Справка о практике применения Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации). О примирительной процедуре с участием посредника (медиации) Урегулирование споров с участием посредника процед

ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Понятие медиации. Требования, предъявляемые к медиаторам.

Иски к иностранным государствам и международным организациям. Дипломатический иммунитет

Предъявление в суде в Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Международные организации подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах Российской Федерации или федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами Российской Федерации.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Государственной Думой

Советом Федерации

· Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (с изменениями и дополнениями)

 Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

 Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 Статья 3. Принципы проведения процедуры медиации

 Статья 4. Применение процедуры медиации при рассмотрении спора судом или третейским судом

 Статья 5. Конфиденциальность информации, относящейся к процедуре медиации

 Статья 6. Условие раскрытия медиатором информации, относящейся к процедуре медиации

 Статья 7. Условия применения процедуры медиации

 Статья 8. Соглашение о проведении процедуры медиации

 Статья 9. Выбор и назначение медиатора

 Статья 10. Оплата деятельности по проведению процедуры медиации

 Статья 11. Порядок проведения процедуры медиации



 Статья 12. Медиативное соглашение

 Статья 13. Сроки проведения процедуры медиации

 Статья 14. Прекращение процедуры медиации

 Статья 15. Требования к медиаторам

 Статья 16. Осуществление деятельности медиатора на профессиональной основе

 Статья 17. Ответственность медиаторов и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации

 Статья 18. Саморегулируемая организация медиаторов

 Статья 19. Основные функции саморегулируемой организации медиаторов

 Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений.

2. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений.

3. Если споры возникли из иных, не указанных в части 2 настоящей статьи, отношений, действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с урегулированием таких споров путем применения процедуры медиации только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

4. Процедура медиации может применяться после возникновения споров, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах.

5. Процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, а также спорам, возникающим из отношений, указанных в части 2 настоящей статьи, в случае, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы.

6. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с оказанием судьей или третейским судьей в ходе судебного или третейского разбирательства содействия примирению сторон, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) стороны - желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации субъекты отношений, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона;

2) процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения;

3) медиатор, медиаторы - независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора;

4) организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, - юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является деятельность по организации проведения процедуры медиации, а также осуществление иных предусмотренных настоящим Федеральным законом действий;

5) соглашение о применении процедуры медиации - соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением;

6) соглашение о проведении процедуры медиации - соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами;

7) медиативное соглашение - соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.

Посредничество (медиация)

Посредничество или медиация – это примирительная процедура с участием посредника. Она является альтернативным (внесудебным) способом разрешения конфликтов, разногласий и споров, возникших в сфере коммерческих отношений, направленным на выработку взаимовыгодных или взаимоприемлемых условий их разрешения и добровольное заключение сторонами соглашения в соответствии с выработанными условиями.

В ходе примирительной процедуры избранное спорящими сторонами лицо (или коллегия лиц – примирителей-посредников) оказывает сторонам независимую и беспристрастную помощь в их попытке достичь мирного урегулирования своего спора. Существо примирительной процедуры составляют переговоры с участием посредника (медиатора) в качестве третьей нейтральной стороны, которая способствует спорящим сторонам взаимовыгодно (или, по крайней мере, взаимоприемлемо) урегулировать возникший спор (конфликт).

Привлекательность примирительной процедуры обусловлена рядом преимуществ. Это возможность добровольно обратиться к примирительной процедуре с участием посредника, самостоятельный выбор посредника, безусловная нейтральность и беспристрастность посредника, равноправие сторон, конфиденциальность всей процедуры и связанных с ней материалов, экономичность процедуры посредничества, возможность сохранить партнерские отношения между сторонами.

Стороны имеют право в любое время отказаться от продолжения примирительной процедуры.

Соглашение об урегулировании спора заключается по обоюдному согласию обеих сторон, а не навязывается посредником. Оно может учитывать различные обстоятельства, как связанные со спорным контрактом (например, направленные на уменьшение долга, рассрочку или замену денежного обязательства натуральным), так и новые обязательства по дальнейшему сотрудничеству, которые в результате будут более приемлемы для сторон и потенциально ими исполнимы.

Посредник и стороны должны соблюдать конфиденциальность в отношении всех вопросов, касающихся примирительной процедуры. Требование конфиденциальности распространяется и на соглашение сторон, достигнутое в результате примирительной процедуры, за исключением тех случаев и в той мере, когда раскрытие тех или иных его положений необходимо для целей его выполнения.

Посредничество представляет собой совершенно новый для современной России механизм внесудебного урегулирования разногласий. С 1 января 2011 г. в Российской Федерации вступил в действие Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-Φ3 "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее – Закон о медиации). Целью этого Закона является создание правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица – медиатора (процедуры медиации). При его разработке за основу был взят Типовой закон ЮНСИТРАЛ, рекомендованный в 2002 г. Генеральной Ассамблеей ООН государствам – членам ООН в качестве образца для принятия на его основе национальных законов.

В соответствии с Законом процедура медиации может применяться к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений. Процедура медиации может применяться после возникновения споров, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона о медиации медиатором признается независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора.

Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.

Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста 18 лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости.

Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут только лица не моложе 25 лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством РФ. При этом урегулирование споров, переданных на рассмотрение суда до того, как обратиться к медиации, могут осуществлять только профессиональные медиаторы.

Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Медиатор не вправе: быть представителем какой-либо стороны; оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь; осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях; делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.

Медиаторы и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, несут ответственность перед сторонами за вред, причиненный сторонам вследствие осуществления указанной деятельности, в порядке, установленном гражданским законодательством.

Процедура медиации носит строго добровольный порядок и проводится на основании соглашения сторон (медиативной оговорки) о применении такой процедуры (ст. 7 Закона о медиации). Данное соглашение должно быть заключено в письменной форме либо до возникновения спора (медиативная оговорка), либо после его возникновения (п. 5 ст. 2 Закона о медиации).

Соглашение о проведении процедуры медиации должно содержать сведения: о предмете спора; о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации; о порядке проведения процедуры медиации; об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации; о сроках проведения процедуры медиации.

В случае если стороны заключили соглашение о применении процедуры медиации и в течение оговоренного для ее проведения срока обязались не обращаться в суд или третейский суд для разрешения спора, который возник или может возникнуть между сторонами, суд или третейский суд признает силу этого обязательства до тех пор, пока условия этого обязательства не будут выполнены, за исключением случая, если одной из сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права.

Если спор передан на рассмотрение суда или третейского суда, стороны могут применить процедуру медиации в любой момент до принятия решения по спору соответствующим судом или третейским судом. Отложение рассмотрения дела о споре в суде или третейском суде, а также совершение иных процессуальных действий определяется процессуальным законодательством.

При проведении процедуры медиации сохраняется конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации. Медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон.

Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства, в том числе по предложению судьи или третейского судьи.

Наличие соглашения о применении процедуры медиации, как и связанное с ним непосредственное проведение этой процедуры, не является препятствием для обращения в суд или третейский суд, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Проведение процедуры медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации. Если одна из сторон направила в письменной форме предложение об обращении к процедуре медиации и в течение 30 дней со дня его направления или в течение иного указанного в предложении разумного срока не получила согласие другой стороны на применение процедуры медиации, такое предложение считается отклоненным.

Порядок проведения процедуры медиации устанавливается соглашением о проведении процедуры медиации, в том числе ссылкой на правила проведения процедуры медиации, утвержденные соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора. В течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности.

При проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.

Хотя сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением о проведении процедуры медиации, медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы процедура была завершена в течение 60 дней. В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, с необходимостью получения дополнительной информации или документов срок проведения процедуры медиации может быть увеличен по договоренности сторон и при согласии медиатора.

Срок проведения процедуры медиации не должен превышать 180 дней, за исключением срока проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, не превышающего 60 дней.

Процедура медиации прекращается заключением сторонами медиативного соглашения или заключением соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям, либо истечением срока проведения процедуры медиации.

Медиативное соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.

Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.

Согласно п. 3 ст. 12 Закона о медиации медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством или законодательством о третейских судах, законодательством о международном коммерческом арбитраже.

В п. 4 ст. 12 Закона о медиации указано, что медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.

Вместе с Законом о медиации был принят и вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 № 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”", который внес соответствующие изменения в Гражданский, Арбитражный процессуальный, Гражданский процессуальный кодексы и Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации".

Учитывая, что ТПП РФ является центральной организацией, представляющей интересы всех слоев бизнеса и охватывающей все сферы предпринимательства, в мае 2006 г. при ТПП РФ была создана Коллегия посредников.

Коллегия посредников по проведению примирительных процедур при ТПП РФ (далее – Коллегия посредников) представляет собой самостоятельный и постоянно действующий внесудебный институт по урегулированию коммерческих споров.

Основы правового статуса Коллегии посредников установлены Положением о Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, утвержденным приказом ТПП РФ от 30.12.2008 № 72, и Регламентом по проведению примирительной процедуры с участием посредника, утвержденным приказом Президента ТПП РФ от 12.05.2006 № 32 (далее – Регламент). В настоящее время Регламент действует с изменениями, утвержденными приказом ТПП РФ от 30.12.2008 № 72.

"До разрешения в порядке, предусмотренном законом либо настоящим договором (соглашением), все споры, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, передаются сторонами на урегулирование в Коллегию посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате Российской Федерации".

В соответствии с Регламентом стороны, желающие урегулировать возникший между ними конфликт, разногласие либо спор с участием посредника, обращаются в Коллегию посредников с совместным заявлением о проведении примирительной процедуры.

Заявление должно содержать: наименование сторон, их адреса, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты; фамилии, имена, отчества уполномоченных представителей, если таковые имеются; краткое описание существа спора, включающее оценку его стоимости; фамилию, имя, отчество назначаемого сторонами посредника или совместную просьбу о назначении посредника с указанием требований к его квалификации. К заявлению прилагаются доказательства уплаты регистрационного сбора, определенного Положением о сборах и расходах Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Примирительная процедура, если стороны не договорились об ином, проводится одним посредником.

Посредник избирается сторонами из списка членов Коллегии посредников или с обоюдного согласия сторон предлагается самими сторонами. Если в 30-дневный срок со дня поступления заявления в Коллегию посредников стороны не договорились о кандидатуре посредника, посредник назначается председателем Коллегии с учетом пожеланий сторон, если таковые заявлены.

Посредник не вправе принимать поручение о проведении примирительной процедуры непосредственно от сторон.

Избранный либо назначенный посредник дает подписку быть нейтральным, независимым и беспристрастным, соблюдать конфиденциальность в отношении информации, ставшей ему известной при проведении примирительной процедуры.

Если избранный либо назначенный посредник по какой-либо причине не может приступить к примирительной процедуре или продолжить начатую примирительную процедуру, председатель Коллегии назначает другого посредника, если стороны не договорились об ином.

После предъявления доказательств уплаты регистрационного сбора посредник со сторонами начинает консультации по проведению примирительной процедуры.

Цель консультаций – выяснить обстоятельства спора и позиции сторон; определить необходимые и относящиеся к спору документы; предварительно определить условия, требования и пожелания сторон к проведению примирительной процедуры и ее результатам; определить место, время начала проведения примирительной процедуры и предположительные сроки проведения и завершения примирительной процедуры.

В ходе консультаций между сторонами заключается договор, в котором, в частности, устанавливаются размер, порядок уплаты и распределения между ними сборов и расходов в связи с проведением примирительной процедуры в той мере, в которой это допускается Регламентом и Положением о сборах и расходах.

После завершения консультаций назначается день проведения примирительной процедуры с тем, чтобы обеспечить максимальную возможность участия в ней руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей либо иных граждан, являющихся спорящими сторонами, а в случае невозможности личного участия указанных лиц – представителей, в чьем непосредственном ведении находится вынесенный на примирительную процедуру вопрос.

Проведение примирительной процедуры начинается с проверки полномочий лиц, принимающих участие в урегулировании спора и достижении соглашения сторон.

Посредник представляется сторонам и сообщает об опыте своей профессиональной деятельности, разъясняет основные принципы проведения примирительной процедуры: добровольность, равноправие сторон, конфиденциальность, нейтральность посредника.

Стороны информируются о роли посредника в примирительной процедуре с целью достижения соглашения сторон и о праве сторон в любое время отказаться от продолжения примирительной процедуры.

Посредник полностью свободен в выборе способа проведения примирительной процедуры и в целях достижения наибольшей эффективности организует ее по своему усмотрению, с соблюдением при этом требований Регламента.

В ходе примирительной процедуры стороны излагают суть их спора и вносят предложения по его урегулированию.

Если посредник считает необходимым, он проводит беседу с каждой из сторон в отдельности. Информация, полученная при беседе с одной из сторон, может быть передана другой стороне только с разрешения стороны, сообщившей информацию.

Посредник дает возможность сторонам высказываться и формулировать предложения, которые, по их мнению, могут привести к урегулированию спора.

Посредник в ходе примирительной процедуры выявляет действительный интерес и намерения каждой из сторон. Соблюдая принципы нейтральности и равноправия сторон, посредник вправе с их согласия вносить свои предложения относительно возможностей разрешения спора и заключения соответствующего соглашения сторон.

Соглашение сторон заключается в письменной форме в трех экземплярах, каждый из которых подписывается лицами, принимавшими участие в примирительной процедуре. Соглашение должно содержать четко определенные условия урегулирования спора, обязательство каждой из сторон добровольно исполнить соглашение с указанием сроков его исполнения. С согласия сторон посредник оказывает им содействие в подготовке текста соглашения.

При возникновении временного затруднения в достижении сторонами взаимоприемлемого соглашения посредник имеет право приостановить примирительную процедуру, если считает это целесообразным. Процедура может быть приостановлена и по просьбе одной либо обеих сторон.

С момента подписания сторонами соглашения примирительная процедура считается прекращенной.

Также примирительная процедура прекращается:

  • 1) если из-за бездействия хотя бы одной из сторон спора после приостановления примирительной процедуры она не возобновляется в 30-дневный либо иной согласованный срок;
  • 2) если дальнейшее проведение возобновленной после приостановления примирительной процедуры будет признано посредником либо хотя бы одной из сторон бесперспективным либо становится невозможным по иным обстоятельствам;
  • 3) если истек согласованный для урегулирования спора срок и стороны не договорились о его продлении; и в некоторых других случаях.

Следует обратить внимание, что обращение к примирительной процедуре не тождественно претензионному порядку досудебного разрешения спора. В практике МКАС при ТПП РФ встречались случаи, когда ответчик оспаривал компетенцию арбитража, поскольку, по его мнению, истец не выполнил условие контракта о необходимости принятия всех мер для мирного урегулирования разногласий. Основанием для возражений было включение в арбитражную оговорку положения, что в случае разногласий стороны примут меры к их урегулированию, а если соглашения достигнуть не удастся, спор передается в МКАС при ТПП РФ. В таких случаях МКАС исходит из того, что право сторон урегулировать спор мирным путем является факультативным (если контракт не предусматривает иного) и не лишает стороны права обратиться в арбитраж, минуя примирительную процедуру. В своих решениях МКАС при ТПП РФ подчеркивает, что такая арбитражная оговорка не может рассматриваться в качестве обязательного досудебного претензионного порядка. Условие об обязательном претензионном порядке должно быть прямо и недвусмысленно отражено в контракте .

  • Подробнее анализ арбитражной практики МКАС при ТПП РФ см.: Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Арбитражная практика за 1996–1997 гг. / сост. М. Г. Розенберг. М., 1998. С. 73 (решение от 11 июня 1996 г. по делу № 188/1995); Практика Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ за 2001–2002 гг. / сост. М. Г. Розенберг. М., 2004. С. 367–372, 458–462 (решение от 7 июня 2002 г. по делу № 116/2001, решение от 10 декабря 2002 г. по делу № 211/2001); Практика Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ за 2003 г. / сост. М. Г. Розенберг. М., 2004. С. 30–33,111–118 (решение от 28 января 2003 г. по делу № 197/2001, решение от 6 июня 2003 г. по делу № 97/2002); Практика Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ за 2004 г. / сост. М. Г. Розенберг. М., 2005. С. 286–293 (решение от 3 сентября 2004 г. по делу № 128/2002) и др.

Некоторые проблемы ФЗ РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)

В глобальном правовом смысле введенная Законом о медиации процедура способствует развитию в России гражданского общества, члены которого, обладая высоким уровнем ответственности за свои действия, самостоятельно разрешают возникающие между ними разногласия, прибегая к помощи государственных институтов, обладающих властными полномочиями, только в крайних случаях.

Однако, несмотря на заложенные Законом о медиации успешные предпосылки развития в России альтернативной процедуры разрешения споров положительный результат внедрения процедуры в правоприменительной практике остается под сомнением. Анализируя положения Закона о медиации мнение ученых и практиков, мы пришли к следующим выводам:

Во-первых, в законе недостаточно четко очерчена сфера его применения, а именно круг споров, к которым допускается применять процедуру медиации.

Так, часть 2 статьи 1 закона относит к предмету своего регулирования споры, возникающие из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также споры, возникающие из трудовых правоотношений и семейных правоотношений.

При этом часть 5 все той же статьи 1 закона исключает применение процедуры медиации к спорам, указанным в части 2 статьи 1, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы.

Закон о медиации не содержит указаний на то, каким образом спор должен затрагивать права и законные интересы третьих лиц для исключения применения к спору процедуры медиации. Понятие «публичные интересы» в законе также не раскрывается и является оценочным.

Во-вторых, принцип добровольности процедуры медиации, позиционируемый как одно из основных достоинств медиации, имеет оборотную сторону и способен при определенных обстоятельствах трансформироваться в существенный недостаток.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о медиации суд или третейский суд признает силу обязательства сторон спора не обращаться за его разрешением в суд или третейский суд, принятого ими при заключении соглашения о применении процедуры медиации, за исключением случая, если одной из сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права.

Таким образом, сила закрепленного сторонами спора в соглашении о применении процедуры медиации обязательства не прибегать к судебной процедуре разрешения спора может быть с легкостью преодолена любой из сторон путем обращения в суд или третейский суд.

Эта особенность медиации подтверждается положениями части 3 статьи 7 Закона о медиации, согласно которой проведение процедуры медиации не является препятствием для обращения сторон спора в суд или третейский суд, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Любой из участников спора также имеет возможность блокировать применение процедуры медиации к спору, оставив предложение другой стороны спора об обращении к процедуре медиации без ответа. В соответствии с частью 5 статьи 7 Закона о медиации если сторона спора в течение тридцати дней со дня направления предложения другой стороне об обращении к процедуре медиации или в течение иного указанного в предложении разумного срока не получила согласие другой стороны на применение процедуры медиации, такое предложение считается отклоненным.

Таким образом, из быстрого и гибкого механизма разрешения споров медиация может с легкостью превратиться в бесполезный процесс переливания из пустого в порожнее, результатом которого может в лучшем случае явиться обращение для разрешения спора в суд, а в худшем - нарастание конфликта.

В-третьих, весьма сомнительной является доступность процедуры медиации для широкого круга участников споров, к которым в соответствии с законом может быть применена процедура медиации. Закон о медиации не устанавливает предельные показатели стоимости услуг медиаторов, соответственно, нельзя исключать возможность монополизации данного сегмента рыночной экономики с вытекающей из этого дороговизной и доступностью процедуры медиации лишь для состоятельных участников хозяйственной деятельности.

В-четвертых, закрепленный Законом о медиации в части 2 статьи 12 принцип добровольности и добросовестности сторон при исполнении медиативного соглашения, закрепляющего результат разрешения спора, порождает сомнения в исполняемости медиативного соглашения. Как указывает в своей работе Давыденко Д. «Недостаточно четко изложен в законе и механизм применения к медиативному соглашению при его исполнении положений гражданского законодательства об отступном, новации, прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда» Давыденко Д. Как избежать судебного разбирательства: посредничество в бизнес-конфликтах. М., Издательский дом секрет фирмы, 2006. С.14. , с этим мнением невозможно не согласиться.

В-пятых, анализ порядка исполнения медиативного соглашения, изложенного в Законе о медиации, позволяет сделать вывод о том, что медиативное соглашение, заключенное в рамках судебного процесса по соответствующему спору, требует принятия сторонами спора мер по прекращению судебной процедуры. Сторонам спора либо требуется обратиться в суд для утверждения медиативного соглашения в качестве мирового соглашения в соответствии с частью 3 статьи 12 Закона о медиации либо принять иные меры во избежание принятия решения суда, которое может идти вразрез с волеизъявлением сторон спора, изложенным в медиативном соглашении (в качестве такой меры может, к примеру, рассматриваться отказ истца от иска).

Установленная Законом о медиации возможность продления процедуры медиации не ориентирует стороны спора на оперативность, давая возможность уйти от проблемы, так и не решив ее.

Таким образом, применяемая в рамках инициированного судебного процесса процедура медиации, задуманная как механизм быстрого и гибкого решения споров, может обратиться в дополнительное препятствие для разрешения дел судами в установленные процессуальным законодательством сроки.

В-шестых, наделение медиатора полномочиями прекращать процедуру медиации путем направления сторонам спора заявления о нецелесообразности ее дальнейшего проведения, предусмотренными пунктом 3 статьи 14 Закона о медиации, свидетельствует о возможности управления процедурой самим медиатором, что не всегда может положительно сказаться на результативности процедуры. При этом ставится под сомнение положение медиатора как независимого лица, которое содействует разрешению спора.

В-седьмых, несмотря на то, что Законом о медиации заложены правовые основы организации деятельности медиаторов, закон не исключает получение статуса медиатора по конкретному спору лицом, не имеющим необходимой квалификации и опыта не только в сфере содействия разрешению споров, но и случайными и недобросовестными лицами, преследующими собственные корыстные интересы.

Следует отметить, что институт медиации уже много лет успешно существует в Европе и США, в то время как в России этот институт находится в зачаточном состоянии. С одной стороны, российский законодатель, внедряя в правовую систему РФ новые реалии, имеет возможность обобщить весь накопленный опыт их существования в странах зарубежья и не повторять ошибок, допущенных предшественниками. С другой стороны, нельзя отрицать своеобразие исторического пути России, который оказывает значительное влияние на становление и развитие в российской среде всех без исключения социальных и правовых институтов, в том числе института медиации. О том, какой отпечаток наложит российская действительность на идею законодателя, станет ли медиация эффективным способом разрешения споров или останется правовой фикцией, можно будет судить лишь по прошествии лет по результатам обобщения накопленной практики применения Закона о медиации.

Сравнительно небольшой по объему текст Закона, содержащий всего 20 статей, дает повод скорее для вопросов, нежели для ответов на них.

Возникает некоторая неясность: какие именно споры может урегулировать медиатор и должен ли он быть юристом

Прежде всего, не вполне ясен сам тип создаваемой системы медиации. Часть 2 статьи 1 Закона указывает на то, что Законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских отношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также по спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений.

Желаемым для сторон конфликта результатом является медиативное соглашение, представляющее собой, согласно части 4 статьи 12 Закона, гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Таким образом, совершенно очевидно, что в соответствии с указанными нормами деятельность медиатора лежит в области не любого, но исключительно правового конфликта. Положительным результатом деятельности посредника является заключение гражданско -- правовой сделки, которая не может противоречить закону и должна быть действительной в контексте норм Гражданского кодекса Российской Федерации о требованиях к договорам.

Между тем статья 15 Закона допускает осуществление медиативной деятельности лицами, не имеющими юридического образования. Таким образом, закон допускает и регулирует не только профессиональную правовую медиацию, но и ее иные формы: психологическую, медицинскую или, к примеру, педагогическую и так далее. Такое положение представляется недопустимым ввиду невозможности адекватного правового регулирования некой универсальной медиативной деятельности посредством единого нормативного акта.

Законодателю следовало бы распространить сферу действия Закона исключительно на область разрешения правовых конфликтов, указав, в частности, в качестве обязательного требования к медиатору наличие высшего юридического образования.

Существенный недостаток: никак не прописана процедура медиации, но есть запреты для медиатора

Обращает на себя внимание несоответствие названия Закона его содержанию, так как о самой процедуре медиации и ее технике не сказано даже в самой абстрактной форме. В соответствии со статьей 11 Закона порядок проведения процедуры медиации устанавливается соглашением о проведении медиации.

Полагая, что в условиях становления медиации было бы целесообразно указать в Законе основные типы посреднических процедур, сформированные зарубежной практикой, такие как: содействующая медиация, оценочная медиация, переговоры и т.д. Кроме того, полезным представляется разработка и утверждение Типовых правил проведения процедуры медиации, которая могла бы быть поручена Министерству юстиции Российской Федерации.

Сомнение в части возможности реализации процедуры медиации вызывает пункт 2 части 6 статьи 15 Закона, согласно которому медиатор не вправе оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь. Но как же при таких условиях возможно осуществление медиации? Ведь основная задача медиатора как раз и состоит в том, чтобы оказывать сторонам спора правовую и иную помощь в урегулировании конфликта.

Единственное условие применения медиации -- соглашение сторон. Но этого недостаточно, чтобы механизм заработал

Закон не только не содержит определенных требований к процедуре медиации и медиаторам, но и не создает достаточную для функционирования института правовую основу и организационную структуру.

В европейских странах медиация органически существует на добровольных началах, но подобное ее внедрение в условиях Российской Федерации, на мой взгляд, не вполне оправданно. Согласно статье 7 Закона, единственным условием применения процедуры медиации является соглашение сторон. Наличие соглашения о проведении процедуры медиации и связанное с ним непосредственное проведение этой процедуры не является препятствием для обращения в суд. Не следует ожидать, что хозяйствующие субъекты после вступления Закона в силу поспешат включить в договоры условия о медиативной оговорке и прибегнуть к процедуре медиации.

С другой стороны, законодательное закрепление обязанности сторон конфликта по некоторым категориям споров в досудебном порядке обращаться к помощи медиатора неэффективно, так как приведет лишь к дополнительным затратам для сторон, создав лишний бюрократический барьер, препятствующий своевременной защите нарушенных прав и интересов. В этой связи целесообразно рассмотреть вопрос о наделении суда правом по некоторым категориям дел в принудительном порядке передавать конкретный спор медиатору для его мирного урегулирования.

Необходимо законодательно закрепить право адвокатов и нотариусов быть медиаторами

Организационная база медиации в соответствии со статьей 18 Закона состоит из саморегулируемых организаций медиаторов. В то же время следует учесть то, что возложение функций медиаторов возможно и на систему адвокатуры и нотариата. Для этого специальные нормы о праве нотариусов и адвокатов заниматься медиативной деятельностью следует, на наш взгляд, включить в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в редакции от 23.07.2008 г.) Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон РФ № 63-ФЗ от 31 мая 2002 г. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 23. Ст. 2102. и «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (в редакции от 05.07.2010 г.) Основы законодательства Российской Федерации о нотариате: № 4462-1 от 11 февраля 1993 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. 11.03.1993. № 10. Ст. 357..

Не определено, какую силу будут иметь медиативные соглашения

В рамках концепции возложения функций медиаторов на нотариусов возможно придание обязательной силы медиативным соглашениям. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения медиативного соглашения, удостоверенного нотариусом, заинтересованная сторона могла бы обратиться к нотариусу за совершением исполнительной надписи -- придание обязательной силы таким документам повысило бы значимость медиативного соглашения. Также заслуживает внимания мысль о привлечении в качестве медиаторов при разрешении споров судей в отставке.

Перечисленные выше проблемные аспекты Закона, тем не менее, нисколько не умаляют его значение. Однако они являются прекрасным стимулом для дальнейшего развития законодательства, посвященного альтернативным процедурам урегулирования споров, дающим необходимую для этого свободу и надежду.

ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утвержден Приказом ТПП РФ

Регламент

Коллегии посредников по проведению примирительных процедур

при Торгово-промышленной палате Российской Федерации

Статья 1. Общие положения

Настоящий Регламент определяет порядок проведения примирительной процедуры Коллегией посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (далее — Коллегия).

В соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» используемые в настоящем Регламенте термины и понятия применяются в том значении, в котором они определены в указанном Федеральном законе.

Статья 2.Законодательство

В своей деятельности Коллегия руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2010г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее - Закон о медиации), Положением о Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при ТПП РФ (далее – Положение), Регламентом Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при ТПП РФ (далее – Регламент), Положением о сборах и расходах Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при ТПП РФ (далее – Положение о сборах и расходах).

Статья 3. Применение процедуры медиации

3.1. Примирительная процедура с участием посредника (далее – медиация) является альтернативным (внесудебным) способом урегулирования конфликтов, разногласий и споров (далее – споров), возникших из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской, инвестиционной и иной экономической деятельности, а также связанных с ними иных правоотношений. Медиация направлена на выработку взаимовыгодных и взаимоприемлемых условий урегулирования споров и добровольное заключение сторонами медиативного соглашения в соответствии с выработанными условиями, а также на сохранение, поддержание и развитие деловых партнерских отношений и формирование этики делового оборота.

3.2. По соглашению сторон процедура медиации может применяться для выработки взаимовыгодных и взаимоприемлемых условий при заключении, исполнении или изменении договоров, а также в других случаях, когда стороны признают это необходимым.

3.3. По соглашению сторон, в том числе в случае подписания ими соответствующей оговорки или соглашения о применении процедуры медиации, а равно в иных случаях, предусмотренных законом, процедура медиации может предшествовать рассмотрению споров в суде или третейском суде в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации.

3.4. Процедура медиации может применяться в отношении споров, находящихся на рассмотрении в арбитражных судах, судах общей юрисдикции и третейских судах в порядке, определенном действующим законодательством РФ.

3.5. Процедура медиации в Коллегии не применяется:

В отношении коллективных трудовых споров;

В отношении споров, затрагивающих права и законные интересы третьих лиц, если такие лица не привлечены к участию в процедуре медиации;

В отношении иных споров, определенных действующим законодательством Российской Федерации.

3.6. Стороны могут включить в договор медиативную оговорку, предусматривающую урегулирование спора в Коллегии, либо оформить отдельное соглашение о применении процедуры медиации в Коллегии.

Статья 4. Принципы медиации

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, независимости и беспристрастности посредника (далее – медиатора).

Статья 5. Расходы на проведение медиации

5.1. Проведение процедуры медиации в Коллегии осуществляется на платной основе.

5.2. Размер и порядок внесения сборов и оплаты иных расходов, связанных с процедурой медиации, а также порядок их возврата, определяются Положением о сборах и расходах.

5.3. Если иное не определено Положением о сборах и расходах либо соглашением сторон, оплата сборов и иных расходов, связанных с процедурой медиации, осуществляется сторонами в равных долях.

Статья 6. Секретариат Коллегии

6.1. Секретариат осуществляет функции, необходимые для обеспечения деятельности Коллегии, в том числе организует делопроизводство по рассматриваемым Коллегией заявлениям (обращениям). Вся переписка Коллегии осуществляется через секретариат.

6.2. Секретариат возглавляет ответственный секретарь, назначаемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации по согласованию с Председателем Коллегии.

6.3. При осуществлении функций, связанных с организацией и проведением медиации, ответственный секретарь Коллегии подчиняется Председателю Коллегии.

Статья 7. Обращение в Коллегию

7.1. Стороны вправе обратиться в Коллегию для урегулирования возникшего между ними спора как в рамках совместного волеизъявления, так и по инициативе любой из сторон.

7.2. Предложение спорящим сторонам об обращении к процедуре медиации может быть сделано Коллегией в соответствии с п.7ст.7 Закона о медиации.

7.3. Стороны (сторона), желающие урегулировать спор с участием медиатора, обращаются в Коллегию с письменным заявлением о проведении процедуры медиации.

Заявление может быть также передано в Коллегию посредством факсимильной или электронной связи, а также иным способом, позволяющим идентифицировать заявителя.

7.4. Заявление должно содержать:

Полное наименование Коллегии, в которую подается заявление;

Наименование, почтовые адреса, номера телефонов, факсов и адреса электронной почты сторон;

Краткое описание существа спора;

Материальную оценку спора – сумму истребуемых или оспариваемых денежных средств, в том числе заявляемых сторонами убытков, стоимости истребуемого имущества или имущественных прав;

Просьбу об урегулировании спора;

Фамилию, имя, отчество выбранного стороной (сторонами) спора медиатора или просьбу о назначении медиатора Коллегией с указанием требований к его квалификации;

Перечень документов, прилагаемых к заявлению.

7.5. К заявлению должны быть приложены:

Копия договора между сторонами спора, содержащего медиативную оговорку, или соглашение о применении процедуры медиации;

Доказательства уплаты регистрационного сбора, установленного Положением о сборах и расходах.

7.6. В случае передачи на рассмотрение Коллегии спора, находящегося на рассмотрении арбитражного суда, суда общей юрисдикции либо третейского суда, в заявлении указывается наименование, реквизиты суда, номер соответствующего дела.

Статья 8. Принятие заявления

8.1. В течение 5 (пяти) дней с момента получения от стороны (сторон) спора заявления, оформленного в соответствии с требованиями статьи 7 Регламента, Председатель Коллегии выносит постановление о принятии заявления к рассмотрению.

8.2. В случае, если заявление о проведении медиации подано одной из сторон спора (сторона-инициатор), Коллегия согласовывает с ней порядок привлечения другой стороны к участию в процедуре медиации.

8.3. По просьбе стороны-инициатора Коллегия может направить предложение об урегулировании возникшего спора в рамках процедуры медиации другой стороне. Предложение направляется по адресам, указанным стороной-инициатором.

8.4. Если в течение 30 (тридцати) дней с момента направления стороной-инициатором и/или Коллегией предложения другой стороне об обращении к процедуре медиации не получено согласие стороны на проведение процедуры медиации, такое предложение считается отклоненным. В случае согласия другой стороны на участие в процедуре медиации по истечении тридцати дней с момента направления соответствующего предложения, решение о принятии такого согласия может быть принято Председателем Коллегии с учетом мнения стороны-инициатора.

8.5. По факту отклонения предложения о проведении медиации другой стороной Председатель Коллегии выносит постановление о невозможности проведения медиации.

8.6. Сторона, выразившая согласие на проведение процедуры медиации, компенсирует стороне-инициатору расходы по уплате регистрационного сбора в соответствии с Положением о сборах и расходах.

8.7. В случае отказа любой из сторон от проведения процедуры медиации до момента подписания соглашения о проведении процедуры медиации Председатель Коллегии выносит постановление о невозможности проведения медиации.

Статья 9. Выбор или назначение медиатора

9.1. Процедура медиации, если стороны не договорились об ином, проводится одним медиатором.

9.2. Медиатор избирается сторонами из списка членов Коллегии либо назначается Председателем Коллегии, если в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления стороны не договорились о кандидатуре медиатора.

В случае передачи на рассмотрение Коллегии спора, находящегося на рассмотрении арбитражного суда, суда общей юрисдикции либо третейского суда, медиатор избирается сторонами или назначается по их просьбе Председателем Коллегии с учетом требований к квалификации медиатора, установленных законодательством Российской Федерации.

Стороны вправе избрать в качестве медиатора лицо, не включенное в список членов Коллегии.

9.3. Положения настоящего Регламента, регулирующие функции единоличного медиатора, распространяются и на случаи участия в процедуре медиации двух и более медиаторов. Распределение обязанностей между этими медиаторами осуществляется ими по согласованию со сторонами.

9.4. В случае, если избранный либо назначенный медиатор по какой-либо причине не может приступить к процедуре медиации или продолжить начатую процедуру медиации, Председатель Коллегии назначает другого медиатора, если стороны не договорились об ином.

9.5. Медиатор, избранный либо назначенный в соответствии с настоящей статьей, в случае наличия или возникновения в процессе проведения процедуры медиации обстоятельств, которые могут повлиять на его независимость и беспристрастность, незамедлительно обязан сообщить об этом сторонам и Председателю Коллегии.

Любая из сторон в ходе проведения медиации вправе заявить о замене медиатора или о выборе (назначении) еще одного или нескольких медиаторов.

Решение о замене медиатора или выборе (назначении) еще одного или нескольких медиаторов принимается сторонами совместно.

Статья 10. Соглашение о проведении процедуры медиации

10.1. Между спорящими сторонами и медиатором до начала примирительной процедуры подписывается соглашение о проведении процедуры медиации, соответствующее требованиям Закона о медиации, в котором, в частности, устанавливаются:

Сведения о предмете спора;

Лицо, выполняющее функции медиатора;

Указание на то, что спор подлежит урегулированию Коллегией в порядке и сроки, установленные настоящим Регламентом;

Размер, порядок уплаты и распределения между сторонами сборов и расходов в связи с проведением процедуры медиации с учетом положений настоящего Регламента и Положения о сборах и расходах.

10.2. Соглашение о проведении процедуры медиации готовится избранным (назначенным) медиатором (медиаторами) по согласованию со сторонами и с учетом положений настоящего Регламента или подписанного сторонами ранее соглашения о применении процедуры медиации. В ходе проведения процедуры медиации стороны вправе вносить изменения в текст соглашения о проведении процедуры медиации.

10.3. Соглашение о проведении процедуры медиации подписывается всеми сторонами спора и медиатором (медиаторами).

Статья 11. Условия проведения процедуры медиации

11.1. Проведение процедуры медиации осуществляется при условии уплаты сторонами медиативного сбора в соответствии с Положением о сборах и расходах.

11.2. Если стороны не договорились об ином, порядок проведения процедуры медиации определяется в соответствии с настоящим Регламентом.

11.3. Медиатор самостоятельно определяет ход проведения процедуры медиации с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора.

11.4. Медиатор организует проведение процедуры медиации таким образом, чтобы обеспечить максимальную возможность участия в ней руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, являющихся спорящими сторонами или их полномочными представителями.

Медиатор обеспечивает заблаговременное уведомление сторон о времени проведения встреч и консультаций в рамках процедуры медиации.

11.5. Проведение процедуры медиации обеспечивается в несколько этапов:

Предварительные консультации со сторонами;

Совместные встречи с участием сторон или их представителей, либо раздельные встречи с каждой из сторон или ее представителем;

Подготовка и подписание медиативного соглашения.

11.6. При проведении процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами единовременно, так и с каждой из них в отдельности. Если стороны не договорились об ином, медиатор уведомляет сторону о факте раздельной встречи с другой стороной до ее начала.

11.7. При проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.

11.8. Соблюдая принципы равноправия сторон, независимости и беспристрастности, медиатор вправе с согласия сторон вносить свои предложения относительно возможностей урегулирования спора и заключения соответствующего медиативного соглашения.

Статья 12. Предварительные консультации со сторонами

12.1. Предварительные консультации медиатора со сторонами и (или) их представителями проводятся в следующих целях:

Для уточнения обстоятельств спора и позиций сторон;

Для определения необходимых, относящихся к спору, документов;

Для предварительного определения условий, требований и пожеланий сторон к проведению процедуры медиации и ее результатам;

Для выяснения мнения сторон о предполагаемом времени, необходимом для проведения и завершения процедуры медиации;

Для определения места и времени проведения процедуры медиации;

Для уточнения обстоятельств, затрагивающих права и законные интересы третьих лиц или публичные интересы.

12.2. В ходе предварительных консультаций медиатор разъясняет сторонам порядок проведения медиации, принципы медиации.

12.3. В случае отказа любой из сторон от проведения процедуры медиации в ходе проведения предварительных консультаций, а равно в случаях выявления медиатором обстоятельств, свидетельствующих о невозможности дальнейшего проведения процедуры медиации, медиатор выносит постановление о прекращении процедуры медиации.

Статья 13. Раздельная встреча медиатора с каждой из сторон

13.1. Раздельные встречи медиатора с каждой из спорящих сторон или их представителями проводятся после проведения предварительных консультаций со сторонами.

13.2. Раздельные встречи сторон с медиатором проводятся в целях:

Выявления медиатором интересов и намерений сторон;

Формулирования сторонами предложений по урегулированию спора;

Рассмотрения предложений каждой стороны.

13.3. Информация, полученная на встрече с одной из сторон, может быть передана другой стороне только с согласия стороны, сообщившей данную информацию.

13.4. При отсутствии необходимости раздельная встреча с каждой из сторон может не осуществляться.

Статья 14. Совместная встреча сторон и медиатора

14.1. Совместные встречи медиатора со сторонами проводятся в следующих целях:

Уточнения позиций сторон;

Выявления общих интересов сторон;

Обсуждения возможных предложений и уступок;

Поиска максимально взаимоприемлемых вариантов урегулирования спора;

Проверки исполнимости достигнутых в ходе медиации договоренностей;

Согласования текста медиативного соглашения.

14.2. В случаях, если проведение совместных встреч может, по мнению медиатора, препятствовать свободному волеизъявлению сторон, либо в случаях невозможности одновременного присутствия сторон на таких встречах, медиатор, в целях эффективного и скорейшего разрешения спора, может проводить только раздельные встречи.

Статья 15. Медиативное соглашение

15.1. Медиативное соглашение – соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору.

15.2. Медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.

15.3. Медиативное соглашение заключается сторонами в письменной форме в количестве экземпляров по числу сторон, а также один экземпляр для Коллегии. Каждый из экземпляров медиативного соглашения подписывается сторонами спора, принимавшими участие в процедуре медиации, и должен содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе.

15.4. Медиативное соглашение, заключенное в рамках процедуры медиации, предусмотренной пунктом 3.4. настоящего Регламента, утверждается судом как мировое в соответствии с действующим законодательством.

15.5. В медиативном соглашении должны быть четко определены условия урегулирования спора и содержаться обязательства каждой из сторон добровольно исполнить соглашение с указанием сроков его исполнения.

Статья 16. Сроки проведения процедуры медиации

16.1. Срок проведения процедуры медиации определяется соглашением сторон о проведении процедуры медиации. Медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы процедура медиации была завершена в согласованный сторонами срок, но не превышающий шестидесяти дней с момента подписания соглашения о проведении процедуры медиации.

16.2. В связи со сложностью спора, необходимостью получения дополнительной информации или документов срок проведения процедуры медиации может быть увеличен по договоренности сторон и при согласии медиатора.

16.3. Общий срок проведения процедуры медиации не должен превышать ста восьмидесяти дней с момента подписания соглашения о проведении процедуры медиации.

16.4. Срок проведения процедуры медиации в случаях, предусмотренных пунктом 3.4. настоящего Регламента, не должен превышать шестидесяти дней с момента передачи соответствующего спора на рассмотрение Коллегии.

Статья 17. Прекращение процедуры медиации

17.1. Процедура медиации прекращается:

17.1.1. В случае истечения согласованного для урегулирования спора срока, когда стороны не договорились о его продлении.

17.1.2. В случае отказа одной либо обеих сторон от дальнейшего проведения процедуры медиации.

17.1.3. В случаях, установленных п.6.4. Положения о сборах и расходах.

17.1.4. В случаях, установленных соглашением о проведении процедуры медиации.

17.1.5. В случае, если дальнейшее проведение процедуры медиации будет признано медиатором либо хотя бы одной из сторон спора бесперспективным, либо становится невозможным по иным обстоятельствам.

17.1.6. С момента подписания сторонами медиативного соглашения в соответствии со статьей 15 Регламента.

17.2. В случаях, предусмотренных подпунктами 17.1.1 – 17.1.5 пункта 17.1. Регламента, медиатор выносит постановление о прекращении процедуры медиации.

Статья 18. Исполнение медиативного соглашения

18.1. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон. Последствия неисполнения медиативного соглашения указаны в п.4 ст.12 Закона о медиации и п.15.2 настоящего Регламента. Дополнительные последствия неисполнения медиативного соглашения могут быть установлены сторонами в тексте медиативного соглашения.

18.2. Медиативное соглашение, утвержденное судом или третейским судом в качестве мирового соглашения, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению на основании исполнительного листа, выдаваемого государственным судом.

Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений.

2. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений.

3. Если споры возникли из иных, не указанных в части 2 настоящей статьи, отношений, действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с урегулированием таких споров путем применения процедуры медиации только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

4. Процедура медиации может применяться после возникновения споров, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах.

5. Процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, а также спорам, возникающим из отношений, указанных в части 2 настоящей статьи, в случае, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы.

6. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с оказанием судьей или третейским судьей в ходе судебного или третейского разбирательства содействия примирению сторон, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) стороны - желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации субъекты отношений, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона;

2) процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения;

3) медиатор, медиаторы - независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора;

4) организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, - юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является деятельность по организации проведения процедуры медиации, а также осуществление иных предусмотренных настоящим Федеральным законом действий;

5) соглашение о применении процедуры медиации - соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением;

6) соглашение о проведении процедуры медиации - соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами;

7) медиативное соглашение - соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.

Статья 3. Принципы проведения процедуры медиации

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

Статья 4. Применение процедуры медиации при рассмотрении спора судом или третейским судом

1. В случае, если стороны заключили соглашение о применении процедуры медиации и в течение оговоренного для ее проведения срока обязались не обращаться в суд или третейский суд для разрешения спора, который возник или может возникнуть между сторонами, суд или третейский суд признает силу этого обязательства до тех пор, пока условия этого обязательства не будут выполнены, за исключением случая, если одной из сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права.

2. Если спор передан на рассмотрение суда или третейского суда, стороны могут применить процедуру медиации в любой момент до принятия решения по спору соответствующим судом или третейским судом. Отложение рассмотрения дела о споре в суде или третейском суде, а также совершение иных процессуальных действий определяется процессуальным законодательством.

Статья 5. Конфиденциальность информации, относящейся к процедуре медиации

1. При проведении процедуры медиации сохраняется конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином.

2. Медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон.

3. Стороны, организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, медиатор, а также другие лица, присутствовавшие при проведении процедуры медиации, независимо от того, связаны ли судебное разбирательство, третейское разбирательство со спором, который являлся предметом процедуры медиации, не вправе ссылаться, если стороны не договорились об ином, в ходе судебного разбирательства или третейского разбирательства на информацию о:

1) предложении одной из сторон о применении процедуры медиации, равно как и готовности одной из сторон к участию в проведении данной процедуры;

2) мнениях или предложениях, высказанных одной из сторон в отношении возможности урегулирования спора;

3) признаниях, сделанных одной из сторон в ходе проведения процедуры медиации;

4) готовности одной из сторон принять предложение медиатора или другой стороны об урегулировании спора.

4. Истребование от медиатора и от организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, информации, относящейся к процедуре медиации, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином.

Статья 6. Условие раскрытия медиатором информации, относящейся к процедуре медиации

В случае, если медиатор получил от одной из сторон информацию, относящуюся к процедуре медиации, он может раскрыть такую информацию другой стороне только с согласия стороны, предоставившей информацию.

Статья 7. Условия применения процедуры медиации

1. Применение процедуры медиации осуществляется на основании соглашения сторон, в том числе на основании соглашения о применении процедуры медиации. Ссылка в договоре на документ, содержащий условия урегулирования спора при содействии медиатора, признается медиативной оговоркой при условии, что договор заключен в письменной форме.

2. Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства, в том числе по предложению судьи или третейского судьи.

3. Наличие соглашения о применении процедуры медиации, равно как и наличие соглашения о проведении процедуры медиации и связанное с ним непосредственное проведение этой процедуры, не является препятствием для обращения в суд или третейский суд, если иное не предусмотрено федеральными законами.

4. Проведение процедуры медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации.

5. Если одна из сторон направила в письменной форме предложение об обращении к процедуре медиации и в течение тридцати дней со дня его направления или в течение иного указанного в предложении разумного срока не получила согласие другой стороны на применение процедуры медиации, такое предложение считается отклоненным.

6. Предложение об обращении к процедуре медиации должно содержать сведения, указанные в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона.

7. Предложение об обращении к процедуре медиации может быть сделано по просьбе одной из сторон медиатором или организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Статья 8. Соглашение о проведении процедуры медиации

1. Соглашение о проведении процедуры медиации заключается в письменной форме.

2. Соглашение о проведении процедуры медиации должно содержать сведения:

1) о предмете спора;

2) о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;

3) о порядке проведения процедуры медиации;

4) об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;

5) о сроках проведения процедуры медиации.

Статья 9. Выбор и назначение медиатора

1. Для проведения процедуры медиации стороны по взаимному согласию выбирают одного или нескольких медиаторов.

2. Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, может рекомендовать кандидатуру медиатора, кандидатуры медиаторов или назначить их в случае, если стороны направили соответствующее обращение в указанную организацию на основании соглашения о проведении процедуры медиации.

3. Медиатор, выбранный или назначенный в соответствии с настоящей статьей, в случае наличия или возникновения в процессе проведения процедуры медиации обстоятельств, которые могут повлиять на его независимость и беспристрастность, незамедлительно обязан сообщить об этом сторонам или в случае проведения процедуры медиации организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, также в указанную организацию.

Статья 10. Оплата деятельности по проведению процедуры медиации

1. Деятельность по проведению процедуры медиации осуществляется медиатором, медиаторами как на платной, так и на бесплатной основе, деятельность организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, - на платной основе.

2. Оплата деятельности по проведению процедуры медиации медиатора, медиаторов и организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, осуществляется сторонами в равных долях, если они не договорились об ином.

Статья 11. Порядок проведения процедуры медиации

1. Порядок проведения процедуры медиации устанавливается соглашением о проведении процедуры медиации.

2. Порядок проведения процедуры медиации может устанавливаться сторонами в соглашении о проведении процедуры медиации путем ссылки на правила проведения процедуры медиации, утвержденные соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

3. В правилах проведения процедуры медиации, утвержденных организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, должны быть указаны:

1) виды споров, урегулирование которых проводится в соответствии с данными правилами;

2) порядок выбора или назначения медиаторов;

3) порядок участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;

4) сведения о стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов, установленных соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;

5) порядок проведения процедуры медиации, в том числе права и обязанности сторон при проведении процедуры медиации, особенности проведения процедуры медиации при урегулировании отдельных категорий споров, иные условия проведения процедуры медиации.

4. В соглашении о проведении процедуры медиации стороны вправе указать, если иное не предусмотрено федеральным законом или соглашением сторон (в том числе соглашением о проведении процедуры медиации), на самостоятельное определение медиатором порядка проведения процедуры медиации с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора.

5. Медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора.

6. В течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности.

7. При проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.

Статья 12. Медиативное соглашение

1. Медиативное соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.

2. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.

3. Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством или законодательством о третейских судах, законодательством о международном коммерческом арбитраже.

4. Медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.

Статья 13. Сроки проведения процедуры медиации

1. Сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением о проведении процедуры медиации. При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более чем в течение шестидесяти дней.

2. В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, с необходимостью получения дополнительной информации или документов срок проведения процедуры медиации может быть увеличен по договоренности сторон и при согласии медиатора.

3. Срок проведения процедуры медиации не должен превышать сто восемьдесят дней, за исключением срока проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, не превышающего шестидесяти дней.

Статья 14. Прекращение процедуры медиации

Процедура медиации прекращается в связи со следующими обстоятельствами:

1) заключение сторонами медиативного соглашения - со дня подписания такого соглашения;

2) заключение соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям - со дня подписания такого соглашения;

3) заявление медиатора в письменной форме, направленное сторонам после консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения, - в день направления данного заявления;

4) заявление в письменной форме одной, нескольких или всех сторон, направленное медиатору, об отказе от продолжения процедуры медиации - со дня получения медиатором данного заявления;

5) истечение срока проведения процедуры медиации - со дня его истечения с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона.

Статья 15. Требования к медиаторам

1. Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.

2. Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, отвечающие требованиям, установленным статьей 16 настоящего Федерального закона.

3. Деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью.

4. Лица, осуществляющие деятельность медиаторов, также вправе осуществлять любую иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.

5. Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

6. Медиатор не вправе:

1) быть представителем какой-либо стороны;

2) оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;

3) осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;

4) делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.

7. Соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации, утвержденными организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору, в том числе к медиатору, осуществляющему свою деятельность на профессиональной основе.

Статья 16. Осуществление деятельности медиатора на профессиональной основе

1. Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут создавать объединения в форме ассоциаций (союзов) и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации формах в целях координации своей деятельности, разработки и унификации стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, правил или регламентов проведения процедуры медиации. Указанные организации могут быть членами саморегулируемых организаций медиаторов.

3. Процедура медиации по спорам, переданным на рассмотрение суда или третейского суда до начала проведения процедуры медиации, может проводиться только медиаторами, осуществляющими свою деятельность на профессиональной основе.

Статья 17. Ответственность медиаторов и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации

Медиаторы и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, несут ответственность перед сторонами за вред, причиненный сторонам вследствие осуществления указанной деятельности, в порядке, установленном гражданским законодательством.

Статья 18. Саморегулируемая организация медиаторов

1. В целях разработки и установления стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, а также порядка осуществления контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил медиаторами, осуществляющими деятельность на профессиональной основе, и (или) организациями, осуществляющими деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут создаваться саморегулируемые организации медиаторов.

2. Саморегулируемые организации медиаторов создаются в форме ассоциаций (союзов) или некоммерческих партнерств.

3. Организация приобретает статус саморегулируемой организации медиаторов со дня внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций медиаторов и утрачивает статус саморегулируемой организации медиаторов со дня исключения сведений о ней из указанного реестра. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций медиаторов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

4. Организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций медиаторов при условии ее соответствия следующим требованиям:

1) объединение в составе саморегулируемой организации медиаторов в качестве ее членов не менее чем ста физических лиц, осуществляющих деятельность медиаторов на профессиональной основе, и (или) не менее чем двадцати организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Указанные лица и организации должны соответствовать установленным настоящим Федеральным законом требованиям к членству в такой организации;

2) наличие утвержденного порядка осуществления контроля за качеством работы членов саморегулируемой организации медиаторов и принятого кодекса профессиональной этики медиаторов;

3) соответствие саморегулируемой организации требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-Ф3 "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон "О саморегулируемых организациях").

5. Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации медиаторов в указанной организации должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации медиаторов требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов и правил саморегулируемой организации медиаторов, условий членства в саморегулируемой организации медиаторов, а также рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации медиаторов мер дисциплинарного воздействия.

6. Саморегулируемая организация медиаторов наряду с правами, определенными Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", имеет право устанавливать в отношении ее членов требования, дополнительные к предусмотренным указанным Федеральным законом требованиям и обеспечивающие ответственность ее членов при осуществлении деятельности медиаторов.

7. Саморегулируемая организация медиаторов не может являться членом другой саморегулируемой организации медиаторов.

8. Медиатор, осуществляющий деятельность на профессиональной основе, и организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут быть членами только одной саморегулируемой организации медиаторов.

9. Саморегулируемая организация медиаторов при приеме в свои члены медиаторов, осуществляющих деятельность на профессиональной основе, и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, вправе предъявлять к ним дополнительные требования, связанные с осуществлением деятельности медиатора и не противоречащие настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам.

10. Члены постоянно действующего коллегиального органа управления и специализированных органов саморегулируемой организации медиаторов могут совмещать исполнение функций членов этих органов с деятельностью медиаторов.

Статья 19. Основные функции саморегулируемой организации медиаторов

Саморегулируемая организация медиаторов осуществляет следующие основные функции:

1) разрабатывает и устанавливает условия членства медиаторов, осуществляющих деятельность на профессиональной основе, и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, в саморегулируемой организации медиаторов;

2) устанавливает и применяет меры дисциплинарного воздействия в отношении своих членов;

3) ведет реестр членов саморегулируемой организации медиаторов;

4) представляет интересы членов саморегулируемой организации медиаторов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями медиаторов;

5) разрабатывает и утверждает стандарты и правила профессиональной деятельности медиаторов;

6) разрабатывает и утверждает правила деловой и профессиональной этики медиаторов, в том числе кодекс профессиональной этики медиаторов;

7) разрабатывает правила проведения процедуры медиации;

8) разрабатывает стандарты подготовки медиаторов;

9) осуществляет контроль за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов и правил саморегулируемой организации медиаторов, условий членства в саморегулируемой организации медиаторов;

10) организует информационное и методическое обеспечение своих членов в сфере осуществления деятельности медиаторов;

11) осуществляет иные функции, установленные Федеральным законом "О саморегулируемых организациях".

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации Д. Медведев



Loading...Loading...