Урок по теме виды обеспечения информационной технологии. Технологическая карта урока «Информационные технологии в профессиональной деятельности. этап. Защита работ, межгрупповая дискуссия

Фронтальный опрос полученных знаний

Установить правильность и осознанность полученных знаний на предыдущих уроках, а также устранить пробелы в знаниях.

1.Установить правильность и различия терминов.

2. Определить типичные ошибки в терминологии в ходе опроса.

3. Способствовать повторению пройденного материала.

4. Произвести своевременную коррекцию в знаниях и умениях.

5. Провести краткий инструктаж по технике безопасности.

1. Фронтальный опрос.

1. Закрепить понятия, пройденные на прошлом занятии.

2. Научиться отвечать на вопросы профессиональным языком.

  1. Объяснение, рассказ
  1. Что такое база данных?
  2. Сколько способов создания таблиц в Access, вы знаете? Какой способ наиболее профессиональный, с вашей точки зрения?
  3. Зачем, необходимы раскрывающие списки при заполнении таблиц?
  1. Это различные данные, собранные в одном месте. Слайд 5
  2. 2 способа создания таблиц, с помощью ввода данных и с помощью конструктора создания таблиц. Наиболее профессиональным является способ с помощью конструктора создания таблиц, он позволяет самому сконструировать и определить поля и их типы данных, установить раскрывающие списки полей.
  3. Для упрощения ввода данных пользователю

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, пройденных на данном занятии

1. Дать конкретное представление о создании таблиц с помощью конструктора, задание дополнительных свойств полей

2. Способствовать восприятию первичного запоминания таких понятий как «ключевое поле», «свойства поля», «типы данных», «маска ввода»,«связь между таблицами».

3. Систематизировать знания и умения и навыки по пройденному материалу, на данном этапе.

  1. Репродуктивная беседа с использованием демонстрации на экран примеров создании таблиц.
  1. Объяснительно- иллюстративный.

1.Ознакомиться с понятиями «ключевое поле», «свойства поля», «типы данных», «маска ввода», «связь между таблицами.

2. Уметь вводить создавать таблицы с помощью инструментальных средств Access.

3. Устанавливать связи между таблицами.

3. Аккуратно вести конспект.

1. Беседа

2. Учебная практика.

3. Конспектирование.

(Слайд 5)

В вашей профессиональной деятельности вы будете сталкиваться с различными базами данных. В период прохождения практик вам неоднократно придется самим разрабатывать базы данных по своей предметной области.

Создание таблицы базы данных состоит из двух этапов:

На первом этапе определяется ее структура: состав полей, их имена, тип данных и размер каждого поля ключи, индексы таблицы и другие свойства полей;

На втором этапе производится создание записей таблицы и заполнение их данными. Слайд 6

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

Введение

1. Теоретическая часть

1.1 Современный урок с использованием информационно-коммуникационных технологий

1.2 Модель проведения урока с использованием мультимедийных курсов на CD-ROм

1.3 Модель проведения урока с применением ресурсов сети Интернет

1.4 Информационные технологии и проблема здоровья

Заключение

Библиографический список

Введение

Исходным условием рассмотрения темы является социальный заказ общества на обеспечение качества естественнонаучного образования.

Другим важнейшим условием является потребность общества в образованной личности, владеющей развитыми навыками самообразования, стремящейся к самоопределению и самореализации.

Третьим условием представления работы можно считать требования, предъявляемые к учителю современным обществом.

Вхождение отечественной школы и педагогики в мировое культурное и образовательное пространство, формирование личности специалиста инновационного типа обусловили потребность пересмотра и качественного обновления структуры, содержания, форм и методов учебного занятия, разработки и реализации информационных технологий педагогической деятельности. Этому, по моему мнению, в полной мере способствует проведение уроков с применением информационных технологий, что и легло в основу проекта.

Актуальность темы определяется противоречиями:

1. Между социальным заказом общества на глубокие, прочные, системные, действенные знания учащихся по химии и несоответствием в достаточной степени качества подготовки обучающихся по этим предметам.

2. Между возрастающей потребностью продуктивного сотрудничества субъектов процесса обучения и низким уровнем обратной связи в системе учитель-ученик и ученик-учитель.

3. Между слабой материальной базой современного образования и требованиями компьютеризации обучения и внедрения активных педагогических технологий.

4. Между необходимостью увеличения учебной информации и возможностями усвоения этой информации учащимися.

Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Новые информационные средства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса, внося в него специфику в виде нераздельности методов и средств. Это качество уже позволяет говорить о своеобразных педагогических технологиях, основанных на использовании современных информационно-компьютерных средств.

1. Т еоретическая часть

1. 1 Современный урок с использованием информационно-коммуникационных технологий

Применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе значительно расширяет учебно-информационное пространство изучаемого предмета; совершенствует в процессе подготовки к занятиям навыки информационной культуры; позволяет активно пользоваться ресурсами Internet.

Урок остается основной формой организации усвоения содержания, однако, с учетом специфики ИКТ меняется его назначение. Образование ориентировано на удовлетворение познавательных потребностей школьников, обеспечивая максимальную свободу исходного выбора и последующую мобильность личности, такое образование должно предоставлять каждому свою возможную траекторию движения.

Форма обучения - организационная сторона обучения, предусматривающая состав и группировку школьников, структуру занятий, место и продолжительность его проведения, роль и специфику деятельности обучаемых. К традиционным формам обучения относятся: лекция, практическое занятие, групповое упражнение, семинар и т.п. При ИТО формы проведения занятия могут оставаться прежними, но при этом в корне меняются приемы и содержание их проведения, что в первую очередь зависит от выбранного метода обучения и применяемых компьютерных или других информационных средств. Им становятся присущи такие свойства как проблемность, наглядность, эмоциональность, высокая активность, наличие игровой ситуации. В связи с этим, можно предложить использование следующих разновидностей проведения занятий: проблемная лекция, лекция-консультация с использованием динамических и статических компьютерных слайдов, семинар-диспут, семинар компьютерный практикум, деловая игра с моделированием на компьютере нештатных ситуаций, самостоятельное программирование с использованием инструментальных компьютерных оболочек, телеконференция и другие.

Выбор методов обучения, форм работы на уроке определяется целями и задачами урока, учетом способностей, навыков и умений школьников, большая роль отводится их активности и самостоятельности.

Метод обучения представляет собой систему регулятивных принципов и правил целенаправленной деятельности преподавателя и учащихся, реализующихся через сочетание методических приемов решения определенных дидактических задач.

Среди известных в дидактике методов обучения, в данной технологии особое место занимают продуктивные методы: дискуссионные группы, форум проектных групп и т.д. Эти методы могут эффективно применяться для распределенных во времени и пространстве групп обучающихся (в так называемых виртуальных классах). Основой этих методов является телекоммуникационные сети и информационные технологии сетевого обучения. В таблице 1 представлено, как трансформируются, дополняются методы обучения за счет использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств.

Таким образом, согласно этой модели, урок представляется как целенаправленное сочетание ситуаций, охватывающих учеников, учителей, содержание обучения, оснащение и своеобразную организацию (таблица 1). Такие уроки должны конструироваться самими учителями для отдельного предмета, для данной школы, для конкретного состава учеников, с учетом общих и особых условий, в которых будет происходить процесс об учения

Таблица 1 Особенности использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств

Традиционные методы обучения

Традиционные средства и их дидактические возможности

Совершенствование за счет применения программных и технических средств ИТ

Словесные: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж

Устное слово, печатное слово (учебники и учебные пособия, книги) Ведущее средство - живое слово, которое легко сочетается с другими средствами обучения. Позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся обобщенными научными знаниями.

Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы). Возможность многократно повторить точно такое же содержание. Гиперссылки позволяют найти быстро нужную информацию.

Наглядные: демонстрация, макета, демонстрация трудового приема или операции, экранная демонстрация

Натуральные объекты, модели, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации, видеофильмы. Статичная демонстрация с экрана. Наблюдение за неподвижными объектами.

Мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях Лучше усваивается учебная информация, так как привлекаются все органы чувств

Практические: упражнение, практические и лабораторные работы

Учебные задания для практической работы Учебная практика при выполнении упражнений, практических и лабораторных работ

Виртуальное практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов, автоматизация отдельных операций. Происходит логическая обработка практического материала, уменьшается количество организационных моментов

Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка

Тестовое или контрольное задание, вопросы и проблемные ситуации Проверка хода и результатов усвоения школьниками теоретического и практического учебного материала

Машинный инструктаж и контроль. Быстрая и объективная оценка результатов. Оперативная самооценка и коррекция результатов

1. 2 Модель проведения урока с использованием мультимедийных курсов на CD-ROм

Медиаурок может проходить в компьютерном классе или в классной комнате, оборудованной мультимедийным проектором и помогает решать следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету, систематизировать усвоенные знания, сформировать навыки самоконтроля, оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом. В арсенале современной методики различные цели и способы использования мультимедийных курсов на CD-ROМ: создание текстов, создание моделей уроков, итоговая аттестация учащихся в различных формах, создание самостоятельных учебных сайтов, создание учебных презентаций. компьютерный мультимедийный коммуникационный

На данном уроке в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента образовательного процесса:

1. Компьютер органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития.

2. Программные средства содержат в себе чётко структуированную учебную информацию в текстовом виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабжённых звуковыми и анимационными эффектами, дополняют технологию обучения предмета.

Медиаурок имеет свои методические возможности и преимущества:

повышение эффективности образовательного процесса за счёт одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления; автоматизации рутинных операций и др.;

возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счёт практической обработки учебной информации на компьютере;

организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества;

повышение мотивации к учению за счёт привлекательности компьютера, которая возрастает при использовании мультимедийных уроков;

развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся;

формирование навыков работы с информацией (поиск, отбор, переработка, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.), формирование информационной культуры школьника.

Работа в классе может быть организованна:

Фронтально (просмотр видеофрагментов, наблюдения за изменениями объектов);

Индивидуально (выполнение практических работ, решение задач);

Малыми группами (выполнение учебного проекта, постановка эксперимента и др.)

В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него. Несомненно, что выбор оптимальных организационных форм и методов остаётся за учителем.

1.3 Модель проведения урока с при менением ресурсов сети Интернет

Методика применения ресурсов сети Интернет на уроке основана на возможности использовать следующие методические приёмы:

1. Использование ресурсов Сети учителем: исследование сайтов по интересующей тематике, совместная деятельность с другими классами и учителями-предметниками; публикация собственных материалов в Сети; использование.

2. Использование ресурсов Сети учениками: при изучении текстового материала и поисковых материалов online.

3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой, сетевые конкурсы, олимпиады, викторины.

Особенно интересно применять материалы Интернет при работе над проектом. Поиск нужной информации приводит участников проекта в виртуальные библиотеки, базы данных, виртуальные кафе и музеи, на различные информационные образовательные серверы. Необходимость живого общения с реальными партнёрами обращает его участников к возможностям электронной почты и телеконференций. Необходимость подготовки совместного продукта или проекта, представляемого каждым участником в своей аудитории или на Web -страницах Интернет, требует обращения к текстовым, графическим редакторам, применению различных сетевых программ, позволяющих использовать графику, анимацию, мультипликацию. Таким образом, проект становится междисциплинарным.

Помимо совместных проектов во внеурочной деятельности учащиеся могут самостоятельно работать над изучением в Сети разнообразных курсов для разных категорий учащихся, предназначенных для самообразования, осмысливать полученную информацию, публиковать свои авторские материалы в Сети.

Методика организации урока с применением сети Интернет.

1. Педагог планирует свои уроки с привлечением ресурсов Интернет. Выбирает курсы, темы, при изучении которых Интернет-ресурсы органичнее всего впишутся в образовательный процесс.

2. Учитель предварительно находит самые лучшие ресурсы и составляет список сайтов, с которыми учащимся нужно познакомиться, выполняя задание учителя.

3. Существенно, чтобы найденная в Сети информация отсутствовала в традиционных источниках. Очень важным на этом этапе видится помощь педагога в оценке информации.

4. Школьники публично представляют выполненные задания. Общеизвестно, что лучше всего понимается и запоминается материал, когда его объясняют друг другу. Объём и форму рассказа учитель определяет индивидуально.

5. Мониторинг эффективности результатов обучения с привлечением ресурсов Интернет.

При таком подходе к обучению с использованием средств информационных технологий сознание школьника постепенно переходит в состояние, при котором ученик старается проявить свои способности на конструктивном уровне. Учащиеся демонстрируют умения самостоятельно выстраивать алгоритм решения, что невозможно без активизации творческого уровня. Использование интерактивной среды позволяет обеспечить углубление деятельностного подхода в преподавании предмета, реализовать на практике вариант развивающего обучения.

Возможности дистанционного обучения

Умение образовываться самостоятельно является очень важным показателем качества образования. И данный мотив нужно формировать. Сегодня десятки тысяч школ России работают с электронной почтой, используют удаленный доступ к информационным базам и образовательным ресурсам сети Интернет, создают собственные сайты, участвуют в межшкольных и международных проектах с помощью e-mail, chat, web-конференций. Давайте разберемся: что же мы имеем? С одной стороны, ученика, вышедшего в сеть решить какие-то свои информационные задачи. С другой, среди огромного массива ресурсов, образовательные Центры, предлагающие дистанционные образовательные услуги. С какой целью пользователь выходит в сеть? Цели могут быть разные. В основном это развлекательные, учебные, познавательные, общение. А вот чтобы ученик зашел на учебные ресурсы, у него должен быть мотив учиться. Согласитесь, сам по себе он не возникнет, особенно когда рядом большие возможности для развлечений, во многом бесплатных. А учение - это труд. Значит, наша задача состоит в том, чтобы сориентировать ученика на использование Интернет для получения знаний.

С 2006-2007 учебного года вовлекая своих ребят в дистанционные виды деятельности: эвристические олимпиады, проекты, курсы я убедилась, что продуктивность образования может существенно возрастать за счет дистанционного обучения. Вместе с тем обозначились и некоторые проблемы. Оказалось не просто вовлечь учащихся в дистанционное образование. Тому несколько причин. Во-первых, за данный вид обучения необходимо платить. Для наших родителей это пока весомый аргумент. Узнав об этом, практически 70% учащихся первоначально желающих принять участие в дистанционных олимпиадах, проектах, не говоря уже о курсах, отсеиваются. И еще один фактор: подобный вид образования основан на творческой составляющей. Задания, представленные особенно на эвристических олимпиадах ставят многих ребят в тупик. Нет, задания, на мой взгляд, просто замечательные. Вот только не сформирован пока у основной массы ребят навык творчества. В силу этого приходит разочарование и что самое неприятное, разочарование у ученика в собственных возможностях.

В нашей школе действует творческая группа по внедрению дистанционного обучения. Основы дистанционной педагогики, особенности разработки и проведения дистанционных курсов мы изучали на опыте отечественных школ, осуществляющих дистанционную деятельность совместно с Центром дистанционного образования "Эйдос", руководит которым доктор педагогических наук, академик Андрей Викторович Хуторской. Именно его работы по проблемам дистанционного образования, эвристическим технологиям и методикам обучения легли в основу нашего теоретического фундамента. Надеемся, что в следующем учебном году мы сможем предложить ребятам курс по обучению на дистанционном уровне.

Содержание школьного образования обладает немалой инертностью. Этому есть свои объяснения, и в целом это - во многом позитивная тенденция. Но даже самое лучшее образование не может не модернизироваться, с тем, чтобы отвечать новым потребностям общества. Учителю, чтобы быть интересным учащимся, востребованным в профессиональном сообществе, необходимо учитывая все положительное в традиционной педагогике, смело внедрять педагогические инновации в учебный процесс.

1.4 Информационные технологии и проблема здоровья

Существует влияние частоты использования аудиовизуальных средств на эффективность процесса обучения. Оно обусловлено тем, что ТСО влияют на оценочно-мотивационную сферу личности. Если ТСО используется очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие и вновь создает у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО в течение многих уроков подряд приводит к потере учащимися интереса к ним.

Согласно опубликованным в литературе данным, оптимальная частота и длительность применения традиционных ТСО в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью их использования в познавательной деятельности учащихся.

Эффективность применения ТСО зависит также от этапа урока. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию.

Использование ТСО в начале урока (на 5 минут) сокращает подготовительный период с 3 до 0,5 минуты позже обычного. Использование ТСО в интервалах 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35 минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока.

Эти положения обусловлены тем, что в течение каждого урока у учащихся периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия (их острота, пороги, чувствительность), внимание, утомляемость.

При монотонном использовании одного средства нового материала у учащихся уже к 30 минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. В то же время правильное чередование средств и методов обучения может исключить это явление.

Периоды напряженного умственного труда и волевых усилий необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, релаксацией зрительного и слухового восприятия. Использование персонального компьютера добавляет к отрицательным факторам еще и электромагнитное излучение.

Время непрерывной работы на компьютере в течение урока, согласно санитарным "нормам", составляет: для учащихся начальной школы - 10-15 минут, средней ступени - 20 - 25 минут, старшей ступени - 30 минут.

Общее суммарное время работы в день соответственно 50, 120, 200 минут.

Поэтому, чтобы исключить переутомляемость учащихся на уроках с использованием информационных технологий, следует обязательно включать в план урока различные упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером или мультимедиапроектором.

Например:

Упражнения для глаз:

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4 - 5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1 -6. Повторить 4 - 5 раз.

Упражнения для снятия общего напряжения:

1. Исходное положение - ноги врозь, руки согнуты, кисти сжаты. На счет "раз" - "удар" правой рукой вперед с поворотом туловища налево, "два" - и.п. затем то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Дыхание не задерживать.

2. И.П. - руки в стороны, туловище и голову повернуть налево. Руки вверх, завести за голову и.п. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп медленный.

Для снятия утомления плечевого пояса и рук.

1)На счет "раз" - руки вперед, ладони внизу, на счет "два" - "четыре" - зигзагообразные движения руками в стороны. На счет "пять" - "шесть" - руки вперед, на "семь" - "восемь" - руки расслабленно вниз. Повторить 4 -6 раз. Темп средний.

Заключение

Образовательное пространство в наши дни наводнили компьютерные обучающие программы, содержащие всевозможные презентации, которые, безусловно, являются неплохим подспорьем в обучении. Они ориентируют учащихся на свободный темп обучения, индивидуальную логику познания. Контроль знаний производится немедленно.

На уроке творческого применения знаний безусловным достоинством использования информационных технологий является возможность организации самостоятельного проектирования учащимися учебных задач. Они легко овладевают программой Power Point, под руководством учителя занимаясь сотворчеством: составляют учебные задачи, тексты, создают анимации, уроки - презентации, что, несомненно, повышает качество урока и их заинтересованность в предмете.

Казалось бы, цель этих программ достигнута: обучаемый может обойтись и без учителя, но, по моему мнению, на самом деле, внедрение информационных технологий в массовую школу показывает, что роль педагога по- прежнему очень важна.

Итак, использование компьютерных технологий позволяет:

свободно оперировать огромным объемом фактического материала, который равнодоступен и ученику;

· быстро изменять содержание урока, адаптируя его под конкретную задачу;

· успешно организовывать разностороннюю деятельность, используя много вариантность представления материала;

· активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке и повысить их мотивацию к обучению;

· осуществлять дифференцированный подход к образовательному процессу учащихся.

Хочу оговориться, что получаемые преимущества не решают всех проблем учения. Как и любая востребованная технология, компьютерная эффективна потому, что в данный период времени более адекватна.

Библиографический список

1. Аствацатуров Г. Технология конструирования мультимедийного урока, Учитель №2,2004.

2. Ваграменко Я.А., Информационные технологии в учебном процессе, журнал Образование и общество №5, 2005.

3. Вильямс Р.,Маклин К. Компьютеры в школе. М., 1998.

4. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000.

5. Информационно-компьютерные средства в школе. Ярославль, ИРО, 2003.

6. Селеменев С., Мультимедийный учебник, Учитель №2, 2004.

7. Чехонина С.А., Применение информационных технологий в учебном процессе, журнал Среднее профессиональное образование №10, 2003.

8. Информационно-компьютерные средства в школе. Ярославль, ИРО, 2003.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Появление и развитие информационно-мультимедийных технологий. Области их применения. Методика разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий. Анализ методов использования мультимедийных презентаций в обучении.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2013

    Роль мультимедийных презентаций на уроках. Проблемы внедрения информационных технологий в процесс обучения младших школьников. Разработка конспектов уроков по математике с использованием информационных технологий при изучении алгебраического материала.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2015

    Возможности и методика использования информационно–коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках информатики. Особенности методов решения логических задач. Методика обучения школьников решению логических задач на уроках информатики с использование ИКТ.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2010

    Обоснование необходимости применения информационных компьютерных технологий на школьных уроках, так как они усиливают положительную мотивацию обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся. Анализ использования мультимедийных презентаций.

    доклад , добавлен 09.04.2010

    Понятие и сущность познавательной активности. Информационно-коммуникационные технологии и их классификация. Практика использования информационно-коммуникационных технологий как средства развития познавательной активности школьников на уроках математики.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2017

    Использование мультимедийных технологий в учебном процессе. Особенности применения и виды программных средств мультимедиа на уроках информатики. Разработка урока с использованием презентаций, направленных на развитие познавательной активности учеников.

    дипломная работа , добавлен 16.06.2015

    Технологическая карта планирования урока с использованием средств информационных и коммуникационных технологий по теме "Биография" в 8 классе. Формирование навыков восприятия устной иностранной речи на слух. Развитие коммуникативных способностей у детей.
    Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе на примере изучения раздела "Технология обработки ткани 5 класс"

    Понятие электронные средства учебного назначения. Классификация компьютерных средств обучения. Основные требования к применению образовательных электронных изданий. Методическая разработка урока с применением информационных и коммуникационных технологий.

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛТАЙСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ПЛАН

урока по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

для специальности 38.02.01Экономика и бухгалтерский учет

(по отраслям)

Барнаул 2015

Согласовано

Председатель ПЦК учетно-экономических дисциплин

Л. В. Беседина

«____»_______________2015г.

Согласовано

Замдиректора по УР

О.Ю. Говорова «____»_______________2015г.

Преподаватель: Чернышова Т.В.

Тема: Технология обработки числовой информации

Тема урока : Проектирование и заполнение табличного документа. Создание и копирование формул. Использование абсолютных ссылок. Деловая графика в табличном процессоре

Группа: 9Б141

Дата проведения урока :

Тип урока : Комбинированный урок

Вид урока: Практическое занятие

Цели урока:

Учебная:

Развивающая:

Воспитательная

Задачи урока:

Информационно – методическое обеспечение:

Технические средства обучения: персональный компьютер, проектор; программное обеспечение: ОС Windows , программа MS Excel ; дидактический материал: презентация к уроку, методические указания к практической работе, тестовые задания по теме урока.

Список использованных источников:

1 Жуменко, В.Н. Компьютер для бухгалтера и аудитора: практическое пособие / В.Н. Жуменко. - Ростов-н/Д: Феникс, 2011. – 509 с.

2 Михеева, Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – М.: Издательский цент «Академия», 2010. – 256 с.

3 Абсолютные и относительные адреса ячеек в MS Excel 2010 [электронный ресурс]//режим доступа -

Алгоритм проведения урока

Таблица 1

п/п

Время

Этапы проведения

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

5 мин

Организационный момент, подготовка оборудования к работе

Проводит перекличку группы, выявляет отсутствующих, включает ПК, загружает презентацию

Подготавливаются к занятию: включают ПК, загружают программу

5 мин

Целеполагание

Сообщает тему и план занятия, активизирует к постановке цели и задач занятия

Обсуждают цели и задачи занятия

30 мин

Изложение нового материала

Объясняет новый материал

Слушают преподавателя, записывают основные определения, применяют теоретические знания на практике

5 мин

Физкультминутка

Проводит фоизкульт минутку

Повторяют упражнения за преподавателем

5 мин

Знакомство с заданием на практическую работу

Выдает задание на практическую работу, отвечает на вопросы студентов

Знакомятся с заданием для выполнения, задают интересующие вопросы

20 мин

Закрепление изученного материала при выполнении практической работы

Индивидуально консультирует обучающихся по ходу выполнения работы

Выполняют практическую работу

10 мин

Проверка усвоения материала в ходе тестирования

Проводит инструктаж по выполнению тестового задания

Знакомятся с содержанием задания, выполняют его

5 мин

Выдача домашнего задания

Выдает домашнее задание

Записывают домашнее задание

5 мин

Подведение итогов урока

Подводит мини-итоги занятия, выставляет оценки

Завершают работу ПК, наводят порядок на рабочих местах

Преподаватель _____________ Чернышова Т.В.

План-конспект урока:

1 Организационный момент, подготовка оборудования к работе (5 мин)

Приветствие, выявление отсутствующих путем проведения переклички. Проверка готовности к уроку.

2 Целеполагание(5 мин)

MS Excel – сегодня одна из самых популярных электронных таблиц. Ею пользуются ученые и деловые люди, бухгалтеры и журналисты, с ее помощью ведутся разнообразные таблицы, списки и каталоги, составляются финансовые и статистические отчеты, подсчитывают состояние торгового предприятия, обрабатывают результаты научного эксперимента, ведут учет, готовят презентационные материалы. Возможности Excel очень высоки. В связи с этим мы начинаем тему: Проектирование и заполнение табличного документа. Создание и копирование формул. Использование абсолютных ссылок. Деловая графика в табличном процессоре.

План работы:

1 Назначение и основные возможности табличного процессора Excel ;

2 Основные объекты и типы данных;

3 Редактирование данных таблицы, создание и копирование формул;

4 Абсолютные и относительные ссылки;

5 Построение диаграмм и графиков.

На сегодняшнем занятии будут поставлены следующие цели и задачи:

Учебная: закрепить знания о табличном процессоре MS Excel , сформировать представления о вычислениях в электронных таблицах как важной и широко применяемой на практике структуре;

Развивающая: создать условия для развития умений применять знания для решения задач с помощью электронных таблиц, развить навыки индивидуальной практической работы;

Воспитательная : создать условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением персонального компьютера.

Задачи урока:

1 Показать назначение и основные возможности табличного процессора Excel ;

2 Познакомить с его объектами и типами данных;

3 Научить редактировать данные таблицы, создавать и копировать формулы;

4 Объяснить отличия абсолютных и относительных ссылок;

5 Научить построению диаграмм и графиков.

3 Изложение нового материала (30 мин)

1 Назначение и основные возможности табличного процессора.

Что такое Excel? Excel – это табличный процессор. Табличный процессор - это прикладная программа, которая предназначена для создания электронных таблиц и автоматизированной обработки табличных данных.

Электронная таблица –это обычная таблица, состоящей из строк и столбцов, на пересечении которых располагаются клетки, содержащие числовую информацию, формулы, текст.

Приложение 1. Слайд 2

В основные возможности электронных таблиц входит:

    автоматизация всех итоговых вычислений;

    над большими наборами данных можно производить однотипные расчёты;

    можно разрешать задачи с помощью подбора значений с различными параметрами;

    можно обрабатывать результаты экспериментов;

    производить табулирование функций и формул;

    подготавливать табличные документы;

    проводить поиск наиболее оптимальных значений для выбранных параметров;

    строить графики и диаграммы по уже введённым данным.

Обучение работе с Excel необходимо начинать с изучения окна приложения Excel. При запуске Excel открывается окно приложения, в котором отображается новая рабочая книга – Книга 1.

2 Основные объекты и типы данных

При работе на компьютере электронная таблица существует в форме рабочего листа , который имеет имя (например, Лист1). Листы книги можно переименовывать. Для этого необходимо на лист книги нажать правой клавишей мыши, выбрать пункт меню переименовать и вписать новое имя. Рабочие листы объединяются в книги, которые можно добавлять (контекстное меню / добавить), удалять (контекстное меню / удалить) и менять местами (контекстное меню / переместить).

Окно приложения Excel имеет пять основных областей:

Строка меню;

Панели инструментов;

Строка состояния;

Строка ввода;

Область окна рабочей книги.

Приложение 1. Слайд 3

Рассмотрим основные элементы электронных таблиц по подробней.

Ячейка – элементарный объект электронной таблицы, расположенный на пересечении столбца и строки.

Строка – все ячейки, расположенные на одном горизонтальном уровне.

Столбец – все ячейки, расположенные в одном вертикальном ряду таблицы.

Диапазон ячеек – группа смежных ячеек, которая может состоять из одной ячейки, строки (или ее части), столбца (или его части), а также из совокупности ячеек, охватывающих прямоугольную область таблицы.

Приложение 1. Слайд 4

Основные элементы электронных таблиц имеют имена.

Строка: заголовки строк представлены в виде целых чисел, начиная с 1.

Столбец: заголовки столбцов задаются буквами латинского алфавита сначала от A до Z , затем от АА до AZ , от ВА до ВZ и т.д.

Ячейка: адрес ячейки определяется ее местоположением в таблице, и образуется из заголовков столбца и строки, на пересечении которых она находится. Сначала записывается заголовок столбца, а затем номер строки. Например: А3, D 6, АВ46 и т.д.

Диапазон ячеек: задается указанием адресов первой и последней его ячеек, разделенных двоеточием. Например: адрес диапазона, образованного частью строки 3 – X 3: Z 3 ; адрес диапазона, имеющего вид прямоугольника с начальной ячейкой
F 5 и конечной ячейкой G 8 – H 5: L 8 .

Приложение 1. Слайд 5

3. Редактирование данных таблицы, создание и копирование формул

Кроме имени основным элементам электронных таблиц присуще такое свойство как тип данных.

Приложение 1. Слайды 6-9

Создание формул

Начнем рассмотрение данного вопроса с построения простейшей числовой таблицы и сформулируем задание.

Задача. Пусть необходимо подсчитать итоги строк и итоги столбцов в таблице

Таблица 2

Итог

Итог

Итоги строк подсчитаем вручную. Для этого в строку Е3 введем следующую формулу =B 3+C 3+D 3 клавиша Enter . Затем растянем формулу по столбцам. Итоги по столбцам рассчитает с помощью формулы. Нажимает клавишу f (x ), выбираем формул СУММ, и в соответствующем окне выбираем диапазон данных (В3:В5) и аналогичным образом растягиваем формулу по строке.

Указывая адрес ячейки в формуле, мы даем компьютеру ссылку на ячейку, которую нужно прибавить, умножить и т.д. Автоматически при написании формулы используются относительные ссылки.

4 Абсолютные и относительные ссылки

Приложение 1. Слайд 11

Но, иногда нужно, чтобы ссылки в ячейках оставались неизменными, т.е. адрес ячейки не менялся. Тогда приходится использовать абсолютные ссылки. Абсолютная ссылка – не изменяющаяся при копировании формулы ссылка.

Абсолютная ссылка записывается в формуле в том случае, если при ее копировании не должны изменяться обе части: буква столбца и номер строки. Это указывается с помощью символа $, который ставится и перед буквой столбца и перед номером строки.

Приложение 1. Слайд 13

Смешанная ссылка используется, когда при копировании формулы может изменяться только какая-то одна часть ссылки – либо буква столбца, либо номер строки. При этом символ $ ставится перед той частью ссылки, которая должна остаться неизменной.

Приложение 1. Слайд 15

5 Построение диаграмм и графиков

Диаграммы используются для представления рядов числовых данных в графическом формате, который упрощает понимание большого объема информации и отношений между различными рядами данных.

Чтобы создать диаграмму в Excel, сначала введите числовые данные на лист. Затем можно построить на их основе диаграмму, выбрав нужный тип диаграммы на вкладке Вставить в группе Диаграммы .

Приложение 2. Слайд 1-12

4 Физкультминутка (5 мин)

Учебные занятия, сочетающие в себе психическую и статическую нагрузки на отдельные органы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультминутки для снятия локального утомления .

Проведение физкультминутки общего назначения.

Приложение 3

Проведение комплекса упражнений гимнастики для глаз.

Приложение 4

Знакомство с заданием на практическую работу (5 мин)

Инструкция обучающимся для выполнения практической работы.

(приложение 5)

Закрепление изученного материала при выполнении практической работы (20 мин)

После выполнения практической работы, каждый обучающийся должен предоставить готовый продукт (приложение 6) на мониторе своего рабочего компьютера.

Проверка усвоения материала в ходе тестирования (10 мин)

Выдача тестового задания (приложение 7). Внимательно ознакомьтесь с вопросами тестового задания. В каждом из десяти вопросов выберите один правильный ответ.

Критерии оценки:

Оценка «2» выставляется за один - четыре правильных ответа.

Оценка «3» выставляется за пять - шесть правильных ответов.

Оценка «4» выставляется за семь - восемь правильных ответов.

Оценка «5» выставляется за девять - десять правильных ответов.

Выдача домашнего задания (5 мин)

Выучить материал лекции. Составить кроссворд по понятиям табличного процессора в программе MS Excel .

Подведение итогов занятия (5 мин)

Обобщающий момент – формулируются выводы по достижению целей занятия. Выставляются оценки.





Технология материального производства – процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология материального производства изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта


Технология материального производства Материальные ресурсы Материальны й продукт Цель технологии материального производства – выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы Инструментарий технологии материального производства: станки, инструменты, оборудование и т.д.







Информационная технология– процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Цель информационной технологии – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению каких-либо действий. Информационная технология?


Информационная технология Данные Информационный продукт Инструментарий информационной технологии: один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.






Компоненты технологий для производства продуктов Технология материального производства Информационная технология Подготовка сырья и материалов Сбор данных или первичной информации Производство материального продукта Обработка данных и получение результатной информации Сбыт произведенных продуктов потребителям Передача результатной информации пользователю для принятия на ее основе решения


Основное техническое средство современной информационной технологии - ПК (персональный компьютер) – сильно повлиял на качество результатной информации. 3 основных принципа новой (компьютерной) технологии: 1.Диалоговый режим работы с компьютером; 2.Интегрированность (взаимосвязь) программных продуктов; 3.Гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.


В инструментарий ИТ входят такие компьютерные программы как текстовые редакторы, настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, графические редакторы и пр. К инструментарию ИТ, исходя из определения ИТ, можно отнести и различные контролирующие программы и тестовые оболочки, т.к. в результате переработки первичной информации (ответов учеников на поставленные вопросы) получается информация нового качества (оценка), на основе анализа которой учителем принимается управленческое решение. В настоящее время существует и используется множество различных тестовых оболочек как закрытого, так и открытого типа.


Предлагаемая вниманию тестовая оболочка Utes 2 (автор – заместитель директора БСШ 27 по информатизации Дунаев А.В.) имеет следующие отличительные характеристики: 1.Является тестовой оболочкой открытого типа, т.е. позволяет вводить тестовый материал по любой теме любого предмета. 2.Количество вопросов в тесте неограниченно. 3.Количество вариантов ответа в вопросе практически неограниченно. 4.Количество правильных ответов может быть различным. 5.Возможен случайный порядок вопросов и случайный порядок вариантов ответов, т.е. перемешивание вопросов и вариантов ответов. 6. Возможно просматривать правильные ответы на вопросы после сдачи работы, (причем, имеет различные режимы просмотра), т.е. носит и обучающий характер. 7. Возможны ограничения по времени конкретного теста и др.


Электронную версию конспекта по данной теме можно найти в Internet по адресу: Подробнее ознакомиться с описанием тестовой оболочки Utes можно в статье Дунаева А.В. «Описание тестовой оболочки Utes», Материалы 3-й Международной научно-практической Интернет- конференции», выпуск 2, Москва, 2006 год.

Цели урока:

1. Познакомить учеников с материальными и информационными технологиями , показать общие и различные характеристики этих технологий.

2. Показать, как выглядят технологические цепочки от исходного материала до получения результата, называя необходимые операции и инструменты.

3. Познакомить с профессиями, связанными с использованием компьютера.

4. Познакомить с использованием компьютеров в школе.

· Операции – действия, совершаемые с материалом.

· Инструменты – приспособления для обработки материала.

Какие инструменты изображены на странице 4? (Игла, лежащие рядом ножницы. Клей, нитки – это скорее материал, чем инструмент).

Может ли результат применения технологии стать материалом? (Да. Например, вышивка служит для отделки платья; резной наличник служит материалом для строительства дома).

Задание «Выполните» на странице 5.

Составить цепочки «материал – операция – результат». приведенные названия, достаточно, чтобы хотя бы одно название в цепочке было из числа, приведенных на странице 4.

Ответьте на вопросы на странице 6.

Каким общим словом называется то, что мы получаем и передаем в виде текста, речи, звука, рисунков, фотографий, видеофильмов? (информация .)

Когда мы читаем книгу, слушаем радио, смотрим фильм, наблюдаем за природой, слушаем кого-то, мы получаем … (информацию .)

Когда мы говорим кому-то что-то, пишем записку, дарим фотографию, мы передаем … (информацию .)

Почему информационные технологии называются «информационными»?

(Вспомним, что такое технологии – это способ обработки материалов для получения готовой продукции. Когда мы выполняем действия с текстами, изображениями, таблицами и схемами, видеоматериалами, звуками (записями речи или музыки), то говорят, что мы работаем с информацией. Поэтому способы работы с текстами, изображениямии и т. д. для получения готового результата называются информационными технологиями).

Чем похожи и чем отличаются материальные и информационные технологии?

(Общее: и там и там есть исходные материалы, операции, инструменты, готовая продукция. Отличие: чтобы сделать ещё один экземпляр материальной продукции надо повторить с такими же исходными материалами те же самые операции, а чтобы сделать ещё один экземпляр информационной продукции те же операции выполнять не надо, достаточно выполнить операцию копирование (перезапись, распечатывание, и т. д.).

Что из того, что вы видите вокруг, можно считать результатом применения информационных технологий? Что использовано в них в качестве исходных материалов? Например, учебник(исходные материалы: текст, картинки). Плакат на стене (исходные материалы: схемы, тексты, изображения). Портрет (исходный материал: изображение).

Задание «Проверьте себя» на странице 6.

Найти ошибку.

Ошибка логическая. От того, что какими-либо инструментами можно выполнить какие-то действия, вовсе не следует, что эти действия можно выполнить любым инструментом.


Пояснение. Один и тот же исходный материал, например, изображение, можно использовать для создания различной информационной продукции: портрета, учебника, плаката, набора слайдов для выступления и т. д.

4. Знакомство с модульной структурой учебника.

Страница 7.

Учебник состоит из отдельных частей – модулей. Не все модули обязательно изучать. (Например, «Знакомство с компьютером», «Создание рисунков», «Создание мультфильмов и живых картинок»).

На странице 7 видно, как выглядит первая страница каждого модуля. Прочитав её, можно узнать, что будет изучено в этом модуле и немного о том, как будет изучаться этот модуль.

Если в описании модуля сказано: «Вы узнаете» или «Вы научитесь», то по завершению изучения модуля это будет проверено в самостоятельной работе.

Прочитайте описания модуля; те, кто не успеют за это время дочитать, могут сделать это дома.

5. Формулирование основного вопроса.

Учитель рассказывает ученикам, что даже очень известные специалисты могут делать прогнозы, которые не сбываются. Например, известны такие прогнозы про компьютеры:

1) В журнале "Popular Mechanics" (Популярная механика) в 1949 годy было напечатано, что "Компьютеpы в бyдyщем могyт весить меньше 1.5 тонн".

2) "Я дyмаю, что в миpе есть спpос, может быть, на 5 компьютеpов" - Томас Ватсон, пpедседатель известной фирмы, производящей компьютеры, IBM, 1943 год.

3) "Hет пpичины, по котоpой кто-нибyдь захотел бы иметь компьютеp дома" - Кен Олсон, пpезидент, пpедседатель совета диpектоpов и основатель известной американской компьютерной компании Digital Equipment Corporation, 1977 год.

4) Основатель компании Intel, производящей сердце компьютера – процессоры, Гордон Мур в середине 70-х годов прошлого века, когда ему предложили идею компьютера, состоящего из системного блока, монитора и клавиатуры, в ответ на вопрос, как такая система будет использоваться, Мур сообщил, что компьютер пригодится домохозяйкам - для записи и хранения рецептов.

Как вы считаете, какая тема будет сейчас обсуждаться?

6. Профессии, связанные с применением компьютера.

Вопросы к учащимся (стр.8 «Как вы считаете?»):

1. Что изменилось в жизни людей с появлением компьютера?

стр.6 (люди стали использовать компьютеры на работе, в учебе, на компьютрах играют, смотрят фильмы, слушают музыку, с помощью компьютеров люди ведут беседы, находясь далеко друг от друга (форумы, чаты, ICQ, Twitter, и т. д.), посылают друг другу электронные письма, и т. д.)

2. Работа людей каких профессий изменилась с появлением компьютера?

стр.6 (конструкторов, верстальщиков, печатников, кинооператоров, продавцы железнодорожных и авиа - билетов, художники, фотографы, звукооператоры, и т. д.).

3. Какие новые профессии появились с появлением компьютера?

программист, продавец Интернет-магазинов, специалистов по ремонту и настройке компьютеров, создатели сайтов для сети Интернет, сценаристы компьютерных игр, учителя информатики).

Примечание: Для более наглядного освящения этого вопроса можно использовать фрагменты ПО «Мир информатики 1-2» СD диск издательства «Кирилл и Мефодий» (1 год обучения, тема «Применение компьютера» время показа 5-7 минут).

7. Компьютеры в школе.

Где и для чего в школе, кроме кабинета информатики, можно использовать компьютер?

рисунок на стр. 9 и обсудить с детьми фрагменты рисунка:

· объяснение материала на уроке;

· получение знаний, умений и навыков в компьютерном классе на уроке информатики;

· поиск необходимой информации для написания доклада или сообщения;

· доклад, сопровождающийся презентацией;

· виртуальные лаборатории, различные тренажеры;

· проверочные тесты.

Свой рассказ учитель может сопровождать демонстрацией своих наработок, которые подтверждают возможности компьютера.

8. Формулирование основного вопроса.

Учитель рассказывает ученикам беседу двух человек:

«- Никогда не пробовал есть в ванне? - Нет. Я как все нормальные люди, ем за компьютером!»

Как вы считаете, какая тема будет сейчас обсуждаться?

9. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.

Как вы думаете, что нельзя делать в компьютерном классе? Давайте составим список того, что нельзя делать в компьютерном классе.

Как назвать предложенный вами список? Должно быть произнесено слово «ПРАВИЛА». Итак, мы говорим о «Правилах поведения в компьютерном классе».

Рассмотреть рисунки на стр. 10-11. Если в классе есть проектор, то можно показать иллюстрации со стр. 10-11 на экране, если проектора нет, то можно приготовить плакат с похожими рисунками. Ответить на вопросы на странице 10.

Что нельзя делать в компьютерном классе, а главное, почему?

(Опасность поражения электрическим током. Наличие грязи и пыли влияет на работу компьютера.

10. Подведение итогов урока.

· С какими новые терминами вы сегодня познакомились?

· В чем сходство и различие материальных и информационных технологий?

· Какие задачи люди разных профессий решают с помощью компьютера?

· Какие правила поведения в компьютерном классе вы можете назвать?

11. Домашнее задание.

Выполняется в тетради по информатике. Задание на стр. 6 «Проверьте себя». Аккуратно, по пунктам перечислить все правила, которые нарушились.



Loading...Loading...