Санитарно гигиенические правила для школьников. Личная гигиена школьника. Правила интимной гигиены для мальчиков

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Муниципальное общеобразовательное учреждение

_______________________________________ общеобразовательная школа

Методобъединениемруководитель ОУ

классных руководителей

________________ _______________

«___» _________20 г

Протокол №_______

от «___» _______20г.

Инструкция№17

«ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ШКОЛЬНИКА»

1. Умывайтесь утром и вечером, используйте средства личной гигиены.

2. Чистите зубы не менее 3 минут. Ваша зубная щетка не должна быть слишком мягкой.

3. Всегда мойте руки перед едой, после прогулки и туалета. При пользовании туалетом

учащиеся должны соблюдать чистоту и порядок, соблюдать правила личной гигиены.

4. Имейте всегда чистый носовой платок или одноразовые салфетки.

5. Для еды пользуйтесь только своей посудой, не берите грязных тарелок, ложек, чашек.

6. Для питья воды используйте одноразовые стаканчики. Не оставляйте использованные

стаканчики, выбрасывайте их в мусорное ведро.

7. Следите за чистотой своей одежды, обуви.

8. Не ходите в одной и той же обуви на улице, в школе и дома. Дома носите мягкую

домашнюю обувь, для спортивных занятий используйте спортивную обувь.

9. Помогайте учителю и дежурным в поддержании порядка в классе, помогайте родным в

домашней уборке.

10. Важным элементом личной гигиены является правильная организация режима дня. Он

определяется чередованием различных видов деятельности и отдыха, способствует

сохранению работоспособности в течение дня и профилактике переутомления. Несоблюдение

режима дня приводит к развитию серьезных заболеваний. У подростков, не соблюдающих

режим дня, наблюдают отставание в умственном и физическом развитии. Соблюдение режима

но и выработки стереотипа поведения во время работы и отдыха. Соблюдайте режим дня!

течение суток. Основной его целью является обеспечение высокой работоспособности на

протяжении всего периода бодрствования. Строится режим на основе биологического ритма

функционирования организма. Так, например, подъём работоспособности отмечается с 11 до

13 часов. Второй подъём в 16- 18 часов более низкой интенсивности и продолжительности.

Основными элементами режима дня школьника являются: учебные занятия в школе и дома,

активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, регулярное и достаточное

питание, физиологически полноценный сон, свободная деятельность по индивидуальному

выбору. В школьный период у ребенка наблюдаются процессы роста, сложная перестройка

обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга, эти процессы связаныс

окончательным созреванием и формированием взрослого человека.

Режим питания школьников зависит от особенностей обучения в школе, нагрузки школьника,

занятий спортом, общественной работой и других моментов. Неотъемлемой частью режима

питания школьников является горячее питание, поэтому не следует замещать горячее питание

буфетной продукцией.

В недельный режим школьника должны быть включены приём ванны или посещение

бани, обрезание ногтей на руках и ногах и очистка ногтевого ложа, стрижка и мытьё волос.

Каждый ребёнок должен иметь личные принадлежности: полотенца, зубную щётку, мочалку,

губку, носовые платки и т.д.

После купания надо менять нательное и пастельное бельё, ежедневно менять носки.

Одежда школьника должна быть чистой, опрятной, лёгкой, соответствовать размерам тела,

времени года, погоде, типу занятий, предохранять от переохлаждения и перегревания, обувь -

мягкой, чистой, отдельной для помещения и улицы, соответствовать размеру стопы.

Кожа защищает тело человека от болезней. Когда ребенок бегает, прыгает и ему становится

жарко, то на его коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже есть тонкий слой

жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир и пот, на

перестает защищать тело. Грязная кожа может принести вред здоровью и, кроме того,

грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно

мыть и за ней необходимо ухаживать.

Каждое утро все дети должны умываться: мыть лицо, руки, шею, уши. Умываться также

нужно после прогулок и вечером.

К умыванию нужно подготовить мыло, полотенце и если нет крана и умывальника,

то кувшин с водой и таз;

Полотенце следует повесить на вешалку или гвоздик, а не накидывать себе на шею

или плечи, т.к. на полотенце при умывании попадут брызги, и оно будет мокрым и

грязным;

Умываться лучше всего раздетым до пояса или в трусиках и майке;

Сначала надо хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из- под крана или

кувшина, но не в тазу. Руки следует намыливать один- два раза с обеих сторон и

между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей;

Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши;

После умывания следует вытереться насухо чистым, сухим полотенцем. У каждого

ребенка должно быть свое полотенце.

Перед сном необходимо мыть ноги потому, что на ногах особенно сильно потеет кожа и

накапливается грязь. Редкое мытье ног, ношение грязных носков, чулок способствует

появлению опрелостей и потертостей, а также предрасполагает к грибковым заболеваниям.

пляже нужно надевать специальные тапочки.

После мытья ноги нужно тщательно вытирать специальным полотенцем. Чулки и носки

менять не реже, чем через день. Дома переодевать домашние туфли или тапочки.

Водные процедуры утром и вечером перед сном имеют не только гигиеническое, но и

закаливающее значение, хорошо влияют на нервную систему, способствуют быстрому

засыпанию.

Все тело необходимо мыть не реже одного раза в неделю дома в ванне, под душем или в

бане. Для того чтобы снять с кожи жир и грязь, мыться нужно обязательно теплой водой,

натирать тело мочалкой с мылом. После мытья следует одеть чистое белье.

Очень тщательно нужно промывать волосы, т.к. на них и между ними накапливается

много кожного жира, грязи и пыли. Легче ухаживать за короткими волосами: они лучше

промываются. Поэтому желательно, чтобы мальчики стриглись коротко, особенно в летнее

время. Девочкам, у которых длинные волосы, нужно мыть голову не реже одного раза в

неделю, после мытья их тщательно расчесывать только своей и обязательно чистой

расческой.

Требуют также ухода ногти на пальцах рук и ног. Один раз в 2 недели их необходимо

аккуратно подстригать потому, что под длинными ногтями обычно скапливается грязь,

удалить которую трудно. Кроме того, такими ногтями можно поцарапать кожу себе и

окружающим. Грязные ногти -признак неаккуратного, неряшливого человека, который

не соблюдает правил личной гигиены. Ни в коем случае ногти нельзя грызть!

Особенно важно следить за чистотой рук. Ребенку нужно объяснить, что руками он берет

различные предметы: карандаши, ручки, книги, тетради, мячи, игрушки, гладит животных

(кошек, собак), берется за дверные ручки, притрагивается к различным предметам (ручкам,

цепочкам, крючкам и т.д.) в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто

невидимая глазоми она остается на коже пальцев. Если брать немытыми руками продукты

питания (хлеб, яблоки, конфеты и т.д.), то эта грязь попадает сначала в рот, а потом в

организм. С грязью передаются различные болезни от больного человека здоровому.

Поэтому нужно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после всякого

загрязнения (уборка комнаты, работа в огороде, игра с животными и т.д.) и перед сном.

Совершенно недопустимо брать пальцы в рот.

Каждый ребенок должен следить за чистотой зубов и ухаживать за ними, ибо зубы

влияют на здоровье, настроение, мимику и поведение человека. Приятно видеть, как

преображают человека красивые зубы и, наоборот, неприятное впечатление оставляет

человек с гнилыми зубами.

Самой распространенной болезнью зубов является кариес - разрушение зуба с

горячей, кислой или соленой пищи. Если такой зуб не запломбировать вначале

заболевания, то внутри зуба развивается сложный воспалительный процесс с поражением

зубного нерва, корня и надкостницы. Кариозные зубы, как и другие очаги хронического

воспаления могут быть причиной гайморита, тонзиллита, отита, менингита, а также

ревматизма, бронхиальной астмы, болезней почек. При наличии кариозных зубов пища

попадает в желудок плохо пережеванная и мало пропитанная слюной. Такая пища

механически раздражает стенки кишечника, желудка и медленнее переваривается.

Возникают хронические гастриты, спастические колиты, боли в животе, запоры и др. Как

правило, кариес наблюдается у детей старше 2 - 3 лет. Непосредственной причиной

кариеса зубов является гниение остатков пищи, застревающей между зубами. В результате

гнилостного брожения остатков пищи у детей возникает неприятный запах изо рта и

начинается разрушение зубов. Развитию кариеса зубов благоприятствует деформация

прикуса и нарушение зубного ряда.

Деформация прикуса часто развивается из- за привычки сосать пальцы или является

следствием врожденной предрасположенности. Личная гигиена включает вопросы

гигиены быта, в первую очередь - поддержание чистоты воздуха в жилище, уход за

одеждой и постельными принадлежностями, создание нормальных условий для сна и

Воздух жилого помещения легко подвергается загрязнению, при котором увеличивается

- 5 раз. Оно должно производиться зимой не менее 3 -х раз в день (утром, во время уборки

и перед сном) продолжительностью не менее 30 минут. Наиболее эффективно сквозное

проветривание. При наличии печного отопления целесообразно сочетать топку печей с

одновременным проветриванием. Наиболее благоприятная температура в жилых

помещениях 18 - 20 и относительная влажность 30 - 60%. Во избежание сырости следует

избегать сушки белья в жилых помещениях. Уборка должна проводиться влажным

способом (влажной тряпкой, щеткой) или с помощью пылесоса. Сухое подметание

приводит к подъему в воздух большого количества пыли и микробов. С раннего возраста

детей необходимо приучать всегда вытирать ноги при входе в помещение, и дома

Лекция для родителей «Личная гигиена школьника» - страница №1/1

Лекция

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПО ВОПРОСАМ ГИГИЕНЫ ОТДЫХА, ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ”

Одним из аспектов всестороннего формирования личности подрастающего поколения является формирование здорового образа жизни ребенка и его гигиеническое воспитание. В настоящее время очевиден дефицит гигиенического образования детей. Сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является, в первую очередь, делом родителей. Но, ни педагоги, ни медицинские работники не должны оставаться в стороне от решения этой чрезвычайно важной задачи. Необходимо совместными усилиями формировать мотивационную сферу, касающуюся заботы детей о собственном здоровье, дефицит которой приводит к замедлению физического развития ребенка; снижению его активности, к формированию вредных привычек (поведение); в конечном итоге - к ухудшению здоровья. Что должны знать родители о личной гигиене школьников?

Личная гигиена - является неотъемлемой частью гигиены и включает в себя правила гигиенического содержания тела, полости рта, половых органов, а также пользования одеждой, обувью, бельем. Как элементы личной гигиены рассматриваются вопросы труда и отдыха, режима сна.

К сожалению, казалось бы, элементарные правила общежития, которые должны стать повсеместно нормой жизни, далеко не везде соблюдаются, и многие примеры свидетельствуют о далеко не благополучном состоянии гигиены и в детских учреждениях, и в семейном кругу.

Навыки личной гигиены нужно прививать детям с раннего возраста. Необходимо приучать ребенка обязательно пользоваться носовым платком. Он должен знать, что, кашляя и чихая из носоглотки, выделяется большое количество микробов и если не пользоваться платком, то с брызгами происходит заражение окружающих. Ребенок должен иметь отдельный платок для носа и отдельный для глаз, особенно во время простуды.

Платки должны быть чистыми. Менять их необходимо ежедневно, даже если они не использованы. Вытирать рот, лицо или перевязывать царапину нужно только чистым платком.

Начиная пользоваться носовым платком, его нужно полностью развернуть и сморкаться в середину, освобождая сначала одну ноздрю, а затем другую. Потом платок нужно свернуть использованной частью внутрь. Дети не должны пить из стаканов или кружек, которыми пользовалось много людей, а должны использовать разовые стаканчики. Если такой возможности нет, то общий стакан или кружку нужно хорошо вымыть, прежде чем пить из них. Особенно важно хорошо вымыть края стакана. Недопустимо также пить воду из крана, прикасаясь к нему губами.

Ни в коем случае нельзя детям разрешать вытирать нос пальцами, тереть руками глаза, брать пальцы в рот.

Возмутительно и совершенно недопустимо, когда взрослые люди плюют и сморкаются "в два пальца" на улице, а потом вытирают грязные руки об одежду или окружающие предметы, чем распространяют инфекцию и вызывают омерзение.

С раннего возраста детей необходимо приучать вытирать ноги при входе в помещение, и дома переодевать сменную обувь; убирать и проветривать свою комнату в течение дня и перед сном, содержать в порядке свое рабочее место, книги, тетради, игрушки; аккуратно и быстро стелить постель и ежедневно ее проветривать.

Постельные принадлежности (простыни, пододеяльники и верхние наволочки) следует менять не реже 1 раза в неделю, а одеяла вытряхивать на открытом воздухе. Выносить подушки и одеяла на открытый воздух и просушивать на солнце.

Недопустимо садиться и, тем более, ложиться на кровать в верхней одежде, не сняв обувь и класть домашних животных на постель.

Не допускать развития дурных привычек, таких например, как сосать пальцы, грызть ногти, твердые предметы (карандаши, ручки) и т.п.

Ребенок легко поддается воспитательному воздействию благодаря развитому чувству подражания, наблюдательности, любознательности и потребности в самостоятельных действиях. Поэтому необходимо использовать эти свойства при воспитании в детях гигиенических навыков.

Большое значение имеет личный пример взрослых, которым дети доверяют и охотно подражают.

Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребенка полезных навыков, которые должны перейти в стойкие привычки.

Гигиена кожных покровов.

Первоочередным требованиям личной гиены является соблюдение чистоты тела.

Подсчитано, что в течение недели сальные железы выделяют на поверхность кожи человека от 100 до 300 г кожного сала, а потовые железы продуцируют от 3,5 до 7 л пота.

Доказано, что при нанесении бактериальных культур на кожу чисто вымытых рук количество бактерий через 10 мин. уменьшается на 85%, а при нанесении на кожу немытых рук количество бактерий через 20 мин. уменьшается лишь на 5%. Особенно много бактерий обнаруживается под ногтями пальцев рук.

Значительному загрязнению подвержены открытые части тела, поэтому очень важен систематический и правильный уход за ногтями и тщательное мытье рук.

Уход за кожей является основным требованием личной гигиены. Кожа предохраняет организм от механических, физических и химических повреждений и проникновения микробов. Велико значение функции кожи как органа выделения. Путем потоотделения организм освобождается от излишнего тепла и многих вредных продуктов обмена, образующихся в крови и тканях. Секрет сальных желез предохраняет кожу от высыхания, защищает от излишнего смачивания потом, увеличивает эластичность кожи и способность противостоять механическим воздействиям. Кожа участвует в газовом обмене организма и обладает некоторой бактерицидной особенностью за счет кислой реакции на ее поверхности. В процессе труда и быта кожные покровы постоянно загрязняются как извне, так и в результате физиологической деятельности самой кожи. Образующийся на коже слой грязи, способен вызвать механическую закупорку кожных желез и тем самым нарушать их функцию. Проникновение бактерий в закупоренные сальные железы приводит к образованию фолликулитов. Богатое органическими веществами загрязнение кожи под влиянием микроорганизмов, разлагается, образуя жирные кислоты, которые обладают неприятным запахом и раздражают кожу. В результате возникают дерматиты, гнойничковые, грибковые и другие заболевания кожи. Именно поэтому необходимо регулярное мытье тела горячей водой с мылом и мочалкой.

Мочалка оказывает массирующее действие, нормализуется кровоснабжение кожи и улучшается общее самочувствие человека.

Не реже, чем раз в неделю, следует принимать ванну, причем лучшим способом является мытье под душем. Душем целесообразно пользоваться ежедневно, особенно после работы, связанной со значительным загрязнением кожи и сильным потоотделением, а также людям, страдающим избыточной потливостью; температура воды не должна превышать 37-38°. Если в квартире нет водоснабжения и душевых установок, необходимо промыть открытые участки тела, подмышечные впадины, кожу под молочными железами теплой водой с мылом. После мытья нужно обязательно сменить нательное белье.

Гигиена рук

Уже давно доказана роль грязных рук при распространении кишечных инфекций, глистных инвазий и других болезней. С рук микробы попадают на пищевые продукты, посуду, предметы домашнего обихода, обстановку и др.

Уже давно замечено, а сегодня еще и научно доказано, что для того, чтобы дети меньше были подвержены риску заболеваний, их достаточно приучить правильно мыть руки. Достоверны сведения, о том, что микробы погибают в течение 10 минут, если их поместить на чистую кожу рук. А микробы на коже грязных рук сохраняются и продолжают жить в 95% из всех случаев.

К сожалению, и взрослые моют руки подчас неправильно и наспех, причем дети берут с них пример. Правильное мытье рук должно занимать по времени полторы – две минуты, а не несколько секунд, как делает большинство людей.

При мытье рук, убирается не только грязь и бактерии, обновляется кожа, так как с водой уходят и отмершие клетки кожных покровов. Таким образом, соблюдение правил личной гигиены позволяет не только содержать тело в чистоте, помогает избежать ряда заболеваний, но и способствует тому, чтобы оно выглядело молодым и привлекательным.

Уже было сказано, что преобладающее количество всех микробов скапливается под ногтями и удаление их достигается только с помощью щетки. После мытья руки нужно вытирать насухо полотенцем или, как это делается во многих общественных зданиях, в туалетных комнатах, сушить руки потоком сухого воздуха с помощью электрополотенца.

Гигиена кожи лица очень индивидуальна. В зависимости от типа кожи и возраста человека, следует подбирать и средства по уходу за ней, и способ ухода. Так, например, проще всего ухаживать за нормальной кожей лица. Но такой тип кожи встречается нечасто. С возрастом кожа чаще всего становится суше. Жирную кожу не следует мыть горячей водой. Горячая вода стимулирует выработку кожного сала. Сухую кожу следует оберегать от воздействия неблагоприятных температур. Важно увлажнять сухую кожу, потому что увядает она быстрее кожи тела.

Голову следует мыть не реже одного раза в неделю, употребляя специальные шампуни. После мытья волосы тщательно расчесать чистой, строго индивидуальной расческой.

Гигиена стоп начинается с правильного подбора обуви. В идеале по этому поводу следует обратиться к ортопеду.

Существуют несколько анатомических разновидностей стоп, которые требуют индивидуального подхода.

Общее правило заключается в том, что обувь должна быть свободной. Предпочтение следует отдавать кожаной обуви, которая обеспечивает лучшую вентиляцию и комфорт. Хорошая обувь - это ботинок, с правильно выгнутой внутренней частью, прилегающей к стопе по всей поверхности подошвы. Этим требованиям не удовлетворяют различные шлепанцы и домашние туфли, которые при длительном ежедневном ношении отлично сохраняют качество и чистоту полов, но очень плохо влияют на ноги. Наиболее подходящей обувью для дома являются легкие ботинки или туфли - чистые, в которых не выходят на улицу, достаточно жесткие и одновременно эластичные и упругие.

Тренинг для плоских стоп заключается в общей гимнастике с поднятием стоп и приседаниями, а также в хождении босиком по полу или ковру в течение 30 минут ежедневно.

Если начинает формироваться деформация стопы - заострение угла между большим пальцем ноги и средней костью стопы, появляется покраснение и болезненность этого места - следует перейти на ношение более широкой обуви, и обратиться к хирургу-ортопеду.

Деформация стоп, искривление пальцев ног, врастание ногтя, мозоли, грибковые, гнойничковые заболевания кожи. - это весьма часто встречающиеся болезни стоп, которые в большинстве случаев являются следствием ношения тесной обуви и несоблюдения правил личной гигиены,

которые предусматривают ношение комфортной обуви, мытье ног перед сном, не рекомендуется надевать и мерить чужую обувь. В бане, бассейне, на пляже - надевать специальные тапочки.

После ванны, ноги нужно тщательно вытирать специальным полотенцем. Чулки и носки менять ежедневно. Следует использовать носки из хлопчатобумажных тканей. Дома переодевать домашние туфли или тапочки.

Гигиена полости рта – это очень важный компонент личной гигиены. Если зубы не в порядке, то страдает весь организм. Наличие в полости рта

хронических очагов инфекции (кариозные зубы, парадонтит) – может стать причиной инфекции, распространяющейся в носовые пазухи, миндалины, почки, провоцируя развитие гайморита, менингита, ревматизма, бронхиальной астмы, пиелонефрита и т.д.

Непосредственной причиной кариеса зубов является гниение остатков пищи, застревающей между зубами. В результате гнилостного процесса в полости рта возникает неприятный запах, начинается разрушение зубов. Развитию кариеса зубов благоприятствует деформация прикуса и нарушение зубного ряда.

Гигиенические навыки по уходу за полостью рта необходимо прививать с самого раннего детства. Кариес нередко поражает молочные зубы у детей старше 2 - 3 лет. Хотя дети и более раннего возраста не застрахованы от разрушения зубов. Лучшим средством профилактики кариеса является индивидуальная гигиена полости рта, то есть хорошая и правильная чистка зубов. Ухаживать за зубами надо начинать сразу, как только появляются первые прорезавшиеся зубки. Родителям следует помнить, что уход за молочными зубами так же важен и необходим, как и за постоянными зубами. Поэтому, как только у ребенка появились молочные зубы, за ними следует ухаживать, давая после каждого кормления кипяченую воду, а более старших детей приучать полоскать рот после каждой еды. Важно приучать чистить зубы утром и обязательно вечером перед сном.

Чем чистить зубы?

Существует много различных зубных паст, которые оказывают противомикробное, дезодорирующее действие, освежают полость рта, делают чистку зубов приятной процедурой. Лечебные пасты производят с повышенным содержанием фтора, отбеливающие - с абразивными компонентами. Эти пасты используются во взрослой практике и категорически не подходят детям, у которых эмаль еще недостаточно твердая и «зрелая». Для детей следует использовать специальные пасты. Они менее абразивные и содержат меньше фтора. Содержание фторидов в детских пастах должно быть не более 0,05%. Кроме того, пасты для детей сделаны с учетом того, что, часть пасты ребенок может проглотить.

Но необходимо помнить, что зубы чистит не паста, а щетка. До недавнего прошлого наиболее эффективными щетками считались щетки с натуральной щетиной. Но выявлено, что в натуральной щетине скапливается большое количество микроорганизмов, которые невозможно удалить простым промыванием щетки под струей воды. С развитием современной техники появились новые материалы. Сейчас стоматологи рекомендуют и взрослым, и детям использовать зубные щетки с искусственной щетиной. Они легко обрабатываются, не травмируют десну, так как край щетины имеет закругленную форму. Современные материалы, из которых изготовлены зубные щетки, не предназначены для обработки высокой температурой, щетки нельзя кипятить.

После использования зубную щетку следует просто промыть проточной водой. Хранить щетку рекомендуется в сухом стакане головкой вверх, что бы щетка хорошо просохла.

Успешно используемые взрослыми электрощетки, детям не рекомендуются.

По размеру предпочтительней являются маленькие щетки, так как ими легче манипулировать во рту, и они лучше могут очистить зубы. Маленькой щетке доступны все зубные поверхности. Малышам, у которых появились первые зубки, рекомендуется чистить их силиконовой щеточкой, которая одевается на палец взрослого, а позже, с 8-10 месяцев, уже можно использовать самую маленькую детскую зубную щетку. Для детей разработаны специальные щетки с толстой ручкой (чтобы удобнее было держать в кулачке), яркие, красивые. Бывают щетки с погремушкой в ручке, которая гремит, если ребенок правильно чистит зубы.

Менять щетку необходимо не реже 1 раза в 3 месяца. Для каждого времени года щетка должна быть новая.

Как чистить зубы?

При чистке зубов необходимо следовать определенным правилам: чистить надо все поверхности зубов - переднюю, небную, а также жевательную, причем двигать щеткой следует вертикально, с легким нажимом от десен к зубам. Поскольку края десен наиболее уязвимы (около них налет образуется наиболее интенсивно), в этих местах рекомендуется делать покачивающие движения из стороны в сторону, оставляя щетку на месте При чистке боковые поверхностей зубов хорошо использовать специальные зубные нити - флоссы. При этом следует натянуть примерно 30-сантиметровый отрезок нити, осторожно завести его в пространство между зубами и подвигать вверх и вниз по краям зубов. В идеале рекомендуется проделывать такую операцию ежедневно, не допуская перерыв более чем на 1-2 дня.

При чистке зубов не следует щадить десны, даже если они немного кровоточат.

Необходимо знать и использовать приемы массажа десен: пальцем руки, вымытой с мылом, массировать движением сверху вниз верхнюю челюсть; и движениями снизу вверх - нижнюю челюсть. Пальцами при этом оказывать небольшое давление на челюсти.

Если нет возможности почистить зубы после очередного приема пищи, следует тщательно пополоскать рот чистой водой. Желательно удалить остатки пищи с использованием зубной ниточки или зубочистки

Жевательная резинка может стать дополнительным средством гигиены полости рта. Ее можно использовать, если нет совсем никакой возможности почистить зубы. Жевать ее можно только после еды в течение 5-10 минут, не более (во избежание вредных эффектов).

Для удаления частиц пищи, застрявшей в межзубных пространствах, нужно пользоваться зубочисткой. Ни в коем случае не применять для этого иголки и булавки.

Гигиена половых органов - часть личной гигиены, включающая гигиенические правила, выполнение которых обеспечивает сохранение и укрепление репродуктивного здоровья человека, обеспечивает нормальную функцию половой системы, а также предупреждает развитие заболеваний. Интимная гигиена имеет свои особенности в зависимости от возраста, пола и физиологического состояния организма.

Состояние репродуктивного здоровья подростков признано одной из наиболее острых медико-социальных проблем и фактором национальной безопасности.

Осуществлять гигиеническое воспитание можно по следующим приоритетным направлениям:

Гигиенические аспекты полового воспитания;

Личная гигиена. Предупреждение инфекционных заболеваний;

Значение физической культуры и закаливания для сохранения репродуктивного здоровья;

Основы рационального питания;

Режим дня, учебы и отдыха;

Гигиенические аспекты трудового обучения;

Антиалкогольное и антитабачное воспитание;

Профилактика наркомании и токсикомании;

Половое воспитание, направленное на сохранение здоровья, предупреждение ранних половых связей, предупреждение ИППП и ВИЧ-инфекции.

Физиологические и психологические особенности организма юношей и девушек.

Половое созревании, его значении и влиянии на физическое и психическое состояние;

Основные понятия о взаимоотношениях полов;

Принципы и нормы здорового образа жизни юношей и девушек;


Гигиена девочек-подростков.

К подростковому возрасту девочка должна уже иметь полное представление об общих правилах личной гигиены и приобрести все необходимые навыки ухода за собой.

К появлению менструации девочку необходимо заранее подготовить. Мать или старшая сестра, школьные медработники или учительница должны рассказать девочкам в доступной форме об анатомо-физиологических особенностях женского организма, объяснить, что выделение крови из половых органов (менструация) - нормальное явление, которое впредь будет повторяться регулярно.

При отсутствии такой подготовки появление менструации у нервно-возбудимых девочек может вызвать психическую травму.

Во время менструации половые органы становятся более восприимчивыми к инфекции в связи с некоторым понижением защитных сил организма и наличием раневой поверхности матки. Поэтому в эти дни особенно важно следить за чистотой тела и белья. Девочек следует научить правилам, которые нужно соблюдать во время менструации.

При нормальном течении менструации занятия и образ жизни не должны меняться. Занятия физкультурой разрешаются, но при этом следует воздерживаться от прыжков и тяжелых физических упражнений, а также некоторых видов спорта (езда на велосипеде, плавание). Участие в соревнованиях не разрешается. Важно остерегаться охлаждения тела, особенно ног и нижней части живота. Мыться лучше под душем. Можно принимать ванну, но вода при этом должна быть не слишком горячей и не слишком холодной. Не менее 2 раз в день надо обмывать наружные половые органы теплой кипяченой водой с мылом, предварительно тщательно вымыв руки. Сначала обмывают наружные половые органы, потом кожу бедер и в последнюю очередь - область заднего прохода. Производить подмывание непосредственно в тазике недопустимо.

При менструации рекомендуется пользоваться специальными гигиеническими прокладками, которые следует менять несколько раз в сутки по мере пропитывания их кровью. Нельзя допускать высыхания крови, т. к. при этом травмируется кожа промежности, способствуя инфицированию. Кроме того, следует иметь несколько специальных трусов-плавок из хлопчатобумажной ткани или трикотажа, которые также нужно часто менять, не допуская засыхания на них крови; после стирки трусы нужно проглаживать утюгом.

Пассивный отдых: гигиена сна

Без сна невозможна сама жизнь. Экспериментально доказано, что бессонница опаснее голодания: собака, не получавшая пищи в течение 25 суток, благополучно завершила эксперимент, а собака, которой не давали спать - погибла через 5 суток.

Статистики подсчитали, что человек проводит во сне около трети своей жизни. Недостаточный сон крайне вредно отражается на общем состоянии взрослых и детей: способствует ослаблению памяти, внимания и повышению нервной возбудимости.

Однако сон не всегда бывает целебным; иногда могут тревожить беспокойные сны, в таком случае после сна нет ощущения отдыха, может беспокоить головная боль, ухудшается настроение. Очень мучительным состоянием является бессонница.

Для нормального, здорового сна необходимо знать и соблюдать некоторые несложные гигиенические правила.Продолжительность сна должна быть достаточна для того, чтобы обеспечить полный отдых человека. Недосыпание вредно. Рано или поздно оно приводит к хроническому переутомлению, к расстройству нервной системы. Излишний сон также не полезен. Люди, спящие чрезмерно долго, обычно бывают вялы, работоспособность их падает, жизненный тонус понижается.

Продолжительность сна зависит от возраста: чем моложе организм, тем больше должен спать человек. Так, новорожденный спит почти целые сутки, годовалый удовлетворяется 16-часовым сном, дети в возрасте 3-5 лет должны спать не менее 12 часов, школьники младших классов-11-12 часов, старшеклассники-8,5-9 часов, взрослые - 7-8 часов в сутки. Люди, выполняющие работу, связанную с сильным напряжением нервной системы, должны спать дольше. Большая продолжительность сна требуется больным. В некоторых случаях сон применяется в качестве лечебного средства.

Сон должен протекать в спокойной обстановке.

Покой, тишина, приятная теплота способствуют хорошему засыпанию. Всякие сильные раздражения: свет, шум, музыка, разговоры - мешают спокойному сну. Есть люди, которые привыкли спать при шуме и при свете, но их сон ущербный – беспокойный, не восстанавливает полностью нормальную работоспособность человека.

Большое значение имеет правильный ритм сна. Следует выработать привычку в одно и то же время ложиться, и в одни и те же часы пробуждаться. Привыкнув к регулярному режиму сна, человек в установленное время быстро и спокойно засыпает, в определенные часы легко и свободно просыпается.

Желательно, чтобы сон протекал в одном и том же помещении. Привыкая спать в одной и той же комнате, на одной и той же постели, человек, попадая в привычную обстановку, испытывает желание заснуть. Привычная обстановка действует как комплекс условных рефлексов, вызывающих сонное состояние. Многие люди, попадая впервые в непривычную для них обстановку, переезжая в новые помещения или ночуя у родных и знакомых, долго не засыпают и спят беспокойно

Для обеспечения нормального сна, требуется соблюдение некоторых условий перед сном: не следует утомлять себя напряженной работой, особенно умственной. Не рекомендуется много читать перед сном, яркие впечатления дня могут способствовать беспокойному сну. Не следует

непосредственно перед сном плотно есть и пить много жидкости. Чувство полноты желудка мешает вовремя заснуть, а заснув, плотно поевший человек видит плохие, мучительные сны. Недопустимо перед сном пить возбуждающие напитки: крепкий чай, кофе, алкогольные напитки. Мешает спокойному сну также и чувство голода. Поэтому ужин необходим, но принимать его следует за 1,5-2,5 часа до сна.

Большое внимание должно уделяться гигиене помещения, в котором человек спит. Комната должна быть чистой. Ни в коем случае в помещении спальни нельзя курить. В теплую погоду лучше спать с открытой форточкой или окном, защищая их от мух и комаров сеткой. Постель должна содержаться в чистоте, белье постельное необходимо менять через каждые 7-10 дней, одновременно с нательным бельем. Желательно, чтобы каждый человек имел свою отдельную постель. Спать на одной постели двоим иногда бывает вредно, особенно, детям. Постель не должна быть очень мягкой, так как при этом затрудняется дыхание, и оказывается вредное воздействие на позвоночник. Одеяло должно быть легким и не перегревать тело. Нельзя ложиться на постель в обуви и платье. Спать лучше в специальном ночном белье. Спать полезно на правом боку: это положение наиболее удобно для нормальной деятельности внутренних органов человека.

Спокойному, глубокому сну способствует легкая, неутомительная физическая работа или вечерняя прогулка.

Бессонница может быть следствием какого-либо заболевания. Но чаще она является результатом неправильного образа. При налаженном и рациональном режим труда и отдыха – сон, как правило, нормализуется.

Наряду с другими нарушениями сна, нередко встречается состояние сонливости. Чаще это связано с переутомлением, возникает врезультате малоподвижного образа жизни.

Физиологичный сон у детей зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья. В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение, группу кратковременного пребывания или нет. Причем на начальном этапе обучения в школе в условиях повышенных умственных и физических нагрузок также необходимо организовать дневной сон для первоклассников, который является фактором, обеспечивающим нормально протекающую адаптацию к образовательному процессу. Полноценный ночной сон важен и для дошкольников, и для школьников, так как известно, что именно в этот период происходит перевод информации из кратковременной (оперативной) памяти в долговременную. Таким образом, здоровый сон является необходимым условием для осуществления успешной учебы, нормального физического и психического развития ребенка.

Время отхода ко сну в зависимости от возраста и класса обучения рекомендуется в пределах от 20:30 до 22:30 часов.


Возраст

Продолжительность сна у детей

Дневного

Ночного

Суммарно

3-4 года

2,15

10

12,15

4-5 лет

2,0

9,5

11,5

5-7 лет

1,45

9,45

11,3

7-10 лет

-

10-11

10-11

10-12 лет

-

9-10

9-10

12-14 лет

-

9-9,5

9-9,5

14-17 лет

-

8-9

8-9

План

Введение

1. Гигиена школьника

2. Личная гигиена детей дошкольного и младшего школьного возраста

3. Гигиена питания школьников

4. Гигиена зрения. Освещение

Список литературы

Введение

Школьная гигиена - представляет отдел общественной гигиены, имеющий задачей охранение здоровья учащихся от тех вредных влияний, которые оказывает школа; она учит, каким образом нужно устраивать школьные помещения, как нужно приспособлять школьные принадлежности (классные скамьи, доски и т. п.), как распределять занятия и т. д. В более широком смысле Ш. гигиена обнимает заботы о гармоническом развитии тела и духа детей в школе. Для достижения этих стремлений, помимо других условий, необходимо, чтобы рука об руку со Ш. гигиеной шла домашняя гигиена учащихся. Основателем современной Ш. гигиены считается венский врач Франк. После его труда (Joh.-Pet. Frank, "System einer vollst ä ndigen medizinischen Policey", Мангейм, II т., 1780), появившегося в 1780 г., наступает довольно продолжительный период застоя в этой области; в 1836 г. выходит книга Лоринзера: "В защиту здоровья учащихся". Главные же работы по вопросам Ш. гигиены относятся к последним 40-50 годам, когда появляются исследования Парова и Мейера о механизме сидения, Фарнера о реформе школьной мебели, Кона о школьной близорукости, Петтенкофера о воздухе, Шуберта о письме; позже, с 70 годов XIX столетия, начинают разрабатывать вопросы умственной и нравственней гигиены учащихся, о методах преподавания, о переутомлении (Кей, Грисбах, Крепелин и др.). В России первый занялся Ш. гигиеной в 70-х годах XIX столетия бывший московский профессор Эрисман; помимо собственных исследований, он еще руководил многими работами других, по преимуществу земских врачей (Жбанков, Нагорский, Амстердамский, Зак, Старков и др.).

Массовые исследования школьников, произведенные у нас и за границей, обнаружили с несомненностью тот факт, что школа, главным образом благодаря своим антигигиеническим условиям, с одной стороны, вызывает развитие некоторых болезненных состояний своих питомцев, с другой стороны - поддерживает расстройства организма, в которых, однако, не может считаться единственной виновницей. К первой группе относятся: близорукость, боковое искривление позвоночника, переутомление - школьные болезни по преимуществу; ко второй: расстройства пищеварения, малокровие, привычная головная боль, привычные носовые кровотечения, болезни костей, зубов, уха и проч.; некоторые причисляют также к школьным болезням припухание щитовидной железы (зоб). Наконец, школа является посредницей в передаче и эпидемическом распространении многих заразных болезней детского возраста (скарлатина, дифтерит, корь, коклюш, свинка, парша, стригущий лишай и т. д.). Статистические данные показывают, что в школах заболеваемость очень велика. В шведских высших школах найдено болезненных и больных 55 %, а в общинных школах - 34-38 % всех детей, в датских школах для мальчиков 29 %, для девочек 41 %. В московских городских школах было обнаружено в 1889 г. на 11188 осмотренных детей 5081 (45,4 %) больных; по отчетам петербургских школ за 1890 г., мальчиков оказалось больных 51 %, девочек 72,8 %;

Не все, однако, так называемые школьные болезни могут быть отнесены на счет школы. Так, исследования 48000 учеников, произведенные в Норвегии и Дании, показали, что четвертая часть больных детей принесли уже с собой свои болезни из родительского дома.

1. Гигиена школьника

Гигиена - область медицины, изучающая влияние природной среды, быта и труда на организм человека с целью охраны его здоровья. Каждый человек должен знать правила гигиены. Она включает соблюдение рационального суточного режима, уход за кожей и полостью рта, правильное питание, закаливание, физкультуру, отказ от вредных привычек.

Правила личной гигиены определяются возрастом, полом, состоянием здоровья.

Наш организм приспособлен к ритмичной работе. Мы встаем и ложимся спать, занимаемся, трудимся, едим и отдыхаем приблизительно в одно и то же время; в нервной системе формируется динамический стереотип - система условнореф-лекторных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Это повышает работоспособность, улучшает самочувствие и способствует полноценному отдыху. Режим дня надо строить с учетом возраста.

Вставать следует в одно и то же время, не позднее 7 ч, и начинать день с утренней гигиенической зарядки, цель которой - ускорить переход от сна к бодрствованию. Упражнения, требующие большой физической силы и выносливости, в нее включать не следует. Так как в течение дня работоспособность человека меняется, наиболее ответственную и напряженную работу, в том числе и спортивные тренировки, лучше планировать от 10 до 13 и от 16 до 20 ч, когда она наиболее высокая.

Очень важно тщательно умываться, принимать душ утром и вечером. Каждый человек в доме должен иметь свое полотенце, пасту, зубную щетку. Зубы надо чистить каждый день. Особого внимания требует уход за руками. Наибольшее количество болезнетворных микробов скапливается под ногтями. Там могут оказаться и яйца гельминтов (глистов), поэтому ногти надо регулярно стричь и вычищать грязь под ногтями специальной щеткой. Умываться лучше проточной водой. Общий таз для мытья использовать нельзя: можно заразиться чесоткой, желудочно-кишечными и другими заболеваниями.

Одежда должна соответствовать погоде. В холодное время года она должна быть теплой, но кутаться не следует. Слишком теплая одежда приводит к перегреву организма.

Обувь должна быть легкой, эластичной, хорошо вентилируемой и правильно подобранной по ноге. При длительном использовании узкой обуви пальцы стопы деформируются, появляются потертости и мозоли. На тренировках, в туристских походах надо носить разношенную и прочную обувь, следить, чтобы она не промокала, а носки оставались сухими. В резиновые тапочки и кеды необходимо подкладывать войлочную стельку и надевать шерстяные носки.

Дорога в школу для многих - хорошая прогулка. Поэтому всегда стоит иметь небольшой запас времени.

Работа в школе и дома часто связана с чтением и письмом, поэтому следует соблюдать гигиену зрения. Все необходимое для работы должно быть приготовлено заранее, каждая вещь должна быть на своем месте.

Учеба не только дает знания, умения, навыки, но и тренирует физические и умственные способности, совершенствует память, воображение, мышление, волю, чувства, готовит к труду. Для любой работы, физической и умственной, характерны три периода. Первый период - врабатывание, когда человек приступает к работе. Второй - оптимальная работоспособность (адаптация), когда человек работает с полной отдачей сил. Третий период - истощение: вследствие утомления происходит падение производительности труда. Важно сократить первый и третий периоды и возможно дольше продлить второй. Поэтому в работу надо включаться постепенно. Во время периода врабатывания не рекомендуется делать перерывы и отвлекаться от занятий даже тогда, когда работа не получается сразу. После каждого перерыва работа снова и снова начинается с периода врабатывания, и период оптимальной работоспособности может не наступить, сразу наступит период истощения. Имея это в виду, советский физиолог А.А. Ухтомский заметил, что мы часто устаем не потому, что много работаем, а потому, что плохо работаем.

Самые трудные задания целесообразно выполнять во время оптимальной работоспособности. При переходе от одних занятий к другим следует делать небольшие перерывы, не более 5-10 мин. Более длительные перерывы нарушают состояние оптимальной работоспособности, а более короткие лишают человека полноценного отдыха. Во время перерыва хозаболеваний или теплового перегрева необходимо закаливание организма. Водные процедуры - обтирания или купание в воде с температурой +20 +22°С - следует проводить при температуре воздуха не менее 20°С после физзарядки, начиная с 3-4 мин и доводя до 15-20 мин. Воздушные ванны можно начинать при температуре воздуха +15° в течение 15- 20 мин и постепенно доводить их до 2-3 ч.

Солнечные ванны лучше всего принимать летом с 8 до 11 ч (осенью с 11 до 14 ч), начиная с 5-10 мин и доводя до 20-60 мин. При этом кожа загорает, в ней образуется витамин D, который повышает сопротивляемость организма простудным болезням.

Употребление алкоголя приводит к расширению сосудов кожи, увеличению теплоотдачи и легкому обморожению и замерзанию на холоде, а курение табака сужает капилляры кожи и уменьшает теплоотдачу, что способствует тепловому перегреву при высоких температурах. Хорошо проделать небольшие физические упражнения, умыть лицо холодной водой либо ненадолго переключиться на другой род деятельности. Это поможет поддержать рабочую форму.

С наступлением третьего периода (истощение) работу надо прекратить и отдохнуть. Различают отдых активный, связанный с переменой деятельности: прогулки на воздухе, игры, чтение художественной литературы, посещение кино, театра или музея, спорт; и пассивный: отдых в кресле, на диване, сон. Надо научиться правильно дозировать умственные и физические нагрузки, чередовать труд и отдых, рационально планировать свою работу. Поскольку к концу учебной четверти и учебного года работоспособность обычно понижается, режим необходимо в это время выдерживать более строго.

Малоподвижный образ жизни приводит к значительным нарушениям физического развития. При этом страдает не только мускулатура тела, недостаточно развиваются и другие системы организма, прежде всего нервная и сердечнососудистая, задерживается формирование произвольных движений, человек плохо владеет своим телом.

Необходимо следить за своей осанкой не только в положении стоя или сидя, но и во время ходьбы, а также при работе. В школьной мастерской и дома надо следить за точностью рабочих движений и позой, правильно держать инструмент, соблюдать постоянный ритм в работе.

Важная проблема - борьба с инфекционными, функциональными заболеваниями, а также с травмами. Скопление большого числа людей в одном помещении - благоприятное условие для развития многих болезнетворных микроорганизмов. Чтобы избежать заражения, необходимо соблюдать правила личной и общественной гигиены: содержать в чистоте школьное помещение, не уклоняться от профилактических прививок, закалять свой организм.

10. Соблюдайте режим дня!

ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ШКОЛЬНИКА

1. Умывайтесь утром и вечером, используйте средства личной гигиены.

2. Чистите зубы не менее 3 минут. Ваша зубная щетка не должна быть слишком мягкой.

3. Всегда мойте руки перед едой, после прогулки и туалета.

4. Имейте всегда чистый носовой платок или одноразовые салфетки.

5. Для еды пользуйтесь только своей посудой, не берите грязных тарелок, ложек, чашек.

6. Для питья воды используйте одноразовые стаканчики. Не оставляйте использованные стаканчики, выбрасывайте их в мусорное ведро.

7. Следите за чистотой своей одежды, обуви.

8. Не ходите в одной и той же обуви на улице, в школе и дома. Дома носите мягкую домашнюю обувь, для спортивных занятий используйте спортивную обувь. Для занятий в компьютерном классе используйте одноразовые бахилы.

9. Помогайте учителю и дежурным в поддержании порядка в классе, помогайте родным в домашней уборке.

10. Соблюдайте режим дня!

ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ШКОЛЬНИКА

1. Умывайтесь утром и вечером, используйте средства личной гигиены.

2. Чистите зубы не менее 3 минут. Ваша зубная щетка не должна быть слишком мягкой.

3. Всегда мойте руки перед едой, после прогулки и туалета.

4. Имейте всегда чистый носовой платок или одноразовые салфетки.

5. Для еды пользуйтесь только своей посудой, не берите грязных тарелок, ложек, чашек.

6. Для питья воды используйте одноразовые стаканчики. Не оставляйте использованные стаканчики, выбрасывайте их в мусорное ведро.

7. Следите за чистотой своей одежды, обуви.

8. Не ходите в одной и той же обуви на улице, в школе и дома. Дома носите мягкую домашнюю обувь, для спортивных занятий используйте спортивную обувь. Для занятий в компьютерном классе используйте одноразовые бахилы.

9. Помогайте учителю и дежурным в поддержании порядка в классе, помогайте родным в домашней уборке.

10. Соблюдайте режим дня!




Loading...Loading...