Конспект занятия здоровые зубы здоровью любы. Конспект урока ОБЖ «Здоровые зубы здоровью любы! Ешьте то, что полезно для зубов

, Внеклассная работа

Пояснительная записка

Представленное занятие посвящено вопросу формирования навыков личной гигиены полости рта и потребности в их выполнении у детей младшего школьного возраста.

Данный вопрос актуален, т.к. опыт работы с детьми показывает, что уровень сформированности санитарно-гигиенических навыков у воспитанников, особенно младшего школьного возраста, достаточно низок в силу того, что в семьях вопросам гигиены и здоровья не уделяется должного внимания.

В ходе проводимой работы основная цель воспитателей - информировать учащихся и закрепить необходимые санитарно-гигиенические навыки, для чего используются разнообразные методы в соответствии с возрастными особенностями детей (театрализованное представление, демонстрация и комментирование компьютерной презентации, оформление красочных и информативных тематических стендов и другого демонстрационного материала, игровые методы), повышающие интерес и активность в изучении поставленного вопроса.

Цель мероприятия : Создание условий для формирования навыков личной гигиены полости рта и потребности в их выполнении у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Познакомить детей со строением зубов и их значением в жизни нашего организма.

2. Изучить правила ухода за зубами и убедить детей в необходимости выполнения этих правил.

3. Развивать художественно-творческие способности детей в процессе подготовки и проведения мероприятия.

Оборудование:

1. Демонстрационное оборудование - компьютер, мультимедиа проектор.

3. Компьютерные презентации (Приложение №1 , Приложение №2).

4. Изготовленные маски.

6.Деманстрационные подставки.

7. Карточки с перечислением вредных привычек.

Ход занятия

Вступление.

Воспитатель:

Здравствуйте уважаемые гости! Здравствуйте ребята!

Ребята давайте улыбнёмся друг другу и посмотрим, что больше всего привлекает ваше внимание в этот момент... ЗУБЫ!

Зубы надо беречь! И не только потому, что больные зубы это не красиво, больно, но и потому, что причиной многих заболеваний всего организма, часто являются не залеченные зубы (Слайд №2,3 Презентации №1).

Здоровых людей с больными зубами не бывает!

Гриша : В нашей школе из 96 обследованных детей с больными зубами 37 человек. Это очень много - почти половина обследованных.

Оля : В нашем классе из 15 детей больные зубы у 9 человек – это большая часть класса, значит, что-то выполняли неправильно (Слайд №6 Презентации №1).

Воспитатель : Давайте проверим? Перед вами весы. Чашки весов находятся в равновесии, ведь при правильном уходе зубы не болеют.

Посмотрим, что произойдёт с весами, если ребята вспомнят, как они ухаживали за зубами. (Дети кладут карточки с перечисленными вредными привычками на одну чашу весов, весы выходят из равновесия:

Я не люблю овощи и фрукты.

Я ни за что не буду есть творог.

У меня на щётке осталось мало щетинок.

А у меня давно зубная паста кончилась.

А я вообще не чистила раньше зубы!).

Воспитатель : Посмотрите! Вот наши вредные привычки перевесили здоровые зубы. Вот что произойдёт, если мы не избавимся от вредных привычек.

Давайте избавляться от вредных привычек! (Детям демонстрируется Слайд №7 Презентации №1 , и перечисляются следующие полезные навыки для ухода за зубами:

Фрукты и овощи дают нам витамины, вита - это значит жизнь.

С творогом к нам в организм поступает кальций, от него зубки будут твёрдые и белые.

Щётку нужно менять 1раз в 2 месяца.

Зубы будем чистить детской зубной пастой.

Чистите зубы не менее двух раз в день утром и вечером.

С перечислением данных утверждений постепенно с весов снимаются карточки с вредными привычками. После снятия всех карточек весы опять становятся в равновесие).

Воспитатель : Ребята, если мы избавимся от вредных привычек, у нас будет такая красивая улыбка. (Слайд №8 Презентации №1).

5. Работа с материалами стенда.

а) Разгадывание загадок (правильный ответ открывается после ответа детей).

б) Наглядный материал (как правильно пользоваться и хранить зубную щётку)

в) Наглядный материал (какая бывает зубная паста, и чем детская зубная паста отличается от взрослой).

6. Закрепление знаний - Игра “Да, нет” . (автор И.И. Савчук).

Воспитатель :

Я хочу вам дать совет, вам решать, где да, где нет.
Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет говорите дружно: нет.
Постоянно нужно есть для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет, творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Нет! Говорила маме Люба:
Я не буду чистить зубы.
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба? Нет!
Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять.
Выдавить полтюбика
И почистить зубики.
Это правильный совет? Нет!
Ох, неловкая Людмила,
На пол щетку уронила.
С пола щетку поднимает,
Чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный совет?
Молодчина Люда? Нет!
Навсегда запомните, Милые друзья,
Не почистив зубы, Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Зубы вы почистили
И идете спать,
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет? Нет!
Запомните совет полезный:
Нельзя грызть предмет железный,
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет? Нет!
Молодцы, не оплошали,
Правильно советы дали.
Запомнить надо на 100 лет,
Что зубам полезно, а что нет.

8. Подведение итогов, окончание занятия.

Воспитатель. На прощание давайте ещё раз подарим друг другу улыбку и скажем всем "Желаем крепкого здоровья!" (Слайд 9 Презентации №1).

Использованная литература и Интернет-источники:

1. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. 1-4 классы. ВАКО, 2005.

2. Павлова О.В. Тематические классные часы в начальной школе: как себя вести в школе и дома. Учитель, 2007.

3. Педагогика здоровья. Программа и методическое руководство для учителей начальной школы / Под редакцией В.Н. Касаткина, Линка-Пресс, 2000.

4. Детская Электронная Книга (ДЭК) (http://900igr.net/kartinki/che)

5. MEDCOR - детская книжка "Счастливый зубик"(http://med-cor.ru/1blago.htm)

«Здоровые зубы – здоровью любы»

В ДОУ «Сказка» с 20 по 24 марта прошла неделя профориентации. Дети дошкольного учреждения узнали много нового о различных профессиях. Так, например, в старшей группе «Колобок» прошло увлекательное и очень поучительное мероприятие «Здоровые зубы-здоровью любы». В гости к детям пришла врач стоматолог Елена Владимировна, мама Марика Чижова. Дети с интересом приготовились слушать рассказ врача, но вдруг у куклы Любы «разболелись» зубы.

Все ребята с сочуствием отнеслись к болезни куколки, а мама Марика спросила у детей – почему у куклы Любы могли так сильно разболеться зубы? Выслушав ответы детей Елена Владимировна рассказала детям о том, какие продукты полезны для зубов, а какие – нет. Мама – врач посоветовала детям не лениться и каждый день, утром, после завтрака и вечером, перед сном обязательно чистить зубы.

А потом, с помощью зубной щетки и акварельных красок, показала, как правильно чистить зубы. Дети нарисовали весенний пейзаж: «травку» дети рисовали щеткой и зеленой краской снизу вверх – так чистятся нижние зубки, «небо» рисовали щеткой и синей краской сверху вниз – так нужно чистить верхние зубки, а круговым движением щетки и желтой краской нарисовали солнышко – так массируются десны.

Елена Владимировна предложила кукле Любе, чтобы она «посмотрела и запомнила», как правильно чистить зубы, а дети с энтузиазмом показали кукле процесс чистки зубов на практике.

Елена Владимировна напомнила детям, что у каждого члена семьи зубная щетка должна быть индивидуальной.

Почистив зубы, дети увидели, что Елена Владимировна раскладывает на столе настоящие врачебные инструменты.

Некоторые из детей растерялись и даже немного испугались, но услышав рассказ о том. Как полезна и необходима профессия стоматолога, с интересом принялись рассматривать инструменты, и даже приняли участие в изготовлении смеси для пломбирования зубов.

Мама - врач рассказала детям, что в поликлинике инструменты должны быть стерильными, и объяснила, что это такое. Самым неожиданным и о-о-очень неприятным стал момент, когда Елена Владимировна показала, какими могут быть зубы без должного ухода.

И вся группа, вместе с воспитателем и помощником воспитателя пообещали не лениться и тщательно ухаживать за зубами. А самым удивительным и приятным стал момент, когда мама – врач открыла волшебный сундучок, а там оказалась детская зубная паста «Волшебные фрукты».

Дети с благодарностью приняли подарок, хватило даже кукле Любе, а родителям дети пообещали передать красочные памятки о профилактике полости рта.

И в заключении такой поучительной и веселой встречи мама Марика, врач – стоматолог, предложила сфотографироваться на память, непременно показав белоснежные улыбки!

Ковешникова О. Н., Щетинина О. А.

Щетинина О.А., Ковешникова О. Н.

Уникальность текста

https://text.ru/antiplagiat/58d74687b95f7

a target="_blank" href="https://text.ru/antiplagiat/58d74687b95f7"img src="https://text.ru/image/get/58d74687b95f7/1" alt="TEXT.RU - 100.00%" title="Уникальность данного текста проверена через TEXT.RU" border="0" width="80" height="31"a

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение, «Детский сад комбинированного вида № 4 «Березка», п.г.т. Актюбинский Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

Ключникова О.В. Воспитатель 2 кв. категории

конспект открытого занятия по привитию детей культурно - гигиеническим навыкам с детьми первой младшей группы

ТЕМА: "Здоровые зубы, здоровью любы"

Методическая тема:

«Воспитание экологической культуры дошкольников через развитие нравственно- патриотических качеств»

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены, играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению быта, в общественных местах.

Программная задача повторяется на нескольких занятиях. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Введение

От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения, зависит не только их здоровье, но и здоровье, других детей и взрослых.

Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам культурно-гигиенические навыки, укрепляющие их здоровье. По приходу детей в детский сад, вначале мы приучаем к выполнению элементарных правил: мыть руки до и после еды, после пользования туалетом, игры, прогулки и.т.д. Одновременно с этим постепенно стимулируем развитие у дошкольников более сложных умений: мыть лицо, шею, руки до локти, намыливать их до образования пены, насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой.

С самого младшего возраста детей приучаем правильно, сидеть за столом, аккуратно есть, пользоваться салфеткой. Ребенку старше двух лет прививаем привычку, полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому.

Начиная с двухлетнего возраста детей, приучаем чистить зубы зубной щеткой с зубной пастой. Уход за полостью рта - один из элементов гигиенического воспитания, поэтому начиная с младших групп на специальных занятиях, происходит обучение правильному ухаживанию за полостью рта.

Гигиена полости рта важна не только для профилактики стоматологических заболеваний, но для эстетики она является важным показателем общей культуры человека.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Научить детей правильно ухаживать за зубами (полоскать рот, пользоваться зубной щеткой), объяснить, почему необходимо беречь зубы с детства. Учить правильно, называть предметы туалета. Активизировать в речи детей слова, обозначающие действие.

Связная речь : формировать умения отвечать на вопросы. Вызывать чувство сострадания к больной кукле.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ : Показ, объяснения, вопросы воспитателя и ответы детей, действие воспитателя и детей.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ : Чтение отрывков из стихотворений К. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», С. Михалкова «Как у нашей Любы», рассматривание иллюстраций, беседы с детьми.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ: Бокалы с водой, тазик, зубная паста, зубные щетки, цветные картинки, кукла Ксюша.

Ход занятия:

Воспитатель: - Сегодня у нас необычное занятие. К нам в группу пришло много гостей. Гости – это всегда праздник и радость. Давайте их поприветствуем.

Сегодня на занятии мы ребята поговорим с вами о наших зубах. У нас у всех есть зубы. А как вы думаете, для чего нам нужны зубы?

Ответы детей: (чтобы есть, пережевывать пищу, и т.д.)

Воспитатель: - Правильно, ребята. Зубы нам нужны, чтобы кушать. Но зубы не только нам нужны, они нужны и бобренку, чтобы построить себе крепкий дом, и волчонку, чтобы его услышала мама, как он стучит зубами, придет и согреет его. Зубы нужны зайчонку, чтобы грызть морковку, капусту и зеленую сочную траву.

Воспитатель: - Ребятки, скажите, а вы что больше любите кушать?

Ответы детей:…

Воспитатель: - А конфеты, шоколадки, торты, варенье любите кушать? Все правильно, мы все обожаем кушать сладости, но оказывается, когда много кушаешь сладости, они начинают разрушать наши зубы, на зубах появляются дырочка и зуб начинает болеть. А когда зуб болит, куда мы идем?

Ответы детей: (в больницу к врачу.)

Воспитатель: - Правильно, мы должны идти к врачу и лечить зуб. Но чтобы наши зубы не болели, лучше всего подражать зайчонку – есть больше овощей и фруктов, и конечно не пить без конца сладкий чай и компот. А вот кефир и молоко пить полезно.

(сюрпризный момент – слышится плач куклы)

Воспитатель: - Ой, ребятки, слышите, кто-то плачет? Пойду я посмотрю.

(воспитатель вносит куклу Ксюшу с перевязанной щекой, жалеем куклу и выясняем, что случилось с Ксюшей).

Оказывается, она была в гостях и там съела много сладкого, и у нее заболели зубы.

Ксюша ты как раз вовремя пришла, мы сегодня на занятии учимся, как правильно ухаживать за зубами. Садись на стульчик, мы тебя тоже научим. А мы с ребятами немножко отдохнем.

Физкультминутка:

Наши деточки устали,

И со стульчиков все стали,

Потянулись, потянулись,

Солнышку мы улыбнулись,

Вправо, влево наклонились

Быстро к речке мы спустились,

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться,

Зубную пасту мы берем

Крепко щеткой зубы трем

Моем шею, моем уши

Сами вытремся посуше.

Воспитатель: - Ребята, сколько у нас во рту зубов?

Ответы детей: - Много.

Воспитатель: - Правильно, много. Покажите свои зубы. Вот какие красивые зубы. Но каждый наш зубик нужно беречь и охранять. Беречь, мы уже знаем как:

1. Но есть слишком много сладостей.

2. А еще нужно, после еды полоскать рот теплой водой.

У нас у всех есть промежутки между зубами, в которых застревают кусочки пищи. Поэтому посмотри Ксюша, как надо стараться, чтобы вода прошла через эти промежутки.

(показ действий воспитателем детям)

(показ действий детьми)

Воспитатель: - Ну, теперь нам совсем стало ясно как беречь зубы. Но кто же их будет охранять? А охранять их будет зубная паста и зубная щетка.

Сейчас мы с вами будем учиться правильно, чистить зубы, но только пока без зубной пасты. (раздача зубных щеток)

Посмотрите, как правильно нужно держать зубную щетку.

(показ воспитателем правильной чистки зубов)

Сначала чистим передние зубы: снизу – вверх, с верху – вниз, затем боковые – с левой стороны, боковые – с правой стороны.

(вся группа детей учится)

Молодцы! В следующий раз мы будем учиться правильно, чистить зубы внутри, а только потом с зубной пастой.

Воспитатель: (обращение к кукле Ксюше)

Ксюша, ты запомнила, как правильно нужно ухаживать за зубами, чтобы зубы не болели.

Кукла Ксюша: - Да. Спасибо вам ребята. Теперь я буду беречь,и охранять свои зубы.

1. Меньше буду, есть сладостей, больше овощей и фруктов.

2. После того как покушаю, обязательно буду полоскать рот.

3. И 2 раза в день утром и вечером буду чистить зубы.

Воспитатель: - Ребята, давайте Ксюше подарим зубную пасту и зубную щетку и пригласим ее на следующие занятия.

(дети приглашают куклу Ксюшу в гости)

(кукла Ксюша благодарит детей, прощается и уходит)

Воспитатель: - Наше занятие закончилось, давайте ребята, и мы попрощаемся с нашими гостями. Дружно скажем досвидания.

Заключение

На занятии мы уточнили представление детей о зубах. Для чего нам нужны зубы. Зубы нужны не только людям, но и животным. Закрепили знания детей, что лучше кушать полезные продукты, чтобы зубы сохранились. Так же дети показали свои знания не только теоретически, но и практически, со всеми задачами, поставленными, на занятии дети справились.

Воспитание КГН включает широкий круг задач, и для успешного решения мы используем целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.

В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх, специально-направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

Список использованных источников:

1. «Самые маленькие в детском саду» В. Сотникова

2. «Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста» А.П. Чабовская

3. «Режим дня в детском саду» Н.Т. Терехова

Образовательная область: «Познавательно-исследовательская».

Цель: Содействовать самостоятельному и осознанному выполнению правил личной гигиены (особенно гигиены зубов).

Образовательные задачи:

Формировать представления детей о зубах, их строении и разновидностях, их предназначении.

Продолжать знакомить с правилами личной гигиены, способами ухода за зубами (чистка зубов, полоскание полости рта после еды, посещение стоматолога в целях профилактики зубных болезней).

Развивающие задачи:

Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.

Формировать активное участие в игре с взрослым и сверстниками.

Воспитательные задачи:

Воспитывать желание ответственно и осознанно относиться к своему здоровью, потребность соблюдать личную гигиену.

Воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Развитие речи», «Познавательно-исследовательская деятельность», «Физическая культура», «Здоровье».

Форма проведения совместной деятельности: НОД.

Методы и приемы:

Практические: Дидактическая игра "Что полезно, а что вредно", физминутка, опыт «Как правильно чистить зубы».

Наглядные: демонстрационный материал (картинки).

Словесные: беседа и вопросы по изображению, загадывание загадок, художественное слово, словесная игра «Полезные и вредные советы».

Оборудование: зубные щетки на каждого ребенка, зубные пасты, зубные порошки, зубные щетки, ополаскиватель для зубов.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребятки. Меня зовут Татьяна Владимировна.

Давайте поздороваемся со всеми (выполняется вместе с детьми).

Здравствуйте, наши ладошки! (хлоп-хлоп)

Здравствуйте, резвые ножки! (топ-топ)

Эй, язычки, просыпайтесь! (цокают)

Глазки, скорей открывайтесь! (моргают)

Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружок,

Крикнем мы дружно на весь белый свет:

Солнце, привет! (машут солнцу.)

Гости, привет! (машут гостям.)

Ребята, помните доброго доктора Айболита, который лечил больных людей и зверей? (Ответы детей.) Сегодня утром он прислал вам посылку. Давайте её откроем и вместе посмотрим, что внутри. (Воспитатель достаёт из посылки письмо и читает.)

«Здравствуйте, мои милые, друзья из детского сада «Солнышко». Я надеюсь, что вы растёте здоровыми и любознательными, умными и воспитанными детками. Отгадайте мою загадку, и вы узнаете для чего я вам прислал эту посылку. Я надеюсь, что вы узнаете много полезного и интересного. Желаю успеха! Любящий вас доктор Айболит!»

Когда мы едим – они работают,

Когда не едим – они отдыхают.

Не будем их чистить – они заболят.

Правильно – это зубы. Сегодня мы поговорим с вами про зубы, про наших верных помощников, узнаем для чего они нам нужны и как за ними ухаживать, а предметы, которые прислал нам Доктор Айболит, нам помогут.

Где находятся зубы, ребятки? (во рту). Правильно во рту.

А знаете ли вы, зачем вам зубы нужны? Чтобы кусаться? (Чтобы жевать, правильно говорить, улыбаться, откусывать, пережевывать, грызть.)

Без зубов человек может разговаривать? Без зубов человек не сможет красиво улыбаться. Без зубов мы не сможем откусить, грызть, пережевывать фрукты и овощи.

Молодцы, ребята! Правильно, зубы выполняют очень большую работу. Им приходится много пережевывать пищи. Если не пережевывать еду – мы будем проглатывать еду кусками, а это очень вредно, может заболеть живот.

Без зубов человек не сможет хорошо питаться, у него не будет сил и он совсем заболеет. Зубы помогают нашему организму набраться сил и жизненной энергии.

Давайте постучим языком по верхним зубам. Скажите: д-д-д. Какие зубы: твёрдые или мягкие? Да, ребята, зубы – самые твёрдые части нашего тела.

Ребята, давайте рассмотрим с вами зуб. (Картинка.)

Какого цвета зуб? (белого).

Правильно, он белый, одетый в красивую «рубашку» из эмали. Эмаль – это тонкий слой, покрывающий верхнюю часть зуба. Эмаль защищает зубы от холода от тепла от ударов.

Кто мне скажет, чем покрыты зубы?

Верхняя часть зуба, ребятки, называется коронкой (показываю).

Как называется верхняя часть зуба? (правильно, коронка).

А в десне, ребятки, находится корень у зубика, посмотрите вот он какой. Это корень зуба. Что это? (корень).

Корень находится глубоко в десне, мы его не видим. Корень крепко держит зуб. Зуб крепко держатся в десне с помощью корня и не падают и не шатаются. Что это, ребятки? (корень) Где он находится? (в десне?) Корень, что делает? (крепко держит зуб).

У маленьких деток зубки маленькие, их называют молочными, потому что они прорезываются в то время, когда ребенок питается только грудным молоком и не может есть твердую пищу. Молочные зубки выпадут и на их месте вырастут коренные зубы. У взрослых – 32 зуба.

Какие у детей зубы? (молочные). А у взрослых какие? (коренные).

А сейчас, я предлагаю вам сейчас послушать одну историю.

Однажды жили - были в «Домике - ротике» зубы и язычок. Были они очень хорошими друзьями, и никогда не ссорились. Но случилось однажды, что домику- ротику прислали к празднику много-много гостинцев: конфет, шоколада и мармелада. Домик-ротик угостил сладостями и язычок и зубки. Но им все было мало. Язычок облизывается, говорит, еще хочу, и зубки стучат, еще хотим! Так все сладости и съели. И тут с ними случилась беда.

Как, вы думаете, ребята, что случилось с зубками? (Они ели много сладкого, и теперь заболели.)

Да, случилась беда – зубы заболели. Из-за сладкого на зубках поселились микробы и начали портить зубы. - Заболевание зубов называется кариес. (Картинка.)

Кариес – это разрушение эмали зуба. Эмаль зуба разрушается, образуется дырочка в зубе, и зуб начинает болеть.

Что такое кариес, ребятки? (болезнь зуба), (дырочка в зубе).

Эмаль зуба может потрескаться от горячего или от холодного, если грызть зубами леденцы или орехи раскалывать зубами.

На эмали зубика появляется трещинка, туда попадают бактерии и начинают портить зуб. И появляется вот такая дырочка в зубике. Это очень больно.

Как появляется кариес? (разрушается эмаль зуба).

Вспомним нашу историю про зубки.

И все могло закончиться очень печально, но на помощь пришли помощники.

Как вы думаете, кто эти помощники?

Послушайте загадку.

Костяная спинка,

Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит (зубная щетка).

Правильно, на помощь пришли помощники - это зубная щетка и зубная паста.

Зубная щетка изготовлена из пластмассы. За ручку мы держим щетку в руке крепко, удобно. На головке зубной щетки – щетинки. На эти щетинки выдавливаем зубную пасту и чистят зубы.

Давным – давно, когда не было зубных щеток, в древнем Египте люди пользовались деревянной палочкой с разжеванным «веничком» с одной стороны. (Картинки.)

Дид. игра «Выбери себе щетку и пасту»

Ребятки, Доктор Айболит прислал вот такие зубные щетки, посмотрите. Дети какой щеткой будут чистить зубы? (детской).

А взрослые? (щеткой для взрослых). А почему?

Детям нужна детская щетка, с мягкой щетиной. А можно чистить зубы маминой или папиной щеткой?

Нет, только своей личной щеткой.

Кто знает, сколько раз в день нужно чистить зубы? (два раза).

Когда чистят зубы? (утром и вечером).

А вы когда чистите зубы?

А ваши мамы и папы?

Выберем зубную пасту.

Какая зубная паста нужна детям? (детская). А взрослым – паста для взрослых.

Перед тем как чистить зубы нужно вымыть руки с мылом, вымыть щетку с мылом, положить немного пасты на щетинку. Как почистили зубки, нужно снова вымыть щетку с мылом и поставить в стаканчик. Через каждые 3 месяца нужно покупать новую зубную щетку.

А если нет возможности почистить зубки, что нужно делать? (прополоскать ротик водичкой).

А если все-таки случилась беда, и зубы заболели, что нужно делать?

Надо обязательно показать их зубному врачу.

Как называется зубной врач? (стоматолог).

А теперь встанем ребятки в кружок, немножко отдохнем.

Физкультминутка:

Наши деточки устали,

И со стульчиков все стали,

Потянулись, потянулись,

Солнышку мы улыбнулись,

Вправо, влево наклонились

Быстро к речке мы спустились,

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться,

Зубную пасту мы берем

Зубной щеткой зубы трем

Моем шею, моем уши

Сами вытремся посуше.

Есть еще один секрет, ребятки: очень важно правильно чистить зубы. Садитесь за столы. Мы проведем опыт с расческами. Представим себе, что расчески – это наши зубки, а кусочки ваты– это остатки пищи, которые застряли между зубами.

Ребятки, вам нравятся такие зубы, где много мусора? (нет).

Вот так у нас после еды и сладостей собираются остатки пищи, на них появляются микробы, зубы начинают портиться.

Попробуем почистить наши зубки.

Возьмите зубные щетки и проведите слева направо по расческе. Что получилось? (мусор остался).

А теперь сверху вниз, и переверните расческу снизу-вверх. Что получилось?

Чистыми стали наши зубки?

Кто скажет, как надо правильно чистить зубы? (сверху вниз верхние зубки и снизу-вверх нижние.

А теперь сядем на стульчики.

Дети, чтобы зубы были здоровы, нужно не только правильно за ними ухаживать, но и есть полезные продукты.

Ребята, как вы думаете для того чтобы зубки были крепкими, какие продукты нужно кушать? (ответы детей).

Для укрепления зубов необходимо есть молочные продукты. (Картинка.)

Овощи и фрукты – всем полезные продукты! (Картинка.)

Конфеты, сухарики, орехи и разные сладости полезная пища для зубов? (Картинка.)

Поиграем в игру, что полезно для зубов, а что вредно?

(Проводится игра «Что полезно для зубов».)

Молодцы! Вы хорошо знаете, что полезно, а что неполезно.

Будут здоровыми зубы всегда,

Если полезная в доме еда.

Мясо, кефир и фрукты –

Очень нужные продукты.

Сахар зубы разрушает,

А яблоко укрепляет.

А сейчас встанем в круг и поиграем. Я буду давать вам советы.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите: нет, нет, нет.

  1. Чистить зубы надо каждый день: утром и вечером.
  2. Можно пользоваться чужой зубной щеткой.
  3. Есть овощи и фрукты.
  4. Чистить зубы надо детским кремом.
  5. После чистки зубов, зубную щетку промываем мылом.
  6. Можно открывать зубами крышки бутылок.
  7. Ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад.
  8. Есть молочные продукты.
  9. Раскалывать зубами орехи.

Молодцы, ребятки понравилось вам сегодня играть?

Доктор Айболит хочет, чтобы зубки у вас были здоровыми и не болели. Будете чистить зубки без напоминаний? (молодцы). Доктор Айболит прислал вам яблочки, они укрепляют зубы. Ешьте на здоровье. И всегда помните – берегите зубы, ухаживайте за ними.

“ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ - ЗДОРОВЬЮ ЛЮБЫ”

1. Задачи.
2. Цитаты, изречения.
3. Полезные советы “Что делать, чтобы у ребенка были здоровые зубы?”, “Содержите в чистоте зубную щетку”
4. Это интересно знать “Как научить ребенка правильно ухаживать за зубами”, “Ешь то, что полезно для зубов”
5. Тема памятки для родителей “”.
6. Встречи со стоматологом.
7. Темы рассказов и сказок “Путешествие Кариеса”, “В гости к стоматологу”
8. Тема детского рисунка “Чтобы не встретиться с Кариесом”
9. Выставка гигиенических принадлежностей.
10. Стихи:

* Чистим зубы
* Да здравствуют руки!
* Н. Тополева По утрам у Айболита
* А. Обухова Надо чистить каждый зуб…
* Как у нашей Любы разболелись зубы.
* А. Обухова Как поел, почисти зубки
* У волчонка зуб заныл

11. Загадки:

  • Рот и зубы
  • Зубная щетка
  • Зубной порошок

12. Пословицы и поговорки, народные песенки.
13. Дидактические игры и упражнения:

- “Запрещается - разрешается”
- “Цепочка действий”
- “Повтори, не ошибись”
- “Закончи предложение”

14. Вопросы на повторение пройденного материала.
15. Конспект занятия Здоровые зубы - здоровью любы ”.
16. Активизация словаря:

* зуб
* кариес
* стоматолог

17. Стихи и ситуации.
18.Дополнительная литература.

1. Задачи

1. Расширять знания детей о гигиене полости рта.
2. Учить правильно и последовательно чистить зубы, пользоваться зубной щеткой.
3. Воспитывать доброжелательное отношение к посещению стоматологического кабинета, к встречи с врачом - стоматологом.
4. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью

2. Цитаты, изречения

“Никакой прибор не заменит чуткого сердца врача, его доброй души”

Б.В. Петровский

Гигиена полости рта - это тщательная чистка зубов.

Как поел, почисти зубки. Делай так два раза в сутки.

3. Полезные советы

Что делать, чтобы у ребенка были здоровые зубы?

* Соблюдать режим, больше бывать с ним на свежем воздухе, заниматься физкультурой, закаливанием.
* Правильное питание: ежедневно ребенок должен получать молоко или молочнокислые продукты, мясо, рыбу, черный хлеб, разнообразные овощи и фрукты во все сезоны года. Приучать детей к твердой пище: это укрепляет десна и зубы.
* Привычку полоскать рот после еды и чистить зубы утром и вечером надо прививать у детей с 2-3 лет.
* Не реже 2 раз в год надо посещать с ребенком стоматолога.

Содержите в чистоте зубную щетку.

Если все зубные щетки членов вашей семьи находятся в одном держателе, защитите себя, замачивая щетку в дезинфицирующем растворе, чтобы убить микробов. И обязательно выкидывайте старую, потрепанную зубную щетку, как только она утратит свои качества (каждые 3-6 месяцев или как только щетинки начнут отгибаться). Если вы храните эти щетки, они могут стать питательной почвой для бактерий.

  1. Работайте щеткой под углом. Когда чистите зубы, не держите щетину щетки перпендикулярно зубам. Направляйте щетину к основанию зуба под углом 45; чтобы она массировала и прочищала границу между его шейкой и десной. Пусть волоски чуть-чуть заходят вглубь этой бороздки.
  2. Крутите щетку. Двигайте щеткой, описывая ею маленькие круги. Начинайте с наружной поверхности зубов, переходите на внутреннюю и завершайте жевательной.
  3. Язык тоже надо чистить. Бактерии живут во рту везде и на языке тоже. Надо счищать их и с него. Для этого продаются специальные скребки.
  4. Поверните вертикально. Если трудно добраться щеткой до внутренней стороны передних зубов, разверните ее вертикально и водите маленькими кругами.
  5. Хватит двух раз. Достаточно тщательно чистить зубы утром и перед сном и хоть раз в день работать между ними ниткой.
  6. Выбирайте помягче. Единственное обязательное требование к зубной щетке - щетина должна быть мягкой. Жесткая щетина может поцарапать десны и даже зубы. Щетку меняют, как только щетина начнет лохматиться.
  7. Выбор пасты . Гигиеническая паста “Колгейт тотал” содержит компоненты, препятствующие кариесу, развитию зубного налета и камня, а кроме того, непосредственно облегчает воспаление десен.
  8. Мокрый рот - хорошая защита. Слюна естественным образом очищает полость рта. Чем он суше, тем больше бактерий там приживается. Чем их больше, тем выше вероятность зубного налета.

4. Это интересно знать!

Врач - стоматолог лечит зубы, десны.

Слова “стома” по-гречески означает “рот”. Важно чистить зубы, чтобы они были здоровыми, крепкими.

“Как научить ребенка правильно ухаживать за зубами”

С какого возраста формировать этот навык?

К 2-2,5 годам у ребенка появляются 20 молочных зубов. Промежутки между ними сокращаются, сокращаются и уменьшается слюноотделение. В связи с этим не происходит, как это бывает у детей 2 лет, естественной самоочищение. Вначале надо приучить ребенка полоскать рот водой после еды, утром и вечером, а затем научить его чистить зубы, сначала без пасты.

Когда ребенок овладеет этой манипуляцией, следует постоянно научить его пользоваться пастой. Обычно этот навык ребенок усваивает к 4-5 годам.

Как правильно чистить зубы, взрослые сначала показывают на себе, затем помогают ребенку повторить. Вначале надо научить действовать щеткой без зубной пасты - она должна быть маленькой, чтобы ребенку удобно было ею пользоваться. Овладеть навыками чистки зубов маленькому ребенку совсем не просто, поэтому обучать его нужными приемами надо постепенно.

Например, в первый раз показать, как чистить зубы спереди: верхние - вверх вниз, нижние - снизу вверх.

Во второй раз рассказать, как держать щетку для того, чтобы чистить наружную боковую поверхность зубов справа и слева. Далее показать, как чистить жевательную поверхность верхних зубов изнутри и, наконец, передние и боковые поверхности нижних зубов изнутри.

В такой последовательности лучше усваиваются приемы, ребенок быстрее овладевает навыком. Правильное формирование навыка в раннем детстве создает прочную основу для образования гигиенической привычки на всю жизнь

Ешьте то, что полезно для зубов.

  • попробуйте сыр - истребитель бактерий. Если вы съели что-нибудь сладкое, то в первые же 5 минут заешьте его кусочком сыра (25 - 30 г) с низким содержанием жира или совсем нежирного - истребитель бактерий. Небольшое количество сыра стимулирует образование слюны, которая нейтрализует кислоту, вызывающую кариес. Кроме того, в сыре присутствуют особые вещества, способствующие предохранению зубной эмали от разрушения.
  • Погрызите яблоко. Любые твердые фрукты и овощи замедляют процесс разрушения зубов.
  • Ешьте больше йогурта. Нежирный натуральный йогурт - великолепный источник кальция, который способствует формированию здоровых зубов в юности, укрепляет кости человека, поддерживающие белоснежные зубы.
  • Осторожно с пищей, пристающей к зубам. Бананы и изюм полезны для организма человека, но совсем не для наших зубов.
  • О пользе жвачки. Лучший десерт для зубов - жевательная резинка, не содержащая сахара. Жевание жвачки в течение 20 минут после еды способно уменьшить риск разрушения зубов.

5. Разработка и оформление памятки

“Здоровые зубы - здоровью любы”

6. Встречи со стоматологом, посещение стоматологии, кабинета стоматолога в школе.

Беседа “Моя зубная щетка” Цель: учить детей следить за чистотой своей щеткой.

7. Составление рассказов, сказок на темы : “Путешествие Кариеса”, “В гости к стоматологу”

8. Конкурс детского рисунка “ Чтобы не встретиться с Кариесом”

9. Выставка гигиенических принадлежностей : зубных щеток, зубных паст, стаканчиков для полоскания рта.

10. Конспект занятия:

ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ - ЗДОРОВЬЮ ЛЮБЫ

(Подготовительная группа)

Цель: дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья, выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда.

Задачи: Расширять знания детей о культурно - гигиенических навыках, о некоторых причинах возникновения кариеса. Учить детей на практике применять эти знания, уметь контролировать свои дела и поступки без напоминаний взрослых. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью, к здоровью окружающих людей.

Материал к занятию: Информация о гигиене полости рта в учебно-тематическом комплексе “Гигиена тела человека”. Иллюстративный материал о гигиене тела человека. Раздаточный материал на каждого ребенка - бумага, карандаши, ручки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

К ребятам входит Гном Здоровячок.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжим разговор о гигиене нашего тела. Но сначала давайте решим кроссворд.

Задание : если правильно отгадаешь все загадки, то в вертикальном столбике сможешь прочитать слово.

1. Чистить зубы каждый день мне нисколечко не лень.

Чистит быстро, чистит четко в моих руках зубная …. (щетка)

2. Я и круглое, я и гладкое,

Но не румяное и не сладкое. Глядят на меня - и видят себя. (Зеркало)

3. Он вылечит корь, и бронхит, и ангину,

Пропишет пилюли и витамины. (Врач)

4. Две подпорки телу - называй их смело. (Ноги)

5. Вафельное, полосатое, гладкое и мохнатое,

Всегда под рукою, что это такое? (Полотенце)

6. Бывает “Мятная”, “Блендомед”, “Лесная”. (Паста)

Гном Здоровячок: Что обозначает слово “кариес”? Как вы думаете, это заболевание или нет? Когда возникает это заболевание? У кого из вас был кариес? Что вы ощущали в период зубной боли? Как вы думаете, зубная боль влияет на здоровье всего организма? (Ребята во время ответов на вопросы опираются на свой личный опыт)

Гном Здоровячок: (предлагает ребятам послушать информацию )

Немного истории:

Чтобы зубы были здоровыми - их надо чистить. Это люди поняли давно. Что только они не перепробовали в поисках подходящего для этого средства. Древние греки, например, использовали золу, толченое стекло с песком и даже пемзу. Зубной щеткой им служили шерстяные тряпочки пропитанные медом, а зубочистками - когти животных. Конечно, такой уход за зубами был мало приятен, однако, по свидетельству античных докторов, зубы древних греков выглядели просто замечательно. Жители Индии нашли более приятный способ - они жевали древесную кору. Её мягкие волокна очищали зубы, а выделяемый сок дезинфицировал полость рта и укреплял десна. В странах Азии, чтобы сберечь зубы, их покрывали чёрным лаком…А жители Ближнего Востока протирали зубы кожурой граната, в Сибири жевали специально обработанную смолу.

В Средние века были изобретены зубные эликсиры, которыми не чистили, а полоскали рот. Кстати, они дошли и до наших дней. Во второй половине ХУП века открыли новое средство - соль! Рекомендовал её голландский учёный Антони ван Левенгук, который открыл неизвестный до тех пор “мир микробов”… Его поразило обилие микробов находящихся у нас во рту, и он сразу принял меры для борьбы с ними… Протерев зубы солью, он отметил, что число их резко сократилось. С тех пор он регулярно чистил ею зубы и рекомендовал это всем. В Х!Х веке начали чистить зубы толченым мелом, со временем его стали тщательно растирать, превращая в порошок, похожий на пудру. Зубная же паста появилась только в двадцатые годы минувшего столетия. Вот так-то, казалось бы, совсем простая вещь и очень необходимая человеку, а изобрели её позже автомобиля, паровоза и многое другое.

Послушайте стихотворение : (читает ребенок)

Надо чистить каждый зуб, верхний зуб и нижний зуб,

Даже самый дальний зуб, очень важный зуб.

Изнутри, снаружи три, три снаружи, изнутри…

Мы чистим. Чистим зубы и весело живем,

А тем, кто их не чистит, мы песенку споем:

Эй, давай, не зевай, о зубах не забывай,

Снизу вверх, снизу вниз. Чистить зубы не ленись.

Подойдите к выставке зубных щеток. (Ребята рассматривают выставку. По ходу знакомства с щетками воспитатель рассказывает о положительных качествах и дает рекомендации, какими щетками лучше пользоваться, а затем ребята выполняют имитирующие движения - “чистят зубы”.)

- Чтобы зубы были здоровыми, необходимо регулярно посещать зубного врача.

У волчонка зуб заныл, он пошел к врачу

В кресло сел, но вдруг вскочил с криком: - Не хочу!

Зарычал и сгоряча чуть не укусил врача!

Бегать стал от докторов и остался без зубов!

Трудно волчонку добычу ловить, что ж, надо вовремя зубы лечить!

И при леченье уметь потерпеть, чтобы здоровые зубы иметь.

Гном Здоровячок : А теперь давайте проверим, как вы умеете беречь свои зубы.

Игра “Разрешается - запрещается”

Задание: заполни таблицу, раскладывая в определенный столбик ответы.

Разрешается

Запрещается

Ситуации: долго грызть семечки, леденцы; полоскать рот после каждого приема пищи; раскусывать рафинированный сахар; грызть морковь, яблоко; брать зубами металлические предметы; откусывать зубами проволоку, нитки; пить кипяток; есть мороженное в чередовании с горячим чаем (кофе); чистить зубы; и т.д.

Гном Здоровячок предлагает детям нарисовать рисунки на тему “Гигиена полости рта”.

Ребята, прочитайте, что написано на плакате: “Предпочти конфетам фрукты, очень важные продукты”.

У вас на столах различные продукты. Вам необходимо выбрать те, которые полезны для зубов. (дети подходят к столам, выбирают, и поясняют свой выбор).



Loading...Loading...