Что скрывает детская психопатология? Некоторые особенности психопатологии детского возраста Социальная психопатология детского возраста экзаменационный билет

Детская психопатология n Раздел детской психиатрии, изучающий общие закономерности и развитие детских и подростковых психических заболеваний, психопатологических процессов и состояний, особенности их проявления

Психическая болезнь заболевание всего организма с преимущественным поражением мозга n нарушение отражательной деятельности выражается в искаженном, неправильном, неадекватном восприятии и осмыслении объективной действительности, n влечет за собой неправильное поведение больного, затруднение приспособления к среде, n ведет к нарушению познания. n

Болезнь (нозос) динамическое, текущее образование. n имеет нозологическую специфичность, n типичный механизм возникновения, стереотип развития, течения, склонность к прогредиентности, эволюции или регрессу. n От психического здоровья к болезни существует скачок, т. е. новая качественная ступень. n Пример болезни шизофрения. n

Патология (патос) n n n стойкое изменение, отклонение развития. состояние, не склонное к существенным трансформациям, не имеющее определенных этиологических факторов и патогенетических механизмов, обладающее стабильностью и устойчивостью по отношению к терапии. От болезни к патологическому состоянию плавный переход. Иллюстрация: умственная отсталость, общее недоразвитие речи, инфантилизм, дефектные состояния, как следствие шизофрении. Психическое состояние диагностируют если психопатологический синдром днржится более 6 месяцев.

Психическая реакция изменение психики, продолжающееся не более 6 месяцев. n Примеры: эпилептическая реакция, которая у ребенка во время заболевания, протекающего с очень высокой температурой тела, невротическая реакция при столкновении ребенка с трудными жизненными обстоятельствами. n

Психическое развитие патологический процесс с внутренними, определяемыми этим процессом, закономерностями симптомообразования. n Изменения личности, развивающиеся у индивида в процессе длительно протекающего или не поддающегося терапии невроза. n Примеры: истерическое, ипохондрическое, астеническое развитие. n

Психоз нарушение сознания, грубые изменения личности, дезинтеграция всей психической деятельности: n с неадекватность реакций, n нарушение отражения окружающего, n исчезновение критики к своим поступкам, n неспособность осмысления происходящего, n неспособность руководить собой, своими действиями и психическими проявлениями. n

Непсихотическое расстройство Невроз: n симптомы и синдромы, сопровождающиеся критикой, адекватной оценкой окружения, n поведение больного соответствует социально принятым нормам. n

Экзогенный тип реагирования психические реакции, заболевания, состояния, развитие, развившиеся вследствие органического поражения головного мозга. Наиболее характерные клинические проявления: ь судорожный синдром, ь психо органическийсиндром, ь амнестический синдром, ь синдромы расстроенного сознания

Психогенный тип реагирования психические реакции, заболевания и развитие, возникающие при переживании трудных жизненных ситуациях или катастрофах n Пример: псевдодементный синдром у подростков когда им угрожает потеря социального статуса. n

Эндогенный тип реагирования qпсихические реакции, заболевания, состояния и развитие, как следствие внутренних, наследственно конституциональных факторов. q Пример: наследственная предрасположенность к заболеваниям или заболевания (шизофрения, умственная отсталость). q. Характерен синдром психического автоматизма.

Течение психических заболеваний Непрерывное n Приступообразное n Смешанное n Волнообразное n Пароксизмальное n Прогредиентное n Регредиентное n

Продуктивные симптомы выражение деятельности неповрежденных слоев нервной системы, n отражают относительно неспецифическую реакцию организма на этиологические факторы. n Качественно новые, связанные с возникновением заболевания, психические проявления, которые не есть возрастные особенности больного. n Пример: астенические, депрессивные, маниакальные, навязчивые, галлюцинаторные, бредовые, кататонические и др. проявления психических реакций, болезней, состояний. n

Негативные симптомы вызванные патологическим процессом и связанные с этиологическим фактором. n Часто отражают нозологическую специфику заболевания их выявление облегчает диагностику. n Пример: истощаемость психических процессов, субъективно осознаваемая измененность «Я» , дисгармония личности, снижение энергетического потенциала, снижение уровня личности, регресс личности, амнестические расстройства, тотальное слабоумие. n

Взаимоотношения биологического и социального Меняются в процессе развития заболевания n Временно или на продолжительный период усиливаются природно психические явления. n Примеры: 1. расторможение влечений при психопатоподобных состоя ниях; 2. регресс психики на более ранний уровень развития при органических заболеваниях. n

Дизонтогенез Проявление разлада между психическим и социальным, n Может лежать в основе возникновения симптомов. n Различные варианты асинхронии развития: сосуществования задержек развития одних функциональных систем, своевременного и обгоняющего развития других. n

Психическийдизонтогенез: нарушения темпа, сроков развития психики в целом и отдельных ее частей, n нарушение со отношения компонентов развивающейся психики. n Может быть детерминирован воздействиями: Ø биологическими (генетическими и экзогенно органическими) Ø микросоциальными Ø психологическими. n

Биологические факторы Вызванные средовыми n участвуют в воздействиями формировании нервно отклонения психического n В основе имеют состояния, механизм перехода взаимодействуя с социально психического факторами социально через природно психологической психическое в среды нейродинамические изменения.

Психический дизонтогенез в форме задержанного, n искаженного (диспропорционального) развития психики n n основа доманифестной (до развертывания выраженных симптомов) шизофрении или ее суть.

Типы шизофренического дизонтогенеза n Аутизм, аутистическая психопатия. Биологическое происхождение этап скрытое течение начальный постпроцессуа льный дефект

Олигофреноподобный дефект При злокачественном течении детской шизофрении. n Уровень функционирования психики в манифестный период снизился и остается неизменным n

Регресс речи и поведения При неблагоприятном, но не злокачественном течениии шизофрении. n Уровень функционирования психики в сравнении с манифестным периодом постоянно в течение шизофренического процесса снижается. n

Психофизический инфантилизм Связан с относительно благоприятно протекающими формами шизофрении n Характеризуется незрелостью, главны мобразом, эмоционально волевой сферы. n Неравномерен, сочетается с аутизмом, другими шизофреническими изменениями личности. n

Ретардация Задержка своевременного развития или созревания одной или нескольких функциональных систем организма. n Определяется по отставанию развития системы от паспортного, био логического или психического возраста. n В патогенезе психических заболеваний детского возраста могут участвовать механизмы об щей и парциальной ретардации развития. n

Примеры ретардации: Умственная отсталость, задержка психического развития, включая общий и частичный психический инфантилизм. n Запаздывает переход (оформление) природно психических функциональных систем в более сложные социально психические образования, что приводит к недостаточности последних n Больше всего страдают познавательные функции. n

Примеры ретардации: От степени недоразвития нейрофизио логических механизмов зависит формирование психосоциальных образований, n Процесс социализации обычно выявляет потенциальные возможности высшей нервной деятельности и способствует облегчению развития компенсаторных механизмов. n

Фор мы психическогодизонтогенеза эволютивные психическое недоразвитие n Психический инфантилизм n Невропатия n Психопатии n процессуальные n Олигофреноподобные состояния n Психопатоподобные состояния n Процессуальный инфантилизм

Дизонтогенетические симптомы Не являются специфичными n Характеризуют период онтогенеза, в котором произошло повреждение структуры или тяжелое нарушение функции развивающегося мозга. n Не все дизонтогенетические симптомы стойкие n Некоторые имеют преходящий характер. n

Акселерация Формирующаяся одна или несколько функциональных систем развиваются и созревают быстрее, чем в норме. n Ускоренное половое созревание способно повлиять на течение шизофрении, эпилепсии. n Акселерация ускоряет появление пер вых симптомов шизофрениии, способствует ее обострению. n Уребят акселератовчаще встречается острое/ подострое начало заболевания, большая вероятность тяжелого течения. n

Классификации психических расстройств Отражают достижения, методологию, перспективы развития, теоретические основы, практические подходы психиатрии. n Классификация В. Моге 1(1857)отражает идеи о вырождении: синдромы, отмечаемые у предков, утяжеляются из поколения в поколение. n W. Grisinger (1867) различные патологические проявления рассматривал как cтадии одного психоза. n

Международная классификация психических расстройств детского возраста трехосевая классификационная схема создана в 196 9 г. 1. ось - клинический психиатрический синдром, 2. ось - интеллектуальный уровень, 3. ось - сопутствующие или этиологигеские факторы. 4. ось – биологические факторы введена в 1975 г. 5. ось –психосоциальная введена в 1988 г. n

1 ось. Клинический психиатрический синдром 0. Нормальные отклонения n 1. Адаптационные реакции n 2. Специфические расстройства развития n 3. Поведенческие расстройства n 4. Невротические расстройства n 5. Психозы n 6. Расстройства личности n 7. Психосоматические расстройства. n 8. Другие клинические синдромы. n 9. Проявления легких психических отклонений n

2 ось Интеллектуальный уровень 0. Нормальные варианты интеллекта n 1. Легкая отсталость n 2. Умеренная отсталость n 3. Тяжелая отсталость n 4. Глубокая отсталость n 5. Отсталость, степень которой невозможно оценить n 6. Неизвестно, отсталый ребенок или нет n

3 ось Биологические факторы 0. Неневрологические состояния n 1. Инфекционные и постинфекционные иммунологические заболевания ЦНС n 2. Новообразования и сосудистые заболевания n 3. Нарушения питания и обмена веществ, поражающие ЦНС n 4. Хромосомные аномалии n 5. Врожденные пороки ЦНС n

3 ось Биологигеские факторы 6. Семейные наследственные и дегенеративные заболевания ЦНС. n 7. Специфические нарушения развития n 8. Хронические неврологические синдромы n 9. Нарушения органов чувств, спинного мозга и периферических нервов n 4 ось Сопутствующие влияния

5 ось Психосоциальная 0. Нормальная психосоциальная ситуация n 1. Нарушенные внутрисемейные отношения n 2. Психические расстройства, отклонения, инвалидность у воспитателей детей n 3. Неадекватная или искаженная внутрисемейная коммуникация n 4. Плохое качество воспитания n 5. Нарушенное непосредственное окружение n

5 ось Психосоциальная 6. Неблагоприятные жизненные события n 7. Социальные стрессоры n 8. Хронические межперсональные трудности, связанные со школой или работой n 9. Стрессогенные события, ситуации, вызванные инвалидностью или расстройствами, имеющимися у ребенка n

Отечественная классификация психических расстройств детского возраста предложена в 1984 г. для клинико диагностических целей. n Основана на четырех осях. n

1 ось Патогенетически динамическая систематизирует психические расстройства: а)патологические реакции и неэволютивные состояния; б)нарушения психического развития и эволютивные патологические состояния; в)болезненные процессы.

2 ось Патогенетически уровневая обозначает: а)психотический уровень; б)непсихотический уровень. 3 ось. Клинико нозологигеская Позволяет отнестипсихическое расстройство к заболеванию.

4 ось Клинико синдромологическая q Определяет синдромы заболеваний: n формы шизофрении (кататоническую, гебефреническую, простую, параноидную) n Клинические варианты неврозов (страха, истерический, навязчивости, астенический…) q Не оценивает интеллектуальный уровень, неврологические и соматические расстройства, личностные особенности больного ребенка и социальные влияния.

Американская классификация DSМ 1 Y Используется во многих странах n Предназначена для систематизации психических расстройств у взрослых и детей. n Оценивает психического больного по пяти главным осям: 1. Клинические синдромы 2. Расстройства личности, умственная отсталость 3. Соматические заболевания 4. Психосоциальные проблемы 5. Наивысший уровень функциональной адаптации в тече ние истекшего года n

Первый раздел. 10 подразделов: n 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. расстройства мла денцев, детей и подростков. Умственная отсталость Расстройства обучения Расстройство развития моторных навыков Расстройства общения Общие расстройства развития Расстройство с дефицитом внимания и расстройство с де структивным поведением; Расстройства пищевого поведения Расстройства в виде тика Расстройства, связанные с выделениями Другие расстройства

Американская классификация Одна из задач этой диагностической системы- создание об легчающего диагностику инструмента связи: Ø между специалистами, участвующими в лечении, воспитании и коррекционной пе дагогике Ø между учреждениями. n Другая задача – способствовать целостному подходу к анализу психических расстройств у детей на основе многоосевой систематики. n

Международная классификация болезней 10 пересмотра 5 глава создана для унификаци диагнозов психических расстройста в разных странах n Основное назначение - статистический учет заболеваний, необ ходимый для организации служб помощи больным. n Используется для сравнения заболеваемости в разных регионах и государствах n

F 8 Нарушения психологического развития F 80 Специфические расстройства развития речи n F 80. 0 Специфические расстройства артикуляции речи n F 80. 1 Расстройство экспрессивной речи n F 80. 2 Расстройство рецептивной речи n F 80. 3 Приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау Клеффнера) n F 80. 8 Другие расстройства развития речи n F 80. 9 Расстройства развития речи, неуточненные n

F 81 Специфическиерасстройства развития школьных навыков F 81. 0 Специфическое расстройство чтения n F 81. 1 Специфическое расстройство спеллингования n F 81. 2 Специфическое расстройство навыков счета n F 81. 3 Смешанное расстройство школьных навыков n F 81. 8 Другие расстройства школьных навыков n F 81. 9 Расстройство развития школьных навыков, неуточненное n

F 84 Общие расстройства развития F 84. 0 Детский аутизм n F 84. 1 Атипичный аутизм n F 84. 2 Синдром Ретта n F 84. 3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста n F 84. 4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отста лостью и стереотипными движениями n F 84. 5 Синдром Аспергера n F 84. 8 Другие общие расстройства развития n F 84. 9 Общее расстройство развития, неуточненное n

F 90 Гиперкинетическиерасстройства F 90. 0 Нарушение активности внимания n F 90. 1 Гиперкинетическое расстройство поведения n F 90. 8 Другие гиперкинетические расстройства n F 90. 9 Гиперкинетическое расстройство, неуточненное n

F 91 Расстройства поведения F 91. 0 Расстройство поведения, ограничивающееся условиями семьи n F 91. 1 Несоциализированное расстройство поведения n F 91. 2 Социализированное расстройство поведения n F 91. 3 Оппозиционно вызывающее расстройство n F 91. 8 Другие расстройства поведения n F 91. 9 Расстройство поведения, неуточненное n

F 92 Смешанные расстройства поведения и эмоций F 92. 0 Депрессивное расстройство поведения n F 92. 8 Другие смешанные расстройства поведения и эмоций n F 92. 9 Смешанное расстройство поведения и эмоций, неуточненное n

F 93 Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста F 93. 0 Тревожное расстройство в связи с разлукой n F 93. 1 Фобическое тревожное расстройство n F 93. 2 Социальное тревожное расстройство n F 93. 3 Расстройство сиблингового соперничества n F 93. 8 Другие эмоциональные расстройства детского возраста n F 93. 9 Эмоциональное расстройство детскогов озраста, неуточненное n

F 94 Расстройства социального функционирования с началом, специфическим для детского возраста F 94. 0 Элективный мутизм n F 94. 1 Реактивное расстройство привязанности n F 94. 2 Расторможенное расстройство привязанности детского возраста n F 94. 8 Другие расстройства социального функционирования детского возраста n F 94. 9 Расстройство социального функци онирования детского возраста, неуточненное n

F 95 Тикозныерасстройства F 95. 0 Транзиторное тикозное расстройство n F 95. 1 Хроническое двигательное или голосовое тикозное расстройство n F 95. 2 Комбинированное голосовое и множественное двигательное тикозное расстройство (синдром де ля. Туретта) n F 95. 8 Другие тикозные расстройства n F 95. 9 Тикозное расстройство, неуточненное n

F 98 Другие поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте n F 98. 0 Неорганический энурез F 98. 1 Неорганический энкопрез n F 98. 2 Расстройство питания в младенческом возрасте n F 98. 3 Поедание несъедобного (симптом Пика) в младенчестве и детстве n F 98. 4 Стереотипные двигательные расстройства n F 98. 5 Заикание F 98. 6 Речь в захлеб n

F 98. 8 Другие специфические поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте F 98. 9 Неуточненные поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

Описание презентации Невропатология и психопатология детского возраста Невропатология по слайдам

Невропатология — область клинической медицины, изучающая заболевания нервной системы (головного и спинного мозга, периферической и вегетативной нервной системы). Психопатология — общее учение о психических болезнях

Главная и специфическаяфункция ЦНС — осуществление простых и сложных высокодифференцированных отражательных реакций, получивших название рефлексов. Низшие и средние отделы ЦНС — спинной мозг, продолговатый мозг, средний мозг, промежуточный мозг и мозжечок — регулируют деятельность отдельных органов и систем, осуществляют связь и взаимодействие между ними, обеспечивают единство организма и целостность его деятельности. Высший отдел ЦНС — кора больших полушарий головного мозга и ближайшие подкорковые образования — регулирует связь и взаимоотношения организма как единого целого с окружающей средой. ФУНКЦИИ ЦНС

I. Закладка ЦНС (внутриутробное развитие) 1. Стадия нервной трубки. 2. Стадия мозговых пузырей. 3. Стадия формирования отделов мозга. РАЗВИТИЕ ЦНС ЧЕЛОВЕКА

II. Онтогенез ЦНС После рождения происходит: рост тел нейронов, дальнейшее формирование ядер головного мозга, дифференциация клеток и миелинизация аксонов РАЗВИТИЕ ЦНС ЧЕЛОВЕКА

2 года — заканчивается формирование пирамидных клеток коры. 4 -7 лет — клетки большинства областей коры становятся близкими по строению клеткам коры взрослого человека. 10 -12 лет — полностью заканчивается развитие клеточных структур коры полушарий большого мозга. РАЗВИТИЕ ЦНС ЧЕЛОВЕКА II. Онтогенез ЦНС

Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я» ; Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и ее результатам; Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; Способность самоуправления своим поведения в соответствии с социальными нормами, правилами и законами; Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это; Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств. Критерии психического здоровья (по ВОЗ)

Симптом – терминологическое обозначение патологического признака. Позитивные симптомы — признаки патологической продукции (вновь возникающие болезненные признаки: бред, галлюцинации, тоска, страх и т. д.). Негативные симптомы — признаки обратимого или стойкого ущерба, изъяна, выпадения того или иного психического процесса (амнезия, абулия, апатия и т. д.). Синдром – закономерное сочетание симптомов, которые связаны между собой единым патогенезом. Психическая болезнь — сужение, исчезновение или извращение критериев психического здоровья

1. Инфекции. 2. Травмы. 3. Опухоли. 4. Сосудистые нарушения. 5. Наследственность. 6. Дегенеративные причины. 7. Нарушения питания. 8. Заболевания сердца, легких, почек, печени, поджелудочной железы, эндокринных органов. 9. Интоксикации различными химическими веществами. ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЦНС

1. Двигательные расстройства. 2. Расстройства тактильной чувствительности. 3. Боль. 4. Изменение функции других типов чувствительности. 5. Эпилептические припадки. Симптомы заболеваний ЦНС

1. Сосудистые. 2. Инфекционные. 3. Хронически прогрессирующие. 4. Наследственные. 5. Травматические патологии. Виды заболеваний ЦНС

1. Нарушения мозгового кровообращения острого характера (инсульты). 2. Хронически текущая сосудисто-мозговая недостаточность, становящаяся причиной изменений со стороны мозга. Симптомы: . головные боли; . тошнота и рвота; . снижение чувствительности; . нарушения двигательной активности. СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦНС

1. Энцефалиты 2. Менингиты 3. Арахноидит 4. Полиомиелит 5. Опоясывающий лишай 6. Цитомегаловирус 7. Вирус Коксаки 8. Мононуклеоз 9. Токсоплазмоз 10. Бешенство 11. Сифилис и проч. ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦНС

Симптомы: повышенная температура; нарушения сознания; сильная головная боль; тошнота и рвота. ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦНС

1. Рассеянный склероз 2. Миастения и др. Симптомы: . начальная стадия; . системность поражения; . нарастание признаков. ХРОНИЧЕСКИ ПРОГРЕССИРУЮЩИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦНС

2. Различные формы эпилепсии. 3. Нервно-мышечные болезни. 4. Моногенные опухоли центральной нервной системы. 5. Болезни, характеризующиеся нарушением развития нейронов и их миграции. НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦНС

1. Минимальная мозговая недостаточность (дисфункция). 2. Невропатия. 3. Органические нарушения нервной системы. 4. Психопатии (патологические характеры) и патологическое развитие. 5. Психическое недоразвитие, умственная отсталость. 6. Психические заболевания. Нервно-психические нарушения у детей

Симптомы: повышенная утомляемость; отвлекаемость внимания; плохая переносимость шума, яркого света, духоты; укачивание в транспорте с тяжелой рвотой и головокружением; частые головные боли; перевозбуждене ребенка к концу дня, если темперамент холеричный; заторможенность, если темперамент флегматически. Минимальная мозговая недостаточность (дисфункция)

— повышенная нервная чувствительность Симптомы: эмоциональная неустойчивость; вегето-сосудистая дистония; нарушения сна; нарушения обмена веществ; соматическая ослабленность организма; психомоторные нарушения; минимальная мозговая ослабленность (ММО). О невропатии как общей нервной ослабленности можно говорить при наличии трех из перечисленных признаков. НЕВРОПАТИЯ

проявление остаточной (резидуальной) мозговой недостаточности (ОМН) Симптомы: психопатоподобное поведение; выраженная потребность к психомоторной разрядке; отсутствие чувства вины и самодисциплины; рано возникают различные нарушения поведения и патологические формы сексуальных влечений; быстрая утомляемостью и истощение активности, заторможенность чувств и влечений (церебрастенический синдром). ОРГАНИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ НС

Симптомы: расторможенность или повышенная тормозимость вместе с неуживчивостью; недружелюбие; устойчивость отклонений в поведении, трудность их психолого-педагогической коррекции и психотерапии. Психопатии (патологические характеры) и патологическое развитие

— врожденная или приобретенная в первые три года жизни недостаточность интеллекта – олигофрения (врожденное слабоумие); – приобретенное слабоумие – деменция; — пограничная интеллектуальная недостаточность — состояния легкой интеллектуальной недостаточности, занимающие пограничное положение между нормой и олигофренией (в т. ч. ЗПР). ПСИХИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ, УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

состояние, обусловленное врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума. Характеризуется неспособностью к творческому мышлению, правильным суждениям и умозаключениям. Умственная отсталость(mental retardation)–

состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностейв МКБ-10 умственная отсталость

Эндогенно-наследственные факторы (рецессивно наследуемым: фенилкетонурия, галактоземия, гаргоилизм, синдром Корнелии де Ланге и др. ; доминантно наследуемые; полигенно обусловленные; хромосомной патологии); экзогенные (органические и социально-средовые) воздействия. Причины умственной отсталости

в) энзимопатические формы олигофрении с наследственными нарушениями различных видов обмена, включая фенилпировиноградную олигофрению, связанную с галактоземией, сукрозурией, и другие энзимопатические формы олигофрений; Клинические формы уо I. Олигофрения эндогенной природы

г) клинические формы олигофрении, характеризующиеся сочетанием слабоумия с нарушением развития костной системы и кожи (дизостозическая олигофрения, ксеродермическая олигофрения). Клинические формы уо I. Олигофрения эндогенной природы

а) олигофрения, обусловленная коревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности (рубеолярная эмбриопатия); б) олигофрения, обусловленная другими вирусами (грипп, паротит, инфекционный гепатит, цитомегалия); в) олигофрения, обусловленная токсоплазмозом и листериозом; г) олигофрения, возникшая на почве врожденного сифилиса; д) клинические формы олигофрении, обусловленные гормональными нарушениями матери и токсическими факторами (экзо- и эндотоксическими агентами); е) олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных. Клинические формы уо II. Эмбрио- и фетопатии

III. Олигофрения, возникающая в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве: а) олигофрения, связанная с родовой травмой и асфиксией; б) олигофрения, вызванная черепно-мозговой травмой в постнатальном периоде (в раннем детстве); в) олигофрения, обусловленная перенесенными в раннем детстве энцефалитами, менингоэнцефалитами и менингитами. Клинические формы умственной отсталости

Атипичные формы олигофрении (связанные с гидроцефалией, локальными дефектами развития головного мозга, эндокринными нарушениями и др.). Клинические формы умственной отсталости

1) снижение памяти, особенно при усвоении новой информации, как вербальной, так и невербальной; 2) снижение других функций переработки информации, включая абстрактное мышление; 3) снижение контроля над эмоциями, побуждениями или социальным поведением, проявляющееся по меньшей мере в одном из следующих признаков: а) эмоциональная лабильность, б) раздражительность, в) апатия, г) огрубление социального поведения. Деменция. Признаки.

Органические заболевания мозга (в результате повреждения, сосудистых заболеваний и т. д.), психическое заболевание, которое приводит к деменции как конечное состояние текущего заболевания (например, при шизофрении, эпилепсии). Виды деменции

Следствие церебральных поражений, перенесенных в школьном возрасте, характеризуется явным контрастом между наличием знаний, навыков, отражающих уровень развития, достигнутым ребенком до заболевания, и его познавательными возможностями, обнаруживаемыми во время обследования. следствие мозгового заболевания в дошкольном или еще более раннем возрасте, характеризуется резко выраженным психомоторным возбуждением, повышением элементарных влечений, слабость инстинкта самосохранения, крайняя нечистоплотность и неряшливость. Формы органической деменции

1. дизонтогенетические формы, при которых недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного психического развития ребенка; 2. энцефалопатические формы, в основе которых лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза; 3. интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств (слуха, зрения) и обусловленная действием механизма сенсорной депривации; 4. интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства («социо-культуральная умственная отсталость» по терминологии, принятой Американской ассоциацией по проблеме умственной неполноценности). Пограничные формы интеллектуальных нарушений

нарушения познавательной деятельности, рамки которой, во многом, определяются социальными критериями, а именно: уровнем требований, предъявляемых обществом к обучаемости и поведению ребенка, его умственному и личностному развитию. Задержка психического развития (ЗПР)

1. ЗПР конституционного генеза; 2. ЗПР соматогенного генеза; 3. ЗПР психогенного генеза; 4. ЗПР церебрально-органического генеза. Классификация задержки психического развития

Неврологический осмотр пациента: сознание, интеллект, ориентация в пространстве и времени, чувствительность, рефлексы и проч. ; анализ клинических показателей; компьютерная томография головного мозга; магнитно-резонансная томография (МРТ); ангиография и ультразвуковое исследование; люмбальная пункция; рентгенография или электроэнцефалография. Диагностика заболеваний НС

УО ЗПР ОНР стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением головного мозга. незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. нарушение формирования всех компонентов речевой системы, при нормальном слухе и интеллекте. Дифференциальная диагностика

УО ЗПР ОНР — восприятие искажено или не сформировано; — нарушена избирательность; — нарушена обобщённость; — характерны трудности восприятия пространства и времени, — страдает целостность восприятия; — общая пассивность восприятия; — отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта; — нарушена ориентировка в пространстве. — отсутствует целенаправленнос ть, планомерность в обследовании объекта; — нарушена ориентировка в пространстве. Ощущение, восприятие

УО ЗПР ОНР — характерна не сформированность логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения; — характерна некритичность. — не равномерно развиваются виды мышления; — нарушены динамические стороны мыслительных процессов. — характерна ригидность мышления; — отстаёт в развитии наглядно-образная сфера мышления. Мышление

УО ЗПР ОНР — характерно недоразвитие познавательных интересов (меньше испытывают потребности в познании); — опыт крайне беден; — отсутствует учебный мотив. — характерна низкая познавательная активность; — избегают интеллектуального напряжения вплоть до отказа от заданий. — в обычные сроки развивается интерес к игровой и предметной деятельности. Познавательная деятельность

УО ЗПР ОНР — низкая устойчивость; — трудности распределения; — замедленная переключаемость; — отсутствие концентрации на задании. — неустойчивость; — сниженная концентрация; — снижение объёма, избирательности; — повышенная отвлекаемость. — недостаточная устойчивость внимания; — ограниченные возможности его распределения. Внимание

УО ЗПР ОНР — лучшее запоминание внешних признаков; — с трудом осознаются и запоминаются внутренние логические связи; — свойственна эпизодическая забывчивость. — снижен объём запоминания; — лучшее запоминание чего – то яркого, интересного; наглядного материала, чем вербального. — сохранна смысловая, логическая память; — снижена вербальная память, продуктивность запоминания. Память

УО ЗПР ОНР — слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость; — отсутствие контроля над настроением. — эмоциональное развитие задержано; — испытывают трудности в адаптации. — быстрая утомляемость, отвлечения на посторонние раздражители. Эмоционально-волевая сфера

УО ЗПР ОНР — завышенная самооценка; — не являются инициаторами общения. — взаимодействуют с детьми младшего возраста, являются инициаторами общения; — занижена самооценка. — навязчивое чувство страха, впечатлительность; — склонны к негативизму, агрессивности либо рациональности, обидчивости. Особенности поведения

УО ЗПР ОНР — отсутствует период словотворчества; — бедный пассивный и активный словарь; — шаблоны, штампы, персеверации; — не понимают логико-временные конструкции; — не критичны к своему дефекту; — грубые нарушения в письменной речи. — звукопроизношение нарушено незначительно, либо речь в норме; — в речи присутствуют негрубые аграмматизмы; — период словотворчества затянут во времени. — затянут период словотворчества; — раннее появление понимания обращённой речи; — критичны к своему речевому дефекту; — перенос ошибок в устной речи на письмо. Развитие речи

Наталия Владимировна Андрущенко

Психопатология в детском возрасте

Регуляторные расстройства в младенческом и раннем детском возрасте

Associating serious psychiatric symptomatology with very young children runs counter to the images we typically generate.

Charles H. Zeanan, 2005

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2016

Общая психопатология детского возраста

Введение

Детская психопатология – медицинская дисциплина, занимающаяся исследованием причин, описывающая симптомы, течение и возможности профилактики, лечения и реабилитации психических расстройств у детей.

Представители разных психиатрических школ вкладывают несколько различное содержание в определение самой психопатологии и ее отличия от психиатрии. Например, существует понятие специальной, или общей, психопатологии – научной дисциплины, занимающейся общими вопросами сути и происхождения психических расстройств, основных устойчивых форм их проявления, отражающихся в наиболее распространенных симптомах и их группах (синдромах), в вариантах их течения и в подходах к лечению. Частная психопатология изучает синдромы психических расстройств применительно к отдельным нозологическим единицам.

Последнее определение наиболее близко к психиатрии. Психопатология определяется как наука о развитии психических расстройств; психиатрия определяется как прикладная дисциплина, направленная на помощь конкретному больному. Это понимание отражено в работах теоретика психиатрии Карла Ясперса (1883–1969), считавшего, что психопатология является теорией, а психиатрия – клинической практикой. Вместе с тем приходится встречаться и с узким пониманием психопатологии как проявления психического расстройства.

Несмотря на то, что изучение детской психопатологии началось сравнительно недавно, можно выделить ряд ее особенностей и направлений. Начиная с работ Рене Шпитца, а затем Джона Боулби, психические расстройства, характерные для детей грудного возраста, рассматриваются системно. Так, в работах Р. Шпитца 1967 г. психопатологию грудного ребенка определяет этиологический фактор – отношение матери к ребенку. Случаи полного отвержения младенца могут привести к коме новорожденного; чрезмерная, полная тревоги забота о нем – к коликам третьего месяца жизни. Частые колебания материнского отношения от баловства к враждебности провоцируют возникновение у младенца бесцельной чрезмерной подвижности (раскачивание, яктация), а сознательное контролирование проявлений враждебности к ребенку приводит к появлению у него гиперактивности (агрессивный гипертим по Дж. Боулби). Таким образом, детская психиатрия рассматривала возникновение психопатологии в младенчестве и раннем детстве в системе отношений с близким взрослым. Феномены психических нарушений в раннем детстве являются отражением больших или меньших проблем функционирования эмоциональной системы.

Эмоции при этом рассматриваются не только как фундаментальная возможность самовыражения человека, но и как важная основа для ситуаций выбора, принятия решений. Эмоции определяют внутренний климат для протекания мыслительных процессов и формирования представлений. Они устанавливают ценности и создают значения. Эмоции влияют на коммуникацию с другими людьми благодаря мимическим и другим невербальным сигналам и образуют этим основу для ранних взаимоотношений. При этом эмоциональный диалог представляет собой матрицу для развития самости (более подробно об этих аспектах раннего взаимодействия см. в литературных источниках, указанных в рекомендуемой литературе к разделу 1).

Следующей чертой, характеризующей детскую психопатологию, а особенно психопатологию младенческого и раннего возрастов, является отсутствие известных во взрослой психиатрии четко очерченных расстройств, симптомов и синдромов. Понять проявления психопатологических состояний возможно при изучении соматических жалоб и расстройств, описываемых другими медицинскими дисциплинами – педиатрией, неврологией и т. п.

Психопатологическая симптоматика зависит от возраста ребенка. Детское развитие в первые годы чрезвычайно динамично. При этом необходимо отметить, что в специальной литературе традиционно используются различные определения границ возрастных периодов раннего детства. В рассматриваемом возрастном диапазоне выделяются два периода: первый год жизни – грудной, младенческий возраст; далее до 3-х лет включительно – ранний возраст. Однако это подразделение не является общепринятым. Так, например, в англоязычной литературе принято говорить о младенческом возрасте – infancy , определяя его как период от 0 до 18 месяцев. Согласно корню, латинское действительное причастие наст. вр. infans означает неговорящий , немой , безмолвный , то есть подходит для характеристики ребенка, еще не освоившего речь. Следующий возрастной период обозначается как тоддлеровский . Глагол to toddle имеет общее значение ковылять , в применении же к ребенку – значение учиться ходить , а существительные a toddler и разг. a toddle означают ребенок, начинающий ходить . Возрастной диапазон этого периода от 18 месяцев до 3 лет. Наконец, a preschooler дошкольник – ребенок в возрасте 4–5 лет. В немецкоязычном профессиональном сообществе в силу традиции закрепилось другое деление по возрастам раннего детства – период новорожденности (1–4 неделя жизни), грудной возраст (1–12 месяц жизни) и ранний детский возраст – возраст от 1 до 5 лет.

Связь психопатологии с возрастом ребенка в отечественной литературе наиболее полно представлена в работах одного из основателей отечественной детской психиатрии В. В. Ковалева (понятие об уровне нервно-психического реагирования). Согласно В. В. Ковалеву, возраст от 0 до 3 лет включительно является возрастом соматовегетативного реагирования. Для него характерны повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами.

Нередко с возрастом ребенка происходит трансформация психических расстройств (рис. 1 ).

В каждом возрастном периоде существуют наиболее уязвимые к возникновению психопатологии области развития и наиболее часто встречающиеся симптомы.

Рис. 1. Зависимость проявления наиболее частой психопатологической симптоматики от возраста ребенка (модиф. по Р. Ларго, 2004)

Представляется важным отдельно обсудить взаимоотношения психопатологии и с неврологией как дисциплиной, занимающейся изучением функционирования, повреждений и заболеваний нервной системы (устаревшее название – невропатология). Необходимо отметить, что предполагаемой основой психической деятельности является нервная система, особенно центральный ее отдел – головной мозг. Во время активного развития дисциплин неврологии и психиатрии они были тесно связаны. Нередко врачи объединяли в себе эти две ипостаси. Например, Жан Мартен Шарко – невролог – известен в психиатрии как один из первых исследователей истерии. Создатель психоанализа Зигмунд Фрейд, начинавший как невролог, предложил название одного из самых известных детских неврологических заболеваний – детского церебрального паралича. В России это целая плеяда выдающихся ученых, внесших вклад в развитие обеих дисциплин, – А. Я. Кожевников, В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо. В настоящее время можно отметить новый виток интереса к неврологической и нейрофизиологической основе психического расстройства, поддерживаемый открытиями последних лет и достижениями в области нейродиагностики. Представляется важным изучение психологических и биологических последствий травмы, общих стрессовых воздействий и негативного опыта взаимодействия в течение всего периода развития [Чиккетти, Валькер, 2001].

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков или физических дефектов.

Психическое здоровье (психическая норма ) – динамическая совокупность психических (индивидуально- и с

оциально-психологических) свойств конкретного человека, которая позволяет ему:

    Адекватно своему возрасту, полу и социальному положению познать окружающую действительность,

    Адаптироваться к ней,

    Выполнить свои биологические и социальные функции соответственно возникающим личным и общественным потребностям, общепринятой морали

Подходы к оценке нормы

    Нозоцентрический – исключение отклонения от нормы в его развитии, поведении, способности адаптироваться к окружающей среде.

    Нормоцентрический – сопоставление о данных психики индивида с имеющимися нормативами.

Критерии оценки здоровья

    Психическое равновесие

    Гармоничность организации психики

    Адаптивные возможности личности

Комплексный подход к оценке психического здоровья

          Свойств нормальной личности (Эмоциональная устойчивость, зрелость чувств, умение совладать с негативными переживаниями, свободное проявления чувств, сохранность оптимального самочувствия и т.д.)

    Нормальные психические состояния

    Нормальные психические процессы

Психические функции должны быть интегрированы, гармоничны, уравновешены

Оценка психической нормы в детской психопатологии

    В процессе развития постоянно меняются функциональные возможности детской личности, и это потребует диагностики с учётом возрастной динамики

    В связи с лабильностью детской психики всякая оценка должна производиться с учётом возможных отрицательных внешних воздействий, которые способны исказить истинное психическое состояние

    Психическая норма развивающейся личности зависит и от кризисов, возникающих в процессе её формирования

    От оценки соответствия психики ребёнка норме зависит его будущая судьба, так как диагностика определит его обучаемость, место учебных занятий и программу обучения

Отношение людей к психической норме

    Магический подход (всё то, что является не нормой, является магическим - духи, бесы, проклятия, сглазы и т.д.)

    Органический подход (у всех психических расстройств всегда есть телесная причина – например, теория Гиппократа)

    Психологический подход (причина - психологические травмы, депривации, фрустрации и т.п.)

    Интегральный подход (Павлов, Селье (теория стресса), Фрейд)

Факторы изменения отношения к нездоровому ребёнку

    Начало XIX века – увеличение детской популяции

    Ребёнок не является уменьшенной копией взрослого

    Появление педагогов и врачей-психиатров

Основные события XX века:

    Были получены определённы знания л психическом развитии и его гетерогенности у детей

    Развитие динамической психиатрии (поиск причин возникновения психического расстройства в детстве)

    Изучение подростковой преступности (детские суды и воспитательные дома)

    Появление первых амбулаторных психиатрических учреждений

    Наблюдения за детьми сменились активной работой с ними, исправлением их поведения и лечением

    Изучение роли психической травмы

    Создание методов исследования и лечения

    Создание современных систематик психических болезней у детей

    Возникновение связующей психиатрии

Детская психиатрия

- клиническая дисциплина, изучающая этнологию, патогенез, клинику, распространённость детских и подростковых психических заболеваний, разрабатывающая методы их клинической и лабораторной диагностики, вопросы прогноза, профилактики, критерии экспертизы, порядок проведения социальной реабилитации.

Детская психопатология

- раздел детской психиатрии, изучающий общие закономерности и развитие детский и подростковых психических заболеваний, психопатологических процессов и состояния, а также особенности наблюдаемых при них симптомов и синдромов.

Психическая болезнь

- это заболевание всего организма с преимущественным поражением мозга и нарушением мозговой деятельности.

    Извращается, нарушается отражательная деятельность, что ведёт к нарушению познания

    Искажённое, неправильное, неадекватное восприятие и осмысление объективной действительности

    Неправильное поведение больного

    Затруднение приспособления к среде

Нарушения психики

Болезнь (нОзос) – болезненный процесс, динамическое, текущее образование.

Она в связи с определённым комплексом факторов имеет нозологическую специфичность, типичный для неё механизм возникновения, стереотип развития, течения, склонность к прогредиентности, эволюции или регрессу.

Примеры: шизофрения, психоз и т.д.

Патология (патос) патологическое состояние, стойкое изменение, результат патологических процессов, процессов или порок, отклонение развития.

Это состояние – патологическое образование, не склонное к каким-либо существенным трансформациям, не имеющее определённых этиологических факторов и патогенетических механизмов, а также обладающее устойчивостью, резистентностью по отношению к терапии, стабильностью.

Примеры: Психопатия, инфантилизм, следствия энцефалита, травм и т.д.

Психические реакции – кратковременное изменение психики, длится не более 6 месяцев (эпилептическая или невротическая реакция).

Психоз – тяжёлое нарушение психики, характеризующееся:

    Неадекватностью реакций

    Нарушением отражения окружающего

    Исчезновение критики к своим поступкам

    Неспособность осмысления происходящего

    Неспособность руководить собой, своими действиями и психическими проявлениями

    Нарушение сознания, грубые изменения личности или дезинтеграцией всей психической деятельности

Непсихотические расстройства

Невроз – это симптомы и синдромы, сопровождающиеся критикой, адекватной оценкой окружения, а поведение больного, страдающего этими расстройствами, соответствует социально принятым нормам.

Типы психического реагирования организма и личности на вредность

    Экзогенный (психические реакции, заболеваниями, причиной которым является органическое поражение мозга, травмы и т.д.)

    Психогенный (реакции, заболевания, которые возникают после разного рода событий)

    Эндогенный (реакции, заболевания, причиной которым являются наследственные факторы, хромоосомный сбой и т.д.)

Течение психических заболеваний

    Непрерывное

    Приступообразное

    Смешанное

    Волнообразное

    Пароксизмальное (внезапное, кратковременный приступ, например, эпилепсия)

    Прогредиентное (постепенное нарастание, усложнение симптомов, появление стойких нарушений)

    Регредиентное (с каждым приступом число симптомов уменьшается – например, при Ч-М-травмах)

Исход психического заболевания

    Дефект (стойкое продолжительное нарушение)

    Выздоровление

    Переход в хроническое состояние

Психопатология детей

    Методологический подход к изучению нервно-психических заболеваний – эволюционно – динамический (онтогенетический)

    Принцип единства биологического и социального в человеке в процессе формирования личности

Психический дизонтогенез

Выражается в различных нарушениях темпа, сроков развития психики в целом и отдельных её частей, а также в нарушении соотношения компонентов развивающейся психики ребёнка и подростка.

    Асинхрония развития – сосуществование задержки своевременного развития одних функциональных систем и обогащающего развития других.

    Ретардация – задержка своевременного развития или созревания одной или нескольких функциональных систем.

    Акселерация – формирующаяся функциональная система развивается и созревает более быстрыми темпами, чем в норме.

Сейчас наблюдается ретардация поколения.

Связь психопатологии с другими наукам

    Общая психопатология, детская психиатрия

    Психофармакология

    Детская психология

    Педагогика

    Дефектология

    Социальная психиатрия

    Психогигиена и психопрофилактика

Классификация психических расстройств

Международная систематика болезней взрослых и детей

Психические расстройства, характерные для детского и подросткового возраста:

Разделы Р80-Р89(нарушение психологического развития)

Р90-Р98 (поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском или подростковом возрасте)

Учебник для вузов. – Санкт-Петербург. – Спецлит. – 2001. – 463 с.

Рекомендовано учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 031500 - тифлопедагогика, 031600 - сурдопедагогика, 031700 - олигофренопедагогика, 031800 - логопедия, 031900 - специальная психология,
032000 - специальная дошкольная педагогика и психология

Аннотация.
Учебник создан по образовательному стандарту Министерства общего и профессионального образования.
Основные идеи книги - влияние жизненных ситуаций на развитие психических нарушений; участие в их формировании как наследственных механизмов, так и внешних факторов; наличие принципиальных возрастных различий в клинических картинах психических расстройств. В учебнике изложены психопатологические симптомы и синдромы, а также их возрастное своеобразие. Даны представления об особенностях психических расстройств в раннем возрасте, в детстве и у подростков. Описаны методы и методики, используемые для диагностики нервно-психических расстройств у детей.

Оглавление.
Введение. Роль детской психиатрии в подготовке специальных психологов и других специалистов, работающих с детьми, имеющими отклонения в развитии.
История развития детской психиатрии.
История изучения психиатрии как науки.
Формирование зарубежной детской психиатрии.
Этапы развития детской психиатрии в России.
Основные положения психопатологии детского возраста.
Классификация психических расстройств.
Основные направления детской психиатрии и ее связь с дефектологией и другими науками.
Физиологические основы психических расстройств у детей.
Физиология высшей нервной деятельности.
Патофизиологические механизмы психических расстройств у детей.
Психологические основы детской психопатологии.
Возрастные особенности психики детей.
Этиология и патогенез психических расстройств в детском возрасте.
Механизм действия эмоционального стресса и факторы, способствующие возникновению
психических и психосоматических расстройств.
Стресс и эмоциональный стресс. Механизмы их развития.
Социальное окружение.
Стрессор.
Неблагоприятные психосоциальные факторы.
Индивид.
Психологическая защита и биологические процессы.
Соматические изменения в процессе стресса.
Патогенность стресса.
Соматические этиологические факторы.
Наследственные факторы, лежащие в основе
возникновения некоторых заболеваний
или отклонений в развитии.
Обследование психически больных детей.
Диагностический опрос ребенка.
Оборудование для кабинета, где происходит
обследование ребенка.
Возраст и особенности ребенка.
Диагностическое интервью.
Основные разделы психического статуса ребенка.
Методики, используемые для оценки психического
развития.
Обследование детей раннего возраста.
Расстройства ощущений и восприятия.
Негативная роль расстройств восприятия
в коррекционно-педагогическом процессе.
Нарушения мышления.
Негативная роль нарушений мышления в коррекционно-педагогическом процессе.
Нарушения памяти и интеллекта.
Нарушение памяти и коррекционно-педагогический процесс.
Нарушения интеллекта и коррекционно-педагогический процесс.
Аффективные расстройства.
Расстройства эмоций и коррекционно-педагогический процесс.
Нарушения воли и внимания.
Расстройства воли и коррекционно- педагогический процесс.
Нарушения внимания и коррекционно- педагогический процесс.
Расстройства влечений.
Расстройства влечений и корреционно-педагогический процесс.
Расстройства сознания.
Расстройства сознания и коррекционно-педагогический процесс.
Психопатологические синдромы в младенческом и раннем возрасте.
Психопатологические синдромы детского возраста.
Детский аутизм.
Расстройства поведения у детей и подростков.
Поведенческие реакции, свойственные преимущественно детям.
Поведенческие реакции, свойственные преимущественно подросткам.
Акцентуации характера.
Психогенные патологические формирования личности.
Гиперкинетический синдром у детей.
Расстройства поведения.
Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста.
Расстройства социального функционирования с началом, специфическим для детского возраста.
Психопатологические синдромы в подростковом возрасте (кризис периода взросления).
Маниакально-депрессивный психоз (аффективные расстройства настроения).
Шизофрения.
Детская шизофрения.
Патопсихология детской шизофрении.
Эпилепсия.
Эпилепсия у детей.
Патопсихология эпилепсии.
Психологическая и педагогическая коррекция психический нарушений.
Психогенные расстройства (острые кратковременные психогенные реакции).
Аффективно-шоковые реакции.
Острые психогенные реакции (острые истерические реакции).
Подострые психогенные расстройства (реактивные состояния).
Реактивные депрессии у детей и подростков.
Неврозы.
Неврастения.
Истерический невроз.
Невроз навязчивых состояний.
Общие особенности неврозов у детей.
Психосоматические расстройства.
Особенности психосоматических расстройств у детей разного возраста.
Соматогенные нервно-психические расстройства.
Психические расстройства при общих инфекционных заболеваниях, инфекционных поражениях центральной нервной системы.
Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных
веществ (f1).
Классификация.
Распространенность.
Психологические особенности подростков, способствующие
возникновению аддиктивного поведения.
Аддиктивное поведение.



Шизоидное расстройство личности (аутистическая психопатия, патологически замкнутая личность, чудак).

или анэтическая психопатия).

психопатия).

психопатия).
Психастеническое расстройство личности (ананкастная, тревожно-мнительная психопатия, тревожно-компульсивное расстройство личности). Тревожное расстройство личности (избегающее расстройство личности, сенситивная психопатия) .

Дошкольный возраст.


Психотерапия психических расстройств.
Абилитация и реабилитация.
Нервно-психические расстройства при острых инфекционных заболеваниях у детей и подростков. Нервно-психические расстройства при хронических инфекционных заболеваниях у детей и подростков. Психические расстройства в связи с мозговыми инфекционными болезнями (нейроинфекциями).
Психические расстройства при соматических заболеваниях.
Типы течения и последствия экзогенных психических расстройств.
Психические расстройства при черепно-мозговых травмах.
Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (f1).
Классификация.
Распространенность.
Психологические особенности подростков, способствующие возникновению аддиктивного поведения.
Аддиктивное поведение.
Переход аддиктивного поведения в синдром зависимости (болезнь).
Синдром зависимости (алкоголизм, наркомания, токсикомания).
Признаки интоксикации психоактивными веществами.
Профилактика зависимости от психоактивных веществ.
Расстройства личности (психопатии).
Психопатоподобные нарушения (патологические развития личности).
Параноидное расстройство личности (паранойяльная психопатия).
Шизоидное расстройство личности (аутистическая психопатия, патологически
замкнутая личность, чудак).
Диссоциальное расстройство личности (антисоциальная, неустойчивая-безвольная
или анэтическая психопатия).
Эмоционально-неустойчивое расстройство личности (импульсивная или эксплозивная
психопатия).
Истерическое расстройство личности (демонстративная или жаждущая признания
психопатия).
Психастеническое расстройство личности (ананкастная, тревожно-мнительная психопатия, тревожно-компульсивное расстройство личности).
Тревожное расстройство личности (избегающее расстройство личности, сенситивная психопатия).
Зависимое расстройство личности (пассивная личность, конформная личность, конституционально-глупая слабовольная психопатия).
Психосексуальное развитие и его отклонения.
Дошкольный возраст.
Школьный возраст (от 8 до 11-12 лет).
Пубертатный возраст (возраст полового созревания).
Терапевтическое вмешательство при психических расстройствах у детей.
Принципы терапии психических и психосоматических расстройств.
Клинические концепции терапии психических расстройств.
Психотерапия психигеасих расстройств.
Принципы психофармакотерапии.
Абилитация и реабилитация.
Рекомендуемая литература.
Воспитание психически больных детей и подростков.

Стоимость данного файла составляет 10 баллов

Скачать файл

  • 27.05 МБ
  • добавлен 23.03.2010

Основные мысли книжки - действие жизненных обстановок на становление психических нарушений; роль в их формировании как потомственных приспособлений, но и внешних моментов; присутствие принципиальных возрастных отличий в клинических картинах психических расстройств. В учебнике описаны психопатологические признаки и синдромы, такж...

  • 83.5 КБ
  • добавлен 30.01.2011

Психиатрия детского возраста. Классификация психических расстройств детского и подросткового возраста. Этиология. Обзор основных синдромов. Специфические нарушения развития. Особенности психозов в детском возрасте. Гериатрическая психиатрия. Психология стареющих людей. Основные психопатологические синдромы.

  • 8.9 МБ
  • добавлен 02.05.2009

Данная книга является основным или дополнительным учебным пособием по курсам детской и подростковой патопсихологии, психологии отклоняющегося поведения, патопсихологии развития детского и подросткового возраста. Учебник является образцом, гармонично совмещающего клинико-диагностический и экспериментальный подходы в освещении нор...

  • 4.95 МБ
  • добавлен 28.04.2009

Данная книга является основным или дополнительным учебным пособием по курсам детской психологии, детской и подростковой патопсихологии, психологии отклоняющегося поведения, патопсихологии развития детского и подросткового возраста,
медицинской психологии и дефектологии. Академический текст Эрика Мэша и Дэвида Вольфа является...

  • 886 КБ
  • добавлен 30.12.2010

Книга, состоящая из 9 лекций А. В. Снежневского.

Введение в общую психопатологию, психопатология чувственного познания (галлюцинации)
Психопатология чувственного познания (продолжение)
Импульсивные влечения, расстройства памяти, деперсонализация
Растерянность, синдромы помрачения сознания
Синдромы помра...



Loading...Loading...