Q при повышении температуры. Повышенная температура тела. Причины и механизм развития

Температура является нормальной реакцией организма в ответ на попадание инфекции, развитие воспалительного процесса, травму. Повышение этого параметра вызывает настороженность. Температура является полезной, не требующей жаропонижающей терапии, когда в организме образуются защитные факторы, но при определенных ситуациях несет угрозу для здоровья и требует медицинской помощи.

Этот симптом характерен для таких состояний:

  • Острая инфекционная патология.
  • Аллергические проявления.
  • Сепсис.
  • Туберкулез.
  • Аутоиммунные болезни.

Причины повышенной температуры у детей и взрослых

Температура тела - физиологический показатель, отражающий состояние организма. Представляет собой нормальную реакцию организма в ответ на попадание бактерии или вируса, развитие воспалительного процесса, травму. Повышение температуры происходит за счет выброса в кровь пирогенных веществ, которые образуются собственными клетками организма при разрушении болезнетворных микроорганизмов. Эта реакция помогает иммунной системе бороться с заболеванием.

Иммунная система вырабатывает защитные клетки, которые начинают бороться с инфекцией. При этом образуются вещества белковой природы - пирогены, активируются защитные факторы - антитела и интерферон. Активно процесс проходит при 38° С. Понижение температуры приводит к снижению образования белков и защиты организма.

Причины повышенной температуры:

  • острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ): грипп, парагрипп, аденовирусная, респираторно-синцитиальная инфекция, риновирусная инфекция, бронхиолит;
  • бактериальные инфекции органов дыхания: пневмония;
  • инфекции почек и мочевого пузыря: пиелонефрит, цистит;
  • тиреотоксикоз;
  • глистные инвазии;
  • детские инфекции;
  • аллергические заболевания;
  • ревматизм;
  • аутоиммунные заболевания;
  • малярия;
  • туберкулез;
  • лихорадка неясного генеза;
  • онкологические заболевания;
  • сепсис.

К повышению температуры тела приводит тепловой, солнечный удар, интенсивные занятия спортом. У детей частая причина - прорезывание зубов.

Что считать высокой температурой

Показатели нормальной температуры тела 36,5 - 37,0° С. В течении суток она изменяется, но человек этого не замечает и чувствует себя комфортно.

Виды повышенной температуры:

  • субфебрильная 37°С—38°С, сопровождается общим недомоганием, головной болью, головокружением, является первым признаком заболевания;
  • фебрильная 38°С—39°С, характеризуется слабостью, головокружением, болью в мышцах, наблюдается при инфекционных, воспалительных процессах, перегреве;
  • пиретическая 39°С—41°С, происходит нарушение сознания по типу оглушенности, сопора, обезвоживание организма;
  • гиперпиретическая - выше 41°С, развивается гипертермическая кома.

Сопутствующие симптомы при разных заболеваниях

Большое количество заболеваний протекает на фоне повышенной температуры. К ним относятся бактериальные и вирусные инфекции, хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, патология щитовидной железы, аллергические реакции. В каждом случае лихорадка сопровождается другими признаками болезни, что важно для диагностики.

Заболевания с высокой температурой тела проявляются рядом других симптомов:

  • ОРВИ (насморк, кашель, слабость, вялость, снижение аппетита);
  • инфекции почек и мочевого пузыря (частое, болезненное мочеиспускание, рези, дискомфорт в пояснице);
  • гастрит и язвенная болезнь в стадии обострения (отрыжка, изжога, ранние и поздние ночные боли в животе);
  • кишечная инфекция (тошнота, рвота, понос, жажда);
  • детские инфекции (сыпь и зуд кожи);
  • глистная инвазия (боль в животе, нарушение стула);
  • тиреотоксикоз (тремор, офтальмологические признаки, похудение, сердцебиение, эмоциональная лабильность);
  • онкологические заболевания (похудение, потеря аппетита, слабость).

Повышение температуры тела отмечается на фоне аллергической патологии: при атопическом дерматите, крапивнице и других состояниях.

При повышении температуры, которая сопровождается слабостью, потливостью, увеличением лимфоузлов, обратитесь к врачу. Не начинайте жаропонижающую терапию самостоятельно, чтобы не «смазать» клинику заболевания.

Важно! Повышение температуры тела - нормальная реакция организма при многих болезнях. Она говорит о том, что организм борется с недугом. Субфебрильную температуру сбивать не рекомендуется за исключением некоторых случаев. Если температура выше субфебрильной, необходимо принимать меры

Высокая температура без симптомов - особый случай

Высокая температура может не сопровождаться другой симптоматикой. В этом случае нужно искать причину данного состояния. Наблюдается при гнойных заболеваниях (риккетсиозных, бактериальных, вирусных, грибковых), каждое имеет свой тип температурной кривой.

Если температура повышается в течении дня, а потом нормализуется, возможно наличие абсцесса; постоянная - характерна для брюшного или сыпного тифа. Пару дней высокая, а затем постепенно снижается - при содоку или малярии.

Нарушение работы центра терморегуляции вызывает гипоталамический синдром. При этом длительно температура не снижается медикаментозными методами. Причины развития состояния не изучены. Эффективные методы лечения не разработаны.

У детей частые причины бессимптомной температуры - прорезывание зубов, тепловой удар, периоды активного роста у подростков.

Как правильно измерить температуру

Для измерения температуры тела используют ртутный градусник или электронный термометр. Проверяют ее чаще в подмышечной впадине, реже во рту, на лбу, в ухе и прямой кишке. После процедуры градусник протирают и обрабатывают антисептиком.

Правила измерения температуры:

  • Перед началом встряхните градусник, чтобы ртутный столбик опустился до 35°С. Электронный термометр включите.
  • Протрите подмышку, чтобы область стала сухой.
  • Прижмите градусник рукой, подождите 10 минут или дождитесь звукового сигнала электронного термометра.
  • После еды или физических нагрузок подождите полчаса.

У маленьких детей температуру измеряют ректально. Для этого часть термометра, которую вводят в прямую кишку смазывают вазелиновым маслом. Ребенка укладывают на спину или бок, поджимают ноги. Датчик вводят на глубину 1-2 см на две минуты.

Температура подмышкой в норме составляет 36,5-37,0°С, ректальная больше на 0,5-1,2°С. Показания зависят от времени суток, утром - ниже 37° С, а к вечеру повышаются, но не достигают субфебрильной.

Нужно ли сбивать температуру

Сбивать температуру медикаментозно врачи рекомендуют с 38,5° С. При 38,0° С вырабатывается интерферон и организм борется с инфекцией. Применять жаропонижающие нужно при 37,5° С, если раньше были фебрильные судороги, при тяжелых заболеваниях сердца, легких, когда лихорадка ухудшает течение. При повышении до 39°С и выше это обязательно, так как такое состояние приводит к необратимому разрушению собственных структур организма (денатурации белка). Перед применением препаратов лучше прочитать инструкцию - неправильная дозировка не будет эффективной или приведет к ятрогенной гипотермии. При температуре, которая не сопровождается другими симптомами самолечение, смазывает клинику болезни и затрудняет диагностику. В этом случае нужно обратиться за консультацией, после обследования врач установит причину и назначит лечение.

Когда следует срочно вызывать врача

Повышение температуры - полезная защитная реакция организма. В некоторых случаях не требует медикаментозной терапии, но при определенных обстоятельствах становится опасной и угрожает жизни.

В каких ситуациях нужно вызывать врача:

  • при температуре 38,5° С и выше, резком нарастании за 1-2 часа до 38,0° С;
  • при наличии лающего кашля, затрудненного вдоха - у детей возможно развитие ложного крупа;
  • температура сопровождается рвотой, нарушением зрения, головной болью;
  • у детей раньше были фебрильные судороги;
  • при сильных болях в животе;
  • при признаках нарушения сознания.

При приезде врача дают жаропонижающее.

Диагностика

Многие заболевания сопровождаются повышением температуры. Врач определяет перечень информативных анализов, в зависимости от симптомов. Основными являются:

  • Общий анализ крови. Количество лейкоцитов и скорость оседания эритроцитов указывают на наличие воспаления.
  • Общий анализ мочи. Количество лейкоцитов, эритроцитов и белка в моче показывают наличие заболевания почек и мочевого пузыря.
  • Биохимия крови показывает наличие воспалительного процесса (С-реактивный белок, ревматоидный фактор).
  • Анализ кала выявляет глистные инвазии и другие заболевания желудка и кишечника.
  • Уровень гормонов щитовидной железы позволяет исключить тиреотоксикоз (состояние, при котором щитовидные гормоны образуются в избыточном количестве).
  • Флюорография.
  • УЗИ органов внутренних органов и щитовидной железы.
  • Электрокардиограмма.

В зависимости от сопутствующей симптоматики список анализов и обследований изменяется.

Способы понижения температуры

Снизить температуру можно при помощи жаропонижающих препаратов и при использовании других методов. К ним относятся обтирание, прикладывание льда, обильное питье и природные антипиретики.

Обтирание снижает температуру тела на 1-2 градуса. Для этого протирают лицо, туловище и конечности губкой, смоченной в прохладной воде. Коже дают самостоятельно обсохнуть. В воду добавляют столовый уксус, который усиливает процесс испарения, и температура снижается быстрее.

Прикладывание льда проводится в подколенных ямках, подмышках и на лбу. Для этого кубики льда складывают в полиэтиленовый пакет, заворачивают в полотенце. Процедура длится 5 минут, повторяют через 15 минут.

Обильное питье не снижает температуру, но помогает восстановить потери жидкости при потоотделении. Рекомендуется пить малыми глотками.

Помогают снизить температуру природные антипиретики, содержащие салициловую кислоту. К ним относятся малина, красная и черная смородина. Их рекомендуют добавлять в чай, употреблять в виде морсов и соков. Отвар липового цвета усиливает потоотделение, что способствует охлаждению.

Лечение

Медикаментозное снижение температуры тела достаточно эффективно, но перед применением лекарственных препаратов лучше проконсультироваться с врачом.

Препарат

Разовая доза

Как принимать

Парацетамол

Взрослым 0,5- 1г, детям 15 мг на кг веса

По 1-2 таблетки через час после еды 3-4 раза в сутки.

Продолжительность лечения 7 дней у взрослых, 3 дня у детей

Взрослым 0,4 г, детям 0.2 г

По таблетке через час после еды 3 раза в сутки.

Продолжительность лечения 5 дней

Взрослым 0,1 г, детям 1.5 мг на кг веса

По таблетке после еды 2 раза в сутки.

Продолжительность лечения не более 15 дней

Анальгин

Взрослым 0,5 г, детям 5 мг на кг весса

По таблетке 2-3 раза в сутки.

Продолжительность лечения 3 дня

Взрослым 0,5-1 г

По 1-2 таблетки после еды 3 раза в сутки. Продолжительность лечения 3-5 дней.

Совет врача. Антибиотики не применяют для снижения температуры. Их назначают при бактериальных инфекциях, температуру тела они не снижают

Народные средства

Эффективно сбивают температуру народные средства, если под рукой нет жаропонижающих медикаментов. Природные антипиретики приносят пользу и не оказывают вреда. Травы можно использовать как чаи, отвары или настои.

  • Цветки липы - 2 столовые ложки заливают 200 миллилитрами кипятка, кипятят 5 минут. Пьют теплый настой после еды 3 раза в сутки.
  • Листья мать-и-мачехи - 3 чайные ложки заливают горячей водой, настаивают 3 часа. Отвар пить в теплом виде 2-3 раза в сутки.

Народные средства не только полезные, но и вкусные. Морс из клюквы, малиновый чай, сок из смородины обладают потогонным действием.

Чего нельзя делать при высокой температуре

Высокая температура ухудшает состояние больного. Для ее снижения применяются различные методы, жаропонижающие препараты и средства народной медицины. Порой используются такие способы, которые ухудшают самочувствие. При повышенной температуре не рекомендовано:

  • использовать препараты, которые повышают температуру тела: ставить горчичники и грелки, делать спиртовые компрессы, принимать горячие ванны;
  • пить горячее молоко с медом, кофе, чай;
  • укутываться, надевать теплую, шерстяную одежду;
  • увлажнять воздух в помещении, не допускайте сквозняков.

Повышение температуры происходит не только при простуде, но и при других заболеваниях. Лучше не заниматься самолечением, а обратиться к врачу.

Повышение температуры тела — один из самых частых симптомов инфекционных заболеваний у детей и одна из самых частых причин обращения родителей за помощью к педиатру. Лихорадочные состояния представляют собой самый распространенный повод к применению медикаментозных средств.

При измерении температуры тела в подмышечной ямке повышенной обычно считают температуру тела 37,0°С и выше. Однако следует иметь в виду, что значения 36,0-37,5°С могут быть признаны нормальными. Нормальная температура тела ребенка колеблется в течение суток в пределах 0,5-1,0°C, повышаясь к вечеру. Аксиллярная температура ниже ректальной на 0,5-0,6°C.

Лихорадка — неспецифическая защитно-приспособительная реакция организма, возникающая в ответ на воздействие различных патогенных раздражителей и характеризующаяся перестройкой процессов терморегуляции, которая приводит к повышению температуры тела.

Повышенная температура тела уменьшает жизнеспособность некоторых патогенных микроорганизмов, усиливает специфический и неспецифический компоненты иммунитета. Однако повышение температуры может играть адаптивную роль только при ее подъеме до определенного предела. При высокой гипертермии (40-41°С) наблюдается усиление интенсивности обменных процессов. Несмотря на усиление работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем (при подъеме температуры тела на каждый градус выше 37 °С частота дыхания увеличивается на 4 в 1 мин, частота сердечных сокращений (ЧСС)— на 10-20 в 1 мин) возросшая доставка кислорода может не обеспечивать растущих потребностей в нем тканей, что приводит к развитию тканевой гипоксии и нарушению распределения сосудистого тонуса. В первую очередь страдают функции ЦНС, что нередко проявляется развитием судорожного синдрома — фебрильных судорог (особенно у детей раннего возраста, имеющих перинатальное повреждение ЦНС). При гипертермии возможно развитие отека головного мозга, когда состояние ребенка резко ухудшается, наступает угнетение центральной нервной системы.

У детей с гипотрофией, дыхательной недостаточностью, а также при поражениях центральной нервной системы неблагоприятные для здоровья последствия могут развиться при сравнительно умеренной степени повышения температуры тела (38,5-39°С).

Классификация лихорадки

    По этиологическому фактору:

    Инфекционная;

    Неинфекционная;

    По длительности:

    Эфемерная (до нескольких дней);

    Острая (до 2 недель);

    Подострая (до 6 недель);

    Хроническая (свыше 6 недель);

    По наличию воспаления:

    Воспалительная;

    Невоспалительная;

    По степени повышения температуры:

    Субфебрильная (до 38°С);

    Фебрильная (38,1-39°С);

    Фебрильная высокая (39,1-41°С);

    Гипертермическая (свыше 41°С).

Механизм лихорадки

Повышение температуры тела инфекционного генеза развивается в ответ на воздействие пирогенов вирусной или бактериальной природы и встречается наиболее часто.

В основе лихорадки лежит способность гранулоцитов и макрофагов синтезировать и выделять при активации эндогенные белковые пирогены, интерлейкины (ИЛ-1, ИЛ-6), фактор некроза опухоли (ФНО) и интерфероны. Мишенью для действия эндогенных пирогенов является терморегуляторный центр, осуществляющий регуляцию механизмов теплопродукции и теплоотдачи, обеспечивая тем самым нормальную температуру тела и ее суточные колебания.

ИЛ-1 считается основным инициирующим медиатором в механизме развития лихорадки. Он стимулирует секрецию простогландинов, амилоидов А и Р, С-реактивного белка, гаптоглобина, а 1 -антитрипсина и церулоплазмина. Под действием ИЛ-1 инициируется продукция Т-лимфоцитами ИЛ-2 и повышается экспрессия клеточных I g -рецепторов, а также происходит усиление пролиферации В-лимфоцитов и стимуляция секреции антител. Нарушение иммунного гомеостаза при инфекционном воспалении обеспечивает проникновение ИЛ-1 через гематоэнцефалический барьер, где он взаимодействует с рецепторами нейронов центра терморегуляции. При этом активизируется циклооксигеназа (ЦОГ), что приводит к повышению внутриклеточного уровня циклического аденозин-3,5-монофосфата (цАМФ) и изменению внутриклеточного соотношения Na/Ca. Данные процессы лежат в основе изменения чувствительности нейронов и сдвига терморегуляторного баланса в сторону усиления теплопродукции и уменьшения теплоотдачи. Устанавливается новый, более высокий уровень температурного гомеостаза, что приводит к повышению температуры тела.

Наиболее благоприятной формой реакции организма при инфекционных заболеваниях является повышение температуры тела до 38,0-39 °С, тогда как ее отсутствие или фебрильная высокая лихорадка свидетельствуют о сниженной реактивности организма и являются показателем тяжести заболевания. При развитии лихорадки в течение суток максимальное повышение температуры тела регистрируется в 18-19 часов, минимальный уровень — ранним утром. Информация о характеристике и динамике лихорадки на всем протяжении болезни имеет важное диагностическое значение. При различных заболеваниях лихорадочные реакции могут протекать по-разному, что находит свое отражение в формах температурных кривых.

Клинические варианты лихорадки

Анализируя температурную реакцию, очень важно оценить не только величину ее подъема, продолжительность и суточные колебания, но и сопоставить эти данные с состоянием и самочувствием ребенка, клиническими проявлениями заболевания. Это необходимо для выбора правильной тактики лечебных мероприятий в отношении больного, а также для проведения дальнейшего диагностического поиска.

В первую очередь необходима оценка клинических признаков соответствия процессов теплоотдачи повышенному уровню теплопродукции, т.к. в зависимости от индивидуальных особенностей организма лихорадка даже при одинаковой степени повышения температуры тела у детей может протекать по-разному.

При адекватной реакции ребенка на повышение температуры тела теплоотдача соответствует повышенной теплопродукции, что клинически проявляется нормальным самочувствием, розовой или умеренно гиперемированной окраской кожи, влажной и теплой на ощупь (так называемая «розовая лихорадка»). Тахикардия и учащение дыхания соответствуют уровню температуры тела, ректально-дигитальный градиент не превышает 5-6 °С. Такой вариант лихорадки считается прогностически благоприятным.

Если реакция ребенка на повышение температуры тела неадекватна и теплоотдача существенно меньше теплопродукции, то клинически наблюдаются выраженное нарушение состояния и самочувствия ребенка, озноб, кожа бледная, мраморная, ногтевые ложе и губы с цианотичным оттенком, холодные стопы и ладони (так называемая «бледная лихорадка»). Наблюдается стойкое сохранение гипертермии, чрезмерная тахикардия, одышка, возможны бред, судороги, ректально-дигитальный градиент более 6 °С. Такое течение лихорадки является прогностически неблагоприятным и является прямым показанием для оказания неотложной помощи.

Среди клинических вариантов патологического течения лихорадки выделяют гипертермический синдром, при котором отмечается быстрое и неадекватное повышение температуры тела, сопровождающееся нарушением микроциркуляции, метаболическими расстройствами и прогрессивно нарастающей дисфункцией жизненно важных органов и систем. Риск развития таких состояний особенно высок у детей раннего возраста, а также с отягощенным преморбидным фоном. Чем меньше возраст ребенка, тем опаснее для него быстрый и значительный подъем температуры тела в связи с возможным развитием прогрессирующих метаболических нарушений, отека мозга, нарушением витальных функций. При наличии у ребенка серьезных заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем лихорадка может привести к развитию их декомпенсации. У детей с патологией центральной нервной системы (перинатальные энцефалопатии, эпилепсия и др.) на фоне повышенной температуры тела возможно развитие судорог.

Фебрильные судороги наблюдаются у 2-4% детей, чаще в возрасте 12-18 мес. Возникают обычно при быстром подъеме температуры до 38-39 °С и выше в самом начале заболевания. Повторные судороги могут развиться у ребенка и при других значениях температуры. В случае возникновения у ребенка фебрильных судорог необходимо в первую очередь исключить менингит. У грудных детей с признаками рахита показано исследование уровня кальция для исключения спазмофилии. Электроэнцефалография показана после первого эпизода только при длительных, повторных или фокальных судорогах.

Тактика ведения и лечения детей с лихорадкой

При лихорадочных состояниях у детей проводимые мероприятия должны включать:

    Режим полупостельный или постельный в зависимости от уровня повышения температуры тела и самочувствия ребенка;

    Диету щадящую, молочно-растительную, кормление в зависимости от аппетита. Прием свежего молока целесообразно ограничить из-за возможной гиполактазии на высоте лихорадки. Обильное питье (чай, морс, компот и др.) для обеспечения адекватной теплоотдачи за счет повышенного потоотделения.

Лечебная тактика при повышении температуры тела зависит от клинического варианта лихорадки, выраженности температурной реакции, наличия или отсутствия факторов риска развития осложнений.

Снижение температуры тела не должно быть критическим, необязательно добиваться ее нормальных показателей, достаточно понизить температуру на 1-1,5°C. Это приводит к улучшению самочувствия ребенка и позволяет лучше перенести лихорадочное состояние.

При «розовой лихорадке» необходимо раздеть ребенка с учетом температуры воздуха в помещении, положить «холод» на крупные сосуды (паховые, подмышечные области), при необходимости — обтереть водой комнатной температуры, что бывает достаточным для снижения температуры тела или значительно снижает объем фармакотерапии. Обтирание холодной водой или водкой не показано, так как может привести к спазму периферических сосудов и уменьшению теплоотдачи.

Показания к назначению жаропонижающих препаратов. Учитывая защитно-приспособительный механизм лихорадки у детей и имеющиеся положительные ее стороны, не следует применять жаропонижающие средства при любой температурной реакции. При отсутствии у ребенка факторов риска развития осложнений лихорадочной реакции (фебрильные судороги, отек головного мозга и др.) нет необходимости снижать с помощью жаропонижающих препаратов температуру тела ниже 38-38,5°С. Однако если на фоне лихорадки, независимо от степени ее выраженности, отмечается ухудшение общего состояния и самочувствия ребенка, озноб, миалгии, бледность кожи, другие явления токсикоза, жаропонижающие средства назначаются незамедлительно.

У детей из группы риска при неблагоприятном течении лихорадки с выраженной интоксикацией, нарушением периферического кровообращения («бледная лихорадка») жаропонижающие препараты назначают даже при субфебрильной температуре (выше 37,5°С), при «розовой лихорадке» — при температуре, превышающей 38,0°С (табл. 1).

Жаропонижающие средства обязательны, наряду с другими мерами, при гипертермическом синдроме, когда происходит быстрое и неадекватное повышение температуры тела, сопровождающееся нарушением микроциркуляции, метаболическими расстройствами и прогрессивно нарастающей дисфункцией жизненно важных органов и систем.

Необходимо отметить, что лекарственные средства для снижения температуры не должны назначаться курсом, т. к. при этом меняется температурная кривая и резко затрудняется диагностика инфекционных заболеваний. Очередной прием жаропонижающего препарата нужен только при повторном подъеме температуры тела до соответствующего уровня.

Принципы выбора жаропонижающих средств у детей. Жаропонижающие средства по сравнению с другими лекарственными препаратами наиболее широко используются у детей, поэтому их выбор осуществляется исходя прежде всего из соображений безопасности, а не эффективности. Препаратами выбора при лихорадке у детей согласно рекомендациям ВОЗ являются парацетамол и ибупрофен. Парацетамол и ибупрофен разрешены в Российской Федерации для безрецептурного отпуска и могут назначаться детям с первых месяцев жизни как в стационаре, так и в домашних условиях.

Необходимо отметить, что парацетамол обладает жаропонижающим, анальгезирующим и очень слабым противовоспалительным эффектом, т.к. реализует свой механизм преимущественно в центральной нервной системе и не обладает периферическим действием. Ибупрофен (Нурофен для детей, Нурофен) имеет более выраженные жаропонижающий, анальгетический и противовоспалительный эффекты, что определяется его периферическим и центральным механизмом. Кроме того, использование ибупрофена (Нурофен для детей, Нурофен) предпочтительно при наличии у ребенка наряду с лихорадкой болевого синдрома, например, лихорадка и боли в горле при ангине, лихорадка и боль в ушах при отите, лихорадка и боли в суставах при псевдотуберкулезе и др. Основной проблемой при использовании парацетамола является опасность передозировки и связанного с ней гепатотоксического действия у детей старше 10-12 лет. Это обусловлено особенностями метаболизма парацетамола в печени ребенка и возможностью образования токсических метаболитов препарата. Ибупрофен редко может вызывать нежелательные явления со стороны желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы, крайне редко — со стороны почек, изменения клеточного состава крови.

Однако при непродолжительном использовании рекомендованных доз (табл. 2) препараты переносятся хорошо и не вызывают осложнений. Общая частота неблагоприятных явлений на фоне применения парацетамола и ибупрофена в качестве жаропонижающих средств примерно одинакова (8-9%).

Назначение Анальгина (метамизола натрия) возможно только в случае непереносимости других жаропонижающих препаратов или при необходимости парентерального введения. Это связано с риском возникновения таких нежелательных реакций, как анафилактический шок, агранулоцитоз (с частотой 1:500 000), длительное коллаптоидное состояние с гипотермией.

Следует помнить, что препараты, обладающие сильным противовоспалительным эффектом, более токсичны. Нерационально для снижения температуры тела у детей использовать мощные противовоспалительные препараты — нимесулид, диклофенак, они разрешены только для рецептурного отпуска.

Не рекомендуется в качестве жаропонижающего средства для детей ацетилсалициловая кислота, способная при гриппе и других ОРВИ, ветряной оспе вызвать синдром Рея (тяжелую энцефалопатию с печеночной недостаточностью). Не следует использовать амидопирин и фенацетин, исключенные из списка жаропонижающих препаратов из-за высокой токсичности (развитие судорог, нефротоксичность).

При выборе лекарственных препаратов для снижения температуры у детей необходимо учитывать наряду с безопасностью удобство их применения, т. е. наличие детских лекарственных форм (сироп, суспензия), а также стоимость.

Лечебная тактика при различных клинических вариантах лихорадки у детей. Выбор стартового жаропонижающего препарата, прежде всего, определяется клиническим вариантом лихорадки. Если ребенок хорошо переносит повышение температуры, его самочувствие страдает незначительно, кожа розовая или умеренно гиперемирована, теплая, влажная («розовая лихорадка»), использование физических методов охлаждения позволяет снизить температуру тела и в ряде случаев избежать фармакотерапии. Когда эффект применения физических методов недостаточен, назначают парацетамол в разовой дозе 15 мг на кг массы тела или ибупрофен в дозе 5-10 мг на кг массы тела на прием внутрь в суспензии (Нурофен для детей) или таблетированной (Нурофен) форме в зависимости от возраста ребенка.

При «бледной лихорадке» жаропонижающие должны использоваться только в комплексе с сосудорасширяющими средствами. Возможно применение Папаверина, Но-шпы, Дибазола. При стойкой гипертермии с нарушением общего состояния, наличием симптомов токсикоза возникает необходимость парентерального введения сосудорасширяющих, жаропонижающих и антигистаминных средств. В таких случаях используют литическую смесь:

    2% раствор Папаверина в/м в разовой дозе 0,1-0,2 мл детям до 1 года; 0,2 мл на год жизни детям старше года;

    50% раствор Анальгина (метамизола натрия) в/м, в разовой дозе 0,1-0,2 мл на 10 кг массы тела детям до 1 года; 0,1 мл на год жизни детям старше 1 года

    2,5% раствора Пипольфена (или Дипразина) в/м в разовой дозе 0,5 или 1,0 мл.

Дети с некупирующейся «бледной лихорадкой» должны быть госпитализированы.

Гипертермический синдром, при котором отмечается быстрое и неадекватное повышение температуры тела, сопровождающееся нарушением микроциркуляции, метаболическими расстройствами и прогрессивно нарастающей дисфункцией жизненно важных органов и систем, требует незамедлительного парентерального введения жаропонижающих, сосудорасширяющих, антигистаминных препаратов с последующей госпитализацией и проведением неотложной посиндромной терапии.

Таким образом, при лечении ребенка с лихорадкой педиатру следует помнить:

    Жаропонижающие препараты не следует назначать всем детям с повышенной температурой тела, они показаны только в тех случаях инфекционно-воспалительной лихорадки, когда имеет место ее неблагоприятное влияние на состояние ребенка и угрожает развитием серьезных осложнений;

    Из жаропонижающих препаратов предпочтение следует отдать ибупрофену (Нурофен для детей, Нурофен), обладающему наименьшим риском нежелательных эффектов;

    Назначение Анальгина (метамизола натрия) возможно только в случае непереносимости других жаропонижающих средств или при необходимости их парентерального введения.

По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.

Химические реакции почти всех типов, за немногими исключениями, ускоряются при повышении температуры и замедляются при ее понижении. Это чрезвычайно важный фактор, позволяющий устанавливать оптимальную скорость реакции. Химики постоянно прибегают к повышению температуры процесса, используя разнообразные нагревательные устройства. Иногда важно замедлить нежелательные реакции. Тогда применяют холодильные устройства. В исследовательских целях одним из незаменимых устройств является термостат , позволяющий длительное время поддерживать заданную постоянную температуру.

Сильное влияние температуры на скорость химических реакций очевидно из приближенного правила Вант-Гоффа.

При повышении температуры на каждые 10°С скорость большинства химических реакций возрастает в 2-4 раза.

Число у, равное отношению скоростей реакции при температурах Т + 10 и Т (при прочих равных условиях), называется температурным коэффициентом скорости :

Так, при у = 2 увеличение температуры на 10°С приведет к увеличению скорости в 2 раза, на 20°С - в 4 раза, на 30°С - в 8 раз и т.д. Если же взять у = 4 (верхний предел), то при тех же температурах кратность увеличения скорости будет 4, 16 и 64.

Рассматривая уравнения для зависимости скоростей реакций от концентрации, можно понять, что при повышении температуры увеличивается константа скорости, так как влияние температуры на концентрации веществ в растворе или в сосуде с газовой смесью незначительно. Например, при нагревании газа на 40°С от 25 до 65°С его объем увеличивается на 13% и на столько же уменьшается концентрация (при постоянном давлении), а скорость при у = 2 увеличивается в 16 раз (на 1500%). Это объясняется увеличением константы скорости. Поэтому далее мы будем говорить о зависимости константы скорости от температуры.

В результате точных исследований было установлено, что зависимость константы скорости от температуры можно представить в виде экспоненциального уравнения или в логарифмическом виде

Последнее уравнение является уравнением прямой линии. Поэтому, определив экспериментальным путем константу скорости при нескольких температурах (Т и Т 2 , Г 3 , ...) и построив график в координатах 1п& - 1 /Т, можно убедиться в применимости уравнения и из графика определить параметры А и В (рис. 11.4). Зная эти параметры, можно вычислить константу скорости при любой температуре.

Рис. 11.4. Определение параметров Ап В температурной зависимости константы скорости

Шведский физико-химик С. Аррениус (1859-1927) в 1889 г. объяснил сущность наблюдаемой зависимости тем, что реагирующие частицы при соударении должны обладать такой кинетической энергией, без которой необходимая деформация сталкивающихся частиц не происходит, и поэтому они не претерпевают превращения.

Столкновение молекул можно сравнить с падением стеклянного сосуда со стола. Как показывает опыт, иногда сосуд разбивается, а иногда нет. Чем больше высота падения, гем большую кинетическую энергию набирает сосуд, и при ударе его деформация может оказаться столь значительной, что материал нс выдерживает и разрушается. Определенное значение имеет и конфигурация удара, например ударяется ли сосуд дном или верхним краем. В случае соударения молекул также имеет значение не только кинетическая энергия, но и взаимная ориентация частиц.

Молекулы газа движутся с разными скоростями и имеют разный запас кинетической энергии = mv 2 / 2). Распределение молекул по энергии представлено на рис. 11.5. Максимум кривой распределения находится вблизи средней кинетической энергии. Общее число молекул пропорционально площади под кривой распределения. В области высокой энергии заштрихована площадь, пропорциональная числу активных молекул - имеющих кинетическую энергию, достаточную для химического превращения. В сравнении с общим числом молекул доля активных молекул очень мала. При повышении температуры средняя кинетическая энергия молекул возрастает, а кривая распределения сглаживается, максимум на ней понижается. В результате этого происходят быстрое увеличение доли активных соударений и рост константы скорости. Рисунок 11.5 показывает, что для химического превращения молекулы должны иметь некоторый минимальный избыток энергии Е. л относительно средней энергии, называемый энергией активации.


Рис. 11.5.

заштрихованная зона по площади пропорциональна числу активных молекул, а вся площадь под кривой распределения - общему числу молекул

Энергия активации представляет собой избыток кинетической энергии частиц относительно средней энергии, необходимый для химического превращения сталкивающихся частиц.

Энергия активации Е. л входит в параметр В уравнения (11.7), которое можно переписать в следующем виде:

Уравнение (11.8) называют уравнением Аррениуса. В этом уравнении R универсальная газовая постоянная. Предэкспоненциальный множитель А пропорционален общему числу соударений между молекулами в единицу времени, экспонента равна доле активных соударений от общего числа соударений. Параметр В в уравнении (11.7) равен EJR.

Энергия активации графически определяется по тангенсу угла наклона прямой линии (см. рис. 11.4). Можно и аналитически вычислить Е а, зная значения констант скорости при двух температурах. Однако при наличии лишь двух точек надежность вычисления понижается по сравнению с серией значений k при разных температурах. Ошибка в определении даже одной из двух констант скорости сильно скажется на значении энергии активации. Уравнение, связывающее? а с константами скорости, аналогично уравнению для констант равновесия при двух температурах:

Из анализа уравнения Аррениуса вытекает, что с увеличением энергии активации резко уменьшается константа скорости при прочих равных условиях. При обычной температуре медленно идут реакции с большой энергией активации. В то же время при повышении температуры наиболее быстро растет константа скорости реакции с высокой энергией активации. Поэтому более медленная из двух реакций при обычной температуре может стать более быстрой при достаточном повышении температуры. Этот вывод пояснен на рис. 11.6.

Рис. 11.6.

значениях Е л

Процесс соударения частиц представлен на рис. 11.7 на примере реакции водорода с иодом. Частицы, обладающие достаточной кинетической энергией, при столкновении сильно деформируются, их кинетическая энергия переходит в потенциальную, и частицы оказываются в неустойчивом переходном состоянии. Происходит ослабление имевшихся химических связей, и одновременно появляются и усиливаются новые связи. После перехода через энергетический барьер (максимум) окончательно рвутся имевшиеся связи и закрепляются связи в образовавшихся продуктах реакции. В случае экзотермической реакции частицы после соударения переходят на более низкий уровень потенциальной энергии.


Рис. 11.7. Изменение потенциальной энергии при активном (а ) и неактивном

(б) соударении молекул

При отсутствии достаточного запаса кинетической энергии (кривая 6 на рис. 11.7) превращения молекул не происходит. При соударении потенциальная энергия возрастает, но меньше, чем требуется для возникновения переходного состояния. После соударения разлетаются молекулы, не претерпевшие химической перестройки.

Энергия активации зависит от механизма разрыва и образования связей. Она оказывается меньше в согласованном процессе, когда постепенный разрыв имевшихся связей сопровождается одновременным образованием новых.

Теория Аррениуса в дальнейшем развивалась, и в настоящее время имеются более точные количественные теории скоростей реакций.

Состояние, в котором скорость обратной реакции становится равной скорости прямой реакции, называется химическим равновесием .

Количественно такое состояние характеризуется константой равновесия . Для обратимой реакции можно записать так:

Где в соответствие с законом действующих масс скорость прямой реакции v 1 и обратной v 2 будут выглядеть следующим образом:

v 1 = k 1 [A] m [B] n ,

v 2 = k 2 [C] p [D] q .

В момент достижения химического равновесия скорости прямой и обратной реакции становятся одинаковыми:

k 1 [A] m [B] n = k 2 [C] p [D] q ,

K = k 1 /k 2 =([C] p [D] q)/([A] m [B] n),

где К - константа равновесия, показывающая отношение прямой и обратной реакций.

Те концентрации, которые останавливаются при равновесии, называются равновесными концентрациями. Следует помнить, что значения степеней m , n , p , q равны стехиометрическим коэффициентам в равновесной реакции. Численное значение константы равновесия определяют выход реакции. При К>>1 выход продуктов велик, а при К<<1 - очень мал.

Выход реакции - отношение количества получаемого в действительности продукта к тому количеству, которое получилось бы при протекании этой реакции до конца (выражается в процентах).

Химическое равновесие не может сохраняться бесконечно долго. В действительности, изменение температуры, давления или концентрации реагентов, могут сместить равновесие в ту или иную сторону.

Изменения, происходящие в системе в результате внешних воздействий, определяются принципом подвижного равновесия - принципом Ле Шателье :

Внешнее воздействие на систему, находящуюся в состоянии равновесия, приводит к смещению этого равновесия в направлении, при котором эффект произведенного воздействия ослабляется.

Т.е. изменяется соотношение между скоростям прямой и обратной реакции.

Принцип применим не только к химическим, но и к физическим процессам, такими как плавление, кипение и др.

Изменение концентрации.

При увеличении концентрации одного из реагирующих веществ равновесие смещается в сторону расхода этого вещества.

При увеличении концентрации железа или серы, равновесие будет сдвигаться в сторону расхода этого вещества, т.е. вправо.

Влияние давления на химическое равновесие.

Учитывается только в газовых фазах!

При увеличении давления равновесие смещается в сторону уменьшения количеств газообразных веществ . Если реакция протекает без изменения количеств газообразных веществ, то давление на равновесие никак не влияет.

N 2 (г) + 3 H 2 (г) 2 NH 3 (г),

Слева 4 моль газообразных реагентов, справа - 2, поэтому при увеличении давления равновесие будет смещаться вправо.

N 2 (г)+ O 2 (г) = 2 NO ),

Слева 2 моль газообразных веществ и справа, поэтому давление не влияет на равновесие.

Влияние температуры на химическое равновесие.

При изменении температуры изменяется как и прямая, так и обратна реакция, но в различной степени.

При повышении температуры равновесие смещается в сторону эндотермической реакции.

N 2 (г) + 3 H 2 (г) 2 NH 3 (г) + Q ,

Эта реакция протекает с выделение тепла (экзотермическая), поэтому повышение температуры будет смещать равновесие в сторону исходных продуктов (обратная реакция).

Скорость химической реакции - изменение количества одного из реагирующих веществ за единицу времени в единице реакционного пространства.

На скорость химической реакции оказывают влияние следующие факторы:

  • природа реагирующих веществ;
  • концентрация реагирующих веществ;
  • поверхность соприкосновения реагирующих веществ (в гетерогенных реакциях);
  • температура;
  • действие катализаторов.

Теория активных столкновений позволяет объяснить влияние некоторых факторов на скорость химической реакции. Основные положения этой теории:

  • Реакции происходят при столкновении частиц реагентов, которые обладают определённой энергией.
  • Чем больше частиц реагентов, чем ближе они друг к другу, тем больше шансов у них столкнуться и прореагировать.
  • К реакции приводят лишь эффективные соударения, т.е. такие при которых разрушаются или ослабляются «старые связи» и поэтому могут образоваться «новые». Для этого частицы должны обладать достаточной энергией.
  • Минимальный избыток энергии, необходимый для эффективного соударения частиц реагентов, называется энергией активации Еа.
  • Активность химических веществ проявляется в низкой энергии активации реакций с их участием. Чем ниже энергия активации, тем выше скорость реакции. Например, в реакциях между катионами и анионами энергия активации очень мала, поэтому такие реакции протекают почти мгновенно

Влияние концентрации реагирующих веществ на скорость реакции

При повышении концентрации реагирующих веществ скорость реакции возрастает. Для того чтобы вступить в реакцию, две химические частицы должны сблизиться, поэтому скорость реакции зависит от числа столкновений между ними. Увеличение числа частиц в данном объеме приводит к более частым столкновениям и к возрастанию скорости реакции.

К увеличению скорости реакции протекающей в газовой фазе приведет повышение давления или уменьшение объема, занимаемого смесью.

На основе экспериментальных данных в 1867 г. норвежские учёные К. Гульдберг, и П Вааге и независимо от них в 1865 г. русский учёный Н.И. Бекетов сформулировали основной закон химической кинетики, устанавливающий зависимость скорости реакции от концентраций реагирующих веществ-

Закон действующих масс (ЗДМ) :

Скорость химической реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях равных их коэффициентам в уравнении реакции. («действующая масса» – синоним современного понятия «концентрация»)

аА + bВ = cС + dD, где k – константа скорости реакции

ЗДМ выполняется только для элементарных химических реакций, протекающих в одну стадию. Если реакция протекает последовательно через несколько стадий, то суммарная скорость всего процесса определяется самой медленной его частью.

Выражения для скоростей различных типов реакций

ЗДМ относится к гомогенным реакциям. Если реакция геторогенная (реагенты находятся в разных агрегатных состояниях), то в уравнение ЗДМ входят только жидкие или только газообразные реагенты, а твердые исключаются, оказывая влияние только на константу скорости k.

Молекулярность реакции – это минимальное число молекул, участвующих в элементарном химическом процессе. По молекулярности элементарные химические реакции делятся на молекулярные (А →) и бимолекулярные (А + В →); тримолекулярные реакции встречаются чрезвычайно редко.

Скорость гетерогенных реакций

  • Зависит от площади поверхности соприкосновения веществ , т.е. от степени измельчения веществ, полноты смешивания реагентов.
  • Пример — горение древесины. Целое полено горит на воздухе сравнительно медленно. Если увеличить поверхность соприкосновения дерева с воздухом, расколов полено на щепки, скорость горения увеличится.
  • Пирофорное железо высыпают на лист фильтровальной бумаги. За время падения частицы железа раскаляются и поджигают бумагу.

Влияние температуры на скорость реакции

В XIX веке голландский ученый Вант-Гофф опытным путем обнаружил, что при повышении температуры на 10 о С скорости многих реакций возрастают в 2-4 раза.

Правило Вант-Гоффа

При повышении температуры на каждые 10 ◦ С скорость реакции увеличивается в 2-4 раза.

Здесь γ (греческая буква «гамма») — так называемый температурный коэффициент или коэффициент Вант-Гоффа, принимает значения от 2 до 4.

Для каждой конкретной реакции температурный коэффициент определяется опытным путем. Он показывает, во сколько именно раз возрастает скорость данной химической реакции (и ее константа скорости) при повышении температуры на каждые 10 градусов.

Правило Вант-Гоффа используется для приближенной оценки изменения константы скорости реакции при повышении или понижении температуры. Более точное соотношение между константой скорости и температурой установил шведский химик Сванте Аррениус:

Чем больше E a конкретной реакции, тем меньше (при данной температуре) будет константа скорости k (и скорость) этой реакции. Повышение Т приводит к увеличению константы скорости, это объясняется тем, что повышение температуры приводит к быстрому увеличению числа «энергичных» молекул, способных преодолевать активационный барьер E a .

Влияние катализатора на скорость реакции

Можно изменить скорость реакции, используя специальные вещества, которые изменяют механизм реакции и направляют ее по энергетически более выгодному пути с меньшей энергией активации.

Катализаторы – это вещества, участвующие в химической реакции и увеличивающие ее скорость, но по окончании реакции остающиеся неизменными качественно и количественно.

Ингибиторы – вещества, замедляющие химические реакции.

Изменение скорости химической реакции или ее направления с помощью катализатора называют катализом .



Loading...Loading...