Что делать с чувством собственной неполноценности? Закомплексованный человек — как комплексы постоянно мешают жить

Содержание статьи:

Комплекс неполноценности - это соединение эмоционального и психологического восприятия человеком окружающего мира в искаженном виде. Выражается он в ощущении личностной ущербности на фоне иррационального возвышения над собой большинства представителей социума. При сравнении внутреннего «Я» с другими людьми человек с подобной проблемой начинает считать себя бракованной вещью, что в дальнейшем приводит к неврозу и даже попытке суицида.

Причины возникновения комплекса неполноценности

Для избавления от чувства ущербности следует прислушаться к мнению специалистов, которые низкую самооценку у ребенка и взрослого видят в следующих провоцирующих факторах:

  • Проблемы в детстве . В этом случае речь пойдет о двух сторонах медали, которые в итоге приводят к печальному результату. Родители могут или организовать гиперопеку над своими детьми, или полностью лишают их заботы и внимания. В первом случае у ребенка развивается неспособность стать самостоятельной личностью, во втором - формируются задатки неуверенной в своих силах особы.
  • Физические недостатки . Причины комплексов неполноценности часто кроются в нежелании увидеть свое лицо и фигуру в зеркале. Иногда это просто надуманная проблема при довольно привлекательной внешности. Однако нужно учитывать тот фактор, что у человека в действительности могут быть физические дефекты. Женщины обычно переживают за свой внешний вид, а мужчины озабочены размерами полового органа.
  • Негативное влияние социума . Некоторые «доброжелатели» не скупятся на негативную оценку людей с излишней впечатлительностью. Выбрав себе подобную жертву и создав у нее комплекс неполноценности, они желают таким образом самоутвердиться за чужой счет.
  • Критика близких людей . Если недовольство со стороны посторонних особ можно игнорировать, то нелицеприятные комментарии от родственников способны больно ранить любого человека. Он начинает думать, что выслушивает исключительно конструктивную критику по поводу своей никчемности.
  • Невезение . Если Фортуна постоянно обделяет своим вниманием людей, то они могут посчитать это признаком собственной неполноценности. На фоне более успешных знакомых человек с регулярной черной полосой в жизни начинает комплексовать и впадает в отчаяние.
  • Негативное самовнушение . Существует такая категория людей, которая изначально накручивает себя, выискивая погрешности в собственной личной и общественной жизни. Даже если ближайшее окружение внушает им обратное, они не способны трезво оценивать реальность и свое место в ней.
  • Неудачи в интиме . Некоторые женщины после родов считают себя не такими привлекательными, как до этого, и боятся потерять сексуальный интерес со стороны любимого человека. Мужчины после критики их достоинств от партнерши могут приобрести комплекс неполноценности, если были осмеяны размеры их детородного органа.
  • Семейные проблемы . Постоянные скандалы и отсутствие взаимопонимания часто приводят к тому, что кто-то из супругов начинает подсознательно винить себя в происходящих событиях. При наличии второй половинки в виде тирана этот фактор усугубляется, потому что пострадавшая сторона полностью теряет свое собственное мнение.
  • Измена . Данное событие негативного плана может нанести серьезную душевную травму как мужчине, так и женщине. Сама мысль о том, что любимый человек нашел себе партнера на стороне с эффектной внешностью и более солидным сексуальным опытом, способна даже у эгоцентричной личности выработать комплекс неполноценности.
  • Дискриминация . Происходить она может как по половому, так и по национальному признаку. В некоторых случаях дело доходит до коллективной травли, когда жертва начинает не просто паниковать, но осуществляет попытки свести счеты с жизнью.
Если не брать во внимание комплексы по поводу своей внешности, то специалисты заметили определенную закономерность, когда повышается процент людей с подобной проблемой. В данном случае речь пойдет о безработице и упадке экономики, которые не дают человеку возможности карьерного роста и приобретения финансового благополучия.

Проявления комплекса неполноценности у человека


Подобные симптомы могут носить как явный, так и скрытый характер. В большинстве случаев признаки комплекса неполноценности выглядят следующим образом:
  1. Демонстративность . Все поведение человека, который считает себя ущербной личностью, является немым криком о помощи. Любыми способами он хочет привлечь к себе внимание при явном страхе, что его желание исполнится.
  2. Настороженность . Если у человека присутствуют какие-либо комплексы, то он в любом слове и поступке окружающих его людей будет видеть подвох. Надуманные косые взгляды, мнимое перешептывание за спиной - реальные события в сознании таких особ.
  3. Излишняя самокритика . Принцип «напади на себя первый» всегда характеризует людей с комплексами неполноценности. Уверенные в собственных силах субъекты редко занимаются подобным занятием, потому что считают себя состоявшимися в жизни личностями.
  4. Отсутствие веры в перспективу . Любимые выражения неуверенного в себе человека выглядят в виде фраз «я не смогу», «это слишком сложно для меня» и «подобным вопросом должны заниматься профессионалы». При этом такие люди не просто вслух выражают свои сомнения, но и на деле ничего не предпринимают для улучшения качества собственной жизни.
  5. Дефекты дикции . Следует сразу озвучить тот факт, что речь идет не о врожденных аномалиях речевого аппарата. Заикание и смазанная речь часто проявляются у человека, который попадает в тревожную для него ситуацию при общении с эмоционально более сильным провокатором.
  6. Комплекс превосходства . Психологи подобное поведение называют синдромом неуверенных в себе личностей. Показать свою исключительность стараются или люди с явными проблемами в жизни, или особы с больной психикой. Исключение - некоторые дети сверхбогатых родителей или олигархи, для которых чувствовать себя небожителями мира сего считается нормой.
  7. Невротическое поведение . Зигмунд Фрейд настаивал на том факте, что ощущение вины сложно отличить от комплекса неполноценности. Знаменитый психоаналитик утверждал, что подобная неуверенность в себе имеет эротические корни развития проблемы и приводит в дальнейшем к неврозу.
  8. Неприязнь зеркала . Особенно этот аспект касается женщин, которые считают себя дурнушками. Мужчины к данному вопросу относятся гораздо проще, потому что не считают свою внешность главным критерием привлекательности для прекрасных дам.
  9. Непереносимость комплиментов . Человек, который уверен в себе, адекватно реагирует на похвалу его поступков и внешности. Закомплексованная личность не воспримет ни единого знака поощрения по отношению к ней без задней мысли. Она посчитает это или проявлением жалости, или откровенным издевательством над ее достоинством.

Тест на выявление у себя комплекса неполноценности


Прежде чем задуматься о необходимости избавления от подобной проблемы (которой может и не существовать), специалисты рекомендуют ответить на следующие утверждения и подсчитать баллы:
  1. Люди не разделяют моих мыслей: в большинстве случаев (0), иногда (3), никогда (5);
  2. В чужой компании я чувствую себя очень некомфортно: постоянно (5), в зависимости от компании (3), никогда (0);
  3. Я не поддаюсь унынию: да (5), иногда (3), никогда (0);
  4. Быть оптимистом - это: нелепость (0), важно в сложный период жизни (3), обязательное условие (5);
  5. Я хочу быть таким же успешным, как другие: да (0), иногда (3), я не хуже других (5);
  6. У меня больше недостатков, чем достоинств: однозначно (0), мнение завистников (3), с точностью наоборот (5);
  7. Каждый момент в жизни прекрасен: да (5), общие слова (3), нет (0);
  8. У меня появляется чувство ненужности: часто (0), иногда (3), никогда (5);
  9. Мотивация моих действий не понятна людям: всегда (0), иногда (3), в исключительных случаях (5);
  10. Близкие люди критикуют меня: постоянно (0); по ситуации (3); очень редко (5);
  11. У меня много положительных качеств: однозначно (5); есть и негативные черты (3), их нет (0);
  12. Я реализую все свои жизненные планы: да (5); смотря по обстоятельствам (3), слишком сложно (0);
  13. Каждый недоволен своим внешним видом: да (0), ко мне это не относится (3), неправильный вывод (5);
  14. Я не соответствую требованиям социума: никогда (5); иногда (3), всегда (0);
  15. Я слушаю даже несправедливую критику: да (0), из вежливости (3), прекращаю разговор (5).
Результаты:
  • 0-20 баллов - показатель однозначной закомплексованности при негативной самооценке и зацикливании на существующей проблеме;
  • 21-40 баллов - коэффициент, который свидетельствует о комплексах, от которых можно избавиться собственными силами;
  • 41-65 баллов - проблемы с восприятием себя присутствуют, но человек при таком показателе прекрасно с ними справляется.
  • 66-75 баллов - в данном случае речь идет об уверенной в своих силах личности, которой все же не стоит иметь завышенную самооценку.

Способы борьбы с комплексом неполноценности

Существует множество методик, которые позволяют приобрести уверенность в собственных силах. Зажить счастливо по силам любому человеку, если он захочет изменить свое отношение к самому себе.

Самостоятельные действия при комплексе неполноценности


Психологи разработали ряд действенных способов, при которых реально стать уважающей себя личностью:
  1. Правильное восприятие комплиментов . Не следует искать в каждой похвале подвох, которого на самом деле может и не быть. Если же ее произносит человек неискренний, достаточно вежливо поблагодарить его в ответ и закрыть тему разговора.
  2. Любовь к самому себе . Необходимо не только научится принимать комплименты, но и делать их своему отражению в зеркале. Не стоит в данном случае бояться превратиться в Нарцисса, потому что при комплексе неполноценности людям такого плана это не грозит.
  3. Оценка своих действий . В этой ситуации поможет блокнот достижений, который рекомендуется вести ежедневно. Даже самый маленький прорыв в позитивную сторону необходимо озвучивать на бумаге с детальным его описанием.
  4. Отказ от отшельничества . Каждый человек является индивидуальностью, которую не следует прятать от внешнего мира. Следует начать посещать увеселительные мероприятия, где можно дать выход своим эмоциям.
  5. Разговор с близкими людьми . Если семья поддерживает человека, у которого развит комплекс неполноценности, то можно обратиться к ней за помощью. Посыл к родным должен выглядеть следующим образом: опишите мои положительные качества. Любящие люди не скажут ничего такого, что может ранить душу, поэтому следует взять их рассуждения на заметку.
  6. Отказ от сравнения . Главная ошибка человека с комплексами - это желание примерить на себя чужой образ. Став тенью других людей, не стоит надеяться на возникновение самоуважения к собственной персоне. Необходимо всегда и везде быть самим собой, если это остается в рамках общепринятой морали.
  7. Открытие новых перспектив . Боязнь быть осмеянным на собеседовании необходимо забыть раз и навсегда. Не стоит также слушать советы друзей, которые отговаривают попробовать свои силы в перспективной профессии.
  8. Занятие спортом . Некоторые люди с комплексом неполноценности стыдятся своей фигуры. Следовательно, наступил тот момент, когда необходимо стать посетителем спортзала, бассейна, теннисного корта и стадиона с беговой дорожкой.
  9. Работа над имиджем . В данном случае можно довериться как своему вкусу, так и попросить помощи у стилиста. Ничто не меняет самооценку человека, как изменение в позитивную сторону его образа.
  10. Работа над речью . Лучше сказать милую нелепость, чем цедить в беседе слово за словом. Прослыть занудой довольно легко, поэтому не нужно добавлять себе еще один комплекс. Необходимо думать, о чем говоришь, но не зацикливаться над каждой фразой.
  11. Позитивный характер . Людей, которые откровенно демонстрируют свои комплексы, вряд ли дружелюбно примут в любой компании или трудовом коллективе. Необходимо научится улыбаться даже при желании впасть в уныние.
  12. Правильный выбор друзей . Лицемеры и сплетники только усугубят угнетенное состояние человека, который не уверен в себе. Нужно общаться с теми людьми, которые заряжают энергией и не станут критиковать без основательной на то причины знакомых.
  13. Ориентирование на все новое . Можно поставить себе цель выучить 5-10 слов из иностранного языка или ознакомиться с историей и культурой каких-либо ранее неведомых стран. Через определенный промежуток времени человек с данной проблемой поймет, что стал довольно эрудированной особой.
Следует помнить, что у некоторых людей именно комплекс неполноценности вызвал в свое время желание добиться всего в жизни. Благополучно преодолели все трудности после нападок со стороны общественности такие знаменитости, как Леди Гага (насмешки над ее внешностью), Кристина Агилера (издевательства над неординарностью будущей певицы), Роман Абрамович и Опра Уинфри (неприятие сверстниками бедности будущих миллиардеров).

Помощь психологов при комплексе неполноценности


Далеко не во всех случаях человек способен самостоятельно справиться с неуверенностью в себе. При поиске ответа на вопрос, как бороться с комплексом неполноценности, специалисты могут предложить следующие методы устранения проблемы:
  • Семейная терапия . Если причина невозможности самореализовать себя кроется в детской травме, то ее ликвидация должна проводиться вместе с родителями. Беседа и семейный тренинг довольно эффективно помогают в этом случае.
  • Метод «защитного щита» . Далеко не все люди дружелюбно расположены друг к другу. Лечение комплексов неполноценности в первую очередь основывается на правильной реакции по отношению к завистникам. Психологи обучают именно так воспринимать недоброжелателей и считать их язвительные замечания невоспитанностью и откровенной глупостью.
  • Метод овеществления (олицетворения) . Специалисты во время общения со своим пациентом дают ему установку на диалог с неживым предметом. Можно затем оттачивать свое ораторское мастерство при «дискуссии» с любым бытовым прибором или цветком. Отличным решением при неуверенности в себе будет разговор с домашним любимцем.
  • Психологический тренинг . Пациенту предлагается разделить лист бумаги на две равные части. Затем ему необходимо будет озвучить на обеих половинах свои отрицательные и положительные черты характера. Психолог во время сеанса озвучивает проблему, которую проанализировал. После этого лист бумаги разрезается пополам, чтобы сжечь или разорвать на мелкие кусочки весь написанный негатив. Позитивные отзывы о себе необходимо разместить на самом видном в квартире месте.

Последствия комплекса неполноценности


Некоторые люди думают, что лучше недооценить себя, чем поверить в собственные перспективы. При таком отношении к проблеме могут возникнуть некоторые осложнения в жизни:
  1. Распад семьи . Если признаки комплекса неполноценности имеют ярко выраженный характер, то это может поставить под удар существование пары в браке. Человек, который считает себя бесполезной особой, никогда не станет счастливым семьянином в будущем.
  2. Разрушение личности . Если субъект не любит собственное «Я», то не стоит ждать уважения со стороны других людей. Самобичевание и поиск недостатков у себя приводит в итоге к тому, что человек начинает считать сложившуюся ситуацию (при отсутствии желания ее анализа) нормальным явлением.
  3. Одиночество . Тот, кто сомневается в своих силах, часто или бурно это проявляет или полностью замыкается в себе. Однако результат всегда бывает однозначным - потеря друзей и знакомых. Если такое поведение дополнительно сопровождается комплексом превосходства, то можно утратить доверие даже родственников.
  4. Суицид . При существенной душевной травме, которая создала комплекс неполноценности, жертва обстоятельств может подобным способом решить свою проблему. Если рядом не будет близких людей, то она исполнит задуманное, потому что люди при такой проблеме редко бывают манипуляторами.
Как бороться с комплексом неполноценности - смотрите на видео:


Чтобы разобраться, как избавиться от комплекса неполноценности, для начала необходимо поверить в самого себя. Без этого решения не поможет ни один психотерапевт, который в состоянии только координировать своего пациента. В некоторых случаях можно обойтись и без визита к специалисту, если возникшая проблема решаема собственными силами.

Часто мы испытываем неуверенность в себе. Это может проявляться в виде плохого настроения, нервного напряжения, апатии или определенной модели поведения в ассоциативных ситуациях. Возможно, ваше уныние является причиной неудовлетворенности некоторым аспектом вашей жизни, но не стоит исключать и факт наличия комплекса неполноценности. О нем мы и поговорим в данной статье.

Комплекс неполноценности – это совокупность психологических и эмоциональных расстройств. Другими словами, это причина, которая может скрываться в неудачах, душевных травмах, дискриминации, физическом или психологическом насилии.

Комплекс неполноценности всегда имеет исходную точку, из которой человек впоследствии будет отталкиваться, компенсируя свою неуверенность некоторыми поступками.

Сразу хотелось бы разграничить понятие комплекса неполноценности и неуверенности в себе. Это два далеких друг от друга понятия, если последнее присуще практически всем, то комплекс нередко является фундамент психологического или психического расстройства. Из-за чувства ущербности, которое сопровождает данный комплекс, человек склонен к переживанию депрессии и даже суицидальным наклонностям.

Понятие комплекса неполноценности по Зигмунду Фрейду

Зигмунд Фрейд сомнительно относился к понятию комплекса неполноценности, несмотря на то, что впервые этот термин (комплекс) ввел его ученик Карл Юнг:

  • Он согласился с существованием стимулирующих факторов, которые провоцируют человека компенсировать этот недостаток за счет других преимуществ.
  • Фрейд считал, что нередко именно этот «комплекс» может привести человека к успеху.
  • Но доктор, в свойственной ему манере, ссылался на эротическое происхождение.
  • Он вывел несколько видов комплексов, в основе которых лежало нездоровое сексуальное влечение.

Таким образом, Эдипов комплекс раскрывает сексуальное желание сына к матери, а комплекс Гризельды – неосознанное влечение отца к своей дочери, когда тот склонен к гиперконтролю и сверхопеке над ней. Как ни странно, второй комплекс является запущенным последствием первого.

А вот комплекс Иокасты – сродни Эдипового комплекса – нездоровое сексуальное влечение матери к сыну. Мы можем наблюдать за мамами, которые на подсознательном уровне чувствуют потребность сверхопекать своего сына в любом возрасте.

Также Зигмунд Фрейд вывел еще несколько очень интересных комплексов, которые до сих пор являются актуальными и применимыми в наше время:

  • Комплекс непризнанного гения . Завышенная самооценка, которая мешает смириться с моделью отношений «начальник-подчиненный». Такие люди не задерживаются долго на одном месте из-за разногласий с руководством.
  • Комплекс Мэрилин Монро . Заниженная самооценка. Чувство неполноценности, которое провоцирует чувствовать свою ценность только во время сексуальной близости и постоянной смены половых партнеров.
  • Комплекс Каина . Зависть старшего брата по отношению к младшему. Комплекс, который часто приписывается подросткам.
  • Комплекс Ионы . Заниженная самооценка, которая кроется в страхе перед чем-то хорошим. Человек, переживая этот комплекс, считает себя недостойным быть успешным или счастливым.
  • Комплекс Поликрата . Чувство тревоги, что после белой полосы всегда следует черная. Такие люди живут в постоянном страхе расплаты за свою спокойную жизнь.
  • Комплекс Наполеона . Очень интересное понятие. Это сверхкомпенсация, которая лежит в большой целеустремленности низкорослых мужчин.

Зигмунд Фрейд пришел к выводу, что причиной комплекса неполноценности является разногласие между Я (индивидуумом) и Сверх-Я (представлением индивидуума о себе). Когда разбежность становится заметно ощутимой, у человека возникает неправильное, искаженное представление о себе, поэтому он начинает переживать комплекс неполноценности.

Компенсация комплекса неполноценности

Человек с комплексом неполноценности начинает чувствовать преимущество над ситуацией, когда сублимируют свой гнев, обиду или напряжение в какое-либо русло. Таким образом, он пытается компенсировать свой недостаток в той ситуации, которая является для него доступной. Но проблема состоит в том, что не всегда носитель комплекса выбирает правильное направление:

  • Многие люди, компенсируя свой комплекс за счет других преимуществ, находят в своей травме стимул, который помогает им добиться успеха.

  • Но есть люди, комплекс которых оказался сильнее, полностью разрушив их веру в свои силы.
  • Многие способны чувствовать свое преимущество, лишь унижая и оскорбляя других. Им кажется, что на их фоне они могут «вырасти» в своих глазах, если искусственно принизят другого, более успешного оппонента.

Все серийные убийцы, без исключения, переживали комплекс неполноценности. Убивая своих жертв, они пытались компенсировать свою ущербность, отыграв ситуацию наоборот. Зачастую обидчицами оказывались женщины. Как яркий пример комплекса неполноценности: серийный маньяк никогда не насилует свою жертву, не ликвидировав ее. Он боится осуждения или насмешек со стороны своей жертвы.

К примеру, маленький мальчик всегда видел, как хозяйка: белая богатая женщина, всегда унижала его мать, которая прислуживала ей в качестве домработницы. В будущем весь мир узнает его, как «Чулочного душителя» – убийцу, который выбирал своих жертв по типу работодательницы матери.

Выход за рамки, как современная причина комплекса неполноценности

Выход за рамки — это современная теория комплекса неполноценности. Сейчас многие психологи приходят к выводу, что устаревшие нормы воспитания, которые мы впитывали с пеленок, в будущем могут привести к комплексу неполноценности и причиной тому выход за рамки такой модели воспитания.

Это очень интересный путь дорогой с детства, по которому формируется комплекс неполноценности. С детства нас учили жить по единому шаблону:

  • хорошо учиться
  • окончить школу с золотой медалью
  • университет — с красным дипломом
  • быть хорошим специалистом в своей сфере
  • устроиться на работу по своей специализации
  • быть хорошим сотрудником
  • стремиться к продвижению по карьерной лестнице
  • рано жениться
  • обзавестись двумя детьми (желательно к 25 годам) и прочее

Есть еще несколько парадигм, которые мы успеваем приобрести с ценным родительским советом:

  • деньги зарабатываются тяжело
  • средства нужно тратить благоразумно
  • чтобы добиться чего-то весомого, нужно тяжело работать (а то и страдать)

А также призрение некоторых черт характера, которые свойственны всем людям:

  • Эгоизм. Он жестко пресекается с самого детства. Например, перед тем, как взять последний пирожок, мы обязательно должны спросить, не хочет ли его кто-то из домашних. Наверняка родители позволят своему чаду взять лакомство, но что произошло? Это процесс воспитания!

Размышления взяты из книги Андрея Курпатова «Пособия для эгоиста», который утверждает, что это базовый инстинкт, свойственный всем людям и некоторым приматам.

  • Жадность. С детства нас учат, что нужно делиться. В группе детского сада у нас были друзья и недруги, но делиться нужно было со всеми. Вплоть до того, что какой-то задира мог пожаловаться воспитательнице или даже маме. Зачастую, все становятся на сторону обиженного, ведь жадных детей никто не любит.
  • Гордость. Это самое важное и неправильное ущемление родителей в раннем проявлении самолюбия и чувства собственного достоинства. Мы должны просить прощения у родителей за свое непослушание, а также прощать и дружить со своими обидчиками. Когда чувство собственной значимости призирается с самого детства, нечему удивляться наличию комплекса неполноценности у детей.

Что происходит?

Жить, придерживаясь всех пунктов сценария – сложно. Поэтому часто мы отходим от привычного шаблона «нормальной» жизни. К примеру, не торопимся со свадьбой, а долгое время проживаем в гражданском браке; бросаем университет и идем за зовом своего истинного призвания; не занимаем солидную должность, а подрабатываем рукоделием или просто отказываемся заводить детей. Что происходит?

  • Выйдя за рамки устоявшегося сценария, мы терпим осуждения со стороны близких. Мы не получаем одобрительную оценку, к которой стремились с детства и начинаем чувствовать свою неполноценность в этой жизни.
  • Выйдя за рамки, мы не понимаем, что делать дальше. Ведь нас не учили, как жить так, как нам хочется. Мы начинаем сомневаться в своих силах и чувствуем свою ущербность. Это легко может привести к проблеме комплекса неполноценности.

Представьте, что вы каждый день шли собирать ягоды по одной и той же тропинке. В очередной раз посещения леса вы сошли с тропинки, и теперь дорога вам незнакома. То же самое чувствует человек, который выходит за рамки единого правильного сценария.

Женский комплекс неполноценности по Альфреду Адлеру

Причиной женского комплекса неполноценности, по мнению Адлера, может послужить ее второстепенная роль в обществе. Женщина более подвержена чувству незначительности и даже ничтожности, когда в ее жизни был или есть мужчина, чья социальная роль намного значимей. Это может выражаться в одном из таких жизненных сценариев:

Властный отец

Когда маленькая девочка с детства наблюдает за тем, насколько разнится социальная роль мужчины и женщины (мамы и папы), она начинает расставлять приоритеты:

  • Нет ничего плохого в том, что люди тянутся к лучшему, поэтому девочка, наблюдая за подобной картиной, подсознательно примеряет на себя роль доминанта (властного отца), но, став женщиной, понимает всю абсурдность ситуации.
  • Являясь женщиной, она относит себя к второсортному типу.
  • Во всех мужчинах она будет видеть властного отца, перед которым приклоняется мать.
  • Последствия такого мышления могут быть самыми разными: от заниженной самооценки и комплекса неполноценности до расстройства личности.

Деспотичный муж

Деспотичный муж может стать причиной вашего страдания комплексом неполноценности. Сразу хотелось бы разграничить понятия глупого мужчины (тирана) и эмоционально нестабильного, хитрого и двуличного деспота. Именно второй тип способен уничтожить ваше понятие о чувстве собственного достоинства. Что при этом происходит?

  • Мужчина-деспот часто использует метод «кнута и пряника», чтобы создать иллюзию чувства вины.
  • Женщина становится зависимой жертвой в таких нездоровых отношениях.
  • Через некоторое время женщина начинает чувствовать собственную потребность в физическом наказании. Казалось бы, это глупо, но это нормальное поведение человека с комплексом неполноценности.
  • Мужчина-деспот каждый раз после побоев дает жертве «пряник». Это может быть искреннее извинение, дорогой подарок или признание в любви, давая ей преимущество и бразды правления.

Таким образом, через некоторое время спустя, такие отношения становятся нормой. Жертва терпит побои, чтобы получить свое преимущество, ведь только так она может чувствовать свое совершенство. Из таких отношений очень тяжело уйти, т.к. жертва становится зависимой и чувствует постоянную потребность в компенсации комплекса неполноценности.

Но есть и другой вариант, это когда вас свела судьба с моральным деспотом:

  • Это мужчина, который сам страдает комплексом неполноценности и чувствует, что может компенсировать это, лишь оскорбляя и унижая кого-то, тем самым навязывая чувство ущербности своему партнеру.
  • Только унижая других, он может поднять свое достоинство.
  • Женщина, слыша свои недостатки – стоит отметить, что деспоты очень хитрые и будут акцентировать свое внимание на том, в чем вы сами чувствуете свою слабость – начинает испытывать комплекс неполноценности.
  • Уйти из таких отношений мешает заниженная самооценка, которую она приобрела благодаря деспоту. Таким женщинам кажется, что они не достойны ничего большего и на все, что с ними происходит, они заслужили.

Образцовый брат

Дети способны чувствовать ревность, если им кажется, что к ним несправедливо относятся. С девочками все обстоит несколько сложнее, замечая, что основные привилегии отдаются другому ребенку (то есть брату), они начинают чувствовать его преимущество над собой:

  • Мальчишкам много что дозволено с раннего детства: к ним нет осуждения, если они ненароком вымарали новые джинсы или разбили колено, лазая по деревьям.
  • К девочке относятся более требовательно, аргументируя это фразой «ты же девочка».
  • У ребенка может сложиться чувство превосходства мужского пола над собой.
  • В дальнейшем, пойдя в школу, эти требование только усугубляется, ведь родители часто боятся ранней беременности или плохой компании и пытаются оградить дочь.

Такая несправедливость может уйти с возрастом бесследно, а может, наоборот, развить у девочки комплекс неполноценности.

Мужской комплекс неполноценности

Мужчинам также свойственно переживать комплекс неполноценности. Зачастую это является следствием воспитания или неподъемной ниши, которую с детства навязывают всем мальчикам, говоря в его адрес «ты же мальчик», «не будь девочкой» и т.д. Не удивительно, что ребенок начинает комплексовать. Появляется неуверенность в себе, и ребенок чувствует себя неполноценным, переживая во взрослом возрасте такие комплексы:

  • Комплекс Босса . Это попытка восполнить свою мужественную нишу, – о которой говорилось ранее – сполна. Такой синдром проявляется в случае, если женщины или их черты характера критично принижались или к ребенку были слишком требовательны его родители.
  • Комплекс в мужской силе . Еще одна ниша навязана социумом. В мире бытует устоявшееся мнение о том, что мужчина должен быть всегда готов к сексуальным подвигам. Как ни странно, это не так. Такой комплекс способен привести мужчину к реальным расстройствам эректильной дисфункции.
  • Комплекс Геркулеса . Другими словами, это синдром подкаблучника. Когда женщина, чья социальная роль слабее мужской, начинает заставлять мужчину делать несвойственные ему поступки (стирать, наводить порядок в доме и т.д.), он чувствует, что его либидо принижают. Как следствие развивается комплекс Геркулеса.
  • Комплекс Дон Жуана . Надобность в повышении собственного либидо за счет инициативы разрыва романтических отношений.
  • Комплекс Александра . Это самый изощренный вид комплекса. Из-за дискриминации сексуальных меньшинств, мужчина способен испытывать свою неполноценность даже в совсем неуместных случаях. К примеру, когда кто-то шутит о его мужественности или предлагает надеть рубашку розового или голубого цвета. Но данный комплекс может быть следствием, когда он, мужчина, является подсознательным поклонником однополых отношений. Такие мужчины очень боятся разоблачения и, чтобы увернуться от этого, записывают себя в ряды «гомофобов».

Некоторые комплексы можно отнести к ряду «неизбежных». Они не имеют естественную причину, которой подвержены все жизненные процессы – старению. Казалось бы это нелогично, ведь мужчина, как хорошее виски, чем старше, тем лучше, но страх смерти присущ всем. Поэтому мужчины очень сильно переживают по поводу своего старения, привязывая к себе новые комплексы:

  • Комплекс Царя Давида . Это способ «омолодиться» за счет любовницы. Мужчины, которые переживают этот комплекс, склонны компенсировать свой возраст за счет секса, а порой, и совместной жизни с юными девушками.

  • Комплекс Котовского . Облысение для мужчины сродни импотенции. Не стоит искать в этом смысл, факт остается фактом: когда мужчина начинает лысеть, ему кажется, что он теряет свою мужскую силу. Таких мужчин очень легко вычислить в толпе, замечая малейшие утраты, они выбривают голову под ноль.

Комплекс неполноценности у детей

Исследования комплекса неполноценности по Адлеру – обнадеживают. Т.к. неуверенность в ранние годы свойственна многим детям. С правильным подходом родителей такие дети способны не только избавиться от данного комплекса, но и добиться определенного успеха. Ребенок может страдать комплексом неполноценности по нескольким причинам:

  1. Физический недостаток. Особенно к этой причине можно отнести развитие комплекса неполноценности у подростков. Это может быть маленький рост, дисфункция какой-либо конечности или неприглядный внешний вид. Иногда дети бывают очень жестоки, а для неокрепшей детской психики – это настоящая травма, которая легко может привести к комплексу неполноценности.
  2. Отсутствие родительского внимания. Отсутствие поддержки со стороны родителей снижает уверенность ребенка в себе. Дети не способны раскрыть свой внутренний потенциал самостоятельно и это является еще одной причиной развития комплекса. Безразличное отношение родителей делает ребенка неполноценным.
  3. Чрезмерная опека родителей. Дети, которые растут в тепличных условиях, оказываются совершенно непригодными для жизни. Такой ребенок неспособен принимать самостоятельные решения и ответственность за свои действия невероятно пугает их. Такая модель воспитания может привести ребенка к комплексу неполноценности и развить алкогольную или наркотическую зависимость.

Как избавиться от комплекса неполноценности?

Несмотря на то, что в 2015 году в свет вышла книга Уэйн Дайер «Как избавиться от комплекса неполноценности», даже простые обыватели и любители литературы по саморазвитию пришли к выводу, что название слишком «громко» прогремело. На самом деле это пособие для тех, кто сомневается в своих силах и не умеет правильно управлять своей жизнью, но рекомендаций по сути и названию книга не дает.

Лечения комплекса неполноценности еще не изобрели, поэтому бороться с ним бесполезно. Но! Стоит учесть, что ситуация совершенно не патовая, как раз наоборот, из своего комплекса можно извлечь немалую выгоду:

  • К примеру, по мнению Альфреда Адлера, комплекс неполноценности может привести к успеху.
  • Как было сказано в статье выше, человек, имеющий признаки комплекса неполноценности, способен компенсировать свой недостаток за счет других преимуществ.

Зигмунд Фрейд восхищался королем Пруссии и последним германским императором Вильгельмом ІІ. Тот страдал от комплекса неполноценности по физиологически-врожденному «уродству»: одна рука была на 15 см короче второй. Не испытывая компенсацию в материнской любви, он добился невероятных высот, но так и не простил своей родительнице такого отношения.

К сожалению, человек не может избавиться от комплекса неполноценности. Единожды ощутив на себе душевную травму, он не сможет отпустить это чувство приобретенной ущербности, и подсознательно будет возвращаться к этому.

С помощью психологов его можно притупить или подавить, но рано или поздно оно все равно даст о себе знать. К этому выводу пришли такие психологи, как Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер и Карл Юнг.

Если подумать, то все успешные личности испытали на себе комплекс неполноценности. Это не повод впадать в отчаяние, как вы успели понять, главное – это правильно сублимировать свой потенциал, направленный на компенсацию комплекса неполноценности.

Есть много правильных примеров, когда именно душевные травмы мотивировали многих ныне известных личностей. К примеру, Леди Гага, Опра Уинфри, Мэрилин Монро и Памела Андерсон пережили сексуальное насилие в детстве, а Тим Рот недавно признался, что над ним надругался его собственный дедушка. И тем не менее, несмотря на это, данные люди добились немалых высот. Вывод один: никогда не нужно «опускать руки» и тогда вы сможете разрешить любую проблему, в том числе, и совладать с комплексом неполноценности.

Видео: «Комплекс неполноценности»

Комплекс неполноценности - совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. Комплекс неполноценности возникает вследствие разнообразных причин, таких, как: дискриминация, душевные травмы, свои собственные ошибки и неудачи и т. п. Комплекс неполноценности существенно влияет на самочувствие и поведение человека.

Первым, кто исследовал и описал комплекс неполноценности, был венский психоаналитик Альфред Адлер .

Люди, страдающие комплексом неполноценности, рассматривают себя как нечто незначительное и ущербное. У многих пациентов на его почве развиваются депрессии , за которыми в тяжёлых случаях может последовать опасность самоубийства .

Одним из симптомов комплекса неполноценности может быть демонстрация сигналов, которыми страдающий им человек пытается обратить на себя внимание остальных людей. Другими симптомами могут быть недостаточность контактов, боязнь людей, боязнь сделать ошибку, постоянное напряжение. Комплекс неполноценности иногда является также подсознательной причиной дефектов речи.

Нередко характерны попытки возместить комплекс собственной неполноценности выставленной напоказ ролью жертвы. У молодых мужчин для маскировки ощущения неполноценности часто наблюдаются повышенная агрессивность и потребление алкоголя , а также символы статуса, такие как спортивные автомобили, характерная одежда и т. п. Чрезмерное высокомерие также может свидетельствовать о внутренне нарушенном чувстве собственного достоинства.

Комплекс неполноценности - в целом, негативное явление. Однако, в некоторых случаях, он может мотивировать человека на достижение позитивных целей в жизни .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Главный Секрет в Избавлении от Невроза/комплекс неполноценности/

    ✪ РЕАЛИТИ/Комплекс неполноценности 2 ЧАСТЬ

    ✪ РЕАЛИТИ/ как лечить невроз/Комплекс неполноценности/ОКР

    Субтитры

Развитие комплекса неполноценности

Альфред Адлер считал, что комплекс неполноценности развивается у детей по нескольким причинам:

  • Физические недостатки (например, неполноценность какого-либо органа, маленький рост, непропорциональность).
  • Чрезмерная родительская опека, которая не позволяет научиться самостоятельно решать проблемы.
  • Отсутствие родительского внимания снижает уверенность в своих силах.

Физические недостатки зачастую стараются компенсировать усиленными тренировками. Например, Демосфен , заикавшийся с детства, стал одним из великих ораторов; Вильма Рудольф в детстве переболела полиомиелитом , из-за чего долго испытывала проблемы с ходьбой, стала трёхкратной олимпийской чемпионкой в лёгкой атлетике. Адлер предположил, что великие люди добивались своих результатов, в том числе в творчестве , в процессе преодоления собственных комплексов неполноценности.

Если комплекс неполноценности преодолеть не получилось, то это может привести к неврозу в зрелые годы. Иногда комплекс неполноценности проявляется внешне в комплексе превосходства - в хвастовстве и высокомерии.

Чувство неполноценности и вытекающие из него депрессии нередко уходят корнями в раннее детство. Научно доказано, что недостаточное внимание к ребёнку и постоянная критика могут подорвать развитие здорового чувства собственного достоинства у подростка.

При этом следует отметить, что Зигмунд Фрейд в своих «Лекциях по введению в психоанализ» писал:

Знаю, что вы много слышали о чувстве неполноценности, которое характеризует как раз невротиков. Оно проявляется, в частности, в так называемой художественной литературе. Писатель, употребивший словосочетание «комплекс неполноценности», считает, что этим он удовлетворяет всем требованиям психоанализа и поднимает своё творение на более высокий психологический уровень. В действительности искусственное словосочетание «комплекс неполноценности» в психоанализе почти не употребляется. Он не является для нас чем-то простым, тем более элементарным. Сводить его к самовосприятию возможного недоразвития органов, как это любят делать представители школы так называемой индивидуальной психологии, кажется нам недальновидным заблуждением. Чувство неполноценности имеет глубоко эротические корни. Ребенок чувствует себя неполноценным, если замечает, что он нелюбим, и точно так же взрослый. Единственный орган, который может рассматриваться как неполноценный, это рудиментарный пенис, клитор девочки. Но по большей части чувство неполноценности происходит из отношения Я к своему Сверх-Я , являясь, так же как чувство вины, выражением напряжения между ними. Чувство неполноценности и чувство вины вообще трудно отделить друг от друга. Возможно, было бы правильно видеть в первом эротическое дополнение к чувству моральной неполноценности. Этому вопросу разграничения понятий мы в психоанализе уделяли мало внимания.

Именно потому что комплекс неполноценности стал так популярен, я позволю себе сделать здесь небольшое отступление. У одного исторического деятеля нашего времени, который здравствует и поныне, но отошёл от дел, вследствие родовой травмы имело место некоторое недоразвитие одной из рук. Очень известный писатель наших дней, охотнее всего пишущий биографии замечательных людей, занялся жизнью этого упомянутого мной человека. Но ведь трудно подавить в себе потребность углубления в психологию, когда пишешь биографию. Поэтому наш автор отважился на попытку построить все развитие характера своего героя на чувстве неполноценности, вызванном этим физическим дефектом. Но при этом он упустил один маленький, но немаловажный факт. Обычно матери, которым судьба дала больного или неполноценного ребёнка, пытаются восполнить эту несправедливость чрезмерной любовью. В нашем случае гордая мать повела себя по-другому, она отказала ребенку в любви из-за его недостатка. Когда он стал могущественным человеком, то всеми своими действиями доказал, что так никогда и не простил свою мать. Если вы представите себе значение материнской любви для детской душевной жизни, вы, видимо, мысленно внесете поправки в теорию неполноценности биографа.

По всей видимости, Фрейд имел в виду кайзера Вильгельма II , который с рождения страдал врождённым физическим недостатком - повреждённой левой рукой, которая была короче правой на 15 см.

Наряду с психологическими факторами в развитии комплекса неполноценности не менее важна и роль других внешних факторов - демографических, социальных, политических, религиозных, этнических и даже сексуальных. Нередко представители меньшинств, будучи жертвами дискриминации, страдают комплексом неполноценности в одной или нескольких из упомянутых категорий. Например, среди этнических меньшинств нередко встречается комплекс этнической неполноценности . Среди людей, выросших в бедных семьях, на фоне зажиточности других людей может сформироваться комплекс классовой неполноценности и т. д.

переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности. В индивидуальной психологии А. Адлера (1870–1937) чувство неполноценности связано с органической и функциональной неполноценностью человеческого существа. В классическом психоанализе З. Фрейда возникновение этого чувства – результат утраты любви к человеку со стороны других людей.

Одно из основных положений индивидуальной психологии А. Адлера состояло в признании чувства неполноценности как источника стремления человека к совершенству и возникновения проблем, связанных с плохой приспособляемостью к обществу. Чувство неполноценности зарождается в детстве. В основе его лежит органическая, функциональная недостаточность органов и их повреждение. Чувство неполноценности возникает также в результате различного рода поражений и неудач, ведущих к унынию, растерянности, заниженной самооценке. «Чувство неполноценности – это движущая сила, исходная точка стремлений всякого ребенка. Оно определяет, как удастся данному ребенку добиться покоя и уверенности в себе, оно определяет саму цель его существования и подготавливает путь, на котором эта цель может быть достигнута».

В понимании А. Адлера, благодаря механизмам компенсации чувства неполноценности человек может добиться значительных успехов в жизни. Но это же чувство способно породить такие внутренние силы, которые будут направлены на саморазрушение или подавление других людей. В одном случае чувство неполноценности будет стимулом для достижения успеха и самосовершенствования, в другом – источником невротического стремления к власти или бегства в невроз в силу ненормального, патологического проявления этого чувства, превращающего в комплекс неполноценности.

Например, ребенок-левша может быть обучен лучше, чем многие другие дети, у которых более активной является правая рука. Его недостаток может способствовать усиленным занятиям и упражнениям, развитию артистических способностей и художественных талантов. Стремясь преодолеть свои ограничения, ребенок-левша старается лучше учиться и добивается больших успехов. Однако если борьба ребенка со своими недостатками сопровождается излишней амбициозностью, то в нем могут развиться зависть и ревность. На этой почве может возникнуть сильное чувство неполноценности, преодоление которого станет проблемой для ребенка. Постоянная борьба со своими недостатками может сделать его чересчур воинственным, и, став взрослым, он, по мнению А. Адлера, вполне вероятно, будет страдать от навязчивого стремления преодолеть свои неловкость и неуклюжесть.

Идеи А. Адлера о чувстве неполноценности вызвали неоднозначную реакцию З. Фрейда. Он согласился с тем, что сознание собственной органической неполноценности действует возбуждающе на работоспособность человека и вызывает у него повышенную продуктивность благодаря механизмам компенсации. Но он считал, что было бы большим преувеличением объяснять повышенную трудоспособность человека первоначальной неполноценностью его органов. Так, не все художники страдают недостатком зрения и не все ораторы были сперва заиками. По мнению З. Фрейда, многие проявления исключительной трудоспособности возникают на почве природной одаренности человека.

З. Фрейд не разделял идей А. Адлера о неполноценности как основном источнике возникновения неврозов. Он считал их односторонними, не объясняющими природу невротических заболеваний. Если исходить из чувства неполноценности, то невроз в таком случае являлся бы побочным результатом общей нежизнеспособности. Но опыт учит, замечал З. Фрейд, что подавляющее большинство некрасивых, уродливых, искалеченных и опустившихся людей не склонны реагировать на свои недостатки возникновением невроза.

Основатель психоанализа не использовал понятие «комплекс неполноценности», считая его искусственным словообразованием. Вместе с тем он говорил о чувстве неполноценности. Однако в отличие от А. Адлера он полагал, что чувство неполноценности имеет эротические корни: ребенок и взрослый человек чувствуют себя неполноценными, когда замечают, что нелюбимы. С точки зрения З. Фрейда, по сравнению с пенисом клитор девочки – это единственный орган, который можно назвать неполноценным.

Согласно З. Фрейду, чувство неполноценности возникает из отношения Я к Сверх-Я: это чувство является выражением напряженности между ними. По своему происхождению оно напоминает чувство вины. Оба эти чувства трудно отделить друг от друга. Исходя из подобных представлений, основатель психоанализа полагал, что было бы правильно рассматривать чувство неполноценности как эротическое дополнение к чувству моральной неполноценности.

В целом З. Фрейд не углублялся в рассмотрение природы чувства неполноценности. Большинство психоаналитиков тоже не уделяли особого внимания этому вопросу. В рамках же индивидуальной психологии А. Адлера представление о чувстве неполноценности составляло одну из наиболее существенных тем, разработке которой придавалось важное значение.

Чувство неполноценности

inferiority feelings) Альфред Адлер проводил различие между чувством неполноценности и комплексом неполноценности. Адлер исходил из того, что Ч. н. есть у каждого. Он указывал на то, что быть неполноценным человеком означает чувствовать себя ниже др. Ч. н. прослеживается в детской малости и зависимости в мире взрослых, а позже в погоне за совершенством. Ч. н. может служить стимулом здорового, нормального развития. Оно становится патологическим состоянием только в том случае, если чел. сокрушен, подавлен и не способен к развитию. Орглер пишет, что Адлер полагал, будто комплексы неполноценности могут развиваться из трех источников: органической неполноценности, избалованности и запущенности. Ч. н. становится комплексом, когда оно приводит к избеганию участия в жизни об-ва. Когда чел. чувствует себя неполноценным, это предполагает сравнение с др. чел. или с неким стандартом либо нормой. Такие сравнения становятся отправным пунктом мн. челов. несчастий. Слово inferiority (неполноценность) происходит от латинского inferus - "нижний", "подземный". Здесь в действие вступают и др. отрицательные факторы, напр. гнев, соперничество и, как следствие, утрата инициативы, поскольку сосредоточение усилий на сопернике блокирует спонтанное поведение. Кроме того, чел. может вести себя высокомерно: комплекс превосходства способен компенсировать комплекс неполноценности. Чтобы победить Ч. н., нужно сделать две вещи. Во-первых, надо перестать сравнивать себя с др., полностью и безраздельно сосредоточившись на актуальной проблеме или задаче. Во-вторых, надо оставить стремление быть выше др. Отказ от потребности в превосходстве помогает восстановить уравновешенность, преодолеть инерцию и перестать чувствовать себя хуже др. Низкая самооценка - это всегда плохо, но иногда она служит стимулом для конструктивной и полезной компенсации. Из ощущения слабости и несостоятельности может вырасти сила. В такой ситуации преимущество дает не само по себе Ч. н., а конструктивное преодоление слабости и несостоятельности. С Ч. н. связано чувство неадекватности. В то время как Ч. н. заставляет чел. считать, что он хуже др., чел. с чувством неадекватности считает, что он не в состоянии с чем-либо справиться. Системой координат становится не др. чел., а задача, к-рую невозможно решить. Так же как, по Адлеру, Ч. н. преодолевается отказом от сравнений и желания превосходства, преодоление чувства неадекватности требует сосредоточения на актуальной задаче и смелости быть несовершенным. См. также Расстройства личности Д. Н. Ломбарди

– это совокупность эмоций, мыслей и поведения, отражающая ощущение собственной ущербности, убеждение в превосходстве окружающих. Проявляется неуверенностью, боязнью совершения ошибок, избеганием общения, завистливостью, переживанием собственной неудачливости, неспособности достигать целей. Становится основой для развития депрессии, обсессивно-компульсивного невроза, тревожного расстройства. Диагностика выполняется методом клинической беседы и психологического тестирования. Для лечения применяется когнитивно-поведенческая психотерапия, психоанализ, тренинги.

МКБ-10

F32 F43.2

Общие сведения

Понятие комплекса неполноценности было разработано австрийским психоаналитиком А. Адлером. Он изучал формирование компенсаторных механизмов у детей с дефектами развития, и чувство неполноценности рассматривал как результат физического отклонения, а позже – как универсальную движущую силу развития. Успешный опыт преодоления трудностей формирует сильные черты личности, неудачи способствуют укреплению комплекса. Этим объясняется его распространенность в западном обществе, где большая значимость придается личным достижениям человека. Гендерные роли влияют на особенности проявления данного симптомокомплекса: мужчины переживают его тяжелее, с невротическими расстройствами и гиперкомпенсацией.

Причины

Ведущую роль в развитии комплекса играют особенности физического состояния и воспитания. Согласно теории А. Адлера, причины воздействуют в раннем детстве. Поддержанию и усилению симптомов способствуют демографические, социальные, политические, религиозные, этнические факторы. К наиболее вероятным причинам комплекса неполноценности относятся:

  • Физические недостатки. Эффективность и успешность человека может ограничиваться неполноценностью органа, непривлекательностью (диспропорциональностью, асимметрией, полнотой). К данной группе относятся врожденные и приобретенные дефекты, особенности внешности.
  • Ошибки воспитания. Переживание чувства неполноценности возникает при чрезмерной родительской опеке, препятствующей навыку самостоятельного решения проблем. Другой вариант деструктивного воспитания – недостаточное внимание, сравнение с более успешными детьми, отсутствие похвалы и поощрений.
  • Негативный опыт. Неудачи в сфере карьеры, семейной жизни, интимных отношений способствуют развитию неуверенности в собственных силах. У женщин комплекс может быть вызван разводом, у мужчин – отсутствием хорошо оплачиваемой работы.
  • Необоснованная критика окружающих. На уровень самооценки влияют некорректные высказывания значимых людей: родителей, супруга, брата, сестры, начальника. Распространенным примером является использование сверхобобщений: «ты никогда не сможешь», «ты всегда проигрываешь».

Патогенез

Комплекс неполноценности формируется в период раннего детства, когда ребенок начинает понимать, что не все желания могут стать реальностью, а возможности для реализации его намерений ограничены. Сначала ограничения обнаруживаются на физическом уровне – несформированность навыков, наличие потребностей, материальных преград. Позже осознаются психологические границы, задаваемые воспитанием, отношениями с другими людьми. До школьного возраста успешным способом компенсации является игра. Ребенок примеряет роли, использует фантазию для образного воплощения желаний. Школьники оказываются в системе требований, оценок, необходимости реальных достижений. Формируется страх оказаться неполноценным – недолюбленным, отвергнутым, одиноким. С одной стороны, этот страх становится движущей силой развития, с другой – препятствует продуктивной активности. Комплекс закрепляется в структуре личности при наличии негативных факторов – опыта неудач, неконструктивной критики, отсутствии поддержки близких.

Симптомы комплекса неполноценности

Основное проявление комплекса – переживание собственной неполноценности и ущербности. Деструктивный вариант поведения включает замкнутость, ограничение контактов, боязнь быть активным, совершить ошибку, оказаться объектом насмешек или осуждения. Люди избегают общения, новых знакомств, публичных выступлений. Не проявляют инициативу на работе, редко бывают удовлетворены своей деятельностью. Женщины склонны выставлять себя в роли жертвы, мужчины маскируют неуверенность повышенной агрессивностью, обвинительной позицией. Характерно высокомерие, пристрастие к алкоголю, демонстрация внешних атрибутов успешности (дорогой одежды, аксессуаров, автомобилей).

Продуктивное поведение при комплексе неполноценности называется гиперкомпенсацией. Внутренне напряжение и недовольство собой становится мотивирующей силой. Чтобы избежать негативных переживаний, люди усилием воли преодолевают ограничения. Так, человек с заиканием становится диктором, с двигательными нарушениями – спортсменом, школьный «троечник» оканчивает институт, получает диплом с отличием. Достижения на некоторое время компенсируют чувство неуверенности. Однако если комплекс стал частью личности, людям приходится постоянно трудиться, добиваться успеха, чтобы получить одобрение и восхищение окружающих.

Осложнения

Продолжительное и острое переживание комплекса неполноценности приводит к развитию невротических расстройств. В детстве формируются нарушения речи (заикания, запинки), непроизвольные мышечные подергивания, ночные кошмары и страхи. У взрослых наиболее распространенным осложнением является депрессия с тревожным компонентом. Реже развивается обсессивно-компульсивное расстройство, панические атаки , психосоматические заболевания . При деструктивном поведении существует риск десоциализации – нарушаются семейные и дружеские отношения, люди расторгают браки, увольняются с работы.

Диагностика

Выявлением комплекса неполноценности занимаются психологи , психотерапевты , психиатры. Процесс диагностики проводится поэтапно: изучается семейное положение пациента, условия жизни, образование, профессиональная деятельность. Переживаемое ощущение неполноценности включено в структуру личности, определяется чертами характера, типом темперамента. Поэтому обследование направлено на исследование эмоционально-личностной сферы. Используются следующие методы:

  • Клиническая беседа. Характерны жалобы на эмоциональную напряженность, неуверенность, страх при необходимости проявлять активность, выступать публично, знакомиться. Возможна чрезмерная увлеченность пациента каким-либо занятием, позволяющим компенсировать переживание неполноценности – спорт, кулинария, домохозяйство, косметические процедуры, зарабатывание денег (без выходных, ненормированный рабочий день).
  • Опросники. Используются комплексные тесты исследования эмоций, личности и узконаправленные опросники: СМИЛ (стандартизированный многофакторный метод исследования личности), Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн, тест Смысложизненные ориентации Д. А. Леонтьева. Результаты выявляют эмоциональную неустойчивость, напряженность, заниженную самооценку, повышенный уровень стресса, невротизации.
  • Проективные методики. Рисуночные и интерпретационные тесты позволяют обнаружить отрицаемые пациентом переживания, что особенно актуально при обследовании мужчин, стремящихся к гиперкомпенсации комплекса. Применяется тест «Рисунок человека», Тематический апперцептивный тест, Тест фрустрации Розенцвейга.

Лечение комплекса неполноценности

Помощь пациентам основана на методах психотерапии . Занятия направлены на выявление положительных и отрицательных сторон личности больного, освоение навыков самоанализа, продуктивной коммуникации, снижение эмоционального напряжения, устранение страхов. Терапия проводится со специалистом, самостоятельно и в группе:

  • Индивидуальная психотерапия. Используются техники гуманистического, психоаналитического и когнитивно-бихевиорального подхода. В ходе сеансов выясняются причины развития закомплексованности, корректируются деструктивные убеждения о собственной личности, проводится анализ сильных и слабых качеств, осваиваются техники релаксации, саморегуляции, позитивного мышления.
  • Самоанализ. Часть психотерапевтической работы пациент выполняет самостоятельно. Рекомендуется вести личные дневники, отмечая успехи, достижения и ошибки (в форме опыта). Записи позволяют объективно оценить свои положительные стороны, научиться анализировать действия и их результат без негативного влияния эмоций.
  • Групповые тренинги. На коллективных занятиях больные практикуются в общении, учатся конструктивно реагировать на критику, разрешать конфликты, сохраняя устойчивость самооценки. Обмен положительными эмоциями между участниками повышает уверенность, мотивацию к действиям.

Прогноз и профилактика

Компенсация комплекса неполноценности проходит успешно, когда человек осознает его наличие и использует техники, предлагаемые психотерапевтом – самоанализ, остановка негативных мыслей, улучшение навыков общения, принятие критики. Основа профилактики – правильное воспитание. Необходимо избегать чрезмерной опеки, позволять ребенку проявлять самостоятельность, совершать ошибки и относиться к ним как к опыту. Нельзя сравнивать его успехи с достижениями других детей, унижать после неудач и промахов. Важно научить самоанализу: после получения плохой оценки, проигрыша на соревнованиях следует поддержать ребенка и обсудить, что нужно сделать для получения лучшего результата в будущем.



Loading...Loading...