Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Сложение чисел с переходом через десяток

Цель: закреплять умения выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток.

Задачи:

  • закрепить знания сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел с переходом через десяток;
  • закрепить умение решать простые задачи изученных видов;
  • закрепить умение решать составные задачи;
  • развивать навыки самоконтроля, познавательный интерес;
  • развивать логическое мышление, память, речь, внимание;
  • воспитывать коммуникативную культуру, трудолюбие.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник «Математика. 1 класс. Часть 2» авт. М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова, рабочие тетради авт. М.И.Моро, С.И.Бантова, раздаточный материал, картинки с изображением артистов цирка, паровозики, карточки с круговыми примерами.

Ход урока

1. Организационный момент.

Встали ровно, подтянулись
И друг другу улыбнулись.

Садимся. Открываем тетради. Какое сегодня число?

Какой день недели? Какой день недели был вчера? Будет завтра? Послезавтра?

Какое время суток сейчас? (утро).

Какой месяц? (апрель).

Какое время года? Апрель - какой по счету весенний месяц? А какой по счету месяц года?

Итак, записываем в тетрадях: число, «Классная работа».

2. Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний.

Ребята, что мы с вами делали на предыдущих уроках? (решали примеры, задачи,…)

А чем мы сегодня с вами будем заниматься? (повторять).

Правильно, мы сегодня будем повторять и закреплять то, как правильно складывать и вычитать с переходом через десяток.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. У нас урок-путешествие. А куда мы отправимся сегодня, узнаем, когда найдём значение выражений:

Расположите карточки в порядке возрастания и переверните.(На обратной стороне карточек написаны буквы)

Итак, ребята, мы с вами побываем на цирковом представлении, встретимся с артистами цирка, выполним их задания.

3. Чистописание .

В цирк мы отправимся на паровозике. Его номер-это число, которое расположено между числами 9 и 11.

Что это за число? (10). Какое оно? (двухзначное)

Почему?(…). Значит, чтобы его записать, нам понадобится 2 клетки.

Паровозик отправляется.

4. Устный счёт.

1) - Мы прибыли в цирк. Для нашего класса 2 ряда. Первый вариант рассаживается на ряд, в номере которого 1 десяток и 2 единицы. Какой это ряд?

Второй вариант рассаживается на ряд, в номере которого 1 десяток и 3 единицы. Какой это ряд?

Номер ряда мы узнали. А какое у вас место-смотрите на карточках, которые лежат у вас на столах.

У кого соседи сидят на 10 и 12 местах? (поднимает руку ученик, у которого место №11).

У Тани место №9, а у Леры №11. Кирилл сидит между ними. Какое у него место?..

Как нужно вести себя в цирке? Не забудьте, что в цирке нельзя шуметь!

2) - Как называется сцена в цирке? (арена)

На какую геометрическую фигуру похожа арена?

Что ещё в цирке может быть круглым? (обручи, кольца,…)

А ещё круглые колёса у велосипеда, на котором катается косолапый мишка.

На арене цирка медведь. Говорят, «косолапый» медведь, а он умеет педали вертеть. Помогите Мишутке решить «круговые» примеры. (карточки на доске)

3) Задачи:

В цирке выступают 6 кошек и 4 обезьянки. Сколько кошек и обезьянок выступают в цирке?

У дрессировщика 7 чёрных собачек, а рыжих на 5 больше. Сколько рыжих собачек у дрессировщика?

У гимнастки 8 красных колец, а зелёных на 3 больше. Сколько зелёных колец у гимнастки?

5. Обобщение и систематизация знаний.

1) На арене цирка слоненок.

Он лопоухий и смешной и хочет подружиться с детворой. Он с вами подружиться, если вы поможете решить неравенства:

  • 11-1*14
  • 8*18-8
  • 14+1*15
  • 12*14-4

2) - Ребята, а кто в цирке самый весёлый?

Встречайте клоуна Клёпу. Он приготовил для вас задачки.

Клоун Клёпа решил взвесить кошечку. Стоя на задних лапках она весит 5 кг. Сколько она будет весить на 4-х лапах?

У клоуна Клёпы есть брат. Найди между ними сходство и различие.

Физминутка.

Дружно встали, подтянулись
И красиво улыбнулись.
Вместе с клоуном присели,
Встали, шляпку мы надели.
С обезьянкой прыгаем,
Ножками подрыгаем.
Мы жонглируем мячами,
Пожимаем мы плечами,
И садимся мы опять
Чтоб задачи порешать.

3) Решение простых задач.

На арену выбегает жонглёр. Он просит вас собрать мячи и кольца. А для этого нужно поставить вопрос к задаче.

У жонглёра 5 синих мячей и 10 красных.

- (Сколько всего мячей у жонглёра?

На сколько красных мячей больше?)

4) Решение составной задачи.

Клоун Клёпа на этой неделе выступил 8 раз, а его брат на 3 раза больше. Сколько всего раз на этой неделе выступили братья?

5) Работа в тетрадях с печатной основой (с.44 №2). Нахождение значений выражений.

Взаимопроверка.

6. Итог урока. Рефлексия.

Ребята, всё ли вам было понятно на уроке? Были ли трудности?

У вас на столах рисунки клоуна. Дорисуйте ему рот. Если у вас хорошее настроение, то нарисуйте улыбку, если нет, то наоборот.

Своих клоунов прикрепим к доске.

Урок по математике в 1 классе по ФГОС

Тема урока: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

Цели урока :

Ознакомление с приемами вычислений с переходом через десяток, развитие устных вычислительных навыков, умения решать задачи;

Развитие логико-математической речи, внимания, аналитического мышления, формирование умения выделять существенные признаки и свойства;

Воспитание интереса к предмету, дисциплинированности.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Регулятивные УУД:

Формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

Учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника;

Определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

2. Познавательные УУД:

Наблюдать и делать выводы.

3. Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог.

4. Личностные УУД:

Формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Технологии:

Технология проблемного диалога.

Оборудование: учебник «Математика» 1 класс М.И.Моро, карточки для работах в группах.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

I. Самоопределение к деятельности

Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Вы готовы?

Приступаем.

Решать,

думать.

Да.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

III. Постановка учебной задачи.

1. Математический диктант.

Найдите сумму чисел 7 и 3.

На сколько 10 больше, чем 5?

Увеличьте число 6 на 3.

1-ое слагаемое 5, 2-ое слагаемое 4. Найдите сумму.

8 уменьшите на 6.

2. Ассоциативный ряд.

На доске:

2+7 = 5+1= 8+2= 9+4=

Посмотрите внимательно, что написано на доске и расскажите, что вы заметили нового в записи примеров?

Запишите и вычислите эти суммы.

После решения примеров, детям предлагается сравнить свои вычисления в тетрадях с примерами на доске.

В чем была трудность?

Какая цель нашего урока?

Значит, какая тема сегодня на уроке?

Записывают значения выражений в строчку.

Взаимопроверка в парах.

Рассматривают ряд.

Это суммы.

Мы не сумеем решить последний пример.

Дети самостоятельно пробуют выполнить задание.

Одновременно 2 учащихся работают на закрытых досках.

Сравнивают и находят ошибки.

Мы не знаем, как складывать числа с переходом через десяток.

Научиться решать примеры с переходом через десяток.

Сложение чисел с переходом через десяток.

IV. Построение проекта выхода из затруднений.

Внимательно посмотрите на примеры те, которые вы легко решили. Как вы их решали?

А как удобно прибавлять числа?

Удобно прибавлять к десяткам, так легче считать.

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Молодцы!

А теперь вернемся к нашему примеру

9+4=

Кто сможет объяснить решение данного примера.

Прибавляем число по частям. Сначала прибавляем столько, чтобы получить 10.

9+1=10

Вспоминаем, что 4 это 1 да 3. Уже прибавили 1, теперь надо прибавить 3.

Можно записать так:

9+4=13

9+1+3

Ученик решает у доски.

Физминутка

VI. Самостоятельная работа в группах с самопроверкой.

Дает задание каждой группе на карточках.

Карточка 1.

8+4= 6+5= 7+4=

Карточка 2.

9+2= 7+6= 9+4=

Карточка 3.

6+6= 8+5= 9+2=

Дети работают в группах.

Консультант сверяет результаты.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Предлагает работу по учебнику (стр. 64 № 4).

В каком примере мы применили полученные знания на уроке?

В чем затруднялись при решении?

Задача №3 , №5 (устно)

Дети работают в тетрадях и у доски, отвечают на поставленные вопросы, анализируют свою деятельность.

VIII. Итог урока

(Рефлексия)

Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Вам было легко или были трудности?

Предлагает домашнее задание с.65№6

А для любознательных самостоятельно составить 3-4 примера на сложение чисел с переходом через десяток.

Соотносят цель и результаты действия.

Проговаривают способы «открытия» нового знания.

Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою.

Ну вот мы и начали проходить двузначные числа, началось!.. 😥 На этот раз мы будем учиться вычитать числа с переходом через десяток, и в этом нам помогут интерактивные элементы игры.

Вычитание с переходом через десяток проходят в первом классе, и, как правило, оно вызывает затруднения у большинства детей. Исходя из собственного опыта, предлагаю вам несколько советов:

  • Прежде всего научите ребенка вычитать единицы из двузначных чисел, то есть спрашивайте его, сколько нужно вычесть из числа, чтобы осталось 10. (Например, из 15 — нужно вычесть 5, из 17 — 7)
  • Выучите с ребенком состав чисел до 10. На нашем сайте есть большой раздел с играми и тренажерами по составу чисел —
  • Объясните ребенку, что из 10 вычитать проще, поэтому мы вычитаем числа по частям: сначала до круглого десятка, а затем — оставшуюся часть вычитаемого. Производим вычитание в 3 шага: сначала определяем, сколько нужно вычесть, чтобы осталось 10, а затем раскладываем вычитаемое, и вычитаем из 10 оставшуюся часть.
  • Предлагаем вам воспользоваться для объяснения вычитания с переходом через десяток нашу игру-тренажер.

Интерактивный тренажер поможет потренироваться правильно раскладывать вычитаемое. Сначала идут 2 слайда с правилом и примерами, а затем — задания для самостоятельного вычитания. Перетаскивайте цифры в пустые окошки, затем нажмите кнопку «Проверить». Впрочем, при правильном ответе переход слайда произойдет автоматически. Не забывайте вставлять цифры, на которые нужно раскладывать вычитаемое, иначе тренажер покажет неправильный ответ.

Онлайн игра по математике «Вычитание чисел с переходом через десяток»


Если вам понравился материал, нажмите, пожалуйста, кнопку "Мне нравится" или "G+1". Нам важно знать ваше мнение!

Категория

Во второй части статьи мы рассмотрим некоторые способы сложения и вычитания с переходом через десяток .

Третий этап

В начале приведем все варианты примеров сложения, которые предстоит освоить ребенку:

9 + 2 9 + 3 9 + 4 9 + 5 9 + 69 + 79 + 89 + 9

8 + 38 + 48 + 58 + 68 + 7 8 + 8

7 + 47 + 57 + 6 7 + 7

6 + 5 6 + 6

У взрослых может возникнуть резонный вопрос: почему в приведенной таблице первое слагаемое всегда больше или равно второму и почему отсутствуют остальные варианты примеров? Скажем, 3 + 9, 5 + 8 и т.п. Для ответа укажем два важных правила, которые должен запомнить ребенок:

Правило №1: от перестановки мест слагаемых сумма не меняется.

Правило №2: обычно легче к большому числу прибавить маленькое, чем наоборот, к маленькому прибавить большое.

Вначале научимся решать пример из первой строки: прибавление к 9 чисел от 2 до 9. Отметим здесь, что существуют разные формы объяснения и записи решения подобных примеров в разных учебниках по математике.

Приведем некоторые варианты:

Мы будем использовать вторую форму записи.

Какое объяснение можно дать ребенку для примера 9 + 4?

«Ты понимаешь, что к девяти палочкам нам нужно добавить четыре. Давай подумаем, сколько палочек нужно добавить к девяти, чтобы получить число десять? Конечно, одну палочку. Если мы должны были добавить четыре палочки, а уже добавили одну, значит нам остается добавить еще три палочки. И ответ будет: тринадцать. Посмотри, как мы запишем то, что мы сделали»:

Предложите ребенку еще несколько примеров из верхней строки таблицы (9 + n).

После того, как ребенок начнет решать подобные примеры самостоятельно, можно переходить к примерам второй строки таблицы (8 + n).

Образец:

После усвоения решения подобных примеров, переходим к третьей строке таблицы
(7 + n).

Образец:

После того, как ребенок решит несколько примеров типа 7 + n, предложите ребенку самостоятельно решить примеры 6 + 5 и 6 + 6. Если у него это не получается – помогите.


Можно предложить ребенку попробовать обобщить свой опыт (выразить его в общем виде). Как надо выполнять сложение с переходом через десяток либо выучить правило из учебника по математике.

6 + 6 = 12

7 + 7 = 14

8 + 8 = 16

9 + 9 = 18

Если ребенок выучит хотя бы эти суммы, он легко сможет решать примеры типа:

6 + 5, 7 + 6, 8 + 7, 9 + 8. В этих случаях одно из слагаемых отличается на единицу от уже знакомых вариантов.

Так, пример:

7 + 6 = ?

Но: 6 + 6 = 12, значит 7 + 6 = 13 (и одно слагаемое и сумма увеличились на единицу).

В перспективе ребенку предстоит выучить все правильные ответы для всех сочетаний слагаемых, но, конечно же, он должен уметь перепроверить, правильную ли сумму он указывает.

Четвертый этап

Как объяснить ребенку вычитание во втором десятке ?

Как можно ребенку объяснить с помощью палочек решение примера: 11 - 3?

«Ты понимаешь, что мы должны удалить 3 палочки из 11. Сначала мы убираем одну единичную палочку. Затем нам надо развязать пучок из 10 палочек и убрать еще 2 палочки, останется: 10 – 2 = 8 палочек.»

Как это записать математически:

Аналогично решаем примеры 11 – n, 12 – n, и т.д. до 19 – n.

Приводим здесь решение некоторых примеров:


После того, как первоклассник научится считать подобные примеры, возможно дать выучить правила в общем виде.

Если ребенок запомнил суммы для примеров 6 + 6, 7 + 7, 8 + 8, 9 + 9, то он это может использовать при вычитании, т.к.

6 + 6 = 12, то 12 – 6 = 6, а 13 – 6 = 7.

Если уменьшаемое увеличилось на 1, то и разность увеличится на 1, т.к.

7 + 7 = 14, то 14 – 7 = 7, а 15 – 7 = 8 и т.п.

В дальнейшем постарайтесь мотивировать ребенка к тому, чтобы он выучил все варианты сумм и разностей и легко мог их проверить.

Желаем Вам успехов в обучении Вашего ученика!


Воробьева Нина Федоровна

Переход к первой части статьи

Айвазян Александра Гамлетовна

Цели урока :

Ознакомление с приемами вычислений с переходом через десяток, развитие устных вычислительных навыков, умения решать задачи;

Развитие логико-математической речи, внимания, аналитического мышления, формирование умения выделять существенные признаки и свойства;

Воспитание интереса к предмету, дисциплинированности.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Регулятивные УУД :

Формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

Учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника;

- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

2. Познавательные УУД :

Наблюдать и делать выводы.

3. Коммуникативные УУД :

Слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог.

4. Личностные УУД :

Формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Технологии:

Технология проблемного диалога.

Оборудование : учебник «Математика» 1 класс М.И.Моро, карточки для работах в группах.

Ход урока.

I . Орг. момент

Цель этапа: Создание условий для восприятия учебного материала

Формируемые УУД :

Регулятивные: планирование деятельности.

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

II. Самоопределение к деятельности

Цель этапа: Создание условий для активизация опорных знаний, подведения учащихся к целеполаганию

Формируемые УУД :

Регулятивные : выполнение действий в уме.

Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Вы готовы? Приступаем. Но сначала сделаем разминку.

Минутка чистописания.

Формируемые УУД: Познавательные: осуществлять анализ. Регулятивные: оценивание результата своих действий.

Открываем тетради, записываем число, Классная работа.

Написание цифры 2.

Сегодня мы пропишем нелюбимую вами цифру? А почему она для учеников нелюбимая?

Надо постараться написать хорошо, чтобы она никогда не омрачала наш учебный процесс.

Подчеркните цифру, которая получилась у вас лучше всего

Математический диктант.

У доски по цепочке работают ученики, остальные самостоятельно в тетради.

Увеличить 6 на 2 8

Уменьшить 7 на 4 3

Одно слагаемое 5, другое 2 7

Уменьшаемое 5, вычитаемое 2 3

Сложить 3 и 3 6

Вычесть из шести три 3

III . Постановка цели:

Цель этапа : Вовлечение учащихся в постановку темы и цели урока

Формируемые УУД:

Познавательные: умение осуществлять анализ; классификацию объектов; работа с информацией.

Регулятивные: умение формировать учебную задачу.

Коммуникативные: формировать речь в режиме высказывания.

Ассоциативный ряд.

На доске:

2+7 = 5+1= 8+2= 9+4=

Посмотрите внимательно, что написано на доске и расскажите, что вы заметили нового в записи примеров?

Запишите и вычислите эти суммы.

(- Это суммы. Мы не сумеем решить последний пример.)

В чем была трудность?

Какая цель нашего урока?

Значит, какая тема сегодня на уроке? (Научиться решать примеры с переходом через десяток)

Внимательно посмотрите на примеры те, которые вы легко решили. Как вы их решали?

А как удобно прибавлять числа? (Удобно прибавлять к десяткам, так легче считать)

IV . Знакомство с новым материалом.

Цель этапа : Создание условия для открытия детьми основных положений нового учебного материала по теме урока.

Формируемые УДД: Познавательные: характеристика объекта на основе анализа и сравнения объектов.

Молодцы!

А теперь вернемся к нашему примеру

9+4=

Кто сможет объяснить решение данного примера.

Прибавляем число по частям. Сначала прибавляем столько, чтобы получить 10.

9+1=10

Вспоминаем, что 4 это 1 да 3. Уже прибавили 1, теперь надо прибавить 3.

Можно записать так:

9+4=13

9+1+3

V . Физминутка для глаз.

Цель этапа: Создание условий для сохранения здоровья учеников.

Формирование УДД: Личностные: осознание важности сохранения и улучшения своего здоровья.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг,

Глазкам видеть всё дано:

Где - окно, а где - кино

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

VI. Первичное закрепление. Самостоятельная работа в парах.

Цель этапа: Создание условий для применения имеющихся знаний, умений.

Формирование УДД:

Познавательные: осуществление анализа и сравнения объектов, строить небольшие высказывания в устной форме;

Коммуникативные: работа в группах; выражать свою точку зрения.

Дает задание каждой группе на карточках.

Карточка 1.

8+4= 6+5= 7+4=

Карточка 2.

9+2= 7+6= 9+4=

Карточка 3.

6+6= 8+5= 9+2=

(Дети работают в группах. Проверка)

VII. Работа с учебником.

Цель этапа: Создать условия для мотивировки активной, осознанной деятельности учащихся.

Формируемые УУД:

Личностные : мотивировка на достижение цели.

стр. 64 № 4.

В каком примере мы применили полученные знания на уроке?

В чем затруднялись при решении?

Задача №3 , №5 (устно) - (Дети работают в тетрадях и у доски, отвечают на поставленные вопросы)

VII. Итог урока (рефлексия)

Цель этапа: Создание условий для упорядочивания и обобщения полученной информации на основе рефлексии

Формирование УДД:

Познавательные: ориентирование в системе знаний.

Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Вам было легко или были трудности?

(ответы детей)

VIII. Д/з с.65№6

IX. Орг . конец



Loading...Loading...