Холодное питание в самолете. Еда в самолете эконом-класса: лучшие и худшие предложения от авиакомпаний. Факторы, влияющие на питание

Мы решили выяснить особенности питания на борту самолёта российских авиакомпаний у бортпроводника на рейсах «Аэрофлота» и «Трансаэро».

Самолёт — огромная машина, которая с комфортом мчит нас из одной точки планеты в другую. Вне зависимости от того, на какое время ты поднимаешься на борт самолёта, на час или на половину суток, тебе всегда предложат еду и напитки.

Мы решили выяснить особенности питания на борту самолёта российских авиакомпаний у Григорьевой Анастасии, работавшей бортпроводником на рейсах «Аэрофлота» и «Трансаэро».

Григорьева Анастасия
Бортпроводник на рейсах "Аэрофлота" и "Трансаэро"

Как еда попадает на борт самолёта?

В каждом аэропорту есть собственный цех питания, который работает без остановки и днем, и ночью. Чаще всего он один на аэропорт, но бывают исключения. У «Аэрофлота» в Шереметьево — свой цех, например. Питание готовится примерно за два-три часа до вылета каждого самолёта по количеству пассажиров, купивших билеты. В случае, если пассажиров по каким-то причинам оказывается больше, питание досылается с рейса, вылетающего позже. Организация процесса питания — это отлаженный механизм, огромный конвейер продуктов и рабочих рук. В итоге, на борт самолёта придёт ровно столько порций, сколько пассажиров летит определённым рейсом.

Если рейс короткий (менее трёх часов полёта в одну сторону), то сразу же грузят питание на обратную дорогу, которое сильно замораживают, чтобы оно не испортилось.

Доставляют питание к самолёту на специальных машинах примерно за полчаса до посадки пассажиров. Крайне редко случаются сбои и питание могут грузить во время посадки. Иногда досыл может происходить и за пять минут до взлёта, но пока вся еда не будет на борту, двери самолёта не закроют. Так что часто задержки рейсов бывают из-за того, что кто-то в последний момент купил билет, и ему довозят питание.

На борту самолёта что-то готовят?

На бортовой кухне всю еду просто разогревают. Готовая порционная пища поставляется сразу в тележках и на решётках, которые вставляются в специальные печки. В зависимости от типа самолёта и расположения кухонных стоек, количество печек на борту может быть от четырёх до шестнадцати.

На каждый рейс загружаются чай в пакетиках и кофе (зависит от компании — растворимый или в специальных пакетах, которые вставляются в кофемашины). На борту есть кипятильники, которые используются для заваривания напитков.

Меню — на каждом рейсе разное?

Одно меню устанавливается у авиакомпании на срок в три-четыре месяца, после этого меняется, но незначительно. К примеру, три месяца в меню на выбор курица с рисом или рыба с картошкой на прямой пролёт, говядина с макаронами или рыба с рисом — на обратный, а в следующие месяцы меняются способ приготовления, гарниры, вид мяса и рыбы.

В разных странах, как и городах, меню отличается по видам продуктов, которые в данной стране наиболее доступны. К примеру, в городах с доступом к морю будет более вкусная рыба, в Испании к холодному питанию приложат хамон.

Чем отличается еда в бизнес- и эконом-классах?

В бизнес-классе больше порции и более разнообразное меню, сами этапы обслуживания более трудоёмкие и максимально приближены к ресторанному. Пассажирам предлагается бумажное меню из трёх блюд с возможностью выбора. В «Аэрофлоте» на длительных перелётах (от шести часов) предлагают ещё супы. Все блюда подают отдельно и застилают столик салфеткой типа скатерти.

Еда для бизнес- и эконом-классов готовится на одной кухне при аэропорту, но, к примеру, в «Аэрофлоте» всё меню бизнес-класса готовится по стандартам московского ресторана «Пушкин».

Кормить пассажиров обоих классов начинают одновременно, делают это разные люди. В бизнесе работают старший бортпроводник и бортпроводник, специально обученный работе с бизнес-классом.

Интересно, но те, кто заплатил за бизнес-класс изначально, а не по апгреду на борту (повышение в классе обслуживания), гораздо более лояльные адекватные пассажиры. Чаще отказываются от еды и не истерят, когда чего-то не хватило.

Что такое «особый тип питания» в билете?

Особый тип питания не сильно отличается от обычного (причем даже в «бизнесе»). Оно не лучше и не вкуснее, оно просто более подходящее для особых категорий пассажиров. Оно заказывается при бронировании билетов, но не позднее, чем за сутки до вылета, поскольку в цехе питания должны знать, что таким-то рейсом точно полетит пассажир с таким-то питанием.

Чаще всего у бортпроводников есть специальный лист с ФИО и номером кресла такого пассажира. Если такого листа нет, то старший объявит по громкой связи, чтобы такие пассажиры обратились к бортпроводникам. Также об этом стоит предупредить, если пассажир пересел. Сверяют по ФИО и номеру кресла, причем ФИО называет пассажир, а не бортпроводник.

Еще почти всегда на борту есть гречка, фрукты и овощи для тех, кто не заказал специальное питание, но, допустим, является вегетарианцем. Гречка — уже в готовом виде, фрукты и овощи — свежие.

Каких пассажиров накормят в первую очередь?

Кормить начинают с носа, но есть определённый порядок в каждой компании для каждого типа самолёта и для времени полёта, как кормить пассажиров. На маленьких судах, чаще всего, идут только с носа. На более крупных — с носа, середины и хвоста. И всегда стараются оставить несколько порций на выбор для особо недовольных.

Сколько порций напитков и еды я могу попросить?

Напитки можно просить в неограниченном количестве, но стоит помнить о том, что они грузятся сразу на два пролёта. Это значит, что та бригада, которая полетит обратным рейсом, может остаться без напитков вообще. Кроме того, какой-то вид напитка может закончиться в полёте (чаще всего обратный пролет). Напитки, как правило, следующие: апельсиновый, яблочный, томатный соки, вода газированная и негазированная, кола, спрайт, чай, кофе. Можно попросить хоть все напитки, какие есть в тележке, но стоит помнить, что мы не одни, а самолёт не ресторан «all inclusive». Алкоголь в российских авиакомпаниях сейчас запрещен, а вообще положена одна порция на человека, если не считать тот алкоголь, который идёт на продажу.

Что касается питания, то на одного пассажира рассчитана одна порция питания на каждый рацион обслуживания. В исключительных случаях, если кто-то из пассажиров отказался от еды, его порцию могут отдать страждущему.

Кстати, посуда в экономе не одноразовая. По прилёту экипаж сдает её борт-питанию, за каждую недостачу вычитают из заработной платы того, кто отвечал за питание на рейсе.

Если я проспал обед, меня накормят?

Если пассажир проспал обед, он сам должен сообщить бортпроводнику, что проснулся и хочет покушать. Поскольку таких может быть много, и за всеми бортпроводники не могут уследить. При этом пассажир должен осознавать, что в этом случае выбора питания может уже не остаться, поскольку порции на выбор грузят 50 на 50. То есть, если летит сто человек, то половина порций будут с мясом, половина — с рыбой.

Чем питается экипаж самолёта?

Экипаж самолёта кушает то же самое, что и бизнес-класс. Исключение — командир корабля, для него пищу готовят отдельно. Пилоты вообще должны есть разную еду, поскольку если у одного из них случится недомогание из-за принятой пищи, то второй должен быть в состоянии заменить его. Пилоты едят в любое время, когда самолёт находится в режиме автопилота, но строго по очереди. Бортпроводники прерываются на перекус, чаще всего, после обслуживания пассажиров, тоже по очереди, но, по факту, — когда придётся. Иногда удаётся поесть только на посадке, а иногда вообще не удаётся.

Некоторые пилоты и бортпроводники носят с собой еду — самолётная быстро приедается, некоторые едят только овощи или фрукты.

Что лучше всего есть на борту самолёта?

Мой совет — по возможности отказываться от еды на коротких рейсах и как можно меньше есть на длительных, а из жидкости пить только простую воду. Необходимо учитывать, что полёт - это все-таки стресс для организма. Из-за давления обмен веществ ухудшается, из-за чего пища может плохо усваиваться и вызывать дискомфорт. Именно поэтому порции еды в самолётах такие маленькие, а вовсе не потому, что компания решила сэкономить на пассажирах.

Практически любого человека, летавшего на авиалайнере, живо интересовало, каким образом, в воздухе умудряются подавать горячее, как в ресторане, и все ли пассажиры могут на это рассчитывать. К примеру, интересно насколько отличается еда в самолёте эконом-класса от того, что подают на более дорогих местах в салоне.

Меню подаваемых на борту блюд зависит от нескольких факторов:

  • бюджетных возможностей авиакомпании;
  • класса обслуживания;
  • продолжительности самого перелёта;
  • соблюдения норм правильного питания.

Кроме того, учитываются традиции, религиозные предпочтения и возраст пассажиров. Если людям приходится лететь с маленькими детьми, они могут за сутки двое сделать предварительный заказ на детскую кухню, делящуюся на две категории (для детей до 2-х лет и детей старшего возраста). Малышам, скорее всего, приготовят яства, исключающие острые специи:

  • блюда из диетического мяса;
  • овощные и фруктовые пюре;
  • продукты молочной кухни.

Солидная часть крупных авиакомпаний взяла себе за правило включать в стоимость билета горячие обеды и напитки, подаваемые в полёте. Отсюда возникает определённая разница в обслуживании и предлагаемом меню между пассажирами одного рейса. На линиях малобюджетных компаний зачастую предлагают своим клиентам платный обед и менее насыщенный рацион. Аналогичная ситуация и на чартерных перелётах. Поэтому на широкий выбор блюд на таких маршрутах, рассчитывать не приходится.

Полноценный обед как для эконом-класса, так и для бизнес-класса

Что подают, в зависимости от продолжительности полёта

Авиакомпании, совершающие регулярные авиаперелёты, очень внимательно относятся к гастрономическому вопросу. Если возникает вопрос, кормят ли в самолётах эконом-класса и как часто, мы расскажем несколько подробнее позже. Ведь это зависит от количества проведённых часов пассажирами в воздухе. Для рейсов, не превышающих 3 часов пребывания в воздухе, всем находящимся на борту, будут предложены:

  • холодные закуски;
  • бутерброды;
  • сендвичи;
  • сладкая выпечка и пирожные.

Прекрасный бодрящий завтрак для пассажиров, соблюдающих диету

Если придётся лететь от 3 до 6 часов, тогда клиентам предложат горячие обеды, включающее в себя более разнообразное меню, состоящее уже из нескольких горячих блюд, куда обязательно входят:

  • мясо;
  • рыба;
  • морепродукты;
  • несколько видов гарниров;
  • овощные салаты;
  • сладкие десерты.
  • шоколад

Когда же продолжительность рейса превысит 6 часов, всех пассажиров будут чествовать два раза горячими блюдами, и в промежутке, устраивается перекус.

Большие авиакомпании предлагают своим пассажирам полноценный обед

Кто готовит для пассажиров

Многие люди, интересовались вопросом, кто готовит горячие кулинарные изыски для пассажиров. Это целиком зависит от пассажирооборота самой компании. К примеру, российский «Аэрофлот» каждый день самостоятельно готовит все блюда, разработанные известным шеф-поваром (а это 90 тысяч порций).

В «ЮТиЭйр» тоже сами предпочитают угощать своих клиентов яствами собственного приготовления. Так что питание в самолёте эконом-класса отечественных компаний находится на достойном уровне, которому могут позавидовать и некоторые иностранные перевозчики.

Вся еда готовится на земле, а уже потом, в готовом замороженном состоянии прибывает на борт самолёта, где её только разогревают. Каждые полгода меню подлежит коренным изменениям. Даже для самых привередливых клиентов имеется наготове блюдо, которое его вполне удовлетворит своими вкусовыми качествами. За дополнительную плату на целом ряде регулярных авиалиний можно полакомиться изысканными кулинарными творениями, достойными хорошего ресторана. Истинные гурманы смогут отведать блюда:

  • постные;
  • исключительно вегетарианские;
  • индуистские мясные;
  • мусульманские;
  • для диабетиков;
  • детские и т.д.

На некоторых авиалиниях своих клиентов предпочитают побаловать кулинарными творениями, приготовленными непосредственно в воздухе, но таких совсем немного.

Полноценная кухня на борту самолёта – большая редкость

Как обстоят дела с напитками в полёте

Одним из немаловажных аспектов в воздухе является вопрос напитков, и здесь у каждой компании своя политика. Для многих регулярных рейсов характерно, что практически все напитки подаются бесплатно, вместе с обедами. В основном это относится и к тому, как налажено питание на борту самолета определённой компании. У большинства крупных авиаперевозчиков привычно, что подаваемые напитки, входят в стоимость билета:

  • шампанское;
  • вино;
  • кофе или чай;
  • соки;
  • холодные лимонады.

Даже малобюджетные пассажиры некоторых авиаперевозчиков могут рассчитывать, что им подадут к обеду небольшую бутылочку вина или баночку пива. Практически нет разницы в том, каким рейсом приходится лететь, поскольку качество подаваемого на борту кофе мало отличается от бюджета перевозчика, если не говорить о редких исключениях.

Совсем по-иному обстоят с этим дела в более дорогих классах, однако, и там не приходится особенно привередничать. Кроме того, желающие добавить себе дозу алкоголя могут заказать в баре самолёта любой напиток или коктейль на свой вкус.

Вы можете заказать все, чего душа желает, причём платить за стандартные напитки не доводится – если вы пассажир бизнес-класса

Как обслуживают бюджетных пассажиров

Теперь остаётся ещё один немаловажный вопрос: чем будут потчевать пассажиров, купивших недорогие билеты на разных маршрутах? Как правило, на чартерных рейсах за то, чтобы покормили придётся доплатить дополнительно, нередко такое случается и на регулярных направлениях малобюджетных авиаперевозчиков, хотя и не повсеместно.

Поэтому во избежание неприятных неожиданностей, перед тем как приобрести билет, стоит поинтересоваться, чем кормят в самолете эконом-класса, особенно если предстоит долгий перелёт. Для этого надо просто позвонить представителю компании и задать интересующие вопросы. В большинстве случаев этот сервис тоже находится на достойном уровне. Безусловно, предложенное меню будет не таким изысканным, однако, даже в этом случае зачастую есть неплохой выбор:

  • мясо с гарниром;
  • рыба с гарниром;
  • салаты из свежих и маринованных овощей;
  • напитки и конфеты, десерты.

Так что пассажиры, летающие регулярными рейсами крупных авиакомпаний, могут не переживать, что они останутся голодными, даже если, они летят на недорогих местах в салоне самолёта. А вот с мало бюджетными компаниями, следует быть предусмотрительнее, и держать при себе определённую сумму денег, если не удалось выяснить, придётся платить за обеды на борту или нет.

Легкий завтрак для пассажиров бизнес-класса

Что предлагают поесть на коротких рейсах

Приобретая билет на рейс, который будет продолжаться в среднем 1,5-2 часа, не стоит полагаться на то, что в полёте будут подавать горячие блюда. Потому что чаще всего на вопрос, кормят ли в самолете, если лететь 2 часа, вы получите отрицательный ответ. На таких коротких перелётах экипаж будет угощать своих гостей напитками, соками, пивом, спиртными напитками. И за всё это великолепие предложат закусить:

  • сдобной выпечкой;
  • джемом;
  • сливочным маслом.

Нередко в полёте подают йогурты, свежие фрукты и даже мюсли. Сейчас нетрудно выяснить степень обслуживания, предварительно позвонив в авиакомпанию, и тогда не будет никаких досадных неожиданностей.

Вконтакте

Вы когда-нибудь видели глубоко замороженное варёное яйцо? Мне вот недавно довелось. Когда на рейсе крупнейшего российского перевозчика я открыла контейнеры и обнаружила, что салат, мясная нарезка и половинка яйца больше похожи на ледяные муляжи, чем на еду. Баночка с йогуртом тоже была твёрдой и очень холодной.

Я, конечно, и до этого знала, что самолётную еду готовят, раскладывают по контейнерам и затем подвергают глубокой заморозке. А оттаивает и подогревается она уже на борту лайнера, после взлёта. Но когда поняла, как это выглядит на самом деле, задумалась, а стоит ли вообще есть то, что предлагает перевозчик. Тем более что последнее время они предлагают всё меньше и, за некоторыми исключениями, всё хуже.

Питание на борту: первой была курица

История бортового питания началась, когда авиаконструкторы придумали, как сделать так, чтобы в полёте пассажиров не слишком трясло - до того перелёт, прямо скажем, был больше похож на езду по колдобинам. А, учитывая, что всё происходило в воздухе, решившиеся на полёт думали только о том, чтобы добраться до места назначения живыми и вряд ли смогли бы себя заставить проглотить хоть кусочек.

В конце 1930-х появился Boeing 307 Stratoliner с комфортными креслами, настоящей кухней, где готовил шеф-повар, и туалетами на борту (представляете, раньше их не было!). Пассажирам предлагали жаренную или запечённую курицу с гарниром, напитки и сигареты - считалось, что курение должно успокоить особо нервных. Сервировалось всё почти как в ресторане: с нормальными фарфоровыми тарелками, металлическими столовыми приборами и стеклянными или даже хрустальными бокалами. Разве что столик чуть теснее был.

Развитие конкуренции в пассажирской авиации привело к появлению разнообразного бортового питания. В то время запрещено было давать скидки на авиабилеты, снижать их цену, поэтому привлечь клиента можно было лишь разносолами да деликатесами. Икра и шампанское во время полёта доставались не только пассажирам первого класса. Этот праздник живота на высоте длился до конца 1970-х, когда американские власти отпустили вожжи и разрешили авиаперевозчикам самостоятельно формировать цены. Вот тогда и началась маркетинговая бойня. Как завлечь клиента, сэкономить на нём, но получить прибыль. Появились научные исследования о том, что вкусовые рецепторы на высоте нескольких километров работают у нас не так, как на твёрдой земле и домашняя еда наверху воспринимается как невкусная. Из этого развилась целая отрасль по приготовлению питания для перелётов. Не знаю, как там специалисты это измеряли - как по мне, сэндвич, взятый из дома, куда вкуснее самолётного.

Нынче перевозчики активно пытаются вывести питание в отдельную статью дохода. Если ещё десяток-другой лет назад невозможно было себе представить, что в самолёте тебя не покормят, сейчас такое сплошь и рядом. И при выборе дешёвого авиабилета непременно нужно смотреть все условия.

Сколько кормят в самолёте

На сегодняшний день почти все авиакомпании придерживаются общего правила:

На рейсе длительностью менее трёх часов подаются напитки и закуски. Это может быть сэндвич, булочка или кекс, маленькая пачка крекеров или печенья, а на рейсах длительностью в час, например, пакетик орешков.

На рейсах длительностью от трёх до шести часов подаётся горячее питание. В зависимости от времени полёта - завтрак, обед или ужин. Его состав и объём полностью зависит от щедрости (или, скорее, жадности) авиакомпании. Конкретный набор нужно смотреть на сайте перевозчика или в многочисленных интернет-сообществах любителей бортовой еды. Большинство компаний предложит алкоголь (некоторые, например, наш «Аэрофлот» на завтраки выпивать не даёт, только на обеды и ужины).

На рейсах длительностью более шести часов кормят два раза. С объёмами и алкоголем та же история, что и на рейсах средней дальности (3-6 часов).

Кстати
Каждый год обновляется рейтинг авиаперевозчиков с самым вкусным питанием на борту. В последние годы пальму первенства перехватывают друг у друга Turkish Airlines и Emirates.

Лети голодный

Тенденция исключать питание из цены авиабилета распространяется среди перевозчиков с невероятной быстротой. Ещё недавно еду за отдельную плату предоставляли лишь лоукостеры. Но с ними всё понятно: воздушная «маршрутка» на том и построена, чтобы пассажир платил маленькие деньги только за то, чтобы его перевезли из пункта А в пункт Б, а всё остальное покупал отдельно.

Однако обычные авиакомпании тоже придумали способ: теперь они предлагают самый дешёвый тариф без багажа и питания. Хочешь поесть во время полёта - плати отдельно. Поэтому в процессе покупки билета внимательно читайте все правила и набор услуг.

Многие скажут: подумаешь, два-три часа без еды! Вы же на земле не питаетесь каждый час! Однако они забывают добавить к двум часам собственно перелёта ещё два часа ожидания в аэропорту и дорогу в воздушную гавань, которая у многих, особенно, в больших городах занимает 1,5-2 часа. Вот уже и шесть набежало. Проголодаешься тут!

Важно
При покупке билетов по самым дешёвым тарифам следите, чтобы вам не навязали услугу питания. Некоторые хитрые авиакомпании ставят галочку в пункте «Заказать питание» за вас, а вы этого можете не заметить. Особенно, если покупаете билет с мобильного устройства, и часть экрана не видна.

Сколько стоит еда в самолёте

Если вы летите лоукостером, вариантов нет: еда на борту будет платной. Airinme изучил сайты бюджетных авиакомпаний и сравнил цены на еду, предлагаемую наиболее популярными европейскими перевозчиками за отдельную плату. Получился наш собственный рейтинг, составленный по стоимости перекуса. Мы смотрели цены на сэндвич, закуски вроде чипсов, орешков или шоколадных батончиков, безалкогольные горячие и холодные напитки и бокал вина.

Безоговорочную победу среди самых жадных одержал исландский лоукостер Icelandair. В его меню:

Сэндвичи по 8-14 евро (560 - 980 рублей);

Чипсы, орешки и шоколадные батончики от 3 до 5 евро за упаковку (210 - 350 рублей);

Бокал алкогольного напитка за 7-8 евро (около 500 рублей);

Вода и соки предоставляются бесплатно.

Не слишком сильно от жителей холодного острова отстали горячие испанцы. Вот цены на еду в авиакомпании Iberia:

Набор, состоящий из сэндвича, горячего или холодного напитка и снэка на выбор стоит 10 евро (700 рублей). Если вместо безалкогольного напитка взять пиво, придется заплатить чуть больше 11 евро (770 рублей)

Набор из вина и закуски стоит 6,5 евро (455 рублей).

Немецкий лоукостер Eurowings предоставляет самые гуманные цены. Скажем, сэндвич вкупе с напитком стоит от 6,5 до 6,9 евро (около 480 рублей). А бокал вина и пакетик орешков (шоколадка или пакетик чипсов) обойдутся в 6 евро (420 рублей).

Британский Jet2 предлагает сэндвич и чипсы за 4,5 фунтов стерлингов (360 рублей), столько же придётся заплатить за порцию вина. Безалкогольные напитки - вода и газировка обойдутся от 1,3 до 2,3 фунтов стерлингов (104 - 185 рублей).

Рейтинг европейских лоукостеров, составленный по стоимости еды

Мы суммировали цену сэндвича, закуски (пакетик чипсов, орешков или шоколадный батончик), холодного или горячего напитка и бокала вина. Вот что у нас получилось.

Eurowings - 12,5 евро (859 рублей)

Jet2 - 12,7 евро (873 рубля)

Thomson - 13 евро (893 рубля)

Thomas Cook - 13,5 евро (928 рублей)

Air Berlin - 14,5 евро (996 рублей)

British Airways - 14,10 евро (969 рублей)

Easyjet - 15 евро (1031 рубль)

Aer Lingus - 15,5 евро (1065 рублей)

Norwegian - 16 евро (1100 рублей)

Ryanair - 16 евро (1100 рублей)

Flybe - 17,5 евро (1202 рубля)

Iberia - 17,5 евро (1202 рубля)

Icelandair - 18 евро (1237 рублей).

Можно ли брать еду в самолет

На самом деле, есть более простое решение проблемы питания в самолёте. Взять еду из дома. Почему-то многие думают, что с ней не пропустят на борт. Однако никаких ограничений в правилах авиакомпаний нет, кроме запрета на жидкости. Причём йогурт или варенье тоже считаются таковой.

Важно
Йогурты, желе, варенья-джемы, всевозможные соусы тоже считаются жидкостями.

Проблему с водой многие решают, пронося с собой пустую пластиковую бутылку и набирая в неё воду уже после прохождения зоны досмотра. Во многих аэропортах есть питьевые фонтанчики. Но даже если нет, набрать воды из-под крана в европейском аэропорту можно без опаски.

Что касается еды, тут вы вправе нести на борт хоть полный обед (без супа, правда). Просто помните, что нельзя жидкое и разогреть не получится. Также вам могут предъявить претензию, если ваша еда слишком сильно пахнет или, например, брызжет соком во все стороны. Словом, важно, чтобы от вашей еды не было дискомфорта соседям. Всё остальное - на ваше усмотрение. Фрукты, овощи, орешки, сухофрукты, печенье и крекеры, шоколадки или конфеты (только помните, что их надо чем-то запивать), сэндвичи или роллы в лаваше, да хоть варёные яйца. Запечённая в духовке куриная или индюшачья грудка отлично идут и в холодном виде. Сытно, полезно, и бюджет не пострадал. Осторожнее с сильно солёными и острыми продуктами. Лучше такие в самолёт не брать.

Кстати
В последнее время на коротких рейсах стали кормить чем-то совсем малоприятным. Два куска хлеба с непонятной замазкой или «пластиковый» кекс с такой же явно ненатуральной начинкой, к сожалению, далеко не редкость. Поэтому лучше потерпеть до конца полёта и поесть на земле или взять с собой домашний бутерброд.


Специальное питание в самолёте

Многие авиакомпании, которые ещё пока кормят своих пассажиров, предлагают специальное питание - детское, вегетарианское, кошерное или халяльное. Его нужно заказать во время покупки билета или позже, но успеть за 24-48 часов до вылета.

Чтобы взять себе такое питание не нужно никаких доказательств, что вы, скажем, правоверный мусульманин или иудей. Поэтому несколько лет назад среди часто летающих пассажиров было модно заказывать себе кошерное питание. Во-первых, оно было вкуснее. Во-вторых, чуть больше по объёму, чем стандартное. Кроме того, его приносили до того, как стюардессы начинали развозить питание всем пассажирам.

В последнее время и этот набор стремится к уменьшению объёмов.

Если хотите узнать о других лайфхаках опытных путешественников со всего мира, подписывайтесь на рассылку Airinme Traveller!

Путешествующих на рейсах длительностью более 2 часов интересует, кормят ли в самолете. Кто из пассажиров двух- или трехклассного воздушного судна может получить питание? А как обстоит дело в самолетах экономкласса? Особенно важно это знать, если полет длится более 2 часов.

Условия питания

Они зависят от нескольких условий:

  • правил авиакомпании;
  • стоимости билета;
  • класса салона, в котором летит пассажир;
  • продолжительности рейса.

Авиаперевозчики постоянно конкурируют в области сервиса на борту. Они предлагают пассажирам не только более комфортные условия для перелета, но и питание в самолете. У некоторых перевозчиков эта услуга платная. Ее необходимо оплатить при покупке авиабилета или непосредственно на борту. У других - она входит в стоимость перевозки. В любом случае пассажиру предложат прохладительные напитки и легкие закуски.

Совет! Перед покупкой билета необходимо ознакомиться с правилами питания и его предоставления на определенном рейсе.

Согласно тарифам обслуживания, еду в самолете подают бесплатно пассажирам первого и бизнес-класса. Им предлагают блюда, которые приготовлены на уровне ресторанной кухни.

При полете в экономклассе пассажирам предоставляют стандартное питание без всяких излишеств. Аналогичная ситуация и при полетах на лоукостерах. В некоторых случаях на них не подают еду.

К сожалению, не все могут употреблять стандартную пищу. Например, у человека запрет по религиозным убеждениям. Или он должен соблюдать диету. В этом случае необходимо заранее подать заявку на создание индивидуального меню на борту воздушного судна. Как правило, такая услуга платная. Но бывают и исключения, когда пассажир летит в классе повышенной комфортности.

Еду на борту подают в том случае, если полет длится более 3-х часов. В этом случае пассажир получает горячее питание. При двухчасовом полете можно перекусить холодными закусками.

Что подают при коротком и при длительном перелете

Бутерброды в бизнес-классе Аэрофлота

Чем кормят пассажиров в самолете, зависит от продолжительности полета. На рейсах, длительностью не более 3-х часов, подают на выбор такое меню:

  • молочную продукцию;
  • выпечку;
  • бутерброды;
  • сладости.

Бюджетные авиакомпании в этом случае предлагают пассажиру отведать свежие фрукты, молочную продукцию или перекусить сухим завтраком.

Совет! О питании на борту нужно узнать заранее. Сделать это можно на сайте авиаперевозчика.

Согласно правилам, пассажирам, которые летят 3-6 часов, предложат горячую пищу. Они могут выбрать следующее:

  • мясные и рыбные блюда;
  • салаты из свежих овощей;
  • гарниры.

На некоторых рейсах это меню немного сокращено. Пассажир может отведать только морепродукты и салаты. На десерт подают выпечку, конфеты и пирожные.

Примечание! Бюджетные авиалинии иногда не соблюдают установленных правил. Они не кормят бесплатно пассажиров, поскольку стоимость билета на рейс довольно низкая. Клиент может на борту приобрести все необходимое для перекуса.

На рейсах продолжительностью от 6 часов пассажирам предложат обед и ужин. Они состоят из следующего:

  • основного блюда;
  • салата;
  • десерта.

В ночные рейсы также предусмотрена подача питания. Кроме холодных закусок, пассажир может отведать горячие блюда с салатом. Для перекуса на борту имеются бутерброды, молочная продукция, выпечка, мюсли и прочее.

На бюджетных рейсах питание в ночное время ограничивается подачей скромных порций и холодных закусок. А выдача пищи осуществляется только один раз за рейс (dinner).

Интересно! Это не означает, что пассажир бюджетной авиалинии останется голодным. На борту ему предложат выбрать из меню блюда, но только за определенную плату.

Поэтому многие путешественники запасаются едой дома. На борт они проносят контейнеры с холодными закусками и сладости.

Еда в эконом-классе

Питание в S7

Если полет длится менее 2-х часов, пассажир может перекусить легкими закусками. Ему предложат на выбор бутерброды, сэндвичи, кексы. Из напитков: чай, кофе, вода, сок.

Горячее питание предоставляется в том случае, если полет длится более 2-х часов. Питание может быть двух- и трехразовым. Это зависит от длительности полета.

Состав основного меню:

  • мясное блюдо;
  • морепродукты;
  • гарнир (рис, картофель);
  • свежий огурец или помидор.

Могут предложить мясную нарезку. В нее входит колбаса, куриный рулет и ветчина. Также предлагается рыбная нарезка. Обязательно предоставят несколько кусочков хлеба или свежую булочку. К ним подадут сливочное масло и джем.

  • соки (яблочный, томатный и апельсиновый);
  • кофе;
  • вода (газированная и негазированная).

Как правило, авиакомпании ограничивают возможность употребления спиртных напитков в экономклассе. Пассажир их может приобрести на борту.

Если клиент нуждается в особом питании, ему необходимо предупредить об этом авиакомпанию. За определенную плату ему на борт доставят все необходимое. Если нет возможности оплатить такую услугу, нужно запастись продуктами из дома. При этом надо соблюдать правила перевозки продуктов в салоне самолета. С ними можно ознакомиться на сайте авиаперевозчика.

Обозначения типов предоставления питания на борту в билете

Пассажир может заранее ознакомиться с информацией о предоставляемом меню в самолете. Она указана на авиабилете.

Расшифровка

Питание ограничено - это означает, что пассажиру во время полета предложат выпечку и чашку горячего чая.

Кормят ли лоукостеры?

Питание пассажирам не всегда предложат. Обусловлено это низкой стоимостью на авиабилеты. Пассажир может приобрести обед, завтрак или ужин непосредственно на борту.

На некоторых рейсах клиентам предложат чашку чая, свежую выпечку. Эта услуга может быть платной и бесплатной. Поэтому, при полете на лоукостерах лучше приготовить еду в самолет самостоятельно.

Спецпитание: кошерное, халяль, веган, без глютена в разных авиакомпаниях России и мира

Особое питание на борту воздушного судна заказывают предварительно. Сделать это могут пассажиры первого, бизнес- и экономкласса. Для этого нужно позвонить сотруднику авиакомпании, высказать свои пожелания.

Важно! Заказ на спецпитание производят не позднее 24 часов до вылета самолета. В некоторых авиакомпаниях этот временной промежуток сокращен до 48 часов.

Кошерное питание в Аэрофлоте

Выбрать можно из таких видов меню:

  • диетическое;
  • детское;
  • вегетарианское;
  • религиозное.

Стоит отметить, порции особого питания немного больше, чем стандартные. Они могут быть бесплатными (если авиабилет стоит дорого), платными (при полетах в эконом- и туристическом классе), с частичной оплатой (это оговорено в условиях покупки билета).

Варианты диетического питания:

  • без соли;
  • с малым содержанием молочного белка (не подают сыр, йогурты, масло, молоко и прочее);
  • без сахара;
  • с небольшим содержанием жира (постное меню);
  • овощное питание;
  • низкокалорийная пища (с минимальным содержанием жиров и углеводов);
  • питание без клейковины (не содержит злаков).

Каждому виду питания присвоен определенный код. Сообщив его сотруднику авиакомпании, пассажир на борту получит то, что заказал.

Выбор религиозного питания:

  1. Индуистское - содержит баранину, птицу, молоко и рыбные продукты.
  2. Мусульманское (халяль)- исключает содержание свинины, алкоголя и желатина.
  3. Постное - в него входят каши, свежие овощи и фрукты.
  4. Кошерное - блюда, приготовленные с соблюдением всех правил религии.

Меню надо заказать за сутки до вылета.

Виды вегетарианского питания:

  • фруктовое - формируется в зависимости от дальности полета;
  • строгое (веган) - исключает употребление мясные, молочные продукты и яйца;
  • азиатское - в его приготовлении используют молочные продукты в небольшом количестве, мясо и рыбу исключают.

Выбор продукции зависит от длительности полета.

Для детей на борту также предоставляют отдельное меню. Можно выбрать питание для грудничков и детей от двух до двенадцати лет. В приготовлении продуктов не используют острых специй. Блюда оформляют интересно. Некоторые авиаперевозчики маленьким пассажирам дарят игрушку. Для грудничков предоставляют смеси быстрого приготовления.

Совет! Питание для грудного ребенка лучше взять из дома. Особенно, если он аллергик. На борту не такой большой выбор этой продукции.

Если возраст ребенка превышает 13 лет, ему предлагают блюда из стандартного меню.

Когда лучше заказать спецпитание? Сделать это нужно как можно раньше. Например, «Аэрофлот» принимает заказы на особое питание не позднее 36 часов до вылета. У «Уральских авиалиний» сделать это можно за сутки до полета. Аналогичные требования у компании «ТрансАэро».

Авиаперевозчик «Air France» предлагает сделать заказ на спецпитание за 48 часов до полета, «Lufthansa» - за сутки. Пассажир может заказать особое меню за 72 часа до вылета у компании «Qatar Airways», у «Cathay Pacific Airways» - за 24 часа. Пассажиров, которые заказали особое питание, обслуживают в первую очередь.

Внутренняя кухня и рейтинг авиаперевозчиков

Пищу для самолетов готовят в специальных производственных цехах. Ее сортируют, маркируют. Согласно ГОСТам и ТУ она хранится на временном складе. После этого ее упаковывают в контейнеры и доставляют на борт. При заказе стюардесса разогревает ее и подает клиенту.

На первом месте по сервису и популярности среди пассажиров находится компания «Аэрофлот». Питание делится на две группы:

  • холодный или горячий завтрак;
  • закуски и холодный или горячий обед.

Бортовое меню изменяют каждый месяц. В него включено детское, вегетарианское и диетическое питание. Выбрать его можно при оформлении авиадокумента.

Второе место по праву принадлежит компании «Emirates». Она предлагает пассажирам разнообразное меню для эконом- и бизнес-класса. При его разработке учтены традиции стран прилета. То есть, пассажир может уже в самолете попробовать традиционную кухню государства, в которое летит.

В бизнес-классе выбор до 5 блюд. Также есть возможность насладиться чашкой дорого чая или кофе. Пассажирам предлагают на выбор несколько марочных вин.

«Turkish Airlines» - компания, которая признана лучшей по питанию на борту в 2013 году. На некоторых рейсах в состав летного экипажа входит шеф-повар. Предоставляется разнообразное меню не только для пассажиров бизнес-класса, но и для экономического.

Наиболее скромный выбор блюд у авиакомпании «Ютэйр». Они предлагают пассажирам мясную закуску, овощи, рыбу или курицу, десерт. Из напитков: чай, кофе и вода.

Пассажир должен заранее ознакомиться с информацией о питании на борту самолете, на который приобретает билет.

Аэрофлот предоставляет разнообразный выбор питания на борту самолета: меню 2018 года включает более 20 вариантов. И каждый пассажир, заказывая билет через интернет, может порадовать себя приглянувшимся типом питания. И заметьте — эта услуга предоставляется совершенно бесплатно!

Честно говоря, такое изобилие непонятных, но в то же время вкусных, названий привело меня в небольшой ступор. Вопросов было множество Какое специальное питание Аэрофлота выбрать во время перелета, что входит в состав, какое из списка самое вкусное? Надо сказать, выбор был не из легких. Очень хотелось получить что-то особенное и, главное при этом, не остаться голодной.

В эту поездку по маршруту Москва-Афины и обратно мы летели втроем, поэтому каждый решил выбрать блюда для себя. А если учесть, что заказ еды на рейс был в обе стороны, то определенное разнообразие было достигнуто.

И вот о том, что из этого получилось, что понравилось, а что не очень, я сейчас и расскажу. Конечно же, приведу фото и описание тех типов питания, которые были нами выбраны. А также отвечу на самые популярные вопросы, которые возникают при выборе питания на борту воздушного судна.

«Мясо? Рыба? Курица?» — наверно, каждому знакомы эти вопросы стюардессы, кто летал в самолете. И как часто тем, кто сидит на задних рядах, достается только то, от чего отказались счастливчики, сидящие ближе к началу, и успевшие сделать свой выбор. А вот последним приходится довольствоваться только тем, что осталось. И питание на рейсах Аэрофлота — не исключение.

Но немногие знают, а еще меньше пользуются возможностью, которые представляют авиакомпании при бронировании билетов онлайн через интернет. Очень часто можно выбрать не только место в самолете, но и специальное меню.

Главный плюс самостоятельного выбора питания на борту самолета в том, что ты точно получишь свой заказ. Даже, если окажешься на самом последнем ряду в салоне судна. И при этом часто случается, что твой персональный продуктовый паек принесут без очереди. И пока соседи ждут, что им предложат, ты уже можешь наслаждаться тем, что выбрал. И больше не переживаешь, что достанется: мясо или рыба.

Еда в самолете, летящем рейсом Аэрофлота, даже по-умолчанию, разнообразна. Всем пассажирам предлагается меню, из которого можно выбрать горячие блюда. При этом очень удобно, что подробно написан состав как основных блюд, так и холодных закусок.

Вот два варианта стандартного меню, предложенного нам на рейсах Aeroflot по пути «туда» и «обратно».

При этом важно учитывать время, в которое отправляется рейс. Если это утренний период (с 5 до 10 часов), то вам будет предложен завтрак, если время обеденное (после 10), то — обед.

А вот что делать с ужином… Честно говоря, это осталось для нас загадкой. Мы придумали несколько вариантов:

  • на ужин выдается отдельное меню;
  • ужин для всех одинаковый, без выбора;
  • ужинать придется по обеденному меню;
  • самолеты Аэрофлота боятся темноты и не летают вечером и ночью;
  • есть после 6 часов вредно, поэтому ужина не будет.

Может, у вас есть еще какие-то версии? Пишите тогда в комментариях. 🙂

На рейсах Аэрофлота, по крайней мере на нашем, летящим в Афины, предлагали как обычные, так и алкогольные напитки. Выбор небольшой: вода, соки из пакетов, газировка, вино белое и вино красное. Те, кто угощался алкоголем, рассказывали, что белое — было особенно вкусное.

Ну и обратите внимание на подпись внизу меню: «Заранее приносим извинения, если что-то из ассортимента закончилось». Увы… Извинениями, как говорится, сыт не будешь. Мы сидели в середине лайнера, а когда бортпроводница подходила к нашим местам, то из трех возможных вариантов завтрака оставался уже только один. 🙁

Хорошо, что мы заранее заказали себе особенное меню!

Как выбрать особое питание

Как же заказать еду в Аэрофлоте? Все легко делается при покупке авиабилетов, либо же через личный кабинет пассажира по адресу: www.aeroflot.ru.

При бронировании билетов на официальном сайте аэрофлота можно выбрать те блюда, которые наиболее симпатичны. Список вариантов питания на борту воздушного судна на рейсах Аэрофлота огромный! И он постоянно меняется. Вот, что было предложено в 2018 году.


Заказать свой вариант питания можно онлайн, но не позже, чем за 36 часов до вылета. При этом важно учитывать, что после подтверждения, изменить выбранное меню будет невозможно.

Можно ли отказаться от питания в самолете? Конечно. При оформлении брони билетов можно отказаться от выбора. В этом случае на рейсе будет предложено стандартное меню.

Мы очень долго обсуждали, что же лучше выбрать. Понять, чем индуистское невегетарианское хинду отличается от вегетарианского строго питания или постного — было очень сложно.

И еще оказалось, что при заказе нужно учитывать, что некоторые типы питания возможны только при рейсах в одну сторону. На обратный маршрут их заказать нельзя. Так, к примеру, русская еда предлагалась только на рейсах из Москвы, а вот из Афин пришлось выбирать что-то другое.

Мы сделали свой выбор. И вот наш список еды на рейсы туда и обратно.


А теперь я расскажу и покажу, что же мы получили в итоге.

Что сегодня в меню

Русское питание

Русское меню Аэрофлот предлагал для питания только в одну сторону, поэтому его заказали двое из нашей компании. Дефицит сделал свое дело! 😀


Что входит в состав русского питания в 2018 году?

Внутри упаковки был обнаружен салат из пекинской капусты с оливками, блинчики с красной рыбой. Из горячих блюд предлагалась пшенная каша с тыквой. Также присутствовал йогурт, а на десерт — булочка с джемом и тульский пряник.


На самом деле, состав не сильно отличался от стандартного меню Аэрофлота, по крайней мере, пшенная каша значилась и там. По отзывам едоков — все было очень вкусно, но ничего необыкновенного они не испытали.

Кошерное питание

А вот мне мой выбор очень понравился! Хотя я и не очень хорошо представляла, что выбрала. 🙂

Помню, как в поездке в Израиль нам объясняли, что значит кошерное питание. Для него важно время употребления продуктов и их правильное сочетание. Например, мясное и молочное нельзя есть вместе, нужно это все кушать в разное время суток. Ну и употреблении свинины считается не кошерным.

Что же входит в состав кошерной еды Аэрофлота? Мне принесли большую и красивую коробку. Уже один этот факт впечатлял. 🙂 И еще дали добавку в виде отдельного горячего блюда: филе судака с макаронами. Название тоже было весьма заманчивым.


Аппетит приходит во время еды? Ну уж нет. Кушать захотелось только от вида принесенных упаковок. Не все оказалось просто. Чтобы вскрыть все это, потребовались дополнительные усилия и время. Так что к моменту фотографирования содержимого есть хотелось не на шутку! 😆


Но вот засада! Внутри распечатанной коробки оказалось еще множество красивых упаковок. Процесс еды затягивался, но и удовольствие от проделанной работы тоже росло! 🙂

И вот — победа! Все баночки открыты. Ну просто красота!


Что входит в кошерное меню в самолете в 2018 году? Из холодных закусок — это хумус, семга слабосоленая, маринованные овощи. На горячее предлагается филе судака с макаронами. На сладкое — зефир, фрукты, протертые с сахаром. Также в набор входят 2 булочки. С виду, вроде бы, обыкновенные, но сделаны они на березовом соке. Вот такой необычный состав был указан на их этикетке. 🙂

Впечатление от съеденного очень приятные. Судак был отменным, семга и хумус — очень вкусными. Главное, все это сытно, необычно и запоминающеся. Единственное, маринованные овощи не впечатлили. Ну это, конечно, субъективно.

А когда все уже было съедено, то на дне коробки обнаружился самый настоящий Сертификат кошерности! Вот это да! Никогда не думала, что такие существуют.

Тут же получается, что все под контролем. Главный Раввин России Берл Лазар подтвердил, что вся еда изготовлена под его личным контролем, все содержимое соответствует нужному уровню кошерности. И даже есть благословение на употребление мясного, рыбного и мучного. И все это закреплено печатями и написано на двух языках: русском и иврите.

Прямо чувствуешь свою особую значимость от того, что принял участие в этом вкусном процессе и приятно, что о твоем здоровье и благополучии так заботятся. 🙂

На обратном пути мы также заказали одно кошерное питание. Сразу скажу, что было, по словам съевшего, все очень вкусно. Выглядело это красиво, только коробочка была немного другого цвета.


Внутри опять обнаружилось много разных баночек с закусками. В этот раз к хумусу и маринованным овощам добавилась закуска из мяса птицы. На десерт также предлагался зефир, булочка и джем (из свежих фруктов, перетертых с сахаром).


Ну а на горячее в этот раз были макароны с мясом. Видимо, макаронные изделия считаются главным кошерным продуктом. 😀


На дне коробочки также лежал сертификат кошерности, говорящий о том, что вся пища приготовлена под контролем и все соответствует стандартам.

Халяльное (мусульманское) питание

Заказанное халяльное питание выглядело также эффектно, как и кошерное. Стюардесса принесла большую коробку с надписью «Халяль». Что же туда входит в 2018 году?


Халяльная еда в Аэрофлоте оказалась очень достойной. Внутри упаковки обнаружилось несколько баночек, в которых находились: лосось слабосоленый и рататуй из овощей. Также на десерт предлагался лимонный пирог и булочки с семенами льна.


А на горячее был предложен плов из полбы и гуриной грудки. По отзывам едока — это было вкусно. 🙂


На упаковке с горячим была подпись «эконом». Интересно, а отличаются ли блюда специального питания для бизнес-класса? 🙄

На дне коробки с мусульманской халяльной едой лежал сертификат соответствия, в котором было написано, что предложенные продукты питания соответствует требованиям канонам ислама и ГОСТ. Далее шло множество ссылок на разные статьи и параграфы законов, что выглядело более, чем убедительно! 🙂

В интернете была информация, что мусульманское халяльное питание возможно только для рейсов из Москвы. Однако, мы заказали его именно по пути «обратно», то есть когда уже летели в Москву. А вот односторонний заказ (только из Москвы) коснулся русского питания, но об этом я писала выше.

Низкокалорийное питание

Что бы заказать еще на пробу, чтобы не повторяться? Долго думала и выбирала. Азиатское вегетарианское, фруктовое, постное питание — все это как-то казалось очень скудным: а, вдруг, голодная останусь. Но экзотики-то хотелось, и я решила выбрать вариант еды с низким содержанием жиров.

Тоже, конечно, было опасение, что диетическое питание будет очень специфическим. Собственно, так и оказалось. Но скажу сразу — это было очень вкусно и сытно! 🙂

Бортпроводницы очень долго совещались, что же за тип питания я выбрала: у них в бумагах против моей фамилии значились буквы: НК. Но потом они смогли расшифровать и принесли мне вот такой набор.


Внутри было все просто: курица с рисом и шпинатом, а также овощной салат. В приложении была небольшая упаковка с оливковым маслом. Десертов в этом варианте не предлагалось: это же было питание без добавленного сахара… Даже вместо привычной булочки были хрустящие рисовые хлебцы.

Все строго, минимально. Но при этом все оказалось удивительно вкусное. Пожалуй, впервые в самолете я съела все, что мне принесли. И голодной точно не осталась! 🙂

Выбирать или принимать

В списке вариантов питания Аэрофлота предлагается много всего. Конечно, хотелось бы более подробного описания всех типов. Например, я так и не поняла: питание без содержания клейковины и с низким содержанием жиров — это одно и тоже? И чем оно может отличаться, к примеру, от диетического.

Очень интересно попробовать, что такое индуистское невегетарианское хинду, в чем разница между специальным и щадящим питанием. Ну и, конечно, интересует меню с морепродуктами.

Так что перспективы на будущее есть! И, как говорится: «Летайте самолетами Аэрофлота!». И добавлю: обязательно пробуйте разнообразные варианты питания, которое авиакомпания предлагает на борту самолета даже для пассажиров эконом-класса.

Кому-то важно будет и то, что заранее можно выбрать и детское питание. При этом есть отдельный вариант для грудных младенцев. Интересно, а взрослый может заказать себе детские пюрешки? 😀

Я для себя сделала вывод, что выбор — всегда хорошо. Такая самолетная еда запомнилась гораздо лучше, чем привычная. Ведь как часто бывает: поел на борту лайнера и уже через несколько минут забыл, чем тебя кормили.

А с выбранной едой процесс оказался гораздо ярче и интереснее: мы рассматривали еду у соседа, внимательно дегустировали свою, обсуждали результаты, фотографировали на память. В общем, время рейса прошло быстрее. 🙂

Надеюсь, мой отчет об опыте заказа специального питания в Аэрофлоте будет полезным. Напишите, какие варианты еды вы заказывали, что интересного приносили на заказ и что из предложенных вариантов вы бы никогда не заказали снова.

В своих поездках я снимаю квартиру или комнату на сервисе , или же через бронирую отель.



Loading...Loading...