Зрительная гимнастика (младшая группа). Картотека зрительной гимнастики в младшей группе Гимнастика для глаз младший возраст

Картотека

(Гимнастика для глаз)

Подготовила воспитатель:

Орищенко Анна Сергеевна

«Гимнастика для глаз для детей старшей группы.»

Гимнастика для глаз – это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.
Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.
Задачи:
Предупреждение утомления,
Укрепление глазных мышц,
Снятие напряжения.
Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора.
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

План гимнастики для глаз в старшей группе №5

(по тематическим неделям)

Месяц

Тема недели

Название упражнения

сентябрь

Детский сад

«Веселая неделька»

Впечатления о лете

«Заяц»

Прогулка в лес

«Теремок»

Дары осени

«Поиграем вместе с Варей… »

октябрь

«Листочки »

Откуда хлеб пришел

«Овощи »

Страна в которой я живу

«Дождик»

Что рассказывает о России флаг и герб

«Автобус»

ноябрь

Старикам везде у нас почет

«Разминка для глаз»

Моя малая Родина

«Часы»

«Тишина»

День матери

«Дождик»

Моя семья

«Веселая неделька»

декабрь

«Вправо, влево, вверх и вниз…»

Начало зимы

«Чудеса»

К нам приходит Новый год

«Отдыхалочка»

Елочка красавица

«Елка»

январь

Я и мои друзья

«Разминка для глаз »

Правила дорожные дети знать должны

«Ветер»

Быть здоровыми хотим

«Чудеса»

Наше творчество

«Снежинки»

февраль

Профессии родителей

«Внимательно гляжу»

«Глазки»

Защитники отечества

«Кошка»

Безопасность в доме

«Веселая неделька»

март

Самая красивая мамочка моя

«А Варвара смотрит…»

Пернатые друзья

«Весна »

Книжкина неделя

«Дождик»

«Буратино»

апрель

Юмор в нашей жизни

«Ах, как солнце высоко»

Тайны третьей планеты

«Сомолетик »

Весна идет – весне дорогу

«Лучик солнца»

Дружат дети всей земли

«Стрекоза»

май

День победы

«Разминка»

Идем в музей

«Прогулка в лесу»

Наш Пушкин

«Цветы»

Права детей в России

«Жук»

Скоро лето

«Веселая неделька»

"Весёлая неделька”

опустить глаза книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Вторник

Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо,
Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую сторону, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Среда

В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем,
Так игру мы продолжаем.

(упражнение для снятия глазного напряжения).

Четверг

По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

Пятница

В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять,
В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).

Суббота

Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

Воскресенье

В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

Гимнастика для глаз в сентябре

1. «Заяц»

Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.
Ай – да, заинька, умелый! Глазками моргает.
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

Смотрят вверх.

Глазами смотрят вверх – вниз, вправо – влево.
Моргают глазками.

Глазки закрывают

2. «Теремок»

Терем – терем – теремок!
Он не низок, не высок,
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит

Движение глазами вправо – влево.
Движение глазами вверх – вниз
Моргают глазами.

3. «Поиграем вместе с Варей…»

Поиграем вместе с Варей:
Мы налево поглядим,
Мы направо поглядим;
Ну а что там впереди?
А теперь поспим немножко:
Опустим веки, закроем глаза ладошками.
А пока мы отдыхали,
Варвара рассыпала детали!
Ну-ка, вниз мы поглядим,
Все детали разглядим!
А теперь посмотрим вверх –
Выше всех, дальше всех!
А сейчас дружно встали,
Потянулись вместе с Варей,
Наклонились вместе с Варей.
Присели! Встали! Сели!
Веселы, бодры мы снова,
И к занятию готовы!

Гимнастика для глаз в октябре

1. Моргают глазками.

2. «Листочки»

Ах, как листики летят,
Всеми красками горят
Лист кленовый, лист резной,
Разноцветный, расписной.
Шу-шу-шу, шу- шу- шу.
Как я листиком шуршу.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш листок,
Полетел над головой
Красный, желтый, золотой.
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат,
Будем мы сейчас гулять
И букеты собирать.

Круговые движения глазами

Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Круговые движения глазами

Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Посмотреть вниз.
Посмотреть вверх.
Посмотреть влево – вправо.
Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.

3. «Овощи»

Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква.
Слева – тыква, справа – клюква.
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.

Обвести глазами круг.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.
Посмотреть влево - вправо.
Влево - вправо.
Посмотреть вниз.
Посмотреть вверх.

4. «Дождик»

Дождик, дождик, пуще лей.
Капель, капель не жалей.
Только нас не замочи.
Зря в окошко не стучи.

Смотрят вверх.
Смотрят вниз.

5. «Автобус»

Мы в автобусе сидим,
Во все стороны глядим.
Глядим назад, глядим вперед,
А автобус не везет.
Внизу речка – глубоко,
Вверху птички – высоко.
Щётки по стеклу шуршат,
Все капельки смести хотят.
Колёса закружились,
Вперёд мы покатились.

Гимнастика для глаз в ноябре

1 . Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз.

2. «Часы»

Тик-так, тик-так
Все часы идут вот так:

тик-так, тик-так,

Налево раз, направо раз,
Мы тоже можем так,
Тик-так, тик-так.

3. "Тишина"

Мы устали все чуть - чуть.
Предлагаю отдохнуть.
Отдыхайте наши уши
Тишину мы будем слушать.
И глаза мы закрываем,
И они пусть отдыхают.
В тишине представить море,
Свежий ветер на просторе.
За волной плывет волна,
А в округе тишина.
Наши глазки так устали,
Мы писали, рисовали,
Встанем дружно по порядку,
Сделаем для глаз зарядку.

4. «Дождик»

Капля первая упала – кап!
И вторая прибежала – кап!
Мы на небо посмотрели
Капельки «кап-кап» запели,
Намочили лица,
Мы их вытирали.
Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем
От дождя убежим,
Под кусточком посидим.

Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх.
То же самое. Смотрят вверх. Вытирают» лицо руками.
Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.
Движения плечами.
Приседают, поморгать глазами.

5 . «Веселая неделька»

Гимнастика для глаз в декабре

1 . Вправо, влево, вверх и вниз.
Звери, птицы, эх, держись!
Осмотрела все кругом – за добычею беги!

2. «Чудеса»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.

Закрывают оба глаза.
Продолжают стоять с закрытыми глазами.
Открывают глаза, взглядом рисуют мост.
Глазами рисуют букву о.
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Глаза смотрят вправо- влево.
Глазами смотрят вверх, вниз.

3. "Отдыхалочка"

Мы играли, рисовали)
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть - чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.

Выполняются действия, о которых идет речь

4. «Елка»

Вот стоит большая елка, (Выполняют круговые движения глазами.)

Вот такой высоты.(Посмотреть снизу вверх.)

У нее большие ветки.

Вот такой ширины. (Посмотреть слева направо.)

Есть на елке даже шишки, (Посмотреть вверх.)

А внизу – берлога мишки. (Посмотреть вниз.)

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу. (Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз.)

Гимнастика для глаз в январе

1 . Поднять взгляд вверх.
Опустить взгляд вниз.
Быстро поморгать.

2. «Ветер»

Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише…
Деревца все выше, выше.

Часто моргают веками.
Медленно приседают,

опуская глаза вниз.
Не поворачивая головы,

смотрят вправо – влево.
Встают и глаза поднимают вверх.

3. «Чудеса»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса(Закрывают оба глаза,)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (Продолжают стоять с закрытыми глазами.)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост.)

Нарисуем букву о, получается легко (Глазами рисуют букву о.)

Вверх поднимем, глянем вниз, (Глаза поднимают вверх, опускают вниз.)

Вправо, влево повернем, (Глаза смотрят вправо-влево.)

Заниматься вновь начнем.

4. «Снежинки»

Мы снежинку увидали, -

со снежинкою играли.

(Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд)

Снежинки вправо полетели, (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели (Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал… (Поднимать снежинки вверх и опускать вниз. Дети, смотрят вверх и вниз.)

Все! На землю улеглись. (присесть, опустив снежинку на пол.)

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают. (Закрыть ладошками глаза.)

Гимнастика для глаз в феврале

1 . И внимательно гляжу

Поднимаюсь ввысь, лечу.

Возвращаться не хочу

Делают вращательное движение перед грудью и прослеживают взглядом.

Встают на носочки и выполняют летательное движение

2. «Глазки»

Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.

3. «Кошка»

Вот окошко распахнулось,
Кошка вышла на карниз.
Посмотрела кошка вверх.
Посмотрела кошка вниз.
Вот налево повернулась.
Проводила взглядом мух.
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.
Глаза вправо отвела,
Посмотрела на кота.
И закрыла их руками

Разводят руки в стороны.
Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.
Смотрят вверх.
Смотрят вниз.
Смотрят влево.
Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.
Дети приседают.
Смотрят прямо.
Закрывают глаза руками.

4 . «Веселая неделька»

Гимнастика для глаз в марте

1 . А Варвара смотрит вверх –
выше всех, дальше всех!
А теперь – смотрит вниз,

А теперь – глаза закрыла,
И открыла, и закрыла.
Веселы, бодры мы снова,
И к занятию готовы!

Глазки не напряжены и расслаблены.

Глазки наши напряглись

2. «Весна»

Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна.

Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей!

Справа - первые цветочки появились на лужочке.

Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.

Мы кораблик смастерили,

В ручеёк пустить решили.

Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой!
Вот как весело играть и в весенний день гулять!

Дышит свежестью земля,

Подышу «весной» и я!

Потягивание

Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным разведением рук вверх, в стороны.

Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором.

Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором.

Соединить ладони перед грудью.

Удаление сложенных ладоней вперёд от себя.

Машем ладонями, прощаясь с корабликом.

Легкие подпрыгивания на месте.

3. "Дождик"

Капля первая упала - кап!
И вторая пробежала - кап!
Мы на небо посмотрели,
Капельки кап - кап запели,
Намочились лица.
Мы их вытирали.
Туфли - посмотрите -
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем.
От дождя убежим.

Под кусточком посидим.

Сверху пальцем показывают траекторию ее движения.

Вытирают лицо руками.

Показывают вниз и смотрят.

Движения плечами.

Приседают.

4. «Буратино»

Буратино потянулся,
Вправо – влево повернулся,
Вниз – вверх посмотрел
И на место тихо сел.

Встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев.
Не поворачивая головы, смотрят вверх – вниз, вправо – влево.

Гимнастика для глаз в апреле

1 . Ах, как солнце высоко.

Мы глаза сейчас закроем.
В классе радугу построим.
Вверх по радуге пойдем.
Вправо, влево повернём,
А потом скатимся вниз.
Жмурься сильно, но держись.

Поморгать глазами.

Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх.

Закрыть глаза ладошками.

Посмотреть по дуге вверх.

Вправо и вверх – влево.

Поворачиваем вправо, влево.

Посмотреть вниз.
Зажмурить глаза, открыть и
поморгать ими.

2. «Самолетик»

Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет,
Правое крыло отвел, Посмотрел.
Левое крыло отвел,
Поглядел.

Смотрят вверх и водят пальцем за воображаемым самолетом,

отводят руки попеременно и прослеживают взглядом.

3. «Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.

Моргают глазками
Делают круговые движения глазами.
Отводят взгляд влево.
Отводят взгляд вправо.

4. «Стрекоза»

Вот какая стрекоза - как горошины глаза.
Влево – вправо, назад – вперед -
Ну, совсем как вертолет.
Мы летаем высоко.
Мы летаем низко.
Мы летаем далеко.
Мы летаем близко.

Пальцами делают очки.
Глазами смотрят вправо- влево.
Круговые движения глаз.
Смотрят вверх.
Смотрят вниз.
Смотрят вперед.
Смотрят вниз.

Гимнастика для глаз в мае

1 . Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой “Л” расставим ноги,
Точно руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!

Руки в стороны.

Поворот вправо

Поворот влево.

Поворот вправо.

Поворот влево.

2. "Прогулка в лесу"

Мы отправились гулять.

Грибы - ягоды искать.
Как прекрасен этот лес,
Полон разных он чудес.
Светит солнце в вышине,

Вот грибок растет на пне,

Дрозд на дереве сидит,

Ежик под кустом шуршит.

Слева ель растет - старушка,

Справа сосенки - подружки.

Где вы, ягоды, ау! Все равно я вас найду!

Шагают на месте.

Смотрят вверх.

Смотрят вниз, вверх, вправо, влево.

3. “Цветы”

Наши алые цветы распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет,

Наши алые цветы закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

Смотрим вверх,

моргать быстро,

закрывать глаза,

смотреть по сторонам.

4. «Жук»

К журавлю жук подлетел,
Зажужжал и запел «Ж-ж-ж»
Вот он вправо полетел,
Вот он влево полетел.
Жук на нос хочет сесть,
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко

Жук наверх полетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.

Хлопнем дружно - Хлоп-хлоп-хлоп,
Чтобы улететь он смог. «Ж-ж-ж».

Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперёд.

Указательный палец правой руки - это жук.

Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.

Дети вытягивают поочерёдно вперёд правую и левую руки, смотрят на ладошку.

Встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.

5 . «Веселая неделька»

Детская гимнастика для глаз в стихах

Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение.

Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети в этом отношении гораздо восприимчивее к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание.

Для этого существует гимнастика для глаз. Но дети с гораздо большей охотой делают ее, когда гимнастика связана со стихотворным ритмом. Чтобы дети могли проявить свою активность, рекомендуем все занятия с ними проводить в игровой форме.

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

Гимнастика бывает:

1) игровая коррекционная физ. минутка;

2) с предметами;

3) по зрительным тренажёрам;

4) комплексы по словесным инструкциям.

При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.

Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка».

Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику.

«Тренировка»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Посмотреть влево. Посмотреть вправо.

Поднять взгляд вверх.

Опустить взгляд вниз.

Быстро поморгать).

«Весёлый мяч»

«Мой веселый, звонкий мяч»

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, синий, голубой, Не угнаться за тобой.

(Посмотреть влево - вправо.

Посмотреть вниз - вверх

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз

Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, Повторить 2 раза).

«Дождик»

Капля первая упала – кап!

И вторая прибежала – кап!

Мы на небо посмотрели

Капельки «кап-кап» запели,

Намочили лица,

Мы их вытирали.

Туфли – посмотрите –

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнем

Под кусточком посидим.

(Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх.

То же самое.

Смотрят вверх.

Вытирают» лицо руками.

Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.

Движения плечами.

Приседают, поморгать глазами).

«Осень»

Осень по опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью поводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите – осень в золото одета!

(Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз (повторить 2 раза).

«Листочки»

Ах, как листики летят,

Всеми красками горят

Лист кленовый, лист резной,

Разноцветный, расписной.

Шу-шу-шу, шу- шу- шу.

Как я листиком шуршу.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш листок,

Полетел над головой

Красный, желтый, золотой.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

Как листиком шуршу.

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат,

Будем мы сейчас гулять

И букеты собирать

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

Как я листиком шуршу.

(Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Посмотреть вниз.

Посмотреть вверх.

Посмотреть влево – вправо.

Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).

«Елка»

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

(Выполняют движения глазами.

Посмотреть снизу вверх.

Посмотреть слева направо.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

«Овощи»

Ослик ходит, выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

(Обвести глазами круг.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Посмотреть влево- вправо

Влево - вправо.

Посмотреть вниз.

Посмотреть вверх.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза).

«Весёлая неделька»Весёлая неделька

Понедельник

Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву,
И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Вторник

Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо,
Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Среда

В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем,
Так игру мы продолжаем.

Четверг

По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

Пятница

В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять,
В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).

Суббота

Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

Воскресенье

В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!

Комплексы упражнений для глаз с предметами

«Морковка»

Вверх морковку подними,

На нее ты посмотри,

Вниз морковку опусти,

(Дети берут по морковке и передвигают соответственно тексту, прослеживая движение взглядом).

Только глазками смотри.

Вверх и вниз и вправо-влево.

Ай-да, Заинька умелый!

Глазками моргает,

Глазки закрывает.

Зайчики морковки взяли,

С ними весело плясали.

«Елка»

(Дети берут в руку маленькую елочку на палочке, четко проговаривая чисто говорку.

При выполнении гимнастики голова все время находится в одном положении, двигаются только глаза).

Ашу-ашу-ашу –

Нарядим елку нашу.

Передвигают елочку вправо-влево, прослеживая движение взглядом.

Ишки-ишки-ишки –

Поднимают вверх и опускают вниз.

«Вот золотые шишки»

Ош-ош-ош –

(Рисуют в воздухе круг).

Шар большой хорош.

Ша-ша-ша –

(Рисуют в воздухе елочку).

Елка тоже хороша.

Едут в поезде, ребята,

Белочки и зайчики

К девочкам и мальчикам.

«Самолет»

Дети прослеживают движения маленького самолета на палочке: сверху-вниз, справа налево и наоборот, движения по кругу, с верхнего правого угла в нижний левый, с верхнего левого нижний правый и наоборот. После выполнения упражнения быстро поморгать и на несколько секунд закрыть глаза, давая им отдых.

« Кошка»

Вправо, влево смотрит кошка:

(Смотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз).

Мяу-мяу, где ты, крошка? –

А мышонок ей в ответ:

Там, где был, меня уж нет!-

Покатился он с пригорка,

Видит: маленькая норка.

В этой норке жил зверек –

Длинный, узенький хорек.

Острозубый, остроглазый,

Был он вором и пролазой.

И бывало, каждый день

Крал цыплят из деревень.

«Белка»

Белка дятла поджидала,

(Резко перемещать взгляд вправо-влево).

Гостя вкусно угощала:

Ну-ка, дятел, посмотри –

(Перемещать взгляд вверх-вниз).

Вот орехи: раз, два, три! –

Пообедал дятел с белкой

(Помигать глазами).

И пошел играть в горелки.

(Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами).

«Сова»

Ва-ва-ва –

Сидит на дереве сова.

(Вытягивают перед собой указательный палец и фокусируют взгляд на нем. Прослеживают взглядом движение пальца вправо-влево; вверх-вниз).

Ву-ву-ву –

Сегодня рисовали мы сову.

Вы-вы-вы –

Есть птенцы у совы.

(Рисуют пальцем в воздухе и прослеживают движение взглядом).

Гимнастика для глаз с детьми раннего возраста и младшего дошкольного возраста

Глаза так много могут рассказать о человеке,

Слова и жесты вовсе не нужны,

Не зря же говорили люди,

Глаза – есть зеркало его души.

Анастасия Ланская

Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

Зрительную гимнастику следует начинать делать уже в раннем возрасте, которая проводится регулярно, не менее 2 - 3 раз в день по 3-5 минут. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В упражнения включаются игровые или сюрпризные моменты, стихи, потешки. Поначалу взрослый сам может массировать, разминать, поглаживать глазки ребенка и сопровождать свои действия веселыми потешками, главное, чтобы движения глаз были как можно более разнообразными. Обычно в таких играх используются хлопки, кругообразные движения, моргание, и т. д. количество упражнений, движений и их сложность должны увеличиваться постепенно и не вызывать у ребенка неприятных ощущений. Когда малыш освоит первые упражнения, можно вводить в игру более сложные движения. Самыми сложными, но очень полезными являются игры, те в которых появляются нессиметричные движения, то есть глаза, руки выполняют разные движения.

Целесообразно с отдельными детьми проводить индивидуальные занятия, которые послужат началу формирования необходимых умений: сохранять сосредоточенность и активность, выполнять определенные действия, слушать разъяснения взрослого. Повторять движения. Не следует принуждать малыша к играм при отсутствии интереса к ним. В этом случае у ребенка может возникнуть негативное отношение к поручениям воспитателя и к игровому материалу. На третьем году жизни у ребенка формируется умение следить за действиями воспитателя. Он лучше понимает речь взрослого и начинает говорить. Поэтому работу с детьми раннего возраста необходимо начинать с подражания, затем дети выполняют гимнастику по этапному показу действий воспитателем, по целостному образу и только потом по словесному указанию. Роль взрослого состоит в создании игровой обстановки в соответствии с потребностями, интересами и перспективами развития ребенка.

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

(Выполняют движения глазами.

Посмотреть снизу вверх.

Посмотреть слева направо.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза).

«Забавный» тренинг

Задачи: Разнообразить зрительную нагрузку и расслабить мышечную систему глаз.

Подойдите с ребенком к окну и посмотрите (посчитайте, каких машин на дороге больше – красных, зеленых или синих.

«Рисование» взглядом

«Рисование» взглядом разные геометрические фигуры – восьмерки, круги, треугольники, рассматривание прохожих и машины то одним глазом, то другим глазом, через дырочку на бумаге, сквозь расставленные пальцы ладони.

Чередование эпизодов света и темноты.

Задачи: «Раскачка» мышц глаз.

Предложить ребенку запомнить расположение людей и животных детской на площадке, затем закройте ему ладошкой глаза на одну минуту. Как это делают, играя в прятки, а потом попробуйте вместе с ним отыскать глазами поменявших за это время местоположение людей, собак или птиц.

Игра «Найди зайку».

Задачи: Дать нагрузку глазам в условиях смены освещения.

Игра на поиск предмета в группе, рассматривая его то - одним, то - другим глазом, через дырочку на листе бумаги, или сквозь расставленные пальцы.

«1-2-3-посмотри»

Задачи: Развивать глазодвигательные навыки.

На палочку прикрепить яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик, шарик и т. д.) и предложить ребёнку отправиться в путешествие; обращать внимание детей на соблюдение следующих правил: работают глаза, голова не подвижна. Взрослый перемещает игрушку в заданном направлении, сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх – вниз, влево – вправо, покружились» и т. д. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. Зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой взрослого и окружающей обстановкой. При выполнения поощряем старания и результаты детей. Упражнения можно сопровождать стихами.

«Птичка»

Задачи: Развивать двигательную систему глаз.

Летели птички, (Прослеживание глазами за предметом по кругу.)

Собой невелички.

Как они летели, (Вправо – влево)

Все люди глядели.

Как они садились, (Вверх – вниз)

Все люди дивились.

«Лошадка»

Задачи: Содействовать укреплению двигательной системе глаз.

Мы поскачем на лошадке (Прослеживание глазами за предметом.)

Вправо – влево. (Вправо - влево.)

Вверх – вниз. (Вверх – вниз.)

«Солнышко»

Задачи: Снять физическое, психическое и зрительное напряжение

На улице, закрыв глаза, встаньте лицом к солнцу, поворачивайте

голову то в одну, то в другую сторону: «Глазки солнцу покажу. «Здравствуй! - солнышку скажу».

«Моргание»

Показать ребёнку бабочку и предложить поморгать как «бабочка крыльями машет».

Глазодвигательные тренинги

Задачи: Формировать рациональные способы зрительного восприятия.

Перемещать взгляд на предметы, игрушки, подвешенные в разных местах комнаты.

«Прищепочки»

Задачи: Снизить нагрузку на глаза.

Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам.

«Самолет»

Задачи: Снять зрительное утомление.

Пролетает самолет (смотреть вверх на одну руку, которая покачивается; то же другой рукой)

С ним собрался я в полет.

Я мотор завожу (сжать кулак и водить им по кругу перед собой; кулак другой руки водить в противоположную сторону)

И внимательно гляжу (смотреть на кулак)

Поднимаюсь ввысь, лечу (руки вверх и смотреть на них),

Возвращаться не хочу (медленно опуская руки, следить за глазами) .

«Ловим мыльные пузыри»

Задачи: развитие зрительно – моторной координации

Ход: (глаза – руки, умения ориентироваться в пространстве).

«Воздушный шарик»

Задачи: развития зрительной координации.

Ход: Перебрасывание с малышом воздушного шарика. При этом

можно повторять считалочку, напевать песенку или слушать музыку.

Можно уменьшать или увеличивать размер шара.

«Бегающий зайчик»

Задачи: Укрепление мышечной системы глаз.

Ход: предложите ребенку, сидя на стульчике следить взглядом за

черно – белым зайчиком нарисованным на листе бумаги на расстоянии 15 см. от него. Медленно перемещайте его из стороны в сторону, вверх, вниз, по кругу, приближайте, удаляйте и т. д., при этом пойте песню или разговаривайте.

«Сидим и бросаем»

Задачи: развитие пространственного восприятия, зрительной ориентации.

Ход: положите корзинку набок, посадите ребенка с мячом на расстоянии 1 м. и предложите, закинуть мяч в корзинку. Повторить несколько раз.

«Зоопарк»

Задачи: способствовать увеличению остроты зрения.

Ход: Разыщите на картинке всех собачек (кошечек, слонов, ежей, зайчиков, улиток) .

Ребенок осуществляет поиск, двигаясь взглядом

(сверху – вниз, снизу – вверх) .

«Солнечный зайчик»

Задачи: улучшить кровоснабжение глаз.

Ход: взгляд фокусируется на светящемся предмете

(луна, звезды, свеча, лампа) или «солнечном зайчике».

Находящемся на маленьком расстоянии от глаз.

«Новогодняя ёлка»

Задачи: Оказать оздоравливающее воздействие на орган зрения.

Ход: Предложить детям понаблюдать за мелькающими цветными

огоньками, но не в полной темноте.

«Аквариумные рыбки»

Задачи: стимулировать кровообращение органа зрения.

Ход: предложить понаблюдать за аквариумными рыбками,

блестящей чешуей.

«Кискины глазки»

Задачи: укрепить глазную мышечную систему.

Ход: выпучивание глаз, зажмуривание, широко открывать глаза,

посмотреть вверх, вниз, в сторону.

«День - ночь»

Задачи: улучшать кровообращение и способствовать предупреждению нарушений зрения

Ход: ребенок входит в темную комнату (с взрослым, а выходит в освещенную комнату.

«Спи глазок, спи другой»

Задачи: активизировать глазодвигательные функции.

Ход: поочередно ладошками закрываем то один глаз, то другой.

«Прятки»

Задачи: Разнообразить движения глаз.

Ход: прикрываем и открываем ладошками лицо, приговаривая «спрятались - нашлись»

Упражнения
для активизации работы мышц глаза

Комплекс 1.

Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшает кровообращения (и.п. – сидя).

1. Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек.

2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы

3. Вращать глазами по кругу по 2-3 сек.

4. Смотреть вдаль, сидя перед окном

Комплекс 2.

Способствует снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению мышц глаз (и.п. – стоя).

1. Смотреть прямо перед собой (2-3 сек), поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку

2. Опустить голову; посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты

(ноги на ширине плеч, 3-4 раза).

3. Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле; отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.

Комплекс 3.

Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение (и.п. – сидя).

1. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко одноименного глаза (1-2 сек); отвести пальцы

2. Смотреть на концы пальцев вытянутой вперед руки (по средней линии лица); медленно приблизить указательный палец к лицу, не отводя от него взгляда

3. Отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону; медленно передвигать игрушку справа налево, следить за ней двумя глазами; то же самое, но в обратную сторону

Комплекс 4.

Способствует улучшению координации движений глаз и головы, развитию сложных движений, улучшению функций вестибулярного аппарата (и.п. – стоя).

1. Поднять глаза вверх, опустить вниз, посмотреть вправо, влево, не поворачивая головы

2. Поднять голову вверх; совершать круговые движения глазами по часовой стрелке

3. Посмотреть на левый носок ноги; поднять голову, посмотреть на люстру; опустить голову, посмотреть на правый носок; поднять голову, посмотреть на люстру

Комплекс 5.

Тренирует мышцы глаза, улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости.

1. И.п. – сидя на полу. Ноги согнуть в коленях, руки в упоре сзади; повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные сзади

2. И.п. – стоя, руки на палке, расположенной вертикально. Отвести руки от палки в стороны и успеть удержать падающую палку; попеременно перехватывать палку двумя руками

3. И.п. – стоя. «Спрячь глазки» (зажмуриться). «У кого глазки большие» (широко открыть глаза).

Комплекс 6.

Способствует тренировке мышц глаза, формированию сложных движений глазных мышц.

1. И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Поднять мяч до уровня лица, широко открытыми глазами посмотреть на него; опустить мяч; поднять мяч до уровня лица, прищурить глаза, посмотреть на мяч; опустить его.

2. И.п. – стоя, мяч в вытянутых перед собой руках. Двигать руками влево-вправо, следить глазами за мячом

3. И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Совершать медленные круговые вращения руками снизу вверх, вправо и влево, следить взглядом за мячом

4. И.п. – стоя, мяч в вытянутых руках. Согнуть руки, поднести мяч к носу; вернуться в и.п., следить за мячом


Екимова Ольга Павловна

НАТАЛЬЯ МУХАРЕВА
Гимнастика для глаз с детьми раннего возраста

Организация гимнастики для глаз с детьми раннего возраста

Глаза так много могут рассказать о человеке,

Слова и жесты вовсе не нужны,

Не зря же говорили люди,

Глаза – есть зеркало его души.

Анастасия Ланская

Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств : зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. 90% информации человек получает через органы зрения. Когда кроха только появляется на свет, он видит лишь смешение света и теней. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка еще только формируется, а желтое пятно (участок сетчатки) вообще пока не образовалось. Постепенно, день за днем, острота зрения у маленького человека повышается, и его мозг получает все больше информации, необходимой для создания представления о внешнем мире.

Казалось бы – орган зрения в постоянном тонусе. Все время идет тренировка. И при этом – за последние шесть лет наблюдается колоссальный рост болезней во всем мире, только в нашей стране количество больных офтальмологическими заболеваниями увеличилось на три миллиона. Врачи предупреждают о развитии так называемой эпидемии заболеваний органа зрения. Почему же так происходит, и в чем проблема?

Вредных воздействий практически невозможно избежать в современных условиях. Ребёнок с раннего возраста смотрел , и будет смотреть телевизор, а ежедневный просмотр мультфильмов за компьютером стала неотъемлемой частью жизни практически каждого ребёнка. Таков образ жизни наших детей, и нужно учиться сохранять зрение именно в таких условиях.

Одним из замечательных аспектов улучшения зрения является зрительная гимнастика .

Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний , а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

Зрительную гимнастику следует начинать делать уже в раннем возрасте , которая проводится регулярно, не менее 2 - 3 раз в день по 3-5 минут. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В упражнения включаются игровые или сюрпризные моменты, стихи, потешки. Поначалу взрослый сам может массировать, разминать, поглаживать глазки ребенка и сопровождать свои действия веселыми потешками, главное, чтобы движения глаз были как можно более разнообразными. Обычно в таких играх используются хлопки, кругообразные движения, моргание, и т. д. количество упражнений, движений и их сложность должны увеличиваться постепенно и не вызывать у ребенка неприятных ощущений. Когда малыш освоит первые упражнения, можно вводить в игру более сложные движения. Самыми сложными, но очень полезными являются игры, те в которых появляются нессиметричные движения, то есть глаза , руки выполняют разные движения.

Целесообразно с отдельными детьми проводить индивидуальные занятия, которые послужат началу формирования необходимых умений : сохранять сосредоточенность и активность, выполнять определенные действия, слушать разъяснения взрослого. Повторять движения. Не следует принуждать малыша к играм при отсутствии интереса к ним. В этом случае у ребенка может возникнуть негативное отношение к поручениям воспитателя и к игровому материалу. На третьем году жизни у ребенка формируется умение следить за действиями воспитателя. Он лучше понимает речь взрослого и начинает говорить. Поэтому работу с детьми раннего возраста необходимо начинать с подражания, затем дети выполняют гимнастику по этапному показу действий воспитателем, по целостному образу и только потом по словесному указанию. Роль взрослого состоит в создании игровой обстановки в соответствии с потребностями, интересами и перспективами развития ребенка.

Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику .

В практике нашего ДОУ нами применяются разные варианты использования зрительных гимнастик :

игровая физминутка; с предметами;

по зрительным тренажёрам;

комплексы по словесным инструкциям; со стихами;

с опорой на схему;с сигнальными метками;

с индивидуальными офтальмотренажерами;

с настенными и потолочными офтальмотренажерами;

электронная зрительная гимнастика .

«Елка» .

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

Выполняют движения глазами .

Посмотреть снизу вверх.

Посмотреть слева направо.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Зажмурить глаза , потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

Гимнастика для глаз для детей раннего возраста

1. «Забавный» тренинг

Задачи : Разнообразить зрительную нагрузку и расслабить мышечную систему глаз .

Подойдите с ребенком к окну и посмотрите (посчитайте, каких машин на дороге больше – красных, зеленых или синих.

2. «Рисование» взглядом

Задачи : Разнообразить движения глаз .

«Рисование» взглядом разные геометрические фигуры – восьмерки, круги, треугольники, рассматривание прохожих и машины то одним глазом , то другим глазом , через дырочку на бумаге, сквозь расставленные пальцы ладони.

3. Чередование эпизодов света и темноты.

Задачи : «Раскачка» мышц глаз .

Предложить ребенку запомнить расположение людей и животных детской на площадке, затем закройте ему ладошкой глаза на одну минуту . Как это делают, играя в прятки, а потом попробуйте вместе с ним отыскать глазами поменявших за это время местоположение людей, собак или птиц.

4. Игра «Найди зайку» .

Задачи : Дать нагрузку глазам в условиях смены освещения.

Игра на поиск предмета в группе, рассматривая его то - одним, то - другим глазом , через дырочку на листе бумаги, или сквозь расставленные пальцы.

5. «1-2-3-посмотри»

Задачи : Развивать глазодвигательные навыки .

На палочку прикрепить яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик, шарик и т. д.) и предложить ребёнку отправиться в путешествие; обращать внимание детей на соблюдение следующих правил : работают глаза , голова не подвижна. Взрослый перемещает игрушку в заданном направлении, сопровождая движения словами : «Посмотрели вверх – вниз, влево – вправо, покружились» и т. д. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение . Зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой взрослого и окружающей обстановкой. При выполнения поощряем старания и результаты детей. Упражнения можно сопровождать стихами.

6.«Птичка»

Задачи : Развивать двигательную систему глаз .

Летели птички, (Прослеживание глазами за предметом по кругу.)

Собой невелички.

Как они летели, (Вправо – влево)

Все люди глядели.

Как они садились, (Вверх – вниз)

Все люди дивились.

7.«Лошадка»

Задачи : Содействовать укреплению двигательной системе глаз .

Мы поскачем на лошадке (Прослеживание глазами за предметом .)

Вправо – влево. (Вправо - влево.)

Вверх – вниз. (Вверх – вниз.)

8. Упражнение «Солнышко»

Задачи : Снять физическое, психическое и зрительное напряжение

На улице, закрыв глаза , встаньте лицом к солнцу, поворачивайте

голову то в одну, то в другую сторону : «Глазки солнцу покажу . «Здравствуй! - солнышку скажу» .

9. Упражнение «Моргание»

Задачи : активизировать глазодвигательные функции .

Показать ребёнку бабочку и предложить поморгать как «бабочка крыльями машет» .

10. Глазодвигательные тренинги

Задачи : Формировать рациональные способы зрительного восприятия.

Перемещать взгляд на предметы, игрушки, подвешенные в разных местах комнаты.

11. Упражнение «Прищепочки»

Задачи : Снизить нагрузку на глаза .

Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам. 12. Упражнение «Самолет»

Задачи : Снять зрительное утомление.

Пролетает самолет (смотреть вверх на одну руку, которая покачивается; то же другой рукой)

С ним собрался я в полет.

Я мотор завожу (сжать кулак и водить им по кругу перед собой; кулак другой руки водить в противоположную сторону)

И внимательно гляжу (смотреть на кулак)

Поднимаюсь ввысь, лечу (руки вверх и смотреть на них,

Возвращаться не хочу (медленно опуская руки, следить за глазами ) .

13. Упражнение «Ловим мыльные пузыри»

Задачи : развитие зрительно – моторной координации

(глаза – руки ,

Ход : (глаза – руки , умения ориентироваться в пространстве.

14. Упражнения «Воздушный шарик»

Задачи : развития зрительной координации.

Ход : Перебрасывание с малышом воздушного шарика. При этом

можно повторять считалочку, напевать песенку или слушать музыку.

Можно уменьшать или увеличивать размер шара.

15. Игра «Бегающий зайчик»

Задачи : Укрепление мышечной системы глаз .

Ход : предложите ребенку, сидя на стульчике следить взглядом за

черно – белым зайчиком нарисованным на листе бумаги на расстоянии 15 см. от него. Медленно перемещайте его из стороны в сторону, вверх, вниз, по кругу, приближайте, удаляйте и т. д., при этом пойте песню или разговаривайте.

16. Игра «Сидим и бросаем»

Задачи : развитие пространственного восприятия, зрительной ориентации.

Ход : положите корзинку набок, посадите ребенка с мячом на расстоянии 1 м. и предложите, закинуть мяч в корзинку. Повторить несколько раз.

17. Упражнение «Зоопарк»

Задачи : способствовать увеличению остроты зрения.

Ход : Разыщите на картинке всех собачек (кошечек, слоноежей, зайчиков, улиток) .

Ребенок осуществляет поиск, двигаясь взглядом

(сверху – вниз, снизу – вверх) .

18. Упражнение «Солнечный зайчик»

Задачи : улучшить кровоснабжение глаз .

Ход : взгляд фокусируется на светящемся предмете

(луна, звезды, свеча, лампа) или «солнечном зайчике» .

Находящемся на маленьком расстоянии от глаз .

19. «Новогодняя ёлка»

Задачи : Оказать оздоравливающее воздействие на орган зрения.

Ход : Предложить детям понаблюдать за мелькающими цветными

огоньками, но не в полной темноте.

20. «Аквариумные рыбки»

Задачи : стимулировать кровообращение органа зрения.

Ход : предложить понаблюдать за аквариумными рыбками,

блестящей чешуей.

21. «Кискины глазки »

Задачи : укрепить глазную мышечную систему .

Ход : выпучивание глаз , зажмуривание, широко открывать глаза ,

посмотреть вверх, вниз, в сторону.

22. «День - ночь»

Задачи : улучшать кровообращение и способствовать предупреждению нарушений зрения

Ход : ребенок входит в темную комнату (с взрослым, а выходит в освещенную комнату.

23. «Спи глазок , спи другой»

Задачи : активизировать глазодвигательные функции .

Ход : поочередно ладошками закрываем то один глаз , то другой.

24. «Прятки»

Задачи : Разнообразить движения глаз .

Ход : прикрываем и открываем ладошками лицо, приговаривая «спрятались - нашлись»

Зрение – один из главных органов чувств человека, поэтому его следует беречь смолоду. В наш век современных технологий у людей всё чаще возникают проблемы со зрением, причем они проявляются и у детей школьного возраста. Самыми распространенными причинами нарушения зрения у школьников и раннего развития у них таких заболеваний, как миопия, астигматизм, косоглазие, является злоупотребление компьютерными играми и просмотром мультфильмов по телевизору. Вместо прогулок на свежем воздухе, активного отдыха и дозированного чтения дети проводят всё свое свободное время перед монитором, что не может не сказываться на их органах зрения. Отрицательное влияние компьютера на зрение школьников заключается в том, что мышцы глаз, еще не окрепшие, очень устают от долгого напряжения. Если это происходит регулярно, то зрение начинает стремительно падать.

Однако этого можно избежать, введя ограничение на компьютер и телевизор, чередуя напряженную работу глаз (выполнение домашних заданий, чтение) с отдыхом. Также врачи-офтальмологи настоятельно рекомендуют проводить для школьников гимнастику для глаз, как дома, так и в школе. Охрана зрения школьников очень важна, поскольку близорукость, как правило, очень плохо поддается лечению.

Гимнастика для глаз является наиболее подходящим методом для профилактики нарушения зрения у младших школьников, поскольку, если научить ребенка в раннем возрасте делать эти упражнения, это станет очень полезной привычкой. Если у вашего ребенка-школьника уже присутствуют какие-либо нарушения зрения, то зрительную гимнастику следует выполнять обязательно. Регулярные упражнения для глаз приостановят падение зрения, которое для школьников часто заканчивается прописыванием очков. Занятия следует делать 2-3 раза в день, посвящая этому по 10-15 минут. Во время выполнения этих занятий мышцы глаз расслабляются и отдыхают, и следующая за этим нагрузка на глаза воспринимается гораздо легче. Подобная зарядка для глаз полезна не только для школьников, она не помешает и взрослым людям, особенно тем, чья работа предполагает ежедневное «общение» с компьютером.

Описанные ниже упражнения направлены на снятие напряжения с глазных мышц, на их тренировку, а также на повышение аккомодации, улучшение кровообращения в тканях глаз. Каждое из них следует повторять по нескольку раз (сначала 2-3 раза, затем, когда ребенок уже будет знать, что нужно делать – по 5-7 раз). Озвучивая ребенку упражнения, обязательно выполняйте их вместе с ним: наглядный пример порой действует лучше любых слов.

Гимнастика для глаз, предназначенная для выполнения младшими школьниками и детьми, посещающими детский сад, может включать элементы игры. Например, данные упражнения можно оформить в стихотворном виде и, включая как аудиозапись, выполнять их всем коллективом.

Гимнастика для глаз

Младшая группа

Ёлка (младшая)

Ёлка плакала сначала - Потереть глаза.

От домашнего тепла,

Утром плакать перестала, Поморгать глазами.

Задышала. Ожила. Подышать.

Бабочка-красавица (младшая)

Бабочка-красавица прилетела к нам. Каждый ребёнок

Бабочка-красавица, отдых дай глазам. берёт пособие

– бумажную бабочку на палочке и под рифмовку рисует ею

в воздухе различные фигуры (круги, ломаные линии, овалы,

квадраты и т.д.), прослеживает их взглядом, не поворачивая

головы. Дети закрывают глаза на 1–2 сек., потом открывают

и быстро-быстро моргают в течение нескольких секунд. Затем,

закрыв глаза, поглаживают веки указательными пальцами по

направлению к носу.

Кошка (младшая)

Вот окошко распахнулось. Руки развести в стороны.

Вышла кошка на карниз. Имитация мягкой, грациозной походки кошки.

Посмотрела кошка наверх. Запрокинуть голову, посмотреть вверх.

Посмотрела кошка вниз. Опустить голову, посмотреть вниз.

Вот налево повернулась. Повернуть голову к левому плечу.

Проводила взглядом птиц. Повернуть голову к правому плечу, взглядом проводить муху.

Потянулась, улыбнулась Имитировать движения и мимику.

И уселась на карниз. Сесть на свои места.

Открываем глазки (младш)

Открываем глазки – раз, Движения глазками.

А зажмуриваем – два.

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире.

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

« Зайка » массаж для носа и гимнастику для глаз (младшая)

Вот и зайка к нам идет, Массаж носа (по китайской медицине),

Он нас лапкою зовет. укрепляющий иммунитет к заболева-

Бедный заинька чихает, ниям верхних дыхательных путей:

Как поправиться – не знает. Потереть указательные пальцы и мас-

Лекарство для тебя найдем: сировать ими ноздри сверху вниз и

Мы носик лапкою потрем. снизу вверх 10 – 20 раз.

в руках у нас морковка. Дети держат в руке морковку, выполняя

Продолжаем тренировку. ею медленные движения вправо-влево,

вверх-вниз, по кругу и прослеживая за

ней взглядом.

« Заяц белый » (младшая)

Гимнастика для глаз (песня О.Боромыковой сб. «Коррекция речи и движения»)

(гимнастика дает хороший отдых глазам, усиливает кровоснабжение)

Заяц белый, заяц белый, Быстро моргают глазами.

Ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал: Наклонять и выпрямлять голову вперед,

«Я не бегал, я скакал». закрыв глаза

Заяц белый, заяц белый, Опять быстро сжимать и разжимать веки

Ну а где же ты обедал?

Заяц белый отвечал: Наклоны головы вправо-влево

«Я сегодня голодал». Закрыть глаза ладонями, расслабив глаза

« Дождь » Гимнастика для глаз (младш)

Приплыли тучи дождевые: Покачать поднятыми вверх руками,

Лей, дождь, лей! посмотреть на них.

Дождинки пляшут, как живые: Опустить плавно руки, перебирая паль-

Пей, рожь, пей! цами, прослеживая движения взглядом.

И рожь, склоняясь к земле зеленой, Наклониться, делая мягкие, пружинящие

Пьет, пьет, пьет. движения руками, посмотреть вниз

А теплый дождь неугомонный Показать указательным пальцем движе-

Льет, льет, льет. ние сверху вниз и проследить взглядом.

« Жук » Гимнастика для глаз (младшая )

Указательный палец правой руки – это жук.

К журавлю жук подлетел, зажужжал и запел «Ж-ж-ж…»

Вот он вправо полетел, каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел, каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть, не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился, зажужжал и закружился. « Ж-ж-ж…»

Жук, вот правая ладошка, посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка, посиди на ней немножко.

Дети вытягивают поочередно вперед правую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.

Жук наверх полетел и на потолок присел.

На носочки мы привстали, но жука мы не достали.

Хлопнем дружно – хлоп, хлоп, хлоп, Чтобы улететь он смог. « Ж-ж-ж…»

Утром солнышко встаёт

Утром солнышко встаёт

Ночью спать оно зайдёт



Loading...Loading...