Как составить режим дня с двумя маленькими детьми? Режим ребенка от двух до трех лет Режим питания ребенка 2 года времени

Режим дня – это распорядок действий, выполняемых в определенной последовательности и, чаще всего, имеющих строгие временные границы. Режим дня в детском возрасте необходим для здорового функционирования нервной системы, гармоничного роста и правильного физического развития. Грамотно составленный режим защищает младенца от переутомления, позволяет органично расходовать энергетические ресурсы и развиваться в соответствии с возрастными нормами.

Примерный режим дня ребенка в два месяца

Некоторые считают, что двухмесячному грудному ребенку режим не нужен, но это не так. Распорядок может быть не таким жестким, как в возрасте 1-3 лет, но определенный порядок действий необходимо вырабатывать уже в начале третьего месяца жизни – это позволит приучить кроху к принятым в его семье традициям и избежать многих поведенческих нарушений, возникающих из-за неорганизованности действие в течение дня.

Как меняется режим питания в 2 месяца

Режим ребенка в 2 месяца включает 4 основных составляющих: кормление, сон, физическое развитие (массаж, гимнастика) и прогулки. Наиболее важной частью режима специалисты считают питание. Здоровье ребенка, состояние иммунной систем, основы интеллектуального развития – все это зависит от того, какое питание получает ребенок в первые 6 месяцев жизни. Оно должно быть регулярным и качественным особенно если младенец находится на смешанном или искусственном вскармливании.

Первое кормление обычно происходит в 6-7 часов утра, а последнее – в интервале с 22 до 24 часов. Точное время зависит от биологических ритмов и характера ребенка, а также особенностей распорядка дня, принятого в конкретной семье.

Режим дня двухмесячного ребенка на грудном вскармливании

Если мама кормит младенца грудью, педиатры рекомендуют придерживаться кормления «по требованию», но и здесь есть свои исключения. Несмотря на советы давать ребенку грудь, когда он этого захочет, стоит ограничивать частоту и продолжительность кормлений в следующих случаях:

  • интервал между прикладываниями составляет меньше 2 часов;
  • ребенок просит грудь при любом эмоциональном переживании;
  • частые прикладывания отрицательно сказываются на физическом состоянии матери (повышенная утомляемость, болезненность при касании сосков, трещины и повреждения на молочных железах);
  • младенец обильно срыгивает после каждого прикладывания, а в выделяющихся массах присутствуют частицы не переваренного молока.

Во время кормления необходимо тихонько разговаривать с ребенком, можно рассказывать сказку или петь песни – это способствует укреплению связи между мамой и малышом и положительно влияет на психоэмоциональное развитие крохи.

Важно! Если малыш требует грудь слишком часто, при этом ведет себя беспокойно и быстро отпускает сосок после начала кормления, необходимо обратиться к врачу – причиной такого поведения могут быть пищеварительные расстройства, например, лактазная недостаточность или кишечный колит. Средний интервал между кормлениями у двухмесячного ребенка должен составлять от 2,5 до 3 часов.


Режим дня ребенка на искусственном или смешанном вскармливании

Если по каким-то причинам ребенок получает в качестве основного питания , необходимо строго следить за количеством съедаемой смеси и промежутками между кормлениями. Детям, полностью находящимся на искусственном вскармливании, нужно устанавливать режим кормлений уже в этом возрасте. Это позволит обеспечить достаточную выработку ферментов, необходимых для расщепления и усвоения молочного белка, который по составу более сложный по сравнению с протеинами, входящими в состав грудного молока. Питание в одно и то же время также значительно снижает вероятность и , поэтому задачей родителей в этом возрасте является приучение младенца к кормлению по расписанию.

Важно! Детей, регулярно получающих молочную смесь, необходимо допаивать кипяченой водой. При смешанном типе вскармливания лучше предлагать питье с ложечки, детям-«искусственникам» можно давать воду из бутылочки.

Здоровых двухмесячных грудных малышей обычно кормят по следующей схеме:

  • количество кормлений – 6-7 в сутки;
  • объем одной порции смеси – от 130 до 150 мл (зависит от выбранной смеси и индивидуальных особенностей ребенка);
  • максимальное суточное количество смеси – не более 900 мл.

Ночные кормления: сколько и когда

Ночные кормления у детей, получающих грудное молоко, должны проводиться по требованию. Некоторые дети хорошо спят и просыпаются для кормления всего 1-2 раза за ночь, но встречаются младенцы, которым для удовлетворения своих потребностей требуется от 2 до 4 прикладываний в течение ночного сна.

Дети, в 2 месяца находящиеся на искусственном вскармливании, обычно хорошо спят в течение 5-6 часов подряд, поэтому им редко требуется больше 1 кормления за ночь.


Читайте также статьи по вопросам питания:

Сколько должен спать ребенок в 2 месяца

Сон у двухмесячных детей уже более продолжительный и спокойный по сравнению с месячным младенцем, но он все еще остается чутким, так как продолжительность глубокой фазы сна в этом возрасте совсем небольшая. Среднее время ночного сна в этом возрасте составляет 8-10 часов , если считать ночным сном период с последнего вечернего кормления (обычно в 22-23 часа) до первого утреннего приема пищи (около 5-6 утра). Большинство детей после первого кормления бодрствуют в течение 30-40 минут, после чего снова засыпают.

В течение дня ребенок также продолжает много отдыхать – активное увеличение периодов бодрствования начнется с начала четвертого месяца жизни. В 2 месяца ребенок должен спать 3 раза в течение дня по 1,5-2 часа. Некоторые дети спят 2 раза за день, но длительность сна может доходить до 3-3,5 часов. Такой вариант может рассматриваться как вариант индивидуальной нормы, но только в том случае, если ребенок развивается в соответствии с общепринятыми показателями. Если младенец при таком режиме становится вялым, капризным, плохо ест и не проявляет интереса к окружающему миру, следует пересмотреть его режим и внести корректировки, предварительно проконсультировавшись с педиатром.

Важно! Общая продолжительность сна в 2 месяца должна составлять от 16 до 18 часов.


Что делать, если ребенок не спит днем

Трудности с засыпанием днем, частые подъемы ночью – все это может быть вариантом нормы, так как сон детей в этом возрасте в большинстве фаз является поверхностным. Чтобы помочь ребенку спокойнее спать, можно воспользоваться следующими советами.

  1. Во время сна следует оградить ребенка от громких и неожиданных звуков, так как слух ребенка в 2 месяца становится более острым, и любые источники резких звуков могут его разбудить.
  2. Одежда для сна должна быть выполнена из 100 % мягкого хлопка. Лучше всего выбирать закрытые слипы – они помогут сохранить тепло, если ребенок раскроется ночью. Если позволяют финансовые возможности, лучше выбирать одежду без внутренних швов.
  3. Температура в помещении должна соответствовать санитарным нормам. Для двухмесячного ребенка она составляет от +16° до 18°С.
  4. За три часа до сна не стоит кормить ребенка, чтобы он хорошо поел в последнее кормление и не проснулся ночью от чувства голода.
  5. Свет также должен быть приглушенным. Некоторым младенцам для того, чтобы хорошо спать всю ночь необходимо выключать свет полностью. Кому-то требуется оставлять неяркий ночник. Родителям нужно понаблюдать за малышом и отметить, при каких условиях он спокойнее спит.

Причиной нарушений сна в 2 месяца очень часто являются болезненные спазмы кишечника. Бороться с ними можно при помощи массажа живота, сухого тепла и медикаментозных средств («Бэби-Калм», ).

Уход за ребенком и прогулки

Неотъемлемой частью режима в 2 месяца являются гигиенические мероприятия и прогулки. Гулять с двухмесячным младенцем можно долго, так как в этом возрасте дети хорошо спят на улице и в течение 2-3 часов могут обходиться без кормления. Лучше разбивать прогулки на 2 раза по 1,5-2 часа, но при плохих погодных условиях можно ограничиться одной двухчасовой прогулкой. В это время хорошо находиться недалеко от дома, чтобы была возможность быстро покормить или переодеть малыша, если в этом будет необходимость.

Среди гигиенических и закаливающих процедур педиатр особенно выделяют Лучше всего купать ребенка перед отходом ко сну, но существуют дети, которые после водных процедур долго находятся в возбужденном состоянии и не могут уснуть. Таких малышей лучше купать в дневное время. Продолжительность процедуры не должна превышать 10-15 минут – более длительное купание утомит ребенка, и он может уснуть раньше, чем съест положенную норму молока, что приведет к нарушению ночного сна.

Для полноценного развития малышу необходим грамотно составленный распорядок дня. Он должен включать в себя регулярные прогулки и занятия, игры и прием пищи в определенное время. Кроме того, режим дня ребенка в 2 года по-прежнему подразумевает дневной отдых и сон не менее 13 часов в сутки. Придерживаясь определенных правил, родители могут правильно организовать все процессы в течение дня, создав дома лучшие условия для воспитания своего малыша.

Если семья планирует отдать подрастающее чадо в детский сад после окончания маминого отпуска по уходу за ребенком, то следует заранее приучить его к режиму, близкому к тому, что соблюдается в дошкольном учреждении. Для этого будет необходимо обратиться за консультацией к воспитателю: когда начинается завтрак? сколько по времени занимают занятия, прогулка? во сколько дети принимают пищу и ложатся спать? сколько по времени занимает дневной сон? какие блюда готовят на кухне?

Обязательный период подготовки необходим для лучшей адаптации к условиям детского сада.

Дневной сон ребенка - залог крепкой нервной системы его родителей

Уложить спать спокойного карапуза после вкусного обеда несложно, а вот, чтобы усыпить днем гиперактивного ребенка - придется постараться. Иногда родители отказываются от дневного отдыха, из-за сложностей с укладыванием или из-за того, что качество ночного сна с дополнительным периодом днем заметно ухудшается.

Все же педиатры настойчиво советуют укладывать малыша спать на 2-2,5 часа в светлое время суток, чтобы он мог восстановить силы и, что не менее важно, усвоить накопленный в первой половине дня опыт. Дело в том, что именно во сне сознание разгружается от информации, полученной в период бодрствования. В этом возрасте ребенок активно познает мир, ежечасно получая новые сведения об устройстве мира. Короткий сон днем и длительный ночью помогают ему избежать нервного переутомления, повышают его познавательную активность и позволяют эффективно усваивать новую информацию.

Если возникают трудности с укладыванием чада в кровать, когда светло, прислушайтесь к следующим советами.

Поднимать малыша с кровати утром следует раньше, в 6-7 ч утра. При этом запланировать дневной сон нужно не более чем через 6-6,5 ч после подъема.

Укладыванию в постель должна предшествовать длительная прогулка на свежем воздухе в течение 2-2,5 ч и обед. Некоторые дети плохо засыпают после еды, поэтому часы дневного сна лучше перенести на 30-40 минут позже (или выбрать другое время, которое в лучшей степени подходит малышу).

В первые несколько дней привыкания к новому распорядку дня ребенка не следует перекармливать, пусть самой плотной трапезой будет обед перед дневным сном. Если кроха хорошо проголодается во время утренней прогулки, он с большей долей вероятности уснет дома в скором времени после приема пищи.

Нужно отслеживать состояние чада во время дневных занятий. Если он начнет капризничать, устанет, начнет потирать глазки, зевать, раздражаться, станет вялым, значит, ему нужно незамедлительно отправиться в кровать. Большой ошибкой будет в это время торопить его умыться перед сном, попросить прибрать игрушки и т.д. Несколько минут пройдет, и ребенок может отказаться идти спать (фаза торможения сменится возбуждением).

Отходу ко сну в дневное время должны предшествовать размеренные занятия, во время которых карапуз расслабится и успокоится. Будет ошибкой разрешить ему бегать и прыгать, играть в другие активные игры дома после прогулки, так как от этого могут устать только родители, малыш же быстро восстановится и перевозбудится. Обстановка дома должна быть умиротворяющей и располагать к отдыху.

Перед тем, как укладывать чадо в кровать, желательно проветрить спальню (не только днем, но и перед вечерним отходом ко сну). Температура воздуха в помещении не должна превышать +20° С. Чем больше будет показывать термометр, тем дольше будет засыпать малыш. Неправильный температурный режим часто становится причиной и тяжелого пробуждения, капризов, плохого настроения после «отдыха».

Если ребенок в какой-то период начнет отказываться от дневного сна («я узе босооооой!»), родителям не стоит поддаваться на провокации. В это время малыш может просто проверять границы дозволенного. Нужно поговорить с ребенком, объяснить ему пользу отдыха («мальчики становятся сильнее», «девочки после сна еще красивее»). Кроме того, возрастает роль традиционных ритуалов перед укладыванием в постель.

Как настроить малыша на соблюдение режима дня

Сложно представить себе ситуацию, в которой пришла пора заниматься активными играми, а ребенок отказывается (возможно, если он болеет). Но зато легко представить себе моменты в течение дня, когда нужно идти купаться, кушать или ложиться спать, а малыш не хочет отрываться от игрушек.

Самый быстрый и при этом травматичный для психики ребенка вариант - заставить его выполнять указание взрослых против его воли. Другой плохой вариант - проигнорировать распорядок дня и делать так, как хочет ребенок. Гораздо лучше увлечь малыша чем-то, что ему нравится. Поможет родителям в такой ситуации соблюдение ритуалов, которые предшествуют тому или иному действию и доставляют удовольствие крохе. Например, считалочки, песенки, чтение книжки или игра. Теплые объятия и разговор с мамой у нее на коленях - тоже прекрасный вариант.

Совет
Используйте несложные ритуалы-действия. Это может быть колыбельная с поцелуем на ночь, «походка пингвина» из детской в столовую на обед или прыжки лягушкой в ванную комнату для умывания и т.д. Чем проще и интереснее будут действия, тем лучше.

Другим помощником родителям в соблюдении режима станут привычка и природа. Достаточно нескольких повторений для того, чтобы привыкнуть к нововведению. 3 недели однообразных действий уже формируют потребность. Так желудочный сок начинает вырабатываться по часам, ко времени приема пищи, организм привыкает самостоятельно просыпаться и засыпать в определенное время и т.д.

Сколько спать? Сколько раз есть? Когда купаться и гулять?

Стандартный распорядок дня двухлетнего ребенка включает в себя:

  • ранний подъем, гигиенические процедуры,
  • утреннюю гимнастику,
  • 5-разовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин),
  • одну или две прогулки на свежем воздухе в зависимости от времени года,
  • игры и занимательные занятия в течение дня,
  • купание перед сном,
  • дневной и ночной отдых (в совокупности около 13 часов в сутки).

Если ребенок не спит днем, тогда он должен спать ночью все 12-13 часов. Сон при этом должен быть спокойным и проходить без пробуждений. Малыш не должен просыпаться для того, чтобы поесть (даже если он продолжает получать грудное вскармливание), попроситься на руки и т.д. Если же карапуз отлично спит в светлое время суток, то его сон днем не должен быть дольше 2,5 часов. Ночью он проспит, соответственно, меньше.

Приведенный перечень родители должны адаптировать под запросы своего 2-годовалого ребенка, времени года и климатические условия, состояние его здоровья, рекомендации наблюдающего педиатра, режим занятости родителей. К примеру, если отец возвращается с работы в 21.00, то отход ко сну допустимо отложить на один час, и утром встать на час позже.

Примерный режим дня (таблица):

1 график 2 график Действие
07.00 08.00 Подъем
07.00 08.00 Утренние гигиенические процедуры, зарядка
07.30 08.30 Завтрак
08.00 09.00 Развивающие занятия и игры
9.00 10.00 Прогулка
10.30 11.30 Игры
12.00 13.00 Обед
12.30 13.30 Подготовка к дневному сну
13.00 14.00 Сон
14.00 15.00 Развивающие занятия / игры
15.30 16.30 Перекус (полдник)
16.00 17.00 Прогулка
18.00 19.00 Ужин
18.30 19.30 Развивающие занятия и игры
20.00 21.00 Вечерние гигиенические процедуры, ритуал отхода ко сну
21.00 22.00 Сон

Что касается прогулки на свежем воздухе, то ее педиатры считают одной из необходимых составляющих режима дня для карапуза этого возраста. Если позволяет погода, то гулять лучше два раза в день по 1-2 часа. Если же ветер или мороз, то время пребывания вне дома сокращается до приемлемого. Доктор Е.О. Комаровский, к примеру, считает, что проводить время на улице необходимо при любой погоде, если только у ребенка нет высокой температуры во время болезни.

Водные процедуры традиционно малыш принимает утром после сна (умывает лицо и руки) и в течение дня «по мере загрязнения». Ежедневное купание вечером в значительной степени способствует крепкому ночному сну.

Чем заняться с ребенком в периоды свободного времени?

Для двухгодовалого малыша игры - это самая важная часть его занятости в течение дня. Их нельзя целиком заменить на развивающие занятия с книгами, тетрадями и карточками. Карапуз должен активно двигаться, бегать, прыгать, использовать для своих забав разнообразные предметы и игрушки.

Отлично, если в его комнате есть шведская стенка с мягкими матами, батут и спортивный инвентарь. Доказано, что дети, увлеченные разнообразными видами спорта, интеллектуально более развиты, чем их сверстники. В тоже время, если малыш не проявляет особого интереса к динамичной двигательной активности, спокоен и предпочитает собрать конструктор, чем поиграть в хоккей, ему будет полезен массаж.

Процедуру массажа, как и раньше, могут выполнять сами родители, применяя такие несложные приемы, как поглаживание, растирание, разминание, а также легкие поколачивающие движения. Техника массажа для ребенка должна быть щадящей, нельзя применять силу. Все прикосновения - легкие и упругие.

Приобщение к занятиям физической культурой в 2-2,5 года по-прежнему должно носить игровую форму. Гимнастика по утрам состоит из нескольких упражнений на все группы мышц и связок. Это могут быть задания:

  • изобразить, как ветер качает деревья, как растут помидоры (из земли прорастает семечко, набирает силу, потом дает ветки, потом тяжелые плоды, томаты вызревают и лопаются);
  • показать руками ножницы или как дровосек пилит дерево;
  • «накачать воздухом» папу, изображая насос (при этом карапуз старательно наклоняется вниз, «надавливая на ручку насоса». Отец «наполняется воздухом» и «лопается» к восторгу малыша или «сдувается»;
  • попрыгать как лягушка или зайчик и т.д.

Важно, чтобы все занятия доставляли карапузу настоящее удовольствие и поощряли его познавательную активность. Увлекаться просмотром мультфильмов не полезно, учить ребенка писать и читать еще рано, но зато будут полезны игры на развитие мелкой и крупной моторики.

В целом режим ребенка в 2 года - это полезное и для развития ребенка, и для нервов родителей условие. Режим одинаково необходим и в дошкольном учреждении, и дома. И, если малыш в это время уже посещает детский садик, то в выходные дни взрослые должны также помогать ему соблюдать предписания: вовремя кушать, гулять и ложиться днем спать.

Правильная организация режима дня – важный фактор, влияющий на здоровье ребенка. Для ребенка раннего возраста режим является основой воспитания. На протяжении первых трех лет жизни работоспособность нервной системы ребенка постоянно меняется, поэтому целесообразна смена режима в различные возрастные периоды. В возрастной период с года до трех лет режим дня меняться трижды.

    Следует помнить о том, что любая информация по организации режима дня носит рекомендательный характер, каких-то строгих норм и стандартов не существует .

    Режим составлен оптимально, если время кормления, укладывания спать и проведения туалета совпадают с потребностями ребенка в данный момент .

    В связи с тем, что резкие изменения в суточном режиме тяжело переносятся детьми , перевод ребенка на другой возрастной режим должен быть постепенным, и не вызывать отрицательных эмоций. О правильности такого перевода будут свидетельствовать хорошее настроение малыша и ровное поведение.

    При установлении режима дня, кроме возраста, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья.

    Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и его родителям. Ребенку, соблюдающему режим, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.

Нарушения в здоровье малыша, которые могут возникнуть при несоблюдении режима:

  • ребенок становится плаксивым, капризным, раздражительным
  • частое ухудшение настроения, которое связано с переутомлением, недосыпанием
  • отсутствует нормального развития нервно-психической деятельности
  • трудность сформирования культурно-гигиенические навыков, опрятности.

Режим дня ребенка от года – до года и шести месяцев (1,5 лет)

На втором году жизни происходят значительные изменения в развитии малыша. В первом полугодии дети физически еще достаточно слабы, быстро устают. Высокая двигательная активность сочетается с недостаточной координацией движений. Ребенок в этом возрасте самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнять простые просьбы взрослого, правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их. Начинает активно употреблять облегченные слова, при этом словарный запас быстро расширяется. Начинает самостоятельно пользоваться ложкой, но делает это пока не умело.

Сон

Ребенок спит днем два раза: первый дневной сон – 2-2,5 часа, второй – 1,5-2 часа. Подготовка ребенка (прекращение шумных игр, умывание) ко сну происходит заранее, хотя бы за полчаса до того, как его будут укладывать в постель. Укладывать спать днем и на ночь следует в один и тот же час – у детей вырабатывается условный рефлекс на время и в последующие дни ребенок сам просыпается и засыпает в установленное по режиму время. При приучении ребенка к режиму, нужно его будить, если он сам не просыпается в положенное время, допускается отклонение от точного времени на 15-20 минут. В дальнейшем, когда режим уже установлен, нежелательно будить ребенка, так как это ухудшает его настроение, поднимать малыша следует после сна по мере пробуждения, и учить одеваться, показывая и называя предметы одежды.

В летнее время года рекомендуется дневной сон ребенка осуществлять на свежем воздухе – на улице или на веранде, в крайнем случае, в помещении с открытой форточкой. С мая по август ребенка можно укладывать на ночной сон немного позже, соответственно, продлевая дневной сон.

Кормление

Кормить следует четыре раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин), с интервалами 3-4 часа. Режим строится таким образом, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а затем спал до следующего кормления. Такое соблюдение правил чередования процессов обеспечивает оптимальное состояние ребенка в каждом возрастном периоде. После того, как ребенок выспится и с аппетитом поест, он спокойно и активно бодрствует до следующего сна и лучше воспринимает воздействия окружающего мира.

В этом возрасте ребенка следует приучить пользоваться ложкой самостоятельно. Сначала он учится есть ложкой густую пищу, затем жидкую. Первые две-три ложки ребенок съедает самостоятельно, затем взрослый докармливает его другой ложкой, не вынимая ложку из рук ребенка. В конце кормлении малыш сам съедает еще две-три ложки.

Бодрствование

Продолжительность периодов бодрствования в этом возрасте не должна превышать 4 – 4,5 часа. Удлинение времени бодрствования или укорочение сна нежелательно, оно может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.

Период бодрствования в основном включает в себя игру, прогулки водные процедуры. В игре в основном используются игрушки, которые можно тянуть (машинки, коляски), кубики, различные вкладывающиеся одна в другую коробочки, книжки с простыми яркими картинками, фигурки зверей, пирамидки.

Очень важна организация прогулок на свежем воздухе два раза в день (после обеда и полдника), продолжительность одной прогулки 1,5 часа, в летнее время года это время может быть увеличено до 2 часов при хороших погодных условиях.

Водные процедуры перед полдником. В этом возрасте можно использовать общие обтирания. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние, грудь и спинку. Начальная температура воды 33-36 0 . Постепенно, один раз в 5 дней, температуру воды снижают на 1 0 и доводят до 24 0 . Водные процедуры – важный элемент закаливания, включение их в режим дня – неотъемлемая часть здорового воспитания.

Гигиеническое купание 2-3 раза в неделю перед ночным сном.

Одежда ребенка должна соответствовать росту, не стеснять движений, иметь минимальное количество завязок и застежек. До 1,5 лет девочкам, как и мальчикам, целесообразно надевать штанишки и кофточки, так как платье затрудняет ходьбу. Ребенок принимает участие в процессе одевания и раздевания, учится снимать простые предметы одежды (расстегнутые ботинки, майку).

В этом возрасте важно воспитывать следующие культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, садиться на детский стул, учиться самостоятельно аккуратно есть ложкой, после еды пользоваться салфеткой. Необходимо учить ребенка садиться на горшок и сидеть на нем до результата. Для приучения к опрятности детей регулярно высаживают на горшок после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с неё.

Примерный режим дня для детей от 1 до 1,5 лет:

Кормление : 7.30, 12, 16.30, 20.

Бодрствование : 7 – 10, 12 – 15.30, 16.30 – 20.30.

Сон : первый 10 – 12, второй 15.30 – 16.30, ночной сон 20.30 – 7.

Прогулка : после обеда и полдника.

Купание : 19.

Режим дня ребенка от года и шести месяцев (1,5 лет) до 2 лет

Особенности возрастного периода

Ребенок перешагивает через предмет, лежащий на полу, бегает, при умывании потирает руки под струей воды. Может назвать предметы, обобщает их по существенному признаку, знает основные части тела. Самостоятельно снимает расстегнутую обувь, держит чашку при питье, более умело пользуется ложкой. Воспроизводит в игре ранее увиденные или разученные действия: кормит куклу, складывает башню из кубиков и т. п. Он может различать 3-4 разных по форме предмета (шар, куб, пирамидка). Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету.

Сон

После полутора лет ребенок переводится на режим с одним дневным сном.

Продолжительность дневного сна составляет 3-3,5 часа. Общая продолжительность сна в этом возрасте от 13 до 14,5 часов, из них ночной сон - 10 – 11 ч. Приучая ребенка к самостоятельности, не следует заставлять его долго, самостоятельно раздеваться перед сном – это приводит к утомлению и плохому засыпанию.

Кормление

Кормить ребенка следует четыре раза в день. Промежутки между кормлениями от 3,5 до 4,5 часов. Если ребенок в периоды между кормлениями бодрствует, этот интервал не должен превышать 3,5 часа. Ночной перерыв между ужином и завтраком составляет около 12 – 13 часов. Завтрак должен начинаться не позже, чем через час после пробуждения, ужин – не менее чем за час до укладывания ребенка, чтобы обеспечить ему спокойный сон.

Бодрствование

Периоды непрерывного бодрствования в этой возрастной группе увеличивается 5 – 5,5 часов.

Во время игры в этом возрасте ребенок уже активно задействует лопатки, мячи.

Прогулки на воздухе организуются два раза в день, после завтрака и полдника. Продолжительность прогулок такая же, как и в предыдущей возрастной группе.

Водные процедуры проводятся перед обедом. С 1,5 лет в качестве водных процедур можно использовать душ, эффект которого сильнее, чем при обтирании, так как кроме температурного воздействия ребенок испытывает и механическое. Температура воды снижается постепенно, один раз в 5 дней на 1 0 , от 35-37 0 и доводится до 24 – 28 0 . Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. Длительность процедуры 1,5 минуты. Гигиеническое купание проводится 2 раза в неделю перед ночным сном.

К двум годам навык опрятности должен быть практически сформирован, но заигравшись, ребенок может забыть попроситься на горшок, поэтому им нужно об этом напоминать и высаживать на горшок перед сном и после сна.

Примерный режим дня для детей от 1,5 до 2 лет:

Кормление : 8, 12, 15.30, 19.30.

Бодрствование : 7.30 – 12.30, 15.30 – 20.20.

Сон : 12.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : после завтрака и полдника.

Купание : 18.30.

Режим дня ребенка от 2 до 3 лет

Особенности возрастного периода

Словарный запас существенно увеличивается по сравнению с предыдущим периодом. Говорит многословными предложениями. Речь ребенка начинает приближаться к речи взрослого. Малыш ест аккуратно, надевает и снимает майку или рубашку, в течение дня проситься на горшок. Сосредоточенно занимается с игрушками, увлеченно рассматривает книжки, картинки. Третий год – это период развития самостоятельности и творческой деятельности.

Сон

На протяжении третьего года жизни ребенок может находиться на режиме с однократным дневным сном. Если ребенок категорически отказывается от дневного сна, тогда это в этом время он должен находиться в состоянии спокойного бодрствования (например, рассматривание картинок в книжке), это позволит нервной системе ребенка отдохнуть и избежать переутомления.

Кормление

Четырехразовое кормление с интервалом 3,5 – 4 часа (завтрак, обед, полдник и ужин).

Бодрствование

Каждый период бодрствования занимает 6 - 6,5 часов. Для детей, которые легко утомляются, ослабленных детей периоды бодрствования можно сократить до 5 – 5,5 часов за счет удлинения сна. Ребенок в этом возрасте уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности. Малыш может заниматься одним и тем же делом не более 20 - 30 минут. Периоды бодрствования должны состоять из рационального чередования разных видов активной деятельности ребенка. В игру ребенка включаются детские музыкальные инструменты, цветные карандаши, конь-качалка, куклы, формочки для песка.

Как и в предыдущие возрастные периоды, определенную часть периода бодрствования дети должны проводить на воздухе даже в зимнее время года, но не более 1,5 часов, так как они еще довольно быстро охлаждаются. В теплое время года прогулки могут удлиниться до 2ч, а при соответствующих условиях весь период бодрствования может быть перенесен на воздух.

Водные процедуры включают себя обливания, но для ослабленных детей может быть использование обтирание. Рекомендации по температурному режиму водных процедур, как и в предыдущих возрастных группах. Гигиеническую ванну ребенка на третьем году проводят один раз в неделю перед ночным сном.

Несмотря на то, что ребенок в основном уже умеет регулировать свои физиологические отправления, все же следует высаживать его на горшок перед сном, прогулкой и обязательно следить за аккуратностью этого процесса.

В этом возрасте важно стимулировать у детей активную самостоятельную деятельность, развивать и закреплять уже появившиеся навыки и умения постоянным их повторением.

Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет:

Кормление : 8, 12.30, 16.30, 19.

Бодрствование : 7.30 – 13.30, 15.30 – 20.30.

Сон : 13.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : 2 раза в день после завтрака и полдника.

Обливания : после ночного и дневного сна (зимой) и перед обедом (летом).

Купание : перед ночным сном.

Грамотно составленный режим дня – необходимое условие полноценного развития и правильного воспитания ребенка. За это время крохе нужно успеть многое – погулять, поиграть, пообщаться с мамой. Как правильно составить распорядок дня для малыша 2 лет и что необходимо учитывать? Насколько важно жестко придерживаться графика? Все перечисленные вопросы и сопутствующие им мы рассмотрим в этой статье.

Соблюдение режима дня позволяет сохранять бодрость и активность малыша с обеспечением полноценного отдыха

Время для отдыха

Педиатры считают, что в 2 года ребенок должен спать один раз в день. Продолжительность дневного отдыха составляет 2-3 часа, ночного – 10. В общей сложности в сутки кроха должен тратить на сон около 13 часов. Однако в каждом конкретном случае эти цифры могут отличаться от нормы. К примеру, если малыш болен или находится в процессе выздоровления, его сон может быть длиннее за счет разбивки дневного отдыха на две части. Следует учитывать, что ребенок хорошо себя чувствует в процессе бодрствования только если промежуток между отдыхом не более 6-6,5 часов.

Чтобы определить время, в которое дочь или сына пора укладывать в постель, необходимо проследить за его поведением. В тот момент, когда малыш нуждается в отдыхе, он станет вести себя по-другому. Некоторые дети устав, начинают капризничать, хныкать, раздражаться. Другие же становятся чересчур возбужденными – начинают бегать по квартире, громко смеяться, придумывать активные игры, остановить их в этот момент довольно сложно. Как правило, период активности заканчивается быстро, за ним следует спад. Ребенок резко становится плаксивым, вялым, подавленным.

Многие родители замечают, что малыш дольше спит зимой, а летом – меньше. Эта особенность присуща некоторым людям, жизненный цикл которых связан со светлым временем суток. Также ребенок может дольше спать после утомительного вечера – празднования дня рождения, посещения кукольного театра или длительной поездки. Важно учитывать эти нюансы при планировании времени сна.



В зимнее время организм ребенка тратит больше калорий и нуждается в дополнительном отдыхе

Для грамотного составления графика отдыха и бодрствования нужно руководствоваться не только возрастными нормами, но и индивидуальными склонностями ребенка. Зато после периода адаптации и привыкания к режиму кроха станет легче и быстрее засыпать в отведенное время. Строгое следование графику позволит маме планировать выполнение собственных задач, пока малыш прогнозировано будет спать.

Секреты крепкого сна

В 2 года ребенок переживает своеобразный переходной период, время его сна сокращается, а время бодрствования увеличивается. Некоторым родителям трудно придерживаться запланированного графика, потому что сын или дочь плохо засыпает днем. Зачастую мама тратит на укладывание крохи два-три часа, если он и засыпает, то лишь к концу этого периода. Такой временной сдвиг в распорядке сводит на нет все расписание, в результате придерживаться режима не получается. Мы дадим несколько советов родителям, которые попали в подобную ситуацию:

  • Перед сном нужно хорошо проветрить помещение и проконтролировать, чтобы температура воздуха не превышала 20 С.
  • Начинать готовить малыша ко сну нужно за час до назначенного времени – предложить ему поиграть в спокойные игры, снизить активность.


Чтобы настроить ребенка на сон, нужно перейти от активной деятельности к спокойной - например, почитать книгу
  • Можно попробовать увеличить время между обедом и сном – слишком плотная трапеза плохо сказывается на качестве сна.
  • Хорошим способом для подготовки ребенка к дневному отдыху станет создание некоего ритуала. Нужно каждый день перед укладыванием в постель производить одни и те же действия, которые будут успокаивать ребенка и помогать настроиться на сон. Например, дочке можно предложить уложить спать любимую игрушку – куклу или мягкого зайца. Вместе с сыном поставить машинку в гараж, затем почитать маленькому слушателю книгу.
  • Если малыш пойдет в ясли, там он наверняка научится спать вместе с одногруппниками. Любого 2-летнего ребенка легче всего уложить в кровать, если в соседних постелях засыпают его сверстники.
  • Очень важно запланировать время для отдыха до начала изменения поведения малыша, чтобы он не успел переутомиться. Если же в момент укладывания в кровать ребенок спокоен, бодр, долго не засыпает, возможно, стоит перенести время сна чуть вперед.

Не нужно опускать руки и отчаиваться, если малыш категорически отказывается спать. Через время при определенных усилиях со стороны родителей график отдыха наладится, кроха будет засыпать в своей кроватке.



При правильном подходе родителям быстро удастся наладить график отдыха ребенка

Прогулка – важная составляющая режима дня

Гулять с ребенком на свежем воздухе необходимо ежедневно, независимо от погоды и занятости мамы. Если на улице холодно, не стоит отказываться от выхода, лучше постараться одеть маленького непоседу по погоде. Чтобы было теплее, желательно надевать три-четыре слоя одежды. Кроме того, следует позаботиться о сменной обуви и варежках, чтобы иметь возможность гулять ежедневно. Пока сохнет одна пара – ребенок может гулять в другой.

В теплый сезон для 2-летнего крохи можно запланировать двухразовую прогулку – в первой половине дня и после обеденного отдыха. В холодное время года достаточно гулять с малышом один раз в день, желательно с утра. Выходя на улицу необходимо давать юному исследователю возможность двигаться – пусть малыш изучает окрестности и природные явления.

Если кроха плохо засыпает, невзирая на режим, есть смысл выбрать время для прогулки сразу перед «тихим часом». Ребенок получит порцию свежего воздуха, набегается и непременно заснет в положенное время.

Организация досуга

Очень важно организовать досуг ребенка так, чтобы его деятельность не мешала окружающим и способствовала плавному переходу от бодрствования ко сну. Желательно заранее продумать занятия малыша, чтобы активная фаза приходилась на светлое время суток, а спокойное времяпровождение предшествовало вечернему отдыху.



Любые активные или интеллектуальные игры лучше проводить в светлое время суток

Во время прогулки нужно стараться дать дочке или сыну возможность потратить часть накопившейся энергии и стимулировать его к активным играм. Дома перед обедом немного успокоить ребенка, например, попросив его подготовить место для еды. Пусть мама вместе с малышом расставит игрушки по местам, чтобы он впоследствии научился убирать за собой самостоятельно. Точно так же желательно выделить время перед вечерним сном на уборку игрушек. Таким образом, можно убить двух зайцев – привести игровое пространство в порядок и «приглушить» активность ребенка перед ночью.

После дневного отдыха малыш обычно находится в спокойном состоянии, период активности наступает чуть позже. В это время лучше предложить ему позаниматься творчеством, либо собрать конструктор, пазлы, почитать ему стихи или сказку. Через час-полтора можно отправиться на прогулку, если выход на улицу запланирован.

Каждый ребенок имеет собственные предпочтения и их стоит учитывать при организации его досуга. Однако важно придерживаться основных принципов:

  • Если родители купили новую игрушку, желательно давать ее маленькому непоседе с утра. Иначе он не успеет наиграться и не захочет вовремя ложиться спать. Если же кроха посещает ясли, желательно дарить ее в выходной день, чтобы у малыша было достаточно времени для игры.
  • Вечером, когда дома собираются взрослые члены семьи, у мамы остается меньше времени для младшего. Если удовлетворить его потребность в движении днем, кроха может провести вечер в спокойных играх. В крайнем случае, в этот период можно позволить ребенку посмотреть мультфильмы, если родители разрешают отпрыску время от времени сидеть перед телеэкраном.


Для вечернего времени отлично подойдут спокойные игры
  • Нужно стараться предлагать малышу разноплановые занятия, чтобы время от времени переключать его внимание. Двухлетний кроха еще не может играть самостоятельно больше получаса, поэтому нужно вовремя «подбрасывать» ему новые идеи для игр.
  • Если малыш посещает ясли, режим дня на выходных должен быть примерно таким же, как в саду. То есть, прогулки и дневной сон желательно запланировать на то же время, что и в яслях. Тогда кроха не окажется в стрессовой ситуации и легко заснет в положенное время.

Если выполнять предписанный режим не получается, стоит попытаться внести в него изменения. Быть может, маленькому человеку не подходит подобный график, его нужно просто немного оптимизировать.

Режим дня по времени

Мы приведем лишь примерный режим дня, на который желательно ориентироваться. Однако план можно корректировать, чтобы максимально приблизить его к оптимальному с учетом обстоятельств и предпочтений ребенка:

  • 7-00-7-30 пробуждение, утреннее умывание, чистка зубов, одевание;
  • 8-00-8-30 завтрак;
  • 9-00-10-30 прогулка;
  • 10-30-12-00 творческие занятия, домашний досуг;
  • 12-00-12-30 обед;
  • 13-00-15-00 дневной сон;
  • 15-00-16-00 спокойные игры дома;
  • 16-00-16-30 полдник;
  • 16-30-18-00 прогулка;
  • 19-00-19-30 ужин;
  • 19-30-21-00 спокойные игры, занятия;
  • 21-00 сон.

Режим питания

Для того чтобы правильно составить график питания ребенка, следует исходить из того, что в 2 года малыш должен получать пищу 4-5 раз в день (рекомендуем прочитать: ). В нашем графике это завтрак обед, полдник и ужин. Если малыш еще кушает ночью, сейчас наступает тот период, когда уже можно отучать его от этой привычки. Первое время следует сглаживать отсутствие ночных кормлений с помощью второго ужина – давать на ночь выпить молока или съесть йогурт:

  • Завтрак – наиболее важная трапеза, поскольку малышу нужно продержаться после него до обеда, избегая перекусов. Первый прием пищи возможен через час-полтора после пробуждения. Он должен включать в себя углеводы, белки и клетчатку. Подойдет каша, вареное яйцо, тосты с чаем.
  • Обед нужно планировать приблизительно за час до дневного отдыха. Во второй прием пищи ребенок должен съесть суп, мясное или рыбное блюдо, а также гарнир.
  • Полдник должен быть после дневного сна. В это время дня не стоит кормить малыша тяжелой пищей, пусть это будет легкий перекус. Задача этого приема пищи – помочь малышу продержаться до ужина, который будет более калорийным. Творог с фруктами, сухая галета, баночка йогурта или банан вполне подойдут для полдника.
  • Ужин желательно предлагать малышу, когда он проголодается, чтобы хорошо поесть перед длительным ночным отдыхом. Это может быть каша, картофельное пюре, тушеные овощи.

Питание двухлетнего малыша может иметь индивидуальные особенности. Некоторые дети не съедают всю порцию и часто оставляют на тарелке гарнир или рыбу. Не стоит заставлять малыша доедать все, а лучше присмотреться к нему. Если ребенок выглядит здоровым, ведет себя активно - ему вполне хватает съеденной порции. Не позволяйте есть между приемами пищи печенье, конфеты, тогда ребенок успеет проголодаться и есть шанс, что он съест из тарелки все.



Нельзя позволять ребенку перекусывать между установленными приемами пищи

Примерное меню ребенка 2 лет

Таблица суточного рациона:

В этой таблице представлено примерное меню, которое подходит для питания двухлетнего малыша. Мама может составлять рацион, ориентируясь на предпочтения ребенка. Важно, чтобы меню содержало:

  • овощи и фрукты;
  • молочные продукты;
  • злаки;
  • мясо, рыбу.

Режим дня 2-летнего малыша должен быть составлен любящими родителями. Важно соблюдать баланс между рекомендациями специалистов и желаниями ребенка. Не стоит постоянно заставлять кроху делать то, что он не любит, лучше попытаться максимально подстроиться по него. Тогда распорядок дня будет реализован на сто процентов, а малыш станет выполнять все запланированное с удовольствием.

Основой воспитания на третьем году жизни ребенка остается, как и раньше, правильно составленный и четко проводимый режим дня. Но в связи с развитием ребенка в него нужно внести изменения.

В этом возрасте здоровый, нормальный ребенок должен спать в течение суток 12-13 часов, из них ночью 10-11 и среди дня 2,5-1,5 часа. Бодрствовать активно, без переутомления, он может в пределах 6,5-5,5 часов, не больше. Указанные колебания в продолжительности бодрствования и сна зависят от индивидуальных особенностей детей. Одни дети могут бодрствовать не больше 5,5 часов и спят днем не меньше 2-2,5 часов.

Другие - бодрствуют 6-6,5 и спят днем всего лишь 1,5- 2 часа. В пределах возрастных норм имеются и другие индивидуальные отклонения в продолжительности бодрствования и сна.

Нервные, легко утомляющиеся дети и дети после перенесенных ими тяжелых заболеваний нуждаются в более коротком бодрствовании и более частом и длительном сне. Иногда их даже следует снова временно перевести на два дневных сна.

Как же определить, какой режим сна и бодрствования требуется вашему ребенку? Об этом можно судить по его поведению. Если перед сном ребенок становится либо возбужденным (кричит, много и иногда беспричинно смеется, беспорядочно много двигается, шалит, делает заведомо недозволенное, не слушает, что ему говорят, в конце концов разражается слезами), либо, наоборот, вялым (ничем не может заняться, хнычет по малейшему поводу, обижается без причины),- это показывает, что он уже исчерпал свои возможности, что он уже переутомился.

В этом случае надо уменьшить длительность бодрствования на 30-40 минут, а иногда даже и на час, чтобы не доводить его до переутомления. Если же ребенок к моменту укладывания уравновешен, бодр, хорошо себя чувствует и, уложенный спать, долго не засыпает, то можно продлить время его бодрствования, отсрочив на некоторое время начало сна.

Следовательно, режим сна и бодрствования надо устанавливать каждому ребенку не только в соответствии с его возрастом, но и учитывая его индивидуальные возможности. При наличии твердого режима, отвечающего потребностям ребенка, он обычно в положенное время быстро засыпает и пробуждается в положенное время в хорошем настроении. Следует помнить, что в иные дни ребенок спит несколько дольше, чем обычно. Это вполне естественно и зависит от многих причин: от физического состояния ребенка, пережитых впечатлений, окружающей обстановки, погоды и др. Такие случайные колебания не должны служить поводом для изменения установленного режима. Не следует беспокоиться, если малыш иногда несколько дольше поспит или не сразу заснет. Сигналом к изменению режима служит повторение таких случаев, а главное - изменение самочувствия ребенка перед сном.

Иногда родители отмечают, что летом дети худеют, становятся более раздражительными и непослушными, их бывает трудно усадить за какую-либо спокойную игру. Это объясняется тем, что летом дети, много бывая на воздухе, получают значительно больше разнообразных впечатлений, чем зимой. Будучи легко одеты и видя много нового, интересного, они очень много двигаются. И в то же время летом они меньше спят.

В силу естественных природных явлений летом дети обычно засыпают вечером примерно на час позже и раньше просыпаются утром. Все это и приводит к переутомлению. Поэтому в летнее время следует укладывать ребенка спать днем на час-полтора раньше обычного и тем самым дополнять укороченный ночной сон.

Летом ребенок по возможности должен весь день проводить на воздухе. В холодное время года ежедневно два раза гулять. Дети 2-3 лет могут уже свободно двигаться во время прогулок, даже одетые в теплую одежду и обувь.

Это позволяет увеличить время зимней прогулки до 1,5-2 часов.
Весной и осенью длительность пребывания на воздухе увеличивается в зависимости от погоды на большее или меньшее время.

Ребенок двух-, трехлетнего возраста не может длительное время заниматься чем-либо одним, так как быстро утомляется. Но сам он регулировать свою деятельность еще не умеет. Поэтому в режиме дня надо определить время для разных видов его занятий, обеспечив их разнообразие и чередование спокойных и подвижных игр, самостоятельных игр и игр-занятий со взрослыми.

Если малыш посещает ясли, то необходимо его домашний режим согласовать с ясельным, посоветовавшись с педагогом или врачом.

Многие матери жалуются, что им трудно утром разбудить ребенка. Это говорит о том, что он за ночь не выспался. Время утреннего подъема нельзя отсрочить, особенно если мать работает и ребенок ходит в ясли. Остается одно - вечером раньше укладывать его спать, чтобы ночью он спал не меньше 10 часов.

Все необходимое для ребенка следует подготовить с вечера, это даст возможность утром спокойно, не торопясь в течение получаса поднять и одеть его.

В выходной день кормление, дневной сон и прогулку следует проводить в те же часы, к которым ребенок привык в яслях, т. е. строго соблюдать ясельный режим.

Помните, что нарушение привычного режима дня вызывает различные отрицательные изменения в настроении и поведении ребенка (отказывается есть, долго не засыпает, капризничает и т. д.). Единый режим в яслях и дома обеспечит бодрое, уравновешенное поведение ребенка.

Для того чтобы ребенок во время бодрствования был активен, не уставал и чтобы это время приносило пользу для его развития, надо правильно организовать всю деятельность малыша.

Ребенок 2-3 лет может значительное время играть самостоятельно, но все же его нельзя на все время бодрствования предоставлять самому себе. Он нуждается в присмотре, помощи и руководстве старших. Поэтому надо правильно решить два вопроса: когда и в какое время ребенок может играть самостоятельно и когда взрослые должны уделить специальное время для игры и занятий с ним.

После ночного сна, т. е. длительного хорошего отдыха и большого перерыва в деятельности, ребенок может хорошо сам чем-либо заняться.
В утренний отрезок дня остающиеся дома близкие обычно заняты домашним хозяйством, а поэтому очень хорошо эту часть дня организовать так, чтобы ребенок в основном мог заниматься сам лишь при очень небольшом участии взрослых.

Утром до завтрака, когда все заняты, ребенок, после того как он умыт, одет, может поиграть самостоятельно. После завтрака, пока ребенок еще бодр, полон сил, хорошо дать ему какое-либо занятие, более сложного характера, например, рассматривание книжки, постройку из кубиков и т. п.

Если мать или бабушка делают в это время то, в чем может принять какое-либо участие и маленький ребенок, то хорошо привлечь и его к своей работе, что он очень охотно и с интересом делает. Часа через полтора после завтрака, когда ребенок исчерпает свои возможности самостоятельно играть, а мать или бабушка уже выполнят необходимые хозяйственные дела, надо пойти с ним гулять.

На прогулке он должен играть в подвижные игры, наблюдать окружающее, т.е. находиться в активном, деятельном состоянии. Взрослым следует чередовать подвижные игры с более спокойными занятиями (наблюдение, разговор).

Возвратиться с прогулки надо не позже чем за 30- 40 минут до еды, чтобы малыш успел немного отдохнуть. Хорошо, чтобы это время ребенок снова играл самостоятельно. Можно и очень полезно привлечь ребенка к участию в приготовлении к еде и уборке игрушек: «Давай подвинем с тобой вместе столик, сейчас будем есть», «Убери куклу со стола, мне надо поставить посуду» и т. д.

Вечером приходят с работы взрослые члены семьи меняется характер домашних работ и у матери. Поэтому можно уделить больше времени непосредственно занятиям с ребенком. В течение второй половины дня надо обязательно позаниматься с ним и второй раз погулять. Старшие братья и сестры обычно вечером готовят уроки, взрослые отдыхают, нужно сделать так, чтобы малыш им не мешал, занять его спокойной игрой.

Но ребенок не может весь вечер провести в спокойных играх, его потребность в движениях должна быть удовлетворена на прогулке, где он, никому не мешая, может побегать.

При такой организации бодрствования ребенок в течение всего дня чувствует себя хорошо. Он занят, и взрослые могут выполнять домашнюю работу.

Если ребенок посещает ясли, то вечером по возвращении домой необходимо выделить минут 30-40, чтобы заняться с ним какой-нибудь спокойной игрой, либо рассказать ему сказку, посмотреть с ним книжку. Оставшееся перед сном время пусть он поиграет самостоятельно.

Новые и очень интересные игрушки лучше давать ребенку в выходной день, так как вечером у ребенка слишком мало времени для игры и он, не желая с ними расстаться, не захочет пойти спать.

Возвращение из яслей желательно превратить в прогулку. Лучше, если позволяет расстояние, идти с ребенком пешком. При этом не надо торопиться. Пусть он подольше побудет на воздухе. Находясь среди других детей в течение дня, он несколько перевозбуждается, и прогулка будет для него разрядкой.

Примерный режим дня ребенка от 2 до 3 лет:

  • Пробуждение, утренний туалет — 7.00
  • Завтрак — 8.00
  • Первая прогулка — 9.30-11.30
  • Обед — 12.00
  • Дневной сон — 13.15-15.30
  • Полдник — 16.00
  • Вторая прогулка — 17.00-19.00
  • Ужин — 19.30
  • Ночной сон — 21.00- 7.00


Loading...Loading...