«Многоклеточные организмы губки» - С Э.Геккелем не согласился один из крупнейших наших зоологов И.И.Мечников. Еще одна особенность - поразительная способность губок к регенерации. Почти все губки обладают сложным минеральным или органическим скелетом. Происходит извращение зародышевых пластов. Допустим, что клетка-кубик имеет длину грани 1 см.
«Химический состав клетки» - Белки Жиры Углеводы Нуклеиновые кислоты. Клетки. Жир - дает 30% всей энергии необходимой организму. Наиболее распространенные химические элементы: кислород (О2), углерод (С), азот(N2), водород (Н2). Общие данные. Составляет до 1 % от массы клетки Самые распространенные соли натрия и калия. Органические вещества.
«Клетка в организме» - Классификация клеток. Клетки большинства Одноклеточных организмов содержат все части эукариотических клеток. Общий план строения клетки. Растительная клетка Животная клетка. Одноклеточные организмы. С помощью какого прибора можно изучать клетку? Микроскопы постоянно совершенствовались. Какие вы знаете клетки?
«Тема клетка» - Занятие 8: Энергетический обмен. Занятие 6: Прокариотическая клетка. Контрольный тест по модулю. (пароль «шок»). тест «Жиры». Тест. тест «Белки». Занятие 4: Органические вещества клетки. Занятие 1: История изучения клетки. Клеточная теория строения организмов. Занятие 3: Органические вещества клетки.
«Организмы и клетки» - Виды клеток. Цитология - строение клетки. Нуклеиновые кислоты-. - женская особь - "Зеркало Венеры" - мужская особь - "Щит и копье Марса". Микроскоп. Химическая структура РНК. Эндоплазматическая сеть. На рисунке: ядро клетки (увиденное через электронный микроскоп. Что мы знаем интересного о ДНК?!
«Одноклеточные и многоклеточные организмы» - Клетка одноклеточного организма самостоятельное организм. Клетки листа. «Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом». С инструкцией по ТБ ознакомлен (а). 4. Группы клеток многоклеточного организма. Мукор. Одноклеточные организмы. Подпись. Микропрепараты, микроскоп, таблицы. Эвглена зеленая.
Вопросы для повторения
- Что такое организм? Какие свойства организмов вам известны?
- Назовите среды жизни организмов? Какими признаками должны обладать организмы, чтобы жить в почвенной среде? В водной среде?
- Назовите увеличительные приборы. Для чего их используют?
- Растительная
- Животная
- органоиды
- Одноклеточные животные и растения обладают всеми признаками живого –питанием, дыханием, делением, но у растений и животных питание происходит по–разному: (растения - автотрофы, создают для себя питательные вещества сами, а животные - гетеротрофы, питаются готовыми веществами).
- Одноклеточные организмы
- Вирусы
- Всё живое на Земле состоит из клеток;
- Клетка – единица живого;
- Клетка сложно устроенная самостоятельная живая система;
- Клетка имеет объём;
- Клетки обладают всеми признаками живого (они растут, дышат, питаются, делятся);
- Клетки многоклеточного организма не могут существовать самостоятельно, их жизнь зависит друг от друга.
- ВЫВОД
- Орган
- Организм
- Ткани
- клетка
- Чем многоклеточный организм отличается от одноклеточного?
- Есть ли ткани у одноклеточных организмов? Поясните.
- Что такое вирусы?
- Как вы думаете, почему клетки живого организма не разделяются?
- К какому царству живого ученые относят человека?
- Большинство живых организмов состоит из клеток. В средние века о клеточном строении не было известно. Почему?
- Кактусы приспособились к жизни в условиях недостатка влаги. Что произойдет с этими растениями, если их ежедневно поливать? Поясните.
- Вспомните, какие животные живут в тайге. Как приспособились к жизни там соболь, кедровка, белка?
- Составьте рассказ об условиях жизни любого животного по следующему плану:
- Название животного;
- Среда обитания;
- Факторы среды обитания, влияющие на его жизнь.
- Вспомните, какие царства живых организмов выделяют ученые. Перечислите их. Приведите примеры организмов, относящихся к каждому из царств.
- § 35, р.т. стр. 74 (з.6, 8) придумать и выполнить свои модели клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.
- знать строение и функции корня, побега, цветка, плодов, семян
- давать определение понятиям «ткань», «орган»;
- называть особенности строения и функции многоклеточного организма;
- признаки взаимосвязи органов;
- распознать и описать на таблицах органы и системы органов;
- Растения и животные - целостный организм
- Взаимосвязь клеток, тканей и органов как основа целостности многоклеточного организма.
Личностные УУД:
1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
3. Оценивать собственный вклад в работу класса, группы
Регулятивные УУД:
1. Определять цели и задачи урока
2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое
3. Определяют критерии изучения цветка
Познавательные УУД:
1. Работать с таблицей
2. Находить отличия
3.Работа с информационными текстами
4.Сравнивать и выделять признаки
Коммуникативные УУД:
1.Групповая работа по обсуждению информации
2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение
3. Выражать свои мысли и идеи
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку.Тема: "Организм как единое целое. " »
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_1.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_2.jpg)
- Клеточное строение
- Питание
- Дыхание
- Обмен веществ
- Раздражимость
- Движение
- Размножение
- Рост и развитие
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_3.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_4.jpg)
ОРГАНИЗМ
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_5.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_6.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_7.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_8.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_9.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_10.jpg)
Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению,
функциям
и имеющих общее происхождение.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_11.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_12.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_13.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_14.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_15.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_16.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_17.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_18.jpg)
образовательная ткань
Клетки здесь лежат очень близко друг к другу и постоянно делятся.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_19.jpg)
В прозрачной цитоплазме клеток этой ткани так много хлоропластов, что порой трудно рассмотреть ядро.
основная ткань
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_20.jpg)
покровная ткань
Кожица листа
Клетки плотно сомкнуты между собой, их клеточная стенка очень прочная.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_21.jpg)
проводящая ткань
В стенках клеток есть поры и сквозные отверстия, облегчающие передвижение веществ от клетки к клетке.
Ситовидные трубки
Сосуды
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_22.jpg)
механическая ткань
Образована длинными клетками с очень прочными клеточными стенками.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_23.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_24.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_25.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_26.jpg)
ЦВЕТКОВОЕ РАСТЕНИЕ
ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ
РЕПРОДУКТИВНЫЕ ОРГАНЫ
ПЛОД
ЦВЕТОК
ПОБЕГ
КОРЕНЬ
С СЕМЕНАМИ
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_27.jpg)
ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ
ВЕГЕТАТИВНЫХ ОРГАНОВ РАСТЕНИЙ
ВИДЫ КОРНЕЙ
ГЛАВНЫЙ
ПРИДАТОЧНЫЕ
БОКОВЫЕ
(от стебля или листьев)
(от главных и придаточных)
(из зародыша семени)
ТИПЫ КОРНЕВОЙ СИСТЕМЫ
СТЕРЖНЕВАЯ :
МОЧКОВАТАЯ :
главный корень не выражен
главный корень хорошо развит
(однодольные растения)
(двудольные растения)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_28.jpg)
ФУНКЦИИ КОРНЯ
ЯКОРЬ
Удерживает
растение в почве
НАСОС
Поглощает воду и
минеральные соли
СКЛАД
Запасает
питательные
вещества
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_29.jpg)
ПОБЕГ
ПОЧКИ
ЛИСТЬЯ
СТЕБЕЛЬ
- Рост;
- Ветвление;
- Развитие листьев
- Фотосинтез;
- Опора (держит другие
и цветов;
органы и выносит
листья к свету);
- Дыхание;
- Развитие новых
- Связь между корнем и
другими органами;
- Испарение.
- Запас питательных
ВИДОИЗМЕНЕНИЯ:
ПО СТРОЕНИЮ:
- прямостоячий
- ползучий
- цепляющийся
- вьющийся
- травянистый
- древесный
- листовая,
- ц веточная
- колючки (защита)
- усики (опора)
ПО РАСПОЛОЖЕНИЮ:
- верхушечная,
- боковая (пазушная)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_30.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_31.jpg)
НАЙДИТЕ ЛИШНИЙ ОБЪЕКТ: :
- ЛЁГКИЕ
- СЕРДЦЕ
- ТРАХЕИ
- ЖАБРЫ
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_32.jpg)
НАЙДИТЕ ЛИШНИЙ ОБЪЕКТ::
- ЖЕЛУДОК
- КИШЕЧНИК
- ГОРМОН
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_33.jpg)
НАЙДИТЕ ЛИШНИЙ ОБЪЕКТ::
- НЕРВНАЯ
- ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ
- ЭНДОКРИННАЯ
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_34.jpg)
НАЙДИТЕ ЛИШНИЙ ОБЪЕКТ: :
- СКЕЛЕТ
- МЫШЦЫ
- ПИЩЕВОД
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_35.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_36.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_37.jpg)
ПИЩЕВАРИ-ТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПЕРЕВАРИВАНИЕ ПИЩИ И ПОСТУПЛЕНИЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ К КЛЕТКАМ ОРГАНИЗМА
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_38.jpg)
КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА
ОБЕСПЕЧИВАЕТ ДОСТАВКУ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ И КИСЛОРОДА К КЛЕТКАМ ОРГАНИЗМА И ВЫНОСИТ ОТ НИХ ВРЕДНЫЕ ВЕЩЕСТВА
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_39.jpg)
ВЫДЕЛИТЕЛЬ-НАЯ СИСТЕМА
ОБЕСПЕЧИВАЕТ ВЫВЕДЕНИЕ ПРОДУКТОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛЕТОК ИЗ ОРГАНИЗМА
МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_40.jpg)
ДЫХАТЕЛЬ-НАЯ СИСТЕМА
ОБЕСПЕЧИВАЕТ КЛЕТКИ ОРГАНИЗМА КИСЛОРОДОМ И УДАЛЯЕТ ИЗ ОРГАНИЗМА УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_41.jpg)
НЕРВНАЯ СИСТЕМА
ОБЕСПЕЧИВАЕТ СОГЛАСОВАННУЮ РАБОТУ ОРГАНИЗМА
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_42.jpg)
Организм – важная единица живой природы
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_43.jpg)
Толковый словарь Дмитриева
Организм - это живое тело человека, животного или живое растение как единое
целое, в котором согласованно функционируют различные органы и работают системы
поддержания жизни.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_44.jpg)
ОРГАНИЗМ
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55699471d5b64/img_user_file_55699471d5b64_45.jpg)
Нарушение работы одного органа или одной из их систем отражается на деятельности всех других систем и всего организма в целом,
так как организм – единое целое, а не набор отдельных частей.
Модуль 2. Многоклеточные:
примитивные, стрекающие, 1
паренхиматозные животные
Понятие о многоклеточных животных
Многоклеточные животные (царство Animalia)
Тело состоит из множества клеток
Клетки дифференцированы по строению и по функциям
Целостность организма поддерживается межклеточным взаимодействием
Онтогенез включает: дробление яйца, образование бластомеров, дифференциацию на зародышевые листки (их 2 или 3), образование зачатков органов
Жизненный цикл с преобладанием диплоидной фазы
Открытый ортомитоз
Митохондрии с пластинчатыми кристами
Теории происхождения многоклеточных
Гастрея Геккеля
Фагоцителла Мечникова
www.darwin.museum.ru
Происхождение |
|
многоклеточных |
|
животных |
|
Колониальн е гипотезы – эволюция от |
|
колониальных простейших |
|
Гипотеза «гастреи» Э.Геккеля (1874 г.). |
|
Однослойный бластулоподобный предок. |
|
Похож на вольвокс. Впячивание стенки |
|
образование гастреи. Предок книдарий. |
|
Гипотеза «фагоцителлы» И.И.Мечникова |
|
(1882г.). Из колонии жгутиконосцев. |
|
Внутренний пласт образуется за счет |
|
вползания отдельных клеток стенки |
|
колонии во внутреннюю полость |
|
(внутриклеточное пищеварение. |
|
Напоминает паренхимулу губок. |
|
Гипотеза «плакулы» О.Бючли (1884 г.). |
|
Предок - пластинчатая колония животных. |
|
При расщеплении пластинки на два слоя |
|
возникает плакула, затем прогибание |
|
двухслойной пластинки, образование гастреи |
Теории происхождения многоклеточных
Веретеновидные клетки Амебоидные клетки
Спинной эпителий
Брюшной эпителий
Разрез стенки тела Trichoplax adhaerens
Н.Н. Иорданский, 2001;
материалаы сайта www.macroevolution.narod.ru
Гипотеза «синзооспоры» А.А.Захваткина (1949 г.). Предок - колониальные простейшие с голозойным типом питания и гаметической редукцией хромосом. Фагоцителла - личинка многоклеточного – синзооспора. Взрослые - сидячие колониальные животные, подобные губкам.
А.В.Иванов (1967 г.) за основу принимает гипотезу фагоцителлы. Предок - колония воротничковых жгутиконосцев с голозойным способом питания. Моделью фагоцителлы является трихоплакс. Фагоцителла дала начало двум типам: губкам и пластинчатым животным.
Полиэнергидные гипотезы
Гипотеза «целлюляризации» И.Хаджи (1963г.). Впервые высказана Иорингом. Предок - одноклеточные полиэнергидные животные (типа инфузорий). Образование клеточных границ вокруг ядер и прилегающих к ним участков цитоплазмы привело к обособлению отдельных клеток.
Размножение и развитие многоклеточных
Алецитальное
Гомолецитальное
Телолецитальное
Центролецитальное
www.bse.sci-lib.com
Типы строения яиц
Строение яиц
Типымногоклеточных строения яиц:
Алецитальные - почти лишены желтка (некоторые плоские черви, млекопитающие)
Гомолецитальные или изолецитальные - желтка мало, он равномерно распределен, ядро в центре (часть моллюсков, иглокожие)
Телолецитальные - желтка много, распределен неравномерно (в основном на вегетативном полюсе), ядро смещено к анимальному полюсу (головоногие моллюски, лягушки, рыбы, пресмыкающиеся, птицы)
Центролецитальные - желтка много, распределен равномерно; ядро в центре, окружено участком цитоплазмы. Тонкий слой цитоплазмы находится у поверхности яйца, он сообщается с плазмой около ядра с помощью цитоплазматических нитей (многие членистоногие)
Яйцевые оболочки:
Первичная - желточная, формирует яйцо; вторичная – хорион, формируется из вспомогательных клеток яичника,
третичная (не у всех)- клетками яйцевода. У некоторых животных (губки, часть стрекающих) оболочки отсутствуют
Размножение и развитие многоклеточных
Типы дробления
Яйцо делится на одинаковые бластомеры (гомолецитальные и алецитальные яйца)
Полное равномерное
Бластомеры неодинаковые по размеру (телолецитальные яйца с небольшим количеством желтка - яйца лягушек, полихеты)
Полное неравномерное
Деление ядра и прилегающей цитоплазмы на анимальном полюсе яйца (телолецитальные яйца головоногих моллюсков, птиц, пресмыкающихся)
Дискоидальное
Дробление начинается с ядра и прилежащей цитоплазмы, продолжается в периферическом слое (центролецитальные яйца, членистоногие)
Поверхностное
www.bse.sci-lib.com
Размножение и развитие многоклеточных
Радиальное Спиральное
Бластодерма
Бластоцель
Бластула
www.bse.sci-lib.com
Типы дробления
По расположению бластомеров полное равномерное и полное неравномерное дробление подразделяется на два типа
Радиальное дробление - после третьего деления каждый из четырех анимальных бластомеров располагается непосредственно над вегетативными (иглокожие, хордовые)
Спиральное дробление - анимальные бластомеры смещаются и располагаются не над вегетативными, а между ними (кольчатые черви, многие моллюски)
Продукт деления оплодотворенной яйцеклетки:
Бластула – однослойная сфера
(бластодерма, бластоцель)
Морула – шаровидное скопление бластомеров, без полости внутри
Размножение и развитие многоклеточных |
|||
Бластопор |
Способы гаструляции |
||
Гастральная полость |
|||
(образование второго слоя) |
|||
– вворачивание (впячивание) в бластоцель с |
|||
Инвагинация |
образованием гастральной полости и |
||
бластопора (первичного рта) |
|||
Миграция клеток бластодермы в бластоцель: |
|||
Иммиграция |
униполярная и мультиполярная |
||
Эктодерма |
|||
Энтодерма |
Расслоение наружного слоя клеток |
||
морулы на эктодерму и энтодерму |
|||
Деляминация |
|||
Микромеры |
Обрастание макромеров микромерами |
||
Макромеры |
|||
(бластопор образуется позже) |
|||
Эпиболия |
|||
Лекция 4. Происхождение многоклеточных |
Размножение и развитие многоклеточных
Развитие многослойного
Зародышевые листки:
Эктодерма
Энтодерма Мезодерма
Способы развития мезодермы:
Телобластический - 2 клетки - телобласты – расположены по бокам бластопора между экто- и энтодермой размножаются, новые поколения клеток, формируется мезодерма (при спиральном типе дробления яиц)
Энтероцельный - за счет карманоподобных выпячиваний первичного кишечника (при радиальном типе дробления). Энтерон = кишка
Формирование тканей и органов
Из эктодермы - покровы и их производные: кожные железы, наружный скелет беспозвоночных, эпителий передней и задней кишки, органы чувств, нервная система, некоторые типы выделительной системы
Из энтодермы - выстилка средней кишки, железы кишечника, нервная система (у некоторых низших многоклеточных)
Из мезодермы - мускулатура, скелет позвоночных и иглокожих, выделительные органы, части полового аппарата
Саркомастигофоры Место обитания Основные отличительные особенности Значение и многообразие Представители: Амеба обыкновенная Эвглена зеленая
Многообразие Насчитывается около 25000 видов Классифицируют два подтипа – Саркодовые (Sarcodina) и Жгутиконосцы (Mastigophora). Самые известные представители – амеба, эвглена зеленая, вольвокс.
Эвглена зеленая Эвглена зеленая принадлежит к растительным жгутиконосцам. Она обитает в мелких стоячих водоемах, вода которых содержит много растворенных органических веществ. Строение: веретеновидная клетка, имеет жгутик, цитоплазму, ядро, сократительную вакуоль, светочувствительный глазок, хлоропласты и бесцветные пластиды. На свету эвглена зеленая питается как зеленое растение: происходит процесс фотосинтеза, и образуются питательные вещества. Способна к миксотрофному питанию; в клетке содержатся зернышки запасного вещества парамилона - полисахарида, близкого к крахмалу. Минеральные вещества, кислород и углекислый газ эвглена поглощает из воды через всю поверхность тела. Размножаются эвглены только бесполым путем - продольным делением клетки на две.
Значение Саркодовые и жгутиковые способствуют самоочищению водоемов, служат пищей многим водным животным, являются индикаторами степени загрязнения воды, объектами лабораторных исследований.
Справка Следующий слайд Предыдущий слайд Перейти в данный раздел Главная страница Справка Выход