Высшая нервная деятельность 1 вариант. Высшая нервная деятельность человека. А14. Основной признак безусловных рефлексов

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Тест по биологии Высшая нервная деятельность человека 8 класс 1 вариант 1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является безусловным? А. Выделение слюны при показе пищи Б. Реакция собаки на голос хозяина В. Отдергивание руки от горячего предмета 2. Если в комнате, где у собаки вырабатывается слюноотделительный рефлекс на зажигание лампочки, включается неожиданно приемник, то его звук А. Является условным раздражителем Б. Является безразличным раздражителем В. Является безусловным раздражителем Г. Вызывает торможение рефлекса 3. Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель А. Постоянно подкреплять безусловным Б. Подкреплять безусловным нерегулярно В. Не подкреплять безусловным Г. То подкреплять безусловным, то длительно не подкреплять 4. Какой признак характерен для безусловного рефлекса? А. Характерен для всех особей данного вида Б. Приобретается в течение жизни В. Не передается по наследству Г. Вырабатывается у каждой особи вида 5. К высшей нервной деятельности относят А. Мыслительную, речевую деятельность и память Б. Группу ориентировочных рефлексов В. Инстинкты Г. Рефлексы, обеспечивающие органические потребности (голод, жажда и др.) 6. Что такое потребность? А. Сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности Б. Нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизни и развития организма В. Внутренний мир человека Г. Основная форма деятельности нервной системы 7. Какая форма высшей нервной деятельности характерна для человека? А. Условные рефлексы Б. Безусловные рефлексы В. Мышление Г. Элементарная рассудочность 8. Большой вклад в учение о высшей нервной деятельности внес А. И.И. Мечников Б. И.П. Павлов В. Луи Пастер Г. Н.А. Семашко 9. Во время сна деятельность мозга А. Прекращается на все время сна Б. Прекращается на время медленного сна В. Не меняется вовсе Г. Перестраивается, циклически изменяясь на протяжении всего сна 10. Инстинкт это А. Генетически закрепленное поведение Б. Приобретенный в течение жизни опыт В. Поведение, обусловленное целенаправленным обучением

2 11. Что, по И.П. Павлову, является чрезвычайной прибавкой к механизмам работы мозга? А. Рассудочная деятельность Б. Эмоции В. Речь 12. Первая сигнальная система А. Анализирует знаковые сигналы, поступающие в виде символов (слов, знаков, изображений) Б. Анализирует сигналы, идущие из внешней среды В. Анализирует оба типа сигналов 13. Важнейшая функция речи это А. Обобщение и абстрактное мышление Б. Обозначение конкретных примеров В. Выражение эмоций 14. Сновидения возникают в период А. Медленного сна Б. Быстрого сна В. В обоих случаях 15. Ухаживание кошки за котятами это А. Условный рефлекс Б. Сложная цепь безусловных рефлексов В. Сочетание навыков и безусловных рефлексов 16. Сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте А. Эмоции Б. Внимание В. Память 17. Какая из форм торможения передается по наследству? А. Внешнее Б. Внутреннее В. Таких не существует 18. Чего нельзя увидеть в сновидениях? А. Прошлое Б. Настоящее В. Будущее 19. Чем условный рефлекс отличается от безусловного? 20. Какое значение для организма имеет сон? 21. Чем отличается мышление человека от рассудочной деятельности животных?

3 Тест по биологии Высшая нервная деятельность человека 8 класс 2 вариант 1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является условным? А. Выделение слюны при показе пищи Б. Реакция собаки на голос хозяина В. Отдергивание руки от горячего предмета 2. Если у собаки вырабатывается условный слюноотделительный рефлекс на зажигание электрической лампочки, то пища в этом случае А. Является условным раздражителем Б. Является безразличным раздражителем В. Является безусловным раздражителем Г. Вызывает торможение рефлекса 3. Какие формы высшей нервной деятельности наблюдаются у животных? А. Только безусловные и условные рефлексы Б. Безусловные и условные рефлексы и элементарная рассудочная деятельность В. Мышление Г. Только элементарная рассудочная деятельность 4. Условный рефлекс А. Характерен для всех особей данного вида Б. Приобретается в течение жизни В. Передается по наследству Г. Является врожденным 5. Какая из форм высшей нервной деятельности соотносится с умением решать математические задачи? А. Условные рефлексы Б. Безусловные рефлексы В. Абстрактное мышление Г. Элементарная рассудочная деятельность 6. В комнате, где у собаки вырабатывается слюноотделительный рефлекс на зажигание лампочки, постоянно включено радио. Радио в этом случае выступает как А. Условный раздражитель Б. Безразличный раздражитель В. Безусловный раздражитель Г. Фактор, вызывает торможение рефлекса 7. В период быстрого сна А. Снижается температура Б. Замедляется дыхание В. Происходит движение глазных яблок под закрытыми веками Г. Понижается кровяное давление 8. Ответная реакция организма на раздражение рецепторов при участии и контроле нервной системы называется А. Гуморальной регуляцией Б. Рефлексом В. Автоматизмом Г. Сознательной деятельностью 9. Во время сна деятельность мозга А. Прекращается на все время сна Б. Прекращается на время медленного сна В. Не меняется вовсе Г. Перестраивается, циклически изменяясь на протяжении всего сна

4 10. Прямо перед школьником неожиданно на большой скорости проехала машина. Он остановился как вкопанный. Почему? А. Сработало внешнее торможение Б. Сработал условный рефлекс В. Сработало внутреннее торможение 11. Вторая сигнальная система А. Анализирует знаковые сигналы, поступающие в виде символов (слов, знаков, изображений) Б. Анализирует сигналы, идущие из внешней среды В. Анализирует оба типа сигналов 12. Рассудочная деятельность это А. Высшая форма приспособления к условиям среды Б. Способность говорить В. Способность использовать орудия труда 13. Сновидения возникают в период А. Медленного сна Б. Быстрого сна В. В обоих случаях 14. Засыпание человека происходит А. Только рефлекторно Б. Под влиянием гуморальных процессов В. Под влиянием гуморальных и рефлекторных процессов 15. Кто первым объяснил рефлекторный принцип работы головного мозга? А. И.П. Павлов Б. А.А. Ухтомский В. И.М. Сеченов Г. П.И. Анохин 16. Что И.П. Павлов понимал под названием «сигналы сигналов»? А. Первую сигнальную систему Б. Вторую сигнальную систему В. Рефлекс 17. Переживания, в которых проявляются отношения людей к окружающему миру и к самому себе, называются А. Обучением Б. Памятью В. Эмоциями 18. Каково биологическое значение торможения условных рефлексов? 19. Что формируется труднее: знания, умения или навыки? 20. Как по-другому можно назвать цепочку условных рефлексов?

5 Ответы на тест по биологии Высшая нервная деятельность человека 1 вариант 1-В 2-Г 3-А 4-А 5-А 6-Б 7-В 8-Б 9-Г 10-А 11-В 12-В 13-А 14-А 15-Б 16-Б 17-Б 18-В 19. Безусловные рефлексы передаются по наследству, а условные рефлексы вырабатываются после рождения в процессе жизни 20. Отдых мозга, активная перестройка его работы, необходимая для упорядочивания полученной информации в период бодрствования 21. Мышление это способ на основе известных знаний добывать новую информацию, обобщать известные факты. Рассудочная деятельность это высшая форма приспособления к условиям среды 2 вариант 1-Б 2-В 3-Б 4-Б 5-В 6-Г 7-В 8-Б 9-Г 10-А 11-А 12-А 13-Б 14-В 15-В 16-Б 17-В 18. Позволяет приспособиться к конкретным условиям существования 19. Умение 20. динамический стереотип


ТЕМА «Высшая нервная деятельность. Рефлекс» 1. Человек, в отличие от животных, услышав слово, воспринимает 1) высоту составляющих его звуков 2) направление звуковой волны 3) степень громкости звука 4)

Под высшей нервной деятельностью понимают те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой. ВНД деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление

Глава II. Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций На дом: 8 Тема: Рефлекс. Рефлекторная дуга Задачи: Дать характеристику рефлексам, рефлекторным дугам Пименов А.В. Рефлексом называется ответная

IV четверть Учебник: Биология. Человек. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.; Биология. Человек. Батуев А.С. Тема: Органы чувств и высшая нервная деятельность. 1. Где расположены светочувствительные рецепторы глаз?

Возрастные особенности высшей нервной деятельности Иван Михайлович Сеченов 1829-1905 Иван Петрович Павлов 1849 1936 Эксперимент в лаборатории И.П.Павлова Высшая нервная деятельность (ВНД) - совокупность

ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ ПО РАЗДЕЛАМ «ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», «ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ» 1. Установите соответствие имеют характеристики: А. Память 1. Функция присущая только человеку, является

12 с. 29 31 Целостность организма человека основа его жизнедеятельности 6 Компоненты организма человека Кровь это 1) эпителиальная ткань 3) соединительная ткань 2) нервная ткань 4) межклеточное вещество

Тесты по разделу ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Впервые экспериментально обосновал рефлекторный характер деятельности спинного и головного мозга: а) И.М.Сеченов б) П.К.Анохин в) И.П.Павлов 2. Экспериментальна

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ НА 1997-2000 ГОДЫ» Т. В. АЛЕЙНИКОВА ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ Учебное пособие для студентов

Задания по анатомии, физиологии и гигиене человека в ходе ЕГЭ 2002-2008 годов 2003 год 1. Опишите малый круг кровообращения. 2. Какие органы входят в мочевыделительную систему человека, какие функции она

Высшая нервная деятельность. Рефлекс основа работы нервной системы. Цели: Углубление понятия рефлекса; Установление значения всех звеньев рефлекторного пути (рецепторов, нервов, ЦНС); Формирование элементарного

Глава II. Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций На дом: 10 Тема: Головной мозг Задачи: Изучить строение и функции головного мозга Пименов А.В. Задний мозг Головной мозг принято делить на

Тематическое планирование Предмет: БИОЛОГИЯ Класс:8 Часов в неделю:2 Всего часов за год: 72 Iтриместр. Всего недель, всего часов 22.. Раздел. Общий обзор организма человека Науки, изучающие организм человека.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ «НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ» Реализуется в базовой части учебного плана подготовки специалиста обучающего по направлению подготовки (специалиста) ФГОС 37.05.01./ клиническая психология

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (68 часов, 2 часа в неделю) Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 часа) Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства

Программа учебной дисциплины «Физиология» для подготовки аспирантов по специальности научных работников 03.03.01 физиология 1. Целью освоения дисциплины: является формирование у аспирантов углубленных

Пп Календарно тематическое планирование по биологии. 8 класс. Тема урока Количество часов Планируемые сроки проведения (месяц, неделя) 7 Класс (Царство Животные). 2 ч 1. Происхождение млекопитающих. Особенности

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д.Алиева» Естественно-географический факультет

Оглавление Список сокращений...3 Предисловие...6 Введение...8 Часть I. ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ... 15 Глава 1. Физиология клетки... 15 1.1. Основные механизмы деятельности клетки... 15 1.2. Биологические мембраны,

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.Т. ТРУБИЛИНА»

НОУ ВПО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ Учебно-методический комплекс Специальность 030301.65 «Психология» Специализация «Клиническая

2. НЕРВНАЯ СИСТЕМА 20 1. Из чего построена нервная ткань? а) из нейронов; б) из эпителиальных клеток; в) из эритроцитов; г) из межклеточного вещества. 2. Где наиболее полно описываются основные свойства

ФИЗИОЛОГИЯ Лекция 4 ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ЦНС. МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ. РЕФЛЕКТОРНІЙ ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦНС. План лекции 1. Структурно-функциональная характеристика ЦНС. 2. Рефлекторный принцип деятельности ЦНС.

Глава II. Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций На дом: 6-7 Тема: Регуляция функций. Строение нервной системы Задачи: Дать характеристику различным видам регуляции, изучить общий план строения

Эндокринная система МАТЕРИАЛЫ Для подготовки по биологии 8.1 класс Модуль 3 Учитель: З.Ю. Соболева Раздел/Тема Знать Уметь -типы желез - определять тип желез - основные гормоны и их - соотносить железу

Письменная контрольная работа по теме 2 Задание 1. Выберите один или несколько правильных ответов. 1. Психофизиологическая проблема это проблема а) взаимоотношения психического и биологического; б) взаимоотношения

Название тем Всего часов самост оятель ной работы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический

Пояснительная записка Рабочая учебная программа по биологии для 8х классов составлена на основе примерной программе среднего общего образования на базовом уровне по биологии, соответствует Федеральному

Раздел Номер урока Тема урока Даты проведения план Дата проведения факт Оборудование ВВЕДЕНИЕ 1ч 1 Введение. Биосоциальная природа человека. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩИЙ ОБЗОР 5ч 2 Науки об организме человека.

Календарно-тематическое планирование ФК ГОС УМК: Пасечник В.В., Каменский А.А., Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. М.: Дрофа, 2006 Изучаемый раздел, тема урока Количество часов ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Задачи для экзамена по физиологии. Порог раздражения электрическим током у одной мышцы 2в, у другой 3в. У какой из мышц возбудимость выше? Известно, что возбуждение нерва или мышцы можно вызвать применяя

Аннотация рабочей программы дисциплины (модуля) «Нормальная физиология» по направлению 14.03.02 Ядерные физика и технологии (профиль Радиационная безопасность человека и окружающей среды) 1. Цели и задачи

РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения МБОУ «Златоруновская СОШ» протокол от «24» августа 2018г СОГЛАСОВАНО: заместитель директора по УВР МБОУ «Златоруновская СОШ» Соловьѐва Л.В. / «29»августа

Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова» Институт педагогики и психологии Кафедра

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ Березина А.С. Екатеринбург, РГППУ, ГМУ-104 Руководитель: доктор. биол. наук, профессор Селиверстова Г.П. Отец русской физиологии академик

ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИИ ФИЛО- И ОНТОГЕНЕЗА ПСИХИКИ 2.1. ФИЛОГЕНЕЗ ПСИХИКИ Понятие филогенез означает историческое развитие чего-либо в процессе эволюции. Развитие психики животных и человека шло параллельно

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОКУЗНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Кемеровский

Письменная контрольная работа по теме 1 Задание 1. Выберите один или несколько правильных ответов. 1. Психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но

Крисевич Т. О. старший преподаватель кафедры общей биологии и ботаники РЕГУЛЯТОРНЫЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА НЕРВНАЯ СИСТЕМА (часть 1) Значение нервной системы. Нейрон. Синапс. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Высшая

Биология ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о роли биологической науки в формировании

Природа психического. Психические особенности человека. Беркун Екатерина СО1-1 Кляус Вероника СО1-1 План. 1) Соотношение физиологических и психических процессов и явлений. 2) Появление и развитие форм

Условно-рефлекторная деятельность (ассоциативное научение) 1. Классические условные рефлексы 2. Временная связь, динамический стереотип 3. Доминанта и условный рефлекс 4. Оперантное научение 5. Когнитивное

Тест по обществознанию 1 вариант Часть А A1. Что из перечисленного относится к биологическим признакам человека? 1) общение 2) речь 3) стремление к самоутверждению 4) способность к прямохождению А2. На

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

Консультация для родителей на тему:«общая характеристика развития познавательных процессов» Муниципальное дошкольное общеобразовательное бюджетное учреждение детский сад 4 комбинированного вида г. Богородицка

Тема: НЕРВНАЯ СИСТЕМА (6 часов). Общий обзор нервной системы. Строение и функция нервной системы. Классификация по топографическому и функциональному признакам. Нейрон основная структурно-функциональная

Рабочая программа по биологии, 8 класс Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе: 1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

Тема урока Кол-во урока Раздел: Введение час Биологическая и социальная природы человека. Науки об организме человека. Инструктаж по ТБ. Раздел 2: Обзор организма человека 5 2 Общий обзор организма человека.

1 Выбор по зи ций из списка Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выберите

I. 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Биология» для 7 класса составлена на основе следующих документов: Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОЧУ ВПО «МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» «Дефектология. Логопедия» Лекции по дисциплине «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности»

Паспорт фонда оценочных средств п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины 1 Фундаментальные основы физиологии и этологии Код контролируемой компетенции (или ее части) ПК-2, ПК-4, ПК-6 Наименование оценочного

Перечень элементов содержания, проверяемых на вступительном экзамене по биологии Вступительный тест по биологии состоит из основного государственного экзамена (ОГЭ-2107), вся информация берется из официальных

Рациональные приемы работы с информацией Допустим, вы выбрали тему реферата (доклада, сочинения, выступления, сообщения), подобрали книги и статьи. Настала пора подумать о способах сохранения материала,

2.2.2.10. БИОЛОГИЯ Живые организмы Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы

О СОЗДАНИИ ЕДИНОЙ ОБОБЩЕННОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ И.П. ПАВЛОВА П.К. АНОХИНА Автор: Сергеев Роман Николаевич Направление: «Психофизиология» Научный руководитель: Кучкин С.Н. д.м.н. ГАФК, Кафедра

РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Г. В. ПЛЕХАНОВА ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА: ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оглавление Предисловие - 3-бс. Глава 1 История физиологии. Методы физиологических исследований - 7-14с. Глава 2 Физиология возбудимых тканей -15-42с. Биоэлектрические явления в возбудимых тканях. Природа

Педагогическая цель Тип урока Планируемые результаты (предметные) Личностные результаты Универсальные учебные (метапредметные) Основное содержание темы, понятия и термины Оборудование Технологическая карта

ИВАНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Дисциплина: ПСИХОЛОГИЯ 2013-2014 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ДИСЦИПЛИНА: ПСИХОЛОГИЯ ВАРИАНТ 1 Задание: Выберите один правильный ответ. 1.Высший

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ» УТВЕРЖДА Ю Проректор по учебно-методической работ

Содержание учебного предмета Биология как наука. Методы биологии Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.

1. Цели освоения дисциплины Целью дисциплиныфизиология ВНД и сенсорных систем является углубление знаний слушателей о физиологии высшей нервной человека и совершенствование их умений и навыков, необходимых

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Цель работы определить уровень знаний учащихся обществоведческих понятий и терминов, умений объяснять явления

Материал для подготовки к тестированию по предмету Психология 10 класс (профиль). Модуль 1. Педагог-психолог Л.О. Митина. Тема Знать Уметь Определение психологии как науки. Предмет, объект и задачи психологии.

Тестирование по теме «Высшая нервная деятельность»

1. Безусловные рефлексы человека и животных обеспечи-вают

1) приспособление организма к постоянным условиям среды

2) приспособление организма к меняющемуся внешнему миру

3) освоение организмов новых двигательных умений

4) различение животными команд дрессировщика

2. Реакция человека на зеленый цвет светофора — это рефлекс

1) врожденный

2) приобретенный

3) безусловный

4) наследуемый

3. Слюноотделение у человека при виде лимона

1) условный

2) безусловный

3) защитный

4)ориентировочный

4. Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным раздражителем - это

1) безусловное торможение

2) условное торможение

3) рассудочное действие
4)осознанный поступок

5. Условный рефлекс будет прочным, если условный раз-дражитель

1) постоянно подкрепляется безусловным раздражителем

2) нерегулярно подкрепляется безусловным раздражителем

3) не подкрепляется безусловным раздражителем

4) подкрепляется безусловным раздражителем через большие промежутки времени

6. Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в

1) коре больших полушарий

2) продолговатом мозге

3) мозжечке

4)среднем мозге

7. Рефлекс представляет собой основу

1) передачи измененных признаков от родителей потомству

2) наследственности организмов

3) нервной деятельности человека и животных

4) эволюции животных и человека

8. Внешнее торможение возникает

1) при действии внешних сильных новых очагов возбуждения

2) при постепенном угасании существующего условного рефлекса

4) по истечении определенного времени для всех условных

рефлексов

9. Плачущему малышу дали в руки куклу-неваляшку, кото-рая зазвенела, и ребенок перестал плакать в результате

1) безусловного рефлекса

2) рассудочной деятельности

3) процесса возбуждения

4) процесса торможения

10. В ответ на звон посуды, запах пищи, её вид у человека возникают слюноотделительные рефлексы:

1) передающиеся по наследству

2) врождённые

3) условные

4) безусловные

11. реакция собаки на команду хозяина - это пример рефлекса:

1) безусловного 2) условного

3) передающегося по наследству 4) характерного для всех особей вида

12. Раздражитель, на который существует врождённая реакция, называется:

1) условным 2) безусловным

3) оборонительным 4) индиферрентным

13. метод мнимого кормления, применённый И. П. Павловым, помог установить:

1) рефлекторную природу сокоотделения в желудке

2) аминокислотный состав пепсина

3) механизм продвижения пищи в кишечнике

4) строение системы органов пищеварения

14. Основный признак безусловных рефлексов:

1) индивидуальные 2) кратковременные

3) наследственные 4) приобретённые

15. Условные рефлексы:

1) одинаковы у всех особей вида 2) постоянны

3) индивидуальны 4) контролируются спинным мозгом

16. К спинномозговым рефлексам щенка спаниэля относится:

1) охрана потомства 2) мочеиспускание

3) строительство нор 4) пробуждение в определённое время

17. При серьёзном повреждении затылочной доли мозга собаки у неё не сформируется условный рефлекс на:

3) прикосновение 4) запах

18. Если у собаки сформирован условный рефлекс на команду «Сидеть!», то она должна:

1) садится по команде хозяина

2) ждать лакомства и потом садится

3) садится по команде любого человека

4) подчинятся команде жестом

19. Все безусловные рефлексы человека регулируются:

1) только корой головного мозга

2) спинным мозгом

3) спинным мозгом и корой головного мозга

4) гормональным путем

20. Связь, образующаяся при формировании условного рефлекса, называ-ется

1) прерывистой

2) постоянной

3) длительной

4)временной

21. Теорию условных рефлексов создал:

1) И. Ц. Павлов 3) И. М. Сеченов

2) А. А. Ухтомский 4) П. К. Анохин

22. У человека безусловное торможение возникает

1) при действии более сильных раздражителей

2) вследствие постепенного угасания условного рефлекса

3) вне зависимости от действия внешнего раздражителя

4) при неподкреплении условных рефлексов безусловными раз-дражителями

В 1. Реакция ребенка на бутылочку с питательной смесью - это пример рефлекса

1) врожденного

2) приобретенного в течение жизни

3) имеющегося у всех грудных детей

4) имеющегося у детей с искусственным или смешанным

вскармливанием

5) передающегося по наследству

6) не передающегося по наследству

В 2. Безусловные рефлексы:

А) видоспецифичны

Б) не наследуются

В) изменчивы, т.е. постоянно образуются и угасают

Г) сохраняются после удаления коры больших полушарий

Д) являются врождёнными

Е) замыкаются на уровне коры больших полушарий

В 2. Условные рефлексы:

А) наследуются

Б) устойчивы, т.е. сохраняются в течение всей жизни

В) индивидуальны

Г) способствуют выживанию в изменяющихся условиях среды

Д) не вырабатываются при повреждении коры больших полушарий

Е) видоспецифичны

В 3. Найдите соответствие между физиологическими эффектами и фазами сна:

1) учащение дыхания

2) быстроволновая электрическая активность мозга

3) падение ЧСС

4) релаксация мышц

5) сновидения

6) активное сокращение мимической мускулатуры

В 4. Какиеиз рефлексов не наследуются:

А) выполнение собакой команды «лежать»

Б) кашель при попадании крошек хлеба в дыхательные пути

В) выделение слюны в определённое время дня

Г) временная остановка дыхания при вхождении в холодную воду

Д) езда на велосипеде

Е) чувство голода

В 5. Какие из рефлексов являются безусловными:

Б) отделение слюны на запах пищи

В) коленный рефлекс

Г) моргание при попадании в глаз песчинки

Д) включение света при входе в помещение

Е) чувство голода

В 6. Выберите признаки, характеризующие специфическую высшую нервную деятельность человека:

А) реализуются безусловные рефлексы

Б) способность к абстрактному мышлению

В) способность к обучению

Д) общение знаками, символами, понятиями

Е) сформированное условно-рефлекторное поведение

В.7. Какие из приведенных рефлексов не наследуются?

A) Выполнение собакой команды «Лежать»

Б) Кашель при попадании крошек хлеба в дыхательные пути

B) Выделение слюны в определенное время дня

Г) Временная остановка дыхания при вхождении в холодную воду

Д) Езда на велосипеде

Е) Чувство голода

В8. В каком случае поведение животных можно отнести к инстинктам:

А) нерестовые миграции рыб

Б) реакции инфузории на поварённую соль

В) сбор пыльцы и нектара пчёлами

Г) передвижение эвглены зелёной в освещённое место

Д) реакции аквариумных рыб на постукивание кормушки

Е) откладывание кукушкой яиц в гнезда чужих птиц

В. 9. Установите соответствие

Признаки рефлексов

1)Индувидуальные

2(формируются в процессе индив.развития

3) врождённые

4) облегчают приспособление к условиям среды

5) жизненно важны, обеспечивают существование организмов

6) не требуют специальных условий для их возникновения

В 10 . Человек, в отличие от высших человекообразных обезьян,

A) обладает абстрактным мышлением
Б) имеет вторую сигнальную систему

B) имеет кору больших полушарий

Г) создает искусственную среду обитания

Д) характеризуется поведением, основанным на безусловных рефлексах

Е) адаптируется к новым условиям жизни путем выработки ус-ловных рефлексов

С.1 . Из каких элементов состоит рефлекторная дуга безусловного рефлекса?

С2. Как вырабатываются условные рефлексы?

С 3. Почему человек в своём доме безошибочно находит выключатель, а в чужом некоторое время ишет его, даже если уже бывал там не один раз?

Задание 1. «Безусловные рефлексы»

Заполните таблицу:

Задание 2. «Безусловные и условные рефлексы»


Заполните таблицу:

Задание 3. «Дуги безусловных и условных рефлексов»


Р

ассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:


  1. Перечислите элементы рефлекторной дуги, изображенной на рис. А. Что обозначено цифрами 1 – 4?

  2. Перечислите элементы рефлекторной дуги, изображенной на рис. Б.

  3. Что изображено на рис. В?

  4. Объясните, почему происходит слюноотделение у собаки, изображенной на рис. Г?

  5. Между какими центрами образуются временные связи пищевых условных рефлексов, если слюноотделение наблюдается на запах пищи? На звуки, которыми сопровождается кормление?

Задание 4. «Дуги безусловных и условных рефлексов»


Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Дуга безусловного рефлекса:

Дуга условного рефлекса:


  1. Запишите последовательные элементы рефлекторной дуги безусловного слюноотделительного рефлекса.

  2. Запишите последовательные элементы рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса.

Задание 5. «Образование и торможение условных рефлексов»


Запишите номера суждений, против верных поставьте +, против ошибочных –

  1. Для образования условного рефлекса необходим безусловный раздражитель.

  2. Условные рефлексы связаны с образованием временных связей между различными центрами в коре.

  3. Для образования условного рефлекса необходимо, чтобы безразличный раздражитель начал действовать на несколько секунд раньше безусловного, через несколько повторений он становится условным раздражителем.

  4. Условные рефлексы образуются на всю жизнь.

  5. Условные рефлексы передаются по наследству.

  6. Учение об условных рефлексах разработано И.М.Сеченовым.

  7. Образование условных рефлексов связано с корой головного мозга.

  8. Безусловное (внешнее) торможение связано с угасанием условного рефлекса без его подкрепления безусловным.

  9. Внутреннее торможение позволяет приспособиться к изменившимся условиям жизни.

  10. Внешнее торможение позволяет приспособиться к внезапным изменениям в окружающем мире .

  11. Реакция учеников на звонок с урока - пример внутреннего торможения.

Задание 6. «Высшая нервная деятельность. Сон»


Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

  1. И.П.Павлов.

  2. И.М.Сеченов.

  3. Н.И.Пирогов.
Тест 2. Кто разработал методику образования условных рефлексов и создал учение об условных рефлексах?

  1. И.П.Павлов.

  2. И.М.Сеченов.

  3. А.А.Ухтомский.
Тест 3. Какие рефлексы являются врожденными, однотипными для вида и передаются по наследству?

  1. Условные рефлексы.

  2. Безусловные рефлексы.
Тест 4. Какие рефлексы являются приобретенными, носят индивидуальный характер и не передаются по наследству?

  1. Условные рефлексы.

  2. Безусловные рефлексы.
Тест 5. Дуги каких рефлексов существуют с рождения и сохраняются в течение всей жизни?

  1. Условных рефлексов.

  2. Безусловных рефлексов.

  3. И условных, и безусловных рефлексов.
Тест 6. Какие рефлексы не имеют готовых рефлекторных дуг, формируются в процессе жизни и могут угасать ?

  1. Условные рефлексы.

  2. Безусловные рефлексы.

Тест 7. Какие рефлексы обеспечивают приспособление к меняющимся условиям внешней среды?

  1. Условные рефлексы.

  2. Безусловные рефлексы.

  3. И условные, и безусловные рефлексы.
**Тест 8. Какие условия необходимы для выработки условных рефлексов?

  1. Безразличный раздражитель должен подкрепляться безусловным раздражителем.

  2. Безразличный раздражитель должен несколько опережать безусловный раздражитель.

  3. Безусловный раздражитель должен несколько опережать безразличный раздражитель.

  4. Достаточно одноразового подкрепления безразличного раздражителя безусловным.

  5. Должно быть неоднократное подкрепление безразличного раздражителя безусловным.
Тест 9. Какие структуры головного и спинного мозга участвуют в осуществлении безусловных рефлексов?

  1. Спинной мозг и ствол головного мозга.

  2. Спинной мозг, ствол и кора головного мозга.

  3. Ствол и кора головного мозга.

  4. Кора головного мозга.
Тест 10. При покупке нового костюма, человек некоторое время ищет карманы на старых местах, затем привыкает к новым. Какой это вид торможения ?

  1. Внешнее, безусловное.

  2. Внутреннее, условное.
Тест 11. Раздался стук в дверь и пудель , бросив мячик, залаял и бросился к двери. Какой это вид торможения?

  1. Внешнее, безусловное.

  2. Внутреннее, условное.

  3. Здесь нет торможения, произошло возбуждение другого участка коры.
Тест 12. Условный раздражитель не подкрепляется безусловным. Животное через некоторое время перестает реагировать на условный раздражитель, условный рефлекс затормозился. Какой это вид торможения?

  1. Внешнее, безусловное.

  2. Внутреннее, условное.
Тест 13. Какую информацию человек воспринимает с помощью первой сигнальной системы ?


  1. Любую, которую воспринимают органы чувств, кроме словесной .
Тест 14. Какую информацию человек воспринимает с помощью второй сигнальной системы ?

  1. Любую, которую воспринимают органы чувств.

  2. Любую, которую воспринимают органы чувств, кроме словесной.

  3. Только словесную, устную и письменную речь.
**Тест 15. Что характерно для фазы медленного сна?

  1. Урежаются дыхание и пульс.

  2. Учащается и углубляется дыхание.

  3. Расслабляются мышцы.

  4. Понижается обмен веществ и температура тела.

  5. Повышается интенсивность обмена веществ.

  6. Усиливается работа сердца.

  7. Замедляется работа сердца.

  8. Повышается кровяное давление.

  9. Наблюдается быстрое движение глаз.

  10. Человек видит сны.

  11. Заторможенность движений.

  12. Повышается температура.
Тест 16. Как называется форма научения, основанная на запечетлевании образа другого индивидуума в мозгу детеныша и создании особой "привязанности" к нему, стремлении следовать за ним?

  1. Импринтинг.

  2. Инсайт.

  3. Условный рефлекс.
Тест 17. Как называется высшая форма научения животных, основанная не на методе проб и ошибок, а на ранее полученной информации и позволяющая решить задачу, которую животное ранее не решало. (Для того чтобы достать банан шимпанзе поставила ящики друг на друга).

  1. Импринтинг.

  2. Инсайт.

Задание 7. «Высшая нервная деятельность»


Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением :

  1. Кто из Российских ученых впервые показал, что психическая деятельность человека основана на рефлексах?

  2. Какой Российский ученый создал учение об условных рефлексах?

  3. Какие рефлексы называются безусловными?

  4. Какие рефлексы называются условными?

  5. Что такое инстинкт?

  6. Дайте определение высшей нервной деятельности.

  7. Присуща ли высшая нервная деятельность животным?

  8. Дуги каких рефлексов существуют с рождения и сохраняются всю жизнь ?

  9. Дуги каких рефлексов формируются в процессе жизнедеятельности и могут угасать?

  10. Как называется нервная связь, возникающая между различными центрами при образовании условного рефлекса?

  11. Какие условия необходимы для образования условного рефлекса?

  12. Какие два вида торможения рефлексов вам известны?

  13. В ответ на звуковой сигнал автомобиля, пешеход остановился. Какой это вид торможения?

  14. У собаки выработан пищевой рефлекс на звук погремушки. Впоследствии он перестал подкрепляться пищей и затормозился. Какой это вид торможения?

  15. Какую информацию человек воспринимает с помощью первой сигнальной системы?

  16. Какую информацию человек воспринимает с помощью второй сигнальной системы?

  17. В каком полушарии у правшей находятся речевые центры?

  18. Какое полушарие преимущественно отвечает за образное мышление?

  19. Что такое доминанта?

  20. Кто разработал учение о доминанте?

Задание 8. «Важнейшие термины и понятия темы»


Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):

1. Безусловные рефлексы. 2. Условные рефлексы. 3. Временные связи. 4. Безусловный раздражитель. 5. Условный раздражитель. 6. Безусловное торможение. 7. Условное торможение. 8. Принцип доминанты А.А.Ухтомского. 9. Вторая сигнальная система. 10. Импринтинг.


Ответы:

Задание 1.

Задание 2.

Задание 3. 1. Рецепторы языка, чувствительный путь (1), центр слюноотделения продолговатого мозга (2), двигательный путь, слюнная железа (3). Кроме того, информация передается в пищевой центр коры (4). 2. Зрительные рецепторы, чувствительный путь, зрительный центр. 3. Возбуждение зрительного центра и пищевого центра в коре головного мозга. 4. При включении лампочки возбуждается зрительный центр. По временной связи возбуждение доходит до пищевого центра коры, откуда возбуждение передается на слюноотделительный центр. 5. На запах – между обонятельными центрами и пищевыми центрами коры; на звуки – между слуховыми центрами коры и пищевыми центрами.

Задание 4.

Дуга безусловного рефлекса


Дуги условных рефлексов:


Задание 5. 1. Нет, не обязательно. Иногда достаточно условного раздражителя. 2. Да. 3. Да. 4. Нет. 5. Нет. 6. Нет. 7. Да. 8. Нет. 9. Да. 10. Да. 11. Нет.

Задание 6. Тест 1. 2. Тест 2. 1. Тест 3. 2. Тест 4 . 1. Тест 5. 2. Тест 6. 1. Тест 7. 1. Тест 8. 1,2,5. Тест 9. 1. Тест 10. 2. Тест 11. 1. Тест 12. 2. Тест 13. 2. Тест 14. 3. Тест 15. 1,3,4,7. Тест 16. 1. Тест 17. 2.

Задание 7. 1. И.М.Сеченов. 2. И.П.Павлов. 3. Врожденные. 4. Приобретенные в течение жизни . 5. Определенная последовательность врожденных рефлексов. 6. Рассудочная деятельность, деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая приспособляемость к условиям среды, основанная на образовании и торможении условных рефлексов. 7. Да, в зависимости от степени развития нервной системы. 8. Врожденных. 9. Приобретенных. 10. Временная связь. 11. Сочетание безразличного раздражителя с безусловным. Безразличный раздражитель должен предшествовать безусловному. Для образования прочной временной связи необходимо многократное подкрепление безразличного раздражителя безусловным. 12. Внешнее (безусловное) и внутреннее (условное). 13. Внешнее. 14. Внутреннее. 15. Любую, кроме словесной. 16. Устную и письменную речь. 17. В левом. 18. Правое. 19. Временно наиболее активная система рефлексов, которая направляет работу нервных центров и поведение в данный момент времени . 20. А.А.Ухтомский.

Задание 8. 1. Врожденные, видовые. 2. Приобретенные в течение жизни, индивидуальные. 3. Связи, возникающие между нервными центрами при образовании условных рефлексов. 4. Раздражитель, вызывающий определенный безусловный рефлекс. 5. Раздражитель, вызывающий определенный условный рефлекс. 6. Внешнее торможение, вызванное новым раздражителем. 7. Внутреннее торможение, когда условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным. 8. Доминирование в определенный момент времени конкретных нервных центров, определяющих нервную деятельность человека. 9. Речь, сигнал сигналов. 10. Запечатление, формирование в раннем периоде развития особи устойчивой индивидуальной избирательности к внешним стимулам.

Занятие №19. Итоговое занятие по разделу «Физиология высшей нервной деятельности»

I . Вопросы для подготовки к письменному тест-контролю

(в каждом тест-вопросе из 4-х вариантов ответа надо выбрать один правильный)

    Рефлексы, вырабатывающиеся в процессе индивидуального развития человека, называются:

А. безусловными; Б. спинальными; В. условными ; Г. ориентировочными.

    Для формирования условного рефлекса необходимо соблюдать все указанные требования, кроме:

А. индифферентный раздражитель должен быть слабее безусловного; Б. индифферентный

раздражитель должен предшествовать безусловному или совпадать с ним по времени действия;

В. нормальное функциональное состояние центральной нервной системы; Г. индифферентный раздражитель должен быть сильнее безусловного.

    Изменение у легкоатлета перед стартом функций дыхания и кровообращения есть проявление:

А. инстинкта; Б. ориентировочного рефлекса; В. условного рефлекса ; Г. защитного рефлекса.

    Рефлекс обильного слюноотделения у голодного человека при запахе пищи является:

А. искусственным рефлексом; Б. условным рефлексом ; В. инстинктом; Г. случайностью.

    В основу классификации высшей нервной деятельности (ВНД) на несколько типов И.П. Павловым положены следующие свойства нервных процессов:

А. пластичность, лабильность, утомляемость; Б. сила, лабильность, утомляемость;

В. сила, подвижность, пластичность; Г. сила, уравновешенность, подвижность .

    Для нервных процессов "живого" типа ВНД по И.П. Павлову характерны:

А. большая сила, низкая подвижность, уравновешенность; Б. малая сила, высокая подвижность, уравновешенность; В. большая сила, высокая подвижность, неуравновешенность; Г. большая сила, высокая подвижность, уравновешенность.

    Для нервных процессов "спокойного" типа ВНД по И.П. Павлову характерны:

А. большая сила, высокая подвижность, неуравновешенность; Б. малая сила, высокая подвижность, уравновешенность; В. малая сила, низкая подвижность, уравновешенность; Г. большая сила, низкая подвижность, уравновешенность.

    Для нервных процессов “слабого” типа ВНД по И.П. Павлову характерны:

А. уравновешенность; Б. малая сила ; В. большая сила, высокая подвижность; Г. высокая подвижность.

    Для нервных процессов “безудержного” типа ВНД по И.П. Павлову характерны:

А. большая сила, неуравновешенность ; Б. малая сила, высокая подвижность, уравновешенность;

В. малая сила, низкая подвижность, уравновешенность; Г. большая сила, низкая подвижность, уравновешенность.

    Способность вырабатывать условные рефлексы быстро и прочно наиболее выражена при типе темперамента:

А. сангвиника ; Б. флегматика; В. меланхолика; Г. холерика.

    Выработанный в результате практики комплекс условных рефлексов, осуществляющихся в строгой последовательности, это:

А. условный рефлекс 3-го порядка; Б. безусловный рефлекс; В. динамический стереотип ;

Г. инстинкт.

    При повреждении неокортекса у человека не будет происходить формирование:

А. инстинктов; Б. мотиваций; В. эмоций; Г. динамического стереотипа . ?

    Безусловное торможение условных рефлексов характеризуется тем, что оно:

А. требует выработки; Б. не вызывает торможения в центрах условного рефлекса;

В. не требует выработки ; Г. не сопровождается реализацией динамического стереотипа.

    К безусловному торможению условных рефлексов относится:

А. угасательное; Б. дифференцировочное; В. гаснущий тормоз ; Г. запаздывающее.

    Вид торможения условных рефлексов, возникающий под влиянием внешних, посторонних для данного условного рефлекса, раздражений, это торможение:

А. дифференцировочное; Б. запаздывающее; В. условное; Г. безусловное.

    Торможение условных рефлексов под действием чрезмерно сильного раздражителя, называется:

А. запредельным ; Б. условным тормозом; В. дифференцировочным; Г. запаздывающим.

    Торможение условных рефлексов, вырабатываемое в процессе жизни, называется торможением:

А. ориентировочно-исследовательским; Б. условным ; В. реципрокным; Г. запредельным.

    Дифференцировочное торможение условных рефлексов:

А. способствует выработке навыков типа запрета; Б. охраняет нервные центры от избытка

информации; В. позволяет экономить энергоресурсы; Г. позволяет различать близкие по

параметрам раздражители.

    На скорость выработки дифференцировочного торможения более всего влияет:

А. сила процесса возбуждения; Б. сила процесса торможения ; В. уравновешенность нервных

процессов; Г. подвижность нервных процессов.

    В случае прекращения подкрепления условного сигнала безусловным раздражением

вырабатывается торможение:

А. угасательное ; Б. дифференцировочное; В. запаздывающее; Г. внешнее.

    Субъективное отражение мозгом актуальной потребности человека называется:

А. мотивацией ; Б. II-ой сигнальной системой; В. условным рефлексом; Г. памятью.

    Субъективное отражение мозгом величины потребности и степени ее удовлетворения называется:

А. доминантой; Б. памятью; В. эмоцией ; Г. мотивацией.

    Психическая функция, способствующая мобилизации организма для удовлетворения актуальной потребности, называется:

А. памятью; Б. мышлением; В. условным рефлексом; Г. доминирующей мотивацией .

    Мотивации классифицируют как:

А. положительные, отрицательные; Б. биологические, социальные ; В. реальные, идеальные;

Г. объективные, субъективные.

    Эмоции классифицируют как:

А. сильные и слабые; Б. объективные, субъективные; В. соматические и висцеральные;

Г. положительные, отрицательные .

    Для самосохранения индивидуума и сохранения вида главная роль принадлежит:

А. социальным мотивациям; Б. II-ой сигнальной системе; В. биологическим мотивациям ;

Г. эмоциональному стрессу.

    Главной причиной возникновения биологических мотиваций является:

А. пробел в памяти; Б. неудачи во взаимоотношениях с людьми; В. изменения состава и физико-химических свойств внутренней среды организма; Г. дефекты речи.

    Нейрофизиологической основой биологической мотивации являются:

А. активирующие влияния гипоталамических нейронов на структуры продолговатого мозга;

Б. тормозные влияния гипоталамических нейронов на структуры среднего мозга;

В. модулирующее влияние красного ядра на мотонейроны спинного мозга;

Г. активирующие влияния гипоталамических нейронов на структуры коры полушарий мозга.

    С позиции теории функциональных систем роль эмоций заключается в:

А. оценке параметров результата поведения? ; Б. принятии решении; В. формировании акцептора результата действия; Г. создании плана и программы поведения.

    Главная физиологическая роль положительных эмоций состоит в:

А. формировании биологических мотиваций; Б. формировании социальных мотиваций;

В. закреплении в памяти положительного опыта ; Г. осуществлении рефлексов.

    С позиций информационной теории формирования эмоции по П.В. Симонову отрицательные эмоции у человека возникают в тех случаях, когда у него:

А. отсутствует цель; Б. мышление стереотипно; В. отношение к воздействию раздражителей индифферентно; Г. есть цель, но информации для достижения цели недостаточно.

    С позиций физиологической теории формирования эмоции по Г.И. Косицкому отрицательные эмоции у человека возникают в тех случаях, когда у него:

А. отсутствует цель; Б. мышление стереотипно; В. отношение к воздействию раздражителей индифферентно; Г. есть цель, но информации, энергии и времени для достижения цели недостаточно .

    Истинную интенсивность эмоции, переживаемой человеком, можно оценить по:

А. мимике; Б. интенсивности движений; В. изменению частоты сокращений сердца;

Г. словесному описанию человека.

    Состояние эмоционального возбуждения сопровождается:

А. активацией парасимпатической нервной системы, снижением частоты и силы сердечных сокращений; Б. понижением уровня глюкозы в крови; В. сужением зрачков, увеличением слюноотделения; Г. активацией симпатической нервной системы, учащением и усилением работы сердца.

    Для стенических отрицательных эмоций характерно:

А. увеличение работоспособности, концентрация внимания ; Б. снижение тонуса симпатической нервной системы, повышение тонуса парасимпатической нервной системы; В. развитие невроза;

Г. снижение энергетических ресурсов, появление страха, тоски.

    Для астенических отрицательных эмоций характерно:

А. повышение мобилизации памяти, внимания; Б. снижение энергетических ресурсов, появление страха, тоски; В. рост работоспособности, усиление текущей деятельности; Г. состояние гнева и ярости.

    При переживании эмоции человек способен:

А. подавлять как соматические, так и вегетативные проявления эмоции; Б. произвольно подавлять только вегетативные проявления эмоции; В. произвольно подавлять вегетативные проявления эмоции; Г. произвольно подавлять только соматические проявления эмоции .

    Специфическая форма отражения действительности с участием I и II сигнальных систем называется:

А. сознанием ; Б. речью; В. мышлением; Г. мотивацией.

    Высшая степень человеческого познания, основанная на создании понятий, представлений, умений и формирующая новые суждения и умозаключения, называется:

А. сознанием; Б. речью; В. мышлением ; Г. мотивацией.

    Способность воспринимать и произносить слова составляет:

А. инстинкт; Б. I сигнальную систему; В. II сигнальную систему ; Г. мотивацию.

III . Ситуационные задачи для подготовки к письменному контролю знаний

    Во время осмотра здорового ребенка врач-педиатр перед кормлением взял новорожденного ребенка (первые 28 дней после рождения) на руки в обычное положение для кормления. При этом ребенок начал совершать посасывающие движения (сосательный рефлекс). При таких же условиях во время осмотра 4-месячного ребенка, ребенок не стал совершать посасывающих движений и с плачем отвернулся.

Дайте физиологическое обоснование различию ответных реакций новорожденного и ребенка 4-х месяцев на действие врача-педиатра.

Ответ: У новорожденного сосательный рефлекс активируется, когда его берет на руки в положения кормления любой человек, так как ребенок различает только свое положение на руках. К четырем месяцам благодаря дифференцировочному торможению условных рефлексов рефлекс проявляется только на руках у матери ребенка, так как он различает запах своей матери, ее молока и отличает ее от других людей. Таким образом, близкие по характеристикам раздражители не активируют больше этот условный рефлекс.

    У трех испытуемых были определены характеристики процессов возбуждения и торможения. Установлено, что у первого из них нервные процессы характеризовались высокой силой, уравновешенностью и подвижностью, у второго – высокой силой, уравновешенностью, но инертностью, у третьего – высокой силой, но неуравновешенностью.

К каким типам высшей нервной деятельности по И.П. Павлову относятся эти испытуемые? Каким типам темперамента по Гиппократу они соответствуют?

Ответ: 1. Живой. Сангвиник. 2. Флегматик. Спокойный. 3. Холерик. Безудержный.

    У человека в результате черепно-мозговой травмы наступило расстройство памяти, выражающееся в потере способности запоминать текущие события, а также события недавнего прошлого, в то время как память на давно случившиеся события была сохранена.

Какой вид амнезии наблюдается у данного человека? Какая структура мозга могла быть повреждена при травме?

Ответ: Фиксационная амнезия. Повреждены структуры лимбической системы (круг обучения и памяти Пейпца), в особенности гиппокамп, а также возможно височные доли полушарий.

    Известно, что для выполнения человеком текущих поведенческих и мыслительных операций используется информация, которая хранится на короткое время. Как называется такой вид памяти.

Укажите основной механизм, который лежит в основе формирования этого вида памяти.

Ответ: Кратковременная или оперативная память. Механизм: циклическая круговая рециркуляция возбуждения по нейронам «проторяет» стереотипный путь проведения импульсов (реверберационная теория), но метаболических изменений и синтеза специфического для данной афферентной инфы белка еще не происходит, поэтому запоминание кратковременное.

Замкнутые круговые цепи могут быть образованы отростками одного нейрона или нескольких, распространяясь на подкорковые структуры (таламокортикальные круги). Циркуляция может длится минутами, сохраняя определенную последовательность импульсов.

    Испытуемых-добровольцев на протяжении нескольких суток во время ночного сна будили при наступлении его парадоксальной фазы. Через несколько дней у испытуемых было выявлено нарушение условно-рефлекторной деятельности, ухудшение процессов запоминания информации.

Чем можно объяснить состояние, резвившееся у испытуемых? Каким электрофизиологическим методом можно выявить наступление парадоксальной фазы сна?

Ответ: Медленный – ортодоксальный. Быстрый – парадоксальный. Во время парадоксального сна происходит восстановление нейромедиаторов, синтез белков «памяти», способствующих закреплению информации в долговременной памяти, восстанавливается объем кратковременной памяти. Поэтому здоровый сон необходим для нормальной ВНД. Фазы сна регистрируют на ЭЭГ, в парадоксальную фазу доминирует бета ритм.

1. Принцип рефлекторной работы мозга был открыт:

в) Ильей Ильичом Мечниковым

2. Сужение зрачка, слюноотделение можно отнести к:

а) Условным рефлексам

б) Безусловным рефлексам

в) Приобретенным рефлексам

3. Способность новорожденных к плаванию без предварительного обучения является примером:

а) Безусловного рефлекса

б) Условного рефлекса

в) Инстинкта

4. В основе приобретенного поведения лежат:

а) Безусловные рефлексы

б) Условные рефлексы

в) Инстинкты

5. Навыки катания на коньках, на велосипеде, плавание формируются на основе:

а) Динамического стереотипа

б) Инстинктивных реакций

в) Безусловных реакций

6. Если не подкреплять условный раздражитель безусловным, произойдет:

а) Безусловное торможение

б) Исчезновение рефлекса

в) Условное торможение

7. Мышление возникает на основе:

а) Инстинкта

б) Рассудочной деятельности

в) Безусловных рефлексов

8. Сущность образования условных рефлексов, процессов возбуждения и торможения была открыта и подробно изучена:

а) Иваном Михайловичем Сеченовым

б) Николаем Ивановичем Пироговым

в) Иваном Петровичем Павловым

9. Сон представляет собой:

а) Один из видов торможения коры полушарий большого мозга

б) Один из особых видов возбуждения коры полушарий большого мозга

в) Временное прекращение деятельности мозга

10. Во время сна клетки мозга:

а) Прекращают свою активность

б) Восстанавливают свою работоспособность

в) Замедляют свою работоспособность

11. Люди видят сны в период:

а) Пробуждения

б) Медленного сна

в) Быстрого сна

12. Взрослый человек должен спать в сутки:

б) 8 часов

в) 10 часов

13. Состояние длительного многолетнего сна называется:

а) Летаргией

б) Гипнозом

в) Сомнамбулизмом

14. Специфическим условным раздражителем человека является:

а) Действие

15. Представление о цвете, форме, поверхности, запахе предмета складываются в:

а) Восприятие

б) Впечатление

в) Ощущение

16. Установление взаимосвязи между фактами - основа:

а) Логической памяти

б) Механической памяти

в) Слуховой памяти

17. Способность человека на основе уже имеющихся знаний добывать новую информацию, называется:

а) Познание

б) Мышление

в) Память

18. Неуравновешенный, легковозбудимый тип темперамента называется:

а) Сангвиник

б) Флегматик

в) Холерик

19. Уравновешенный, спокойный, инертный тип темперамента называется:



а) Сангвиник

б) Флегматик

в) Меланхолик

20. Тип темперамента и особенности нервной системы:

а) Наследуются от родителей

б) Зависят от внешней среды

в) Зависят от наследственности и факторов среды

Ответы к тесту (Высшая нервная деятельность (ВНД). Рефлекс. Сони сновидения. Типы нервной деятельности):

Тест по теме «Дыхательная система»

Центр дыхания расположен в:

а) продолговатом мозге

в) мозжечке

г) среднем мозге

2. К воздухоносным (дых.путям) не относится:

а) полость носа

б) гортань

в) трахея и бронхи

г) легкие

3 Входным отверстием в полость носа являются:

А) пазуха

Б) ноздри

Г) носовые ходы

4. На какие части тела делится полость носа:

А) преддверие и собственно полость носа

Б) преддверие и собственно полость носа носоглотку

В) начальную часть - вход и конечную - носовую пазуху

Г) нет правильного ответа

5. Самым крупным хрящом гортани является:

А) черпаловидный

Б) перстневидный

В) щитовидный

Г)клиновидный

6. Обонятельные рецепторы расположены в носовой раковине:

А) верхней

Б)средней

В) нижней

Г) средней и нижней

7. Структурная единица легкого

А) верхушка легкого

Б) сегмент

8. В процессе внешнего дыхания организм получает:

А) органические вещества

Б) минеральные соли
в) углекислый газ



Г) кислород

9. У человека из трахеи воздух попадает в

А) легкие

Б) бронхи

В) альвеолы

А) бронхи

В) трахею

Г) носовую полость

Ответы к тесту: «Дыхательная система»



Loading...Loading...