своем развитии и своем миропонимании считает, что именно так верно. Но, как вы понимаете, если что-то произошло, то верно так, как произошло, а не так, как хочется кому-то.

Событие – итог взаимосвязи многочисленных факторов, поступков, действий или бездействий многих людей и сил, и они, собранные воедино в одной точке, дают определенный итог. И не потому, что кому-то нравиться или не нравиться, а по иному быть просто не может.

Это и есть основной принцип справедливости, основанный не на мнении, а на взаимодействии сил. И если вы примите то, что любой итог, независимо от его моральной окраски, является справедливым, вы сможете понять, что же на самом деле представляет собой вселенская справедливость.

Умеренность является последней из главных добродетелей, которая в нашем рассказе следует за справедливостью как бы говоря, что все должно быть или в балансе сил, который определяется справедливостью, или в балансе отношений, который определяется точкой зрения человека.

Действительно, умеренность не является материальной и измеряемой величиной, поскольку для каждого индивидуума, как и для каждого процесса, это своя составляющая. Но именно понятие умеренность, как оценка личности того, что происходит с ним или вокруг него, дает ему возможность гармонично и корректно существовать в этом мире.

В массы раз, не больше не меньше, то что нужно – все эти фразы «выросли» из понятия умеренности, которая предлагает человеку действовать в разумных моральных рамках, ощущая происходящее. Именно ощущая, воспринимая то, что происходит вокруг, поскольку в ином случае понять или почувствовать границы разумного достаточно сложно.

На этом все, что мы хотели рассказать вам об основных мотивационных составляющих или скрытых человеческих силах, который присутствуют абсолютно в любом процессе или ситуации. Все они, в большей или меньшей степени, создают как самого человека, так и его поступки. И если вы потрудитесь, постараетесь вглядеться в любого, начиная с себя, то сможете увидеть и эти силы, и их проявления в реальном мире.

Это необходимо для того, чтобы вы поняли, что все это не химера, и что все это настолько реально и значимо, насколько бывает значима любая мотивация человека, который совершает поступок, действует, достигает поставленную цель или попросту живет.

Посмотрите окружающих вас людей с той целью, чтобы обнаружить там перечисленные мотивации. И вам станет ясно, почему люди в различных ситуация ведут себя так, а не иначе. И почему те, кто находятся рядом с вами, не смотря на то, что прошли столетия с момента этих событий, продолжают себя вести подобным образом. Ведь все это в природе человека, в природе его бессмертной души.


Похожая информация.


Мораль – это условная концепция правил, принципов, оценок, норм, базирующихся на парадигме оценок злого и доброго, которая сформировалась в определенный период времени. Это модель общественного сознания, метод регуляции поведения субъекта в обществе. Она развивается как в индивидуальной, так и общественной форме субъективных отношений.

Понятие морали с точки зрения, рассматриваемой психологами – это фрагмент психики человека, сформировавшийся на глубинном уровне, отвечающий за оценку событий, происходящих в различных плоскостях со значением хорошо и нехорошо. Слово мораль зачастую употребляется как синоним слова «нравственность».

Что такое мораль

Слово «мораль» ведет свое происхождение с классического латинского языка. Оно образовано от «mos» латинского слова, имеющего значение – нрав, обычай. Ссылаясь на Аристотеля, Цицерон руководствуясь этим значением, сформировал слова: «moralis» и «moralitas» – моральный и мораль, которые стали эквивалентами к выражениям из греческого языка: этика и этический.

Главным образом термин «мораль» применяется для обозначения типа поведения общества как целостного, но бывают исключения, например, мораль христианская или буржуазная. Таким образом, термин используется только касательно ограниченной группы населения. Анализируя отношения общества в различные эпохи существования к одному и тому же действию, следует отметить, что мораль – это условная величина, изменчивая в связи с принятым общественным укладом. Каждая нация имеет свою мораль, базирующуюся на основе полученного опыта и традициях.

Некоторыми учеными так же было подмечено, что разные правила морали применяются к субъектам не только различных национальностей, но и к субъектам, принадлежащим к «чужой» группе. Определение группы людей в векторе «своя», «чужая» происходит на психологическом уровне соотношения индивидом себя с данной группой в различных смыслах: культурном, этническом, и других. Отождествляя себя с конкретной группой, субъект принимает те правила и нормы (мораль), которые приняты в ней, считай такой образ жизни более справедливым, нежели следование морали целого общества.

Человеку известно большое количество значений данного понятия, которое трактуется с всевозможных точек зрения в различных науках, но основа его остается константной – это определение человеком своих поступков, деяний общества в эквиваленте «хорошо-плохо».

Мораль создается на основе парадигмы, принятой в конкретном обществе, поскольку обозначения «плохо или хорошо» являются относительными, а не абсолютными, а объяснение нравственности или безнравственности различного рода деяний являются условными.

Мораль, как объединение правил и норм общества формируется в течение продолжительного периода на основе традиций и законов, принятых в определенном обществе. Для сравнения можно использовать пример связанный со сжиганием ведьм – женщин, которых подозревали в использовании волшебства и чернокнижия. В такой период как средневековье на фоне принятых законов такое действие считалось высокоморальным поступком, то есть добром. В современной парадигме принятых законов, такое зверство считается абсолютно неприемлемым и глупым преступлением по отношению к субъекту. Одновременно с этим можно поставить такие происшествия как, святые войны, геноцид или рабство. В свою эпоху в конкретном обществе со своими законами такие действия принимались за норму, считались абсолютно моральными.

Формирование морали напрямую связано с эволюцией разнообразных этносов человечества в ее социальном ключе. Ученые, изучающие социальную эволюцию народностей, считают мораль как результат воздействия сил эволюции на группу в целом и на человека индивидуально. Опираясь на их представление, поведенческие нормы, предписанные моралью, изменяются в период эволюционирования человечества, обеспечивая выживания видов и их репродукцию, способствуют гарантированно успех эволюции. Наряду с этим субъект формирует в себе «про-социальную» основополагающую часть психики. В последствие формируются ощущение ответственности за содеянное, чувство , вины.

Соответственно мораль – это определенная совокупность поведенческих норм, которая образуется в течение длительного промежутка времени, под воздействием окружающих условий в определенный момент формирует совокупность установленных идеологических норм, способствующих к развитию человеческого сотрудничества. Так же она направлена на избежание индивидуализма субъекта в обществе; формирование групп, объединённых общим мировоззрением. Социобиологи рассматривают такую точку зрения у целого ряда видов социальных животных, существует стремление к изменению поведения устремленного на выживание и сохранение собственного вида в период эволюции. Что соответствует формированию морали, даже у животных. У человека же моральные нормы развиты более изощренно и разнообразно, но сконцентрированы так же на предотвращении индивидуализма в поведении, что способствует формированию народностей и соответственно повышает шансы на выживание. Считается, что даже такие нормы поведения как родительская любовь являются последствиями эволюции морали человечества – этот тип поведения повышает уровень выживания потомства.

Исследования человеческого мозга, проведенные социобиологами, определяют что, части коры головного мозга субъекта, которые задействованы в период занятости человеком вопросами морали, не формируют отдельную когнитивную подсистему. Зачастую в период решения задач морали задействываются области мозга локализующих в себе нейронную сеть, отвечающую за представления субъектом о намерении других. В такой же мере задействывается нейронная сеть, отвечающая за представление индивидом эмоционального переживания других личностей. То есть во время решения моральных задач человек использует те участки своего мозга, которые соответствуют сопереживанию и эмпатии, это свидетельствует, что мораль направлена на развитие взаимопонимания субъектов межу собой (умение индивида видеть вещи глазами другого субъекта, понимать его чувства и переживания). Согласно с теорией моральной психологии мораль как таковая развивается и меняется так же по мере формирования личности. Существует несколько подходов понимания формирования морали на личностном уровне:

– когнитивный подход (Жан Пиаже, Лоренц Кольберг и Элиот Тюриель (Elliot Turiel)) – мораль в личностном развитии проходит несколько конструктивных этапов или областей;

– биологический подход (Джонатан Хайдт и Мартин Хоффман (Martin Hoffman)) – мораль рассматривается на фоне развития социальной или эмоциональной составляющей психики человека. Интересным для развития учения о морали как психологической составляющей личности, является подход психоаналитика Зигмунда Фрейда, который предположил, что мораль формируется как последствие стремления «супер-эго» выйти из состояния , чувства вины.

Что такое нормы морали

Выполнение моральных норм есть моральным долгом субъекта, нарушение этих мер поведения представляет собой чувство моральной вины.

Нормы морали в обществе – это общепринятые меры поведения субъекта, которые возникают из сформировавшейся морали. Совокупность этих норм формирует определенную систему правил, какие во всех отношениях отличаются от нормативных систем общества таких как: обычаи, права и этика.

На ранних этапах формирования моральные нормы были непосредственно сопряжены с религией, которая предписывает моральным нормам значение божественного откровения. Каждая религия имеет в наличии совокупность определенных моральных норм (заповедей) обязательных для выполнения всеми верующими. Не выполнение предписанных моральных норм в религии считается греходеянием. В различных мировых религиях существует некоторая закономерность в соответствии с моральными нормами: воровство, убийства, прелюбодеяние, ложь являются неоспоримыми правилами поведения верующих.

Исследователями, занимающимися изучением формирования моральных норм, выдвигается несколько направлений в понимании значения этих норм в обществе. Одни, полагают, что соблюдение правил, предписанных в морали, является приоритетным в обличье от иных норм. Последователи этого направления, приписывая данным моральным нормам определенные свойства: универсальность, категоричность, неизменность, жестокость. Второе направление, которое изучается учеными, предполагает, что приписывание абсолютизма, общепринятости и обязательности моральным нормам, выступает в роли некого .

По форме проявления, некоторые нормы морали в обществе имеют сходство с правовыми нормами. Так принцип «не укради» является общим для обеих систем, но задавая вопрос, почему субъект следует данному принципу можно определить направленность его мышления. Если субъект следует принципу, потому что боится юридической ответственности, то его поступок является правовым. Если субъект убежденно следует этому принципу, потому что кража – это плохой (злой) поступок, вектор направленности его поведения следует моральной системе. Существуют прецеденты, в которых соблюдение моральных норм противоречит законодательству. Субъект, считая своим долгом, к примеру, украсть лекарство, дабы спасти своего близкого человека от смерти поступает морально правильно, при этом абсолютно нарушает закон.

Исследуя формирование норм морали, научные работники пришли к некой классификации:

– нормы, затрагивающие вопросы о существовании индивида как биологического существа (убийство);

– нормы о независимости субъекта;

– нормы о доверии (верность, правдивость);

– нормы, касающиеся достоинства субъекта (честность, справедливость);

– нормы об иных нормах морали.

Функции морали

Человек существо имеющее свободу выбора и он имеет полное право выбирать путь следования моральным нормам или наоборот. Такой выбор человека, который ставит на чаши весов добро или зло получил название моральный выбор. Имея такую свободу выбора в реальной жизни субъект сталкивается с нелегкой задачей: следовать личностным или слепо следовать должному. Сделав выбор для себя, субъект несет определенные моральные последствия, за которые сам субъект отвечает, как перед обществом, так и перед самим собой.

Анализируя особенности морали, можно извлечь несколько ее функций:

– Функция регулирования. Следование моральным принципам оставляет определенный след в сознании индивида. Формирование определенных взглядов поведения (что делать разрешается, а что нельзя) происходит еще с раннего возраста. Такого рода образ действий помогает субъекту корректировать свое поведение в русле полезности не только для себя, но и для общества. Моральные нормы способны регулировать индивидуальные убеждения субъекта в такой же мере взаимодействия между собой групп людей, что благоприятствует сохранению культуры, стабильности.

– Функция оценки. Поступки и ситуации, происходящие в социальном обществе, мораль, оценивает в аспекте доброго и злого. Произошедшие действия оцениваются за их полезность или отрицательность для дальнейшего развития, за этим со стороны морали каждому действию дается оценка. Благодаря этой функции у субъекта формируется понятия принадлежности себя к обществу и вырабатывается своя позиция в нем.

– Функция воспитания. Под влиянием данной функции у человека формируется осознание важности не только своих потребностей, но и потребностей людей, которые его окружают. Возникает чувство эмпатии и уважения, что способствует гармоническому развитию взаимоотношений в обществе, понимание нравственных идеалов другого индивида, способствует лучшему пониманию друг друга.

– Функция контроля. Определяет контроль использования моральных норм, а также осуждение их последствий на уровне общества и индивидуальном.

– Функция интеграции. Следование нормам морали объединяет человечество в единую группу, что поддерживает выживание человека как вида. А также способствует поддержанию целостности духовного мира личности. Ключевыми функциями морали являются: оценочная, воспитательная и регулирующая. Именно они отображают социальную значимость морали.

Мораль и этика

Термин этика имеет греческое происхождение от слова «ethos». Употребление данного слова обозначало поступки или действия человека, которые были властные лично ему самому. Аристотель определял значение слова «этос» в качестве добродетели характера субъекта. В последствии повелось, что слово «ethicos» – этосный, обозначающее что-то относящееся к темпераменту или нраву субъекта. Появление такого определения повлекло за собой формирование науки этики – изучающей добродетели характера субъекта. В культуре древнеримской империи было слово «moralis» – определяющее широкий круг явлений человека. Позднее появилось производное от этого термина «moralitas» – относящееся к обычаям или характеру. Анализируя этимологическое содержание этих двух терминов («moralitas» и «ethicos»), следует отметить совпадение их значений.

Многим известно, что такие понятия как «мораль» и этика» являются близкими по своему смыслу, так же часто их считают взаимозаменяемыми. Многие же используют эти понятия как продолжения друг друга. Этика же первым делом – это философское направление, которое изучает вопросы морали. Часто выражение «этика» используется для обозначения конкретных моральных принципов, традиций, обычаев, которые бытуют среди субъектов ограниченной группы общества. Кантовская система рассматривает слово мораль, используя его для обозначения понятия долга, принципов поведения и обязательств. Слово «этика» использует система рассуждений Аристотеля для обозначения добродетели, неразделимости моральных и практических соображений.

Понятие морали, как системы принципов формирует совокупность правил, которые основываются на многолетней практике, и позволяет человеку определить стиль поведения в обществе. Этика же является разделом философии и теоретического обоснования данных принципов. В современном мире понятие этики сберегло первоначальное обозначение, как науки в рядах философии изучающей свойства человека, реальные явления, правила и нормы, которые есть нормы морали в обществе.

Эссе на книгу Д.Либермана "Психопаты повсюду".

Когда человек познакомился с человеком, то порой не знает, можно ли продолжать с ним отношения?
Если что то настораживает в его поведении, то невольно возникает вопрос:"А вдруг он ненормальный?", эмоционально неустойчив или просто слегка эксцентричен? Не мошенник ли новый знакомый человек?"
Главное человеку необходимо научиться разбираться в людях, чтобы уметь определять и анализировать то, что вызывает тревогу и узнать в чём же заключается предупреждение.
Огромный мир эмоций порой полон сюрпризов.
Иногда невинное и даже доброжелательное поведение оказывается сигналом тревоги, предупреждающим, о том, что именно здесь не всё в порядке.
В жизни человека встречаются люди с недостаточной эмоциональной устойчивостью, которая может повлиять и чаще всего влияет на нас.
Даже в том случае, если на первый взгляд одному человеку представляется, что другой человек здоров и эмоционально стабилен, то это не всегда так.
В психологической энциклопедии, под редакцией Р.Корсини и А.Ауэрбаха,прописано определение психопатической личности- "Моральные и деятельные принципы разума сильно извращены или испорчены, власть над собой утрачена или ограничена, индивидуум не способен говорить или рассуждать о каком-либо предложенном ему предмете, а также вести себя с приличием и пристойностью в жизненных делах.
Так английский психиатр Дж. Причард определил новое понятие "морального помешательства"... Проблему составляет понимание того, почему неглупый и рационально мыслящий человек может вовлекаться в антисоциальное поведение, невзирая на риск наказания, который заглушит большинство таких побуждений у нормального индивидуума...
Человек с антисоциальным поведением фундаментально не надёжен, для него ничего не значит истина, он не способен на настоящую любовь или эмоциональную привязанность.
Он идёт на бессмысленный риск, демонстрирует низкую способность к умозаключениям и безразличие к наказаниям, основывающееся на неумении учиться на негативном опыте.
Он не испытывает истинных угрызений совести или стыда и часто прибегает к рационализации при оценке своего поведения или проецирует вину на других.
У него имеет место "специфическая утрата проницательности.
Чтобы быть счастливым, поддерживать хорошие отношения с окружающими и достичь эмоционального благополучия, человек должен любить и уважать себя.
Откуда берется самоуважение?
У каждого из нас есть тело, эго и душа.
Они часто не ладят друг с другом.
Говоря кратко, тело предпочитает действовать ради приятных ощущений; эго стремится к тому, что кажется ему хорошим; а душа хочет того, что хорошо на самом деле.
Если нам не удается контролировать своё поведение, добиваться немедленного удовлетворения своих запросов или поддерживать свой имидж, мы злимся на себя и в результате чувствуем опустошение.
Самоуважение и самооценка падают.
В игру вступает эго, стремясь компенсировать чувство вины и неполноценности, и мы фокусируемся на себе, становимся эгоцентричными.
Самоуважение растет лишь тогда, когда мы способны делать ответственный выбор и поступать правильно независимо от того, что нам хочется и как к нашим действиям отнесутся окружающие.
Этот выбор определяет душа (мораль или совесть), тем самым поднимая нас ещё выше.
Самоуважение и эго обратно пропорциональны, как "детские качели", что движутся вверх-вниз: когда одно поднимается, другое падает.
В оценке каждой ситуации участвуют и эмоции, и интеллект.
Если мы воспринимаем мир чисто эмоционально, мы выстраиваем свои мысли и объясняем подоплёку событий так, чтобы оправдать собственные убеждения, отношение, действие.
Мы пытаемся каждый раз подтвердить и оправдать свои убеждения.
Чем ниже самооценка, тем меньше мы объективны. Если мы подходим к ситуации более объективно, мы можем справиться с эмоциями и не позволить им овладеть нами; мы волнуемся, но направляем своё волнение в более продуктивное русло.
Когда нас мотивирует эго, мы делает то, что по нашему мнению выставляет нас в лучшем свете. Обычно ЭГО сбивает нас с толку следующим способом:
1) выбирает то, на чём мы концентрируемся;
2) заставляет нас принимать многое на свой счёт;
3) приводит к выводу (чаще бессознательному), что любой наш негативный опыт есть следствие нашей неполноценности;
4) вынуждает нас верит в то, что найти выход из сложного положения мы не в силах.

В чём причина внутреннего конфликта?
Люди от природы расположены любить себя, но когда они не способны самостоятельно поддерживать чувство собственного достоинства, то тогда ищут поддержки в окружающем нас мире.
И самооценка, и самолюбие человека основаны на уважении.
Человеку необходимо получать уважение хоть откуда-нибудь, и если мы не можем дать его себе сами, то он требует этого от других и превращается в эмоционального террориста, который манипулирует окружающими и нуждается в них; добивается своего любыми путями, как говорится:"..не мытьём, так катанием."
Если человек страдает от низкой самооценки, то им просто управляет инстинктивное стремление к любви и признанию.
Эмоциональная подпитка от окружающих, оказывается, по-настоящему не удовлетворяет нас.
Кто пытается обрести самоуважение во вне, тот на самом деле никогда по-настоящему не удовлетворится.
Такие люди подобны "бездонной бочке".
Они начинают требовать одобрения и уважения от каждого и не могут терпеть выслушивать критику из чужих уст.
Таким людям необходим тренинг уверенности в себе, то есть, они должны научиться судить о собственном поведении, мыслях, эмоциях и им следует научиться брать ответственность за свои поступки и за их последствия на себя.
Чувство собственного достоинства означает, что человеку вовсе не нужно уважение со стороны других людей, чтобы уважать самих себя.
Поскольку самоуважение связано с ощущением контроля, и человеку нужно чувствовать, что он контролирует себя или кого-либо - или хоть что-нибудь.
Всё дело заключается в правильном выборе.
Главное научиться и уметь контролировать себя (иметь самообладание и использовать свои скрытые резервы), тогда человек не впадёт в психопатию. Степень владения собой определяет то, настолько человек раздражается, расстраивается или злится в той или иной ситуации.
Самообладание дает человеку возможность сделать лучший выбор(что повышает его самооценку и уменьшает эгоцетричность, а также позволяет воспринимать мир ясно и объективно.)

Эгоцентризм [от лат. ego - я и centrum - центр] - 1. восприятие мира, при котором его центром индивид считает самого себя, неспособность видеть происходящее и себя глазами других людей, с иной позиции. В норме свойственен детям, которые по мере развития приобретают способность "децентрировать", воспринимать мир с других точек зрения(В.А.Жмуров,с.749).
Несмотря на то, что люди испытывают сильные эмоциональные реакции, когда в их жизни происходят неожиданные изменения, эти реакции, как правило, быстро утихают и верх берёт позитивная оценка ситуации.
А вот того, кто не владеет собой и чрезмерно потакает своим желаниям, внезапное богатство или слава порой приводят к деструктивному поведению. Конечно, внешние обстоятельства сказываются на нашем настроении.
У всех бываю лучшие и худшие дни.
Но истинная эмоциональная стабильность отличается постоянством, на нее не влияют повседневные испытания и невзгоды - главное вера в положительное будущее и свободу воли.
Важно не то, что у нас есть, а что мы с этим делаем.
Исследования показывают, что доход, физическая привлекательность и умственные способности лишь в незначительной степени влияют на наше общее эмоциональное благополучие.
Даже физическое здоровье, как выяснилось, играет несущественную роль для нашего эмоционального здоровья.
Однако обратное неверно: эмоциональные проблемы значительно воздействуют на физическое состояние человека.
В конце концов, дух, тело и эго едины.
Ментальное и физическое состояние человека тесно связаны.
Все психические расстройства обычно проявляются как на психологическом (мышление и эмоции), так и на физическом (биологическим и физиологическом) уровнях.
И хотя не стоит недооценивать значение свободы воли, уровень эмоциональной устойчивости человека отчасти (а в не типичных случаях, даже полностью) можно объяснить обстоятельствами, которые не поддается контролю.
Существует прямая зависимость между неуважением к себе и самобичеванием, которое сопутствует потворству своим желаниям.
Дорога к саморазрушению это - чревоугодие, злоупотребление психоактивными веществами и пристрастием к азартным играм, к маниакальному шопингу.
Без самоуважения, без любви к себе, человек в конце концов "теряет себя", он чувствует себя никчемным и не способен действовать так, чтобы обеспечить собственное здоровье и счастье.
Вместо того, чтобы организовать себя, человек продолжает потворствовать своим желаниям, чтобы заполнить пустоту и избежать боли (физической, психологической).
Стремление избежать боли, чрезмерно потакать себе, - порочный круг,который рано или поздно всё равно сужается.
Когда человек плохо к себе относится, то ищет временного спасения в немедленных удовольствиях и поддается сиюминутным порывам, вместо того, чтобы преодолевать их.
Человек стремится к быстрому успеху и не старается найти то решение, которое бы действительно избавило его от боли и пустоты.
Единственный способ, позволяющий вернуть человеку контроль над собственной жизнью, это его желание научиться вновь управлять своим поведением самостоятельно или при необходимости обратиться к помощи профессионалов.

Эгоцентризм
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Эгоцентри;зм (от лат. ego - «я», centrum - «центр круга») - неспособность или неумение индивида встать на чужую точку зрения. Восприятие своей точки зрения как единственной существующей. Термин введён в психологию Жаном Пиаже для описания особенностей мышления, характерного для детей в возрасте до 8-10 лет. По различным причинам такая особенность мышления в разной степени выраженности может сохраняться и в более зрелом возрасте.

Проявления
Наиболее ярко проявляется в раннем детском возрасте и, как правило, преодолевается к 12-14 годам, также наблюдается тенденция к усилению в старости.
Жан Пиаже в своих книгах описывает несколько проведённых им экспериментов, демонстрирующих детский эгоцентризм. Например:
Эксперимент с игрушкой и горой. Ребёнку тщательно, со всех сторон показывают ландшафт в миниатюре, изображающий гору с домиками, деревьями и пр. После этого его сажают на стул перед этим ландшафтом и просят описать, что он видит. Ребёнок описывает ту часть «горы», которая ему видна. После этого, с противоположной стороны «горы», сажают на стул игрушку, и ребёнка теперь просят описать, что видит игрушка. Несмотря на очевидное взрослому различие между тем, что видно со стула ребёнка и тем, что видно со стула игрушки, ребёнок повторяет описание, данное в первый раз. Результат был интерпретирован Пиаже как неспособность ребёнка представить себя на месте игрушки.
Другой эксперимент заключался в том, что ребёнку последовательно задавалось два вопроса: первый - сколько у него братьев и сестёр, второй - сколько сестёр и братьев у его брата или сестры. Ответ на второй вопрос был на одного человека меньше, чем на первый. Это было интерпретировано как то, что ребёнок не считает себя «братом или сестрой», то есть не осознаёт, что может не быть центральным объектом.
Связь с другими понятиями
Как следует из определения, вопреки распространенному мнению, эгоцентризм не является формой или степенью эгоизма. Однако эгоцентризм мешает понять, что у окружающих могут быть свои собственные чувства, желания и потребности, и может приводить эгоцентриста к конфликтам.
Литература
1. Пиаже, Жан. Речь и мышление ребенка. - Римис, 2008. - 448 с. - 2500 экз. - ISBN 978-5-9650-0045-6
2. Выготский, Лев Семёнович. Мышление и речь. - Москва: Лабиринт, 2005. - 352 с. - ISBN 5876040371
3. Гиппенрейтер, Юлия Борисовна. Введение в общую психологию. Курс лекций. - Москва: АСТ, 2008. - 352 с. - ISBN 978-5-17-049383-8
Примечания
1. 1 2 Жан Пиаже, «Речь и мышление ребенка», Глава 3, Москва - Ленинград, «Государственное учебно-педагогическое издательство», 1932
2. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.

Эгоцентризм
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/egocentrizm
Эгоцентризм - неспособность индивида изменить исходную познавательную позицию к некоторому объекту, мнению или представлению сочетающуюся с сосредоточенностью личности на собственных целях, даже перед противоречащей его опыту информацией.
Эгоцентрист когда не может, а когда-то и не хочет понять, что люди - другие, не как он, что другие люди на многие вещи смотрят по своему, а не как он, что у них свои и взгляды и потребности.
Окружающий эгоцентрика мир ему не интересен, особенно внутренний мир других людей. Прежде всего эгоцентрику интересен мир самого себя, вплоть до самовлюбленности.
Эгоизм и эгоцентризм
Как правило, эгоцентризм связан с эгоизмом и нередко является его крайним выражением. Однако нередки случаи, когда эгоцентризм проявляют даже вполне альтруистичные люди - например, когда родители заботятся о ребенке, исходя из своих представлений о том, что будет для него радостью. "Я люблю книги по истории - и ребенка порадую книгами по истории!" - Эгоцентризм...
Виды эгоцентризма, его проявление
Рассматривают несколько видов эгоцентризма:
Познавательный, характеризующий восприятие и мышление;
Моральный эгоизм - говорящий о неспособности к восприятию оснований моральных действий и поступков других людей;
Коммуникативный, наблюдаемый при передаче информации другим людям. Заключается в пренебрежении смысловым наполнением понятий.
Когда и у кого более выражен эгоцентризм
Наиболее ярко проявляется к 12-14 годам и в старости. У взрослых людей эгоцентризм более выражен у женщин.
Преодоление эгоцентризма заключается в изменении точки зрения, происходящим в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличающимися от его собственной; формировании способности принимать роль другого человека, что связано с уровнями развития когнитивной эмпатии, которая базируется на интеллектуальных процессах сравнения, аналогии и др.
Преодоление детского эгоцентризма является одной из основных задач воспитания.
Преодоление эгоцентризма
Общие условия преодоления эгоцентризма:
человек этого хочет сам и понимает, зачем это ему надо.

Индивидуальная мораль
Материал
Индивидуальная мораль: нравственно то, что считаю нравственным Я. Если Меня так воспитали и поэтому Я это считаю нормальным, допустимым, значит это и есть нормальное и одобряемое. А то, что я считаю безобразным и недопустимым, достойно только осуждения и искоренения.
Смотри также
1. Нравственность: Нравственно то, что делает человека здоровым и счастливым, не причиняя существенного вреда другим. А то, что лишает человека счастья и идет во вред его здоровью - безнравственно.
2. Официальная мораль – официально провозглашенные правила, взгляды и оценки. То, чему обязаны учить в школах и что официально формулируют государственные чиновники.
3. Общественная мораль – то, что считает большинство. "Приличные люди ведут себя так. А так - не принято". "Кем не принято?" "Всеми". Мнение большинства - как правило, разумный компромисс между идеями и жизнью. Это огромная сила, именно поэтому она чаще всего и отождествляется просто с Моралью.
4. Нравы – то, что делает большинство. "Ты не слушай то, что говорят, ты смотри, что делают". Это тот житейский бульон, которым пропитываемся мы с детства и которым, к нашему сожалению или счастью, закладываются наши нравственные основы.

Мораль - это не совсем то же, что нравственность. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других, а для себя.

Нравственность
Автор: Н.И. Козлов












Нравственность
Автор: Н.И. Козлов
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/nravstvennost
Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. Нравственное - то, что в своих действиях человеком видится не просто как допустимое, а доброе и благое. Безнравственное - нехорошее, недопустимое, вредное, этически безобразное и недостойное человека.
Детям нравственность не свойственна: понятие "добро" для них бывает сильно расплывчато, и смотреть на свое поведение с какой-либо точки зрения им не интересно. Дети чаще живут с позиции "нравится" - "не нравится", и далеко не все, взрослея, становятся нравственными людьми.
Человек этичный относится к нравственности, как к путеводной звезде: все наши земные повороты имеют смысл лишь постольку, поскольку мы идем верным путем. Нравственный смысл любого слова и поступка – первое, о чем думает такой человек, чем он руководствуется вне зависимости от того, смотрит кто-либо на него или нет.
Но среди обычных – этичных людей не много. Обычные люди относятся к нравственности, как к забору: пусть будет, пока не мешает. Сами вспоминаем о нравственности, когда-то кто-то нарушает наши границы, а вполне готовы перелезть через забор, когда очень нужно или хочется, а никто не видит. Не каждый взрослый человек - человек нравственный, в зависимости от своей осознанности и развитостипозиций восприятия человек смотрит на свое поведение с разной нравственной глубиной. При малой осознанности человек может делать дурные дела и не считать себя безнравственным ровно потому, что не видит или не задумывается о том, что он делает;. Человек с шаблонным мышлением вместо постоянных поисков и примерок "это добро или нет?" бездумно принимает расхожие формулы иногда не самого высокого качества.
Что "нравственно", а что нет - определиться бывает очень непросто. Давать в долг - нравственно или безнравственно? Доброе дело или нет? Секс до брака - допустимо или безнравственно? Может ли мужчина иметь четыре жены? В разных культурах и в разное время эти вопросы решаются очень по-разному.
Первая позиция восприятия подсказывает человеку формулы нравственности типа: "Добро - это то, что хорошо для меня. А все, что против меня - безнравственно".
Взгляд бушмена: "Если увел коров я - это добро. Если увели коров у меня - это зло".
Чем более развиты у человека позиции восприятия, тем больше человек в своей нравственности думает о добре для других. В качестве общей формулы можно принять следующее: "Нравственно то, что делает человека здоровым и счастливым, не причиняя существенного вреда другим. А то, что лишает человека счастья и идет во вред его здоровью - безнравственно".
Не забывайте о других людях. Например, если ваше поведение касается не только вас, то нужно учитывать и интересы партнера. Если происходящее касается не только пары, то нужно учитывать и интересы окружающих. Ваша свобода кончается там, где начинается жизнь другого человека. "Свобода моего кулака кончается перед носом другого человека".
Очень непросты конфликты, когда индивидуальная свобода сталкивается с консервативными взглядами окружающих. Откровенные, долгие и прочувственные поцелуи любящей пары в вагоне метро для них кажутся их свободным правом, но для сидящей с ними рядом пожилой одинокой женщины представляется дикой распущенностью. Кажется, в этих конфликтах нужна обоюдная корректность. Пусть люди воспитаны на ваш взгляд дико, но бить по их нравственным (моральным) чувствам своей свободой (в их восприятии - распущенностью) - не надо. Но также никому не надо называть непристойным, безнравственным все то, что выходит за ваши привычные и жесткие рамки, безнравственно в этом случае проявлять агрессивность и клеить оскорбительные ярлыки.
Нравственности противостоит не столько прагматизм, сколько недалекость. Прагматик может быть человеком высокой нравственности, если он осознает, что это выгодно ему хотя бы с точки зрения перспектив. Прагматик-руководитель может насаждать нравственность, если видит, что она с течением времени дает повышение прибыли. Если же прагматик не привык и не умеет смотреть далеко, он бывает порядочным только в зоне наблюдений полицейского или по привычке.

admin

Социальный строй XXI века предполагает наличие свода определенных правовых и нравственных законов, создающих нерушимую иерархическую систему моральных и государственных стандартов. Заботливые родители с детства объясняют своему ребенку разницу между хорошими и плохими поступками, закладывая в отпрыске понятия «Добра» и «Зла». Неудивительно, что в жизни каждого человека убийство или чревоугодие ассоциируются с отрицательными явлениями, а благородство и милосердие относятся к категории положительных личностных качеств. Некоторые моральные принципы уже присутствуют на подсознательном уровне, другие постулаты приобретаются с течением времени, формируя образ индивида. Однако немногие люди задумываются о важности воспитания в себе подобных ценностей, пренебрегая их значимостью. Нельзя гармонично сосуществовать с окружающим миром, руководствуясь исключительно биологическими инстинктами – это «опасный» путь, неизменно приводящий к разрушению личностного облика.

Максимального счастья.

Эту грань человеческой морали рассмотрели и доказали утилитаристы Джон Стюарт Милль и Иеремия Бентам, занимающиеся этикой в государственном институте США. Основывается такое утверждение на следующей формулировке – поведение личности должно приводить к улучшению жизни окружающих людей. Другими словами, если придерживаться социальных стандартов, то в социуме создается благоприятная среда для сосуществования каждого индивида.

Справедливости.

Подобный принцип предложен американским ученым Джоном Ролзом, который убеждал в необходимости уравнивания социальных законов с внутренними моральными факторами. Человек, занимающий в иерархической структуре нижнюю ступень, должен иметь равные духовные права с личностью, находящейся на верхушке лестницы – вот основополагающий аспект утверждения философа из США.

Важно задуматься о собственных личностных качествах, чтобы заранее заняться самосовершенствованием. Если пренебречь подобным явлением, то с течением времени перерастет в предательство. Многообразие изменений, которых не удастся избежать, сформируют аморальный образ, отвергаемый окружающими. Главное, ответственно подойти к выявлению жизненных принципов и определению вектора мировоззрения, объективно оценив свои поведенческие признаки.

Заповеди Ветхого Завета и современного общества

«Разбираясь» с вопросом о значении моральных принципов и морали в жизни человека, в процессе исследований вы обязательно обратитесь к Библии, чтобы ознакомиться с Десятью Заповедями из Ветхого Завета. Воспитание в себе нравственности неизменно перекликается с утверждениями из церковной книги:

происходящие события знаменованы судьбой, предполагая развитие в человеке нравственных и моральных принципов (на все воля Божья);
не возвышайте окружающих людей, идеализируя кумиров;
не упоминайте имя Господа в повседневных ситуациях, сетуя на неблагоприятное стечение обстоятельств;
уважайте родственников, давших вам жизнь;
шесть дней посвящайте трудовой деятельности, а седьмые сутки – духовному отдыху;
не убивайте живые организмы;
не прелюбодействуйте, изменяя супругу;
не стоит брать чужих вещей, становясь вором;
избегайте лжи, чтобы оставаться честными с собой и окружающими людьми;
не завидуйте незнакомцам, о которых вам известны исключительно общедоступные факты.

Некоторые из приведенных выше заповедей не соответствуют социальным стандартам XXI века, но большинство утверждений остаются актуальными уже на протяжении многих столетий. На сегодняшний день к подобным аксиомам целесообразно добавить следующие высказывания, отображающие особенности проживания в развитых мегаполисах:

не ленитесь и будьте энергичными, чтобы соответствовать стремительному ритму индустриальных центров;
добивайтесь личностного успеха и самосовершенствуйтесь, не останавливаясь на достигнутых целях;
создавая семью, заблаговременно задумывайтесь о целесообразности союза, чтобы избежать развода;
ограничивайте себя в половых связях, не забывая предохраняться – исключите риск нежелательной беременности, следствием которой становится аборт.
не пренебрегайте интересами посторонних людей, шагая «по головам» ради личной выгоды.

13 апреля 2014, 12:03

Как понимает Шопенгауэр вещь в себе?

Шопенгауэр - это метафизика воли, понимаемой как “вещь в себе”, констатированная, но так и не раскрытая Кантом, самая возможность познания которой им, Кантом, отрицается. У Шопенгауэра воля как “вещь в себе” - слепой жизненный порыв, лежащий в основе бытия, все остальное - “представление”, то есть опредмеченный, объективированный, иллюзорно индивидуализированный мир явлений. Системе Шопенгауэра, тотально пессимистической, свойственна яркая эмоциональная окраска, отрицающая основное правило традиционного философствования - установку отстраненного, холодного, “умудренного” понимания, спинозистское “не плакать, не смеяться, а понимать”. Жизнь, порождаемая волей, протекает в страдании, отсюда мотив шопенгауэровской этики - со-страдание, жалость к безвинным плодам и одновременно жертвам слепого бытийного инстинкта. Мудрость - не в воздержании от оценок и чувств, но в уходе от самого бытия, в отрицании воли, в выборе Ничто, индийской нирваны. Бытие - не то, что следует любить, в нем самом нет любви, и все эти солнца и светила - ничто.

Сущность человека

Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. Раскрытие сущности входит в само определение любого предмета и без этого вообще невозможно вести разговор о его функциях, значении, существовании и т.д.
В истории развития науки ее представители усматривали отличие человека от животного и объясняли его сущность, используя различные специфические качества человека. Действительно, человека можно отличать от животного и по плоским ногтям, и по улыбке, и по уму, и по религии и т.д. и т.п. При этом нельзя не заметить, что в данном случае сущность человека пытаются определить исходя не из самого человека, а апеллируя к тем признакам, которые отличают его от ближайшего вида, т.е. как бы со стороны. Однако с методологической точки зрения, такой прием оказывается не совсем правомерным, ибо сущность любого предмета определяется, прежде всего, имманентным способом бытия самого этого предмета, внутренними законами его собственного существования. К тому же не все отличительные признаки человека являются существенными.
Как свидетельствует современная наука, в основе исторического бытия и развития человека, обусловливая его сущность, лежит трудовая деятельность, осуществляемая всегда в рамках общественного производства. Человек не может производить и заниматься трудовой деятельностью, не вступая прямо или опосредованно в общественные отношения, совокупность которых и образует общество. С развитием общественного производства и трудовой деятельности развиваются и общественные отношения людей. В той степени, в какой индивид аккумулирует, осваивает и реализует всю совокупность общественных отношений, происходит и его собственное развитие.
Отметим, что речь идет именно о всей совокупности общественных отношений: материальных и идеальных (идеологических), настоящих и прошлых. Это положение имеет важное методологическое значение, ибо из него следует, что человека надо понимать не вульгарно-материалистически, не идеалистически, не дуалистически, а диалектически. Другими словами, его нельзя сводить лишь к «экономическому человеку» или только к «человеку разумному», или к «человеку играющему» и т. д. Человек есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое и т.д. одновременно. Он аккумулирует в себе в большей или меньшей степени весь спектр общественных отношений и таким образом реализует свою социальную сущность. Другой аспект этого вопроса состоит в том, что человек - это дитя человеческой истории. Современный человек не взялся «ниоткуда», он есть результат развития общественно-исторического процесса. Иными словами, речь идет о единстве человека и человеческого рода.
Однако человек - не только результат общества и общественных отношений, он в свою очередь и творец их. Таким образом, он оказывается в одно и то же время и объектом и субъектом общественных отношений. В человеке реализуется единство, тождество субъекта и объекта. Существует диалектическое взаимодействие между человеком и обществом: человек - это микрообщество, проявление общества на микроуровне, а общество - это «сам человек в его общественных отношениях».



Loading...Loading...